Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Розенкрейцеры: философия, история, символы


Информационный Канал Subscribe.Ru

Розенкрейцеры: философия, история, символы

Древний Мистический Орден Розы и Креста


Розенкрейцеры: философия, история, символы

выпуск 76
30 мая
2005 года

"Мы считаем своим долгом известить об Ордене розенкрейцеров тех, кто стремится понять смысл существования человечества и смысл своей собственной жизни; тех, кто хочет сделать свою жизнь более наполненной, гармоничной и счастливой."
(Из обращения Администрации Древнего Мистического Ордена Розы и Креста в России)

Содержание выпуска

1. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так". Глава 2.
2. Фрагменты. Алхимия. Мирча Элиаде. "Arcana Artis"
3. Жемчужины мудрости. Фразы. Из изречений Руми.



1. Тексты ДМОРК. Кристиан Бернар. "Да будет так".

Продолжаем публикацию глав из книги Императора ДМОРК Кристиана Бернара "Да будет так!" (1994).


Глава 2. НАСЛЕДИЕ РОЗЫ И КРЕСТА

Хотя эта глава предназначается главным образом для членов Д.М.О.Р.К., вполне вероятно, что она затронет ответные струны и в других людях в тех областях, которые имеют отношение к жизни, мыслям и поступкам каждого. Когда нам в голову приходит слово "наследие", мы, конечно, сразу же начинаем думать о материальных вещах, которые мы можем получить из прошлого или передать будущему. Тем не менее, с мистической точки зрения можно наследовать не только то, что еще не существует на земном плане, но и создать в настоящем наследие из идеалов и духовных ценностей. Соответственно, я предлагаю вам поразмышлять над тем смыслом, которое розенкрейцер должен придать своей настоящей жизни с тем, чтобы материальное и духовное наследие, которое он оставит своим преемникам, было бы достойно приверженца Розы и Креста.

Что же составляет наше материальное наследие? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны помнить о трех вещах. Во-первых, мы являемся членами Д.М.О.Р.К.; во-вторых, мы живем в определенной стране; и, в-третьих, мы являемся гражданами мира. Таким образом, наше материальное наследие триедино. Применительно к нашему ордену, оно охватывает все строения, в особенности принадлежащие различным Великим Ложам разных стран, которые были воздвигнуты или переоборудованы в помещения для розенкрейцерской деятельности с начала нынешнего столетия. Каждое из этих сооружений образует собой часть материальных ценностей, которые наши предшественники нам завещали или которые получено по воле Провидения с тем, чтобы розенкрейцеры могли достойно осуществлять свою миссию в современном мире. В этом отношении мы должны делать все возможное, чтобы сохранить это наследие в той или иной форме для будущих розенкрейцеров. При современном положении дел мы не должны забывать, что мы живем в материальном мире, и невозможно осуществлять духовное деятельность без использования материальных средств. Если бы Д.М.О.Р.К. не владел этими зданиями, он не мог бы исполнять свое духовное предназначение и не имел бы оснований для существования. Я уверен, что вы это прекрасно понимаете, и, соответственно, я не считаю нужным уделять более внимания этому вопросу. Более того, я знаю, что каждый розенкрейцер испытывает чувство гордости за те материальные сооружения, которые орден Розы и Креста уже освятил для поисков Истины и открыл их для всех своих членов.

Теперь мне хотелось бы рассмотреть вопрос о наших обязанностей как представителей нации или, если хотите, как жителей определенной страны. Прежде всего, мы должны четко осознавать, что отнюдь не случайно на свете существует множество языков и определенное число рас. Соответственно, то, что мир состоит из нескольких континентов, и на каждом из них имеются различные страны, не есть результат космической случайности. Это явление есть необходимость, ибо Единое может эволюционировать на всех планах только через процесс дифференциации. Фактически такой процесс увеличивает возможности получения опыта. Чтобы доказать это, нам нужно только представить себе Великую Вселенскую Душу. По своей сути она едина, но, повинуясь космической необходимости, она расщепляется на миллиарды одушевленных частиц. Само наше существование - отражение этой множественности, поскольку каждый из нас воплощался множество раз в различные тела, в различных семьях, в различных странах, различных расах, принадлежащих к различным культурам и различным религиям, сохраняя, однако, глубоко в себе, все ту же искру Божественности. Посему, внешние проявления, различия и многообразие служат великому закону эволюции, если они направлены к конструктивной цели. Этот процесс очень хорошо выражен в гимне Атону, одном из самых прекрасных символических литературных творений, завещанных нам Эхнатоном.

В наши дни есть английские, немецкие, испанские, французские розенкрейцеры, говорящие на языках своих стран, в которых действует Д.М.О.Р.К. Но одно то, что все они являются членами ордена, объединяет их одним общим идеалом, и в каждом из них звучит одна и та же нота - нота Космической Гармонии. Поэтому весьма важно, чтобы каждый из нас в течение нашей жизни проникся тем, что создает красоту, величие и ценность той страны, в которой он пребывает. В результате, Розенкрейцерская Мысль окажется облагороженной и обогащенной, поскольку она будет представлять собой синтез всего самого лучшего, что есть в каждой нации. Для завершения этого процесса мы должны как можно глубже погрузиться в культуру нашей страны, ее историю, обычаи и устремления. Короче говоря, мы должны постараться настроить себя в унисон с ее коллективным сознанием, поскольку оно является выражением ее былого и предчувствием ее будущего. Если мы сделаем это искренне, то внутренняя связь между нами и страной, в которой мы проживаем, будет крепнуть, независимо от того, произошло ли это в начале нашей инкарнации или позже. Однако общеизвестно, что мы должны заботиться о тех вещах, к которым мы имеем привязанность. С другой стороны, эта привязанность к вещам делает их частью не только нашей собственной жизни, но и частью истории той общности, к которой мы принадлежим, ибо страна есть не что иное, как сообщество людей, связанных общей памятью.

Действительно, не все страны имеют одинаковое прошлое, некоторые из них гораздо моложе других. Но, как гласит известное изречение "над красотой время не властвует", и роза, расцветшая на двухлетнем розовом кусте, столь же прекрасна, как и та, что благоухает на пятнадцатилетнем кусте. Имеет значение не славное историческое прошлое страны, так как оно зачастую представляет собой череду сражений и войн, но та мистическая оценка, которую мы даем ее настоящему. Поэтому, независимо от страны, в которой проживает розенкрейцер, он должен каждым днем своей жизни доказывать, что возможно возродить то, что столетиями, возможно, было обречено на уничтожение. Каким образом? Просто служа примером в качестве гуманиста, жаждущего сохранить традиционные моральные ценности, которые и составляют славу цивилизованного общества. Имея перед собой такую цель, где бы мы ни находились и сколь бы не были велики или малы наши обязанности, мы должны действовать так, чтобы наши соотечественники могли эволюционировать, тем самым, поднимая коллективное сознание нации, которую они формируют.

В этом отношении, я убежден, что, в плане человеческой эволюции, каждая страна имеет свою особую роль, каждая нация имеет свое особое понимание добра и зла. Они подобны различным струнам одного музыкального инструмента, которые, в руках Великого Архитектора Вселенной, настроены на исполнение единой мелодии. Это объясняет, почему каждая страна по-разному реагирует на одни и те же события, и решения большинства международных проблем можно достичь путем учета всех этих позиций. Соответственно, будучи мистиком, вы должны укреплять самые высокие помыслы, которые ваша нация может выразить, в политической, экономической и, прежде всего, в мистической области. Если мы преуспеем в этом в наших странах, будущие поколения унаследуют общества, которые, сохраняя свои различия, будут едины в защите прав и обязанностей каждого человека.

Сказанное выше приводит меня к рассмотрению третьего аспекта того материального наследия, которое мы должны завещать человечеству третьего тысячелетия. Несомненно, каждый розенкрейцер является членом определенной нации, но в мистическом плане он, прежде всего, гражданин мира. Следовательно, было бы грубейшей ошибкой вести себя как националист, полный решимости защищать исключительно интересы своей собственной нации. Возвращаясь к нашей предыдущей аналогии, можно сказать, что невозможно исполнить мелодию, используя одну-единственную струну музыкального инструмента. Подобным же образом человечество не сможет достичь конечной цели своего развития, Абсолютного Совершенства, если одна нация будет действовать, не принимая во внимание интересы других. На этом уровне очень важно понять, что, какова бы ни была наша национальность как индивидуума, мы все принадлежим к единому сообществу. Поэтому очевидно, что наилучшее наследие, которое мы можем передать будущим поколениям, есть не что иное, как сама Земля. Как вы знаете, Земля больна и страдает от множества недугов. В угоду своим личным эгоистичным интересам человечество разрушает ее природную среду и, согласно даже данным ученых, поставило планету на грань выживания.

Мои замечания не имеют своей целью дать оценку всем формам загрязнения окружающей среды, которые ставят под угрозу будущее человечества, поскольку эта проблема много раз становилась темой многочисленных докладов, газетных статей и телевизионных передач. Тем не менее, я полагаю важным особо подчеркнуть тот факт, что, если бы Земля исчезла в результате нашей деятельности, то это означало бы не только конец человечества, по крайней мере, в том виде, в каком оно сейчас существует, но и привело бы к грандиозным потрясениям во всей Солнечной системе и оказало бы влияние на всю окружающую нас вселенную. В самом деле, не сложно понять, что мироздание управляется порядком и гармонией, и любое возмущение, произошедшее в какой-либо точке этого мира, отзывается эхом в бесконечности. Это относится и к нашему телу, поскольку хорошо известно, что если один из наших органов поражен недугом, то в результате страдает и весь организм.

Таким образом, тот выбор, который мы должны сделать, чтобы исправить бедственное положение, ныне угрожающее нашей планете, важен не только для эволюции человечества, но и для самого существования других планет Солнечной системы; поскольку все планеты связаны между собой чрезвычайно тонкими флюидами взаимной симпатии. Посему весьма важно, чтобы каждый из нас, не только как житель определенной страны, но также и как гражданин мира, озаботился бы будущим Земли. С этой точки зрения мы должны служить совершенными образцами уважительного отношения к Природе. Мы со всей решительностью должны противостоять всем мелочным интересам, которые лежат в основе массового уничтожения определенных видов растений и пород животных. Мы не должны равнодушно взирать на опасность, которую представляют собой некоторые формы энергии, я прежде всего имею ввиду ядерную энергию, и транспортировка определенных энергоносителей, таких как нефть. Вполне очевидно, что все научные исследования должны быть сосредоточены на солнечной энергии. Между прочим, именно это имеет место в течение многих лет, но, к сожалению, использование солнечной энергии еще не заняло того места, которое оно должно иметь.

Солнце всегда было источником жизни. Оно не принадлежит ни одному отдельному государству и соответственно не может быть объектом присвоения, в отличие от угля, нефти и газа. Поскольку мы считаем, что Солнце символизирует Великий Свет Космического Сознания, и поскольку нам известно, что "как вверху, так и внизу", Солнце должно быть признанно источником света и тепла для всего человечества. Я отлично понимаю, что в подобного рода рассуждениях нет ничего нового, но сегодня мы должны сделать выбор, поскольку время для официальных заявлений уже давно прошло. Вот почему так важно еще раз проанализировать проблемы, которые были предметом рассмотрения столь многих экологических кампаний. Посему, давайте возьмем на себя ответственность; давайте не позволим нашей совести игнорировать проблемы, которые она осознает, но не желает видеть; и давайте окажем нашу искреннюю помощь тем, кто в силу своего официального положения заботится о здоровье нашей планеты, поскольку сохранность Земли, которую мы завещаем будущим поколениям, зависит от их воли.

Давайте теперь рассмотрим вопрос духовного наследия, которое мы должны приумножать в интересах будущего. Как вы знаете, это наследие базируется на знании законов и принципов, которые с незапамятных времен соединяли человечество с Создателем. Все те, кто имеет честь принадлежать к традиционному Ордену, каким является Д.М.О.Р.К., несет особую миссию, заключающуюся в том, чтобы передать новым поколениям то знание, которое они унаследовали из прошедших тысячелетий. Честно говоря, я думая, что могу утверждать - наш орден обладает древнейшим и всеобъемлющим мистическим учением о духовности в Западном мире. Разумеется, существуют и другие философские и мистические движения, которые в течение многих веков являются выразителями определенных религиозных течений или традиций, но, по моему мнению, ни одно из них не обладает таким громадным культурным и духовным наследием, как Роза и Крест.

С другой стороны, существует масса псевдомистических орденов, обществ и групп, в основном недавно созданных, которые отражают личные и потому временные философские взгляды своих основателей. Наконец, я хочу добавить, что подлинные движения международного масштаба, такие как Древний Мистический Орден Розы и Креста, чрезвычайно редки. По этой и по множеству других причин, я верю, что Д.М.О.Р.К. может и должен соответствовать мистическим требованиям Новой Эры. Чтобы добиться этого, необходимо сделать его деятельность достоянием гласности, и я искренне надеюсь, что эта книга внесет свой вклад в решение этой задачи. В этом отношении, и я искренне верю в это, наследие, которое мы должны завещать третьему тысячелетию, заключается, главным образом, в той духовности, которую Орден стремится нести людям с незапамятной древности.

Древний Мистический Орден Розы и Креста всегда адаптировался к различным периодам, которыми отмечена история эволюции и эволюция истории. Поэтому никогда в прошлом его учение не прерывалось во времени. Из века в век оно постоянно обновлялось, уточнялось и обогащалось с тем, чтобы соответствовать прогрессу общества и в то же время предвосхищать будущее. И в нынешнем цикле наше учение не уклоняется от этого правила, особенно в условиях, когда ритм жизни так ускоряется. Разумеется, целью этого обновления не является, и никогда не было, изменение направления духовной сущности Розенкрейцерской Традиции, ибо Космос никогда бы не принял этого, и поэтому это невозможно. Ее цель состоит в обеспечение того, чтобы учение полностью соответствовало эволюции сознания и интеллекта, поскольку крайне важно, чтобы нынешние и будущие розенкрейцеры не ощущали, будто бы это учение отстает от культурных или даже социальных процессов определенной эпохи.

Наряду с мистическим учением, распространяемым орденом, я должен также упомянуть и о культурной деятельности, проводимой Международным Розенкрейцерским Исследовательским Институтом, который состоит из розенкрейцеров, являющихся признанными авторитетами в таких сферах деятельности, как наука, искусство, литература и ряде других. Результаты исследований, проводимых ими индивидуально или коллективно, регулярно публикуются в розенкрейцерских журналах, а порой и в специализированных журналах для "не посвященных", что способствует эволюции сознания и вместе с тем демонстрирует динамизм розенкрейцерской исследовательской деятельности. Их труды также обсуждаются на лекциях и семинарах, некоторые из которых открыты для всех посетителей. Исследования МРИИ в области науки, литературы и искусства, завещанные розенкрейцерам будущего и всему человечеству, ярко демонстрируют прогресс, достигнутый в различных областях знаний в течение последних десятилетий.

Естественно, не все розенкрейцеры обладают способностями осуществлять изыскания в физике, химии, астрономии, медицине, психологии и прочих областях знаний. Какие же знания в виде наследия они могут завещать? Чтобы ответить на этот вопрос, я должен напомнить вам, что, прежде всего, быть розенкрейцером означает изучать и осознанно применять учение ДМОРК в каждой своей мысли, слове и деянии. Это также влечет за собой работу в духовном плане, чтобы привести в движение энергию, способную очистить и оздоровить коллективное сознание человечества. Более того, от него требуется медитировать о великой правде жизни с целью просветить тех, кто меньше, чем он, продвинулись на жизненном пути. И, наконец, это предполагает молитву за каждое человеческое существо, чтобы оно получило Просветление, которого жаждем и мы сами. В полной мере жить по заветам розенкрейцерства означает излучать Свет и своим собственным примером побуждать все больше людей вставать на тот путь, по которому следуем мы сами. На этом уровне нет абсолютно никакой необходимости быть светилом в науке, искусстве или литературе. Все, что необходимо, просто желать этого, поскольку, если мы берем на себя эту Вселенскую Миссию, то есть, вести к Свету тех, кто еще блуждает во тьме, то в возможностях стать таковым не будет недостатка. С другой стороны, чем больше усилий мы вкладываем в эту пастырскую деятельность, тем большую поддержку и энергию мы получим от Космических Учителей. Я бы даже добавил, что чем в большей мере мы используем эту поддержку и эту энергию, тем более мощным будет то духовное наследие во имя Всеобщего Блага, которое мы завещаем будущему.

Говоря в целом, самое прекрасное, что мы можем завещать тем, кто последует за нами, есть не что иное, как та сумма идеалов, которой будет достаточно, чтобы вывести человечество из явного хаоса, в котором оно ныне пребывает. Посему именно в Невидимом необходимо закладывать фундамент духовности, поскольку не следует забывать, что все исходит из Невидимого. Розенкрейцеры имеют в своем распоряжении все мистические инструменты, необходимые для осуществления этой миссии. Если они эти инструменты не используют, тогда они будут довольствоваться лишь тем, что их имеют, а, значит, не смогут выполнить свой долг, и их кармическая ответственность будет велика в тот завершающий момент, когда они пересекут Порог Высшего Посвящения. Так будем же достойными работниками и, отбросив в сторону преходящие, или даже недостойные, мысли, слова и дела, будем честно работать на то дело, в которое мы верим, а именно, в конечный расцвет человеческой Розы на преходящем Кресте этого материального мира. Если мы преуспеем в этом, то наши потомки унаследуют мир, в котором впервые в обозримой истории идеалы Мира станут материализовавшейся духовной реальностью.

Да будет так!



2. Фрагменты. Алхимия. Мирча Элиаде. "Arcana Artis"

Продолжая тему алхимии, предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Мирча Элиаде "Arcana Artis"


Проблема исторического становления александрийской Алхимии не до конца решена. Внезапное появление многочисленных алхимических текстов в начале христианской эры можно объяснить взаимным влиянием различных эзотерических учений, таких как Мистерии, неопифагорейство, неоорфизм, астрология, заново открытая "Мудрость Востока", гностицизм и т.д., а также различных экзотерических течений, разработанных образованными людьми, интеллигенцией, и популярных "преданий", сохранившихся в тайных ремёслах, магии и древних техниках. Можно упомянуть, что подобное же произошло в Китае с даосизмом и неодаосизмрм, а в Индии с тантризмом и хатха-йогой. В странах Средиземного моря такие народные предания с духовными составляющими элементами и древней структурой сохранились до александрийской эпохи. Именно в это время увеличился интерес к "Мудрости Востока", к традиционным знаниям и техникам, особенно к знаниям различных субстанций, драгоценных камней и растений. Эту эпоху хорошо изучили Франц Кумон и Р.П.Фестюжьер.

Каким историческим причинам обязано рождение экспериментальной Алхимии? Наверное, никогда не будет получен ответ на этот вопрос. Сомнительно также утверждение, что Алхимия выделилась в самостоятельную дисциплину благодаря рецептам по производству или подделке золота. Эллинистический Восток унаследовал все свои металлургические техники от Месопотамии и Египта. Известно, что уже с XIV века до н.э. в Месопотамии пробовали производить золото. Желание свести Алхимию, которой западный мир был пропитан в течение двух тысячелетий, всего лишь к труду, вложенному в производство золота, означало бы забыть, насколько глубоки были познания древних о металлах и сплавах. Это означало бы обесценивать их интеллектуальные и духовные способности. Сама трансмутация, как основная цель александрийской Алхимии, с точки зрения древней науки, не могла быть абсурдом, ибо тезис о единстве материи уже тогда был постулатом греческой философии. Также трудно поверить в то, что Алхимия появилась как результат экспериментов, проводимых для проверки истинности этой догмы, то есть для того, чтобы наглядно и экспериментально доказать предполагаемое единство. Тяжело воспринять и вообразить духовную технику и сотериологию, которые бы имели своё начало в философской теории.

Исследуя окружающий мир, греческие учёные придавали большое значение экспериментам и логическим выводам; при чтении же алхимических текстов бросается в глаза поверхностное отношение к физико-химическим процессам, отсутствие интереса к прикладным знаниям. Как это отметил Шервуд Гейлор: "Все те, которые работали с серой, должны были заметить необычные явления, происходящие при плавлении серы, а потом при нагревании полученной жидкости. Но, несмотря на то, что сера упоминается сотни раз, не встречается никаких намеков на её свойства, кроме тех, которые связаны с её действием на металлы". Это несколько расходится с духом классической греческой науки и приводит к выводу, что алхимики вообще не интересовались феноменами, выходящими за рамки их интересов и целей. Поэтому мнение об алхимиках, как о людях, стремящихся к обогащению, т.е. простых искателях золота, было бы ошибочным. Этот вывод подтверждается религиозным и мистическим тоном, доминирующим в сочинениях, особенно позднего периода. В них невозможно найти даже следа научности, т.к. алхимики никогда не проводили научных исследований.

Тексты древних алхимиков показывают, что они не были заинтересованы в производстве золота и что они никогда не подразумевали настоящее золото. Как заметил Шервуд Тейлор, химик, желающий повторить работы алхимиков, встретился бы с теми же трудностями, что и каменщик, желающий благодаря какой-то масонской книге получить практические рекомендации для своей работы.

Таким образом, если целью александрийской Алхимии было не производство золота (стремление, известное к тому времени уже двенадцать веков), и если она не возникла из научных исследований (а мы видели, что алхимик не интересовался физико-химическими явлениями как таковыми), то тогда следует искать "происхождение" этой дисциплины sui generis, в другом. Более приемлемо предположение, что интерес к искусственным превращениям, то есть к превращениям, проводимым в лаборатории, мог возникнуть из древнего представления о Земле-Матери, содержащей внутри себя минералы-эмбрионы, чем связывать это возникновение с философской теорией о единстве материи. Причиной первых алхимических операций, по всей вероятности, было знакомство с символами, мифами, а также с практическим опытом литейщиков, кузнецов и шахтеров. Решающую роль в развитии Алхимии имело открытие живой субстанции, к которому (как им казалось) ремесленники пришли путем экспериментов. Так появилась концепция о сложной и драматической жизни Материи. Есть основания предполагать, что опыт ремесленников, касающийся драматической жизни Материи, мог быть получен лишь благодаря знакомству с греко-восточными мистериями. Эта концепция алхимиков имела большое значение для классической греческой науки.

Известно, что при посвящениях в Мистерия важным было участие в страданиях, смерти и воскрешении какого-то божества. Мы не знаем всех форм такого участия, но можем предположить, что при инициации неофиту непосредственно показывали предания о страданиях, смерти и воскрешении божества, независимо от того, что это и раньше было известно ему в форме мифа и исторической легенды. Смыслом и назначением Мистерий была трансформация человека: посредством инициатического переживания смерти и воскрешения неофит менял свой онтологический статус (становился бессмертным).

Итак, драматический сценарий "страдания", "смерти" и "воскрешения" Материи упоминается уже в ранней греко-египетской алхимической литературе. Согласно этим текстам, трансмутация (Opus Magnum), ведущая к Философскому Камню, постигается прохождением материи через четыре фазы, получившие своё название по цвету, в который окрашивались составные компоненты каждой из них: melanosis (черный), leukosis (белый), xanthosis (желтый) и iosis (красный). "Черный" цвет (nigredo средневековых авторов) символизирует "смерть", и к этой мистерии алхимиков мы ещё вернемся. Также необходимо подчеркнуть, что упоминание о четырёх фазах опуса находим уже в сочинении псевдо-Демокрита "Physika kai Mystika" (фрагмент сохранился благодаря Зосиму, упоминается в первом алхимическом тексте II-I века до н.э.). Во всей арабской и западной истории Алхимии, с её бесчисленными вариациями, проведение операций опуса всегда имело четыре (иногда пять) фазы (nigredo, albego, citrinitas, rubedo, иногда с пятой viriditas, или cauda pavonis).

Из текстов в дальнейшем выходит, что мистическая драма божества - его "страдания, смерть и воскрешение" - проецируется на материю с целью её трансмутации. Короче, алхимик третирует материю подобно тому, как в Мистериях третировалось божество: минеральные вещества "страдают", "умирают" и "воскрешаются', переходя таким образом на новый уровень существования, то есть они трансмутируют. В этом смысле кажется интересным текст Зосима ("Трактат об умениях", III, 1, 2 - 3), на который ссылается К. Г. Юнг и где известный алхимик рассказывает о видении, полученном им во сне: человек по имени Ион сказал ему, что он был пронзён мечом, разделён на части, что ему отсекли голову и сняли всю кожу с тела, а потом он сгорел в огне, и все это он выстрадал, чтобы "своё тело мог превратить в дух". Проснувшись, Зосим задает себе вопрос, относится ли все это к алхимическому процессу соединения с Водой, то есть, не представляем ли мы сами Воду. К.Г. Юнг объясняет, что эта Вода алхимиков есть Aqua permanens, а "страдания" в Огне соответствуют алхимической процедуре separatio. Добавим, что рассказ Зосима напоминает не только миф о разделённом на куски теле Диониса или миф о других "умирающих богах" Мистерий (страдания которых можно сравнить со стадиями жизненного цикла растений, особенно с мучением, смертью и воскрешением "Души пшеницы"); не только содержит элементы, удивительно схожие с инициатическими видениями шаманов и, в общем, с основной схемой всех древних инициаций Как известно, каждая инициация предполагает ряд обрядовых испытаний, символизирующих смерть и воскрешение неофита. В случае шаманской инициации эти испытания, хотя и совершаются в "другом состоянии", часто жестоки: будущий шаман в состоянии галлюцинации видит разделение своего тела на части, отсекание головы и свою собственную смерть. Имея в виду универсальность этой инициатической схемы и, с другой стороны, взаимную связь металлургов, кузнецов и шаманов, предполагается вероятность существования внутри древних братств металлургов и кузнецов Средиземноморья подобных Мистерий, относящихся к их роду деятельности, тогда видение Зосима мы можем отнести к духовному миру, в который мы попытались проникнуть и определить его. Новизна, введенная алхимиками, заключается в том, что они проецировали инициатические страдания на Материю. Во время алхимических процедур, однородных по своему содержанию с мучением, смертью и воскрешением неофита, субстанция трансформируется и достигает уровня трансцендентного существования - превращается в "Золото". А золото, повторяем, - это символ бессмертия. В Египте считалось, что тела богов - из золота. Становясь богом, фараон приобретал золотое тело. Алхимическая трансформация субстанции равноценна её спасению.

Мы видели, что минералы, руды и металлы считались живыми организмами. В этой книге говорится о них как об эмбрионах, об их рождении и росте; речь идёт даже об их браках. Греко-восточные алхимики усвоили и возвратили значение и смысл этим древним верованиям. Алхимическая процедура соединения серы и ртути почти всегда обозначается словом "брак". Но этот брак - также и мистическое соединение двух космогонических принципов. В том и заключена новизна подхода алхимиков. Жизнь Материи уже не ограничивается лишь иерофанической "витальностью" (как материю понимали в древности), а она получает новое, духовное измерение. Другими словами, участвуя в драме и страданиях, Материя приобретает и способность разделять судьбу Духа. "Инициатические испытания", которые на уровне Духа означают стремление к свободе, познанию и бессмертию, на уровне материи ведут к трансмутации, к Философскому Камню.

В сочинении " Turba Philosophorum" ясно высказано духовное значение "мучения" металла: "Ео quod cruciata res, cum in corpore submergitur, vertit ipsum in naturam inalterabilem acindelebilem". Руска считает, что у греческих алхимиков выражение "мучения" относится не столько к реальным процедурам, сколько имеет символическое значение. Лишь у арабских авторов алхимические операции начинают называть "мучением". В сочинении " Testament" Джафара Садика можно прочитать, что мёртвые тела нужно подвергнуть мучению Огнём и всем видам Страдания, чтобы они смогли воскреснуть, ибо без страдания и смерти нельзя приобрести жизнь вечную. Результатом "Мучения" является всегда "Смерть" - mortificatio, putrefactio, nigredo. Надежда на воскрешение и переход на уровень трансцендентального существования тщетна без прохождения этапа "смерти". Другими словами, без предшествующей смерти нет надежды на достижение трансмутации. Алхимическая символика мучения и смерти иногда имеет два значения: процедура относится и к человеку, и к минеральной субстанции. В сочинениии "Allegoriae super Librum Turbae" говорится: "Поймай человека, побрей его и тащи по камню... до того момента, пока его тело не умрёт (accipe hominem, tonde eum, et trahe super lapidem... donee corpus eus moriatur)". Весь opus alchymicum проникнут этой символикой. Итак, очень важно её правильно понимать.

Очень важно правильно понять основы, на которые опирается труд алхимика. Вне всякого сомнения, александрийские алхимики, стремясь с самого начала своего Делания осознанно усовершенствовать материю, прежде всего, ведут поиск и работают над собственным совершенствованием. В книге "Liber Platonis quartorum" (её арабский оригинал относится самое позднее к X веку) подчёркивается особая важность параллельного развития opus alchymicum и внутренних переживаний адепта. А именно: "Делание можно довести до совершенства посредством ему же подобных вещей и в этом смысле совершающий Делание должен быть и сам объектом Делания"

Короче говоря, западный алхимик, так же как и его коллега китаец или индиец, в своей лаборатории работает над самим собой, воздействует на своё психофизиологическое бытие, и своё нравственное и духовное состояние. Большинство алхимических текстов согласны между собой в отношении тех качеств и добродетелей, которыми должен обладать алхимик: он должен быть здоровым, скромным, терпеливым, чистым; его мысли должны быть свободными и согласованными с его делами; он должен быть умным и образованным, должен уметь одновременно и работать, и думать, и молиться. Из всего этого видно, что алхимический труд не мыслится лишь как лабораторные операции. Алхимик предается целиком и полностью своей работе. Но его доблести и добродетели не следует понимать лишь в узком моральном аспекте. Эти качества и добродетели у алхимика играют ту же роль, какую у тантрического sadhana или адепта, готовящегося к инициации в Мистерии, играют терпение, рассудительность, твёрдость характера и т.п. Это говорит о том, что никакие добродетели и никакая учёность сами по себе не могут заменить инициатический опыт, ибо лишь он может помочь преодолеть пропасть, отделяющую самого алхимика от того уровня, на котором происходит алхимическая трансформация.

Интересно отметить, что coniunctio и смерть, которая следует за ней, описываются иногда словом hierosgamos ('священный брак"), которое означает соединение двух принципов - Солнца и Луны, Короля и Королевы - в ртутной купели и их смерть (это соответствует nigredo). "Душа" покидает их, чтобы потом вернуться и дать жизнь новому существу. Это двуполое существо, Ребис (filius philosophorum), оповещает о том, что вскоре будет получен Философский Камень. Такая очередность операций предлагается в книге "Rosarium Philosophorum", иллюстрируемой рядом гравюр, толкованию которых К.Г.Юнг посвятил большую часть своей книги "Psychologic der Ubertragung". Необходимо подчеркнуть важное значение, которое придавали алхимики "ужасным" и "зловещим" переживаниям "сумрачности" духовной смерти - нисхождению в Ад. Об этом много пишется в различных текстах, которые могут отчасти нам помочь разобраться во вдохновленном Алхимией искусстве иконографии, где переживания такого типа выражаются сатурнианской символикой, меланхолией, созерцанием черепа и т.п. Образ Кроноса-Сатурна символизирует Великого разрушителя, означает Время, а вместе с ним и смерть (puterfactio) и новое рождение. Сатурн - символ Времени - часто изображается с весами в руках, символизм которых занимает важное место и в герметизме и в Алхимии. Знаменитыйый Гебер (Джабир ибн Гайан) написал, между прочим, и "Книгу о Весах". Не следует ли в этой власти над Весами, которая сделала алхимиков всезнающими и всеведущими, в этом сходстве с действием Времени (putrefactio, смерть, уничтожающая omne genus et forman), в этой "мудрости", открывшейся лишь тому, кто, хотя и исполнен жизни, принял опыт смерти; не следует ли в этом искать объяснение знаменитой "сатурнианской меланхолии" знахарей и алхимиков. Как бы то ни было, не стоит забывать, что акростих, составленный Василием Валентином словом vitriol, также подчёркивает неодолимую потребность в descensus ad inferos, в нисхождении в ад: Visita Interiora Terrae Rectificando Invenies Occultum Lapidem (Посети недра земные и, очистившись, найдешь тайный Камень).



3. Жемчужины мудрости. Фразы. Из изречений Руми.

То, что обычному человеку кажется камнем, для знающего является жемчужиной.

Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.

Первоначально ты был глиной. Пройдя стадию минера-ла, ты стал растением. Из растения ты стал животным, и из животного - человеком. В течение этих периодов человек не знал, куда идет, но все же был вовлечен в это длинное путешествие. И еще сотню разных миров предстоит тебе пройти.

Этот мир наполнен лучами солнца и луны, а он (человек) погрузил голову в колодец и спрашивает: "Говорят, будто существует свет, если это правда, так где же он?" Эй, высунь голову из колодца, посмотри вокруг, весь мир: запад и восток - озарен этим лучом. Но пока ты находишься в колодце, луч не достигнет тебя.

Этот мир - горы, а наши поступки - крики: эхо от на-шего крика в горах всегда возвращается к нам.

Каждая вещь денно и нощно являет нам Господа, но лишь некоторые из нас осознают это, а большинство - нет.

Нужно выйти из круга Времени и войти в круг Любви.

Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звезды. Хотя ду-ша обошла столь много городов, она все еще не очистилась от пыли их познания.

Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдается иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звезды.



Ниже приведены имена людей, которые, каждый в своей области деятельности, достигли поразительных успехов. Эти имена вам хорошо знакомы. Все они были членами Ордена розенкрейцеров или имели непосредственную связь с Орденом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519 гг.). Корнелий Генрих Агриппа (1486 - 1535 гг.). Парацельс (1493 -1541гг.). Франсуа Рабле (1494 - 1553гг.). сэр Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.). Якоб Бёме (1575 - 1624 гг.). Рене Декарт (1596 - 1650гг.). Блез Паскаль (1623 - 1662 гг.). Барух Спиноза (1632 - 1677 гг.). сэр Исаак Ньютон (1б42 - 1727 гг.). Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716 гг.). Бенджамин Франклин (1706 - 1790гг.). Калиостро (1743 - 1795 гг.). Майкл Фарадей (1791 - 1867 гг.). Клод Дебюсси (1862 - 1918 гг.). Эрик Сати (1866 - 1925 гг.)

И это далеко не полный список.


Если вы хотите больше узнать об Ордене розенкрейцеров ДМОРК, если Вы заинтересовались его Учением, если Вы хотите начать обучение в Ордене, Вы можете попросить прислать Вам брошюру "Мастерство Жизни". Брошюра высылается бесплатно и только на почтовый адрес.

Адрес для контактов: 119501, Москва, а/я 928, Д.М.О.Р.К.
E-mail: dmork@mail.ru
Адрес нашего сайта: www.amorc.org.ru.

Ведущий рассылки Александр
E-mail: dmork@mail.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.amorc
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное