Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Terra incognita" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Просветление Развитие личности: сила разума, пресыщение и удовлетвореннос
Развитие личности - это повышение личной
эффективности, которое гармонично происходит лишь параллельно с
развитием сознания. Вообще, многие люди вполне удовлетворены своим
текущим состоянием. Когда вопрос заходит об устранении страданий, они
озадачиваются, заявляя, что существует множество преотличных состояний,
связанных, например, с борьбой и сопротивлением, а не с их отсутствием;
с активностью ума, а не с его молчанием; со страстями, а не с
умиротворенностью и т. п. А для того чтобы быть в мире с собой и
присутствовать «здесь и сейчас», им достаточно хорошей психотерапии. И
таким людям совершенно непонятно, почему половина религий считают
умиротворенное состояние чуть ли не вершиной развития личности и
человечества в целом, и ведь чтоб войти в него, «достаточно всего лишь
помедитировать или выкурить косячок». В общем, как сказал один мой
знакомый: «Не удовлетворяет меня такая удовлетворенность». Но дело в том, что мы ведь далеко не всегда находимся в безмятежности, так как еще не умеем полностью этим управлять. Постараюсь выразить, насколько могу, почему пробужденный человек не променяет свое успокоение ни на какие мирские блага. И в данном ключе я постараюсь прояснить, почему развитие личности неминуемо приводит к успокоению сознания, в противовес суетливой активности. Как уже было описано в статье «Строение реальности», наша психика состоит из следующих составляющих: Наблюдатель (чистое сознание), разум, эго и ум. Разум, являясь своего рода тончайшей материей, соединяет чистое сознание «наблюдателя» со всем остальным. Одна из основных функций разума – различение, способность «делать» выбор. Черное от белого, хорошее от плохого, одно от другого отличает разум. Различительная способность разума - основной фактор на пути развития личности. Скажу даже больше, “продвинутое” различение делает человека просветленным. Разум становится настолько утонченным, что приобретает способность отличить чистое сознание наблюдателя жизни от всего остального. «Различие саттвы (субстанции разума) и Пуруши (наблюдателя)» – это один из афоризмов «йога-сутр», который подразумевает различение тончайшей «материи» и вечного зрителя, наблюдающего жизнь. Когда Вы ясно отличаете объект от мысли о нем – это уже достаточно высокий уровень различения, которым владеют продвинутые практики на пути развития личности и самопознания. Обыватель способен различать лишь одну мысль от другой, а различение объектов у него происходит на уровне подсознания. Мастер способен различить сознательно тончайшие грани реальности, такие как восприятие, существование, чистое бытие, тончайшие грани энергии и др. Намеренная и непрерывная фиксация внимания (концентрация) в течение длительного времени на тонких гранях бытия осуществляет перенос сознания в эти сферы существования. Этот фактор является особенно важным после смерти тела, когда душа притягивается к тому миру, чей уровень вибрации ей ближе всего по уровню ее сознания. В сущности, развитие личности и сознания можно свести к способности восприятия все более и более тонких, причинных уровней бытия. Тот, кто видит причину, способен разобраться со следствиями. Каким образом происходит различение тончайшего? Различение тончайшего приходит путем пресыщения более грубыми ощущениями. Одному человеку нравится злоба и зависть, так как он еще не различает их как страдание, его различение работает еще на довольно грубом уровне. То, что некоторые люди считают преотличными состояниями, связанными с борьбой и сопротивлением, для продвинутого практика может оказаться настоящим адом, если он с этим отождествляется. Растождествление с грубыми аспектами реальности и “переход” к более тонким - сущность развития личности и сознания. Все дело в утончении восприятия и развитии способности различения. На продвинутом этапе практик овладевает искусством самоосвобождения любых переживаний, и тогда он способен позволить себе любую деятельность в любой среде. Самоосвобождение происходит путем проницательного, расслабленного, ясного созерцания сферы собственного сознания. При таком созерцании мысли и вообще любые ментальные фиксации растворяются. Но до тех пор, пока этот этап не достигнут, стоит следовать определенным правилам: избегать дурной компании, толпы, болтовни, просиживания за компьютером и телевизором, злоупотребления алкоголем и куревом, грубой пищи, беспорядочных половых связей и т. п. (см. статью «Развитие сознания и вредные привычки») Развитие личности - это непрерывное движение ко все более тонкому уровню равновесия и гармонии. В медитации восприятие становится настолько тонким, что постепенно грубым начинает казаться восторг, тогда сознание переключается только на блаженство. Затем, когда пресыщается и блаженством, то освобождается и от него, пребывая в своей истинной пустотной форме абсолютного бытия за пределами любых вибраций, ощущений. Читта-вритти-нирдха (ума колебаний остановка) – цель йоги. Можно сказать, что этот этап граничит с “пределами” развития личности и переходом на тончайший безличностный уровень бытия. Страдание очищает. Но если страдание выливается в злобу, направленную на другого человека с целью отравить его состояние, удовлетворив свое эго, то это, наоборот, загрязняет, создает новые кармические последствия. В быту люди часто увлекаются самопотаканием и нытьем, накручивая себя, ожидая реакции от тех, кто рядом. Если развитие личности - среди ваших приоритетов, важно отучить себя от привычки смаковать дурные переживания. Если приходят негативные мысли, не стоит уделять им внимания, тогда эта информация выходит просто как временное переживание, не затрагивая Вашу жизнь. Можно привести в пример еще такое возражение, например, один человек сказал: «Чем больше занимаюсь сексом, тем больше вхожу во вкус и открываю для себя в нем все больше миров блаженства». Также могут возникнуть сомнения и в том, что различение и растождествление с грубым не приведет к контролю собственного сознания и кразвитию личности, что это лишь «побег» от жизни. Существует путь пресыщения «грубым» путем «перепробывания» всего. То есть делаешь то, что хочется, пока не надоест, и тогда действительно секс, наркотики, рок-н-ролл и многое другое будут открывать свои многомерные грани – горизонтальные и в глубину. Иллюзия бесконечна. Тогда различительная способность разума будет утончаться очень медленно, само собой, в течение многих жизней, и будут повторяться одни и те же события. В таком ключе развитие личности происходит хаотично и непредсказуемо. Но существуют такие практики, как концентрация и медитация – практики намеренного, прямого утончения восприятия и различения, приводящего к развитию личности и сознания. Тогда интерес ко многим вещам сам собой будет спадать. Например, человек, занимающийся медитацией, постепенно лет за пять мог утончить различительную функцию разума, и секс ему как бы еще интересен, но кажется грубоватым, и тогда отказ происходит очень быстро, естественно и без подавления. В учении Тантры секс и негативные эмоции не подавляются, а сублимируются созерцанием и практикой с энергией кундалини. К слову о Тантре, на Западе ее преподнесли почти как метод духовного секса, что, на самом деле, является иллюзией. В оригинальных текстах Тантры о сексе нет почти ни слова. Практики с сексом действительно существуют, но это практики для людей, по уровню близких к просветлению или уже реализовавших его. В сексе нет ничего дурного, дурной является привязанность и растрата вашей жизненной энергии из-за злоупотребления половой жизнью. Духовный повод заняться сексом – это самообман и явное отклонение от пути развития личности и сознания. Восприятие утончается благодаря осознанности и медитации, и такое постепенное утончение восприятия заставляет человека переживать немало боли, так как ум по привычке цепляется за старые привязанности, а они уже не кажутся такими приятными. Так, например, практикующий медитацию, встречая старых товарищей, вступая с ними в беседу на некогда типичные темы, может ощутить дискомфорт от того, что эти темы ему кажутся бессмысленными и грубыми на его новом этапе развития личности. Или, например, всплывают обыденные реакции, такие как гнев и раздражение, которые на данный момент различимы как очень грубая, диссонирующая вибрация. Временами возникает печаль оттого, что по привычке производятся действия, на данный момент уже не имеющие смысла. К примеру, человек включает телевизор, щелкает каналы, что-то ищет, но ничего не находит. По мере практики медитации различные буфера восприятия (блоки в сознании) отпадают, и начинаешь воспринимать все острей и тоньше. Есть такой период, который называют «периодом боли», когда кажется, что жить просто невозможно и все становится одним беспрерывным страданием. И очень желательно в это время присутствие человека, прошедшего этот период, который мог бы поддержать. Некоторое время, иногда на несколько лет, тема страданий, выхода стрессов (отмывки кармы) может стать для практика основной, доминирующей, так как в это время есть лишь одно желание – устроить себе передышку или прийти к окончательному успокоению сознания, когда мысли о вчерашнем не печалят, а мысли о завтрашнем не беспокоят. Слава Богу - это лишь временный этап развития личности и сознания. Различение – это операция разума. Иногда встречаются люди умные, но при этом их разум может отставать. То есть можно быть гением математики, чемпионом по шахматам, подкованным в разных вопросах, но при этом даже не иметь обыденной житейской мудрости. Мудрость приходит путем развития различающей способности разума. Растождествление с различением приводит к глубочайшим уровням самадхи (тотального внимания). Когда мы растождествляемся с иллюзией выбора и переживаем, что все происходит спонтанно, и мы на самом деле никогда ничего не делали, то мы выходим на глубочайшее, недвойственное восприятие пустотного созерцания самопроизвольно происходящей реальности. Иначе это называют недеяние. Только тогда процесс наработки новой кармы по-настоящему прекращается на всех уровнях. Можно назвать это кульминацией развития личности. Однако Душа продолжает свое развитие непрерывно. Обычно на это уходят годы (иногда жизни) тренировки в концентрации и медитации. Как говорил один уважаемый мною человек: «Техника, и никакой мистики». Если Сиддха начинает показывать свои способности обыденным людям – он очень серьезно вмешивается в их карму. Это небезопасно для обоих, т.к. каждый мир должен жить по своим законам и законы другого мира проявляются (как чудеса) очень постепенно и лишь тем, кто готов к этому. Демонстрация и просмотр “способностей” не входят в обязательные условия развития личности и не являются чем-то дейсвтительно важным на пути. Возвращаясь к вопросу о том, почему пробужденный не променяет свой уровень развития личности и сознания ни на какие земные блага, приведу здесь слова Шри Ауробиндо: «Если бы люди смогли получить хотя бы мимолетный проблеск того бесконечного наслаждения, тех совершенных сил, тех светоносных сфер стихийного знания, того глубочайшего покоя нашего бытия, которые ожидают нас на просторах, пока еще не достигнутых нашей животной эволюцией, они бросили бы все и не успокоились бы до тех пор, пока не овладели бы этими сокровищами. Но узок путь, с трудом поддаются двери и всегда начеку страх, недоверие и скептицизм – верные стражи Природы, не дающие нам покинуть ее привычные пастбища». Единицы практикующих регулярно и годами углубляют одну и ту же технику осознанности и медитации или совмещают ее с другими. Развитие личности и самопознание - истинный смысл жизни каждого человека. Игорь Саторин Статья написана специально для progressman.ru Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/05/progress/ |
В избранное | ||