Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эзотерический вестник Александра Либиэра Эзотерический вестник Александра Либиэра №22


Эзотерический вестник Александра Либиэра.

Выпуск 22.

Приветствую каждого, кто стал подписчиком нашей рассылки! Сегодня в выпуске:

  • НОВОСТИ  САЙТА;

  • ДИАЛОГ  С  ПОДПИСЧИКОМ;

  • ОСНОВНАЯ  ТЕМА  ВЫПУСКА: А. Либиэр. Учение о карме и его основные положения;

  • СИМВОЛЫ  СВЯЩЕННОЙ  НАУКИ:Р. Генон. СИМВОЛИКА ГРААЛЯ

    НОВОСТИ  САЙТА

    Во время последнего обновления на http://libier.ru были загружены следующие материалы:

  • загружен третий выпуск Эзотерического журнала, в который вошли следующие работы:

Е. П. БЛАВАТСКАЯ. Является ли самоубийство преступлением? 

Элифас Леви. Состояние самоубицы после смерти 

Ю. Эвола. МИСТЕРИЯ  ГРААЛЯ  

Епифан Борецкий. Тайна Евангелий

Титус Буркхарт. Алхимия

ДИАЛОГ  С  ПОДПИСЧИКОМ

Здравствуйте, Александр.

Наконец-то смог войти в раздел практикума вашего сайта www.libier.ru
С этим тоже интересная история получилась, только сейчас я несколько не об
этом.
В первом уроке пробуждения к прочтению рекомендуется Бхагаван Шри Раман
Махариши. «Кто я?». Как на вашем сайте, так и с помощью поисковика найти ее
не смог. Значит в магазинах моего города ее нет и подавно. Не могли бы вы
подсказать, где можно скачать эту книгу, настолько ли она важна и т.д.
P.S. Являясь подписчиком вашей рассылки, хотел бы поинтересоваться,
интересует ли вас творчество Норбекова и в действительности ли он является
суфием, а не просто прекрывается этим словом.
Если тема вас заинтересовала, раскройте ее, пожалуйста, последующих
номерах.
Заранее спасибо за ответ...
С уважением,
Александров Никита aka Вескольд Эфно  
  

Ни бумажного, ни электронного варианта книги Махариши я не встречал. В свое время в моих руках был сборник по практической магии под редакцией Бедаша. В первом томе этого сборника предлагались отрывки из книги Махариши "Кто я". В общем-то, не столь важно сможете Вы, Никита, ознакомиться с творчеством Махариши или нет. К примеру те идеи, которые встречаются в этой книге, можно найти также в книгах Успенского "В поисках чудесного" и "Четвертый путь". Вспомогательная литература, которую я предлагаю на своих уроках - это всего лишь некоторые из путеводных звезд в необъятном мире эзотерики. Не стоит относиться ко всем этим книгам как к панацее. Главным Вашим путеводителем как в мире эзотерики, так и мире нашего мира должно стать Ваше сердце. Собственно выполнению именно этой задачи и посвящен весь мой практикум. (Я, кстати, готовлю очередной урок в Практикум, который планирую вскоре загрузить на сайт).

Теперь что касается Норбекова. С этим автором я познакомился год назад. У меня есть подружка по имени София. Она мусульманка по вероисповеданию и ее интересует то, чем я занимаюсь. Иногда она предлагает мне книги, тем или иным образом связанные с исламом. Одной из таких книг оказалась норбековская  "Где зимует кузькина мать". С первых же строк этой книги я почувствовал суфийский почерк. Уже потом я услышал мнение, что Норбеков, якобы, является одним из самых известных суфиев современности. Я уже не раз слышал критические отзывы о Норбекове. Возможно за этой критикой и есть что-то адекватное. Покажет время. Я хочу сказать, что сама книга не нашла в моем сердце какого-либо неприятия.

Здравствуйте!
На сайте http://epifanboretsky.narod.ru/ размещена информация о том, что
Евангелие - это на самом деле весть о приближении конца света
(апокалипсиса). Что вы думаете по этому поводу?
Мне хотелось бы узнать также ваше мнение об этом сайте, так как там очень
много других подобных парадоксальных утверждений.
Искренне ваш,
Михаил Круглов

Cпасибо, Михаил, за Вашу ссылку на сайт Епифания Борецкого. В очередной раз убеждаюсь в том, что в Рунете есть неплохие ресурсы, размещенные на бесплатном хостинге. В общем-то сайт Борецкого, как мне показалось, не претендует на какую-либо особую уникальность. Идеи, которые там выдвинуты для меня не новы. Но подача информации весьма примечательна. Его работа "Тайна Евангелий" из разряда неординарных. Очень много трезвых суждений, касающихся деятельности Христа и апостола Павла. По крайней мере имеется четкое понимание отличий эзотерического и экзотерического христианства.

От себя хочу добавить, что главная тайна Евангелий, на мой взгляд, заключена все же не в вести о Конце света, т.к. об апокалипсисе говорили еще ветхозаветные пророки. Основная отличительная особенность Евангелий - это учение о воскресении. Именно учение о воскресении было тем новшеством, которое отличало христианский гнозис от предшествующих эзотерических школ и традиций.

 

ОСНОВНАЯ  ТЕМА  ВЫПУСКА

А. Либиэр. Учение о карме и его основные положения.

 

Теория реинкарнации может быть по достоинству понята и принята человеческим сознанием только в контексте учения о карме. Термин «карма» происходит от санскритского «kri», что означает «действовать», «делать», «действие». Термин «карма» возник в индуизме и восходит к Упанишадам – более поздней части Вед. Но понятие, которое обозначается этим термином, появилось еще раньше. Наиболее распространенным определением понятия кармы является следующее: карма – это причинно-следственная связь или закон причины и следствия, которому подчинено все сущее во вселенной. На основе этого закона, строится судьба всего сущего. Но только те представители сущего, которые наделены свободой воли, могут управлять своей судьбой. Таким представителем сущего, который наделен свободой воли, является человек, но не исключено, что он является далеко не единственным представителем сущего, наделенным свободой воли. Закон кармы имеет несколько вариаций звучания, но остановимся здесь на той, которая прозвучала в устах Иисуса, когда он констатировал своим ученикам действие закона кармы в отношении человека:

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7:15-19);

«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12:33).

Исходя из этих цитат, можно сделать вывод, что природа причины определяет природу следствия. Иными словами, от того, каков человек, зависит и его судьба.

     Различают много типов карм. Связана эта типология с тем, что в зависимости от тех или иных причин, мы имеем те или иные следствия. Иными словами, в зависимости от того, какая причина легла в образование той или иной кармы, различают следующие основные типы карм. Привожу классификацию по книге Джуди Холл «Карма для начинающих».

«Карма характера, или аффективная карма. Это въевшиеся привычки, бескомпромиссное поведение, тяжелый, неуживчивый характер – то, что порождает духовную и физическую дисгармонию, дискомфорт.

Карма словесного воздействия. Определяется тем, что все сказанное нами не проходит бесследно.

Карма лицемерия. Имеются ввиду случаи, когда говорят (или делают, или то и другое сразу) одно, а думают другое. Это тенденция поступать, «как удобнее», «чтобы обеспечить себе спокойную жизнь». Лицемерие возникает из-за духовной ущербности, недостатка или отсутствия нравственно-этических принципов, внутреннего ощущения правды и предательства по отношению к этой правде внутри себя.

Идеологическая карма. Приверженность неким убеждениям сопряжена с определенными последствиями, особенно если предпринимаются попытки навязывать свои убеждения силой. Верования могут носить религиозный, философский или светский характер.

Дремлющая карма. Данная карма не проявляется в настоящем.

Зреющая карма. Имеется ввиду, что каждая мысль, поступок, убеждение, относящиеся к настоящему моменту, определяют и создают будущую карму.

Карма заслуг. Это вознаграждение за раскрывшиеся таланты, извлеченные уроки, претворение в жизнь счастливых интуитивных догадок и прозрений.

Карма высокомерного отношения к окружающим. Речь идет о сознательном унижении чужого достоинства, черствости к чужой боли, тенденции не считаться с другими и высокомерно отзываться о мыслях, убеждениях и действиях других людей, претензии на исключительное право в обладании истиной.

Органическая, или естественная, карма. В ней находят отражение травмы или прочие болезненные состояния из прошлых жизней.

Карма соглашений и обещаний. Обязательства, принятые на себя в предыдущих воплощениях; обещания и клятвы, произнесенные в прошлом.

Карма воздаяния. Вознаграждение или признание в той или иной форме действий, предпринятых в прошлом и добровольных жертв.

Искупительная карма. Намерение помочь другим, сделать что-то для мира, включая снятие коллективной кармы.

Карма человеческих взаимоотношений. Возникает внутри семей, при любовных связях, между друзьями и деловыми партнерами.

Карма расплаты. Эффект «бумеранга», который производят прошлые дурные поступки, накопившиеся непогашенные долги. В таких случаях говорят: «Наказание соразмерно преступлению».

Карма бездеятельности. Возникает, когда человек упрямо не хочет предпринимать действия, которые он в силу своего положения обязан предпринять. Возникает и вследствие нежелания извлекать уроки из систематически непродуманных или приносящих прямой вред действий.

Символическая карма. Положение, в котором очутился человек, и постигшие его проблемы символизируют нечто, совершенное в прошлом.

Технологическая карма. Возникает в результате использования во благо или во вред человеку технических достижений цивилизации.

Карма застревания, или хождения по кругу. Возникает, когда цепляются за явно отжившее, не могут избавиться от вредных привычек и т.д.

Карма работы и жизненного призвания. Обусловлена характером деятельности в прошлых жизнях. Может быть позитивной  и негативной». (1)

     Мы не станем здесь рассматривать в подробностях типологию кармы, т.к. освещение этой темы может занять целую книгу. Нам важно здесь понять сам механизм работы кармы. А для этого необходимо разобраться с такой проблемой, как кармические уровни.

     Различают два основных кармических уровня: уровень индивидуальной и уровень родовой кармы. Первый уровень всегда глубже и важнее, чем второй. Индивидуальная карма проявляет себя на всех пластах бытия, родовая карма – только на физическом и эфирном уровнях.

     В Торе есть упоминание о принципе работы родовой кармы, который прописан в десятисловном законе Моисея:

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх.20:4-6).

     Причем здесь необходимо правильно видеть акцент заповеди. С первого взгляда может показаться, что Творец чрезвычайно жесток и ревнив в отношении человека и готов стереть свое детище с лица земли за всякое проявление идолопоклонства с его стороны. На самом деле не стоит слишком драматизировать ситуацию. Дело в том, когда Бог устанавливал Свои заповеди через пророка Моисея, Он делал это в первую очередь для Своего народа, т.е. для тех людей, которые были свидетелем Его покровительства к себе. Поэтому Тора и писалась для этого народа, дабы не быть голословным свидетельством о существовании Бога и его отношении к миру и людям. Поэтому и особый ревностный спрос ведется с тех людей, которые знают о существовании Бога, но не желают исполнять заповедей Его закона.

     Мы видим из приведенной выше заповеди Торы, что ненависть к Богу влечет за собой вину не только человека, испытывающего эту ненависть, но и вину его детей, внуков, правнуков и праправнуков (т.е. до четвертого поколения в роду). Вина детей за грех своего родителя проявляется в том или ином врожденном недуге, который должен тем или иным образом повлиять на осложнение процесса детопроизводства в роду человека, который ненавидел Бога. Иными словами, своей ненавистью к Богу человек запускает особый механизм во вселенной, суть которого прекратить на земле существование рода, в котором зародилась эта ненависть.

     Но за что должен страдать ребенок? – спрашивают многие, узнав о подобном положении вещей. Вопрос этот можно считать резонным, если смотреть на подобное положение вещей не через призму теории реинкарнации. Более того, если отмести в сторону эту теорию, то ни о какой любви Бога к человеку мы не сможем никогда говорить, хотя бы основываясь на приведенной заповеди Торы. Поэтому ответ на поставленный выше вопрос будет звучать следующим образом: ребенок, рождаясь в мир с каким-либо врожденным недугом страдает в первую очередь за свои грехи (за свою ненависть к Богу, которую он взрастил в своей душе в предыдущей инкарнации), но сам факт его рождения в той или иной семье говорит о том, что кто-то из его родителей (а может быть и оба родителя) также взлелеял в своей душе ненависть к Богу.

     Многие спрашивают: в чем выражается ненависть к Богу? Люди хотят это знать, чтобы избежать участи Божьего наказания. И здесь необходимо понять, в первую очередь, что всякое наказание, которое испытывает человек, есть естественное следствие его поступков. Иными словами, Творец не сидит где-то там на небе, поджидая очередного греха со стороны человека, чтобы послать ему Свое наказание. Природа Творца такова, что Ему никогда не надо опускаться до подобного рода духовной низости. При сотворении мира Творцом были положены в основу функционирования этого мира определенные законы. Среди великого множества законов функционирования этого мира, Творец установил также закон кармы. И этот закон работает с такой же неотъемлемой необходимостью, как, к примеру, закон всемирного тяготения. Только закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном, а закон кармы не нужно было открывать, т.к. о его существовании Творец поведал людям через Своих пророков. И все эти законы, положенные Творцом в основание нашего мира, призваны поддерживать гармоничное функционирование этого мира. Я понимаю, что подобный ход рассуждений не принимается огромным (если не подавляющим) количеством людей и что мои слова вызовут огромное недовольство у этих людей, но мой долг – все равно сказать это. Долг этот обоснован тем фактом, что все эти мысли, высказанные относительно закона кармы, не являются моей собственной выдумкой, они есть всего лишь очередное свидетельство того, что было сказано много раньше. Просто кто-то уже слышал эти свидетельства, а кто-то еще нет. И из всего количества людей, слышавших эти свидетельства, есть люди, которые принимают их в качестве истины, а есть и те, которые их не принимают в этом качестве.  

     Так в чем же выражается ненависть к Богу? Ненависть эта заключается в сознательном нарушении заповеди Торы, о которой было упомянуто выше. Причем необходимо сделать акцент на то, что именно сознательное нарушение этой заповеди (т.е. когда человек знал о ее существовании) влечет за собой и ответственность человека. Грех, который заключается в нарушении этой заповеди, Христос именовал «хулой на Святого Духа».

     Чтобы лучше разобраться в, рассматриваемой нами, проблеме, необходимо сначала определиться в самой сути греха, называемого «хулой на Духа Святого». Термин «хула на Духа Святого» встречается только в Новом Завете и только в трех Евангелиях – от Матфея (12:30-32), Марка (3:28-29) и Луки (12-10). Этот термин звучит в устах Иисуса Христа во время общеизвестного евангельского события, когда фарисеи обвиняют Его в сатанизме после того, как Христос излечивает бесноватого (Мф. 12:22-32). Обвинение сводилось к следующему: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24). Исходя из этого контекста, мы можем дать определение понятию «хула на Духа Святого»: хула на Духа Святого – это смертный грех, сущность которого сводится к обвинению Бога в участии сатанинских дел. В более широком понимании хула на Духа Святого сводится к классическому понятийному перевертышу, когда Бога выставляют злобным и коварным существом, а сатану – добрым и любящим духом, желающим человеку только блага. Более того, хулой на Духа Святого будет являться всякое приписывание Богу свойств, которые Ему не свойственны, т.к. все, что не является проявлением Бога, является проявлением Его антипода - сатаны. Этот понятийный перевертыш, как мы увидим в дальнейшем, является излюбленным логическим приемом всех основоположников сатанизма в изложении их идеологии. О том, что данный грех является смертным, мы узнаем из тех же евангельских цитат.

     Данный грех является смертным, но он также прощается Богом (как и все остальные грехи) при том  единственном условии, что человек успел еще при жизни покаяться в нем. Дело в том, что все остальные грехи, предусмотренные законом, могут быть прощены Богом, даже если человек никогда не раскаивался в них. Это прощение может произойти только при том условии, если на Страшном Суде у человека в его личной книге жизни окажется больше праведных дел, чем греховных или, иными словами, если чаша праведности данного человека окажется тяжелее, чем чаша грехов. Если же на Страшном Суде у человека в его книге жизни будет значиться грех, именуемый хулой на Духа Святого, в котором этот человек никогда не каялся, то один этот грех перевесит все праведные дела человека, когда-либо совершаемые им на протяжении всех его инкарнаций.

     Если допустить, что хула на Духа Святого является тем единственным грехом, который никогда не будет прощен человеку Богом, то с необходимостью придется признать правомерными следующие выводы:

·        Бог не является всепрощающим существом, безмерно любящим человека;

·        Бог не желает, чтобы все спаслись;

·        Миссия Христа, как спасителя нашего мира, осталась так и не исполненной, т.к. есть были и есть поныне люди, хулящие Духа Святого, которые ни при каких условиях не имеют права на спасение.

Каждый человек, более или менее способный к здравому мышлению, понимает, что все эти выводы не имеют под собой никакого логического основания. Более того, все эти выводы с необходимостью приводят нас к тому же самому греху, о котором мы столько говорили – хуле на Духа Святого.

     В качестве подтверждения всего вышесказанного, касающегося выводов о прощении греха, именуемого хулой на Духа Святого, приведем основные библейские цитаты, раскрывающие сущность христианской концепции спасения:

     «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь и живите!» (Иез. 18:30-32);

     «… но если не покаетесь,  все так же погибнете» (Лк. 13:5);

     «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян. 17:30-31);

     «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9);

     «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9).

     В этой связи, необходимо сделать вывод, что любой человек, родившийся в мир с тем или иным недугом, так же как и другие люди в силах разорвать круг сансары. Вопрос в другом: сколько для этого понадобится инкарнаций? Но это вопрос, на который мы не в силах ответить, т.к. все вопросы, касающиеся вопроса спасения и принятия или непринятия души в обитель Бога (Царствие Небесное), есть компетенция только Творца этого мира.

СИМВОЛЫ  СВЯЩЕННОЙ  НАУКИ

Р. Генон. СИМВОЛИКА ГРААЛЯ (статья взята из книги Генона «Царь мира»).

Мы только что вскользь упомянули о рыцарях Круглого Стола; будет, пожалуй, нелишним сказать здесь несколько слов о сущности "поисков Грааля", которыми, согласно легендам кельтского происхождения, занимались эти рыцари. Во всех традициях содержатся намеки на ту или иную вещь, которая в известное время была потеряна или сокрыта: это, например, индусская сома или авестийская хаома, "напиток бессмертия", находящийся в прямом соотношении с Граалем, поскольку тот, как известно, является священной чашей, содержащей в себе кровь Христову, т.е. тот же самый "напиток бессмертия". Символика утраты неоднозначна: у евреев, например, утерянным считается не какая-либо вещь, а произношение великого Имени Господня54, но основная идея сохраняется повсюду и далее мы увидим, чему она в точности соответствует.

Святой Грааль — это, как известно, чаша, служившая во время Тайной Вечери, в которую Иосиф Аримафейский собирал затем кровь и воду, хлынувшую из раны в боку Христа, нанесенной копьем центуриона Лонгина55. Согласно легенде, чаша эта была впоследствии перенесена в Британию самим Иосифом и Никодимом56; в этом следует видеть намек на связь, которая установилась между кельтской традицией и христианством. Чаша играет весьма важную роль в большинстве древних традиций, в том числе и у кельтов; примечательно, что она зачастую соотносится с копьем, и тогда оба эти символа в некоторой степени дополняют друг друга; но рассмотрение этих соответствий отвлекло бы нас от основной темы57.

Быть может, наиболее отчетливо сущность символики Грааля раскрывается в легендах о его происхождении: говорят, что чаша эта была выточена ангелами из огромного изумруда, украшавшего чело Люцифера и утраченного им во время падения58. Этот изумруд явно напоминает урну, фронтальную жемчужину, которая в индусской (а затем и буддийской) символике выполняет роль третьего глаза, олицетворяя собою то, что можно назвать "чувством вечности"59. Далее говорится, что Грааль был вверен Адаму в земном Раю, но после грехопадения праотец человечества, в свою очередь, утратил это сокровище, будучи не в состоянии взять его с собой во время изгнания из Эдема; смысл этого эпизода представляется достаточно ясным в свете нижеследующих рассуждений. В самом деле, человек, изгнанный из своего первозданного духовного центра, обречен с тех пор на пребывание во временной сфере; он не в состоянии попасть в то единственное место, откуда все сущее воспринимается с точки зрения вечности. Иными словами, обладание "чувством вечности" связано с тем, что все традиции именуют, как говорилось выше, "первозданным состоянием", обретение которого является целью первой стадии истинного посвящения и предварительным условием реального достижения "сверхчеловеческих"60 состояний. Земной рай — это, собственно говоря, прообраз "Центра Мира"; ниже нам еще предстоит обратиться к истолкованию первоначального смысла слова "Парадиз", чтобы как следует уяснить суть этого сопоставления.

Куда более загадочно другое: как известно, третий сын Адама, Сиф, был допущен в Земной рай и сумел вынести оттуда священный сосуд; само его имя выражает идеи основательности и стабильности и, следовательно, содержит в себе намек на восстановление первозданного порядка, нарушенного грехопадением Адама61. Позволительно думать, что Сиф и все те, кто после него владел Грааль, сумели основать некий духовный центр, служащий заменой потерянного рая и являющийся его подобием; в таком случае обладание Граалем равнозначно сохранению первозданной традиции в этом духовном центре. Легенда не уточняет, где и кем был храним Грааль до времени Христа, но ее кельтское происхождение позволяет догадываться, что здесь не обошлось без друидов, которые смогли войти в число верных хранителей первозданной традиции.

Утеря Грааля или какого-либо из его символических эквивалентов — это, в сущности, утрата традиции вкупе со всем, что она в себе заключает, хотя, по правде сказать, традиция чаще всего не утрачивается, а только затмевается; утратить ее могут лишь некоторые второстепенные центры, лишившиеся непосредственной связи с высшим центром. Что же касается этого высшего центра, то он вечно хранит сокровищницу традиции во всей ее полноте, будучи вне зависимости от любых перемен внешнего мира; так, согласно мнению многих отцов Церкви и, в частности, св. Августина, воды потопа не смогли достичь "обители Еноха и Земли Святых"62, чья вершина "касается лунной орбиты", т.е. возносится за пределы изменчивого, "подлунного" мира в те пределы, где Земля сходится с Небесами"63. Но, подобно тому, как земной Рай сделался недостижимым, высший центр, т.е. полная его аналогия, тоже может в течение какого-то времени никак не проявляться внешне и тогда позволительно говорить о том, что Традиция утеряна для всего человечества, ибо она сохраняется лишь в некоторых строго замкнутых центрах и большинство людей уже не соприкасается с нею сознательным и деятельным образом, как то имело место в первозданном состоянии64; именно таковы условия теперешней эпохи, чье начало, кстати говоря, восходит к временам, недоступным для обычной, "мирской" исторической науки. Стало быть, утрата традиции может рассматриваться как в прямом смысле, так и в смысле помрачения духовного центра, который более или менее незримо определял судьбы отдельного народа или определенной цивилизации; соответственно этому, сталкиваясь с символикой подобного рода, мы должны всякий раз определять, каким образом она может быть интерпретирована.

В свете того что мы только что сказали, символика Грааля представляется сочетанием двух тесно связанных друг с другом понятий; только тот, кто полностью обладает первозданной традицией, кто достиг той степени действенного познания, которая включает в себя это обладание, обретает тем самым всю полноту "первозданного состояния". Оба эти понятия — "первозданное состояние" и "первозданная традиция" — соотносятся с двойным смыслом слова "Грааль", ибо в силу словесных созвучий, играющих в символике роль немаловажную, а подчас и более глубокую, чем нам кажется, Грааль является одновременно сосудом (grasale) и книгой (gradale или graduale); этот последний аспект указывает непосредственно на традицию, тогда как первый касается состояния как такового65.

Мы не собираемся здесь ни вдаваться во второстепенные подробности ле-генды о святом Граале, хотя и они имеют известное символическое значение, ни пересказывать историю рыцарей Круглого Стола и их подвигов; напомним только, что "Круглый Стол", сооруженный королем Артуром66 по замыслу Мерлина, предназначался именно для Грааля, если кто-то из рыцарей сумеет его отыскать и перенести из Британии в Арморику. Этот стол — еще один древнейший символ, один из тех, что всегда ассоциируется с идеей духовных центров, вместилищ традиции; его круглая форма непосредственно связана с зодиакальным циклом благодаря присутствию за столом двенадцати главных персонажей67 легенды, — особенность, которая, как мы уже видели, встречается во всех описаниях такого рода центров.

Есть и еще один символ, связанный с другим аспектом легенды о Граале и заслуживающий особенно пристального внимания: это Монсальват (буквально "Гора Спасения"), вершина, расположенная "на дальних рубежах, к коим не приближался ни один смертный", скала, вздымающаяся из моря в недосягаемых областях, за которыми поднимается Солнце. Это одновременно и "Священный остров" и "Полярная гора", два равнозначных символа, о которых нам еще предстоит вести речь в данном исследовании; это "Земля бессмертия", которая, естественно, отождествляется с земным Раем68.

Возвращаясь к самому Граалю, напомним, что его основное значение ничем не отличается от того, которым наделен любой священный сосуд, где бы он ни встречался, и что на Востоке, например, жертвенная чаша содержала первначально, как уже указывалось выше, ведическую сому или авестийскую хаому, т.е. "напиток бессмертия", дарующий "чувство вечности" тем, кто вкушает его с должным благоговением.

Рамки нашей работы не позволяют более подробно остановиться на символике этой чаши и ее содержимого — для должного развития этой темы потребовалось бы целое специальное исследование; однако только что сделанное нами замечание о соме может стать поводом для соображений, крайне важных для настоящего труда.

_________________________________________________________________________________________________________

54 Вспомним в связи с этим "Потерянное слово" масонов, символизирующее тайны подлинного посвящения; "поиски Потерянного слова" являются, таким образом, всего лишь разновидностью "поисков Грааля". Соотношениям между "Поисками святого Грааля" и масонством посвящена работа историка Анри Мартена Приводимые нами объяснения помогут уяснить тесную связь между символикой Грааля и "общим центром" всех инициатических организаций. текст

55 Само имя Лонгина родственно слову, обозначающему по-гречески копье ("logke", произносится как "lonke"); латинское "lancea" происходит из того же корня. текст

56 Два этих персонажа символизируют соответственно царскую власть и жреческое владычество; то же самое можно сказать об основателях "Круглого Стола", короле Артуре и волшебнике Мерлине. текст

57 Скажем лишь, что символика копья нередко соотносится с "Осью Мира"; с этой точки зрения, кровь, струящаяся по копью, имеет то же значение, что и роса, выступающая на "Древе Жизни"; общеизвестно, что все традиции единодушно подчеркивают нерасторжимую связь жизненной силы с кровью. текст

58 Иные утверждают, будто этот изумруд выпал из венца Люцифера; подобное ошибочное утверждение основано нa том, что до своего падения Люцифер считался "Ангелом Венца" (т.е. Кетером, первым из Сефиротов). По-еврейски это имя звучит как Хакатриил; интересно, что ему соответствует пресловутое число 666. текст

61 Известно, что Сиф провел в земном Раю сорок лет — число, которое имеет значение "примирения" и "возвращения к истокам". Временные периоды, обозначенные этим числом, весьма часто встречаются в иудеохристианской традиции: вспомним сорок дней потопа, сорок лет, в течение которых иудеи блуждали по пустыне, сорок дней, проведенных на Синае Моисеем, сорокадневный пост Христа (наш Великий пост имеет, естественно, то же значение) и многое другое. текст

62 "И ходил Енох перед Богом; и не стало его (во внешнем или видимом мире), потому что Бог взял его" (Бытие, V, 24), — он, скорее всего, был перенесен в земной Рай: именно этого мнения придерживаются такие теологи, как Тоста и Каэтано. О "Земле Святых" или "Святой Земле" мы расскажем ниже. текст

63 Это вполне согласуется с символикой Данте, помещающего земной Рай на вершине горы, венчающей Чистилище, которая аналогична "Полярной горе" всех традиций. текст

64 Индусская традиция учит, что в начале времен была одна-единственная каста, носившая название "Хамса" ("Лебедь"); это значит, что все люди обладали тогда от рождения той высокой степенью духовности, которая символически обозначена в самом названии их касты, как бы воспаряющей над разобщенностью четырех теперешних каст. текст

65 В некоторых версиях легенды о святом Граале оба эти значения теснейшим образом переплетаются и книга становится тогда надписью, сделанной Христом или ангелами на самой чаше. Аналогии с "Книгой жизни" и другими элементами апокалиптической символики напрашиваются здесь сами собой. текст

66 Само это имя весьма примечательно; объяснением его значения, связанного с "полярной" символикой, мы, быть может, займемся в будущем. текст

67 Рыцарей Круглого Стола иногда насчитывается до пятидесяти (у евреев это число было связано с праздниками юбилеев, соотносимых с "царством Святого Духа", но даже тогда двенадцать из них продолжали играть главную роль. Напомним в этой связи и о двенадцати пэрах Карла Великого в средневековых легендах). текст

68 На сходство Монсалъвата с Меру нам указали индусы; именно это указание и побудило нас более подробно рассмотреть значение западноевропейской легенды о Граале. текст

_______________________
Архив Вестника:

Выпуски №№ 1-20 http://libier.narod.ru/vestnik1-20.rar

Пишите мне на libier@narod.ru и высказывайте Ваши мнения и пожелания относительно тем нашей рассылки.

Удачи Вам на пути духовного восхождения и до встречи в следующем номере рассылки!

 

LIBIER.ru Форум Чат Эзотерика libier@narod.ru

 

 


В избранное