Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 136


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В настоящее время эконометрика еще мало известна среди российских инженеров, менеджеров, экономистов. Поэтому представляется полезным введение элементов эконометрики в учебные курсы близкой тематики.

   Продолжаем публиковать материалы программы "Топ-менеджер" Академии Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Слушателями этой программы являются "первые лица" предприятий, организаций, государственных учреждений (прежде всего директора и их заместители).

   В настоящий, 136-й выпуск рассылки "Эконометрика" от 14 июля 2003 года включены:

   - программа и тест для проверки знаний по курсу "Экономическая статистика";

   - программа, раздаточный материал и тест для проверки знаний по курсу "Микроэкономика".

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

   С июля по сентябрь 2003 года рассылка "Эконометрика" будет выходить с периодичностью один раз в две недели.

*   *   *   *   *   *   *

Академия Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Программа "Топ-Менеджер"

Экономическая статистика

Преподаватель - профессор, д.т.н. А.И.Орлов

   Цель курса - знакомство с основами современных статистических методов, ориентированных на решение конкретных задач в области менеджмента и экономики. Задачи курса - приобретение основных знаний, умений и навыков применения статистических методов при решении экономических и управленческих задач; овладение базовыми понятиями теории статистики, прежде всего общим представлением о статистических методах анализа эмпирических экономических данных; приобретение исходных умений и навыков построения статистических моделей, применения методов описания данных, оценивания и проверки гипотез.

Программа

   1. Структура экономической статистики.

   Прикладная статистика, математическая статистика, применение статистических методов в конкретных областях. Экономическая статистика как одна из статистических наук. Примеры статистических исследований: выборочные опросы потребителей, перепись населения, расчет индекса инфляции. Современное положение статистики в России.

   2. Статистические данные.

   Выборочные и сплошные наблюдения. Влияние формулировок вопросов на результаты исследования. Организация опросов. Статистические таблицы. Статистические диаграммы (столбиковые, круговые, звездчатые и иные).

   Описание одномерных статистических данных. Вариационный ряд и его построение. Выборочные характеристик - среднее арифметическое, медиана, минимум, максимум, размах, квантили, верхний и нижний квартили, межквартильное расстояние. Выборочные дисперсия и среднее квадратическое отклонение. Гистограммы. Эмпирическая функция распределения. Непараметрические оценки плотности.

   3. Основные задачи статистики.

   Выборочные исследования. Опрос потребителей и выборочный контроль. Модели случайных выборок. Построение доверительного интервала для вероятности события. Проверка гипотезы о равенстве долей (гипотезы однородности) для двух групп. Расчетные формулы и таблицы ВЦИОМ.

   Описание данных. Методы классификации и многомерного шкалирования. Вероятностные модели в статистике. Оценивание характеристик и параметров. Проверка гипотез. Параметрические вероятностные модели. Непараметрическая статистика.

   4. Основные методы многомерного статистического анализа.

   Метод наименьших квадратов в случае линейной зависимости между откликом и фактором. Необходимые условия минимума гладкой функции нескольких переменных. Расчетные формулы для оценивания параметров. Точечный прогноз и доверительные границы. Случай нескольких факторов. Приближением многочленом. Преобразование переменных на примере логарифмирования экспоненциальной зависимости. Представление о дисперсионном анализе. Представление о факторном анализе и методе главных компонент.

   5. Временные ряды.

   Описание экономических процессов временными рядами. Сглаживание временных рядов. Прогнозирование методом наименьших квадратов. Расчет роста за несколько периодов с помощью показателей роста за отдельные периоды. Среднее геометрическое при вычислении среднего роста. Выделение циклов.

   6. Статистика нечисловых данных.

   Нечисловые данные в экономической статистике. Качественные признаки. Шкалы измерения (номинальная, порядковая, интервалов, отношений, разностей, абсолютная). Какими средними можно пользоваться в порядковой шкале? Последовательности из 0 и 1 (люсианы). Упорядочения. Интервальные данные. Нахождение итогового мнения комиссии экспертов. Роль расстояний между объектами нечисловой природы в статистике нечисловых данных. Статистика нечетких данных.

   7. Проблемы практического применения методов экономической статистики.

   Понятия прикладной статистики и эконометрики. Основы методологии построения моделей анализа статистических данных. Планирование статистического исследования. Сбор данных. Компьютерная поддержка анализа данных. Современное положение в области теории и практики экономической статистики. "Точки роста".

No. п/п

Тема

Количество аудиторн. часов

1

Структура экономической статистики

1

2

Статистические данные

2

3

Основные задачи статистики

2

4

Основные методы многомерного статистического анализа

2

5

Временные ряды

2

6

Статистика нечисловых данных

2

7

Проблемы практического применения методов экономической статистики

1

 

Всего

12

Литература

   1. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. - М.: Наука, 1983.

   2. Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия/Гл. ред. Ю.В.Прохоров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.

   3. Гнеденко Б.В. Курс теории вероятностей. Учебник. - М.: Эдиториал УРСС, 2001.

   4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998.

   5. Кемени Дж., Снелл Дж. Кибернетическое моделирование. М.: Сов. Радио, 1972.

   6. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/А.И.Харламов, О.Э.Башина, В.Т.Бабурин и др: Под ред. А.А.Спирина, О.Э.Башиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.

   7. Орлов А.И. Что дает прикладная статистика народному хозяйству? - "Вестник статистики", 1986, No.8, с.52-56.

   8. Орлов А.И. О перестройке статистической науки и ее применений. - "Вестник статистики", 1990, No.1, с.65-71.

   9. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: "Экзамен", 2002. - 576 с.

   10. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. - М.: Мастерство, 2002.

   11. Пфанцагль И. Теория измерений. - М.1976.

   12. Статистический словарь. - М.: Финансы и статистика, 1989.

Зачет (тест) по курсу "Экономическая статистика" (2003 г.)

(Обведите наиболее подходящий вариант ответа.)

   1. Согласно официальным данным Государственного комитета РФ по статистике в 1998 г. выполняли исследования и разработки 383 высшие учебные заведения, а подготовку аспирантов вели 538 вуза. Как можно объяснить это несоответствие? А) Аспиранты не ведут научную работу. Б) Профессора, руководители аспирантов, не ведут научную работу.

   В) Госкомстат РФ учитывает только финансирование научных работ и наличие научных ставок.

   2. При какой цене максимальна прибыль в условиях раздела 1 раздаточных материалов, если издержки равны 12? А) 30; Б) 32; В) 35.

   3. При исследовании предпочтений потребителей открытые вопросы: А) труднее для опрашиваемых, но легче для обработки; Б) легче для опрашиваемых, но труднее для обработки.

   4. Пусть из 657 опрошенных 289 сказали "да". Доверительный интервал для доли отвечающих "да" в генеральной совокупности, соответствующий доверительной вероятности 0,95, таков: А) [0,245; 0,398]; Б) [0,435; 0,445]; В) [0,405; 0,556]; Г) [0,402; 0,478]; Д) [0,247; 0,633] .

   5. Из 513 юношей 193 любят "Сникерс", а из 748 девушек - 327. Значение статистического критерия Q для проверки гипотезы о равенстве вероятностей равно: А) 3,38; Б) -2,176; В) 0,25; Г) 12,56; Д) -0,173.

   Гипотеза об одинаковой привлекательности "Сникерса" для юношей и девушек (на уровне значимости 0,05): А) принимается; Б) отклоняется.

   Метод наименьших квадратов. Исходные данные - представленный в таблице набор n пар чисел (tk , xk ), k = 1,2,..., n, где tk - независимая переменная, а xk - зависимая. Предполагается, что переменные связаны зависимостью xk = a tk + b + ek , k = 1,2,...,n, где a и b - параметры, неизвестные статистику и подлежащие оцениванию, а ek - погрешности, искажающие зависимость. Для табличных данных n = 6.

tk

2

5

6

8

9

10

xk

17

26

28

33

35

38

   6. Оценка а* коэффициента при линейном члене такова: А) 2,38; Б) -0,13; В) 3,25; Г) 2,56; Д) 17,3.

   7. Оценка b* свободного члена такова: А) 9,38; Б) -10,13; В) 12,42; Г) 13,56; Д) 41,3.

   8. Сумма исходных значений зависимой переменной больше суммы восстановленных значений этой переменной на А) 0;08 Б) -1,34; В) 0; Г) 8,56; Д) -41,3.

   9. Остаточная сумма квадратов равна А) 5,34; Б) 1,17; В) - 2,45; Г) 0,06; Д) 32,3.

   10. Оценка дисперсии погрешностей равна: А) 0,195; Б) -3,47; В) 12,33; Г) 0,021; Д) 12,4.

   11. Прогнозное значение для момента t = 12 равно: А) 50,19; Б) - 234,7; В) 43,14; Г) 40,02; Д) 37,02.

   12. Верхняя доверительная граница (при доверительной вероятности 0,95) для прогнозного значения для момента t = 12 равна: А) 50,19; Б) - 4,71; В) 39,82; Г) 60,02; Д) 43,92.

   13. Нижняя доверительная граница (при доверительной вероятности 0,95) для прогнозного значения для момента t = 12 равна: А) 33,48; Б) 7,71; В) 42,36; Г) 41,02; Д) 43,92.

   14. Доверительный интервал для прогнозного значения при увеличении доверительной вероятности: А) сузится; Б) расширится; В) останется без изменения.

   Индекс инфляции. На основе данных таблицы рассчитайте индекс инфляции с 14.03.1991 по 14.03.2001 на основе потребительской корзины из 6 продуктов питания.

 

Наименование продукта

Годовая норма, кг

Цена на 14.03.1991

Цена на 14.03.2001

1

Хлеб ржаной

65,3

0-20

10

2

Картофель

124,22

0-10

9

3

Помидоры

2,8

0-85

80

4

Яблоки свежие

15,1

1-50

20

5

Колбаса докторская

0,4

2-30

95

6

Молоко, кефир

110,0

0-32

17

   15. Индекс инфляции равен: А) 35,23 Б) 67,80 В) 48,54 Г) 13,75

   16. Гражданин Иванов в марте 1991 г. получил 450 руб., а в марте 2001 г. - 12500 руб. (индекс инфляции найден при решении задачи 15). Его реальный доход А) увеличился; Б) уменьшился; В) не изменился.

   17. В условиях задачи 16 доход гражданина Иванова А) увеличился в 1,27 раз Б) уменьшился в 1,75 раз; В) уменьшился в 2,34 раза.

   18. За январь индекс инфляции составил 17%, а за февраль - 23%. Индекс инфляции за два месяца равен А)1,40 Б) 1,54 В)1,44 Г) 1,36

   19. При анализе данных, измеренных в порядковой шкале, можно вычислять: А) среднее арифметическое; Б) медиану, В) среднее геометрическое.

   20. При анализе данных, измеренных в шкале интервалов, можно вычислять: А) среднее гармоническое; Б) среднее арифметическое; В) среднее геометрическое.

*   *   *   *   *   *   *

Академия Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Программа "Топ-Менеджер"

Микроэкономика

Преподаватель - профессор, д.т.н. А.И.Орлов

   Цель курса - знакомство с основами современной микроэкономической теории. Задачи курса

   - освоение понятий "кривой спроса" и "кривой предложения";

   - знакомство с классической теорией оптимального поведения потребителя;

   - знакомство с оптимальным управлением факторами производства на примере функций Кобба-Дугласа;

   - освоение четырех основных моделей рынка, а также подхода к определению оптимального объема выпуска на основе анализа издержек;

   - введение в проблемы, связанные со спросом на факторы производства.

   Используются общеизвестные в России основы математических методов и математического моделирования, включая эконометрику. Обсуждается влияние мировой экологической ситуации на экономическую жизнь.

Программа

1. Основы теории спроса и предложения

   Спрос и его изменения. Его зависимость от цены. Варианты кривой спроса. 8. Предложение товаров на рынке, возможность его изменения в зависимости от цены. Кривая предложения, ее варианты. Построение функции (ожидаемого) спроса по результатам опроса потребителей. Расчет монополистом оптимального значения цены. Паутинообразная модель взаимозависимости спроса и предложения. Равновесные цены и равновесное предложение. Как изменение спроса и/или предложения позволяет изменить точку равновесия? Эластичность спроса и предложения. Эластичные и неэластичные товары. Государственное регулирование цен на неэластичные товары.

2. Микроэкономическая теория поведения потребителя.

   Постулат существования фиксированных предпочтений потребителя. Выявление предпочтений. Кривые безразличия, различные их виды. Функции полезности. Ординальные и кардинальные полезности, их свойства. Выбор потребителей в условиях бюджетных ограничений. Условие оптимальности потребительского поведения: касание кривой безразличия и бюджетного ограничения. Математическая формулировка условия оптимальности потребительского поведения. Вывод кривой спроса из условия оптимальности потребительского поведения.

3. Факторы производства и производственная функция

   Факторы производства и микроэкономическая теория фирмы. Производственная функция. Функции Кобба-Дугласа. Предельный продукт. Изокванта. Изокоста. Оптимальное поведение производителя при ограничении на ресурсы. Расчет оптимального поведения производителя в случае функции Кобба-Дугласа. Траектория точки оптимального решения при фиксированной структуре затрат.

4. Основные модели рынка

   Чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Их характерные черты (тип продукта, контроль над ценой, число фирм, условия вступления в отрасль, интенсивность неценовой конкуренции и др.)

5. Оптимальный объем производства как функция цены

   Различные виды издержек фирмы: общие, переменные, постоянные, средние, предельные. Связь предельных издержек с минимумом средних издержек и с минимумом средних переменных издержек. Условие максимизации прибыли: предельный доход равен предельным издержкам, в случае совершенной конкуренции - цена равна предельным издержкам. Первое замечательное значение цены - граница между прибылью и убытками. Условие целесообразности продолжения выпуска продукции. Роль средних переменных издержек при решении вопроса о консервации производства. Второе замечательное значение цены - граница между продолжением производства и консервацией. Оценки состояний фирм по ценам и издержкам. Кривая предложения для фирмы и совокупное предложение. Поведение фирм в краткосрочный и долгосрочный периоды. Условие долгосрочного равновесия: средние издержки (включая нормальную прибыль) равны цене.

6. Спрос на факторы производства

   Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Инновации и научно-технический прогресс. Рынок земли и природных ресурсов. Рента. Экономические проблемы экологии. Перспективы экономического развития в связи с переходом к "устойчивому развитию" в мировом масштабе. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Безработица и ее формы (фрикционная, структурная, циклическая). Взаимодействие работодателей, профсоюзов и государства. Способы решения конфликтов.

No. п/п

Тема

Количество часов

1

Основы теории спроса и предложения

2

2

Микроэкономическая теория поведения потребителя

2

3

Факторы производства и производственная функция

2

4

Основные модели рынка

2

5

Оптимальный объем производства как функция цены

2

6

Спрос на факторы производства

2

 

Всего

12

Литература

   1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра М., 1997.

   2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С.-Пб., 1992.

   3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Тт.1,2. . - М.,1992.

   4. Леонтьев В.В. Экономические эссе. М., 1990.

   5. Самуэльсон П. Экономика,. Тт.1,2. - .М., 1992.

   6. Орлов А.И. Эконометрика. - М., 2002.

   7. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/ под ред. В.М.Власовой.-М.,1994.

   8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.-М.,1992.

   9. Самуэльсон П. Экономика,. Тт.1,2. - .М., 1992.

   10. Фишер С. и др. Экономика.-М.,1993.

   11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: Анализ и применение. - М.,1992.

   12. Экология. Учебное пособие под редакцией С.А. Боголюбова. - М.: Знание, 1999.

   13. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С.Булатова. Гл.3-6.-М.,1994.

*   *   *   *   *   *   *

Академия Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Программа "Топ-Менеджер"

Микроэкономика

Раздаточные материалы к курсу профессора А.И.Орлова

Введение

   Цель курса - знакомство с основами современной микроэкономической теории. Задачи курса

   - освоение понятий "кривой спроса" и "кривой предложения";

   - знакомство с классической теорией оптимального поведения потребителя;

   - знакомство с оптимальным управлением факторами производства на примере функций Кобба-Дугласа;

   - освоение четырех основных моделей рынка, а также подхода к определению оптимального объема выпуска на основе анализа издержек;

   - введение в проблемы, связанные со спросом на факторы производства.

   Используются общеизвестные в России основы математических методов и математического моделирования, включая эконометрику. Обсуждается влияние мировой экологической ситуации на экономическую жизнь.

1. Основы теории спроса и предложения

   Спрос - это объем продаж. Его изменения могут иметь различные причины. Рассмотрим зависимость спроса от цены (при прочих равных условиях). Типовой вид - убывающая функция. Итак, спрос описывается функцией (кривой спроса), а не числом.

   Предложение товаров на рынке может изменяться в зависимости от цены. Кривая предложения, как правило, возрастает.

   Оценка ожидаемого спроса. Ожидаемый спрос можно оценить с помощью следующего приема - спрашиваем потенциальных потребителей: "Какую максимальную цену Вы заплатили бы за такой-то товар?" Пусть для определенности речь идет о конкретном учебном пособии по микроэкономике. В одном из экспериментов выборка состояла из 20 опрошенных. Они назвали следующие максимально допустимые для них цены:

   40, 25, 30, 50, 35, 20, 50, 32, 15, 40, 20, 40, 45, 30, 50, 25, 35, 20, 35, 40.

   Сначала названные величины надо упорядочить в порядке возрастания. Результаты представлены в табл.1. В первом столбце - номера различных численных значений (в порядке возрастания), названных потребителями. Во втором столбце приведены сами значения цены, названные ими. В третьем столбце указано, сколько раз названо то или иное значение.

Таблица 1. Эмпирическая оценка функции спроса и ее использование

No. п/п (i)

Цена pi

Ni

Спрос D(pi)

Прибыль (p-10)D(р)

Прибыль (p-15)D(р)

Прибыль (p-25)D(р)

1

15

1

20

100

0

-

2

20

3

19

190

95

-

3

25

2

16

240

160

0

4

30

2

14

280

210

70

5

32

1

12

264

204

84

6

35

3

11

275

220

110

7

40

4

8

240

200

120

8

45

1

4

140

120

80

9

50

3

3

120

105

75

   Таким образом, 20 потребителей назвали 9 конкретных значений цены (максимально допустимых, или приемлемых для них значений), каждое из значений, как видно из третьего столбца, названо от 1 до 4 раз. Теперь легко построить выборочную функцию спроса в зависимости от цены. Она будет представлена в четвертом столбце, который заполним снизу вверх. Если мы будем предлагать товар по цене свыше 50 руб., то его не купит никто из опрошенных. При цене 50 руб. появляются 3 покупателя. Записываем 3 в четвертый столбец в девятую строку. А если цену понизить до 45? Тогда товар купят четверо - тот единственный, для кого максимально возможная цена - 45, и те трое, кто был согласен на большую цену - 50 руб. Таким образом, легко заполнить столбец 4, действуя по правилу: значение в клетке четвертого столбца равно сумме значений в находящейся слева клетке третьего столбца и в лежащей снизу клетке четвертого столбца. Например, за 30 руб. купят товар 14 человек, а за 20 руб. - 19.

   Зависимость спроса от цены - это зависимость четвертого столбца от второго. Табл.1 дает нам девять точек такой зависимости. Зависимость можно представить на рисунке, в координатах "спрос - цена". Если абсцисса - это спрос, а ордината - цена, то девять точек на кривой спроса, перечисленные в порядке возрастания абсциссы, имеют вид:

(3; 50), (4; 45), (8; 40), (11; 35), (12; 32), (14; 30), (16; 25), (19; 20), (20; 15).

   Эти девять точек можно использовать для построения кривой спроса каким-либо графическим или расчетным способом, например, методом наименьших квадратов. Кривая спроса, как и должно быть согласно учебникам экономической теории, убывает, имея направления от левого верхнего угла чертежа к правому. Однако заметны отклонения от гладкого вида функции, связанные, в частности, с естественным пристрастием потребителей к круглым числам. Заметьте, все опрошенные, кроме одного, назвали числа, кратные 5 руб.

   Монопольная цена. Данные табл.1 могут быть использованы для выбора цены продавцом-монополистом (или продавцом, действующим на рынке монополистической конкуренции). Пусть расходы на изготовление единицы товара равны 10 руб. (например, оптовая цена книги - 10 руб.). По какой цене ее продавать на том рынке, функцию спроса для которого мы только что нашли? Для ответа на этот вопрос вычислим суммарную прибыль, т.е. произведение прибыли на одном экземпляре (p-10) на число проданных (точнее, запрошенных) экземпляров D(p). Результаты приведены в пятом столбце табл.1. Максимальная прибыль, равная 280 руб., достигается при цене 30 руб. за экземпляр. При этом из 20 потенциальных покупателей окажутся в состоянии заплатить за книгу 14, т.е. 70% .

   Если же удельные издержки производства, приходящиеся на одну книгу (или оптовая цена), повысятся до 15 руб., то данные столбца 6 табл.1 показывают, что максимальная прибыль, равная 220 руб. (она, разумеется, меньше, чем в предыдущем случае), достигается при более высокой цене - 35 руб. Эта цена доступна 11 потенциальным покупателям, т.е. 55% от всех возможных покупателей. При дальнейшем повышении издержек, скажем, до 25 руб., как вытекает из данных столбца 7 табл.1, максимальная прибыль, равная 120 руб., достигается при цене 40 руб. за единицу товара, что доступно 8 лицам, т.е. 40% покупателей. Отметьте, что при повышении оптовой цены на 10 руб. оказалось выгодным увеличить розничную лишь на 5, поскольку более резкое повышение привело бы к такому сокращению спроса, которое перекрыло бы эффект от повышения удельной прибыли (т.е. прибыли, приходящейся на одну проданную книгу).

   Представляет интерес анализ оптимального объема выпуска при различных значениях удельных издержек (табл.2).

Таблица 2. Прибыль при различных значениях издержек

No. п/п (i)

Цена pi

Спрос D(pi)

Прибыль (p-5)D(р)

Прибыль (p-20)D(р)

Прибыль (p-30)D(р)

Прибыль (p-35)D(р)

Прибыль (p-40)D(р)

1

15

20

200

-

-

-

-

2

20

19

285

0

-

-

-

3

25

16

320

80

-

-

-

4

30

14

350*

140

0

-

-

5

32

12

324

144

24

-

-

6

35

11

330

165*

55

0

-

7

40

8

280

160

80*

40

0

8

45

4

160

100

60

40

20

9

50

3

135

90

60

45*

30*

   В табл.2 звездочками указаны максимальные значения прибыли при том или ином значении издержек, не включенном в табл.1. Для легкости обозрения результаты об оптимальных объемах выпуска и соответствующих ценах из табл. 1 и 2 приведены в табл.3.

Таблица 3. Зависимость оптимального выпуска и цены от издержек

Издержки

5

10

15

20

25

30

35

40

Оптимальный выпуск

14

14

11

11

8

8

3

3

Цена

30

30

35

35

40

40

50

50

   Как видно из табл.3, с ростом издержек оптимальный выпуск падает, а цена растет. При этом изменение издержек на 5 единиц может вызывать, а может и не вызывать повышения цены. В этом проявляется микроструктура функции спроса - небольшое повышение цены может привести к тому, что значительные группы покупателей откажутся от покупок, и прибыль упадет.

   Этот эффект напоминает известное в экономической теории разделение налогового бремени между производителем и потребителем. Неверно говорить, что производитель перекладывает издержки или, конкретно, налоги, на потребителя, повышая цену на их величину, поскольку при этом сокращается спрос (и выпуск), а потому и прибыль производителя.

   Дальнейшее ясно - если оптовая цена будет повышаться, то и дающая максимальную прибыль розничная цена также будет повышаться, и все меньшая доля покупателей сможет приобрести товар. Крайняя точка - оптовая цена, равная 45 руб. Тогда только трое (15 %) купят товар за 50 руб., а прибыль продавца составит только 15 руб. Наглядно видно, что повышение издержек производства приводит к ориентации производителя на наиболее богатые слои населения, но и повышение цен (до оптимального для монополиста-производителя уровня) не приводит к повышению прибыли, напротив, она снижается, и при этом большинство потенциальных потребителей не в состоянии купить товар. Таково влияние инфляции издержек на экономическую жизнь. (Об инфляции мы подробнее поговорим позже.)

   Отметим, что рыночные структуры не в состоянии обеспечить всех желающих - это просто не выгодно. Так, из 20 опрошенных лишь 14, т.е. 70%, могут рассчитывать на покупку, даже при минимальных издержках и ценах. Если общество желает чем-либо обеспечить всех граждан, оно должно раздавать это благо бесплатно, как это делается, например, с учебниками в школах.

   Паутинообразная модель взаимозависимости спроса и предложения. Пересечение кривых спроса и предложения дает равновесную цену и равновесное предложение (равное спросу). Всегда ли рынок обеспечивает сходимость к равновесным ценам? Пусть P(t) - цена в момент t, D(t) - спрос в момент t, S(t) - предложение в момент t, t = 1,2,3,... Паутинообразная модель имеет вид

D(t) = a P(t) + b, S(t+1) = c P(t) + d, D(t) = S (t),

   где a, b, c, d - некоторые числа, <0. Из соотношений модели следует, что

a P(t+1) + b = c P(t) + d.

   Для равновесной цены Р* справедливо равенство

a P* + b = c P* + d.

   Вычитая его из предыдущего равенства, получаем, что

a [P(t+1) - P*] = c [P(t) - P*],

   откуда следует, что

[P(t+1) - P*]= (c/a)2[P(0) - P*].

   Если а (по модулю) больше с, то в паутинообразной модели цены сходятся к равновесной (при росте t). Если же а (по модулю) меньше с, то отклонения от точки равновесия возрастают, экономические процессы "идут вразнос".

   Как изменение спроса и/или предложения позволяет изменить точку равновесия? Например, увеличение спроса приводит к сдвигу кривой спроса вправо, возможно, неравномерному. При той же цене покупают больше. Как следствие, увеличиваются равновесная цена и равновесное предложение.

   Эластичность. Под эластичностью L(y|x) экономического показателя у относительно экономического показателя х понимают число, равное процентному изменению у при изменении х на 1%. В математических терминах это значит, что

L(y|x)= (dy/y): (dx/x).

   Эластичность спроса и предложения обычно рассматривается относительно цены. Среди товаров и услуг выделяются эластичные (например, предметы роскоши) и неэластичные (например, жизненно необходимые лекарство). Необходимо государственное регулирование цен на неэластичные товары.

2. Микроэкономическая теория поведения потребителя.

   В рассматриваемой теории принимается постулат существования фиксированных предпочтений потребителя (т.е. потребитель в состоянии сравнить любые два набора потребительских благ). Выявление предпочтений - результат наблюдений за предпочтениями потребителя. Кривая безразличия - это кривая на плоскости, соответствующей двум видам благ, любые две точки которой одинаково предпочтительны с точки зрения потребителя. Различные виды кривых предпочтения соответствуют разным типам предпочтений.

   Функции полезности позволяют описывать предпочтения потребителей.. Ординальные полезности предполагают измерение в порядковой шкале, кардинальные полезности - в количественных шкалах.

   Выбор потребителей обычно происходит в условиях бюджетных ограничений (общая сумма затрат на приобретение товаров ограничена). Условие оптимальности потребительского поведения таково: кривая безразличия должна касаться бюджетного ограничения. Математическая формулировка условия оптимальности потребительского поведения вытекает из формул математического анализа. Из условия оптимальности потребительского поведения может быть выведена (получена) кривая индивидуального спроса, а путем суммирования - и суммарного спроса.

3. Факторы производства и производственная функция

   Факторы производства - капитал (основные фонды), труд, земля. Микроэкономическая теория фирмы строится на основе максимизации производственная функция, т.е. выпуска в зависимости от факторов производства. Изокванта - кривая равного выпуска. Изокоста - линия равных расходов (ресурсов) на возможность использования факторов производства. Оптимальное поведение производителя при ограничении на ресурсы состоит в таком выборе значений факторов производства (капитала и труда), при котором изокванта касается изокосты.

   Функции Кобба-Дугласа - частные случаи производственной функции:

f(K,L) = М Kα Lβ,

   где K - капитал, L - труд, f(K,L) - производственная функция, M,.α, β - положительные константы. Расчет оптимального поведения производителя в случае функции Кобба-Дугласа проводится с помощью дифференциального исчисления. В этом случае траектория точки оптимального решения является прямой, проходящей через начало координат и соответствующей фиксированной структуре затрат.

   Параметры функции Кобба-Дугласа могут быть найдены с помощью метода наименьших квадратов. Восстановленные значения могут быть использованы для оценки эффективности деятельности менеджмента предприятия, а прогностическая функция использоваться для оценки эффективности инвестиционных проектов.

4. Основные модели рынка

   Обычно выделяют четыре основные модели рынка - чистую (в другой терминологии - совершенную) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию, монополию. Для каждой из моделей можно выделить характерные черты (тип продукта, контроль над ценой, число фирм, условия вступления в отрасль, интенсивность неценовой конкуренции (прежде всего рекламы) и др.). Интересно, что в модели чистой (совершенной) конкуренции отсутствует соревнование (конкуренция) и вообще какие-либо отношения между производителями. Конкурентные преимущества имеет та организация, которая умеет выполнять определенную деятельность лучше других, а это естественным путем ведет к монополии. Поэтому роль антимонопольных законов противоречива.

5. Оптимальный объем выпуска продукции как функция цены

   Пусть фирма "берет цену с рынка", т.е. действует в условиях чистой конкуренции. Она может повысить прибыль, управляя издержками производства. Выделяют различные виды издержек фирмы: общие, переменные, постоянные, средние, средние переменные, предельные. Нетрудно доказать (с помощью дифференциального исчисления), что в точке минимума средних издержек предельные издержки равны средних, а в точке минимума средних переменных издержек, аналогично, средние переменные издержки равны предельным издержкам.

   Условие максимизации прибыли фирмы таково: предельный доход равен предельным издержкам, в случае совершенной конкуренции - цена равна предельным издержкам. Первое замечательное значение цены - граница между прибылью и убытками. Эта граница может быть найдена в результате минимизации средних издержек.

   Условие целесообразности продолжения выпуска продукции в случае цен, меньших, чем первое замечательное значение цены, связано с ролью средних переменных издержек при решении вопроса о консервации производства. Второе замечательное значение цены - граница между продолжением производства и консервацией. Эта граница может быть найдена в результате минимизации средних переменных издержек.

   Рассматриваемая теория нетривиальна, если общие издержки описываются квадратичной или более сложной функцией. Если они линейные, как в ряде моделей менеджмента, то ответ тривиален - чем выпуск больше, тем выгоднее.

   Оценки финансово-хозяйственного состояния фирм могут быть проведены по ценам и издержкам. Кривая предложения для фирмы - это график предельных издержек с нижней точкой, соответствующей второму специальному значению цены. Сложение кривых предложения для отдельных фирм дает совокупное предложение. Поведение фирм в краткосрочный и долгосрочный периоды различается. В долгосрочной перспективе различие отраслей по прибыльности уменьшается Условие долгосрочного равновесия таково: средние издержки (включая нормальную - т.н. экономическую - прибыль) равны цене.

6. Спрос на факторы производства

   Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Инновации и научно-технический прогресс. Рынок земли и природных ресурсов. Рента. Экономические проблемы экологии. Перспективы экономического развития в связи с переходом к "устойчивому развитию" в мировом масштабе. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Безработица и ее формы (фрикционная, структурная, циклическая). Взаимодействие работодателей, профсоюзов и государства. Способы решения конфликтов.

Литература

   1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра М., 1997.

   2. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С.-Пб., 1992.

   3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Тт.1,2. . - М.,1992.

   4. Леонтьев В.В. Экономические эссе. М., 1990.

   5. Самуэльсон П. Экономика,.Тт.1,2. - .М., 1992.

   6. Орлов А.И. Эконометрика. - М., 2002.

   7. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / под ред. В.М.Власовой..-М.,1994.

   8. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.-М.,1992.

   9. Самуэльсон П. Экономика,. Тт.1,2. - .М., 1992.

   10. Фишер С. и др. Экономика.-М.,1993.

   11. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: Анализ и применение. - М.,1992.

   12. Экология. Учебное пособие под редакцией С.А. Боголюбова. - М.: Знание, 1999.

   13. Экономика: Учебник/ Под ред. доц. А.С.Булатова. Гл.3-6.-М.,1994.

Тест по курсу проф. А.И.Орлова "Микроэкономика"

(Обведите наиболее подходящий вариант ответа.)

   1. Как Вы полагаете, А) Экономика служит обществу; Б) Общество служит экономике.

   2. Микроэкономика - это часть экономической теории, посвященная А) отдельным потребителям и производителям; Б) экономике государства в целом; В) анализу экономических данных.

   3. В микроэкономике спрос - это А) конкретное число; Б) функция (кривая); В) площадь.

   4. Кривая спроса, как правило: А) идет сверху слева направо вниз; Б) идет снизу слева направо вверх.

   5. Кривая предложения, как правило: А) идет сверху слева направо вниз; Б) идет снизу слева направо вверх.

   6. Равновесная цена существует: А) Всегда; Б) Как правило; В) Иногда.

   7. Цены: А) Всегда приближаются к равновесным; Б) Иногда. В) В России, как правило, цены растут.

   8. С 1990 г. цены в России выросли А) в 2 раза; Б) в 50 раз; В) в 200 раз.

   9. Рыночная система А) Обеспечивает всех необходимыми товарами; Б) Обеспечивает только тех, кто готов платить достаточно много.

   10. На жизненно необходимые блага (типа инсулина для диабетиков) А) необходимо государственное регулирование; Б) Нет такой необходимости.

   11. В микроэкономической теории поведения потребителя: А) потребитель может сравнвать все наборы товаров и услуг; Б) Только некоторые.

   12. Функция полезности А) позволяет описывать кривые безразличия; Б) позволяет различать потребителей по доходу.

   13. Бюджетное ограничение показывает А) совокупность товаров и услуг, которые может купсть потребитель; Б) максимальное количество средств в бюджете региона.

   14. Условием оптимальности потребительского поведения является: А) касание кривой безразличия и бюджетного ограничения; Б) Пересечение кривой безразличия и бюджетного ограничения.

   15. Факторы производства - это (укажите лишнее): А) Капитал; Б) Труд; В) Форма собственности; Г) Земля.

   16. Производственная функция - это А) функция, используемая в производстве; Б) Объем выпуска в зависимости от факторов производства.

   17. Изокванта - это А) кривая равного выпуска; Б) кривая равных затрат.

   18. Изокоста - это А) кривая равного выпуска; Б) кривая равных затрат.

   19. Оптимальное поведение производителя определяется условием: А) изокванта касается изокосты; Б) Изокванта выше изокосты; В) Изокванта ниже изокосты.

   20. Имеется ли взаимодействие между производителями при совершенной конкуренции? А) Да.- Б) Нет.

   21. При монополистической конкуренции: А) Продается стандартизированный товар; Б) Товар искусственно дифференцируется с целью привлечь покупателя.

   22. Деятельность монополий должна регулироваться государством: А) Да. Б) Нет.

   23. Оптимальный объем производства определяется с помощью А) Средних издержек; Б) Предельных издержек.

   24. Граница между прибылью и убытком - это А) Минимум средних издержек; Б) Минимум средних переменных издержек; В) Минимум переменных издержек.

   25. Граница прекращение выпуска - - это А) Минимум средних издержек; Б) Минимум средних переменных издержек; В) Минимум переменных издержек.

   26. Экологическая ситуация требует перехода к иной экономике: А) Да. Б) Нет.

   27. Климатические условия России оказывают влияние на ее экономическое состояние и политику: А) Да. Б) Нет.

*   *   *   *   *   *   *

Академия Народного Хозяйства при Правительстве Российской Федерации

Программа "Топ-Менеджер"

Социально-экологические аспекты управления в условиях рыночной экономики

Преподаватель - профессор, д.т.н. А.И.Орлов

   Цель курса - знакомство с основами современных представлений о социально-экологических аспектах управления в условиях рыночной экономики. Курс ориентирован на анализ и решение конкретных задач в области менеджмента и экономики. Задачи курса - приобретение основных знаний, умений и навыков учета социально-экологических аспектов управления при решении экономических и управленческих проблем; овладение базовыми понятиями в этой области, прежде всего, представлением об основных социально-экономических аспектах управления на уровне предприятия, региона, страны. Обсуждаются особенности социально-экологических аспектов управления в условиях России.

Программа

1. Экономика - служанка общества

   Влияние господствующих в обществе социальных установок на экономику и менеджмент. Принципиальное отличие внутреннего устройства российского общества от американского. Российские традиции управления и ведения бизнеса, их отличие от американских. "Протестантская этика" (по М.Веберу) и ее роль в развитии капитализма. Особенности менеджмента в странах ислама и в Японии. Динамика роли государства в рыночной экономике ХХ века.

2. Влияние современной экологической ситуации на экономику и менеджмент

   Экологические проблемы вчера, сегодня, завтра. Роль природных ресурсов в экономике. Охрана окружающей среды и экология. Различные виды загрязнений окружающей среды. Экологическое движение ("зеленые"). Необходимость перехода к устойчивому развитию и влияние такого перехода на дальнейшее развитие экономики и систем управления. Социально-экологические проблемы во взаимоотношениях между странами. "Золотой миллиард" и страны третьего мира. "Антиглобалистское" движение. "Зеленое" будущее (опыт Германии).

3. Социально-экологические аспекты управления в масштабах государства

   Трудный путь достижения социального мира и партнерства. Опыт "Индустриальных рабочих мира" (США). Социально-экономические гарантии населения в современном мире в условиях рыночной экономики. Лозунг полной занятости. Опыт стран с социально - ориентированной экономикой (Швеция, Германия). Экологический менеджмент и экологическое право. Экологические риски, их классификация, оценка и управление. Органы социально-экологической защиты населения.

4. Социально-экологические аспекты управления персоналом

   Управление персоналом - одна их основных задач менеджера. Социально-психологический климат в коллективе. Проблемы промышленной и экологической безопасности. Вредные производства и социальная защита. Аварии и экологическое страхование.

5. Социально-экологические проблемы управления в России

   Развитие социальных проблем в России. Старение основных фондов. Прожиточный минимум. Современная экологическая обстановка в России и противоречия ее динамики. Российское экологическое право. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002). Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995). Демографическая обстановка и ее прогноз. Возможные варианты развития России. Сценарии разрешения социально-экологических противоречий.

No. п/п

Тема

Количество аудиторн. часов

1

Экономика - служанка общества

2

2

Влияние современной экологической ситуации на экономику и менеджмент

3

3

Социально-экологические аспекты управления в масштабах государства

2

4

Социально-экологические аспекты управления персоналом

1

5

Социально-экологические проблемы управления в России.

4

 

Всего

12

Литература

   1. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. - М.: Инфра М., 1997. - 400 с.

   2. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книги 1,2. - М.; Алгоритм, 2001. - 528 с.+688 с.

   3. Менеджмент / Под ред. Ж.В.Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

   4. Орлов А.И. Эконометрика. - М.: "Экзамен", 2003. - 576 с.

   5. Орлов А.И. Экологическое страхование. - Журнал "Российское предпринимательство". 2000. No.11. С.104-108. No.12. С.52-55.

   6. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Проблемы управления экологической безопасностью. - Журнал "Менеджмент в России и за рубежом". 2000. No.6. С.78-86.

   7. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере. - М.: Издательский Центр "Академия", 2003. - 384 с.

   8. Федосеев В.Н., Орлов А.И. За что нас покупают (состояние рыночной мотивации труда в России). - Журнал "Российское предпринимательство". 2000. No.6. С.10-19.

   9. Федосеев В.Н., Орлов А.И., Ларионов В.Г., Козьяков А.Ф. Управление промышленной и экологической безопасностью: Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 220 с.

   10. Экология. / Под ред. С.А.Боголюбова. - М,: Знание, 1999. - 288 с.

*   *   *   *   *   *   *

Полезный сайт

   "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающие создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат".

   Сайт: http://kankowski.narod.ru.

   Зеркало: http://e-town.nm.ru.

*   *   *   *   *   *   *

Это интересно...

   Помните, когда-то давно, еще в советские годы, прилавки книжных магазинов были завалены изданиями для детей и взрослых, в которых легко и просто рассказывалось о достижениях современных технологий - вещах сложных, но очень интересных? Например, о том, как работает консервный завод или телефонная станция. И при этом безо всяких занудных разглагольствований - образно и ярко, с иллюстрациями и примерами? Вам было жалко, что сейчас нет таких же книг "по компьютерам"? Если да - то вам сюда: http://comptain.fromru.com. Книга "Тайны и секреты компьютера" - как раз для вас.

*   *   *   *   *   *   *

Полезная книга

   Среди множества языков, разработанных для использования при создании Интернет-сайтов, незаслуженно забытым является язык Java. Редко где можно встретить сайт, где был бы хоть один Java-апплет... А все потому, что уж слишком этот язык сложен. Да и учебников по нему - раз-два, и обчелся: а те, что есть, читать весьма трудно из-за тяжелого и занудного стиля их авторов... Но не все! Книгу А.Л.Фридмана "Построение Интернет-приложений на языке Java" вы прочтете с удовольствием. И язык Java будет ваш...

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP "ВерсткаТекстаКнижкой" для создания в Word книжек размером в половину листа, макросы для создания каталогов файлов, извлечения из недр Word красивых значков.
   2. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP Конвертор "Число-текст" с поддержкой русского, украинского и английского языков и двух падежей, обладающий также возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.

   Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.

   В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века.

Удачи вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное