Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мастера и шедевры.

  Все выпуски  

Мастера и шедевры.


Мастера и шедевры

Выпуск №244. 20 февраля 2007г

Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET

К читателю


Однажды, просматривая свою библиотеку, я взял в руки один из трех томов книги И. Долгополова "Мастера и шедевры", год издания 1986. Подарил мне ее кто-то из друзей. За хлопотами повседневной жизни о существовании ее позабыли и она простояла на полке 15 лет. Чтобы вот так, совершенно неожиданно, вновь напомнить о себе. Я взял ее в руки, полистал и уже не смог оторваться, забросив на несколько дней самые неотложные дела. Книга редкая и думаю, что немногие держали ее в руках.

Наберись терпения, читатель. Рассказы достаточные по объему, а возможности человеческие ограничены. Рассказов немало - более ста. Так что чтение их растянется для нас с тобой на длительное время. Но какое чтение...



Рассказ 82.
"Алексей Грицай" (ок-ние)

Репродукции к рассказу можно посмотреть здесь.

Алексей Михайлович Грицай родился в Петербурге 7 марта 1914 года в семье педагога-математика.
Он рано остался сиротой.
Отец-красноармеец погиб в 1919 году.
Судьбе было угодно, чтобы пятилетнего малыша отправили к родным в деревню Дюндино.
Так городской мальчик попадает в просторный незнакомый мир. Маленькая деревенька примостилась на краю крутого оврага. Десяток изб. Неприхотливый образ жизни. Ласковая природа приютила сироту, радушно открыла объятия своих необозримых просторов.
Всего четыре года прожил там Алексей, но, как известно, воспоминания детства неотразимы. Так, навсегда запечатлелись в памяти высокое небо, поля, чахлый орешник, молодые березки у околицы, волшебная перемена времен года.
Неторопливый уклад.
Вереница дней, полных все новых и новых открытий, то синие сверкающие сугробы, метель, то весна-красна.
Тихие зори.
Звуки гармоники. Хороводы, посиделки. Протяжные песни. Полевые цветы. Игры со сверстниками. Мерцание солнечных бликов, бегущих по воде.
Багряная осенняя листва... Все это заложило на долгую жизнь постоянную, тогда еще не осознанную любовь к природе, красоте пейзажа.
Алеша возвращается в Питер. Школа. Учеба. Ранние рисунки. И вот наступает 1932 год, когда будущий художник, пройдя кое-какую какую подготовку, робко переступает порог Академии художеств. Душа его полна трепета и надежд: свершилось чудо - он студент.
Много, много странного увидел смущенный юноша на первых порах. Разбитые прекрасные античные слепки в разгромленном ,,новаторами" двадцатых годов академическом музее.
Нелепые натурные постановки в мастерской. И еще более чудные разговоры об искусстве, которые вели студенты, лихо красившие большие холсты яркими плоскостями и кубами. Все сместилось в цельной душе.
Не все Грицай понимал и ждал, ждал чего-то, пытался понять мудреные размышления педагога.
Пролетел год.
В Академию был назначен директором ученик Репина - И. И. Бродский. Он привел с собой группу художников-реалистов. Система преподавания изменилась.
Девизом стали слова: учись у натуры, изучай классиков, традиции. Рисуй, рисуй, рисуй...
Плоды не замедлили появиться. Алексей Грицай попадает в мастерскую В. Н. Яковлева - человека разностороннего, широко образованного, эрудита, влюбленного в старых мастеров.
Всегда с благодарностью вспоминает Алексей Mихайлович короткий год, проведенный в этой студии.
Стройный мир школы открылся ему. И когда позже, уже на старших курсах, Грицай работает в мастерской Бродского, мир искусства еще глубже входит в восприимчивую душу юноши.
Ведь профессор писал рядом с Малявиным, Грабарем, Сомовым, Кустодиевым - этими „птенцами из репинского гнезда", позже ставшими блестящими мастерами.
Прошла удачно защита диплома, и, крепко став на ноги, Алексей Грицай выходит в жизнь.
В 1940 году после окончания Академии Грицай был призван в армию. С первого дня Великой Отечественной, с самой западной границы Родины прошел художник до Сталинграда.
Бои, бои, отступления, контратаки и снова бои. Солдат-артиллерист Грицай увидел русские поля, вытоптанные вражескими сапогами, истерзанные гусеницами нацистских танков, сожженные города и села.
Видел смерть и скорбь тысяч и тысяч матерей, стариков, детей. Путь на запад дал огромный гражданственный импульс живописцу. Его Отчизна, изуродованная битвами, стала свободной.
С особой, щемящей радостью он вновь ощутил величие и красоту родной природы.
...Окончилась Великая Отечественная. Отгремели салюты. А. М. Грицай возвращается к любимой живописи. Он начинает патриотическую сюиту, которую можно условно назвать "Русский пейзаж". Но художника ждала новая работа.
В 1951 году Алексей Михайлович включается в коллектив, работающий над холстом „Заседание президиума Академии СССР". Грицай создает предварительно три портрета академиков Н.Н.Семенова, М.А.Павлова, Б. Б. Полынова. Они написаны мастерски. Чувствовалась солидная школа, полученная автором.
Три крупных ученых...
Подвижный элегантный Семенов, улыбчивый, доброжелательный.
Внимательно к чему-то прислушивающийся, осанистый, несколько патриархальный Павлов...
Пронзительно острый, собранный и готовый к спору Полынов.
Хочется отметить психологическую индивидуальность этих полотен. Особенно великолепно написаны руки. Подчеркивающие своим жестом характер каждого портретируемого.
Как жаль, что умение филигранно написать детали портрета иными живописцами во многом утеряно. А некоторые искусстововеды считают это качество старомодным.
Что греха таить, мнимая обобщенность, а правдивее - огрубленность, не может заменить истинный станковый реалистический портрет.
Грицай, окончив работу над картиной, с неуклонной энергией начинает писать пейзажи, которые все более овладевают его сердцем.
Но надо было пройти долгие годы жизни в работе, поисках, тревогах и раздумьях, пока качество, увиденное знаменитым К. Ф. Юоном, сказавшим еще в 1939 году: „Грицай обладает несомненным чувством природы. Более всего ему близки лирические мотивы", стало кардинальной дорогой мастера.
Сегодня А.М.Грицай, несомненно, один из крупнепнейших художников пейзажной живописи. Он создал сотни картин, в которых звучит любимый им лейтмотив - Родина.
Радость...
Вот слова, которые невольно приходят, когда глядишь на пейзаж Грицая „Верхушки берез"...
Яркая лазурь предмайского неба. Белые тонкие свечи стволов берез. Празднично, светозарно, ликующе звучит гармония счастья возрождения. Так было, и так будет.
Природа победоносна и целебна для души человека. Много художников писали подобный мотив: весна, березы. Но этот холст отмечен редкой слитностью человека и природы. Чувствуешь отраду, свежесть дивной поры года, когда душа людская, забыв тяготы зимы и непогоды, удивляется нетленной красоте бытия.
Алексей Михайлович Грицай, как всегда, неспокоен. Готовит выставку. Напомним: первую персональную. Но его заботы, тревоги человечны и понятны.
Впереди большая экспозиция. Отчет за почти полутвековой труд в искусстве народного художника СССР, академика A.M. Грицая.

Алексей Михайлович имеет одно бесценное свойство: привечает молодежь. Покинув стены института, учавствуя в бесконечных выставках, Грицай всегда печется о начинающих мастерах.
Важно, что у него напрочь отсутствует какое-либо менторское чувство, назидательность.
Грицай необычайно чутко относится к проблемам школы. Он уверен, что умение рисовать, знание законов перспективы или композиции нисколько не остановят процесс самовыражения таланта, а только помогут ему.
Но несмотря на определенные традиции живописного языка, полученные им в мастерской Исаака Израилевича Бродского и Академии, Грицай умеет широко и непредвзято рассматривать и обсуждать полотна, написанные вовсе в другом ключе.
В этой широте взглядов Алексея Михайловича - высокая эстетическая культура.
...Подай иным лишь Сезанна или Пикассо.
Это касается и тех ценителей прекрасного, для которых эталоном служат лишь Рафаэль или Леонардо да Винчи, Делакруа или Александр Иванов.
Эти живопописцы - гении. Бесспорно. Но ведь неумолимое время ставит перед художниками все новые и новые задачи. Надо искать пути в познании тех черт прекрасного, которые скрыты в самой природе, в новом времени.

Мои рассылки

1.Потому что круглая Земля.

Смешные и познавательные истории о путешествиях автора по разным странам. Принимаются для публикации рассказы и информация. Чем раньше пришлешь - тем быстрее прочтешь. Почитайте, улыбнитесь - и к вам потянутся люди. Время пошло.

2.Чтоб вы так жили!
Все, о чем я собираюсь рассказать в этой рассылке - правда. Это истории из моей жизни. Когда-то они были просто моей жизнью. Теперь стали историей. Кому-то они покажутся неинтересными. Кому-то наивными. Кое-кого, надеюсь - заинтересуют. Но это не все. Ведь и у вас случалось в жизни что-то интересное. Пишите, я с удовольствием все опубликую. И это еще не все. Одни истории приедаются. Пусть будет юмор, что-то необычное. И, конечно, ваши письма найдут здесь достойное место. И это еще не все...



Это интересно

1.Домашний электронный музей шедевров мировой живописи. Множество электронных альбомов, посвященных великим мастерам живописи. В альбомах представлены лучшие картины лучших художников с возможностью распечатки, а также биографии художников. Все альбомы работают под музыку. Предоставляется пожизненный доступ к скачиванию. Количество альбомов постоянно растет. Домашний электронный музей - лучший способ приобщения к искусству живописи!


Каждый день - обновления на сайте WWW.ERMANOK.NET


До встречи!

Моя почта

Рассылки Subscribe.Ru
Мастера и шедевры.
Архив рассылки "Мастера и шедевры"



В избранное