Жажда вечной жизни

Новое открытие поможет найти лекарство от старости

25.07.06 CNews

Профессор медицинского факультета Стэнфордского университета Стюарт Ким (Stuart Kim) совместно с коллегами обнаружил механизм, лежащий в основе процесса старения, сообщает Sciencedaily.

Ученым удалось выявить группу генов, которые гораздо менее активны у животных старшего возраста. Причем, подобная особенность отмечена у разных видов. Активность этих генов оказалась точным индикатором того, насколько стареющая клетка приближается к своему естественному итогу.

По мнению ученых в клетках есть своеобразный «управляющий», который их поддерживает и «ремонтирует». Но только в течение определенного срока. Как только эта система ремонта «выключается», старение и смерть становятся неизбежными. Причем срок работы системы у разных животных различен — черепахи живут сотни лет, а мухи-дрозофилы проходят свой жизненный путь немногим более чем за одну неделю.

Группа проф. Кима изучала активность генов, ответственных за продукцию белка у животных в их разном биологическом возрасте. Оказалось, что определенная группа генов начинала продуцировать меньше белка, когда клетки старели. И это явление отмечено у всех изученных животных в разных тканях организма.

Эти гены участвуют в так называемой «цепи передачи электронов», с помощью которой в митохондриях клеток производится энергия. И вот их-то активность и есть более точный индикатор возраста, чем «дата в паспорте». И она может быть сходной у людей разного «календарного» возраста, указывая на их личный, биологический. Таким образом, очевидно, что скорость старения предопределена генетически (по крайней мере, частично — вредные привычки и нездоровый образ жизни, ведущие к раннему старению, оказывают свое разрушительное действие на организм).

Что вызывает замедление продукции белка в цепи передачи электронов? И почему все-таки черепахи могут жить сотни лет, а клетки мушек-дрозофил саморазрушаются всего за неделю? Как считают авторы работы, в природе животные начинают стареть примерно в том возрасте, когда их смертность наиболее высока. Например, 90% мышей в природе погибают в первый год жизни. И в лабораторных условиях признаки старения у них отмечаются примерно в этом же возрасте. Старения не было бы, если бы в клетках не было генетической программы саморазрушения.

Обнаружение нового индикатора биологического возраста должно помочь найти конкретный механизм такого программирования, который до сих пор неясен. А значит, открываются перспективы найти лекарство от старости.

Написать комментарий/Обсудить эту новость                                                          Почитать комментарии

Гены определяют возраст
22.07.2006 Правда.Ру
Артём НЕДОЛУЖКО, сотрудник РАН

Анализ активности того или иного гена может показать истинную «молодость» ваших почек, сердца или мышц, которая не зависит от биологического возраста. Учёные надеются, что когда-нибудь новая техника будет использована в качестве предупреждения надвигающейся болезни.

Сейчас ещё трудно сказать, скрывает ли молодой и, казалось бы, здоровый организм медленно умирающее сердце. Учёные из Медицинского центра Стэндфордского университета (Калифорния, США) считают, что простой генетический тест когда-нибудь позволит сделать это.

Команда исследователей проанализировала деятельность тысяч генов в 81 образце мышц у людей в возрасте от 16 до 89 лет. Учёные выявили 250 генов, активность которых снижается параллельно со старением органа.

Скорость старения клеток нашего тела во многом определена генами, которые мы наследуем от наших родителей, и частично условиями внешней среды. Эти факторы могут нарушить нормальное функционирование определённых генов, ответственных за синтез жизненно важных белков.

Более ранние исследования показали, что концы хромосом, называемые теломерами, деградируют в течение жизни, однако этот процесс ускоряется при воздействии неблагоприятных факторов, например, курения.

В своих экспериментах исследователи идентифицировали 64-летнего человека, активность генов которого превышала таковую у юноши, сообщает Nature.

В южнокитайской провинции Хайнань живут 362 столетних долгожителя
23 июля 2006 PrimaMedia

Причем 87,2% из них составляют женщины.

По последним данным статистики, в настоящее время в южнокитайской провинции Хайнань живут 362 долгожителя в возрасте старше 100 лет, причем 87,2 процента из них составляют женщины, сообщает агентство «Синьхуа».

По словам ответственного сотрудника провинциальной Канцелярии по делам престарелых и пожилых Сюй ЮНЦЗЯНЬ, целевая  перепись проводилась с начала 2006 года. Согласно статистике,  среди каждого миллиона местных жителей насчитывается 44  престарелых в возрасте 100 лет и старше.

Эта цифра в значительной  степени превышает общепринятую норму для присвоения какому-либо  району звания «Родины долголетия» (30: 1 миллион). Большинство  долгожителей в возрасте старше 100 лет живут в сельских районах.

Жители Австралии редко болеют и долго живут
23.07.2006 ИТАР-ТАСС

Жители Австралии вполне могут похвастаться отменным здоровьем и долгой продолжительностью жизни. Как свидетельствуют данные правительственного доклада, с такими отличными показателями Пятый континент занял достойное место в первой пятерке среди других стран мира.

Как отмечают специалисты, с начала этого года в Австралии число смертных случаев от онкологических заболеваний уменьшилось, а количество курильщиков за период 1994-2006 годов сократилось вдвое. Согласно их прогнозам, средняя продолжительность жизни будущего поколения обещает достичь 80 лет.

Нынешнее исследование, проведенное также среди австралийских детей в возрасте до 15 лет, показало, что состояние их здоровья гораздо лучше, чем у их сверстников в предыдущем поколении. Однако число страдающих ожирением детей и подростков продолжает расти - в 2004-2006 годах им страдали 2,5 млн молодых австралийцев, а 4,9 млн имели избыточный вес. В качестве основных причин, ведущих к столь негативной тенденции, ученые называют пренебрежительное отношение к физическим упражнениям, а также неправильное питание.

Учёные построят электронный мозг
21 июля 2006 Компьюлента
Денис Бартоломе

Учёные из Манчестерского университета планируют воплотить в жизнь проект стоимостью в один миллион фунтов стерлингов. Цель проекта под названием Brain box - построить такой компьютер, который будет воспроизводить взаимодействия нейронов в головном мозге, сообщает BBC.

Как известно, мозг человека намного более сложен, чем любая из современных вычислительных машин. Кроме того, он устойчив к сбоям, которые возникают при передаче электрических импульсов между нейронами. Непосредственно мозговая деятельность заключается генерировании биоэлектрических потенциалов. Британские учёные снимут электроэнцефалограму активности мозга человека, а затем смоделируют её на новом компьютере.

На основе результатов, полученных в ходе проекта, учёные надеются понять, как действует самый совершенный биологический компьютер. В задачу проекта так же входит попытка определить, как мозг человека обрабатывает визуальную информацию.

Ученые создают человеческую ткань при помощи электричества
19 июля 2006 ЦМБТ

Ученые из Манчестерского университета разработали новый метод тканевой инженерии, в котором для выращивания человеческих тканей используется электричество.

Электрические поля применяют для формирования создающих ткань слоев клеток. Эта технология основана на феномене диэлектрофореза. Таким методом была создана тканеинженерная конструкция Гематон (Hematon), состоящая из кроветворных клеток – основы нормальной работы здорового костного мозга. Гематонами называются функциональные единицы костного мозга; у людей с такими болезнями, как лейкемия, работа гематонов нарушается.

Ученые убедились в возможностях технологии, создавая в лаборатории относительно простые структуры; пока что толщина этой ткани не превышает 200 микрон. Если им удастся в достаточной мере усовершенствовать свою методику, в конечном итоге они смогут сконструировать искусственный костный мозг, который будет продуцировать любые клетки крови в нужных количествах. Возможно будет сконструировать костный мозг «на заказ», подходящий конкретному пациенту.

Искусственная кроветворная ткань создается при помощи нескольких стеклянных пластинок с микроэлектродами на концах. По пластинкам идет раствор, содержащий живые клетки; электрические поля, которые создаются между микроэлектродами, направляют их движение. Клетки привлекаются в области между электродами и, собираясь вместе, образуют правильные слои, формирующие ткань. Использование электричества позволяет  лучше контролировать расположение клеток; применяя электроды разной формы и меняя силу тока, ученые могут выстраивать клетки должным образом. Кроме того, разные электрические поля могут привлекать разные типы клеток; клетки при этом не теряют жизнеспособности и активности.

Источник: The Victoria University of Manchester

Лазер выявляет слабоумие на ранних стадиях
23.07.06 MIGnews.com

Слабоумие на ранних стадиях можно выявить в ходе простой проверки давления глазного дна.

Ученые из больницы Бостона создали неопасный для здоровья лазер, который позволяет изучить роговицу.

В том числе лазер позволяет определить наличие бета-белков крахмала, которые являются признаком развивающейся болезни Альцгеймера.

Группа исследователей во главе с доктором Гольдстейном обнародовала результаты эксперимента на конференции в Испании.

Стоит отметить, что на настоящий момент не существует простых проверок, позволяющих выявить склонность к слабоумию. Исследователи полагают, что использование лазерных технологий позволит обнаруживать заболевание на самых ранних стадиях.

Теломераза не работает без шаперонов
20.07.2006 Форум Мобиол

Как известно, человеческая теломераза состоит из белковой каталитической части (hTETR) и встроенной РНКовой матрицы (hPT). Для выполнения своей функции – достраивания концевых участков хромосом этот фермент нуждается еще и в целом комплексе помощников, главные из которых, судя по результатам, опубликованным в J Biol Chem – шапероны hsp90 и p23.

Ранее уже было обнаружено, что без этих белков активность рекомбинантных hTETR и hPT не реконструируется, хотя, как показано в работе (B. Keppler et al. 2006 May 19 [Epub ahead of print]), при этом сохраняется нормальная ассоциация компонентов теломеразы. Ингибиторы hsp90 – гельдомицин и новобиоцин также подавляют активность рекомбинантной теломеразы, несмотря на успешную ассоциацию ее компонентов.

Механизм действия ингибиторов, несмотря на общность мишени, различается, если действие первого на hsp90 препятствует связыванию теломеразы с ее праймером, то эффект второго проявляется в дестабилизации hTETR.

Кроме лучшего понимания механизмов работы теломеразной системы, полученные результаты могут иметь значение для практической онкологии, поскольку ингибиторы шаперонов, несмотря на первые неудачи, связанные с высокой гепатотоксичностью, продолжают оставаться одним из перспективных классов новых противоопухолевых препаратов.

Источник - The Biochemical Role of the Heat Shock Protein 90 Chaperone Complex in Establishing Human Telomerase Activity, Keppler et al. J. Biol. Chem..2006; 281: 19840-19848