Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып.135

от 11.11.2001 г.

Краткие заметки об общинах ессеев и терапевтов.
Часть I.

   О маленькой общине египетских евреев под названием терапевты сохранилось только одно свидетельство - это сочинение Филона Александрийского "О созерцательной жизни". Многие исследователи считали и до сих пор считают терапевтов частью ессейского движения. А о ессеях сохранилось значительно больше свидетельств: помимо Филона о них писали еще Иосиф Флавий, Ипполит в "Опровержении всех ересей" и даже Плиний Старший в своей "Естественной истории". Интерес к ессеям и терапевтам вызывается в первую очередь тем обстоятельствам, что их связывали с первоначальным христианством. Чтобы выяснить, что собой представляли эти общины и насколько они близки между собой, давайте просмотрим свидетельства этих древних авторов.
   Сначала напомню, что еврейская эмиграция из Палестины в Египет началась еще в VI веке до Р.Х. При Птолемеях поток еврейских поселенцев значительно возрос, так что к моменту римского завоевания Египта евреи уже расселились по всей стране. Наибольшее количество евреев сконцентрировалось в Александрии, где по свидетельству Филона Александрийского они занимали два городских квартала из пяти. Евреи были лояльными сторонниками Птолемеев, а затем и римлян, и получили еще от Птолемеев право жить в соответствии с законами предков. Они жили в замкнутых общинах, имели свои законы и обычаи, установления и должностных лиц. Строго следилось за соблюдением всех основных законодательных и религиозных норм иудейства: обрезание, суббота, посты, чистота пищи и т.д.
   Но эллинистическое окружение не могло не сказаться на жизни даже замкнутых общин. Постепенно верхушка еврейской диаспоры, а затем и рядовые члены восприняли греческий язык. Был осуществлен перевод Библии на греческий язык, а арамейский язык к I веку до Р.Х. был практически полностью вытеснен из деловой и повседневной жизни. Все это создало предпосылки для восприятия египетскими евреями идей греческой философии, хотя к греческой религии, мифологии и мистериям они относились резко отрицательно.
   Рассмотрим вначале сообщение Филона о терапевтах. В самом начале своего трактата Филон сообщает, что он будет описывать тех, кто предпочел созерцательную жизнь, в отличие от ессеев, которые вели жизнь трудовую. Он называет терапевтов теми,
"кто посвятил свою жизнь и себя науке и созерцанию природы согласно священным предписаниям пророка Моисея".
   Филон сообщает о том, что терапевты перед вступлением в общину отдают свое имущество родным и близким, но совершенно не касается вопроса о том, каким способом они добывали себе средства для ведения хотя бы самого скромного существования. Расставшись с имуществом, терапевты без оглядки бежали от прежней жизни, избегали городов и селились в пустынных и уединенных местах. Согласно Филону терапевты селились по всему Египту, но их центром была колония, расположенная в окрестностях Александрии около Мареотидского озера.
   Смысл слова "терапевты" Филон раскрывает как врачевателей душ от всевозможных пороков и страстей и как почитателей Бога. На представлениях терапевтов о Боге Филон останавливается мельком, сообщая, что они почитают
"Сущего, что лучше блага, чище единицы и первоначальнее монады".
Именно к вИдению сущего и стремятся терапевты путем постоянного созерцания, то есть непрерывных теоретических размышлений, так как познание Сущего должно привести их к совершенному блаженству. Терапевты вступают на путь служения Богу проникнутые небесной любовью и пребывают в восторженном состоянии, пока не достигнут вИдения Божества.
   Прошу извинить меня, уважаемые читатели, за сухое изложение текста Филона, но других источников у нас нет, а излагать двухтысячелетние споры по этой проблеме очень уж скучно. Поэтому я буду и дальше излагать, в основном, содержание источников.
   Коротко расскажу о жизни терапевтов. Живут они по одному в очень простых и скромных хижинах, которые защищают их только от зноя и холода и находятся на некотором расстоянии друг от друга. В каждой хижине есть священное место, куда терапевты могут вносить лишь священные книги и где они совершают свои таинства. Кроме того, у терапевтов есть и общее святилище, в котором они собираются по субботам на собрания, а также празднуют свой самый торжественный праздник по пятидесятым дням.
   В течение шести дней терапевты, уединившись в своих хижинах, предаются толкованию Учения. Этим они занимаются с утра и до вечера. Они читают и иносказательно толкуют священные книги и сочинения основателей секты. Многие из них сами составляют в честь Бога гимны и песни на различные размеры и мелодии. Все время они думают о Боге, так что даже во сне они не видят ничего иного, кроме красоты Божественных добродетелей и сил. Благочестивая жизнь терапевтов предполагала обязательные утренние и вечерние молитвы при восходе и закате солнца. По седьмым дням, то есть по субботам, они собирались все вместе в общее святилище, где старейший, а, следовательно, и наиболее сведущий в учении, член секты предлагал толкование учения, а все остальные внимательно его слушали.
   Филон сообщает, что община терапевтов включала в себя и женщин, которые так же рьяно, как и мужчины, изучали закон и стремились к мудрости. Они строго и добровольно хранили девственность и вели целомудренную жизнь, отвергали все чувственные удовольствия и добивались только духовного союза с Богом. Женщины принимали участие в субботних собраниях вместе с мужчинами, но располагались в отдельном помещении.
   Филон особенно подчеркивал скромный и умеренный образ жизни терапевтов. Они принимали за основу жизни воздержание и лишь незначительную часть времени посвящают заботам о теле. Они едят хлеб с солью и иногда иссоп, а пьют родниковую воду. Едят и пьют они лишь для того, чтобы не чувствовать голода и жажды. Многие из терапевтов практиковали трехдневные и шестидневные посты. Одежда у терапевтов тоже была очень скромной и простой: зимой - грубый плащ, а летом - простая туника или кусок полотна.
   Более всего терапевты почитают скромность, так как она является началом истины, из которой проистекает обилие божественных и человеческих благ.
   Подробно Филон описывает самый торжественный праздник терапевтов, который они празднуют каждый пятидесятый день. В канун этого праздника все собираются в святилище, одетые в белые и чистые одежды. Вначале по сигналу распорядителя они встают в ряд по установленному порядку и совершают молитву, подняв глаза и руки к небу. Затем они располагаются в определенном порядке согласно давности вступления в секту. Отдельно для мужчин и женщин накрываются столы. Пиры терапевтов очень скромны и благочестивы. Циновки, на которых они возлежат во время пира, просты и дешевы и сделаны из местного папируса. Трапеза состоит из хлеба, приправленного солью и иссопом, и родниковой воды. Вино и мясо совершенно отсутствуют. Прислуживают во время пира новички, допущенные в секту после тщательного отбора. Они усердно и тщательно выполняют все необходимые услуги. Филон поясняет, что у терапевтов вообще нет рабов, так как по их представлением обладание рабами противоречит природе, создавшей всех равными.
   После того как все возлягут в определенном порядке, председатель при полном молчании присутствующих начинает толковать какое-нибудь место из Священного писания, стараясь, чтобы все могли легко понять его. Толкование заключается в раскрытии тайного смысла, скрытого в иносказаниях. Слушатели выражают одобрение улыбкой и спокойным поворотом головы. Непонимание они выражают тихим движением головы и указательного пальца правой руки. После того как председатель закончит толкование, и все окажутся удовлетворенными, он исполняет какой-нибудь гимн в честь Бога, или собственного сочинения, или один из старых. Вслед за ним исполняют гимны и все остальные в должном порядке, причем присутствующие хранят молчание и подают голоса только когда поют рефрены и окончания.
   После исполнения гимнов начинается их скромная трапеза, после которой начинается ночное празднество, которое состоит в том, что все участники пира создают два хора, мужской и женский, и поют в честь Бога гимны, составленные на всевозможные размеры и мелодии. Затем оба хора объединяются в один, и так они поют и приплясывают до утра. Когда же восходит солнце, они совершают утреннюю молитву и расходятся по своим хижинам, чтобы снова заниматься чтением и толкованием Священного писания.
   Вот что сообщил нам о терапевтах Филон Александрийский. Больше никто из его современников о терапевтах не сообщил ни слова, но с легкой руки Евсевия Кесарийского за терапевтами укрепилось представление, как о первых христианах. Впоследствии это не раз мнение подвергалось ожесточенной критике, и настоящее время уже не отождествляют терапевтов с первыми христианами, но и не подвергают сомнению существование такой секты.


Дорогие читатели! Вы можете ознакомиться со всеми предыдущими выпусками Ворчалок, посетив сайт Старого Ворчуна www.abhoc.com . Там же вы сможете узнать и о других проектах Старого Ворчуна.


  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


 Другим проектом Старого Ворчуна являются выпуски Исторические анекдоты от Старого Ворчуна. Желающие подписаться могут зайти по адресу: http://subscribe.ru/catalog/funny.abhoc , или посетить сайт www.abhoc.com .


Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@citycat.ru

   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное