Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 148


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

   В очередном, 148-м выпуске рассылки "Эконометрика" от 24 ноября 2003 года Вашему вниманию предлагаются тезисы "Правовые вопросы экологических экспертиз", посвященные проблеме обеспечения высокого качества нормативных документов, предотвращения такого позорного явления, как появление грубых ошибок в десятках государственных стандартов.

   Основная часть выпуска посвящена применению эконометрики (а именно, конкретных статистических данных) при обсуждении актуальных проблем управления народным хозяйством России. Помещено пять материалов. Три из них написаны выдающимся отечественным обществоведом (социологом и экономистом) Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой. Две сводки опубликованы без подписи.

   Все вышедшие выпуски Вы можете посмотреть в Архиве рассылки по адресу http://www.subscribe.ru/archive/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Правовые вопросы экологических экспертиз

   При подготовке решений в области экологии и рационального природопользования постоянно проводятся разнообразные экспертизы. Так, Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 No. 174-ФЗ предусматривает экологическую экспертизу с целью установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям. Эксперты отвечают на вопрос о допустимости реализации объекта экологической экспертизы. Эта работа проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Без положительного заключения государственной экологической экспертизы незаконным является осуществление намечаемой деятельности, в частности, ее кредитование и финансирование.

   Экспертизы проводятся в отношении не только намечаемой, но и идущей хозяйственной или иной деятельности. Речь идет об оценке воздействия деятельности промышленных предприятий на окружающую среду, об экологическом аудите, о проверке выполнения экологических требований в отношении конкретных партий продукции. При экологическом страховании эксперты относят конкретное предприятие к той или иной группе риска. В разделах государственных стандартов и технологических регламентов, посвященных контролю экологических требований, зачастую предусмотрено проведение экспертиз. Список областей применения экспертиз легко продолжить [1].

   Почему необходимо использовать экспертизы? Почему недостаточно применения технических средств измерения? Во-первых, только человек может обобщить разнообразные свойства рассматриваемой деятельности и предложить обоснованное решение. Во-вторых, в ряде конкретных ситуаций применимы только органолептические методы контроля. Дегустатор - это человек, а не прибор.

   Важные для практики правовые вопросы возникают при формировании конкретных методик экспертиз. Вполне естественно, что в правовые документы высокого уровня такие методики не включаются. В уже упомянутом Федеральном законе "Об экологической экспертизе" (статья 7) разработка, пересмотр и утверждение порядка и регламента проведения государственной экологической экспертизы, соответствующих нормативно-технических и инструктивно-методических документов возлагается на федеральный специально уполномоченный государственный орган в области экологической экспертизы.

   Конкретные нормативно-технические и инструктивно-методические документы в области экспертизы составляют те или иные лица, сотрудники организаций, которым поручена разработка рассматриваемых документов. Как правило, отсутствуют научные и производственные контакты с теоретиками в области экспертных оценок, с академическими организациями и вузами. Вполне естественно, что в утвержденных документах могут быть те или иные недостатки и ошибки, в том числе грубые. Однако эти документы имеют нормативно-правовую силу, конкретные экспертные комиссии обязаны им следовать. Разумно ли выполнять ошибочные правила, даже если они имеют правовую силу?

   Первый правовой вопрос в области экспертизы - оптимальное распределение вопросов экспертизы между рассматриваемыми в нормативно-правовых документах и свободно решаемыми каждой конкретной экспертной комиссией. Другими словами, необходимо установить, что решать "по закону" и что - "по понятиям".

   Второй правовой вопрос в области экспертизы - как обеспечить научную обоснованность принимаемым нормативно-правовым документам? Очевидно, необходимо правовыми средствами обеспечить привлечение и участие с правом решающего голоса академических организаций вузов, а также непосредственно ученых-теоретиков в области экспертных исследований. Следующий шаг - финансовое обеспечение этого решения.

   Аналогичная ситуация с возможными ошибками в нормативно-правовых документах имела быть в области статистического контроля качества продукции. С начала 1970-х годов в нашей стране разрабатывались государственные стандарты в этой области. В связи с обнаружением в них грубых ошибок 24 из 31 государственного стандарта по статистическим методам были отменены в 1986-87 гг. (перечень стандартов и описание ошибок приведены в работе [2]). На первых страницах стандартов с грубейшими ошибками стояло "несоблюдение стандартов преследуется по закону". В настоящее время стандарты постепенно лишаются правовой силы, их переводят в методические документы.

   С чем было связано появление грубых ошибок в десятках государственных стандартов? С деятельностью одного-единственного человека, заведующего сектором в ВНИИ стандартизации, который считал себя специалистом, объективно не являясь таковым. Схема разработки и принятия стандартов была такова, что по своему служебному положению указанное лицо контролировало весь бизнес-процесс и десятилетиями игнорировало критику специалистов.

Литература

   1. Экология / Под ред. С.А.Боголюбова. - М.: Знание, 1999. - 288 с.

   2. Орлов А.И. Сертификация и статистические методы (обобщающая статья). - Журнал "Заводская лаборатория". 1997. Т.63. No.3. С. 55-62.

Профессор,
доктор технических наук А.И.Орлов,
кафедра экологии и права
Московского государственного института
электроники и математики
(технического университета)

*   *   *   *   *   *   *

Применения эконометрики

Материал 1. Наша социальная система

   В наш язык сегодня прочно вошло слово "социальный". Социальная защита, социальные гарантии, социальные программы, социальное положение. Мы смутно ощущаем, что речь идет о чем-то общественном (социум - это общество) - в отличие от индивидуального. Но ясного понимания нет, много туману напустили. Социальное иногда представляют как социалистическое, а социализм вообще путают с коммунизмом. Обо всех этих понятиях стоило бы поговорить отдельно, мы сейчас просто обязаны в них разбираться. Но начнем с того, что поговорим о социальном. Какие при нынешней системе у нас перспективы на этом уровне?

   Понятно, что речь идет о положении общественных групп, а не отдельных личностей. Если говорим об учителях, то имеем в виду типичные показатели жизни этой группы. А случаи всякие бывают. Иной скажет: "Ну, что учителя... У меня вот знакомый учитель "мерседес" купил". Может, купил - клад нашел или наследство получил. Но это с ним произошло как с личностью, а не как с учителем. Это - не социальное явление, переносить частные случаи на целое нельзя.

   Говорят, что мы живем в переходный период. Переход от чего к чему? Кое-кто рубит жестко: от социализма к капитализму! Но капитализм воспринимается плохо - как нечто античеловеческое. Крестьянская застава, улица Пролетарская - все это слух не режет. Но никто не назовет улицу Буржуазной или Капиталистической. Дико слышать. В США, правда, называют улицы именами банкиров, но у нас и это вряд ли привьется. Переулок Абрамовича, тупик Березовского - пока что не требуют этого наши обыватели. Поэтому из приличия у нас говорят не капитализм, а "рыночная экономика" - придумали такое уклончивое понятие.

   Что же мы видим при этом переходе в сфере социального? Она быстро сужается. Ликвидируются и источники средств, и механизмы, и идеология (то есть критерии добра и зла), с помощью которых в советское время регулировалось благосостояние социальных групп. Подчеркну, что для такого перехода нужно изменение всего жизнеустройства, а не только отношений собственности или политического строя. Возьмем хозяйство.

   Различают два типа хозяйства, то есть производства и распределения благ. Их отличие показал уже Аристотель. Один тип - натуральное хозяйство или экономия, что означает "ведение дома" (экоса). Это - производство и торговля ради удовлетворения потребностей. Другой тип - хрематистика (рыночная экономика). Это - хозяйственная деятельность ради прибыли, накопления богатства.

   Реформа в России как раз и представляет собой попытку сменить тип хозяйства всей страны - перейти от хозяйства ради удовлетворения потребностей к хозяйству ради прибыли. Меняются и показатели хозяйства, при этом возникают трудности в понимании. Люди, которые по привычке продолжают считать, что производство существует ради удовлетворения потребностей, мыслят в натуральных показателях - сколько собрано зерна, сколько добыто нефти или построено жилья, как все это распределяется между людьми. Из этого исходило и планирование. Если же производство нацелено на прибыль, а не на потребность, то важен только платежеспособный спрос. Потребность, не обеспеченная покупательной способностью, производителя теперь не интересует. Главным показателем экономики становится не степень удовлетворения потребности, а движение денег - рентабельность, цена денег (кредита), валовой внутренний продукт (ВВП). Все это показатели не натуральные, а вытекающие из той или иной экономической теории.

   Тут возникает противоречие, которое нам не так просто освоить. Понятно, что для капиталистов важна их прибыль, а с точки зрения общества в целом и отдельной семьи главная цель хозяйства - жизнеобеспечение граждан и страны. Другими словами, производство материалов, энергии, изделий и услуг в таком ассортименте и в таком количестве, чтобы были удовлетворены все жизненно необходимые потребности и гарантировано воспроизводство жизни граждан, а также самой России. От того, что у нас появилось два десятка миллиардеров и их миллиарды долларов гуляют по свету, жизнь народа не стала ни сытнее, ни безопаснее - совсем наоборот.

   Как обеспечено общество, можно судить только по натуральным показателям. Тонна стали, выпущенный заводом трактор или поданный в жилище киловатт-час электроэнергии - абсолютные, однозначно понимаемые количества вполне определенных жизненных благ. Они создают условия для существования людей и страны.

   Фактические данные о производстве, обновлении основных фондов, о благосостоянии населения говорят о том, что за период реформ Россию постигла катастрофа. Этот вывод не вытекает из какой-то доктрины, он сложился при изучении всей социально-экономической статистики РСФСР и РФ за последние тридцать лет. Причем катастрофа произошла в обеих ипостасях хозяйства - и в производстве, и в распределении средств к жизни. За годы реформы страна оказалась отброшенной на десятилетия назад, а по ряду показателей - в дореволюционное состояние.

   Никогда за обозримый период, даже после разрушений от гитлеровского нашествия, не наблюдалось столь глубокого падения производства почти во всех отраслях отечественной экономики. Особенно сильно пострадали отрасли с наиболее высоким техническим уровнем. В целом производство сократилось примерно в два раза, а машиностроение - в шесть раз. Тем, кто хочет получить общую картину изменений в народном хозяйстве РФ, полезно ознакомиться с вышедшим уже двумя изданиями трудом "Белая книга. Экономические реформы в России. 1991-2001 гг." (доступно с адреса http://www.patriotica.ru/actual/white_book.zip).

   Теперь о распределении. Благосостояние человека зависит прежде всего от соотношения между его доходами и ценами на главные жизненные блага. Раньше был также фактор "очереди", а после 1992 г. стали действовать ценовые ограничения. Утверждение, будто от либерализации цен исчез дефицит потребительских благ - идеологический трюк. Нехватка (дефицит) того или иного блага для человека создается ценами более неотвратимо, чем очередью. Это наглядно выражается в доступе к таким благам, как жилье и продукты питания.

   Для большинства основным источником дохода остается заработная плата, а также пенсии и пособия, "привязанные" к ней. Поэтому о благосостоянии граждан говорит покупательная способность средней заработной платы в отношении конкретных благ - жилья, хлеба, молока, проезда на автобусе и т.д. Например, на среднюю зарплату в 1990 можно было купить 95,9 кг говядины, или 1010 литров молока, или 776,9 кг хлеба пшеничного 1 сорта. В 2000 г. на среднюю месячную зарплату можно было купить 38,6 кг говядины, 302,2 литра молока или 220,4 кг такого же хлеба.

   Хуже обстоит дело с жильем. Предоставление государством бесплатной жилплощади в большинстве регионов практически прекратилось. Взамен возник рынок жилья. Он был и в СССР - через ЖСК. В 1987 г. 1 кв. м жилплощади (т.е. только комнат) стоил в Москве 192 руб., что составляло 89% от средней месячной зарплаты по РСФСР. Таким образом, квартира из 2 комнат (18 и 12 кв. м) стоила среднюю зарплату за 3 года. В 1999 г. в Центральном районе РФ (12 областей и г. Москва), цена 1 кв. м полезной площади составляла 617% от месячной зарплаты в этом районе. Таким образом, 2-комнатная квартира здесь стоила среднюю зарплату за 30 лет. Купить просто нереально.

   В ходе реформы изменился принцип ценообразования. Вспомним структуру цен в СССР и на Западе. На Западе предметы первой необходимости были относительно дороги, но зато товары, которые человек начинает покупать при более высоком уровне доходов, - дешевы. Хлеб, молоко и жилье очень дороги относительно автомобиля или видеомагнитофона. Этот принцип ценообразования создавал на Западе жесткий барьер, который запирал людей с низкими доходами в состоянии бедности. Люди, вынужденные покупать дорогие необходимые продукты, не могли накопить денег на дешевые "продукты для зажиточных". Таким образом создавался "средний класс", резко отделенный от примерно трети "бедных".

   В СССР, напротив, низкие цены на самые необходимые продукты облегчали положение людей с низкими доходами, почти уравнивая их по главным показателям образа жизни с людьми зажиточными. Так человек ценами "вытягивался" из бедности, и СССР становился "обществом среднего класса". В ходе реформы структура цен изменилась. Продукты первой необходимости население будет покупать по любым ценам, что побуждает вступивших в сговор торговцев взвинчивать цены. В результате хлеб подорожал относительно среднего автомобиля (ВАЗ-2105) примерно в 5 раз, а проезд на метро в 8 раз. Еще сильнее взмыли цены на товары абсолютно первой необходимости - относительно дешевые отечественные сигареты и на самые нужные лекарства.

   Другим фактором расслоения населения стала резкая дифференциация разных отраслей. В РСФСР отраслевые различия в уровне оплаты труда, в общем, соответствовали затратам физических и нервных усилий и корректировались с помощью различных "коэффициентов" и льгот - при всех недостатках такого подхода. Реформа это равновесие сломала. В августе 2001 г. средняя начисленная зарплата составляла по РФ в целом 3376 руб., в газовой промышленности 17397 руб. и в сфере образования 1519 руб.

   В результате в РФ возникла структурная бедность - постоянное состояние значительной части населения. Это - социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями людей. ВЦИОМ фиксирует: "В обществе определились устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность, углубление бедности". По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут, теоретически, повысить свой доход за счет повышения своей трудовой активности.

   Важная особенность обеднения в ходе реформы - исчезновение "среднего класса" с образованием ничтожной прослойки богатых (к ним относят около 1% населения) и беднеющего большинства. Академик Т.И.Заславская пишет: "Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество не равномерно, подобно растягиваемой гармонике, а односторонне, - все резче отделяя верхние страты от массовых слоев, концентрирующихся на полюсе бедности". Из возрастных категорий сильнее всего обеднели дети в возрасте от 7 до 15 лет. В 1992 г. за чертой бедности оказалось 45,9% этой части народа, а в 2000 г. 40,3%.

   Пока что большинство наших бедных имеют еще жилье, а в квартире свет, водопровод, отопление, книги на полках. Все это "держит" человека. Совсем иное дело - бедность в трущобах капиталистического города. Здесь бедность приобретает новое качество, для которого нет подходящего слова в русском языке. Бедность (poverty - англ.) в городской трущобе на Западе для большинства быстро превращается в нищету, ничтожество (misery - англ.).

   Это бедность неизбывная, когда общество толкает тебя вниз, не дает перелезть порог. В такой ситуации очень быстро иссякают твои собственные силы, и ты теряешь все личные ресурсы, которые необходимы, чтобы подняться. Переход людей через барьер, отделяющий бедность от нищеты - важное и для нас малознакомое явление. Если оно приобретет характер массового социального процесса, то вся общественная система резко изменится.

   Опасность сдвига от структурной бедности к крайнему обеднению резко усиливается расслоением регионов РФ. В РСФСР вели дело к выравниванию регионов по благосостоянию. В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе регионов составляла 3,5 раза. В 1995 г. она выросла до 14,2 раза, в 1997 г. до 16,2 раза. Но и благополучные области отстают. Так, если в 1990 г. средний доход жителей Горьковской области составлял 72,4% от среднего дохода в Москве, то в 2000 г. средний доход в Нижегородской области составлял всего 18,7% от дохода москвичей.

   В целом реформа привела к возникновению в РФ аномальной социальной системы, в которой не может возникнуть стабильного жизнеустройства. В такой системе общество может перетерпеть временное бедствие, но не может жить. Просто нет условий для воспроизводства народа и страны.

   Значит, придется эту систему менять, как бы олигархи и их прислуга ни огорчались.

Сергей Кара-Мурза ("Дуэль", 2003, No.29)

*   *   *   *   *   *   *

Материал 2

Будет так!

   Впервые за 15 лет в нашем обществе появились проблески общего мнения. Это - огромное изменение, его даже еще трудно оценить. Почти весь народ с отвращением встретил войну США в Ираке. Как говорят социологи, до 90% опрошенных желали поражения США.

   При этом большинство из них вовсе не желало зла американскому народу и не испытывало больших симпатий к Саддаму Хусейну. Отвратительна была наглая претензия США на мировое господство, на присвоение чужих природных богатств, на ликвидацию всей построенной с таким трудом системы международного права. Противно было смотреть, как на наших глазах большая страна, пусть и с культурой без традиций, превращается в монстра - в гибрид судьи Линча, жандарма и палача в одном лице. Остановить США на этом пути в пропасть - было бы именно на пользу американцам.

   И вот, оказалось, что наш расколотый множеством трещин народ в этом мнении един. А небольшое меньшинство, тянущееся, как рыба-прилипала, за акулой империализма, уже окуклилось и окончательно определило себя как меньшинство отщепенцев. Такое меньшинство всегда оформляется в критические моменты истории.

   Но это - единство во взглядах на мировые процессы. Гораздо важнее, что у нас складывается общее мнение и во взглядах на то, что происходит в своей стране. Одинаково начинают смотреть на наши собственные болезни люди, даже стоящие на разных политических платформах - вот что важно.

   Получилось так, что за две недели мне пришлось участвовать в трех собраниях разного типа, где ораторы мазок за мазком рисовали картину состояния РФ. И три картины оказались схожи, хотя собрания эти прошли под разными политическими лозунгами. Одно из них - конференция в "Президент-отеле" на тему "Власть на пороге перемен: реформа без иллюзий". Во главе круглого стола

   Ю.М. Лужков, два заместителя председателя Госдумы, депутаты, академики. Разговор далеко не рядовой, доклады делают видные ученые и политики "от власти". Из десятка выступлений возникает вполне определенная картина состояния дел в стране.

   Вслед за этим прошел съезд Конгресса русских общин. Эта организация избегает политических деклараций, она нацелена на чисто конструктивную работу в интересах русских общин, особенно на национальных окраинах России, в зонах конфликтов, за пределами РФ и т.п. Здесь тоже выступают и ученые, и дипломаты, и делегаты из областей и республик РФ. Говорят о проблемах русского населения вроде бы без политики - а картина выходит совершенно та же, что и у ораторов в "Президент-отеле".

   Потом меня пригласили на совещание представителей малых левых партий и движений (без КПРФ), а также деятелей местного самоуправления и некоторых профсоюзов. Это - оппозиция, более радикальная, чем КПРФ. И что же? Из десятка выступлений опять возникла та же самая картина - хотя здесь не было ни крупных экономистов, ни мэров, ни умудренных парламентским опытом депутатов.

   Так на трех разных форумах, прошедших под разными лозунгами, людьми из разных слоев, разными словами изложено по сути одно и то же видение того бедственного положения, в котором оказалась Россия. Все эти разные люди знали, конечно, бодрые доклады Грефа о "росте ВВП", о якобы укрощенной инфляции и т.д., но одинаково считали все это несущественным по сравнению с теми неумолимыми угрозами, что надвигаются на Россию. Образ суровой действительности как будто вырисовывался в пространстве, и его уже нельзя не видеть. То, что столь разные части общества увидели его одинаково, вселяет надежду. Значит, восстанавливается здравый смысл и, в принципе, мы сможем договориться - как народ, а не как антагонистические классы.

   Но пока что можем договориться лишь "в принципе". Видеть одинаково - не значит пойти затем по одной дороге. А кроме того, во всех трех случаях проявилось одно свойство, отражающее глубину нашего кризиса - общее оцепенение, если не сказать ужас, при виде этого "образа суровой действительности". Каждый оратор, описав "свой" кусочек общей картины, не связывал его с кусочком предыдущего оратора. Никто не завершал изложение выводом. А ведь в воздухе буквально висел вопрос: "Что же делать?"

   Еще недавно на этот вопрос были наготове ответы. Нельзя было, конечно, не видеть "массивных" процессов деградации главных систем жизнеобеспечения страны - квалификации работников, производственной базы, армии, здравоохранения и т.д. Но об этом говорилось, что, ах, пока "нет денег". А деньги - дело наживное. Вот-вот хлынут иностранные инвестиции, а наши предприниматели завалят западные рынки лучшими и дешевыми товарами. Ведь мы, слава Богу, освободились от плановой системы, у нас теперь частная инициатива, свобода, господа и прочие источники богатства. Сейчас об этом не вспоминают, молчат об инвестициях, остались господа, причем, прожорливые.

   Но главное, всем вдруг приоткрылось, что все эти системы жизнеобеспечения стоят так дорого, что никакой возможности содержать их на рыночных началах у России нет и не будет. При плановой системе - "не на продажу, а для себя" - страна могла их содержать, а при рынке не может, нет таких денег.

   Возьмем наглядный пример - отопление городов. В советское время содержание этой системы брало на себя государство. Никто и не знал, что в среднем на отопление квартиры одного газа уходило, по мировым розничным ценам, на 2 тыс. долларов в год. Но газ - лишь текущие расходы. Надо еще прокладывать и содержать теплосети, строить и эксплуатировать ТЭЦ и котельные - это целая сложная отрасль теплоэнергетики с централизованным теплоснабжением.

   Как только в 1991 г. ликвидировали плановое хозяйство, оказалось, что государство содержать отопление не может, и правительство его просто бросило на произвол судьбы - котлы не ремонтировались, теплосети не перекладывались. Зимой 2002/2003 гг. начался обвальный рост числа аварий. Чуть где поднимут из-за морозов температуру воды (а значит, и давление) - полностью изношенные трубы разрывает.

   Сейчас подведены итоги отопительного сезона, в Чебоксарах собиралась коллегия Госстроя с представителями областей. Выводы тяжелые. Из 183 тыс. км теплосетей РФ (в двухтрубном выражении) надо срочно заменить 120 тыс. км. Замена 1 км труб в среднем по РФ стоит 6 млн. руб. или 0,2 млн. долларов. Значит, на срочный ремонт теплосети требуется 24 млрд. долл. (а если менять, как это делается сейчас, в ходе аварии, то в 10 раз больше). Ремонт котельных обойдется еще дороже. Заместитель председателя Госстроя назвал общую стоимость приведения в порядок инфраструктуры ЖКХ - 5 триллионов руб., и это - лишь самые срочные расходы. Понятно, что таких денег не имеет ни правительство, ни местные власти, ни население.

   Касьянов пообещал, что состоятельным людям будут ставить индивидуальные "квартирные" мини-котельные на газе. Бедняки пусть, мол, делают буржуйки и топят мемуарами Ельцина и Гайдара. Но не стоит "состоятельным" обольщаться - распределительные газовые сети РФ не рассчитаны на такой расход газа. Об электросетях и говорить нечего. "Состоятельные" с их домашними саунами и грилями уже привели сети в аварийное состояние. Например, в Петербурге нагрузка на сети в три раза превысила допустимые нормы. Когда этой зимой в ряде районов там отключилось отопление и люди стали включать обогреватели, вышибло предохранители в домовых щитах. Когда жители стали ставить "жучки", начались аварии районных систем - всего по городу этой зимой произошло 1300 таких аварий.

   Что же дальше? Ведь массовые отказы отопления - катастрофа для жителей. Почему граждане не могут осознать масштаб угрозы и оценить скорость ее приближения? Видимо, часть людей не имеет мужества признать, что положение в стране может подойти к такому рубежу, не хочет думать и волноваться. Будь что будет! А другие считают, что наше общество уже совершило перескок к индивидуализму и солидарного противостояния угрозе организовать уже невозможно.

   Кое-кто верит, что в момент катастрофы общество разделится на меньшинство, которому ОМОН гарантирует доступ к ресурсам жизнеобеспечения, и большинство "отверженных". В уме таких людей возобладала утопия, которую провозгласили демократы - меньшинство построит себе островок благополучия, а большинство, лишенное жизненных ресурсов, уйдет в бараки и постепенно вымрет. Эта утопия неразумна, а в отношении отопления даже безумна - не сможет меньшинство отцепиться от общей трубы, вместе замерзнем.

   Никакой организационной и психологической подготовки к грядущему кризису не ведется, нет и признаков самоорганизации населения. Лишь 20% опрошенных обеспокоены степенью износа теплосетей, больше говорят о повышении оплаты. Власть, наконец-то, признала, что ремонт сетей вещь неподъемная, а создать автономные системы в имеющемся жилом фонде невозможно. Расписалась в своем полном бессилии, так хоть растолковала бы людям серьезность положения!

   Отопление - частный пример. В таком же состоянии водопровод - представьте себе, что большой город остался без воды. Быстро растет доля ветхого и аварийного жилого фонда. Но и ЖКХ - частный пример. Давайте же сделаем общий вывод - обо всем нашем жизнеустройстве. Нам кажется, что у нас есть какой-то общественный строй - политическая система, производство и торговля, школы и больницы... Но ведь все это существует лишь постольку, поскольку существуют и незаметно работают огромные технико-социальные системы - заводы и колхозы, транспорт и отопление, армия и милиция. Рухни любая из этих систем - сразу, как карточный домик, развалится все жизнеустройство, мы перейдем в иной образ жизни.

   И вот, из опыта истекшего десятилетия мы должны сделать, наконец, вывод, который проверен и перепроверен, стал непререкаемым. Целый ряд больших систем, созданных за советский период, как оказалось, не могут быть преобразованы в системы рыночного типа. Сломать их или изуродовать можно, а переделать - никак.

   Не удалось заменить колхозы и совхозы фермерами, как ни старались. Не удалось перестроить промышленность по западному образцу, несмотря на приватизацию. Десять лет бьются над "реформой" армии, а сумели лишь сделать ее небоеспособной. Задушили науку - а другой не появилось. Частной медицины не возникло, если не считать стоматологов да венерологов. Бьются над расчленением Единой энергетической системы, но только уродуют ее. Так что никакого нового общественного строя не сложилось и не сложится - просто над советскими системами жизнеобеспечения нависла шайка паразитов, которая высасывает из них последние соки. То, что творится в стране, похоже на спектакль под названием "пляска Смерти".

   Второй вывод еще тяжелее. Советские системы не поддаются перестройке - ну так строили бы новые, хорошие, рыночные! Вон сколько экспертов МВФ и Всемирного банка у нас пасется, могли бы научить. Но нет. Нужные России системы жизнеобеспечения настолько велики, что новый режим не в состоянии за обозримый срок построить параллельно со старыми советскими иные, альтернативные системы. Отопление - простой и наглядный пример, но в действительности почти все большие системы таковы. Не могут "инвесторы" построить свою, акционерную теплосеть или Братскую ГЭС, свою, акционерную сеть автострад. Они могут только "приватизировать" то, что построено в плановом хозяйстве.

   Понятно, что многие большие системы абсолютно необходимы для сохранения общества и даже физического выживания населения. Не может существовать город без воды, без канализации, без отопления. И выходит, что сомкнулся заколдованный круг. Нынешний режим не может создать новые, "свои" системы. Но режим не может эксплуатировать и поддерживать в исправном состоянии построенные ранее советские системы - близится их полный износ и отказ. Мы попали в историческую ловушку.

   Таким образом, этот режим не смог создать нового воспроизводимого общественного строя - общество в его нынешнем состоянии может просуществовать лишь столько, сколько просуществуют старые советские системы. Как только откажет отопление, возникнет иное бытие. Пока трудно предсказать, какое именно, но продолжение нынешнего строя жизни будет невозможно.

   Вариантов прохождения через этот кризис немного: хаос и анархия, диктатура (с НАТО или без НАТО - не так уж важно), гражданское самоуправление (советы). Скорее всего, придется пройти через нестабильное сочетание всех трех типов жизни. Чем раньше власть и граждане признают крах "рыночной реформы" и договорятся о проекте восстановления, тем меньше потерь мы понесем в этот период и тем более человечным и справедливым будет тот строй, что возникнет после катастрофы.

Сергей Кара-Мурза ("Дуэль", 2003, No.27)

*   *   *   *   *   *   *

Материал 3

Возможно ли в России социальное государство?

   Недавно я участвовал в "круглом столе" на почти забытую тему - как бы это устроить в РФ социальное государство. Перед выборами опять всплывает это соблазнительное обещание.

   Действительно, в ст. 7 ельцинской конституции записано, что Россия - социальное государство. Конституций наш народ не читает, и почти никто на эту бирюльку внимания не обратил. Но иногда, неясно почему, вдруг в среде политиков возникает озабоченность, они хватают какую-то бумагу, которую никто всерьез и не принимал, и начинают с большим или меньшим жаром обсуждать, что там написано. Так и с этой статьей конституции. Из таких вспышек активности надо извлекать пользу и задуматься. Но не заноситься в философские выси, а поговорить о нашей земной жизни.

   О чем же речь? Что это такое - "социальное государство"? Во-первых, это понятие перенесено к нам с Запада. Ни к чему знакомому мы его привязать не можем. Во-вторых, оно относится к тому классу понятий, которые специально сделаны такими туманными и размытыми, чтобы ни за что твердое в них ухватиться было невозможно. Вроде понятий рыночная экономика, гражданское общество, демократия. Один их понимает так, а другой эдак, и в случае конфликта попробуй что-нибудь докажи. Все равно прав будет тот, у кого больше прав, то есть у кого сила, и тебе скажут: "Ты неправильно понимаешь".

   Все-таки в советское время было попроще, законы опирались на что-то твердое. Если сказано: "Право на труд", то далее следует приписка, что оно гарантировано общественной собственностью на средства производства. Ты потому имеешь право получить работу, что являешься частичным собственником рабочих мест (средств производства). Если записано в конституции, что гражданин имеет право на жилье, то под этим правом - абсолютный запрет на выселение. Хоть ты год не плати за квартиру - из тебя будут не мытьем, так катаньем вытягивать кварт-плату, вплоть до стенгазеты в подъезде, но выселить не могут.

   Если уж спрашивать, возможно ли у нас социальное государство, то полезно было бы сначала договориться хотя бы в главном - где та черта, за которой мы будем считать государство социальным. Я-то думаю, что никогда по этому вопросу мы с Гайдаром не договоримся, а Путин и отвечать не будет. Но хотя бы мы выставим свои критерии и будем настаивать на них, как сумеем. А то в Приморье замерзшие люди выходили на улицу с плакатами: "Хотим жить". На это им Гайдар, Греф и прочие немцовы резонно отвечали: "Ну и живите на здоровье, никто вас не убивает". Люди в таком мысленном диалоге, конечно, негодовали: "Мы замерзаем. Мы не можем жить без отопления!". А им столь же резонно отвечали: "Вы имеете полную свободу покупать тепло, электричество, ананасы. Но вы не имеете права требовать этого от государства".

   Кто победил в том споре в замерзшем Приморье, стало ясно в эту зиму, когда дома замерзли в городах и поселках почти двадцати областей. Тут уже был устроен спектакль по полной программе. В Ангарске перед камерами телевидения, в присутствии чиновника мэрии приставы на лестничной площадке кувалдами разламывали стены квартир неплательщиков - там, где проходят трубы с горячей водой. Потом подкатывали тележку с газовыми баллонами, и молодцы-сварщики автогеном разрезали эти трубы и их намертво заваривали. Чиновник в этот момент говорил в телекамеру, что такие действия "не противоречат закону". Это и называется в РФ "правовое государство". Из-за двери доносились всхлипывания старухи-неплательщицы.

   Это, как говорится, голый опыт, раньше его обругивали словами "ползучий эмпиризм". Чтобы он не был ползучим, надо его осмыслить. Пойдем снизу, от самого крайнего минимума. Социальным можно считать лишь то государство, в котором признается и обеспечивается материальными ресурсами право гражданина на жизнь. Это - резкая граница. Например, либеральное государство признает свободу граждан, но не берет на себя обязанности гарантировать ему жизнь. В либеральном государстве средства к жизни добываются на рынке.

   Если рынок твою рабочую силу отвергает, то никаких прав требовать себе пропитания или отопления ты не имеешь. Да, никто тебя пальцем не имеет права тронуть, твое тело - эта твоя священная частная собственность, охраняется законом. Но никто не обязан тебе помочь. Это обосновано Мальтусом - самым читаемым и уважаемым автором Англии времен "чистого" капитализма. Он писал: "Человек, пришедший в занятый уже мир, если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор". Что наша либеральная интеллигенция приняла мальтузианство, ранее отвергаемое русской культурой, факт поразительный и прискорбный, но факт.

   Дело и не в Мальтусе - он был заведующим первой в истории кафедры политэкономии и лишь "онаучил" реальность рыночного общества. Ибо именно в этом обществе возник голод части населения как норма, а не бедствие. Здесь голодают отвергнутые рынком, а остальные не только не обязаны, но даже не должны им помогать, чтобы другим неповадно было расслабляться. И Мальтус, и Дарвин резко выступали против благотворительности и бесплатной медицины, которые нарушают действие естественного отбора, ликвидирующего "человеческий брак". Дарвин даже сожалел о том, что медицина (например, прививки) сохраняет жизнь плохо приспособленным людям - а таковыми считались как раз те, кто голодает. Это и есть экономический либерализм.

   Так что трещать на каждом шагу, как Греф и даже сам В.В.Путин, что государство в РФ привержено либеральным ценностям, и в то же время называть его "социальным" - это, как говорят, сапоги всмятку. Или - или. Но, раз уж это словечко пришло к нам с Запада, надо туда посмотреть.

   На Западе рабочие в долгой борьбе вырвали себе социальные права. Богатые поняли, что выгоднее с голодными поделиться, чем непрерывно колотить их дубинками - себе же меньше хлопот. Но расчетливые западные буржуа не своими прибылями стали делиться, а тем, что выкачивают из рабочего скота в "третьем мире". За одну и ту же работу в Бразилии или на Филиппинах платят в 15-18 раз меньше, чем на Западе. Из этих денег и отчисляют на социальные программы - пособия по безработице, дотации на врача и учителя.

   И не только через дотации Запад делает себя "социальным" за счет труда бразильцев и пр., а и через снижение цен на те товары, которые потребляются именно на Западе (и элитой слаборазвитых стран, которая обеспечивает в них выгодный Западу порядок). Запад одевается в то, что ему сошьют в Таиланде из ткани, сотканной в Китае. Но все большая часть высокотехничных изделий несет в себе дешевый труд "смуглых" людей.

   Вот, на севере Мексики возникла особая зона, где практически все население работает на сборочных производствах фирм США. Сборка - трудоемкая ручная работа, поэтому машино- и приборостроительные фирмы США ведут ее теперь руками мексиканцев, которым платят в 10-12 раз меньше, чем в самих США. Расплачиваются с Мексикой частью готовой продукции, так что эти заводы получили название "макиладора" (от старого слова "макила" - часть муки, которая отдается мельнику за помол). Здесь же стали теперь ставить свои сборочные заводы японские фирмы, работающие на рынок США.

   Из этой зоны продукция вывозится без таможни в США, и американцы покупают ее по более дешевой цене, чем если бы они вели сборку сами. Капитал делится со своим народом. Так западное государство стало социальным. Обычно за это хлопочут социал-демократы. Право голодному пойти раз в четыре года на избирательный участок и бросить в ящик бумажку на Западе еще раньше дали - это называется демократия. А когда этому голодному еще и похлебки за углом нальют, и дешевую рубашку продадут - это уже социал-демократия.

   Хотя и бывают там неолиберальные волны, как при Тэтчер и Рейгане, урезают порой "социальные гарантии", палку при этом не перегибают. Кстати, такое социальное государство вовсе не является гуманистическим (человечным) - социальные права предоставлены только гражданам, а не людям вообще. Потому и топит береговая охрана утлые лодки, на которых беженцы из Гаити пытаются проникнуть к социальной кормушке США.

   Итак, если Россия всерьез плюхнется в либерализм, то социального государства нам не видать - по определению. Или Греф с Чубайсом, или 7-я статья конституции. А если вдруг у руля встанет социал-демократия? И, глядишь, еще начнет, как Сальвадор Альенде в Чили, давать бесплатно каждому ребенку по пол-литра молока? Тогда, если вести дело по правилам, и никакого Пиночета у нас не понадобится. Помыкается, помыкается наша социал-демократия и сама уйдет. Ибо это штука очень дорогая, а никого доить в "третьем мире" нам не дадут. Значит, деньги на это молоко придется вырывать у нашего чукотского Абрамовича, как Альенде пытался вырвать у чилийского, а это недемократично. Тут уж вся мировая цивилизация взбунтуется.

   Так что Абрамовича доить при такой демократии никто не позволит. Нас самих доят и доить будут, скоро кровь пойдет вместо молока. Социального государства западного типа в ограбленной стране быть не может - не по карману. А если чиновники ограбленной страны к тому же коррумпированы (а обычно так и бывает), то разворовываются и крохи той "социальной помощи", что выделяет от своих щедрот добрая власть. К тому же при коррупции чиновников махровым цветом расцветает преступный мир, а добрые разбойники грабят прежде всего бедную часть населения, самую беззащитную. Социальный характер обедневшего государства с высоким уровнем преступности несовместим.

   Сегодня на наших глазах совершается важный шаг по ликвидации социального характера одной из важнейших систем жизнеобеспечения - теплоснабжения. Как уже говорилось в недавней статье, за 70 лет в Советской России была построена очень экономичная и удобная централизованная система отопления жилья в городах. Теплоэлектроцентраль вырабатывает электричество, а отработанный пар с водой подается по трубам в жилые кварталы. Это система солидарная - все жители, независимо от их доходов, подключены к одной теплосети.

   Однако, начиная с Гайдара, правительство стало растрачивать на иные цели те деньги, которые должны были идти на содержание теплосети, и она пришла в аварийное состояние. Как же решило выйти из положения правительство Касьянова и его эксперты? Забросить совсем созданную в стране "социальную" теплосеть и устанавливать состоятельным гражданам квартирные мини-котельные. Вернуться к пещерной технологии, но с хорошим западным дизайном. Вот сообщение прессы:

   "В Твери в ноябре 2002 г. состоялся семинар "Поквартирные системы отопления и горячего водоснабжения". Выход из создавшегося кризиса видится один: переход на локальные и поквартирные системы отопления, широко применяемые за рубежом. Все участники семинара пришли к единому мнению, что перспектива строительства и ЖКХ - за локальными и поквартирными теплоисточниками".

   А вот сообщение уже февраля 2003 г., после январских аварий теплотрасс: "Сложившаяся в России структура теплоснабжения должна подвергнуться изменениям. Премьер-министр М.Касьянов дал поручение Госстрою РФ и другим органам ускорить введение новых технологий в этой сфере. В поручении указывается на возможность использования локальных источников тепла, упор на которые делается в большинстве стран мира". Дикая идея установить котельную в каждой квартире рассматривается вполне серьезно. 5 февраля полпред президента в Сибирском федеральном округе Л.Драчевский заявил в Омске на заседании коллегии Госстроя РФ, что в будущем надо "отказаться от затратных теплокоммуникаций. Альтернативу им могут составить локальные отопительные системы".

   Для нас здесь важна именно та сторона вопроса, что правительство предлагает перейти от системы, которая по своему типу была предназначена для всех, от системы социальной (коммунальной, общей) к индивидуальному отоплению. Оно будет гораздо дороже, так что реально им сможет воспользоваться лишь меньшинство. А большинство населения пусть спасается, как может. Это - огромный откат даже от тех остатков "социальности", что удавалось сохранить за десять лет реформ. О строительстве новых структур "социальности" и речи не идет.

   У нас один путь обеспечить людям право на жизнь, а потом понемногу прибавлять и роскоши - соединить те крохи демократии, что мы успели урвать, с общинной солидарностью. Общинность, то есть взаимопомощь - не рациональная, а братская, как в семье, - это не совсем то, что социальность. Кое-что в ней тяготит вольнолюбивого человека, как и вообще бывает в семье. Сейчас не до жиру. Вылезем из ямы, подкормимся, а потом и опять можно за перестройку браться, демократию наращивать. Но уже укрепив человека задним умом.

Сергей Кара-Мурза ("Дуэль", 2003, No.30)

*   *   *   *   *   *   *

Материал 4

Миф о пшенице

   В 2002 году в России собрали 86 млн. т зерна. По этому поводу 12 октября 2002 Президент В.В.Путин сказал буквально следующее:
"В последние годы, несмотря на плохую погоду, удалось добиться таких результатов, которых не было в советское время".

   Реальные данные Госкомстата РФ о производстве зерна таковы:

   1970 - 107 млн. т;

   1973 - 121,5 млн. т;

   1976 - 119 млн. т;

   1978 - 127,4 млн. т;

   1990 - 116,7 млн. т;

   1992 - 107 млн. т.

   Мы видим, что 24 года назад было собрано зерна в полтора раза больше, чем в "рекордный" 2002 г. То есть, представления В.В.Путина о зерновом хозяйстве России ошибочны фундаментально, а не в нюансах. Более того, урожай 1992 г., то есть урожай уже времен реформы, был больше "рекорда" почти на треть. Урожай менее 100 млн. т. в последние 20 лет в РСФСР вообще был редкостью. Даже в среднем за пятилетку 1986-1990 гг. зерна собирали 104,3 млн. т в год.

   Понятно, что заявления Президента по экономическим вопросам готовятся и редактируются экспертами-экономистами, которые подвизаются при правительстве и администрации президента. Трудно заподозрить их в том, что они хотели "подставить" своего работодателя - они сами были уже неспособны встроить свои количественные измерения во временной контекст. Но ведь это свойственно экономистам как сообществу в целом. Нелепая байка про "рекорд" довольно долго ходила по СМИ без какой бы то ни было реакции. Более того, когда зимой того же года С.Г. Кара-Мурза изложил этот инцидент в выступлении на конференции на Экономическом факультете МГУ и привел данные Госкомстата о производстве зерна на территории РФ, по аудитории прокатился гул недоверия. Несколько человек с мест закричали, что эти данные касаются всего СССР. Таким образом, многие экономисты из этой выборки не только не знали, как сказалась реформа на зерновом хозяйстве РФ, но и не помнят, что за 1976-1985 гг. в СССР собиралось в среднем по 193 млн. т зерна в год, а рекордные урожаи доходили до 215 млн. т.

   Конечно, экономистам не обязательно помнить точные цифры, но их не составляет никакого труда посмотреть в справочнике. Видимо, у экономистов утрачен навык мысленно встраивать сообщение с количественной мерой во временной контекст. Ведь утверждение, будто 2002 г. стал рекордным для территории РФ за всю ее историю, вовсе не является тривиальным. Тем более, что уж экономисты должны быть наслышаны о том кризисе, который переживает сельское хозяйство страны. Как могла такая сенсация не вызвать интереса и сомнения?

Без подписи

Источник:http://www.patriotica.ru

*   *   *   *   *   *   *

Материал 5

Справка "МК"

   По данным Госторгинспекции, в прошлые годы по импорту забраковано: макаронных изделий - 32%, рыбы и рыбопродуктов - 36%, маргариновой продукции - 37%, консервов плодово-овощных и ягодных - 43%, круп и бобовых - 50%, чая натурального - 51%, мяса всех видов - 53%, консервов рыбных - 56%, колбас и копченостей - 57%, мясных консервов - 72%, консервов молочных - 81%, табака - 96%.

"Московский Комсомолец"
от 12.11.2003

*   *   *   *   *   *   *

   На сайте http://antorlov.euro.ru или его зеркале http://www.newtech.ru/~orlov Вы можете найти:
   1. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP "ВерсткаТекстаКнижкой" для создания в Word книжек размером в половину листа, макросы для создания каталогов файлов, извлечения из недр Word красивых значков.
   2. Макрос Microsoft Word 97/2000/XP Конвертор "Число-текст" с поддержкой русского, украинского и английского языков и двух падежей, обладающий также возможностью автоматического обновления вставленных текстовых расшифровок при изменении значений исходных чисел.
   3. Учебник профессора А.И.Орлова по менеджменту.
   4. Статьи А.И.Орлова по актуальным вопросам статистики и экономики.
   5. Лекцию об устройстве ядерных реакторов.
   6. Информацию об Институте высоких статистических технологий, который занимается развитием, изучением и внедрением современных методов анализа технических, экономических, социологических, медицинских данных.

   Страница рассылки - http://antorlov.euro.ru/ivst.htm или http://www.newtech.ru/~orlov/ivst.htm.

   В Москве для работы с сайтом www.newtech.ru/~orlov Вы можете воспользоваться бесплатным демо-доступом компании NewTech. Телефоны: (095)234-94-49, (095)956-37-46. Login: imt или demo. Password: test, Primary DNS: 212.16.0.1, Secondary DNS: 193.232.112.1. Вход под этим логином бесплатный, сеанс связи неограничен. Если Вам отказывают в авторизации, то просто повторите дозвон позже.

   На сайте http://karamurza.chat.ru представлена книга видного современного философа и политолога С.Г.Кара-Мурзы "Опять вопросы вождям", которая является глубоким научным исследованием проблем западного и российского общества. Книга предназначена всем интересующимся политологическими и социологическими проблемами.

   "Устройство файловой системы". "Системный реестр". "Устройство Internet". "Сеть Fidonet". "Система электронной почты". "Кодировки русского языка". "PHP". "Установка нескольких ОС". "Перепрошивка BIOS". "Полезные приемы web-дизайна". "Выслеживание спамеров". Заинтересовало что-нибудь? Тогда посмотрите книгу "Тайны и секреты компьютера" - например, на http://comptain.nm.ru. Или на полках магазинов. Ведь все это - темы ее глав. А стиль книги - как художественная литература. Таких книг вы еще, наверное, не видели - так что вряд ли пожалеете, если ознакомитесь.

   "Disser" - это комплект макросов для Word, упрощающих создание рефератов и курсовых. Готовое оформление, титульный лист, содержание создаются несколькими щелчками мыши. Ввод предельно упрощён благодаря автозамене, расшифровывающей популярные сокращения. Также: настройка недокументированных возможностей, дополнительные шаблоны, сборник полезных советов, методичка "Как написать реферат". Сайт: http://kankowski.narod.ru, зеркало: http://e-town.nm.ru.

   Из книги Максима Калашникова "Битва за Небеса", представленной на сайте http://sw.rus-idea.com, вы узнаете о том, какими должны были стать воздушно-космические силы СССР 2000 года и прочтете о русской авиации 20 века.

Удачи вам и счастья!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное