Жажда вечной жизни

В клетке обнаружен "ключ на смерть"

Теории старения

В клетке обнаружен "ключ на смерть"
31.08.06 Cnews.ru

Судьба клеток, их гибель или дальнейший рост, определяется набором молекулярных сигналов, передающихся по особым путям внутри клетки.

По сообщению Physorg, ученые из Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге (Германия) выяснили, как один из таких сигнальных путей определяет судьбу клеток плодовой мушки-дрозофилы - известного и популярного модельного организма молекулярно-генетических исследований.

Доктор Барри Томпсон (Barry Thompson), работающий в группе Стивена Коена (Stephen Cohen), изучал один из недавно обнаруженных сигнальных путей - названный «Hippo». Именно этот сигнальный путь работает как «переключатель», определяющий жить ли клетке, или умереть.

Если его активность становится чрезмерной, блокируется необходимая гибель некоторых клеток и ткани, состоящие из них, нарастают аномально быстро. Томпсон и Коен обнаружили, что критическая роль в этом сигнальном пути принадлежит микромолекуле РНК, называемой «бентам». При дефиците этой молекулы, ткани нарастают очень медленно, и их масса остается очень низкой. Наоборот, активное движение по сигнальному пути Hippo приводит к нарастанию количества этой РНК и активизирует деление клеток.

Свойства РНК молекул типа «бентам» очень своеобразны: если «нормальная» РНК регулирует продукцию белков, то РНК этого типа регулирует активность других молекул рибонуклеиновой кислоты. Ее количество во внутриклеточной среде определяет, будет ли клетка жить и делиться дальше, или отомрет. Что регулирует продукцию РНК «бентам» пока неясно. Но очевидно, что изучение этой проблемы имеет чрезвычайное значение.

На смену тренажерным залам и физиотерапии придут таблетки
31.08.06 Медновости

Сразу 3 группы американских ученых заявили о значительных успехах в разработке препаратов, способных предотвратить потерю мышечной массы при старении, вынужденной неподвижности, переломах и даже во время полетов в космос.

В настоящее время изучением генетических механизмов, контролирующих мышечную массу у млекопитающих, занимаются ученые из Гарвардского университета, Университета Пурдье (штат Луизиана) и специалисты фармацевтической компании Regeneron.

В ходе экспериментов с грызунами им удалось выявить гены, блокировка которых помогает предотвратить потерю мышечной массы при болезни или снижении подвижности.

''Gym pill'' for a no-work six-pack  - BBC News, 31.08.2006

Медицина

Генная инженерия совершила прорыв в лечении рака
01.09.06 Membrana

Группа ученых из американского Национального института рака (National Cancer Institute) под руководством Стивена Розенберга (Steven Rosenberg)  опробовали на ряде пациентов новый метод борьбы с опухолями, основанный на введении в организм перепроектированных иммунных клеток.

Сначала авторы работы взяли иммунные клетки — Т-лимфоциты — у человека, который, в силу своих природных особенностей, смог успешно "отогнать" у себя меланому. Учёные определили в них гены, отвечающие за работу рецептора, признающего раковые клетки, и растиражировали этот ген. Затем они взяли Т-лимфоциты у нескольких больных меланомой и при помощи ретровируса внедрили в них искусственный, клонированный ген.

Затем пациенты перенесли процедуру химиотерапии, после которой их иммунные системы оказались ослабленными, с крайне небольшим числом выживших иммунных клеток. Тут-то этим больным вернули их же собственные Т-клетки, забранные ранее, но теперь уже — с внедрённым в них новым геном (подробнее — в пресс-релизе института).

Через месяц в 15 пациентах из 17 эти новые клетки не только выжили, но составили от 9% до 56% всего "населения" Т-лимфоцитов в организме.

Но главное удивление — через 18 месяцев после лечения два пациента полностью избавились от рака, и также продемонстрировали высокий уровень Т-клеток в крови. Этим пациентам, которые вылечились от рака, перед началом лечения врачи давали от трех до шести месяцев жизни максимум.

В частности, 53-летний Марк Оригер, страдавший от рака кожи и печени, после лечения почувствовал себя настолько хорошо, что смог присутствовать на свадьбе дочери. Другой пациент, 39 лет, полностью избавился от рака, который уже распространился на его печень, лимфатические узлы и легкое.

"Мы теперь можем брать нормальные лимфоциты у пациентов и модифицировать их в лимфоциты, реагирующие на раковые клетки", — заявил учёный, который намерен продолжить исследование. Он хочет узнать, как генетически модифицированные клетки выживут в организме в течение большего срока, как будет работать эта терапия в комплексе с другими методами лечения рака, как она сможет помочь при борьбе с другими типами раковых образований (здесь будут работать иные гены, кодирующие строительство других рецепторов). В общем — вопросов ещё немало.

Злокачественная меланома - самый опасный вид рака кожи. Например, в Британии от нее ежегодно умирает около 1800 человек.

Шведская вакцина против ВИЧ
Sep-01-2006 Коммерческая биотехнология

Исследователи из Шведского института инфекционных заболеваний (Swedish Institute for Infectious Disease Control) и Каролинского института и больницы Каролинского университета (Karolinska Institutet, Karolinska University Hospital) закончили I фазу клинических испытаний вакцины против ВИЧ-инфекции, в которой получены весьма обнадеживающие результаты.

Вакцина хорошо переносилась всеми участниками испытания, а более чем у 90% из них в результате вакцинации сформировался иммунный ответ на ВИЧ. По словам главврача Karolinska University Hospital, профессора Эрика Сандстрема (Eric Sandstroem), никогда ранее использование подобной вакцины не приводило к подобным результатам.

Созданная шведскими специалистами вакцина содержит фрагменты вирусной ДНК, стимулирующие синтез кодирующихся ими белков в собственных клетках пациента.

Все участники испытаний проходили трехэтапную вакцинацию. Для усиления эффекта в качестве четвертого этапа они получали дозу вакцины другого типа, содержащей фрагменты ДНК ВИЧ, встроенные в частицы вируса коровьей оспы. Этот вариант вакцины разработан и был предоставлен для испытаний Национальными институтами здравоохранения США.

По словам ее создателей, шведская вакцина защищает от большинства разновидностей ВИЧ, циркулирующих в Африке и Западном полушарии.

Следующим этапом работы является проведение II фазы клинических испытаний вакцины, которая начнется уже этой осенью в Танзании.

Незащищенный секс может ускорить рост раковой опухоли
01.09.06 Медновости

Гормоноподобное вещество простагландин, содержащееся в мужском семени почти в 1000 раз выше, чем на внутренней поверхности матки, может способствовать росту злокачественных опухолей матки и шейки матки, полагают ученые из британского Центра медицинских исследований.

На основании сделанного открытия исследователи не рекомендуют женщинам с подозрением на рак шейки матки заниматься незащищенным сексом.

Рак шейки матки как правило бывает вызван заражением вирусом папилломы человека. Это 2-е по распространенности онкологическое заболевание среди женщин моложе 35 лет.

В ходе эксперимента, проведенного в лаборатории Центра медицинских исследований, образцы тканей злокачественных опухолей матки и шейки матки подвергались воздействию повышенной концентрации простагландинов. В результате было установлено, что под их воздействием злокачественные клетки начинают активнее обмениваться сигналами, что говорит об их возросшей способности к делению и о более активном росте злокачественных новообразований.

Опираясь на результаты исследования, координатор исследовательского проекта доктор Генри Джэббур (Henry Jabbour) советует сексуально активным женщинам, входящим в группы риска, требовать от своих партнеров использовать презервативы, чтобы избежать возможного контакта раковых клеток с простагландинами, содержащимися в сперме.

Доктор Джэббур не исключил также, что воздействие повышенных доз простагландина может способствовать не только росту уже сформировавшихся раковых опухолей, но и злокачественному перерождению предраковых новообразований.

Semen "may fuel cervical cancer" - BBC News, 31.08.2006

При болезни Паркинсона операция на мозге эффективнее лекарств
31.08.06 Медновости

Хирургическое лечение при болезни Паркинсона эффективнее терапевтического. К такому выводу пришли ученые из Университета Кристиана Альбрехта (Christian Albrechts University) (Киль, Германия), сообщившие о результатах своего исследования в New England Journal of Medicine.

Болезнь Паркинсона – это прогрессирующее заболевание нервной системы, проявляющееся замедлением и уменьшением количества движений, обеднением мимики и жестикуляции, повышением мышечного тонуса и тремором (дрожанием).

В настоящее время не существует способа остановить прогрессирование болезни Паркинсона. Лекарственные препараты позволяют облегчить отдельные симптомы заболевания, но имеют неприятные побочные эффекты, в частности, вызывают появление непроизвольных движений.
Альтернативой лекарственному лечению является хирургическое вмешательство – глубокая стимуляция мозга (DBS), при котором два электрода имплантируются в глубоко в мозг. Электроды посылают электрические импульсы, которые блокируют патологические сигналы, вызывающие тремор и другие неприятные симптомы заболевания.

Ученые под руководством Гюнтера Дойшля (Gunther Deuschl) сравнили эффективность лекарственного и хирургического методов лечения болезни Паркинсона.

В исследовании приняло участие 156 пациентов моложе 75 лет, страдающих болезнью Паркинсона. Половина больных принимала лекарственные препараты, другой половине была сделана операция – глубокая стимуляция мозга, после которой назначалась лекарственная терапия.

Спустя шесть месяцев выяснилось, что больные, перенесшие операцию, отличались большей подвижностью и большей повседневной активностью, по сравнению с теми, кто получал только терапевтическое лечение. Авторы исследования отметили, что после операции у больных заметно уменьшилась выраженность симптомов заболевания, в то время как у другой группы пациентов улучшения не было. В частности, после операции время, в течение которого пациенты вынуждены были находиться без движения, сократилось с 6,2 до 2 часов.

В целом, у больных, перенесших операцию, заметно улучшилось качество жизни, отмечают авторы.

Electric stimulation improves Parkinson symptoms - Reuters, 30.08.2006
Brain Surgery Found to Help Parkinson's Patients – ABC News, 30.08.2006

Стресс ускоряет развитие болезни Альцгеймера
30.08.06 Медновости

Гормоны стресса ускоряют прогрессирование болезни Альцгеймера, сообщает Journal of Neuroscience.

К такому выводу пришли ученые из Калифорнийского университета в Ирвине (University of California, Irvine), проводившие эксперименты на генетически модифицированных мышах.

В течение 7 дней здоровым четырехмесячным мышам, предрасположенным к болезни Альцгеймера, делали инъекции глюкокортикоидного гормона дексаметазона. Введение гормона стресса привело к тому, что у молодых мышей на 60% увеличился уровень главного маркера болезни Альцгеймера – белка бета-амилоида - в головном мозге. По словам ученых, этот показатель соответствовал тем значениям, которые обычно наблюдаются у более взрослых (9-месячных) животных.

При введении дексаметазона 13-месячным мышам, страдающим болезнью Альцгеймера, в их мозгу также заметно увеличивалось число амилоидных бляшек и нейрофибриллярных клубков – другого маркера болезни Альцгеймера.

«Поразительно, что эти гормоны стресса могут оказывать столь существенный эффект за такой короткий период времени», - сообщил руководитель исследования Фрэнк ЛаФерла (Frank LaFerla). – «Ранее мы знали о том, что на ранних стадиях болезни Альцгеймера у больных отмечается повышение уровня гормонов стресса, однако сейчас мы впервые смогли увидеть, что они играют непосредственную роль в усугублении течения заболевания».

По словам исследователей, гормоны стресса запускают у больных порочный круг: при их повышении увеличивается уровень бета-амилоида и тау белка, выпадающих в мозге больных в виде бляшек и нейрофибрилл, что в свою очередь способствует увеличению уровня гормонов стресса.

Ученые предположили, что предупреждение стрессов позволит замедлить развитие болезни Альцгеймера. Того же эффекта можно будет добиться при отмене или уменьшении приема глюкокортикоидных гормонов, нередко назначаемых пожилым пациентам для лечения различных сопутствующих заболеваний, считают авторы исследования.

Болезнь Альцгеймера - это неизлечимое заболевание, которое проявляется в виде прогрессирующего слабоумия. Только в США этой болезнью страдает 4,5-5 миллионов жителей.

Ссылки по теме:
Stress significantly hastens progression of Alzheimer's disease –Today@UCI, 29.08.2006

Ожирение

Мужчины с избыточным весом чаще страдают бесплодием
01.09.06 Медновости

Ученые из Национального института изучения санитарного состояния окружающей среды (National Institute of Environmental Health Sciences, США) проанализировавшие данные 1468 семей фермеров, принимавших участие в проекте Agricultural Health Study.

В исследование были включены пары, пытавшиеся (успешно или безуспешно) забеременеть в течение четырех лет, причем возраст женщин был ограничен 40 годами. Жены заполняли специальную анкету, включавшую вопросы о репродуктивной истории семейной пары, а их мужья заполняли другой опросник, содержавший вопросы об их росте и весе, а также о состоянии здоровья и наличии вредных привычек.

Среди всех пар, включенных в исследование, 28% страдали бесплодием, то есть не могли зачать ребенка в течение одного года и более, свидетельствуют ученые.

После учета известных факторов риска развития бесплодия, в том числе избыточной массы тела у женщины, пожилого возраста мужчины, курения, злоупотребления алкоголем, воздействия растворителей и пестицидов, выяснилось, что избыточный вес мужа является независимым фактором риска развития бесплодия.

Под избыточным весом ученые подразумевали повышение индекса массы тела (ИМТ), который равен показателю массы тела в килограммах деленному на показатель роста в метрах, возведенный в квадрат, выше 25.

«Полученные данные свидетельствуют о том, что увеличение веса мужчины на 20 фунтов [около 9 кг] может повысить риск развития бесплодия примерно на 10%», - сообщил руководитель исследования Маркку Саллмен (Markku Sallmen). По его словам, при наличии ожирения у супруга вероятность того, что брак окажется бесплодным, возрастает почти в 2 раза, причем этот фактор действует независимо от возраста мужчины.

Ссылки по теме:
Reduced Fertility Among Overweight and Obese Men -  Epidemiology. 17(5):520-523, September 2006
Obesity in men linked to infertility – EurekAlert! 31.08.2006

Семинары и конференции

Международная конференция в Новосибирске

Конференция "Фундаментальные науки - биотехнологии и медицине", посвященная фундаментальным проблемам, определяющим развитие молекулярной биологии, биотехнологии и медицины, пройдет с 3 по 7 сентября в Новосибирске.

Научную программу составят лекции и стендовые доклады по следующим научным направлениям: - Фундаментальные основы генотерапии и клеточной терапии - Фундаментальные основы фармакогеномики - Фундаментальные основы создания новых материалов и средств для диагностики, профилактики и терапии инфекционных, онкологических и генетических заболеваний человека. Более подробную информацию Вы сможете получить, посетив официальный сайт конференции: http://www.niboch.nsc.ru/konf/fnbm.html

Долгожители

Самому старому работнику Британии - 100 лет
01.09.2006 Росбизнесконсалтинг

Самому старому работнику Британии - 100 лет

Не каждого работника руководство одаривает отгулом в день его рождения. Но для механика Бастера Мартина начальство не смогло не сделать исключения, ведь он собирается отпраздновать свое столетие.

Стоит отметить, что Бастер Мартин, который является самым старым из работающих жителей Британии, празднует еще один юбилей – 90 лет своей трудовой деятельности. Юбиляр надеется, что сможет продолжать трудиться, пока ему не исполнится 125.

Три года назад Мартин уже выходил на заслуженный отдых. Но через несколько недель ему стало скучно сидеть без дела, и он вновь принялся за поиски работы. Тогда-то он и устроился механиком и мойщиком в слесарную компанию недалеко от своего дома в Южном Лондоне. Там долгожитель и трудится до сих пор, следя за состоянием сотни фургонов. Бастер работает в мастерской по три-четыре часа ежедневно.

«Скука – самый страшный убийца для мужчины. Я вернулся на работу, потому что мне нравится быть активным, я не люблю сидеть на месте. Если бы я не трудился, то превратился бы в ничтожество, поэтому я не хочу выходить на пенсию», - говорит заслуженный механик.

По словам Бастера, он хотел бы отметить свое столетие пинтой пива в любимом баре, но коллеги уже организовали для него вип-поездку на стадион клуба «Челси» «Стэмфорд Бридж», где ему вручат футболку с надписью «Buster 100» на спине.

«Я был крайне удивлен, когда к нам на работу попросился 97-летний старик. Но теперь я понимаю, что Бастер – это настоящая находка. Он – наше достояние. Когда Бастер берется за дело, я могу быть уверенным, что фургоны будут идеально чистыми», - говорит босс юбиляра Чарли Муллинс.

Мартин воспитывался в приюте в Конуэльсе, прежде чем в 1916 году в возрасте 10 лет его отправили в Лондон. Почти сразу же он нашел работу – на рынке в районе Брикстон, где он помогал устанавливать палатки. Рабочий день Бастера начинался в 2.30 утра. Позже он вступил в армию и сражался на полях Второй Мировой войны. Когда в 1955 году умерла его жена, Мартин перешел во флот.

Сейчас ветеран живет в скромной квартирке без телефона, которого у него никогда и не было. У него 17 детей, более 70 внуков и бессчетное количество правнуков. Залогом своего хорошего здоровья и долголетия он считает «ежедневную пинту пива, прогулки в библиотеку и отжимания».

Как задать вопрос?

Новости, статьи, исследования и ответы рассылки "Новости Геронтологии" будут посвящены, прежде всего, тому, что больше интересует вас, наших подписчиков.

Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу science.health.gerontology.discussion-list@subscribe.ru