Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика Выпуск 68


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 68
Адамович Геннадий Эдуардович
Ерошкина Наталия Юрьевна

ВЗГЛЯД НА ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
(С РОЖДЕНИЯ И ДО ТРЕХ ЛЕТ)
С ПОЗИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

(продолжение, начало в выпусках 52, 54, 58, 60)

ОБ АВТОРАХ
Адамович Геннадий Эдуардович - лауреат международной премии им. Вернадского, лауреат международного фестиваля "Будущее через прошлое" по направлению "Комплементарная медицина", разработчик про-грамм и учебных пособий для ВУЗов России и Белоруси, посвященным психофизическим сиситемам славян.
Ерошкина Наталия Юрьевна - педагог-валеолог, Монтессори-педагог, руководитель центра раннего развития детей "Мир открытий" г. Краснодар



ПОТЕШКИ

Потешки (слово "потешка" обозначает "игрушка") - это песенки, приговорки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Ребенку в этом возрасте необходимо удовлетворять моторную потребность (много двигаться, изучать собственное тело, овладевать им, развивать реакции), изучать окружающее пространство, накапливая чувственный опыт (слуховой, зрительный, двигательный и информативный). Это, конечно, очень трудно делать малышу одному. Поэтому взрослый приходит на помощь своему малышу. И удовлетворение всех этих потребностей ребенок получает через посредство играющего с ним взрослого.

В потешки хорошо начинать играть с детьми где-то с 6-9 месячного возраста. Ребеночка нужно брать на руки, перемещаться с ним в пространстве, качать его, или лежа и сидя, выполнять разные движения его ручками, ножками, головкой, сопровождая эти действия песенками. В процессе таких игр у малыша тренируются мышцы, формируется произвольное управление своим телом, внимание, воображение.

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка совсем маленького возраста. Так, например, при исполнении потешки "Сорока" водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи. Легкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешках - один из старых способов гипнотического воз-действия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксации. Разми-нание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии. Несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками тонизируют обмен веществ и т. д. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, выра-батывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их (11, 56)

Хорошо всем известные пальчиковые игры тоже относятся к потешкам. В процессе игры, когда пальчики превращаются в разных персонажей, ребёнок растирает свои пальчики, массирует, сгибает и разгибает их, учится координировать свои движения. Сегодня медиками и психологами доказано, что развитие мелкой моторики (пальцевой пластики) имеет большое значение для развития речи ребёнка. Так как на ладошках и кончиках пальцев есть особые рецепторы, связанные с речевыми центрами мозга. Видимо, наши предки хорошо это знали, поскольку в детском фольклоре существует огромное количество пальчиковых игр.

Итак, потешки помогают малышу активно овладевать речью - одним из главных умений ре-бёнка раннего возраста, которое существенно влияет на его последующее развитие. Потешка помогает обучению родного языка на простых и доступных пониманию ребёнка образцах речи, а главное - обучает в игре, доставляя ему радость и удовольствие. В потешках содержатся первые уроки нравственности, элементы обучения счёту, соотношениям в размерах.

Потешка всегда весёлая, радостная, яркая в эмоциональном отношении. Она реализует потребность ребёнка в смехе, веселье, юморе - столь необходимых качеств для формирования здоровой психики. Мелодии песенок рождены из выразительной речевой интонации, в которой подчёркиваются, иногда даже утрируются эмоциональные состояния. Эти эмоции всегда положительны. Если даже "коза-рогатая" и пугает ребёнка, то в шутку, провоцируя весёлую возню, если нерадивый пальчик наказывают ("кашки не дадим!"), то не всерьёз, а обозначая в игровой ситуации маленький нравственный урок. Ритмика несложных напевов потешки - чёткая, подвижная, побуждающая к весёлым энергичным движениям. Тексты также побуждают не только к эмоционально-выразительному интонированию, но и к выразительной мимике, пластике движений. Звукоподражание, обыгрывание сюжета в движениях, показ действий - эти приёмы призваны заменить отсутствующие пока в речи детей слова, включить их в весёлую стихию игры.

Ценность потешек состоит еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии. Потешки вырабатывают у малыша игровые навыки, подготавливают его к познанию окружающего мира в процессе игры. Так как очень скоро, через некоторое время, ведущей деятельностью ребёнка станет самостоятельная игра среди других детей. А ведь именно игра - школа физи-ческого, умственного, социального развития ребёнка.

Вот оказывается, какое богатство развивающих функций несут в себе обычные развлечения - потешки. А теперь обратим внимание на самое главное, по мнению авторов, на смысловое мировоззренческое значение потешек на примерах:

Например, всем известная потешка "Ладушки": возьмите руки ребенка, хлопайте ладошками в такт и приговаривайте:

ЛАДушки, ЛАДушки,
Где были? -
У Бабушки.
Что ели? - Кашку.
Что пили? - Бражку.
Кашку поели.
Бражку попили.
Полетели, полетели
На головку сели,
Ладушки запели.

Упоминание о Богине ЛАДЕ - Богине лета, любви и красоты, счаст-ливой судьбы и материнства. Вспоминая, что "ЛАДом", "ЛАДой" нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки - это ласковое обращение к людям.

Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, соз-давший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В "Слове о полку Игоре-вом" люди-славяне так и упоминаются "Сварожьи внуки" (3, 8).

Таким образом, "Где были (люди)?" У своей Бабушки - Прабабы - Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуаль-ную еду.

Зерно появляется в результате "союза" всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, явля-лась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, веч-ного возвращения жизни. Мед - один из символов "живой воды" у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей "неисчислимого" плодородия (14, 65). Бражка - напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика "прочитывалась" древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, ба-бушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) сущест-вования славянина в нем.

Сегодня, окружая детей с младенчества поэтической стихией народного СЛОВА, мы делаем первый шаг в воспитании будущего здорового поколения, помнящего свои корни - поколения, ко-торое черпает из родных глубинных истоков знания, силу и дух своего народа.

Литература:
1. Адамович Г. Э. Введение в славянскую магию. - Минск, 2000.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1956.
3. Гальперин Я.Г., Адамович Г. Э. Традиционная диагностика славянского целителя. - Москва, 2001.
4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Сост. Бахметьева А. И. - Ярославль, 1997.
5.Семенова М. Мы - славяне. - Санкт-Петербург, 1887.
6. Юнг К. Г. Структура Души. - М., 1993.

Интернет-ресурсы:
7. Юрий Нечипоренко. Логика русского языка.

www.krivich.com

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.esoteric.ancestryway
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное