В конце прошлого года по инициативе депутата Верховной Рады Петра Симоненко была создана специальная следственная комиссия "по установлению фактов иностранного участия в финансировании избирательных кампаний", которая недавно обнародовала предварительный отчет о своей деятельности.
Вопрос о степени влияния западных (европейских и, в первую очередь, американских) негосударственных организаций (НГО) и фондов на украинскую политическую жизнь звучит особенно актуально в контексте стартующей в июле президентской избирательной кампании. РЖ попросил прокомментировать ситуацию украинских экспертов, общественных деятелей, политологов.
На вопросы РЖ отвечает Дмитрий Редько, руководитель информационно-аналитической службы общественной организации "Информационный мост".
РЖ: Дмитрий Геннадьевич, известно, что на Украине реализуют свои проекты более 2 тыс. иностранных неправительственных центров. Как Вы оцениваете влияние западных благотворительных и общественных фондов на политическую ситуацию на Украине?
Д.Р.: По моему мнению, это влияние преувеличено. И зачастую - самими фондами, которые подобным образом пытаются представить себя активными игроками на политическом поле нашей страны. Следует заметить, что большая часть проектов, финансируемых иностранными донорами, являются совершенно бесполезными в практическом смысле как для Украины, так и для самих донорских организаций, если говорить о влиянии от реализации этих проектов в Украине на общественно-политическую жизнь страны.
В тоже время, наверняка имеются и некие подспудные основания для продолжения деятельности этих фондов. Рискну предположить, что западные фонды, расширяя финансирование своих проектов в Украине, таким образом просто зарабатывают деньги, поскольку получают дополнительные аргументы для "выклянчивания" их у своих основателей и спонсоров. И украинцам хорошо - можно быстренько состряпать некий проект, в обосновании которого указать, что уж он-то наверняка углубит и расширит украинскую демократию, будет способствовать становлению институтов гражданского общества, эффективному местному самоуправлению, а также поможет сексуальным меньшинствам участвовать в управлении государством.
Если вернуться к теме вопроса - грантодательство и грантобрательство в сферах, непосредственно касающихся политики, особого влияния на собственно политику они не оказывают. Поскольку все серьезные политические силы давным-давно опираются и рассчитывают исключительно на внутренние резервы - поддержку профсоюзов, финансово-промышленных групп, возможность "черпать" из бюджета и т.д. Порядок сумм и, следовательно, порядок влияния - несравнимы.
Р.Ж.: Насколько серьезно "грантовое" влияние на политические структуры и украинский истеблишмент? Д.Р.: Несомненно, целый ряд политических партий и организаций находятся под влиянием разного рода иностранных донорских организаций. Вопрос заключается опять же в том, насколько такие партии и организации влиятельны в украинской политике. Я думаю, что зависимые партии не оказывают значительного влияния на течение и итоги избирательного процесса.
Что касается истеблишмента - вряд ли политики, которых можно к нему причислить, нуждаются в дополнительном финансировании.
Р.Ж.: Можно ли говорить об "управляемой Западом" украинской оппозиции?
Д.Р.: О части оппозиции - да, несомненно. Но это - не самая влиятельная ее часть. Люди, принимающие решения в оппозиции, вряд ли подвержены влиянию зарубежных фондов. Иное дело - влияние политического руководства западных стран, непосредственное либо через дипломатов, находящихся в Украине. Оппозиция чутко прислушивается к мнению представителей западных демократий. Но говорить об "управляемости" оппозиции вряд ли возможно, уже хотя бы потому, что в стане наших западных друзей и доброжелателей существуют значительные разногласия и противоречия, на которых играют и власть, и оппозиция. За всю историю независимой Украины еще не было случая, чтобы в отношении к тем или иным внутренним украинским событиям и проблемам было сформировано консолидированное мнение и США, и Европейского Союза в целом, и Германии,
и Польши, и т.д. Исключение составляет разве что всеобщее одобрение одностороннего отказа Украины от статуса ядерной державы.
Р.Ж: Справедливо ли говорить о вмешательстве во внутреннюю жизнь Украины со стороны Запада?
Д.Р.: Мир глобализируется, а в глобальном мире сложно говорить о вмешательстве и его мере, глубине и степени. Скорее всего, следует говорить о присутствии иностранных организаций и денег в украинской политике. И относиться к этому спокойно. Пусть себе вмешиваются на здоровье, особенно если таким образом трудоустраиваются и зарабатывают способные молодые граждане Украины. А уж сколько всевозможных книг, пособий и бюллетеней издается за средства западных жертвователей! А это стимулирует развитие отечественных целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслей.
Р.Ж.: Каково соотношение "внешнего" и "внутреннего" финансирования украинских политических и общественных организаций? Каким структурам отдается предпочтение? Какие украинские политические силы получают деньги от зарубежных фондов?
Д.Р.: Подобного рода вопросы, думаю, гораздо лучше могут осветить наши спецслужбы. Однако, и сама формулировка вопроса некорректна. По украинскому законодательству, политические партии не вправе получать финансовые средства от иностранных организаций. И они их не получают, будьте уверены, иначе наше доблестное Министерство юстиции давным-давно отменило бы свидетельства о регистрации таких партий.
Если же речь идет о всевозможных аналитических, социологических и PR- центрах, притаившихся в партийной тени, а также о дружественных партиям общественных организациях - да, подобные структуры время от времени подпитываются западными деньгами. Но не в тех объемах, которые позволяют оказать существенное влияние на ход и результаты выборов.
Д.Р.: Этот ряд можно продолжить, и перечисление фондов займет несколько страниц убористого текста. Но дело не в количестве, а в качестве. Качество же их таково, что не стоит всерьез опасаться чрезмерного влияния иностранных доноров на Украину, в том числе и на вполне определенных реципиентов.
Что же до методов, то они зачастую донельзя забавны и базируются на украинской поговорке "втик - не втик, а побигты можна". Например, одна из перечисленных вами организаций предложила Центризбиркому Украины финансовую помощь в осуществлении обширного проекта, направленного на полагающуюся в таких случаях демократичность, прозрачность и всяческое содействие свободному волеизъявлению граждан. В числе множества бесплатных услуг было предложение и поучаствовать в разработке и последующем ведении реестра избирателей. По моей информации, помощь была с благодарностью принята, а вот в доступе к реестру "благодетелям" отказали.
Р.Ж.: Каковы, по Вашим оценкам, объемы и источники финансирования неправительственных западных фондов? Каковы формы взаимодействия с государственными структурами и СМИ?
Д.Р.: Думаю, общий годовой объем средств, выделяемых этими фондами для Украины, не превышает 10, максимум, 15 миллионов долларов. Для примера - приблизительная стоимость миллионного тиража полноцветного плаката формата А3 составляет 150 тысяч долларов. А плакаты - срывают. А население Украины - минимум 40 миллионов. Вряд ли возможные финансовые вливания западных институций в оппозицию могут коренным образом изменить предвыборные расклады.