Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайна твоего зуба!

  Все выпуски  

Тайна твоего зуба! 6.5.2. Лекция последняя.


Я слышу, как где-то среди нас бродят глупые мысли: «зачем здесь вся эта информация, из курса биологии ее знает любой школьник, что в ней есть такого особенного, разве это ключ»?

 

Однако, это ключ, это мой ключ к двери Вашей практики. Если есть этот ключ и Вы ко времени оформитесь как дверь, то я смогу войти в Вашу жизнь и привнести в нее практику.

 

Понимаете ли Вы сказанное? В этом курсе нет вовсе ничего особенного, все дело во мне. Я – биолог, помимо всего прочего. Мое суперсознание ориентировано на эту информацию с целью того, чтобы исключить контакт с профанами и дилетантами в нашем вопросе. Поэтому если в Вашей памяти будет отсутствовать информация, изложенная в выпуске 6.5., у Вас нет шансов выйти со мной на открытый контакт, я никогда не стану Вашим оператором, ок?

 

6.5.2. Лекция последняя.

Деятельность центральной нервной системы.

 

Основу деятельности центральной нервной системы составляет рефлекс - от лат. reflexus «отражение» - это непосредственная реакция, ответное действие организма на внутреннее или внешнее стимулирование.

 

Здесь нам обязательно важно понять одно ключевое обстоятельство - стимул, и никто иной, запускает один или несколько рефлексов, а последние, в свою очередь, инициируют другие реакции нашего организма, формируя тем самым цепную.

 

Исходя из этого определения все рефлексы можно классифицировать в соответствии с уровнем участвующих в них отделов нервной системы на: безусловные, например всем известный коленный или дыхательный и условные. На последних мы и остановимся подробнее.

 

Условные рефлексы…

 

…формируются на основе безусловных при определенных условиях в течение жизни. Они образуются только тогда, когда действие агента внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс.

 

В результате агент, не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т. е. становится условным (сигнальным) раздражителем. Как тот звонок, который несколько раз предшествовал еде, начинал вызывать слюноотделение у собаки…

 

Если быть немного проще, то условные рефлексы у человека формируются при возникновении коммуникации между одним или несколькими элементами иерархии потребностей, по Маслоу, с каким-то фактором внешней или внутренней среды.

 

В результате такого «сотрудничества» какой-то отвлеченный или как говорят «левый» фактор станет таким же сигналом, как и реальный, и по нему тоже будет инсценирована точно такая же рефлекторная реакция. Это как фальшивый жетончик в метрополитене…

 

Построение всей этой интеллектуальной головоломки возможно благодаря памяти потому, что способность запоминать присуща всему нашему телу: мышцы при тренировке становятся крепче; иммунная система обладает памятью, обеспечивающей защиту от повторных вторжений микроорганизмов; ритм дыхания и сердечной деятельности, пищеварительные циклы тоже устанавливаются в соответствии с опытом. Весь вопрос в том, как именно формируется этот самый опыт.

 

Рассмотрим процесс образования условного рефлекса еще раз и более подробно.

 

Когда на рецептор сенсорного нейрона воздействует адекватный стимул, в нем возникает залп афферентных импульсов. Эти импульсы, попадая в центральную нервную систему, переадресуются, в зависимости от своих физиологических особенностей, к соответствующим нервным образованиям. Последние, в свою очередь, и запускают механизм ответного действия, именуемый рефлекторным актом или рефлексом. Рефлекторный акт осуществляет рефлекторная дуга - путь передачи нервных импульсов от точки исходной стимуляции до объекта, совершающего ответное действие.

 

Итак, по нервным путям процесс возбуждения из одного участка распространяется на другие; так формируются постоянные и временные связи. Временные связи и лежат в основе условных рефлексов, составляющих в свою очередь основу высшей нервной деятельности.

 

Теперь нам необходимо уяснить два важных обстоятельства.

 

Обстоятельство первое.

Для реализации условного рефлекса необходимо появление ощущения цели, которое, затем, выльется в рефлекс цели. Последний формируется на базе «основных влечений» организма, таких, как голод, страх, либидо и т.п. Только эти желания являются субъективным выражением объективной необходимости. Именно в них кроется причина (мотив) дальнейшего поведения. Таким образом, не объективный условный раздражитель, а субъективная мотивация окончательно решают: быть или не быть условному рефлексу.

 

Обстоятельство второе.

В каждом поведенческом акте человека все отделы центральной нервной системы от спинного мозга до коры больших полушарий, вместе с управляемыми ими органами работают как единое целое, образуя функциональную систему.

 

Человек как функциональная система.

 

Операционная (функциональная) система - это идиолект, постоянно хранящийся в памяти и предназначенный для организации и управления коммуникативными процессами, а также для взаимодействия со сторонним пользователем.

 

С позиций этой концепции любому нашему поступку, проступку или деянию  предшествует большая подготовительная работа центральной нервной системы.

 

Поэтому и получил право гражданства термин «мотивация» - субъективное выражение объективной потребности, обусловленное изменением состояния внутренней среды.

 

Для нас фундаментальный факт этой информации заключается в том, что для удовлетворения мотивации в центральной нервной системе происходит синтез всех наличных сведений (сбор информации) о состоянии внешней и внутренней среды т.е. говоря заумным языком имеет место низшая и высшая нервная деятельность.

 

Низшая нервная деятельность направлена на оперативное управление организмом в процессе его тривиальной жизнедеятельности. При этом нервные элементы, осуществляющие взаимодействие внутри организма, объединены нервными связями уже к моменту нашего рождения.

 

Высшая нервная деятельность - это сложная форма деятельности высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая индивидуальную и/или социальную адаптацию человека к изменяющимся условиям окружающей среды.

 

При этом нервные связи образуются лишь в процессе жизнедеятельности организма в форме жизненного опыта. Поэтому низшую нервную деятельность можно определить как безусловную, врожденную форму нервной деятельности, а высшую - как условную, приобретаемую в жизни.

 

Высшая нервная деятельность человека зависит от индивидуальных особенностей нервной системы, совокупность которых обусловлена наследственными особенностями, жизненным опытом и типом высшей нервной деятельности. При определении такого типа используют следующие свойства нервной системы: сила возбуждения и торможения, их взаимная уравновешенность (соотношение сил возбуждения и торможения) и их подвижность (скорость, с которой возбуждение может смениться торможением и наоборот).

 

Выделяют четыре основных типа высшей нервной деятельности:

 

Холерический - сильный, но неуравновешенный, характеризующийся  преобладанием процессов возбуждения над торможением.

Сангвинический - сильный, уравновешенный, с высокой активность нервных процессов.

Флегматический - сильный, уравновешенный, с низкой активностью  нервных процессов.

Меланхолический - слабый, характерна деградация (регрессия) как возбуждения, так и торможения.

 

Тип нервной системы определяет степень вероятной коммуникабельности человека, которая прогрессирует от четвертого к первому соответственно.

 

При этом важно понимать, что высшая нервная деятельность не возникает из пустоты, а формируется на основе низшей нервной деятельности как способность выявлять из хаоса окружающей среды связи во времени между биологически важным явлением и закономерно предшествующими ему событиями. Это значит, что условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Для образования условных рефлексов необходимо сочетание по времени какого-либо воспринимаемого изменения во внутренней и/или окружающей среде с осуществлением какого либо безусловного рефлекса. Только при этом условии изменение во внутренней и/или окружающей среде может стать инициатором формирования условного рефлекса.

 

Способность выявлять связи или нити коммуникативных процессов обеспечена наличием в нашем организме сигнальной системы. Всего этих систем две.

 

Первая сигнальная система - форма непосредственного отражения действительности в виде системы условно-рефлекторных связей, сформированных в коре больших полушарий головного мозга при воздействии конкретных раздражителей - света, тепла и/или холода и т.п.

 

Вторая сигнальная система - система условно-рефлекторных связей, формирующаяся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Является основой обобщенно-абстрактного мышления. Возникает на базе первой сигнальной системы в коммуникативном процессе.

 

Возбуждение и торможение условных рефлексов.

 

Прежде чем перейти к непосредственному формированию коммуникативных условных рефлексов нам необходимо рассмотреть теоретическое обоснование тех трудностей, с которыми в силу объективных и субъективных причин придется столкнуться каждому из Вас.

 

Дело в том, что даже выработанные условные рефлексы легко подвергаются торможению. Объясняется это тем, что новый раздражитель вызывает безусловный рефлекс, который и тормозит условную реакцию.

 

Это внешнее, врожденное или безусловное торможение. Выделяют еще условное, приобретенное или внутреннее торможение. Основным условием выработки условного торможения является не подкрепление условного инициатора безусловным. В зависимости от условий образования различают угасательное, дифференцированное и запаздывающее торможение.

 

Процессы торможения условных рефлексов способствуют наиболее полному соответствию реакции организма внешним условиям, более совершенному приспособлению к среде.

 

Каким образом это происходит?

 

Всякий раздражитель вначале воспринимается вообще, комплексно, без вычленения его узкой направленности. При этом процесс возбуждения рассеивается, «разливается» по большому участку коры мозга. При повторном воздействии раздражителя иррадиация (т. е. рассеяние) сменяется концентрацией возбуждения на каком-то маленьком участке коры, соответствующему представительству анализатора, воспринимающего данный раздражитель. Торможение ненужных нервных связей, возникающих при первоначальном возбуждении, помогает закреплению нужных - т.е. выработке условного рефлекса.

 

Если бы не было торможения, возбуждение рассеивалось бы по всей коре головного мозга, вследствие чего последний был бы не способен выделить нужную информацию и дать необходимую команду. 

 

Итак, процесс иррадиации возбуждения служит для вовлечения в действие других участков мозга, ответственных за восприятие других раздражителей.

 

Существует и другой механизм, обеспечивающий взаимосвязь и регуляцию процессов возбуждения и торможения. Это вторая сигнальная система, в которой ключевую роль играет символ в виде знака или слова.

 

Раздражитель, вызывающий проявление рефлекторного акта, является не причиной, а лишь стимулом к действию, к анализу результатов еще не сложившейся, но предугадываемой реакции. Так формируется возможность перспективы на будущее. Человек мысленно перебирает все возможные варианты, оценивает их, отвергает ненужные и выбирает оптимальный. Это первая степень действительной свободы, которая к полной свободе еще не ведет, но без которой полной свободы вообще не видать, имхо, никогда.

 

Вот собственно и все из биологии, что нам здесь необходимо. На этом первый сезон настоящего проекта прошу считать закрытым. Наш форум переходит в режим «только чтение» - это значит, что никто не сможет оставить какого-либо сообщения вне зависимости от регистрации. Встретимся в сентябре, желаю удачи.


В избранное