Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Мир рукоделия. Статьи от HobbyBook.ru


В этом выпуске речь пойдет о гильошировании - отделке изделий ажурным кружевом и изготовлении аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата. Изначально это искусство было широко распространено в Германии, в нашей стране оно получило развитие в 80-е годы в Рыбинске, благодаря З. П. Котенковой. Несмотря на кажущуюся легкость, это искусство требует терпения, аккуратности и усидчивости, зато результаты впечатляющие.

В качестве основного инструмента для гильоширования используется аппарат для выжигания по дереву типа «Узор», «Умелец», «Вязь», «Дымок» и другие. Некоторые приборы необходимо немногодоработать или переделать. Более подробно вы сможете об этом прочитать на нашем сайте. Доработки электроприбора можно избежать, если для регулировки накала иглы использовать специальное приспособление, которое называется регулятором напряжения.

Иглы для аппарата
В настоящее время вместе с инструкцией по эксплуатации аппарата в комплект входят толстая игла для выжигания по дереву и тонкая игла для гильоширования. У ранее выпущенных аппаратов таких игл нет, поэтому нужно сделать её самому. Вот несколько вариантов игл:

а) Простые иглы


б) Витая и в) "королевская" игла
Это простые (тонкие) иглы (а), предназначенные для тех, кто только начинает заниматься выжиганием по ткани, и более сложные иглы, используемые опытными мастерицами: витая и «королевская» (б и в).
Если такого прибора нет под рукой, то можно использовать обыкновенный паяльник небольшого размера. Для этой цели лучше купить новый с медным жалом. Жало вынуть, напильником заточить кончик до остроты и аккуратно загнуть, до удобного для работы положения.

Ткани

Для работы подходят только синтетические ткани: атлас, капрон, нейлон, плащевые ткани, кримплен, ткани с люрексом, искусственный шелк, тонкий и плотный трикотаж, бархат, панбархат и т. д. Эти ткани под действием горячей иглы не горят, а плавятся и становятся клейкими.

Работу над изделием в стиле декоративного выжигания можно разделить на два основных этапа: изготовление эскиза рисунка изделия и выполнение рисунка на ткани.

Первый этап - это выполнение эскиза рисунка задуманного изделия. Эскиз выполняется в карандаше, желательно на ватмане или на миллиметровой бумаге в натуральную величину. Выжигание по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра. Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами или точками. Для примера рассмотрим выполнение такого распространенного мотива, как «веточка».


Допустим у нас вот такой рисунок веточки с листочками. Листочки мы будем вырезать полностью, а вот саму веточку можно выполнить одим из двух способов:
Штрихи
Вдоль линии самой веточки выполняем штрихи.
Дырочки
Можно по линии веточки выполнять мелкие отверстия-точки.

Второй этап - это непосредственное выполнение изделия по разработанному эскизу. Технология выжигания рисунка на ткани различается в зависимости от вида тканей.
Если ткань прозрачная, то выжигание рисунка производится прямо по кальке эскиза. На рабочее стекло кладется калька с эскизом рисунка, а непосредственно на кальку – ткань. Можно работать с эскизом рисунка, который выполнен на обычном листе бумаги, при этом нужно быть внимательным и отрегулировать накал иглы, иначе бумага может прижечься к ткани и оставить нежелательные следы, в этом случае можно положить этот лист под стекло, а ткань - на стекло.
Если ткань изделия малопрозрачная, используйте раздвижной стол и подсветку снизу (или специальное приспособление), при которой рисунок четче и яснее проступает через полупрозрачную ткань, что позволяет работать непосредственно по эскизу (по кальке).
Если же ткань непрозрачная, работа усложняется. Для выполнения рисунка в технике аппликации можно использовать следующий прием. Детали аппликации сначала вырезать иглой из прозрачной ткани (капрона), а затем положить эти заготовки на изнаночную сторону непрозрачной ткани в зеркальном отображении и выжечь по контуру капроновой детали. А нанести всю композицию аппликации на основную ткань можно при помощи копировальной бумаги для ткани.
Ткань должна быть чистая, хорошо выглаженная. Подобранный вами материал можно прожелатинить, тогда ткань будет легче резаться горячей иглой.
Чаще всего инструкция по правилам работ с желатином написана на пакетиках с желатином. Необходимо взять 1 чайную ложку желатина и залить её стаканом холодной воды на 1 час. После этого нагреть этот состав, чтобы весь желатин растворился, но нельзя доводить эту смесь до кипения. Затем, опустив ткань в воду, проследите за тем, чтобы материал промок. Сушить ткань, необходимо только в расправленном виде. После сушки ткань прогладить.

При работе вам также потребуется:

Клей
При работе с бархатной бумагой, картоном, при изготовлении шаблонов используют клей ПВА и резиновый клей. При выполнении объемных панно (типа флористики), цветов, брошей и прочих украшений применяют клей ПВА, «Момент» или «Феникс».

Калька
Кальку применяют для перевода рисунков изделий и их выкроек.

Ножницы
Необходимо иметь две пары острых ножниц: одни - большие с прямыми концами для изготовления шаблонов геометрической формы из картона и металлической фольги, другие - маникюрные с загнутыми концами для вырезания маленьких фигурных шаблонов с прорезными отверстиями.

Пинцет
Для снятия мелких вырезанных деталей применяется пинцет с острыми концами.

Ручка, карандаш
Гелевая ручка черного цвета, твердый механический карандаш. Т, 2Т с диаметром грифеля 0,5 мм, черная карандашная тушь необходимы при переводе рисунков на кальку или плотную рисовальную бумагу. Они не оставляют следов от чернил на ткани

Ластик (стирательная резинка)
Служит для правки чертежей изделий, рисунков, эскизов.

Хлопчатобумажная ткань
Лоскутки простой ткани используют для снятия нагара с горячей иглы.

Мелкая наждачная бумага
Применяют для заточки рабочего кончика простой иглы при ее изготовлении, а также при очистке горячей иглы от гари. Наждачной бумагой шлифуют вырезанные маникюрными ножницами шаблоны из металлической фольги.

Фольга
Чаще всего шаблоны-трафареты для работы вырезают маникюрными ножницами из фольги, реже из картона. Листы фольги размером 20 х 30 см продают в наборах для чеканки в канцелярских магазинах. Можно использовать пустые баночки от напитков (пива), для чего отрезаем верхнюю и нижнюю плотные части, полученный цилиндр разрезаем вдоль и распремляем. Металический лист тонкий и хорошо режится ножницами.

Для работы с повторяющимися узорами удобно использовать фигурные линейки, шаблоны и трафареты.
Фигурные линейки служат для оформления узорчатого, фигурного края изделия. Фигурный узор края должен быть выполнен в натуральную величину, а длина линейки - достаточной для выполнения небольшого, удобного для непрерывной работы участка края изделия. Передвигая фигурную линейку вдоль края изделия, можно будет обработать весь край.
Шаблоны служат для выжигания одинаковых деталей по наружному контуру.
Трафареты - это вспомогательные приспособления, предназначенные для оформления узора внутри какой-либо детали изделия. Они могут иметь и свой наружный фигурный контур, как шаблоны, но основное значение имеет узор внутри него. Более подробно о выжигании по ткани (гильошировании) вы сможете прочитать на нашем сайте в книге "Декоративное выжигание по ткани", а также в бразильском журнале по рукоделию

В рассылке использованы материалы с сайта Горячая игла

 


В избранное