Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ворчалки об истории или "Ab hoc et ab hac"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Owls

Ворчалки об истории,
или Ab hoc et ab hac
Вып.136

от 18.11.2001 г.

Краткие заметки об общинах ессеев и терапевтов.
Часть II.

   О сектах ессеев известно гораздо больше, тем более что находки рукописей у Мертвого моря и археологические раскопки, проводимые в тех же местах, позволяют отождествить жителей этих мест с ессеями или очень близкой им сектой. Я уже упоминал источники, сообщающие нам сведения о ессеях. Но Плиний Старший, например, говорит о ессеях очень кратко. Он только сообщает, что ессеи жили на западном берегу Мертвого моря, очень уединенно и замкнуто, без женщин и не знали денег. Число ессеев постоянно увеличивается из-за постоянного притока людей, бегущих от городской жизни (т.е. цивилизации). Вот и все.
   Филон Александрийский сообщает о ессеях в двух различных трактатах: "Апологии" и "О том, что каждый добродетельный свободен". В "Апологии" ессеи изображаются как образец коллективной жизни и человеколюбия, а во втором трактате ессеи представляются примером истинно добродетельной, а потому и свободной, жизни.
   Во всех сообщениях о ессеях отмечается общность имущества, отсутствие какой-либо частной собственности и право каждого члена пользоваться общим имуществом по мере необходимости. Филон пишет, что
" никто из них не имеет собственного дома, который не принадлежал бы всем сообща",
и
"у них имеется общая для всех касса и общие расходы; общими являются также одежда и питание... Ту плату, которую они получают за проработанный по найму день, они не хранят как свое собственное, но делают это общим, предоставляя желающим пользоваться своим доходом".
В другом месте Филон пишет:
"Никто не имеет вообще ничего собственного: ни жилища, ни раба, ни земельного участка, ни скота, ни другого имущества и источников богатства. Помещая все собранное в общее место, они сообща пользуются имуществом всех... У них общая не только трапеза, но и одежда".
   Живут ессеи все вместе, все время проводят в труде для общей пользы, занимаясь земледелием, скотоводством и ремеслами. Избранные казначеи собирают все доходы общины, контролируют общее имущество и заботятся о приобретении необходимых для жизни товаров. Общие трапезы у ессеев отличаются скромностью, так же как скромна и их одежда. Молодые члены общины заботятся о старших. Ессеи не женятся и не допускают в свою общину женщин.
   Об отношении ессев к рабству Филон сообщает:
"У них нет ни одного раба, но все они свободны, взаимно оказывая друг другу услуги. Они осуждают господ не только как [людей] несправедливых, оскверняющих равенство, но и как нечестивцев, нарушающих установления и закон природы, которая, подобно матери, всех породив и выкормив равным образом, сделала людей законными братьями не только по названию, но и в действительности. Коварная и чрезмерно возрастающая жадность расшатала их родство, вместо близости создала отчужденность и вместо дружбы - вражду".
   Филон сообщает, что ессеи больше других людей думают и заботятся о Боге, не приносят в жертву животных и стремятся к благочестивому образу мыслей. Больше всего они занимаются философией, в основном моралью, и во всем руководствуются древними законами. В священный день субботу они собираются все вместе на собрание, где располагаются в определенном порядке и внимательно слушают чтение и толкование священных книг. Философия ессеев заключается в символическом и аллегорическом толковании текстов. Флавий добавляет, что ессеи очень усердно изучают древние тексты, а священные книги секты хранят в тайне.
   В своем стремлении к благочестию ессеи руководствуются любовью к Богу, любовью к добродетели и любовью к человеку. Любовь к Богу предполагает воздержание от клятв и лжи, целомудрие, веру в то, что Божественное является причиной только благ. Любовь к добродетели означает отвращение к стяжательству, равнодушие к славе и наслаждениям, стойкость, выдержку, скромность и незначительные потребности в жизненно необходимом. Любовь к людям проявляется у ессеев в чувстве равенства, общности и благорасположении к другим.
   Флавий писал о ессеях значительно позже Филона, поэтому у него вместе с большим количеством совпадающих сведений есть и отличия. Он отмечает священный характер трапез у ессеев, утренние молитвы восходящему солнцу, ритуальные омовения, вступительную клятву ессеев, наказание провинившихся, веру в предопределение, их способность предсказывать будущее, а также наличие среди ессеев течения, допускающего брак. Так, по Флавию, трапезе ессеев предшествовал обряд очищения, заключавшийся в ритуальном омовении. Сама трапеза происходила в священном помещении, куда допускались только полноправные члены общины, одетые в белые одежды. За приготовлением еды следили жрецы, один из которых перед началом еды и по ее окончании произносил благословение. Во время трапез царила полная тишина.
   Если нам ничего не известно о представлениях терапевтов о душе, то ессеи считают, что душа бессмертна, а тело обречено на гибель, так что тело рассматривается ими лишь как временная темница души. Ипполит же в своих заметках о ессеях сообщает, что многие их них верят также и в воскресение тела.
   Филон сообщал, что ессеи вообще не знают торговли, а Флавий пишет о том, что они ничего не покупают и не продают друг другу. Филон отмечал пацифизм ессеев, то Флавий сообщает об участии ессеев в Иудейской войне. Но эти расхождения в описании ессеев, сделанные с интервалом более чем в сто лет, вполне понятны и допустимы.
   Прочтение рукописей, найденных у Мертвого моря, и археологические раскопки Кумранской общины показали, что эта община была очень близка к ессеям, как их изображали Филон и Флавий. Так согласно "Уставу" Кумранской общины, каждый вступающий в общину обязан был внести
"все свое знание, свою силу [т.е. труд], свое имущество в общину Бога".
Все это передавалось
"в руки человека, надзирающего за работой старших".
Когда вступающий проходил испытательный срок, его имущество смешивалось с имуществом остальных членов общины. Отлученному члену общины возвращалось его имущество, а остальным членам общины запрещалось им пользоваться. Большинство исследователей в настоящее время прямо отождествляют Кумранскую общину с ессеями или рассматривают их как очень близкие движения.
   Я не буду дополнительно описывать сходство и различие между ессеями и терапевтами, так как те, кто добрались до этих строк, легко смогут сделать это самостоятельно, а утяжелять текст лишними рассуждениями и описаниями, наверно, не стоит.


Дорогие читатели! Вы можете ознакомиться со всеми предыдущими выпусками Ворчалок, посетив сайт Старого Ворчуна www.abhoc.com . Там же вы сможете узнать и о других проектах Старого Ворчуна.


  Дорогие читатели! Пишите, пожалуйста, Старому Ворчуну о своих впечатлениях о Ворчалках, делайте свои замечания, присылайте свои пожелания и задавайте вопросы по темам Ворчалок, но можно и другие вопросы. Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.


 Другим проектом Старого Ворчуна являются выпуски Исторические анекдоты от Старого Ворчуна. Желающие подписаться могут зайти по адресу: http://subscribe.ru/catalog/funny.abhoc , или посетить сайт www.abhoc.com .


Виталий Киселев (Старый Ворчун)
abhoc@citycat.ru

   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное