Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

поможем друг другу!

[friend] статья - о гейшах

Чай, сакэ, потанцуем?

Гейша - это женщина легкого поведения, продающаяся для плотских развлечений,
или образованная, обученная самым лучшим манерам девушка? Большинство людей
сразу же отнесут восточных красавиц этой профессии к первому определению. Но:
Могу смело заявить: они будут не правы! Полгода назад я тоже считала, что
гейши - это <ночные бабочки>, слетающиеся на огонек, вокруг которого собираются
<толстые кошельки>, которым вздумалось развлечь себя женскими ласками.
Но теперь я просто восхищена японскими представительницами столь популярной в
Стране Восходящего солнца профессии. Конечно, я говорю о профессии гейши.
Постойте, постойте! Если вы сейчас усомнились в том, что это можно назвать профессией,
то, пожалуйста, <сотрите> вашу ухмылку с лица, потому что это действительно
профессия, и даже более того - одна из самых сложных. Точнее сказать: гейша -
это призвание. Это талант и бесконечная работа над собой! Так что, прекратите
хихикать и прочитайте эту статью до конца, и, я думаю, вы измените свое отношение.

Как я уже говорила, раньше я считала гейш путанами. Мою точку зрения диаметрально
противоположно перевернула книга Артура Голдена <Мемуары Гейши>. Это трогательная
история жизни девочки Чио из маленькой рыбацкой деревушки Йоридо. Прекрасная
книга о прекрасной любви заставила меня пересмотреть многое в своей жизни
и задуматься над тем, что наш современный мир многое утратил и, к сожалению,
никогда не вернет. Кроме яркого <букета> чувств, эта книга включает в себя
множество достоверных фактов из жизни гейши Минеко, которая даже подала в суд
на автора за то, что он нарушил обещание не разглашать историю, которую она
доверила ему в долгих беседах за чашками чая. Но вообще-то, я отошла от темы.
Итак:

Как? Где? Когда?

Эти три вопроса заинтересовали меня в первую очередь. Чтобы понять институт гейш,
надо разобраться с историей возникновения этой профессии.

Слово <гейша> (правильнее - <гейся>) изображается двумя иероглифами: <гей> -
означает искусство, мастерство и <ся> - переводится как человек. Этот термин
- лингвистическая калька слова <артист> (<арт> - искусство). <Человек искусства>
- это хрупкая и необычайно женственная гейша.

Где-то в 1600-затертом году появился термин <гейся>. В те времена японцы толковали
это слово значительно шире, подразумевая изысканного совершенного человека.
Так называли различных ученых и врачей: Но со временем название гейся стало более
узконаправленным. Примечателен тот факт, что первыми гейшами были мужчины,
и лишь гораздо позже, этот <титул> перешел к азиатским женщинам. Однако профессия
женщины-увеселительницы существовала в Японии раньше, чем появился этот
термин. В VII веке имела место профессия сабуруко. Ими становились женщины, оставшиеся
без мужской защиты. Они были вынуждены зарабатывать деньги, развлекая
мужчин. Некоторые из таких дам были хорошо образованными и владеющими искусством
танца, пения, игры на музыкальных инструментах, но основой получения от
мужчин денежной компенсации было все-таки физическое, а не духовное ублажение.
Что, в принципе, противоположно гейше. Она является человеком искусства,
и посему в ее задачи, в первую очередь, входит развлечение мужского пола с помощью
культурных составляющих ее профессии - песен, танцев, исполнения традиционной
музыки, чайной церемонии, светских бесед:

Старые хроники свидетельствуют, что японский правитель Иэмицу Токугава любил
приглашать танцовщиц в свой дворец. Иногда их сменяли актеры-рассказчики смешных
историй. Танцовщиц именовали одорико, актеров-рассказчиков - гейся. Потом и тех,
и других стали называть гейся (этот термин не предполагал деления по половому
признаку). Такие вечеринки вошли в привычку, крепко закрепившись в быту средневековой
Японии.

Изначально навыки, которыми должна была обладать гейша, передавались от танцовщиц
и артистов своим отпрыскам, но к концу XVII века гейши стали получать
образование от девушек из городских семей. Наиболее удачливые из них становились
(на современный манер) продюсерами или агентами гейш.

Гейши - это феномен, уникальная социокультурная традиция, не имеющая аналогов.
Европеец не знает, что она, развлекающая, кокетливая, остроумная и эротичная,
создана для увеселения мужчины, для того, чтобы он почувствовал собственную исключительность,
а не просто для плотских утех.

Гейши бывают разные:

Восток дело тонкое! Как и различие между гейшами азиатских стран.

Китай - страна прародитель всех гейш. Именно оттуда и пошла такая удивительная
профессия, корни которой <зарыты> слишком глубоко, чтобы назвать точный период
ее возникновения, но можно сказать одно - это было очень давно.

Собственно, в Китае нет такого понятия, как гейша. Там обитают - цзи. Различия
между японской гейшей и китайской цзи очень тонкие, как, впрочем, и кисэн
(корейский вариант цзи и гейши) мало чем отличаются от них. Но: разные страны,
а значит, и гейши разные.

Кисэн представляют из себя смесь профессиональных развлекательниц и куртизанок
(с французского - женщина легкого поведения). В этом и заключается главное
отличие между гейшей и кисэн. Для корейских кисэн было вполне нормальным провести
ночь с мужчиной за деньги, а для гейши это практически недопустимо. В
старой Японии существовала явная граница между гейшами и ойран (девушки, которые
торговали своим телом). А в старой Корее подобного строгого разделения
не существовало. Однако главным занятием кисэн была организация приемов, а ее
главным достоинством - умение поддержать разговор, играть на музыкальных
инструментах, петь, писать стихи и танцевать.

Кисэн появились потому, что стали необходимы. В соответствии с вековыми традициями
женщины в дворянских семьях вели затворническую жизнь. Они редко могли
выходить из дома, и им было строго запрещено встречаться с приходящими в дом
гостями, если те не являлись близкими родственниками. Поэтому, когда гости
приходили (а это опять-таки была чисто мужская компания), разговоры велись исключительно
о конфуцианской философии или налоговой : имели большой недостаток
- отсутствие женского общества. Так и возникла профессия кисэн.

Самая дорогая и неудобная одежда

Конечно же, это кимоно, делающее гейшу еще более прекрасной и грациозной!

Кимоно (<ки> - носить, <моно> - вещь) перенято в глубокой древности из Китая.
Это и женская, и мужская одежда, нижняя и верхняя, выходная и домашняя, спальная
(юката). Но те самые расписные одеяния, в которых появляются на приемах гейши
- ни что иное, как парадное кимоно. Эта праздничная одежда представляет из
себя прямокроенный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую
сторону, как у мужчин, так и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают
только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют кимоно поясом на бедрах,
завязывая узел справа или сзади. Женские пояса, располагаются на талии
и обматываются вокруг тела выше, завязываясь широким пышным бантом сзади.

Ходить в парадном кимоно современному человеку ужасно сложно, а иногда просто
невозможно (это вам не короткие футболки и удобные джинсы). Даже облачиться
в такое вот восточное одеяние довольно тяжелое занятие, а уж правильно носить
его - это, пожалуй, настоящее искусство.

Главный враг кимоно - стул, а значит, вся современная цивилизация. Настоящие
гейши проводили время в чайных домах на полу, стоя на коленях перед низким
столиком. Пол - всегда должен был быть чистым и гладким, чтобы платье свободно
могло скользить по его поверхности. Обутый человек немыслим в таком доме,
впрочем, так же, как и сидящий на стуле.

После того, как шелковое кимоно надето, гейше было необходимо добраться до чайного
домика: А как это сделать в узкой одежде, которая сползает, перекашивается,
а пояс развязывается! Да еще в жутко неудобных гэта - деревянных сандалиях в
форме скамеечки, одинаковых для обеих ног, придерживаемых на ногах ремешками,
проходящими между большим и вторым пальцами, или в окобо - лакированных босоножках
на очень высокой и неустойчивой деревянной платформе. Походка дикая,
прыгающая, неловкая, так как центр тяжести у этой обуви азиатские выдумщики-мучители
сделали на пятках.

Но так нелепо, постоянно поправляя платье и пояс, шатаясь из стороны в сторону,
выглядела бы почти любая современная девушка, только не настоящая гейша:

Для правильной грациозной походки в кимоно женщина должна как бы скользить одной
ногой впереди другой, делая небольшие шажки, подгибать при ходьбе пальцы
ног и немного сгибать колени, чтобы слегка косолапить, чуть-чуть опустить плечи
и помахивать руками, не отрывая их от тела.

Но кимоно не только нужно правильно носить, чтобы выглядеть в нем, как настоящая
изысканная гейша, также необходимо обладать типичной японской фигурой -
низкой талией, длинной линией бедра и короткими икрами. Кимоно подчеркивает одни
стороны фигуры - затылок и шею, лодыжки, бедра, и маскирует другие - талию,
ноги и грудь, делая девушку в нем более скромной и соблазнительной. Современные
платья - наоборот всячески подчеркивают то, что кимоно скрывает:

Эта одежда также должна соответствовать сезону, событию и носящей ее девушке.
Кимоно фурисодэ (<болтающийся рукав>) носят девушки, невесты, начинающие гейши.
Конец рукава при опущенных руках достигает щиколоток. Это самое торжественное
кимоно. Женщины носят томэсоде (косодэ), рукав которого чуть ниже бедра.
С сентября по апрель носят кимоно на подкладке (авазэ), в мае-июне без подкладки
(хитоэ), в июле-августе легкие, ажурные. Узоры, рисунки, их расположение
и цвет имеют свое значение - все это настоящий язык кимоно.

Этот красивый, но изнуряющий наряд, несомненно, - один из символов восточной
культуры и по сей день. Кимоно и раньше, и сейчас является самым дорогим одеянием
в мире.

Армейская служба в узком платье

Шелковые кимоно цвета заката с вышитым золотыми нитями драконом, опьяняющее сакэ,
чайная церемония, роскошные драгоценности, красивый макияж и светское
общество: Все это лишь одна сторона медали. А вторая - вовсе не блестящая и не
привлекательная, а, я бы даже сказала, ужасающая.

То, через что приходилось пройти восточной девочке, чтобы стать выдающейся гейшей,
пугает и шокирует. Такая жизнь сравнима со службой в какой-нибудь военной
части специального назначения. Постоянные нагрузки, бесконечное обучение, неимоверный
физический труд, строжайший распорядок дня и самосовершенствование:
И при этом девушке было необходимо быть лучшей.

Ночи слез, а утром нечеловеческие усилия утаить с помощью пудры следы ночной
истерики - все это неотъемлемая часть жизни гейши. И то, что они имеют, заработано
непосильным трудом, необходимостью годами переступать через свои желания.

Из гадкого утенка в прекрасную гейшу

В чем же все-таки заключалась роль гейши, и как ею становились?

В Японии было множество бедных семей, и поэтому некоторые родители, которые не
могли содержать своих детей, продавали (как бы это ужасно ни звучало) дочерей
в гейши. Но для этой профессии подходили далеко не все. Оками - хозяйка школы
- тщательно отбирала учениц, отбраковывая всех некрасивых и неуклюжих. К
тому же, если в процессе обучения кандидатка в гейши не сумела освоить необходимых
навыков, ее могли перепродать: в лучшем случае служанкой в богатую семью,
а то и в публичный дом.

Длительная и серьезная подготовка новых гейш ведется и сегодня. Только, конечно
же, школы пополняются исключительно на добровольной основе, по желанию девочек
и их родителей. Пребывание в такой школе приравнивается к учебе в специализированном
колледже, и, по закону, ученицами гейш можно стать в 16 лет. В Киото
их называют майко (<девочка-танцовщица>), а в Токио более романтично - хангеку
(<полудрагоценный камень>).

Но вернемся к более ранним временам. Итак, когда девушку покупали, ей было совсем
мало лет (могло быть как 12, так и 6). Поэтому девушка, уже после ее отбора
в гейши, сначала занималась работой по дому и была почти что служанкой. На нее
возлагались все грязные и тяжелые домашние дела. Жила такая маленькая девочка
в океи - доме, где заправляла всем <мама> (хозяйка, купившая девочку и заведующая
всеми финансовыми вопросами по трате денег на гейш и учениц). В такой
океи, как правило, жила сама <мама> (возможно, с родственниками, занимающимися
также <разведением> гейш), гейша (одна или больше) и несколько купленных
девочек, для того, чтобы в будущем стать майко, а в последствии настоящей гейшей.

Девочки ежедневно выполняли непосильный труд, мечтая о том, что однажды они станут
знаменитыми гейшами и, наконец-то, избавятся от этих обязанностей. Но
пока: они должны были подчиняться <маме> и гейше, живущей с ними в одной океи:
или же быть битыми.

В их обязанности входили уборка дома, выполнение всех личных поручений <мамы>
и других членов <дружной семьи>. Они должны были помогать гейше собираться
на работу и провожать ее. А поздним вечером или ночью встречать и, разоблачив
от одежды, помогать готовиться ко сну. Но все это было первой ступенью, которую,
хоть и очень непросто, преодолевали японские хрупкие девочки, и уверенно шагали
дальше, туда, где ждала их школа гейш:

В такой школе девочки получали официально статус майко и буквально преображались.
Для них шились яркие кимоно с длинными рукавами, свисающими до колен (стиль
фурисодэ). Столь же длинны и концы пояса под названием оби. На ногах - окобо,
заставляющие девушек передвигаться мелкими шажками, что в Японии считается
красивой женской походкой. Менялась и прическа. По стилю прически можно было
определить, как долго майко проходит свой курс обучения.

Учеба для юных майко сопровождалась <производственной практикой>. Когда клиент
заказывал группу гейш для вечеринки, с ними приходили и майко. Они могли
разливать напитки, а после 3-4 лет обучения в школе девушки уже были способны
исполнять незамысловатый танец. Его достоинством было не изысканность и мастерство,
достигаемые годами тренировок, а миловидность и юное очарование танцовщиц.

Учась в школе, девушки, помимо изучения всего необходимого гейше, не освобождались
от работы по дому, но для них это было уже не столь обременительно, более
тяжким трудом теперь казалась учеба!

Игра на музыкальных инструментах - сямисэне (трехструнный щипковый инструмент
- подобие гитары, обтянутый кошачьей кожей), барабане - цуцуме и японской
флейте фуэ; уроки танцев и пения; и, конечно же, - отменное владение проведением
чайной церемонии.

Помимо всех этих изнурительных занятий, девочки-майко должны были освоить главную
<науку> - искусство быть красивой! Так вот, то, с чем мы, современные
девушки, сталкиваемся по утрам - цветочки! <Рабочий> макияж гейши являлся еще
одним адским испытанием.

Сначала женщина смазывала лицо дорогим кремом (который обычно включал в себя
- без шуток - соловьиный помет), затем она разогревала в руках кусочек воска
и втирала его в кожу лица, шеи и груди. Потом кисточкой наносила мелообразную
пасту, за счет которой и достигался фарфорово-белый цвет лица. Более века
назад гейши использовали пудру под названием <китайская глина>, которая готовилась
на свинце. Эта самая пудра была всем хороша, за исключением того, что
с трудом отмывалась и была жутко вредной для кожи. Современные гейши пользуются
специальной косметикой, которая вреда не наносит, но смывается все равно
очень и очень сложно! И последние штрихи: На щеки яркие румяна, под цвет кимоно,
на замазанные губы - маленький бантик нового рта. Плакать, потеть и покрываться
нервной испариной строго воспрещено - макияж потечет. (У меня аж пупырчатые мурашки
по всему телу! J)

Но макияж не последняя пытка для гейш!!! (Не удивляйтесь, гейша, как я говорила,
- возможно самая трудная профессия.) И этой пыткой была укладка волос.

Раз в неделю <мама> вела начинающую гейшу к профессионалу-парикмахеру. Волосы
ее воспитанницы смазывали воском и укладывали в замысловатую прическу с множеством
торчащих из нее заколок и палочек. Подобное произведение искусства стоит недешево,
и потому смывать его каждый день слишком дорогое удовольствие и, к тому
же, сложное. Поэтому гейшам приходится спать прямо с прической, подкладывая под
шею жесткий валик такамакуру. Девушкам также нельзя было ворочаться с боку
на бок, так что неудивительно, что молоденькие гейши, не привыкшие к этой пытке,
просто-напросто ненавидели свой причесон.

И вот, когда кимоно и окобо надеты, прическа сделана, макияж наложен, начинающая
гейша отправляется в чайный дом со своей <старшей сестрой>, ею становилась
для майко опытная гейша, уже имеющая уважение и круг постоянных клиентов среди
знатных мужчин. <Сестрами> становились так: девушки по очереди делали по
три глотка чая из трех чашек. Когда начинающая гейша вместе с <сестрой> приходила
на вечеринку, она должна была следить за каждым движением своей наставницы.
Майко приходилось обходить десятки чайных домов за вечер и каждый раз говорить:
<Меня зовут (так-то, так-то). Я начинающая гейша и очень прошу проявить
ко мне благосклонность>. После этого она должна была тихо сидеть где-нибудь в
уголке и помалкивать. Для того, чтобы наливать мужчинам сакэ или чай, она
должна была сделать так, чтобы он этого захотел. Если же она была слишком неприметная,
как серая мышка, то у нее не было ни единого шанса, добиться даже
того, чтобы какой-нибудь состоятельный японец попросил проводить его до туалета.
А что вы думали - это тоже входило в ее обязанности! Кстати, гейша не
должна была выпивать в одном чайном доме более одной чашки чая. Так как в туалет
ходить ей было запрещено. Не потому, что японцы абсолютные садисты, а
потому что в кимоно это сделать было почти невозможно:

<Сестра>, в свою очередь, должна была рекламировать свою <младшенькую>, да так,
чтобы у нее как можно быстрее появились свои клиенты. Конечно, не за бесплатно.
После того, как девушка становилась популярной и начинала приносить деньги в
<семью>, небольшой процент с доходов перепадал и ее <старшей сестре>. Сама
юная японская гейша получала очень маленькую сумму, даже если она становилась
очень популярной. Так как большей частью своих заработков она покрывала все
расходы (отмеченные <доброй мамочкой> в книге учета), которые ранее были затрачены
на ее обучение и содержание. Часть денег <мама> забирала себе и делила
с чайными домами, где деньги, собственно, и были заработаны. Стоимость гейши
определялась очень легко: перед самым ее приходом поджигалась ароматическая
палочка, и чем больше таких благовоний сгорало за время, проведенное ею с гостями,
тем дороже считалась гейша. Обычно, пока горит одна палочка, гейша успевает
спеть, станцевать, обменяться комплиментами с гостями, подлить хозяину вечеринки
и его гостям сакэ или виски в опустевшие стаканы. Если мужчины не хотят
отпускать гейшу, она зажигает вторую палочку, тем самым удваивая, а затем и утраивая
оговоренный гонорар:

Таким образом, начинающая гейша становится довольно популярной и превращается
прямо-таки на глазах в прекрасную женщину с тяжелой, но яркой профессией!

Любовь - кольцо: в чужом кармане

Почти каждая юная девушка верит в прекрасного принца из сказки, который полюбит
ее, в то, что они поженятся и проживут долгую счастливую жизнь: Девушки
из Страны Восходящего солнца не являются исключением, но те, которые стали гейшами,
могут забыть про эту сказку с хэппи эндом! Их принцем на белом коне
становится тот мужчина, чей карман больше набит деньгами, а о любви <большой
и чистой> они могут только мечтать в перерыве между чашечкой чая и изысканным
восточным танцем.

Вы уже более или менее поняли, чем занимается гейша на вечеринках, ну, а как
же на счет того, из-за чего к ним и прилипло клеймо куртизанок, хотя они таковыми
не являются? Есть такой термин - мизуаж. Этим словом обозначалась ночь любви
с девушкой, которая еще никогда не была с мужчиной. Эту ночь <мамаши> обычно
выставляли на аукцион для получения наиболее выгодной цены. Именно по этой причине
гейшам было запрещено иметь отношения (даже если это и была та самая
любовь!) с каким-либо мужчиной, не купившим на торгах ее мизуаж.

А вот еще один момент в любовных отношениях гейш. У каждой хорошей гейши должен
быть данна (покровитель), который брал на себя все расходы, плюс выкупал
ее у океи. Данна (который мог быть женат) должен был исполнять практически все
прихоти своей избранницы. Таких данн в жизни гейши могло быть много, но
расставания с таким вот покровителем в основном были по инициативе мужчин. Слишком
уж тяжело заботиться о любовнице-гейше, а может быть, еще и о жене:
Но приличная гейша старалась закрепить за собой одного постоянного данну, ибо
было неприличным менять мужчин, из-за этого она теряла популярность и уважение.

Дитя современности с белым лицом

Гейши существуют и по сей день, и не только в Японии, но и во многих других странах,
в том числе и в России. Есть множество школ, где обучают этому искусству,
хотя немного в упрощенном варианте:

Вместе с тем, в интернете можно увидеть мелькающие заголовки типа: <Гейши. Эротический
массаж>. Это всего лишь дешевый рекламный ход, призванный завлечь
людей красивым восточным словом!

Сегодня майко обычно становятся квалифицированными гейшами к двадцати годам и
могут брать себе данну, когда захотят. Заработок гейши все так же по традиции
исчисляется <палочками>.

В прошлом, когда гейши влюблялись в своих клиентов, старшие гейши или хозяйки
чайных выступали в качестве посредников. Сейчас подобные романы стали личным
делом партнеров.

На данный момент высшую ступень в их иерархии занимают таю-сан, своего рода гейши-аристократки.
Они ангажированы исключительно на официальные правительственные
и полуофициальные приемы в чайных домах, на которых японские государственные
деятели и бизнесмены решают порой весьма важные политические и экономические
вопросы. И поныне у гейш существуют разные варианты взаимоотношений с мужчинами,
среди которых у них могут быть и искренние привязанности, и постоянные
покровители, в том числе очень влиятельные, но гейша сегодня может быть и абсолютно
свободной, ибо ее заработки позволяют быть независимой. К тому же гейши
часто подрабатывают как исполнительницы на радио и телевидении.

Тем не менее, не стоит идеализировать институт современных гейш. Весь их внешний
вид, по сути, является маской, которая определена им традиционным положением
в обществе.

Нынешняя гейша - это профессия, такая же, как и любая другая творческая деятельность,
а не призвание, определяющее в стародавние времена образ жизни девушки,
ставшей по воле судьбы гейшей:

Ирина РАДОСТИНА
With all the best wishes
Olga


--

Выпуск 1540
Количество подписчиков: 92


Послать письмо модератору:
science.health.illnesshelp-owner@subscribe.ru

Ответить   Thu, 15 Jun 2006 18:34:43 +0300 (#561392)