Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мастера и шедевры

Выпуск №186. 27 декабря 2005г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

ФОРУМ

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 59.
Природа, красота, радость.

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Пристальное, глубокое ощущение человека, как „маленького, большого мира", раскрыто в портрете А. П. Струйской кисти Федора Рокотова, созданном в 1772 году.
Сложный внутренний психологический настрой, прелестная недосказанность придает поразительную современность этому полотну. Художник с высочайшим мастерством решил картину сочетанием тончайших валеров, что бесконечно одухотворяет образ героини холста. Она словно выплывает из глубины веков. На нас глядит дама с высоким шиньоном. Оттененные гримом глаза, брови, губы напоминают модные ныне приемы макияжа. Можно легко встретить похожую незнакомку сегодня... Вглядитесь. Перед вами дочь Евы. Древняя и юная. Милая женственность скрыта в полуулыбке. Будто только растаяли в воздухе волнующие слова. Исчезла дистанция в два столетия. Это вечный, только что прошедший миг. Никогда не умирающий диалог...
„Облака" Архипа Куинджи. Поэтическая трепетная музыка природы звучит в этюде живописца. Над неоглядными просторами клубятся в жарком мареве облака. Их очертания размыты, в белой прохладе не чувствуется полуденный зной, они надвигаются на нас, на ходу меняя свои фантасмагорические очертания. Таким было небо и степь миллионы лет тому назад. Такой была и заповедная куинджевская „Березовая роща". Этот пейзаж словно наполнен радостью бытия, солнечными бликами. Картина насыщена ощущением простого и единственного данного нам судьбой счастья - жить!
Красота... Нежная полнозвучность летнего вечера. Минуты сокровенного ожидания встречи. Художник Николай Касаткин в своем полотне „Девушка у калитки" подглядел мгновенья раздумья молодой женщины. Может быть попытался воплотить в своем произведении неуловимую материю мечты.
Внезапно я услыхал глуховатый, брезгливый голос модернового эстета: „Ах, опять банальности, бытовщина, похвалы иллюстративности". Я вдруг будто увидел бледное, кривящееся лицо человека, не принимающего на дух слова - красота.
Но не означают ли эти „постулаты" некую эстетическую слепоту. Ведь и рокотовский шедевр „Портрет А. П. Струйской", и „Березовая роща" Куинджи, и милая касаткинская девушка - все это фрагменты великой фрески человеческого бытия, природы нашей Земли.
Ее величество - жизнь!
А не умозрительные, модерные схемы. Лишенные главного - гуманизма.
Природа. Красота. Радость.
Слова-сестры. Они сложены нашим народом из почти схожих семи букв.
Что это, случайность? Совпадение? Или гармония?
Единство созвучий родственных, необходимых человеку, как воздух, как вода, как сама жизнь.
Гете писал:
„Человек является высшим объектом... искусства". И эта аксиома неопровержима.
Проследите историю развития культуры, начиная хотя бы с амарнского периода Древнего Египта до наших дней, и вы убедитесь в правоте поэта. Есть еще один закон, который абсолютно точно определяет уровень значимости творчества любого мастера: гражданственность, любовь к родине, к своему народу - вот слагаемые истинного гения. И еще одна истина: „Первый закон искусства: если тебе нечего сказать - молчи. Если тебе есть что сказать - скажи и не лги".
Едва ли это мудрое высказывание Ромена Роллана требует объяснений.
Меткими являются слова известного острослова Талейрана: „Существует более ужасное оружие, нежели клевета, - это истина". А правда в развитии нашего искусства заключается в том, что абстракционизм не прижился на родине Александра Иванова, Сурикова, Левитана, Куинджи... И, может, кому-то это вовсе не нравится, но традиции реалистического искусства ныне не только не утеряны, но получили свое продолжение у нас в стране...
Когда-то, еще в двадцатых годах Сергей Есенин вместе с Айседорой Дункан посетил Америку.
Большой русский поэт без промаха окрестил эту крупнейшую капиталистическую державу как „железный Миргород".
Поэта поразили прагматизм и провинциальная бездуховность Штатов.
И хотя с тех пор прошло более полувека, ничего, кроме сногсшибательных „открытий" в области абстракции, поп-арта, „сюрра" и иных вывертов, изобразительное искусство Северной Америки не достигло.
Но не думайте, что в США нет прекрасных художников. Они есть. Но их единицы. Их голоса тонут в пучине „модернизма".
Ныне наступает, кажется, отрезвление.
Но каждое явление в искусстве США, будь то живопись или музыка, надо воспринимать крайне осторожно. Ведь огромную роль в этой богатейшей стране играют реклама и мода.
Можно задать вопрос: какое отношение мода имеет к серьезному искусству?
Логично.
Если не знать специфики страны, где средства массовой культуры в руках дельцов творят чудеса.
Сегодня поп-арт, завтра гиперреализм, через год...
Главное - бизнес. И этому чудовищу подчинено все.
Это опять-таки никак не означает, что в США нет музеев. Есть великолепные коллекции вроде Метрополитен-музея, где собраны шедевры со всего мира. Но это импорт.
Немало мировой классики в частных руках.
Миллионеры отлично понимают, что такое хорошо... Для широкой публики - смешиваютШекспира с рекламой подтяжек. И снова на экране телевизоров рыдает Джульетта.
А через миг вновь пауза. И вы узнаете, что лучшие в мире сосиски... Но не хватит ли говорить банальности.
И как тут не вспомнить пророческие строки, написанные Гюставом Флобером еще в 1870 году. Вот они:
"Запад вступает в эру... глупости, утилитаризма, милитаризма и американизма".
Кому-то эти слова Флобера покажутся патриархальным чудачеством или парадоксальной шуткой... Это не так.
Эксцентричный маг и чародей сегодняшнего формализма в живописи Сальвадор Дали пробалтывается в сенсационном интервью:
„Деморализация и идиотизация являются лучшим решением для мира".
Метр сюрреализма заслужил аплодисмент от „джет сет" - международной миллиардерской элиты.
Так сомкнулись "жрецы искусства" и слуги Желтого дьявола.
Так тайное становится явью.
Цинизм, насилие, порнография, ежедневно, ежечасно владычествующие в американском телевидении, оглупляют и уродуют миллионы людей.
Влиятельнейший журнал "Ю. С. ньюс энд Уорлд рипорт", издающийся в Вашингтоне, публикует беседу, где особенно назидателен финал.
Вопрос:
„Становятся ли американцы более циничными, смотря телевизор?"
Ответ:
„Да, да. Это именно так. Многие американцы действительно опускаются в болото цинизма"...
Страшноватенькое признание.
Землянин через сотню лет.
Давно уже, наверно, отпала надобность держать перо в руке: все немедля сделает, зафиксирует, отпечатает автомат.
Компьютер.
Стоит только произнести. Может, лишь задумать.
Мы ведь еще не представляем границ всемогущества техники.
Но значит ли это, что мы никогда уже не увидим юношу, зачарованно глядящего на белый лист?
Мечтательно взирающего на звезды?
И робко выводящего на бумаге первые, самые первые строки стихов к любимой.
Никто, никто, пожалуй, не возьмется ответить на этот вопрос. Хотя есть уже ныне „мудрецы", сомневающиеся, останется ли человек человеком в нынешнем понимании этого высокого звания. Белая бумага и перо...
А разве так далеко (в смысле примитивности орудия) ушли от них кисть, палитра?
Столь же элементарные средства выражения психологических переживаний. Уже сегодня мы видим огромные фрески и иные монументальные формы, наносимые не кистью - мощными аэрографами, чуть ли не брандспойтами.
Но значит ли это, что и через века далекий потомок, для которого воспроизвести механически образ природы или портрет будет столь же просто, как нажатие кнопки, откажется от счастья писать полюбившийся ему пейзаж или ребенка - кистью, пользуясь палитрой и красками?
Трудно, очень трудно ответить и на эту загадку.
Все зависит от того, захочет ли человек раствориться в машинерии или сбережет духовность, а значит, близость к природе, к собственному сердцу.
Но не будем вторгаться в область фантазии.
Все быстрее и быстрее, стремглав мчатся самолеты.
Летят, скользя, космические ракеты.
Динамичней мелькают кадры на экранах кино и телевизоров.
С каждым днем все лихорадочней и судорожней становится темп жизни на Западе.
Все это и многое другое привело к тому, что кому-то начинает мерещиться, что и земной шар стал шибче вращаться.
Мол, время уплотнило сроки совершения оборотов планеты и Земля наша кружится чуть ли не вприпрыжку.
Но это - глубокое заблуждение. Несмотря на людскую суету, так же размеренно и величаво плывет в необъятной бездне галактик Земля.
Так же мерно и рассчитанно до секунд (ибо, к счастью, это пока не зависит от человека) совершает планета свои назначенные обороты.
Ежедневно пылает восход. В определенный природой срок загорается вечерняя заря. Следом начинают мерцать звезды. Наступает ночь.
И вечный Ромео подходит к вечной Джульетте.
И бродит, и бродит вечный доктор Фауст, мечтая о юности.
Улыбается сегодняшняя Мадонна - Мария или Мэри, обнимая свое дитя.
Тянется к свету, зреет колос. Гудит трудолюбивая пчела. Старец прижимает к сердцу внучонка.
Великий круговорот жизни пока не остановлен и не убыстрен. Хотя бытие рода человеческого, как никогда, сложно.
Послушаем Чайковского:
„Музыкальный материал, т. е. мелодия, гармония и ритм, безусловно неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей".
Что касается живописи, то озабоченность поклонников абстракций и иных трюков опровергает миллиардноликий зритель, заполняющий чудесные музеи планеты и нашего Отечества, в жемчужинах собраний которых пленяет не модность, странность, непривычность, а, наоборот, надобность, более того, необходимость прекрасного, которого так не хватает порою в будничной круговерти.
Высокая задача истинного искусства - музыки, поэзии, живописи, ваяния, зодчества, театра, телевидения, кино - оставить человеку человеческое.
Не раскручивать действительно стремительное движение, свойственное машинам.
И не дай бог, если мы, постепенно пристраиваясь к ритму моторов, завертимся и станем либо роботами, либо...
Непередаваемое чувство охватывает тебя, когда видишь впервые новую, наиболее полную из бывших доныне экспозицию произведений, хрестоматийно известного художника.
Ведь думалось, бессчетно знакомился с его холстами. Слушал лекции выдающихся искусствоведов. Изучал десятки книг, монографий, альбомов.
Но... Наступил миг - и ты внезапно встретился с почти „неизвестным" мастером.
Удивленно зришь лицо живописца.
Кажется, осязаешь его портрет. Тебя будто посещает новый образ творца.
Поражает бездна незнаемого.
Вьется, как легкая нить мифической Ариадны, развитие природного дара художника. Становится яснее ранее недоступная логика взлетов, падений...
Ведь ни один большой талант не избежал тяжких терний на своем пути. Но до посещения все было не так ощутимо. На стенах, как летопись, - судьба живописца. Каждое из полотен - роман, повесть, или рассказ.
Ни с чем не сравнима радость прочтения этого собрания сочинений. Проход по выставке может быть графически изображен как штурманская карта, на которой помечены и видны течения и противотечения в творческом пути.
Успехи.
Мгновения растерянности.
Поиски.
И снова - выход на фарватер, главную дорогу созидания. Пристальное разглядывание и изучение полотен - это прежде всего исследование внутреннего мира художника, его состояния.
Ведь большой мастер от первой картины до последнего этюда в своем творчестве подобен симфоническому оркестру, в котором дирижером - он сам.
Живописец постоянно настраивает свой дар на работу. И одновременно прислушивается: не фальшивит, не отстает ли та или другая группа „инструментов" - рисунок, цвет, тон, композиция, колорит?
Это не прекращающийся ни на миг тяжелейший и прекрасный процесс самоконтроля. И если внимательно вглядываться в холсты, экспонированные на десятках стен анфилады залов, то зримо убедимся, когда мастер справляется с этой сверхзадачей, а когда нет.
Запомнились выставки Федора Рокотова, Александра Иванова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Павла Федотова, Василия Сурикова, Ильи Репина, Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Бориса Кустодиева. Ведь такое счастье, когда собираются работы из всех музеев и галерей, частных коллекций, бывает очень редко.
Один-два раза в жизни...
Это - событие.
В отличие от музыки, которую можно слушать по радио, телевидению, на концерте, в записях, и от литературы, когда любимые тобою книги стоят дома на полках, - живопись лучше видеть в оригиналах.
Искусство, репродуцированное даже в самом дорогом издании, всегда теряет аромат подлинности. О нем только можно догадываться.
Почти так же невозможно разобрать запах цветка, разглядывая самые лучшие цветные фото.
Да, картину надо прочитывать в натуре. Тогда к тебе придет вдохновение, заложенное в полотно художником.
Почувствуешь трепетную и твердую руку творца, почерк кисти, богатство палитры.
Фактуру мазка.
Патина - даже она дорога, потому что открывает бег времени. И кракелюры, трещинки на красочном слое, так же бесценны, как морщинки на лице любимой.
Картина.
Вспомните партитуру, которую можно увидеть на пульте в антракте. Листы бумаги, испещренные нотными знаками. Не всем понятные. Но начнется действие, взлетит тонкая палочка, польются звуки оркестра, и чудесная музыка охватит ваше сердце. Заставит волноваться, переживать, Словом, вы окажетесь во власти гармонии, созданной композитором...
Так же и станковое полотно, написанное большим художником.
Оно „звучит" постепенно.
Вглядываясь в сложный, не сразу всегда осязаемый и не до конца понятный мир красок, линий, объемов, жизненных ситуаций, человеческих характеров, зритель через какое-то время, в конце концов поняв творение художника, запоминает его.
Навсегда...
И картина становится любимой, нужной, необходимой.
Есть масса ценителей музыки, посещающих часто консерваторию или концертные залы.
Есть и тысячи, тысячи людей, находящих свободную минутку, час-другой, чтобы прийти к своей картине, „побеседовать" с ней и уйти обогащенными.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.interesting.chedevri
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное