Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №210. 19 июня 2006г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ74 .
"Борис Кустодиев (пр-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Но судьбе было угодно распорядиться по-другому.
Тяжкой болезнью художник был выброшен из этого замкнутого круга, изъят из засасывающего потока заказов.
В Швейцарии, в Лейзене, оставшись наедине с собой, он особенно остро почувствовал пагубность сутолоки. Он вспоми¬нал родину - яркую, радужную, горькую и чарующую. И он пишет свою мечту о России - здоровой, самоцветной, самобытной:
,,...Начал для Нотгафта, то есть, вернее, для никого, потому что, если очень удачно выйдет, не отдам - жалко, сделаю другое что-нибудь. Стоят такие купчихи, белотелые, около магазинов, а вдали, за ними - Кинешма. Одну из купчих рисую с Зеленской - она чудесно подходит к этому типу".
И далее, в другом письме, он рассказывает:
«Провожу праздники в совершенном одиночестве, если не считать 4-х ,.купчих", общество которых каждый день его скра¬шивает. Это купчихи на Вашей картине, которую пишу все эти дни вовсю...» По удивительному стечению обстоятельств Гоголь в свое время также проходил курс лечения в Швейцарии.
И тоже вдали от России задумывал… Тут я прерываю свои размышления, ощутив строгий взгляд читателя.
Ну как же можно сравнить масштабность замыслов Гоголя и меру его свершений с Кустодиевым! А я и не пытаюсь прирав¬нивать или сравнивать „Мертвые души" и ,,Купчих". Но все же прочтите слова Гоголя и подумайте о капризах судьбы:
„Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись. Швейцария сдела¬лась мне с тех пор лучше, серо-лилово-голубо-сине-розовые ее горы легче и воздушнее. Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... Это будет первая моя порядочная вещь - вещь, которая вынесет мое имя".
Справедливости ради стоит упомянуть, что ,,Купчихи" Кустодиева были первой из серии шедевров, которые были созданы живописцем в короткий промежуток между 1912 и 1927 го¬дами - всего за пятнадцать лет.
Отныне, начиная с этой картины, Кустодиев мог повторить с полным правом слова Гоголя: „Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России".
Вернувшись из Швейцарии на родину, Кустодиев снова с головой окунается в петербургский омут. Он с горечью говорит:
„Ах, эти заказы, просьбы... Не хватает мужества от них отказаться, а они так мешают главному - замыслам, которые надо осуществить...
Пока еще все бегаю по городу, устаю и не могу наладить работу - сразу на меня свалились всякие дела, мало относящиеся к моей работе. Думаю, что завтра или послезавтра, наконец. засяду как следует..."
Проходит день, неделя, еще месяц, год, а царство суеты не отпускает из своих цепких лап художника. Но начало, положенное в далеком Лейзене, требовало от живописца продолжения, не давало покоя, тревожило душу.
И среди каждодневной работы, тревог и забот Кустодиев не забывает о своей мечте:
«Занят сейчас кое-какими картинами, портретом и мечтаю все о большой работе, и, как всегда, когда был здоров, не писал того, что хотел, а вот теперь смерть как хочется начать боль¬шую картину и тоже „купчих":уж очень меня влечет все это»
К великому сожалению, дорога к желанному не всегда бывает скорой и прямой. Проходит еще не один месяц, пока живописец осуществляет свое заветное желание. Он, наконец, как бы воз¬вращается к себе. Однокашник художника по Академии, по мастерской Репина Иван Билибин писал о своем друге:
,,Волга и Кустодиев неразъединимы. Поволжские города, ярмарки, розовые и белые церкви с синими и золотыми купо¬лами, дебелые купчихи, купцы, извозчики, мужики - вот его мир, его матушка Волга и его Россия. И все это здорово, крепко и сочно".
И Кустодиев снова, как в Лейзене, поет свою заветную песню.
Он начинает писать в 1914 году ставшую знаменитой и ныне находящуюся в Русском музее «Купчиху».
Это она нас встречала в первом зале юбилейной выставки в Академии художеств.
Наконец Кустодиев находит себя. Невзирая на новые сим¬птомы временно притихшего недуга, художник с необыкновен¬ным подъемом создает один шедевр за другим: „Красавица", „Девушка на Волге". Вслед за ними он пишет блистательную серию картин-песен «Масленицы», сверкающую панораму русских празднеств, народных гуляний, калейдоскоп неповторимых по сочности и яркости красочных сочетаний, Репин, учитель Кустодиева, писал:
,,На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он - художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внима¬тельно изучающий природу. Отличительные черты его дарова¬ния; самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность; они служат залогом крепкого и прочного его успеха".
И ученик оправдал надежды. Репин был в восторге от его «Маслениц», да и художественный мир наконец заметил новую красоту, найденную Кустодиевым.
Были и иные мнения. Один маститый академик выступил с яростным протестом против закупки „Масленицы".
,,Это лубок, а не живопись!" - исторгал он в гневе.
Думается, что история русской живописи, да, впрочем, и не только русской, знает немало примеров, когда убеленные седи¬нами мастера не всегда справедливо определяли меру художественности того или иного произведения.
И снова на память приходит буря насмешек и поношений, которые вызвали картины Жерико, Делакруа или Эдуарда Мане, ныне ставшие классикой.
Или - зачем далеко ходить? - ведь замечательное полотно «Девушка, освещенная солнцем», написанное молодым Валенти¬ном Серовым, вызвала целый каскад брани в среде академиков живописи. Нет нужды цитировать эпитеты, которые в сердцах произносили маститые маэстро. Правда, они, очевидно, не пред¬полагали, что этот небольшой холст станет со временем жемчужиной Третьяковской галереи и одним из любимых портретов русской реалистической школы, а некоторые грандиозные по размерам, но весьма банальные по мастерству полотна иных академиков канут в Лету.
…В 1915 году Кустодиев побывал в Москве. Он бродил по городу, делал зарисовки. Неизменным спутником его был В. В. Лужский - актер МХАТа.
На вербном торгу у Спасской башни стоял трактир, любимое место отдыха извозчиков. Они пили здесь чай. Кустодиева увлекла идея написать картину «Чаепитие».
Так родился "Московский трактир".
Вот что рассказывает сын художника Кирилл, позировавший ему для этой картины:
«Отец… сперва написал фон, затем приступил к фигурам. При этом он рассказывал, как истово пили чай извозчики, оде¬тые в синие кафтаны. Держались чинно, спокойно, подзывали, не торопясь, полового, а тот бегом ,.летел" с чайником. Пили горячий чай помногу - на дворе сильный мороз, блюдечко держали на вытянутых пальцах. Пили, обжигаясь, дуя на блюдечко с чаем. Разговор вели так же чинно, не торопясь. Кто-то из них читает газеты, он напился, согрелся, теперь отдыхает.
Отец говорил: «Вот и хочется мне все это передать.
Веяло от них чем-то новгородским - иконой, фреской. Все на новгородский лад - красный фон, яйца красные, почти одного цвета с красными стенами - так их и надо писать, как на Николае Чудотворце - бликовать.
А вот самовар четырехведерный сиять должен. Главная закуска – раки…»
Он говорит, а я ему в зто время позирую: надев русскую рубаху, в одном случае с чайником, в Другом - заснув у стола, я изображал половых.
Позировал ему еще В. А. Кастальский для старика извозчика. Портретное сходство, конечно, весьма приблизительное, так как отец старался верно передать образ „лихача", его манеру держать газету, его руки, бороду.
Борис Михайлович остался очень доволен своей работой.
,,А ведь, по-моему, картина вышла! Цвет есть, иконность и характеристика извозчиков получилась. Ай да молодец твой отец!" - заразительно смеясь, он шутя хвалил себя, и я невольно присоединился к его веселью».
Кустодиев - истинно народный живописец. Он мечтал, что когда-нибудь будут построены клубы для народа. Сын худож¬ника записал мысли отца, который представлял себе эти клубы или дома культуры в виде прекрасных зданий, расписанных великолепными панно:
«,,Ну, вот, хотя бы как в Венеции, в палаццо Лабия, работы Тьеполо. Там это сделано для господ, а у нас будет сделано для народа России".
А как несказанно был он рад, когда декретом В. И. Ленина дворцы на Каменном острове, принадлежавшие прежде петер¬бургской знати, были отданы под дома отдыха трудовому народу...
Он говорил мне:
«Ты счастливый, доживешь и увидишь сам всю красоту пред¬стоящей жизни, а в жизни самое главное - труд и право на отдых после труда. Это и завоевано сейчас самим народом, раньше этого не было, жить было трудно, унизительно и мерзко».
В ленинградских архивах, говорят, сохранилось пожелтевшее от времени письмо некоего митрополита, в котором…Да, впрочем, это не письмо, это крик души „святого" старца.
Вот, примерно, его содержание:
«Видно, диавол водил дерзкой рукой художника Кустодиева, когда он писал свою "Красавицу", ибо смутил он навек покой мой.
Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
Я не берусь утверждать верность каждого слова из этого оригинального образца эпистолярного наследия прошлого, но нельзя не удивиться силе кисти художника, вызвавшего такую бурю чувств у подготовленного к искушениям зрителя.
Величава «Красавица».
Пышный стан, округлые плечи… Она вот-вот приветливо улыбнется, и тогда алые уста раскроются и блеснут жемчужные зубы, еще сильнее зардеются без того румяные щеки, появится ямочка на персиковом подбородке, засияют лукавые бирюзовые глаза.
Красавица только что проснулась, она привстала на своем пышном ложе, как розовая богиня в белой пене пуховых бело¬снежных подушек и кружев. Она чутко прислушивается. Что она слышит? Кого ждет? Сказочна, былинна красота ее.
Сказочность, былинность скрыты не только в облике красавицы, но в красочной феерии, в этом букете соперничающих друг с другом сверкающих, чистых, ярых цветов.
Под ударами кисти живописца простой купеческий сундук расцветает, подобно оперению дивной жар-птицы. Каких только оттенков красного и розового нет здесь: кумачовые, пурпурные, коралловые, багряные, рубиновые, алые!..
Нет, не хватает слов, чтобы описать, охватить чудесную радугу кустодиевской палитры.
И как великолепно противоборствуют этим горячим краскам холодные: голубые, лазоревые, бирюзовые, сапфировые.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное