Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Круг чтения
http://russ.ru/krug
----------------------------------------------------------------------------
Все дискуссии "Круга чтения" http://russ.ru/forums/msg/936/936.html
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------

Денис Бычихин.

Плоды рефлексии второго уровня.
Выпуск 6.

Какое массовое издание компетентнее прочих освещает литературный процесс?

Афиша
Ведомости
Время MN
Известия
Итоги
Книжное обозрение
Коммерсантъ
Литературная газета
НГ-Ex libris
Новое время
Общая газета
Сегодня
Эксперт
Другое
Комментарии и ваш выбор шлите по адресу boris@russ.ru


В жалчайшей из ниш

Кант определял прекрасное как целесообразность без четкого представления о 
цели. Это, пожалуй, наиболее емкая и изящная из существующих на сей счет 
дефиниций. По крайней мере, именно она часто приходит на память - скажем, 
когда речь идет о женской красоте.

Однако если задуматься, оказывается, что и всякий журнальный или же 
газетный текст, включая очевидно джинсовые, с легкостью подпадает под 
формулировку кенигсбергского философа & мизантропа.

Я совсем не хочу сказать, что публицисты регулярно и сознательно симулируют
правдоподобие и злостно пускают пыль в глаза. Вовсе нет.

Я просто хочу сказать, что они поступают так в подавляющем большинстве 
случаев и, надеюсь, едва ли сознательно. То есть, с одной стороны, 
производители скорострельных истин действительно делают нам красиво - и это
их работа, их хлеб; с другой, выражаясь словами еще одного философа, 
именно в силу этого они плодят лишние сущности - едва ли жизнеспособные, 
хотя бы уже потому, что не являются необходимыми. (Необходимость гнать 
строкаж не в счет.)

Однако ж довольно об этом. Достаточно сказать, что речь сегодня пойдет 
именно о целесообразности без цели - иначе говоря, о симуляции, иногда 
действительно симпатичной.

Итак.

1. Сначала о симуляции царственной и потому простительной. Отчасти - о 
любви.

Лев Рубинштейн - автор, если можно так выразиться, многопроцентно 
соответствующий своему имени. По крайней мере, с точки зрения астрологов. 
Он сугубо индивидуален (о наличии таланта упоминать как-то неприлично), 
фееричен, действительно обаятелен и, что называется, писатель с сюрпризом. 
То тему подхватит бог весть какую, то в последний абзац этакую изюминку 
ввернет, что и блюдо в целом радугой ароматов заиграет. Короче, умница и 
виртуоз. В том числе - субъективности и боговдохновенной самости.

За что и любим. И, должно быть, любить будем. Потому что любовь - это еще и
умение прощать.

А на сей раз читателям есть за что прощать автора. Поскольку Лев Семенович 
явно обиделся на кого-то серьезно, да и устал, наверно, адски - и потому 
взял и попросту схалтурил. Произвел на свет отписку. Причем развернутую, 
по-своему сердитую и, главное, неприкрытую. Отбубнил положенное на полутора
разворотах журнала "Итоги" и с детски-обиженной миной удалился.

Думаю, причина проста: деспоты редакторы, вменяя в вину обозревателю 
произвольность его выбора, а иногда и сомнительную свежесть рецензируемой 
литературы, потребовали от него чего-то вроде типовой колонки с 
экспресс-анализом сравнительно недавних изданий.

Писатель с требованиями согласился, но от того не почувствовал себя менее 
уязвленным. И добрую половину "обзора" посвятил самооправданиям. Исповедь -
жанр сомнительных достоинств ("Зачем слова?" - как сказал поэт), но в 
исполнении Рубинштейна она прелестна. Именно благодаря авторской интонации:

"Даже издания, целиком посвященные книгам и журналам, неизбежно отражают 
лишь ту часть пресловутого айсберга, которая просматривается из точки их 
наблюдения. А нам-то о чем говорить? Потому и может возникнуть ощущение 
случайности и немотивированности наших книжных рубрик. Какой принцип 
отбора? Почему этот роман, а не тот? Почему эта энциклопедия, а не 
другая?.. Но не ради оправдания, а ради истины зададим встречный вопрос: а 
какой принцип отбора показался объективным? Сами же ответим: а никакой.

Ваш обозреватель не только субъективный читатель (а другого читателя 
представить себе проблематично), но и не собирается этого скрывать, 
рассчитывая исключительно на то, что те, кому интересно, как и что он (то 
есть ваш обозреватель) пишет, доверяют и его выбору".

То есть не то чтобы "не обижайтесь на Наума Коржавина, а то он будет 
извиняться". Здесь все мягче и веселей, но сама интенция показательна. 
Кстати, зодиакальные Львы действительно извиняются редко и неохотно, а если
и извиняются, то этаким вот способом - может, и сморгнув досадливо, но 
продолжают гнуть свою линию.

Из скрытого внутриредакционного противоборства Рубинштейн выходит 
победителем. В частности, объявляет, что обзоров от него так и не дождутся:

"Жанр этих заметок я бы не решился определить словом "обзор", ибо обзор 
предполагает некоторую развернутость, концептуальность и претензию на 
полноту картины. Я имею в виду другое... Этот жанр я бы обозначил как 
"лирико-импрессионистическая библиография". Или что-то в таком роде..."

Далее действительно следует "что-то в таком роде". Например, о романе 
Бориса Житкова "Виктор Вавич" мы узнаем, что это книга культурная (потому 
что издана в Питере), многострадальная (писалась 15 лет, сразу же по 
опубликовании была запрещена), и Борис Пастернак называл ее лучшим романом 
о русской революции... Все. Небрежно пересказанная аннотация издательства 
"Независимая газета". О "Литературном дневнике" Зинаиды Гиппиус - что это 
"талантливая, очень жесткая, никак не дамская проза". Тоже - все.

А теперь отступная: Не знаю, как филистерам редакторам, а по мне и этого 
достаточно. Не потому, что указанные цитаты сколько-нибудь просвещают меня 
касательно содержания книг. А потому лишь, что написано это Рубинштейном. 
Писателем куда как симпатичным. И сообщай он об агрикультурных методах 
культивации бешеных огурцов, я, кажется, и это бы читал.

На мой взгляд, не стоит понуждать Льва Семеновича к играм в 
профессионала-поточника. Он попросту не для того создан.

А теперь комментарий: У львов, на сей раз уже - зверей, семейные 
обязанности распределяются следующим образом. Добычей пропитания занимается
только львица. Глава же прайда охраняет охотничью территорию от 
посягательств соперников (в случае Рубинштейна это дурновкусие и 
стилистическая невменяемость). Необходимость в нем, стало быть, лишь 
стратегическая, но отвечать за глобальную безопасность может только он.

А от таких мелочей, как ежедневная беготня в поисках абы чего, - это 
увольте.

2. Теперь укажем на чистый, с нашей точки зрения, вариант бесцельной 
целесообразности. Мало чем оправданной. А значит, несимпатичной.

Рецензия на книгу Дмитрия Быкова "Отсрочка" в журнале "Профиль" (21 
февраля, #6). Автор рецензии Татьяна Блажнова, видимо, в свое время 
недоизрасходовала запас сентиментальной патетики, заложенный природой в 
женское естество. Может быть, виной тому невнимательное и недостаточно 
упоенное чтение в юные лета "Бедной Лизы", может быть, то, что в 
студенческие годы к нежной авторской душе недостаточно привились навыки 
критического сознания. Тайна сия mystery is.

Так или иначе, но запас - если не заряд - сохранился, и наконец сыскался 
достойный его предмет - Дмитрий Быков. Отсрочка. Стихи. - СПб.: Геликон 
Плюс.

В результате читатели "Профиля" узнают следующее:

1. У поэта Дмитрия Быкова д'артаньяновский профиль.

2. Быков-поэт не похож на свой телеэкранный журналистский образ.

3. Броско-красивый, энергетически заряженный, он то и дело возникает в поле
нашего зрения.

4. Спорит в "Пресс-клубе".

5. Ведет аукцион, где пропадает барахло поп-звезд.

6. Играет с дочкой в "Поле чудес".

7. А однажды выпустил неприличную газету "Мать".

То есть глыбища и далее по тексту. Однако это не все. Поскольку:

"Откуда же в его стихах такое чувство лада и стиля, меры и слова и каждая 
строчка дышит культурой и традицией? Строка такова, каковой должна быть, 
чтобы выразить эту мысль и это чувство. Он пишет о том, что течение дней 
само по себе драма, а каждый прожитый день - утраченная возможность... 
Гипертрофированное, драматическое ощущение времени - и непрерывные 
размышления о том, что происходит".

Не знаю, существуют ли еще на радио те программы, которые раньше 
транслировались ближе к полуночи: ведущая теплым грудным голосом, с тихим 
надрывом рассказывала о Есенине, Пушкине, Лермонтове. Ровно в таких 
выражениях. Разве что не плакала.

Ну бог бы с ним, со стилем рецензии. Он по-своему хорош, я бы даже сказал: 
вдохновляющ. Если бы не цитаты. Ничуть не стремясь задеть поэта, а только 
из соображений субъективного упрямства (см. выше) замечу, что пафос 
Т.Блажновой вряд ли оправдан. Если только я не ошибся и упомянутый 
сентиментальный заряд не был в свое время израсходован ею на творения 
Евг.Евтушенко. И теперь налицо радость рецензента, опознавшего нечто 
знакомое, алкаемое и родное. Ностальгия.

Уж очень много в быковских стихах шестидесятых, причем не лучшего пошиба.

О времени:

Век при смерти,

Кончается эпоха,

Я вытеснен в жалчайшую из ниш.

Воистину, все хорошо, что плохо

кончается. Иначе с чем сравнишь?

О родине:

Здравствуй, Родина!

В дали твоей

Лучше сгинуть как можно бесследней.

Приюти меня здесь. Обогрей

Стужей гибельной, правдой последней.

Под стать и комментарии Блажновой: "Поэту, как и во времена Ахматовой, 
уготована участь быть с "моим народом"... "Опора для автора теперь, похоже,
Бог. Хотя об этом Быков говорит очень осторожно и как бы не вполне 
уверенно".

Иначе говоря, мы имеем дело не столько с сознательной симуляцией (для этого
текст слишком нашпигован пафосом и приправлен слезой), сколько с 
непроизвольным симулякром. Что тоже можно назвать бесцельной 
целесообразностью. А также - стрельбой из пушки по воробьям.

Впрочем, разве в наше время и на нашей почве деятельность литобозревателя 
массового неспециализированного (читай: политизированного) издания не 
сводится именно к такой малопочтенной стрельбе, что бы каждый из 
литобозревателей сам о себе ни воображал? Может быть, принципиальный 
субъективизм Льва Рубинштейна или принципиальная невежественность Михаила 
Новикова читателям как раз и импонируют? РЖ не знает точного ответа на эти 
вопросы. Надеемся, что вы нам поможете, если вернетесь в начало только что 
дочитанного вами текста и щелчком мышки выберете одну из представленных там
позиций.

----------------------------------------------------------------------------
Дискуссии рубрики "Круг чтения":
Творчество Виктора Пелевина
Эпидемия помешательства
Чей это портрет?
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html

Книга на завтра http://russ.ru/krug/kniga/current.htm
Выбор Пушкина http://russ.ru/krug/vybor.htm
Чтение без разбору http://russ.ru/krug/razbor.htm
Новости электронных библиотек http://russ.ru/biblio

Авторы Русского Журнала. Досье http://russ.ru/journal/dosie

Гуманитарные ресурсы России http://russ.ru/info

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru 
или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" 
http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное