Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота
Русский Журнал. Новости культуры
http://russ.ru/culture
----------------------------------------------------------------------------
Список рубрик РЖ http://russ.ru/journal/archives
Список авторов РЖ http://russ.ru/authors
Поиск по РЖ http://russ.ru/search
----------------------------------------------------------------------------
Новое в культурной рубрике
http://russ.ru/culture

Дмитрий Циликин

Прощай, политкорректность

Как я счастлив, что российская сборная так блистательно проиграла чемпионат мира
по хоккею!

(Счастлив я, кстати, и тем, что могу, не боясь за свою участь, публично об этом сообщить.
Немалое достижение - в Петербурге, например, по ящикам разбрасывали подметные листовки,
где один кандидат в губернаторы будто бы высказывал нечто в том же духе. Авторы диффамации
резонно полагали, что в глазах электората это равнозначно вымазыванию по уши говном.)

Как я горжусь нашими легионерами, которые (разумеется, бессознательно) совершили
огромный прорыв и чуть ли не революцию в сфере духа. Их беспардонный циничный проигрыш
- великий удар по мировой глупости. Доказательством того, что удар был точен и силен,
служит невиданной силы визг и вопль этой самой раненой глупости. "Кроме доллара,
есть еще честь страны и спортивного флага", "Миллионеры-энхаэловцы в погоне за длинным
рублем позабыли чувство патриотизма и гордости за свою Родину", "Россия прошла через
унижение", "Ладно бы проиграли американцам, но бывшим "товарищам" по Союзу!" - и
все в таком же роде.

Господа, страна, величие и унижение которой находится в прямой зависимости от попадания
цилиндрического куска плотной резины (или чего там еще?) в ограниченный прямоугольной
рамкой кусок искусственного льда, заслуживает жалости, если не презрения. Хоккей
- это игра. И только. Как любая игра, он имеет целью себя самое и ничего более. Игроки
и зрители могут получать или не получать от игры удовольствие, но из этого процесса
решительно никаким образом не проистекает национальная идентичность, честь, патриотизм
и прочие метафизические категории.

Вообще говоря, в данном случае понятие "игра" есть синоним сценического действия,
то есть процесса, в котором одни демонстрируют какие-то умения, а другие на это смотрят
(игра в театре, на музыкальных инструментах и т. д.) - и, увы, вышеописанный бред
обнимает собой эти искусства так же, как и спорт. Если пианист играет на конкурсе
- так это он не просто играет, чтобы выиграть, получить деньги и ангажемент, а защищает
славу Отчизны. Если балерина крутит фуэте - так ведь и она не проделывает изобретенное
итальянцами виртуозное движение классического танца, а утверждает престиж Российской
Федерации. И конца бреду не видать - на наш век уж точно хватит.

О хоккеистах пишут "талантливые", о матче - "вдохновенный". Эти эпитеты правомочны,
когда игра (в данном случае хоккей) становится творческим актом и, таким образом,
подпадает под действие общих законов художественного творчества. Один из них - можно
наилучшим образом продавать рукопись, но вдохновение не продается. И не вызывается
вне художника находящимися причинами - в частности, бессмысленными схоластическими
понятиями вроде "чести Державы". Если творческий акт питается не таинственными внутренними
источниками, а инструкциями очередного инструктора райкома по идеологии, - это не
творческий акт, это воспроизводство пошлости. Потому что именно таинственность источников
(проще говоря - "непонятно, как сделано") отличает чудеса искусства от бойкой заказной
ремеслухи.

Какая, к чертовой матери, честь Державы? Люди свободно меняют ПМЖ, имя, гражданство,
национальность, цвет кожи и даже пол. Ничто не мешает нам считать духовной родиной
хоть Тибет, хоть Шумер. Ubi bene - там и patria. Как писал Мандельштам, "Свое родство
и скучное соседство / Мы презирать заведомо вольны". Зачем было проходить многотысячелетний
кровавый путь к свободе - чтобы теперь вместо бога Вицли-Пуцли поклоняться столь
же умышленным идеалам Государства?

Что же касается связи с "милым пределом", который каждый отдельный человек воспринимает
как свою отдельную родину, - это вещь интимная. Такая связь - опять-таки предмет
творческой деятельности (как у Набокова, Бродского или Томаса Манна), но никак не
мифической "защиты" мифической "чести".

Подмена интимной родины публичным государством - одно из проявлений пустой души.
Индивидуальная и общественная пустота находятся во взаимовыгодных, взаимопитательных
отношениях. Кажется, Владислав Третьяк еще лет двадцать назад уверял, что, когда
сборная проигрывает, в стране падает производительность труда. Это, право, что-то
первобытно-общинное: хуже работать вследствие неких абсолютно умозрительных причин:
ладно бы просто ожидали получить кайф от игры, но не получили - так ведь нет, "наши
продули", вот откуда погибель производству!

Киркегор писал: "Как наследник, имеющий получить хотя бы все сокровища мира, не может
вступить во владение ими ранее совершеннолетия, точно так же и наиболее богато одаренная
личность - ничто, покуда она не определит самое себя; с другой стороны, даже самая,
по-видимому, бедная личность - все, если она сделала этот выбор, так как великое
заключается не в том, чтобы быть тем или другим, а в том, чтобы быть самим собою".
Когда человек осознает себя - это прежде всего означает, что установились, по выражению
Ходасевича, "весы души во мне самом", что он соотносится с миром и располагает себя
внутри каких-то его координат (например, Бога, диавола и т. п.), а не просто черпает
извне наполнители внутренней пустоты (типа "гордости за наш хоккей" или "за наш балет").
Но ведь и государство, когда оно не может гордиться исполнением своих прямых обязанностей
(безопасность и комфорт граждан), объявляет себя Родиной и начинает, на манер крошки
Цахеса, приписывать себе все одержанные предста!
вителями населения творческие победы (которые по природе своей индивидуальны). И
тот самый пианист не оттого взял первое место, что талантливый, а оттого, что Родина
его взрастила и воспитала. И когда художника объявляют "принадлежащим всему миру"
- так ведь и он принадлежит миру не потому, что он его, мира, гражданин (гр. kosmopolitēs),
а потому, что государство этим художником мир облагодетельствовало.

Как будто для тех отношений, в которые мы вступаем с произведениями искусства, имеет
значение, какой у автора паспорт? Только что я был в Вене - в знаменитом венском
Kunsthistorisches Museum пусто. Потому что Европейское Сообщество объявило Австрии
политический и моральный бойкот. И туристы в Вену не едут. (И, слава богу, нету стад
гусаков и гусынь в шортах, обтягивающих толстенные задницы, в панамках и с фотоаппаратами
на пузе.)

Уже больше половины моей жизни прошло в дикой, отвратительной, человеконенавистнической
стране. Одно из лучших известных мне определений счастья принадлежит поэту, который
как раз такого счастья был лишен: "Про прихоти своей скитаться здесь и там, / Дивясь
божественным природы красотам / И пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща
радостно в восторгах умиленья, / Вот счастье! Вот права..." Главнейшим, может быть,
проявлением человеконенавистнической природы страны, где мы жили, была абсолютная
и унизительная невозможность осуществления именно этих прав и достижения этого счастья.
Вот, наконец, оно достижимо - и что же, отказаться от него (по примеру "цивилизованной
Европы") во имя очередных умозрительных соображений? Фигушки - никаких гарантий этих
прав в будущем у меня нет, потому полагаю скорейшее воссоединение с Брейгелем и Веласкесом
более нужным для, извините, душевной жизни, нежели борьбу с неполиткорректным Хайдером
путем отказа от данного воссоединения. Тем боле!
е что Брейгель и Веласкес как раз принадлежат всему миру (и мне в частности), а вовсе
не Австрийской республике.

По тем же соображениям поведение наших энхаэловцев представляется мне победой разума.
Принято думать, что "болеть за спортсменов" - необходимый способ канализации агрессии,
выпуск пара, укрощение демона воинственности, которым имманентно одержимо человечество.
Что это-де своего рода битва Пересвета с Челубеем, которая позволяет обойтись без
сражения целых войск, без массового кровопролития. Но практика доказывает обратное
- спорт не только не канализирует агрессию, но и прямо ее возбуждает: болельщики
убивают друг друга "на полях спортивных сражений" ничуть не хуже, чем солдаты - на
полях сражений обычных. Человек не безразмерен - тупая животная сила и злоба не могут
быть канализированы, а могут быть лишь вытеснены умом и духом. Это и есть цивилизационный
процесс. В результате которого, в частности, на смену малым сим, заполняющим пустоту
своей жизни общинно-племенными обрядами и ритуалами, придут знатоки и ценители игры
как игры. Сколько столетий займет этот процесс - судить !
не берусь, но уже сейчас сборная России показала себя настоящим экзистенциальным
авангардом - она в принципе сменила парадигму "защиты чести России". Люди, наделенные
выдающимися способностями в какой-то области игровой/творческой деятельности, продают
плоды своего мастерства и таланта за деньги. И все. А те, кому хоккей интересен как
искусство, могут наслаждаться (за деньги же) этим искусством без разбору, являет
оно себя миру под флагом России, США. Канады или Буркины-Фасо.

Собственно говоря, к этому же экзистенциальному авангарду нужно причислить и всех
пользователей Internet, поскольку мировая паутина устроена как раз по таким принципам.
А значит, мировая глупость уже не так трагически беспредельна.

----------------------------------------------------------------------------
Новости культуры в Русском Журнале http://russ.ru/culture
Культурный гид http://russ.ru/culture/guide
Современное искусство в Сети http://gelman.ru

----------------------------------------------------------------------------
Вы можете написать отзыв на каждую публикацию РЖ на сервере http://russ.ru или высказать
свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html
----------------------------------------------------------------------------
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов
Русского Журнала по e-mail: http://russ.ru/subscribe/
Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://russ.ru/



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное