Новости СИРПАТИП

  Все выпуски  

Новости СИРПАТИП - АНТИ №22, 'Алкоголь в Европе'


СИРПАТИП - Система Информации на Русском языке по Профилактике Алкогольных, Табачных и прочих Интоксикантных Проблем.

Организации и специалистов, работающих в области профилактики злоупотребления веществами и связанных с этим проблем, приглашаем информировать о себе и своей деятельности.

http://www.adic.org.ua или http://sirpatip.ksu.ru
E-mail: sirpatip@adic.org.ua

Бюллетень Алкогольной, Наркотической, Табачной Информации (АНТИ) No22

31 января 2007 года

Алкоголь в Европе

В рамках создания системы информации и знаний о здоровье в соответствии с Программой охраны здоровья в Европейском Союзе была подготовлена серия отчетов о различных проблемах, касающихся охраны здоровья. В ходе подготовки этой серии Европейская Комиссия объявила конкурс для подготовки отчета о потреблении алкоголя в Европе, который был выигран Институтом алкогольных исследований в Лондоне.

Отчет «Алкоголь в Европе: с точки зрения общественного здоровья» написали д-р Peter Anderson и Ben Baumberg. С оригиналом отчета и его полным текстом на английском языке можно ознакомиться по адресу http://ec.europa.eu/health-eu/news_alcoholineurope_en.htm

Резюме

Введение

В то время как Европейская Комиссия разрабатывала собственную стратегию в области алкоголя, охватывающую все аспекты деятельности, происходящей на европейском уровне, ей потребовался анализ воздействия алкоголя на здоровье, общество и экономику в Европе. Настоящий доклад является экспертным синтезом опубликованных обзоров, систематических обзоров, мета-анализов и отдельных статей, а также анализа данных, предоставленных Европейской Комиссией и Всемирной организацией здравоохранения. В докладе алкогольная политика рассматривается как “служащая удовлетворению интересов общественного здоровья и социального благосостояния путем своего воздействия на социальные детерминанты здоровья». Это соответствует подходу общественного здравоохранения, то есть процессу “мобилизации местных, государственных, национальных и международных ресурсов с целью обеспечения условий, в которых люди могут быть здоровы”. Стандартизированная терминология, которая используется в докладе, основана на терминологии, принятой во Всемирной организации здравоохранения, специализированном агентстве Организации Объединенных Наций по вопросам здоровья.

Алкоголь и Европа

Алкоголь производится и потребляется в Европе в течение тысяч лет, и обычно вырабатывается из тех материалов, которые доступны на месте. Алкогольные напитки также часто использовались в качестве лекарства, и подобная практика продолжалась до начала двадцатого столетия и появления современной медицины. Законы в отношении алкоголя существовали, но обычно их принимали из соображений общественного порядка или регулирования рынка, а не ради защиты здоровья.

Однако эта картина изменилась в связи с рядом событий в средневековой и ранней современной Европе, таких как индустриализация, улучшение средств связи и открытие более крепких, дистиллированных напитков. В большей части Европы в девятнадцатом и в начале двадцатого столетия широко распространились трезвеннические движения, которые стали сперва выражением беспокойства по поводу крепких алкогольных напитков, а далее перешли к оппозиции всем алкогольным напиткам.

К концу двадцатого столетия в большинстве стран, но не во всех, трезвенническое движение постепенно ослабло, и сейчас оно не имеет большого веса.

Представления об потреблении алкоголя как о болезни - «алкоголизме» - также сформировались в течение девятнадцатого века, и во многих европейских странах были созданы дома или приюты для лечения «алкоголиков». В последние годы, по мере того как «движение нового здравоохранения» стало доминирующей парадигмой для обсуждения связанных с алкоголем проблем, появилась возможность для ведения более широкого обсуждения, не ограничивающегося темой «алкоголиков». В сегодняшней Европе наблюдается разнообразие как способов потребления алкоголя, так и того, какое этому придается значение, начиная от компонента семейного обеда и заканчивая атрибутом ритуалов. Употребление алкоголя часто делается элементом времяпрепровождения для придачи событию оттенка формальности или разграничения работы и досуга. Опьянение также служит определенным символом, а «пьяное поведение» - то, как люди ведут себя под влиянием алкоголя – весьма различно в разных частях Европы.

Алкоголь и экономика Европы

Европа играет центральную роль во всемирном рынке алкоголя, выступая в качестве источника четверти мирового количества алкоголя и более половины производимого в мире вина. Торговля алкоголем в еще большей мере сосредоточена в Европе: доля Европейского Союза в объеме экспорта алкоголя, производимого всеми государствами мира, составляет 70%, а импортирует ЕС немногим менее половины всей алкогольной продукции. Хотя большая часть этого оборота происходит между странами ЕС, торговля алкоголем приносит около 9 миллиардов евро в баланс торговли товарами для ЕС в целом.

Трудно представить стоимость контрабанды алкоголя в ЕС, хотя, согласно оценкам Европейской группы высокого уровня по вопросам мошенничества, в 1996 году из-за мошенничества с алкоголем был потеряно 1,5 миллиарда евро. Ценовые различия играют большую роль в уровне законной приграничной торговли, когда граждане законно ввозят алкоголь с собой из стран, где алкоголь стоит дешевле. По крайней мере, каждый шестой турист возвращается из поездок за границу с алкогольными напитками, провозя в ряде стран в среднем более 2 литров чистого алкоголя на человека.

Экономическая роль индустрии алкогольных напитков значительна во многих европейских странах. Акцизный сбор с алкоголя в 15 «старых» странах Евросоюза – ЕС15 (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция, и Великобритания) составлял 25 миллиардов евро в 2001 году, исключая налоги на продажу и другие налоги, заплаченные на разных этапах торговой цепи. При этом 1,5 миллиарда евро возвращаются в торговую цепь согласно Сельскохозяйственной политике Общего рынка. В связи с относительной неэластичностью спроса на алкоголь средние налоговые ставки намного лучше отражают налоговые доходы правительства, чем уровень потребления алкоголя в стране.

Алкоголь также связан с множеством рабочих мест, включая более 750 тысяч человек, занятых на производстве напитков (главным образом вина). Кроме того, с алкоголем связана и занятость в других звеньях цепи распространения, например, в барах или в магазинах. Однако величина индустрии не обязательно является позитивным показателем экономического воздействия алкогольной политики – например, не замечено жесткой корреляции между тенденциями потребления алкоголя и тенденциями количества рабочих мест в связанных с алкоголем сферах, таких как гостиницы, рестораны и бары. Это позволяет предположить, что влияние изменений в уровне потребления алкоголя на занятость может быть довольно слабым. Сокращение расходов на алкоголь, как ожидается, сохранит средства потребителя, которые будут потрачены на другие товары, и экономическое воздействие будет зависеть от характера новых расходов. И хотя для более точного прогноза требуется провести дальнейшие исследования, имеющиеся данные в сфере алкоголя и других секторов показывают, что снижение потребления не обязательно приводит к потере рабочих мест в экономике в целом.

Согласно результатам обзора существующих исследований, обусловленные алкоголем общие материальные затраты для общества ЕС в 2003 году можно оценить на уровне 125 миллиардов евро (79-220 миллиардов), что эквивалентно 1,3% валового внутреннего продукта, и примерно равно затратам, подсчитанным недавно для табака. Нематериальные затраты отражают то, какое значение люди придают боли, страданиям и жизненным лишениям, вызванным криминальными, социальными и медицинскими аспектами последствий употребления алкоголя. В 2003 году эти затраты, согласно оценкам, составили 270 миллиардов евро, при этом другие методы подсчета того же самого вреда дают оценки от 150 до 760 миллиардов евро. Эти оценки рассматривают множество различных сфер жизни людей, на которые оказывает воздействие алкоголь, но существует все еще ряд областей, для которых никаких оценок сделано не было, поскольку для этого невозможно было получить данные. Кроме того, хотя сделанные оценки принимают во внимание выгоды от алкоголя с точки зрения системы здравоохранения и потери человеческих жизней (оцененные косвенно), не было проведено исследований, которое позволили бы оценить прочие социальные преимущества.

Потребление алкоголя в Европе

ЕС является самым пьющим регионом мира, хотя нынешний показатель в 11 литров чистого алкоголя, выпиваемого ежегодно в среднем на одного взрослого, все же представляет собой существенное снижение по сравнению с недавним пиком на уровне 15 литров в середине 1970-х годов. За прошлые 40 лет также произошла гармонизация в уровнях потребления в странах ЕС15, а именно рост в странах центральной и северной Европы между 1960 и 1980 годами, сопровождаемый снижением в южной Европе. Среднее потребление в 10 новых странах Европейского Союза – ЕС10 (Кипр, Чешская республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия и Словения) также ближе к EС15, чем когда-либо прежде, хотя существенные вариации наблюдаются и в пределах EС10. Большинство европейцев употребляет алкоголь, но 55 миллионов взрослых людей в странах ЕС (15%) ведут трезвый образ жизни. Принимая во внимание это, а также незарегистрированное потребление, среднее потребление алкоголя на одного пьющего достигает 15 литров в год.

Немногим менее половины этого алкоголя потребляется в виде пива (44%), а оставшаяся часть распределяется между вином (34%) и крепкими алкогольными напитками (23%). В пределах EС15 северные и центральные страны пьют, главным образом, пиво, в то же время в странах Южной Европы пьют, главным образом, вино (хотя Испанию можно считать исключением). Относительно новым явлением является гармонизация, происходившая в течение прошедших 40 лет в странах EС15. Приблизительно 40% случаев выпивок в большинстве стран EС15 – это потребление алкоголя с пищей днем или вечером, хотя в Южной Европе с намного большей вероятностью, чем в других местах, люди выпивают за завтраком. Хотя уровень ежедневных выпивок также обнаруживает градиент между севером и югом, не ежедневное, но частое потребление (то есть выпивки нескольких раз в неделю, но не каждый день), кажется, является более обычным в центральной Европе, и имеются данные о том, что в пределах EС15 в последнее время и в этом вопросе происходит сближение.

Выпивки до состояния опьянения в разной степени встречаются в странах Европы, при этом меньшая доля жителей Южной Европы, чем других стран, сообщают о том, что напиваются каждый месяц. Эта картина меняется, когда изучается такой показатель как «попойки» (binge-drinking), показатель, описывающий случаи выпивки свыше определенного количества алкоголя «за один раз», и это дает основания предположить, что есть систематические различия в том, насколько люди готовы сообщать о состоянии опьянения, или в том, какова длительность «одного раза». Исследования «попоек» также находят отдельные исключения в общей закономерности север-юг, в особенности демонстрируя, что в Швеции наблюдается один из самых низких уровней «попоек» в EС15. Суммируя данные для стран EС15, можно сказать, что взрослые там сообщают, что напиваются до опьянения в среднем 5 раз в год, однако «попойки» (более 5 доз алкоголя за один раз, 1 доза примерно равна 10 граммам чистого алкоголя) происходят 17 раз в год. Это эквивалентно тому, что 40 миллионов граждан стран ЕС15 «пьют слишком много» ежемесячно, а 100 миллионов (каждый третий) устраивают «попойки», по крайней мере, раз в месяц.

Намного меньше данных имеется для стран ЕС10, но существующие дают основания предположить, что там часть потребления вина заменена крепкими алкогольными напитками, частота выпивок ниже, а частота «попоек» – выше, чем в странах ЕС15.

В то время как 266 миллионов взрослых пьют алкоголь в дозах до 20г (женщины) или 40г (мужчины) в день, более 58 миллионов взрослых (15%) потребляют алкоголь в дозах выше этого уровня, а 20 миллионов из них (6%), выпивают более 40г (женщины) или 60г в день (мужчины). Если взглянуть на показатели зависимости вместо показателей уровней выпивок, то можно прийти к выводу, что 23 миллиона европейцев (5% мужчин, 1% женщин) проявляют признаки зависимости от алкоголя.

В каждой когда-либо изучавшейся культуре мужчины имеют большую вероятность, чем женщины, пить вообще, и выпивают больше, когда пьют, и это различие между мужчинами и женщинами проявляется тем больше, чем более опасным является поведение. Хотя многие женщины прекращают пить алкоголь с наступлением беременности, существенная их доля (25-50%) продолжает пить, а некоторые продолжают выпивать во вредных количествах. Различные виды питейного поведения наблюдаются также и для людей с разным социально-экономическим статусом (СЭС), причем люди с низким СЭС с меньшей вероятностью будут пить алкоголь вообще. Несмотря на сложную картину для некоторых аспектов потребления алкоголя (причем некоторые виды поведения имеют противоположные тенденции для мужчин и женщин), такие явления, как выпивки допьяна и развитие зависимости от алкоголя, с большей вероятностью наблюдаются у пьющих людей с более низким СЭС.

Почти все 15-16-летние учащиеся (>90%) имеют опыт потребления алкоголя в какой-то момент их жизни - в среднем первое их употребление относится к возрасту 12 с половиной лет, а впервые напиваются они в 14 лет. Средняя доза, выпиваемая за один случай, среди 15-16 летних составляет более 60г алкоголя, при этом на юге Европы она составляет около 40г. Более чем каждый восьмой (13%) из 15-16 летних людей был пьян более, чем 20 раз в их жизни, и больше чем каждый шестой (18%) «устраивал попойку» (более 5 доз алкоголя за один случай выпивки) три или более раз в прошлом месяце. Хотя в 2003 году впервые в двух странах наблюдается больший уровень пьянства по некоторым показателям среди девушек, чем среди юношей, юноши продолжают пить больше и напиваться чаще, чем девушки, с небольшим сокращением абсолютного различия между ними. В большинстве стран наблюдается увеличение частоты «попоек» для юношей между 1995/1999 годами и 2003 годом, и почти во всех странах наблюдается такая же картина для девушек (подобные результаты обнаружены и для стран, не участвовавших в опросе ESPAD, на основе других данных). За этой общей тенденцией мы можем видеть рост «попоек» и случаев опьянения в большинстве стран ЕС в 1995-1999 годах, но с тех пор (1999-2003 годы) тенденции стали намного более неоднозначными.

Воздействие алкоголя на отдельных людей

Хотя потребление алкоголя связано с целым рядом удовольствий, алкоголь увеличивает риск широкого диапазона негативных социальных последствий, причем, как правило, риск повышается по мере увеличения количества выпитого алкоголя, то есть чем выше потребление алкоголя, тем больше риск. Вред, наносимый выпивками других людей, простирается от социальных неприятностей, таких как вероятность быть разбуженным ночью, до более серьезных последствий, таких как угроза распада семьи, жестокое обращение с детьми, преступления, насилие и убийства. В целом, чем выше уровень потребления алкоголя, тем более серьезные совершаются преступления или тем больший наносится ущерб. Объем потребления алкоголя, частота выпивок, частота и объем эпизодических попоек, все эти показатели независимо друг от друга увеличивают риск насилия, причем часто, но не всегда, эпизодические попойки служат промежуточным показателем взаимосвязи объема потребления с наносимым ущербом.

Кроме того, что он является веществом, вызывающим наркотическую зависимость, алкоголь служит причиной приблизительно 60 различных видов заболеваний и болезненных состояний, включая травмы, психические и поведенческие расстройства, желудочно-кишечные заболевания, злокачественные новообразования, сердечно-сосудистые заболевания, иммунологические расстройства, болезни легкого, болезни опорно-двигательной системы, нарушения репродукции, а также вред для еще не родившегося ребенка, включая повышенный риск преждевременных родов и низкий вес новорожденного. Для большинства заболеваний риск растет по мере увеличения количества выпитого, и чем выше потребление алкоголя, тем больше риск. Для некоторых заболеваний, таких как кардиомиопатия, острый синдром респираторного дистресса, повреждение мышц, ущерб, по-видимому, проявляется только после длительного периода потребления больших количеств алкоголя, но даже на этом высоком уровне, риск и тяжесть этих заболеваний увеличиваются по мере роста количества выпитого. Частота и объем эпизодических попоек имеют особое значение для повышения риска травм и некоторых сердечно-сосудистых заболеваний (коронарной болезни сердца и инсульта).

Потребление алкоголя в малых дозах уменьшает риск коронарной болезни сердца, хотя точный размер снижения риска и уровня потребления алкоголя, при котором происходит самое большое снижение, все еще обсуждаются. Более тщательные исследования, учитывающие иные факторы, обнаруживают меньшие величины снижения риска, чем менее тщательные исследования, и находят, что снижение риска происходит на более низком уровне потребления алкоголя. Наибольшее снижение риска может быть достигнуто при потреблении в среднем 10г алкоголя (одна доза) через день. При превышении уровня 20г алкоголя (две дозы) в день риск коронарной болезни сердца увеличивается. В пожилом возрасте снижение риска происходит в меньшей степени. При этом риск болезни сердца снижает именно алкоголь, а не какой-либо вид алкогольных напитков. Имеются данные о том, что алкоголь в малых дозах может уменьшать риск деменции сосудистого происхождения, желчекаменной болезни и сахарного диабета, хотя к этим выводам приходят не все авторы соответствующих исследований.

Риск смерти от алкоголя представляет собой баланс между риском заболеваний и травм, который алкоголь увеличивает, и риском болезни сердца (наступающей главным образом в старшем возрасте), который, алкоголь, при приеме в малых дозах, снижает. Этот баланс показывает, что, по крайней мере, в Великобритании, уровень потребления алкоголя с самым низким риском смерти составляет ноль или около ноля для женщин моложе 65 лет, и менее 5г алкоголя в день для женщин в возрасте 65 лет или старше. Для мужчин уровень потребления алкоголя с самым низким риском смерти равен нолю в возрасте до 35 лет, около 5г в день в среднем возрасте, и менее 10г в день в возрасте 65 лет или старше (и, вероятно, возвращается к нолю в очень пожилом возрасте).

Здоровье много пьющего человека улучшается при сокращении или прекращении потребления алкоголя. Даже для хронических болезней, таких как цирроз печени и депрессия, сокращение или прекращение потребления алкоголя приводит к быстрому улучшению здоровья.

Воздействие алкоголя на Европу

Алкоголь налагает существенное бремя на целый ряд аспектов человеческой жизни в Европе, которое может быть широко описано как «вред для здоровья» и «социальный ущерб». Семь миллионов взрослых сообщают о том, что участвовали в драках в нетрезвом состоянии в течение предыдущего года, и (на основе обзора небольшого количества национальных исследований вызванных этим затрат) издержки обусловленных алкоголем преступлений, согласно оценкам, составили в ЕС 33 миллиарда евро в 2003 году. Эта стоимость состоит из затрат на полицию, суды и тюрьмы (15 миллиардов евро), расходов на профилактику преступности и администрацию страхования (12 миллиардов евро) и ущерба имуществу (6 миллиардов евро). Повреждение имущества из-за вождения в нетрезвом состоянии было также оценено в 10 миллиардов евро, в то время как косвенная стоимость физических и психологических последствий преступлений была оценена в сумму от 9 до 37 миллиардов евро.

Ежегодно приблизительно 23 миллиона европейцев могут считаться зависимыми от алкоголя, а боль и страдания, которые в результате испытывают их семьи, оцениваются суммой 68 миллиардов евро. Провести оценки масштаба ущерба на рабочем месте еще труднее, хотя почти 5% пьющих мужчин и 2% пьющих женщин в странах EС15 сообщают об отрицательном воздействии алкоголя на их работу или учебу. На основе обзора национальных исследований вызванных этим затрат, потери производительности труда из-за обусловленных алкоголем пропусков работы и безработицы были оценены соответственно суммами в 9-19 миллиардов евро и 6-23 миллиардов евро.

Если рассматривать проблему с точки зрения здоровья, то алкоголь ежегодно вызывает приблизительно 195 тысяч смертей в ЕС, хотя при этом, согласно оценкам, задерживает 160 тысяч смертей среди пожилых людей, главным образом благодаря его защитному действию на сердце для женщин, которые умирают после достижения возраста 70 лет (хотя из-за методологических проблем, эти оценки, вероятно, переоценивают число отсроченных смертей). Более точная оценка, вероятно, составит 115 000 вызванных алкоголем смертей среди людей в возрасте до 70 лет, и эта оценка позволяет избежать большинства проблем, вызванных вероятной переоценкой профилактического эффекта алкоголя. Эти оценки также сделаны в сравнении с ситуацией полного отсутствия потребления алкоголя, и результирующее воздействие было бы намного больше, если принять уровень потребления алкоголя, связанный с наименьшим риском. Измерение воздействия алкоголя по показателю лет жизни с учетом инвалидности (DALYs) позволяет снизить влияние этой проблемы, и показывает, что алкоголь обусловливает 12% преждевременных смертей и инвалидности среди мужчин и 2% - среди женщин, с учетом преимуществ для здоровья. Это делает алкоголь третьим по величине из 26 факторов риска для здоровья в ЕС, опережая избыточный вес и оставляя впереди себя лишь табак и высокое кровяное давление.

Это воздействие на здоровье проявляется в широком диапазоне причин смерти и других нарушений, включая 17 000 смертей в год из-за дорожно-транспортных происшествий (каждая третья смерть на дорогах), 27 000 смертей из-за несчастных случаев, 2 000 убийств (4 из 10 всех убийств), 10 000 самоубийств (каждое шестое самоубийство), 45 000 смертей от цирроза печени, 50 000 смертей от рака, из которых 11 000 приходятся на рак груди среди женщин, 17 000 смертей из-за психоневрологических расстройств, а также 200 000 эпизодов депрессии (которые также составляют 2,5 миллионов DALYs). Стоимость лечения из-за ухудшения здоровья, согласно оценкам, составляет 17 миллиардов евро, включая 5 миллиардов евро, потраченных на лечение и предотвращение вредного потребления алкоголя и алкогольной зависимости. Утрата жизни может быть оценена либо как потеря производительного потенциала (36 миллиардов евро, исключая преимущества для здоровья), либо в показателях косвенной ценности самой жизни непосредственно (от 145 до 712 миллиардов евро после учета преимуществ для здоровья).

На молодых людей припадает непропорциональная часть этого бремени: более 10% смертей молодых женщин и приблизительно 25% смертей молодых мужчин происходят из-за алкоголя. Имеется мало информации о степени социального ущерба для молодых людей, хотя 6% 15-16-летних студентов в ЕС сообщают о драках, а 4% о небезопасном сексе из-за их собственных выпивок.

При сравнении между странами, алкоголь играет значительную роль в пониженной продолжительности жизни в странах EС10 по сравнению со странами EС15, причем относимые на счет влияния алкоголя различия в показателях смертности, оцениваются на уровне 90 (для мужчин) и 60 (для женщин) на 100 000 населения.

Внутри стран многие из заболеваний, лежащих в основе неравенства в плане здоровья, связаны с алкоголем, хотя конкретные виды заболеваний могут быть разными (например, цирроз печени во Франции, насильственные смерти в Финляндии). Худшее состояние здоровья в бедных регионах также, видимо, связано с алкоголем. Исследования показывают, что напрямую связанная с алкоголем смертность в большей степени превышает таковую в иных регионах, чем можно было бы объяснить неравенством на индивидуальном уровне.

От многих видов вызываемого алкоголем ущерба страдают другие люди, помимо самого пьющего. К ним относятся 60 000 весящих ниже нормы новорожденных, а также 16% случаев жестокого обращения с детьми, и 5-9 миллионов детей в семьях, на которые пагубно влияет алкоголь. Алкоголь также оказывает воздействие на других взрослых, среди них приблизительно 10 тысяч погибших в дорожно-транспортных происшествиях, не считая самих нетрезвых водителей, кроме того, на других людях отражается существенная часть вызванных алкоголем преступлений. Часть экономических издержек также оплачивается третьими лицами или учреждениями, включая значительную долю из оцениваемых в 33 миллиарда евро затрат из-за преступлений, 17 миллиардов евро для систем здравоохранения, и 9-19 миллиардов евро из-за отсутствия на работе.

Как естественные эксперименты, так и анализ временных рядов показывают, что бремя алкоголя для здоровья связано с изменениями в потреблении. Эти изменения в большей мере касаются поведения наиболее пьющих людей, чем тех, кто пьет мало (учитывая, что, например, на 10% наиболее пьющих людей приходится от одной трети до половины общего потребления алкоголя в большинстве стран), но также охватывают и более широкую тенденцию для населения в целом, выражающуюся в массовом изменении уровней потребления. Если говорить о населении в целом, воздействие изменения потребления алкоголя на 1 литр на душу населения на величину ущерба более выражено в потребляющих мало алкоголя странах EС15 (северная Европа), но также является существенным для цирроза печени, убийств (только среди мужчин), несчастных случаев и общей смертности (только среди мужчин) в Южной Европе. Хотя существует мнение, что более крупные изменения в северной Европе отражают «взрывной» характер потребления там алкоголя, это может также отражать, что один литр составляет большую долю потребляемого алкоголя в мало пьющих северных европейских странах. В целом, согласно оценкам, уменьшение среднедушевого потребления алкоголя на 1 литр уменьшит общую смертность среди мужчин на 1% в южной и центральной Европе, и на 3% в северной Европе.

Оценка вариантов алкогольной политики

Меры в отношении вождения в нетрезвом состоянии, признанные очень эффективными, включают тестирование дыхания на наличие алкоголя среди всех водителей, отбираемых случайным образом, снижение предельно допустимых уровней содержания алкоголя в крови (САК), лишение водительских прав, а также более низкие допустимые уровни САК для молодых водителей. Имеющиеся данные не подтверждают эффективности так называемых программ «выделяемого водителя» и «безопасного вождения». Автомобильные замки, реагирующие на наличие алкоголя, могут быть эффективны как профилактическая мера, но как мера борьбы с нарушителями, управляющими автомобилем в нетрезвом состоянии, она сможет сработать, только в случае, если эти замки установлены на транспортном средстве. Всемирная организация здравоохранения построила модель воздействия и стоимости всеобщих тестов дыхания, в сравнении с отсутствием таких тестов. Применение этой модели к Европейскому Союзу показывает, что эта мера могла бы помочь избежать приблизительно 111 тысяч лет инвалидности и преждевременных смертей, а также ежегодно экономить 233 миллиона евро.

Эффективность мер, направленных на поддержку просвещения, информации, обучения и общественного осознания является низкой. Хотя охват просветительных школьных программ может быть высоким из-за того, что их участники поневоле находятся в школах, воздействие этих программ на население очень невелико из-за их ограниченной длительности или недостаточной эффективности. Существуют рекомендации о том, как можно повысить эффективность школьных программ. С другой стороны, программы в средствах массовой информации играют особую роль в повышении осознания обществом проблем, вызываемых потреблением алкоголя, и подготавливают почву для конкретных действий.

Имеются убедительные доказательства эффективности в сокращении наносимого алкоголем ущерба тех политических мер, которые регулируют рынок алкоголя. Налоги на алкоголь особенно важны в отношении молодых людей и ущерба, наносимого алкоголем во всех странах. Если бы налоги на алкоголь были использованы для того, чтобы поднять цену алкоголя в странах ЕС15 на 10%, более 9000 смертей было бы предотвращено в течение последующего года, и при этом, согласно оценкам, было бы получено приблизительно 13 миллиардов евро дополнительных доходов от акцизов. Научные данные показывают, что если часы работы магазинов, продающих алкоголь, расширяются, то наблюдается рост насилия. Всемирная организация здравоохранения смоделировала ситуацию, когда доступность алкоголя в розничной сети сокращается до 24 часов в неделю. Применение этой модели к Европейскому Союзу показывает, что в результате можно было бы в год избежать приблизительно 123 тысяч лет инвалидности и преждевременной смерти при оцененной стоимости соблюдения этих мер в 98 миллионов евро.

Ограничение объема и содержания коммерческих сообщений об алкогольных изделиях также с большой долей вероятности снижает наносимый ими вред. Рекламные объявления особо действенно поощряют благосклонное отношение к выпивкам среди молодых людей. В отношении саморегулирования коммерческих сообщений индустрией алкогольных напитков доказательства эффективности отсутствуют. Всемирная организация здравоохранения смоделировала воздействие запрета рекламы. Применение этой модели к ЕС показывает, что благодаря этому можно было бы каждый год избегать приблизительно 202 тысяч лет инвалидности и преждевременной смерти при оцененной стоимости соблюдения этих мер в 95 миллионов евро.

Накапливаются доказательства действенности в сокращении наносимого алкоголем вреда тех стратегий, которые изменяют условия выпивок. Однако, эти стратегии прежде всего применимы к выпивкам в барах и ресторанах, а их эффективность зависит от их адекватного осуществления. Например, принятие законодательства о минимальном возрасте для законного приобретения алкоголя будет оказывать незначительное воздействие, если оно не подкреплено реальной угрозой лишения лицензии магазинов, которые неоднократно продают алкоголь людям, не достигшим этого возраста. Подобные стратегии также более эффективны, когда они подкреплены местными профилактическими программами.

Имеются обширные доказательства эффективности краткого совета врача в сокращении вредного потребления алкоголя, особенно в учреждениях первичной медицинской помощи. Всемирная организация здравоохранения смоделировала воздействие и стоимость предоставления краткого совета в системе первичной медицинской помощи для 25% населения, которое подвергается риску. Применение этой модели к ЕС показывает, что в результате можно было бы каждый год избегать приблизительно 408 тысяч лет инвалидности и преждевременной смертности при оцененной стоимости соблюдения этих мер в 740 миллионов евро.

Если использовать модели, предложенные Всемирной организацией здравоохранения, и сравнивать их с отсутствием каких-либо политических мер вообще, осуществление охватывающего весь Европейский Союз широкого пакета эффективных политических мер и программ, которые включают тесты дыхания, проводимые у отобранных случайным образом водителей, налогообложение, ограничение доступности алкоголя, запрет рекламы и краткий совет врача, согласно оценкам, обойдется европейским правительствам в 1,3 миллиарда евро. Это составляет приблизительно 1% общих материальных потерь, наносимых алкоголем обществу, и только приблизительно 10% дохода, который, согласно оценкам, будет получен при 10%-м повышении цены алкоголя из-за роста налогов в странах ЕС15. По оценкам, такой пакет может помочь избежать 1,4 миллионов лет инвалидности и преждевременной смертности в год, что составляет приблизительно 2% всех случаев нетрудоспособности и преждевременной смертности, которые происходят в Европейском Союзе.

Европейская и всемирная алкогольная политика

Наиболее заметными международными правовыми обязательствами, которые затрагивают алкогольную политику, являются Общее соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), имеющее дело с товарами, и Общее Соглашение по торговле и услугам (GATS). Некоторые случаи в прошлом показали, что Всемирная Торговая Организация (ВТО) в некоторых обстоятельствах отдает приоритет здоровью перед торговлей (например, запрет на импорт асбеста), хотя политические меры должны пройти ряд строгих испытаний, чтобы получить поддержку.

Однако намного большее воздействие на алкогольную политику на практике исходит из торгового закона Европейского союза (ЕС). Большинство касающихся алкоголя разбирательств стали результатом «национальной трактовки» правил налогообложения, которые гласят, что государствам запрещается проводить дискриминацию – как непосредственно, так и косвенно – в пользу производимых внутри страны товаров против производимых в других странах ЕС. Никаких исключений из этого правила в интересах здоровья сделать нельзя, так что в итоге страны сталкиваются с некоторыми ограничениями их налоговой политики. Напротив, все более и более влиятельный Европейский Суд безоговорочно поддержал запреты рекламы в Каталонии и Франции, признавая, что «фактически бесспорно, что рекламные действия являются поощрением потребления».

Стандартизация ставок акцизного сбора является давнишней целью ЕС, направленной на уменьшение рыночных искажений, при которых большие различия в налоговых ставках между граничащими странами ведут к большому числу посещений магазинов за границей. Это ведет к потере доходов для правительства страны с высоким налогом, а также создает давление в направлении понижения ставок налогообложения, что и произошло в некоторых скандинавских странах. Производство алкогольных напитков в форме вина ежегодно получает поддержку в сумме 1,5 миллиарда евро благодаря Единой сельскохозяйственной политике. Экономическая и политическая значимость этих субсидий и, в частности, проблемы производителей вина, затрудняют прогресс политики здравоохранения.

Наиболее активной в области алкоголя международной организацией является Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Европейское бюро которой предприняло несколько инициатив по уменьшению связанного с алкоголем вреда в его 52 Государствах - членах. К ним относятся Рамки Алкогольной политики в Европейском Регионе, Европейская Хартия по Алкоголю и две министерские конференции, которые подтвердили потребность в алкогольной политике (и более широкой политике здравоохранения), которая должна развиваться без какого-либо вмешательства коммерческих или экономических интересов.

Хотя ЕС не может сам по себе принимать законы в целях защиты здоровья людей (государства - члены не предоставили такие полномочия европейским учреждениям), некоторые политические меры, касающиеся внутреннего рынка, могут охватывать и существенные проблемы здоровья, например, пункт о рекламе алкоголя в Директиве о телевидении без границ.

Кроме того, действия ЕС в области алкоголя могут принимать форму «мягких законов» в форме необязательных решений и рекомендаций, призывающих Государства-члены действовать определенным образом.

Алкогольная политика государств - членов

Каждая страна в Европейском Союзе (ЕС) имеет множество законов и других политических мер, которые ставят алкоголь на особое место по отношению к другим товарам, продаваемым на ее территории, нередко по причинам общественного здоровья. Несмотря на широкую распространенность мер алкогольной политики, почти половина стран ЕС все еще не имеет плана действий или координирующего органа по вопросам алкоголя. Но даже в таком случае, большинство стран имеет программы, касающиеся какого-либо одного аспекта алкогольной политики, из которых программы школьного просвещения являются наиболее частыми в странах Европы. Все страны также имеют некоторую форму ограничений вождения в нетрезвом состоянии, причем повсюду, кроме Великобритании, Ирландии и Люксембурга, установлен максимальный предел концентрации алкоголя в крови для водителей на уровне, рекомендованном Европейской Комиссией (0,5 г/л). Однако многие европейские водители полагают, что шансы быть пойманным незначительны. Треть из них полагает, что им никогда не будут проверять выдыхаемый воздух на алкоголь, хотя этот показатель ниже в странах с проверками дыхания водителей, отбираемых случайным образом.

Продажи алкоголя вообще являются предметом ограничений в большинстве стран ЕС, в нескольких случаях с помощью розничных монополий, но чаще с помощью лицензии, при этом места продажи алкоголя часто ограничиваются. Более чем в трети стран (и в некоторых регионах) также ограничиваются часы продажи, тогда как ограничения дней продажи или плотности точек розничной торговли на вынос существуют лишь в небольшом количестве стран. Все страны запрещают продажу алкоголя молодым людям, не достигшим некоторого возраста, в барах и пабах, хотя в четырех странах нет никаких мер в отношении продажи алкоголя детям в магазинах. Возраст, при достижении которого разрешена продажа алкоголя молодым людям, также различается в пределах Европы, обычно составляя 18 лет в Северной Европе и 16 лет в Южной Европе.

Маркетинг алкоголя регулируется в различной степени в зависимости от вида маркетинга. Телевизионная реклама пива (но не ее содержание) ограничена законом в более чем половине стран Европы, включая полные запреты в пяти странах; а что касается запретов рекламы крепких алкогольных напитков, то число стран с такими запретами возрастает до 14 стран. Рекламные щиты и печатные СМИ регулируются в меньшей степени, хотя в каждой третьей стране (главным образом из числа ЕС10) никакого контроля нет. Спортивное спонсорство является объектом самых слабых ограничений, только в семи странах есть какие-либо правовые ограничения.

Налогообложение алкогольных напитков также является общей чертой европейских стран, хотя сами ставки налога значительно различаются между странами. Это особенно явно заметно для вина, в отношении которого почти в половине стран нет вообще никакого налога, однако в каждой пятой стране ставка налога превышает 1 000 евро, с учетом покупательной способности. Вообще, средняя эффективная налоговая ставка наиболее высока в северной Европе, и наиболее низка в Южной и некоторых странах Центральной и Восточной Европы. Четыре страны также ввели специальный налог на алкопопсы (слабоалкогольные подслащенные напитки) с 2004 года, и с тех пор потребление алкопопсов там уменьшилось.

Если различные аспекты политики объединить единой шкалой, общая строгость алкогольной политики варьирует от 5,5 (Греция) до 17,7 (Норвегия) из возможного максимума 20, со средним показателем 10,8. Наименее строгая политика наблюдается в Южной и части стран Центральной и Восточной Европы, а наиболее сильная - в Северной Европе, но общий счет все же не просто уменьшается с севера на юг, например, высокий счет отмечен во Франции. Эта картина алкогольной политики очень отличается от картины, наблюдавшейся пятьдесят лет назад, общие уровни политики теперь намного ближе друг к другу, в значительной степени благодаря усилению политики во многих странах, особенно в области вождения в нетрезвом состоянии, где все страны имеют правовые ограничения. Контроль рекламы, минимальный возраст для покупки алкоголя и общественные структуры для проведения алкогольной политики также стали намного более распространенными в 2005 году по сравнению с 1950 годом.

ВЫВОДЫ

Алкоголь и экономика Европы

Вывод 1

Торговля алкоголем вносит около 9 миллиардов евро в торговый баланс товаров для Европейского Союза в целом, но при этом такая торговля не обязательно будет затронута предпринимаемыми во всей Европе и отдельных странах политическими мерами, направленными на снижение наносимого алкоголем ущерба.

Вывод 2

Поступления от налога на алкоголь являются важным источником правительственных доходов (25 миллиардов евро в 2001 году в старых странахЕС15), но они больше зависят от налоговых ставок, чем от общего уровня потребления алкоголя.

Вывод 3

Снижение потребления алкоголя не обязательно приведет к потерям рабочих мест в экономике в целом, и даже вряд ли вызовет значительные изменения занятости в некоторых связанных с алкоголем секторах, таких как рестораны и бары.

Вызываемые алкоголем социальные издержки

Вывод 4

Материальные затраты, вызываемые алкоголем, для Европейского Союза, согласно оценкам, составляли в 2003 году 125 миллиардов евро, включая сумму в 59 миллиардов евро, обусловленную снижением производительности труда из-за отсутствия на работе, безработицы и потери рабочих лет ввиду преждевременной смерти.

Вывод 5

Косвенные затраты, вызываемые алкоголем (в виде денежного эквивалента утрат, которые постигают людей из-за страданий и потери жизни) в Европейском Союзе, согласно оценкам, составили в 2003 году 270 миллиардов евро.

Потребление алкоголя в Европе

Вывод 6

В то время как различия между странами в уровнях и структуре выпивок все еще очевидны, они стали меньшими, чем 40 лет назад, а многие аспекты потребления алкоголя намного более сходны по Европе, чем обычно полагают. Пьянство среди молодежи выросло в большинстве стран в 1990-х годах, а в течение последних лет тенденции были неоднозначными.

Вывод 7

Опьянение является важной причиной повреждений и травм, включая насильственные повреждения, по всей Европе, в том числе в Южной Европе.

Вывод 8

Место проживания в Европе остается главным детерминантом наносимого алкоголем ущербом.

Алкоголь и здоровье

Вывод 9

Алкоголь является влияющим на здоровье фактором, который обусловливает 7,4% всех случаев инвалидности и преждевременной смертности в Европейском Союзе.

Вывод 10

Алкоголь служит причиной нанесения ущерба другим людям, помимо самого пьющего, включая приблизительно 60 тысяч весящих ниже нормы новорожденных, 5-9 миллионов детей, живущих в семьях, на которых пагубно сказывается алкоголь, и 10 тысяч погибших в ДТП людей, помимо водителя, в Европейском Союзе каждый год.

Вывод 11

Алкоголь служит причиной неравенства в уровне здоровья, как между странами, так и в их пределах, вызывая приблизительно 90 дополнительных смертей на 100 000 мужчин и 60 дополнительных смертей на 100 000 женщин в новых странах ЕС10, по сравнению со старыми странами ЕС15.

Алкоголь и правительственная политика

Вывод 12

Правительства несут ответственность за регулирование рынка, и получают выгоду от этого. Например, 10%-й рост цен на алкоголь в государствах ЕС15, согласно оценкам, принесет приблизительно 13 миллиардов евро дополнительных доходов от налога на алкоголь в течение первого же года.

Вывод 13

Просветительные действия мало эффективны в сокращении наносимого алкоголем ущерба и не являются альтернативой мерам, регулирующим рынок алкоголя, которые оказывают наибольшее воздействие на сокращении ущерба, включая ущерб среди тех, кто пьет особенно много, и среди молодежи.

Алкоголь и европейская политика

Вывод 14

Сохранение различий в алкогольной политике среди стран Европы, таких как налоговые ставки, подрывает возможности стран осуществлять эффективную политику.

Вывод 15

Различия политических мер между государствами ЕС иногда признаются законными ради здоровья, например, в постановлении Европейского Суда 2004 года в пользу французского закона о рекламе.

РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Определение термина «алкогольный напиток»

Определение алкогольного напитка Ответственные
I.1. Общественная политика должна определить термин «алкогольные напитки» унифицированным образом по всему Европейскому Союзу. Отправной точкой мог бы стать самый низкий уровень, используемый для целей налогообложения (0,5% алкоголя по объему). (I) Европейские Учреждения

II. Создание базы научных данных

Рекомендации для исследований Ответственные
II.1. Должны быть созданы и профинансированы европейские инфраструктуры для проведения совместных исследований в области алкоголя по всем странам. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

II.2. Должны быть созданы и профинансированы европейские инфраструктуры для рассмотрения и распространения всех основных результатов исследований в области алкогольной политики с помощью, например, регистров и баз данных; научные данные следует перевести в легко понимаемые политические меры и мероприятия в виде практических руководств и рекомендаций. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств – членов

II.3. Должны быть приняты и профинансированы оплачиваемые из общественных источников долгосрочные программы исследований алкоголя. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

II. 4. В рамках программ профессионального развития должны быть созданы научные структуры, занимающиеся исследованиями алкогольной политики. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

Рекомендации в области информации Ответственные
II. 5. Должен быть учрежден и профинансирован Европейский центр мониторинга алкоголя с партнерскими организациями в странах. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

II. 6. Важность включения в краткий перечень Индикаторов Здоровья Европейского Экономического Сообщества связанных с алкоголем показателей, касающихся потребления, ущерба, политических мер и ответных программ, должна быть подчеркнута для Рабочей группы ЕС по показателям здоровья. (I) Европейские Учреждения
II. 7. Программы эпидемиологического наблюдения за алкоголем должны быть созданы таким образом, чтобы данные можно было сопоставлять и анализировать по всей Европе. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

II. 8. Нужно создать и поддерживать Европейскую базу данных законов и правил, а также эффективных политических мер и программ в государствах ЕС и на муниципальном уровне. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

III. Подготовка и осуществление подкрепленных ресурсами стратегий и планов

Рекомендации для стратегий и планов действий Ответственные
III.1. В рамках Европейской Комиссии должен быть усилен европейский механизм и назначен координатор алкогольной политики с адекватным штатом и финансовыми ресурсами, чтобы наблюдать за развитием европейской алкогольной политики и выполнением стратегии Комиссии в области алкоголя. (I) Европейские учреждения
III.2. Координационные механизмы алкогольной политики должны быть созданы или усилены на всех уровнях и соответствующим образом профинансированы. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

III.3. Должны быть сформулированы и осуществлены планы действий по алкоголю с ясными целями, стратегиями и задачами. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

III.4. Для организаций, программ и специалистов, занимающихся сокращением наносимого алкоголем ущерба, должна быть учреждена предсказуемая система финансирования. Следует провести исследования относительно практичности и желательности ассигнования части налогов на алкоголь (целевого налога) для их финансирования. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

III.5. Поддержка мер алкогольной политики среди гражданского и политического общества должна пропагандироваться с помощью просветительных кампаний и инициатив. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

III.6. Следует подготавливать и предоставлять для ознакомления широкой общественной аудитории регулярные отчеты, касающиеся алкоголя. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

IV. Другие политические меры и действия и трансграничная поддержка

Рекомендации для оценки эффективности и коллективных действий Ответственные
IV.1. Руководители здравоохранения и их советники должны отслеживать риски, свойственные процессу торговой либерализации, и добиваться того, чтобы забота о здоровье принималась во внимание на торговых переговорах, как на всемирном, так и на европейском уровнях. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

IV.2. Аналитические и технико-экономические обоснования должны быть подготовлены для определения того, когда коллективные действия в области алкогольной политики, как на европейском, так и на глобальном уровне, являются более приемлемыми и каким образом может быть усилена приверженность стран алкогольной политике. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

IV.3. Дополнительные ресурсы должны быть предоставлены для проведения полной оценки воздействия политики и действий (включая сельскохозяйственную политику) Европейского Экономического Сообщества на связанные с алкоголем ущерб и затраты. (I) Европейские Учреждения

V. Сокращение вождения в нетрезвом состоянии

Рекомендации в области вождения в нетрезвом состоянии Ответственные
V.1. Максимальный предел концентрации алкоголя в крови, равный 0,5 г/л, должен быть установлен повсюду в Европе; страны, где приняты более низкие уровни, не должны повышать их. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

V.2. Более низкий предел, равный 0,2 г/л, должен быть установлен для молодых водителей, водителей общественного транспорта и тяжелых транспортных средств для перевозки товаров; страны, где приняты более низкие уровни, не должны повышать их. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

V.3. Неограниченные полномочия взятия проб дыхания с использованием анализаторов выдыхаемого воздуха, соответствующих эквивалентному и согласованному стандарту, должны быть осуществлены повсюду в Европе. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

V.4. Унифицированные меры наказания, которые являются понятными и быстрыми, с градуируемыми штрафами, зависящими хотя бы от уровня содержания алкоголя в крови, должны применяться повсюду в Европе. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

V.5. Связанные со штрафами схемы обучения, реабилитации и лечения водителей, основанные на согласованных и научно обоснованных руководящих принципах и протоколах, должны быть осуществлены повсюду в Европе. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

V.6. Действия по снижению уровня вождения в нетрезвом состоянии следует поддержать охватывающей всю Европу кампанией. (I) Европейские Учреждения
V.7. Необходимо оценить существующие кампании выделяемого водителя с точки зрения их воздействия на сокращение дорожно-транспортных происшествий по вине находившихся в нетрезвом состоянии водителей, прежде чем финансировать и осуществлять любые новые кампании. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

V.8. Следует провести эффективное и соответствующее ситуации обучение работников индустрии гостеприимства и тех, кто подает алкоголь, чтобы уменьшить риск вождения в нетрезвом состоянии. (III) Муниципалитеты
V.9. Следует провести всесторонние просветительные программы и программы мобилизации местных сообществ, включая инициативы городского планирования и общественного транспорта, чтобы уменьшить распространенность вождения в нетрезвом состоянии. (III) Муниципалитеты

VI. Поддержка просвещения, информирования, обучения и общественного осознания

Рекомендации для просвещения и общественного осознания Ответственные
VI.1. Просветительные программы не должны осуществляться в изоляции и в качестве единственной меры алкогольной политики, или же просто с целью сократить наносимый алкоголем ущерб, а скорее как мера, способствующая пониманию вызываемых алкоголем проблем и подготовки почвы для конкретных мероприятий и политических изменений. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VI.2. Должно быть предоставлено финансирование для оценки дизайна и эффективности программ, направленных на изменение индивидуального поведения, которые могут представляться обещающими успех. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VI.3. Должны осуществляться широкие просветительные программы, начинающиеся в раннем детстве, чтобы сообщить молодым людям о последствиях потребления алкоголя для здоровья, семейной и общественной жизни, а также об эффективных мерах, которые могут быть предприняты для предотвращения или минимизации ущерба. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VI.4. Просветительные программы, позаимствованные из другой страны или культуры, должны сначала быть оценены в новых условиях, прежде чем широко внедряться. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VI.5. Кампании в СМИ должны использоваться для информирования и повышения осознания гражданами вопросов выполнения политических инициатив. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VII. Потребительская маркировка

Рекомендации по маркировке Ответственные
VII.1. Емкости алкогольных изделий должны нести определенные органами здравоохранения предупреждения, которые описывают пагубное воздействие алкоголя при управлении автомобилем или иными механизмами, при употреблении алкоголя во время беременности, а также иные сообщения, которые представляются уместными. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

VII.2. Упаковка и маркировка алкогольного изделия не должны пропагандировать алкогольное изделие таким образом, который, вероятно, создает ошибочное впечатление о его характеристиках или воздействии на здоровье, или же непосредственно или косвенно обращается к несовершеннолетним. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

VIII. Политика, регулирующая рынок алкоголя

Рекомендации в области налогообложения, трансграничных покупок и контрабанды Ответственные
VIII.1. Минимальные налоговые ставки для всех алкогольных напитков должны подвергаться увеличению в соответствии с инфляцией; они должны быть как минимум пропорциональны содержанию алкоголя во всех напитках, которые содержат алкоголь; и должны, по меньшей мере, покрывать внешние издержки, связанные с алкоголем, которые определяются в соответствии с согласованной и стандартизированной методологией. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

VIII.2. Государства - члены должны сохранить гибкость, чтобы использовать налоги для борьбы с некоторыми проблемами, которые могут возникнуть с определенными алкогольными напитками, например, такими, в отношении которых имеются доказательства того, что они нацелены на молодежь. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов
VIII.3. Алкогольные изделия должны маркироваться таким образом, чтобы можно было определить их происхождение и движение по торговой цепочке, что позволит делать оценки стоимости и количества алкоголя, который завозится контрабандой в ЕС извне и в его пределах. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

VIII.4. Государства - члены должны обладать гибкими правами для ограничения индивидуальных трансграничных покупок, чтобы не позволять уменьшить воздействие принятой ими налоговой политики. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

 

Рекомендации, касающиеся минимального допустимого возраста для покупки алкогольных напитков и их доступности Ответственные
VIII.5. Минимальные требования к системе лицензирования для продажи алкогольных изделий должны быть определены повсюду в Европе, при этом существующие системы лицензирования должны быть сохранены в тех странах, где они являются более строгими. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VIII.6. Продажи алкогольных изделий людям, не достигшим возраста, установленного местным или национальным законодательством, или восемнадцати лет, в зависимости от того, что выше, должны запрещаться и контролироваться. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов
VIII.7. Тем странам и муниципалитетам, в которых контролируются точки продажи алкоголя путем установления их количества и плотности, местоположения, часов и дней продажи, не следует рассматривать ослабление их правил; страны и муниципалитеты, где нет таких правил, или где они очень ограничены, должны рассмотреть вопрос о воздействии внедрения или усиления таких правил. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

VIII.8. Чтобы гарантировать соблюдение введенных мер, должен вводиться диапазон все более и более серьезных наказаний в отношении продавцов и дистрибуторов, например, изъятие лицензии или же временное и постоянное закрытие. (III) Муниципалитеты

Рекомендации, касающиеся продвижения товаров Ответственные
VIII.9. Равные правила для коммерческих коммуникаций должны быть приняты по всей Европе, основываясь на существующих правилах в Государствах - членах, с постепенным распространением запрета рекламы на телевидение и в кино, запрета спонсорства и ограничением сообщений и образов только теми, которые относятся к качеству изделия. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

VIII.10. Статья 15 из Директивы «Телевидение без границ» должна быть усилена как по содержанию, так и объему, и следует провести анализ ее соблюдения в государствах ЕС. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

VIII.11. Там, где осуществляются подходы саморегулирования, принятые алкогольной или рекламной индустрией, эти подходы должны быть проверены и оценены органом, который является независимым от алкогольной или рекламной индустрии. (I) Европейские Учреждения

(II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

 IX Снижение вреда для выпивающих и окружающих их людей

Рекомендации в области регулирования обстановки, в которой происходят выпивки Ответственные
IX.1. Городское планирование, стратегии сообщества, правила и ограничения лицензирования, транспортная политика и менеджмент питейных и окружающих их заведений, должны действовать в направлении минимизации отрицательных последствий опьянения алкоголем, особенно для местных жителей. (III) Муниципалитеты
IX.2. Эффективное и соответствующее обучение должно быть осуществлено для работников сферы гостеприимства и тех, кто подает алкоголь, чтобы уменьшить вредные последствия опьянения и особо опасных видов выпивок. (IV) Алкогольная индустрия
IX.3. Адекватная политика и ее соблюдение в отношении продаж алкоголя и правил лицензирования должны осуществляться с акцентом на заведениях с более высоким уровнем ущерба. (III) Муниципалитеты
IX.4. Должна быть осуществлена поддержанная необходимыми ресурсами мобилизация сообщества, а также различные интервенционные проекты, вовлекающие различные сектора и партнеров, чтобы создать более безопасную окружающую среду для выпивок и уменьшать обусловливаемый алкоголем ущерб. (III) Муниципалитеты

X. Консультирование в области опасного и вредного потребления алкоголя и алкогольной зависимости

Рекомендации, касающиеся консультирования Ответственные
X.1. Единые руководящие принципы, основанные на научных данных, касающиеся краткого совета в отношении опасного и вредного потребления алкоголя, должны быть разработаны и осуществлены в различных учреждениях снизу вверх, чтобы гармонизировать качество и доступность медицинской помощи. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

X.2. Программы обучения и поддержки, касающиеся предоставления краткого совета в отношении опасного и вредного потребления алкоголя, должны быть разработаны и осуществлены в различных учреждениях снизу вверх, чтобы согласовать навыки работников первичной медицинской помощи. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

X.3. Должны быть предоставлены ресурсы, чтобы гарантировать широкую распространенность и доступность выявления опасного и вредного потребления алкоголя, а также алкогольной зависимости, и последующих консультативных программ. (II) Государства - члены и регионы в пределах Государств - членов

(III) Муниципалитеты

Рассылки Subscribe.Ru
Ноусмокинг - бюллетень для тех, кто не носит смокинги 
      и не выносит табачного дыма
SOBER-COOL - Журнал тех, кто не боится быть трезвым - 
      антинаркотический ресурс для тинэйджеров 
Новости СИРПАТИП - Системы Информации 
      на Русском языке по Профилактике Алкогольных, 
      Табачных и прочих Интоксикантных Проблем 

В избранное