Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 654


"Эконометрика", 654 выпуск, 5 августа 2013 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

Анализ уроков 37-го года и "Краткого курса истории ВКРП(б)" на основе исторического мышления проводит Юрий Емельянов.

Приводим заключение великой книги "История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс".

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Историческое мышление
Уроки 37-го года и "Краткий курс"

Юрий Емельянов

Чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе...

В последнее время буржуазные СМИ постоянно напоминают, что в этом году исполняется 76 лет со времени начала массовых репрессий, которые превратили 1937 год в нарицательное понятие. При этом эти репрессии именуют "сталинскими". На самом деле массовые аресты, лишение свободы и казни 1937-1938 гг. коренным образом противоречили тем политическим преобразованиям, которые осуществлялись в стране после принятия Сталинской конституции 1936 г., и тем задачам по консолидации советского общества, которые осуществляло руководство страны во главе со Сталиным по мере успехов в построении социализма и по мере приближения неизбежной войны.

Политический кризис 1937 года и его последствия

Хотя заговоры Енукидзе, Ягоды, Тухачевского были разгромлены, вскоре против курса Сталина на демократизацию жизни в стране выступили многие члены ЦК, прежде всего те, кто возглавлял обкомы, крайкомы и ЦК компартий союзных республик. Не желая отказываться от методов Гражданской войны и "военного коммунизма" и упорно сопротивляясь насущным преобразованиям в интересах политического сплочения общества, противники сталинских реформ в то же время противопоставляли свои корыстные интересы задачам советского государства, пытаясь сохранить или упрочить свое властное положение с помощью репрессий.

В октябре 1937 г. при поддержке некоторых членов Политбюро им удалось сорвать проведение выборов на альтернативной основе. Их сопротивление помешало осуществить программу всеобщего переобучения партийных руководителей и выдвижения новых руководящих кадров. Еще с конца июня 1937 г. видные члены ЦК во главе с Р.И. Эйхе буквально атаковали Политбюро с требованиями создать в областях, краях и республиках "тройки", составленные из местных партийных руководителей, глав местных отделений НКВД и прокуроров, предоставив им право выносить приговоры, в том числе и смертные, по политическим делам. Одновременно они представили заявки на проведение репрессий по отношению к участникам якобы разоблаченных ими подпольных организаций из бывших кулаков, белогвардейцев, священников, а также других врагов советской власти. В их запросах речь шла об арестах и расстрелах многих тысяч человек.

Перечисляя в своей книге "Иной Сталин" тех партийных руководителей, которые представили наибольшее число будущих репрессированных, Юрий Жуков писал: "Самыми кровожадными оказались Р.И. Эйхе, заявивший о желании только расстрелять 10 800 жителей Западно-Сибирского края, не говоря о еще не определенном числе тех, кого он намеревался отправить в ссылку; и Н.С. Хрущёв, который сумел подозрительно быстро разыскать и "учесть" в Московской области, а затем и настаивать на приговоре к расстрелу либо к высылке 41 305 "бывших кулаков" и "уголовников".

В условиях всеобщего выступления местных руководителей против политики Сталина страна оказалась перед угрозой столкновения между центром и провинциями. При этом инициативу местных партийных руководителей активно поддержало руководство наркомата внутренних дел СССР во главе с Н.И. Ежовым. Поэтому последовавшие массовые репрессии получили название "ежовщина".

Поиск врагов народа среди представителей классов и социальных групп, господствовавших в дореволюционном обществе, противоречил курсу Сталина на возвращение этим людям политических прав в полном объеме, который он ясно определил в своем докладе 25 ноября 1936 г. о Конституции СССР. Однако арестами и расстрелами бывших кулаков, помещиков, священников и других репрессии не ограничились. Следствием шумной кампании, развязанной инициаторами репрессий, стала шпиономания, в ходе которой арестам подвергались и другие советские люди, включая членов партии. Это стало возможным потому, что Сталин и его сторонники оказались временно в меньшинстве и подчинились воле большинства членов Центрального комитета партии.

В этих условиях распоясались клеветники, писавшие доносы на неугодных им людей. При этом после ареста каждого оклеветанного ими коммуниста (на долю коммунистов пришлось 8% репрессированных) из партии исключали тех, кто давал "врагу народа" рекомендации, а также руководителей первичной организаций, родственников исключенного. В результате число членов партии стало стремительно сокращаться.

Позже на XVIII съезде ВКП(б) А.А. Жданов сообщил о секретаре Иссинского райкома ВКП(б) Калякайкине, который "в течение короткого срока из общего числа парторганизации в 175 человек... исключил из партии 58 человек. Калякайкин делал таким образом: как только он исключал кого-нибудь из партии, то сейчас же ставил вопрос о привлечении к партийной ответственности всех коммунистов, имевших какое-либо отношение к исключенному".

Жданов сообщал о некоей Песковской, которая организовала "исключение из партии 156 коммунистов, что составляло 64% организации", Ключевого района Актюбинской области. Некий Кудрявцев, занимавший, по словам Жданова, руководящую должность "в одной из партийных организаций Украины", лишь в одном из обкомов партии "в течение 5-6 дней... разогнал аппарат обкома, снял почти всех заведующих отделами обкома, разогнал 12-15 инструкторов и заменил даже технический аппарат обкома". Затем Кудрявцев "приступил к разгрому горкомов и райкомов". За короткое время он "снял с работы 15 секретарей и целый ряд работников". Судя по докладу Жданова и выступлениям других ораторов на съезде, подобных людей было немало.

На январском (1938 г.) пленуме ЦК ВКП(б) с докладом "Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии и формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков" выступил Г.М. Маленков. В принятом постановлении было подчеркнуто: "Осуждение практики формального и бездушно-бюрократического отношения к судьбе членов партии, об исключении из партии членов партии, или о восстановлении исключенных из партии". Одновременно из кандидатов в члены Политбюро был исключен П.П. Постышев, один из наиболее рьяных "охотников на ведьм". Вскоре он был арестован. Начались аресты и других инициаторов репрессий.

Однако репрессии продолжались, поскольку руководство НКВД к этому времени вышло из-под партийного контроля. Одновременно ряд руководителей НКВД встали на путь подготовки заговора с целью захвата власти.

Ежовщина была прекращена лишь в ноябре 1938 года, когда было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), подписанное И.В. Сталиным и В.М. Молотовым. В нем решительно осуждался произвол, допущенный в ходе массовых репрессий, распускались "тройки". Постановление потребовало от НКВД и прокуратуры строго соблюдать правовые нормы. В том же месяце Н.И. Ежов был снят с поста наркома внутренних дел СССР, а ряд его заместителей были арестованы. В апреле 1939 г. был арестован и сам Ежов.

Частичный и временный реванш противников Cталинской конституции и фактическая реанимация ими атмосферы и методов Гражданской войны носили, можно сказать, черты абсурдного фарса, если бы этот фарс не был столь трагичным. В то же время абсурдность ежовщины проявилась и в том, что сами авторы заявок на аресты и расстрелы, а также Ежов и его команда оказались репрессированы. Было очевидно, что лица, упорно державшиеся за отжившие методы управления быстро развивавшейся страной, изжили себя как политические руководители. Аресты инициаторов репрессий и прекращение ежовщины устранили серьезную угрозу советскому строю.

Кадровые последствия 37-го года

Потрясения, которые пережила партия в ходе событий 1937-1938 гг., привели к существенным переменам в кадровом составе руководящего состава партии. В своем отчетном докладе на XVIII съезде Сталин говорил о необходимости смело и своевременно выдвигать молодые кадры, заявляя о верности тому курсу на выдвижение к руководству более молодых, более образованных людей, который был им ясно определен на февральско-мартовском (1937 г.) пленуме ЦК. Он сказал: "За отчетный период партия сумела выдвинуть на руководящие посты по государственной и партийной линии более 500 тысяч молодых большевиков, партийных и примыкающих к партии". При этом многие из них стали секретарями областных или республиканских партийных организаций. Председатель мандатной комиссии XVIII съезда Г.М. Маленков сообщил, что из 2040 делегатов съезда "имеется 618 товарищей, которые выдвинуты за период с XVII съезда партии на руководящую партийную, хозяйственную, советскую работу с низовой работы".

Омоложение высших кадров партии привело к заметному росту их уровня образованности. Если на XVII съезде партии число делегатов с высшим образованием было около 10%, а на XVIII съезде - 26,5%. В то время как на XVII съезде число делегатов со средним образованием было 31%, то на XVIII съезде таких было 46%. В целом в 1934 г. лица с высшим и средним образованием составляли менее половины высшей партийной элиты, а в 1939 г. на их долю приходилось абсолютное большинство.

В отличие от старых руководящих кадров, новые успели получить законченное высшее образование, как правило техническое, и обрели опыт руководящей работы на советских промышленных предприятиях, нередко на новостройках пятилетки. Новые руководители представляли собой слой советских людей, сформировавашихся как руководители в период созидательного труда, а не в годы Гражданской войны. Как руководители они привыкли решать задачи мирного строительства в родной стране, а не призывать идти в бой под лозунгами мировой революции. Зато они были преисполнены энтузиазма самоотверженного строительства пятилеток.

Они были ближе к народу, его чаяниям, его культуре, чем те, кто уже в течение 20 лет стоял у власти.

Изменения в кадровом составе партийных, хозяйственных и советских организаций можно видеть по биографиям многих видных деятелей Советского Союза, таких как Громыко, Пономаренко, Брежнев, Косыгин, Тевосян, Завенягин, Ванников, Бенедиктов, Зверев, Первухин, Сабуров и другие. Как правило, они получили среднее, а затем высшее образование в 20-е годы, затем работали по приобретенной профессии. В 1937-1938 гг. многие из них были направлены на руководящую работу.

Один из тех, кто занял руководящее положение в хозяйственном наркомате, Н.К. Байбаков, говорил про Сталина: "Ему нравились знающие свое дело люди, особенно "новая волна" специалистов, пришедших на производство в советское время, питомцы нового строя, которых он мог по справедливости считать и своими питомцами. И нас он слушал, как мне кажется, с особым чувством - это нам, тогда молодым людям из рабфаков и институтов, предстояло обживать будущее... И он таких всячески поддерживал, выдвигал на руководящие посты, ведь не зря знаменитые "сталинские наркомы" - это 30-35-летние люди (в основном) с неизрасходованной энергией и верой, что будущее будет построено именно ими".

Эти люди возглавили производство в предвоенные годы и в годы войны. Их усилиями в немалой степени достигнуты успехи в создании количественного и качественного превосходства в вооружениях со второй половины войны, которое обеспечило победу Красной армии.

Ныне буржуазная пропаганда продолжает уверять, будто после арестов военачальников, участвовавших в заговоре Тухачевского, высший начальствующий состав Красной армии был уничтожен и этим, мол, объясняются наши поражения в 1941-1942 годах. Хотя в ходе огульных репрессий было немало оклеветанных высших советских офицеров, значительное число из них было освобождено, и затем они сыграли выдающуюся роль в ходе войны: будущий маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, будущие генералы армии А.В. Горбатов и С.И. Богданов, будущий вице-адмирал Г.Н. Холостяков и другие.

В то же время военачальники, которые пришли на смену Тухачевскому и другим, отнюдь не были слабыми и плохо подготовленными командирами, как это ныне утверждается в ряде лживых материалах об истории войны. Преимущество тогдашних советских военачальников был вынужден признать даже Геббельс. Прочтя книгу с биографическими данными и портретами советских генералов и маршалов, он записал в своем дневнике 16 марта 1945 г.: "Эти маршалы и генералы в среднем исключительно молоды, почти никто из них не старше 50 лет. Они имеют богатый опыт революционно-политической деятельности, являются убежденными большевиками, чрезвычайно энергичными людьми, а на их лицах можно прочесть, что они имеют хорошую народную закваску. В своем большинстве это дети рабочих, сапожников, мелких крестьян и т.п. Короче говоря, я вынужден сделать неприятный вывод, что военные руководители Советского Союза являются выходцами из более хороших народных слоев, чем наши собственные".

Факты свидетельствуют, что несмотря на урон, понесенный страной от навязанных ей репрессий, социалистический строй за 20 с лишним лет создал мощный человеческий потенциал. Великая Победа советского народа опровергает миф о том, что репрессии 1937-1938 гг. подорвали мощь Советского государства и привели его к поражению.

Теоретические выводы из событий 1937 года

События 1937-1938 гг. показали, что выступление многих местных руководителей против политики руководства страны было чревато ее распадом. Лишь активные действия центрального руководства страны предотвратили новую гражданскую войну. Вряд ли можно считать случайным то, что на XVIII съезде в марте 1939 г. Сталин поставил вопрос о пересмотре положений марксизма в роли государства. В своем докладе он заявил: "Нельзя требовать от классиков марксизма, отделенных от нашего времени периодом в 45-55 лет, чтобы они предвидели все и всякие случаи зигзагов истории в каждой стране в далеком будущем.

Было бы смешно требовать, чтобы классики марксизма выработали для нас готовые решения на все и всякие теоретические вопросы, которые могут возникнуть в каждой отдельной стране спустя 50-100 лет, с тем чтобы мы, потомки классиков марксизма, имели возможность спокойно лежать на печке и жевать готовые решения. (Общий смех.) Но мы можем и должны требовать от марксистов-ленинцев нашего времени, чтобы они не ограничивались заучиванием отдельных общих положений марксизма, чтобы они вникали в существо марксизма, чтобы они научились учитывать опыт двадцатилетнего существования социалистического государства в нашей стране, чтобы они научились, наконец, опираясь на этот опыт и исходя из существа марксизма, конкретизировать отдельные общие положения марксизма, уточнять и улучшать их".

Указывая на исторические особенности современного развития, Сталин предложил отказаться от старого марксистского положения об отмирании государства по мере движения к коммунизму. Он заявил, что государство может сохраниться и при коммунизме, "если не будет ликвидировано капиталистическое окружение, если не будет уничтожена опасность военных нападений извне".

Сталин указывал, что сейчас, после ликвидации эксплуататорских классов, необходимость в их подавлении с помощью государства отпала, но потребность в сохранении государства сохранилась. Он указал на то, что у Советского государства "вместо функции подавления... появилась функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Сохранилась полностью функция военной защиты страны от нападений извне, стало быть, сохранились также Красная армия, Военно-морской флот и разведка, необходимые для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой... Они своим острием обращены уже не внутрь страны, а вовне ее, против внешних врагов".

Сталин указал и на другие направления государственной деятельности: "Сохранилась и получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов". На вопросах воспитательной работы Сталин и Жданов особо остановились в своих докладах на съезде партии.

Объясняя важность идейно-воспитательной работы, Сталин повторил и развил в отчетном докладе ЦК мысли, которые он не раз высказывал прежде. Он сказал: "Чем ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознательность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе, тем вероятнее измельчание и вырождение самих работников в деляг-крохоборов, тем вероятнее их перерождение".

Подчеркивая решающее место марксистско-ленинской теории в процессе образовательной подготовки, Сталин говорил: "Выращивание и формирование молодых кадров протекает у нас обычно по отдельным отраслям науки и техники, по специальностям. Это необходимо и целесообразно. Нет необходимости, чтобы специалист-медик был вместе с тем специалистом по физике или ботанике и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание которой должно быть обязательным для большевиков всех отраслей науки, - это марксистско-ленинская наука об обществе, о законах развития общества, о законах развития социалистического строительства, о победе коммунизма. Ибо нельзя считать действительным ленинцем именующего себя ленинцем, но замкнувшегося в свою специальность, замкнувшегося, скажем, в математику, ботанику или химию и не видящего ничего дальше своей специальности. Ленинец не может быть только специалистом облюбованной им отрасли науки - он должен быть вместе с тем политиком-общественником, живо интересующимся судьбой своей страны, знакомым с законами общественного развития, умеющим пользоваться этими законами и стремящимся быть активным участником политического руководства страной. Это будет, конечно, дополнительной нагрузкой для большевиков-специалистов. Но это будет такая нагрузка, которая окупится потом с лихвой".

"Краткий курс" - мощное идейное оружие партии

О том огромном значении, которое придавал Сталин изучению теории научного коммунизма и пониманию истории с марксистско-ленинских позиций в идейной борьбе, свидетельствовало то, что в разгар политического кризиса 1937 г., когда развертывались драматические события в связи с заговором Тухачевского, 6 мая 1937 г. в "Правде" было опубликовано письмо И.В. Сталина к составителям учебника истории ВКП(б).

В первых же строках своего письма Сталин выразил свое неудовлетворение существовавшими тогда учебниками по истории ВКП(б). Прежде всего Сталин обращал внимание на то, что те учебники "излагают историю ВКП(б) вне связи с историей страны". В отличие от Троцкого и других, преувеличивавших роль мировых общественных процессов и принижавших значение российской истории, для Сталина развитие большевистской партии всегда было неразрывно связано с судьбой нашей страны.

Поэтому Сталин предлагал составителям нового учебника истории партии "предпослать каждой главе (или разделу) учебника краткую историческую справку об экономическом положении страны. Без этого история ВКП(б) будет выглядеть не как история, а как легкий и непонятный рассказ о делах минувших". Такой учебник истории позволил бы тем, кто его изучает, воспринимать неразрывную связь между судьбами партии и народов СССР, способствовал бы укреплению патриотизма коммунистов и всех советских людей.

Во-вторых, Сталин осуждал прежние учебники за то, что они "ограничиваются рассказом, простым описанием событий и фактов борьбы течений, не давая необходимого марксистского объяснения". Сталин требовал, чтобы в учебнике было обращено внимание на "а) наличие в дореволюционной России как новых, современных с точки зрения капитализма, классов, так и старых, докапиталистических классов, б) на мелкобуржуазный характер страны, в) на разнородный состав рабочего класса - как на условия, благоприятствовавшие существованию множества течений и фракций в партии и в рабочем классе. Без этого обилие фракций и течений останется непонятным". Классовый подход к истории рабочего класса и коммунистической партии должен был вооружать умением обнаруживать классовую и социальную природу тех или иных группировок и течений в современном советском обществе и коммунистической партии.

Сталин писал, что "нужно... не только излагать в тоне простого рассказа факты ожесточенной борьбы течений и фракций, но и дать марксистское объяснение этим фактам, указав, что борьба большевиков с антибольшевистскими течениями и фракциями была... принципиальной... борьбой за ленинизм". Сталин замечал: "Без таких разъяснений борьба фракций и течений в истории ВКП(б) будет выглядеть как непонятная склока, а большевики - как неисправимые и неугомонные склочники и драчуны". Будущие читатели учебника истории партии научились распознавать идейные корни тех острых разногласий, которые существовали в партии в прошлом и могли стать источником новых разногласий в будущем.

В-третьих, Сталин осудил прежние учебники истории партии за то, что они "страдают неправильностью конструкции, неправильностью периодизации событий". Сталин предлагал свою схему периодизации истории партии, хотя не считал ее идеальной.

С сентября 1938 г. главным пособием в распространении марксистско-ленинского учения стала книга "История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс". Содержание "Краткого курса" в основном соответствовало тем указаниям и краткому плану, которые были перечислены в письме И.В. Сталина "составителям учебника истории ВКП(б)" от 6 мая 1937 года.

Если в мае 1937 г. речь шла об "учебнике истории ВКП(б)", то конечный результат был назван Сталиным "кратким курсом". Такой выбор названия вряд ли был случайным. Сталин давал понять, что история, изложенная в этой книге, представляет собой сокращенное и в значительной степени схематичное изложение значительно более сложной и противоречивой подлинной истории партии. Дидактический схематизм "Краткого курса" усиливался простотой изложения. К тому же каждая из его 12 глав завершалась "краткими выводами", в которых были даны недвусмысленные, категоричные оценки положения страны, развития рабочего класса России и социал-демократической, а затем большевистской (коммунистической) партии.

В первой половине книги (с 1-й по 6-ю главу включительно) рассказывалось о развитии общественных процессов в России и прежде всего об обострении в ней классовой борьбы, что привело сначала к Первой русской революции 1905-1907 гг., а затем и к Февральской. Вторая половина книги была посвящена событиям последних 20 лет начиная с апреля 1917 до декабря 1937 года. От главы к главе повествование раскрывало движущие силы общественного процесса, историческую закономерность трех русских революций, а затем и победы первого в мире социалистического общественного порядка.

О том, что, по мнению Сталина, потребность в учебном пособии по истории партии возросла после событий 1937- 1938 гг., свидетельствовало его выступление 10 октября 1938 г. на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) по вопросам партийной пропаганды в связи с выходом в свет "Краткого курса истории ВКП(б)". Объясняя, почему некоторые члены партии стали сторонниками Бухарина и Троцкого, он говорил: "Что же с ними случилось? Это были кадры, которые не переварили крутого поворота в сторону колхозов, не смогли объяснить этого поворота, потому что политически не были подкованы, не знали законов развития общества, законов экономического развития, законов политического развития. Я говорю о тех рядовых и средних троцкистах и бухаринцах, которые занимали довольно серьезные посты - кто был секретарем обкома, кто был наркомом, кто заместителем наркома... Почему? Оказались политически неподкованными, оказались теоретически необразованными, оказались людьми, которые не знают законов политического развития, и поэтому им не удалось переварить того крутого поворота, который называется поворотом в сторону колхозов... Так как многие из наших кадров оказались политически слабо подкованными, теоретически плохо подготовленными людьми, которые не знали законов исторического развития, которые считали, что ничего из этого не выйдет, вот на этой базе мы потеряли значительные кадры, способных людей".

Сталин объяснял это недостатками идейно-политического образования коммунистов: "Это значит, что мы дело теоретической подготовки наших кадров прозевали... Этот пробел мы можем восполнить. Это начинается с издания краткого курса истории".

Сталин продолжал: "Обычно история партии, как и всякая другая история, состоит в том, что излагаются факты, излагаются связно, даются некоторые наметки по части связи этих явлений между собой, затем идут хронологические даты, годы и т.п. Вот вам и история! Краткий курс истории представляет собой совершенно другой тип истории партии. Собственно, история партии тут взята как иллюстрационный материал для изложения в связном виде основных идей марксизма-ленинизма. Исторический материал служит служебным материалом... Это курс истории с уклоном в сторону теоретических вопросов, в сторону изучения законов исторического развития".

Сталин видел в новой книге пособие для изучения законов диалектического развития общества, знание которых позволяло не только понять прошлое, но и предвидеть будущее. В 4-й главе книги почти 30 страниц было посвящено краткому изложению основ диалектического и исторического материализма. Этот раздел главы ("О диалектическом и историческом материализме"), который был написан Сталиным, стал существенным дополнением к плану, изложенному им в мае 1937-го.

Заключение "Краткого курса" напоминало, что "овладеть марксистско-ленинской теорией вовсе не значит заучить все ее формулы и выводы и цепляться за каждую букву этих формул и выводов. Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно прежде всего научиться различать между ее буквой и сущностью... Партия большевиков не сумела бы победить в Октябре 1917 г., если бы ее передовые кадры не овладели бы теорией марксизма, если бы не научились смотреть на эту теорию как на руководство к действию, если бы не научились двигать вперед марксистскую теорию, обогащая ее новым опытом классовой борьбы пролетариата".

Авторы "Краткого курса" видели в марксистско-ленинской теории созидательную силу, позволяющую осуществлять обусловленные историей глубокие общественные преобразования. Поэтому овладение основами марксизма-ленинизма, диалектическим методом познания действительности рассматривалось как важнейшее условие дальнейшего развития советского общества.

"Краткий курс" не только доказывал объективную необходимость революций в России и послереволюционных общественных преобразований, но и обосновывал правильность деятельности коммунистической партии в реализации этих общественных процессов. Одновременно "Краткий курс" последовательно раскрывал ошибочную позицию антибольшевистских партий и платформ, а затем их контрреволюционную и преступную деятельность.

Как это и следовало из программы переобучения партийных кадров, изложенной Сталиным, "Краткий курс" был предназначен прежде всего партийным кадрам. Он подчеркивал, что "именно потому, что она (эта книга. - Прим. авт.) демонстрирует на исторических фактах, она убедительна для наших кадров, работающих интеллектом, для людей рассуждающих, которые слепо за нами не пойдут".

Он замечал: "Мы мало внимания обращали на подготовку нашей интеллигенции, на людей, которые работают в нашем руководящем аппарате... Книга эта обращается прежде всего к нашим кадрам, которые мы прозевали".

В то же время Сталин оговаривался: "Слова товарища Жданова насчет того, что книга обращается прежде всего к кадрам, нельзя понимать так, что мы поворачиваемся спиной к рабочим или крестьянам". Очевидно, что книга была предназначена и для лиц физического труда, не имеющих высшего образования.

О том, что "Краткий курс" был предназначен не только для узкой прослойки партийных руководителей, свидетельствовали его огромные тиражи, которые намного превосходили численность партийных кадровых работников и даже всех коммунистов страны. В своем докладе на съезде Жданов сообщал: "Краткий курс истории ВКП(б)" на русском языке разошелся тиражом около 12 миллионов экземпляров, да и на других языках народов СССР около 2 миллионов экземпляров. "Краткий курс истории ВКП(б)" переведен на 28 иностранных языков и издан уже в числе свыше 673 тысяч экземпляров. Надо прямо сказать, что за время существования марксизма это первая марксистская книга, получившая столь широкое распространение". В дальнейшем "Краткий курс" неоднократно переиздавался. Огромные тиражи новой книги означали, что она должна стать пособием для марксистско-ленинского воспитания значительной части советского народа.

Дочь Сталина, Светлана, которой в это время было 12 лет, позже вспоминала, что ее отец подарил ей сигнальный номер "Краткого курса" и надеялся, что она прочтет эту книгу. Из этого следует, что книга, написанная просто и доступна, по мысли Сталина, могла быть прочитана не только студентами, но и школьниками.

Надежды Сталина на огромную политико-воспитательную роль "Краткого курса" в последующие годы оправдались. Эту книгу внимательно изучали во всех высших учебных заведениях. С отдельными выдержками из нее знакомили школьников. "Краткий курс" стал главным пособием в системе партийной учебы. Эту книгу в картонном переплете можно было увидеть в домашних библиотеках коммунистов и беспартийных.

Хотя в своем докладе на закрытом заседании ХХ съезда партии Хрущёв резко осудил "Краткий курс", заявив, что это "книга... проникнутая культом личности", в первом томе "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.", выпущенном в 1960 г., то есть в разгар кампании Хрущёва против культа личности и "Краткого курса", было сказано: "В этой книге освещался исторический путь, пройденный партией, показаны были великие победы, одержанные под ее руководством, значение непоколебимого единства партии и народа. "Краткий курс" помогал воспитывать социалистический патриотизм в советском народе, вселял уверенность в исторической непобедимости социализма, непобедимости дела Коммунистической партии".

Политруки Великой Отечественной войны вспоминали, что они постоянно носили с собой "Краткий курс", так как с этой книгой они проводили занятия с членами партии и комсомольцами на фронте. "Краткий курс" стал незаменимым пособием по политическому воспитанию миллионов бойцов на фронте и тружеников тыла в годы войны. Яркая и убедительная аргументация "Краткого курса" стала мощным и эффективным оружием в борьбе за победу советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В последние годы горбачёвской перестройки "Краткий курс" стал объектом яростных нападок со стороны тех, кто вел дело к реставрации капиталистического строя. Поэтому до сих пор эта книга служит жупелом в ходе непрекращающейся антисоветской пропаганды. Врагам Советской власти не только претит содержание "Краткого курса", доказавшего закономерность крушения капитализма и победу социализма. Их раздражает сама научная логика изложения истории. Они предпочитают собрания лживых баек и анекдотов о прошлом в духе Резуна или Радзинского и усиленно навязывают обывательское прочтение истории всему населению России.

Вопреки клеветническим утверждениям, будто "Краткий курс" искалечил представления всех советских людей о прошлом, еще задолго до начала перестройки, сразу же после ХХ съезда, эта книга оказалась под фактическим запретом и целые поколения советских людей не читали его. Ныне эта книга востребована не в меньшей степени, чем в советское время.

Однако изложение истории нашей страны и коммунистической партии охватывает в "Кратком курсе" лишь первые 20 лет Советской власти. Теперь важно рассказать членам партии и всем, кому дороги идеи коммунизма и память о первой стране социализма, что же произошло в последующие годы. "Краткий курс" можно было бы продолжить, осветив в новых главах события после 1937 г. вплоть до наших дней. Такое продолжение "Краткого курса" было бы востребовано всеми, кто ищет марксистко-ленинское объяснение нашей истории и стремится дать научно обоснованный ответ на искаженные интерпретации прошлого.

В этой статье автор делал особый акцент на Заключении "Краткого курса", всячески выделяя ценнейшие уроки и пророческие выводы из обретенного партией опыта борьбы. Это действительно надо помнить всем нам! Редакция решила полностью воспроизвести здесь знаменательные страницы Заключения.

Газета "Советская Россия", 30/08/2012.

*   *   *   *   *   *   *

История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
Краткий курс.

Заключение

1) История партии учит прежде всего, что победа пролетарской революции, победа диктатуры пролетариата невозможна без революционной партии пролетариата, свободной от оппортунизма, непримиримой в отношении соглашателей и капитулянтов, революционной в отношении буржуазии и ее государственной власти.

История партии учит, что оставить пролетариат без такой партии - значит оставить его без революционного руководства, оставить же его без революционного руководства - значит провалить дело пролетарской революции.

История партии учит, что такой партией не может быть обычная социал-демократическая партия западноевропейского типа, воспитанная в условиях гражданского мира, плетущаяся в хвосте за оппортунистами, мечтающая о "социальных реформах" и боящаяся социальной революции.

История партии учит, что такой партией может быть лишь партия нового типа, марксистско-ленинская партия, партия социальной революции, способная подготовить пролетариат к решительным схваткам с буржуазией и организовать победу пролетарской революции.

Такой партией в СССР является большевистская партия.

"В период предреволюционный, - пишет товарищ Сталин, - в период более или менее мирного развития, когда партии II Интернационала представляли в рабочем движении господствующую силу, а парламентские формы борьбы считались основными формами, - в этих условиях партия не имела и не могла иметь того серьезного и решающего значения, которое она приобрела потом, в условиях открытых революционных схваток. Защищая II Интернационал от нападок, Каутский говорит, что партии II Интернационала являются инструментом мира, а не войны, что именно поэтому они оказались не в силах предпринять что-либо серьезное во время войны, в период революционных выступлений пролетариата. Это совершенно верно. Но что это значит? Это значит, что партии II Интернационала непригодны для революционной борьбы пролетариата, что они являются не боевыми партиями пролетариата, ведущими рабочих к власти, а избирательным аппаратом, приспособленным к парламентским выборам и парламентской борьбе. Этим собственно и объясняется тот факт, что в период господства оппортунистов II Интернационала основной политической организацией пролетариата была не партия, а парламентская фракция. Известно, что на деле партия в этот период была придатком и обслуживающим элементом парламентской фракции. Едва ли нужно доказывать, что в таких условиях и с такой партией во главе не могло быть и речи о подготовке пролетариата к революции.

Дело, однако, изменилось в корне с наступлением нового периода. Новый период есть период открытых столкновений классов, период революционных выступлений пролетариата, период пролетарской революции, период прямой подготовки сил к свержению империализма, к захвату власти пролетариатом. Этот период ставит перед пролетариатом новые задачи о перестройке всей партийной работы на новый, революционный лад, о воспитании рабочих в духе революционной борьбы за власть, о подготовке и подтягивании резервов, о союзе с пролетариями соседних стран, об установлении прочных связей с освободительным движением колоний и зависимых стран и т.п. Думать, что эти новые задачи могут быть разрешены силами старых социал-демократических партий, воспитанных в мирных условиях парламентаризма, - значит обречь себя на безнадежное отчаяние, на неминуемое поражение. Оставаться с такими задачами на плечах при старых партиях во главе - значит оказаться в состоянии полного разоружения. Едва ли нужно доказывать, что пролетариат не мог примириться с таким положением.

Отсюда необходимость новой партии, партии боевой, партии революционной, достаточно смелой для того, чтобы повести пролетариев на борьбу за власть, достаточно опытной для того, чтобы разобраться в сложных условиях революционной обстановки, и достаточно гибкой для того, чтобы обойти все подводные камни на пути к цели.

Без такой партии нечего и думать о свержении империализма, о завоевании диктатуры пролетариата.

Эта новая партия есть партия ленинизма" (Сталин. Вопросы ленинизма. С.62-63).

2) История партии учит, далее, что партия рабочего класса не может выполнить роли руководителя своего класса, а также роли организатора и руководителя пролетарской революции, если она не овладела передовой теорией рабочего движения - марксистско-ленинской теорией.

Сила марксистско-ленинской теории состоит в том, что она дает партии возможность ориентироваться в обстановке, понять внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход событий и распознать не только то, как и куда развиваются события в настоящем, но и то, как и куда они должны развиваться в будущем.

Только партия, овладевшая марксистско-ленинской теорией, может двигаться вперед уверенно и вести рабочий класс вперед.

И наоборот: партия, не овладевшая марксистско-ленинской теорией, вынуждена бродить ощупью, теряет уверенность в своих действиях, неспособна вести вперед рабочий класс.

Может показаться, что овладеть марксистско-ленинской теорией - значит добросовестно заучить отдельные выводы и положения, имеющиеся в произведениях Маркса - Энгельса - Ленина, научиться вовремя цитировать их и успокоиться на этом, надеясь, что заученные выводы и положения пригодятся для любой обстановки, на все случаи жизни. Но такой подход к марксистско-ленинской теории совершенно неправильный. Марксистско-ленинскую теорию нельзя рассматривать как собрание догматов, как катехизис, как символ веры, а самих марксистов - как буквоедов и начетчиков. Марксистско-ленинская теория есть наука о развитии общества, рабочем движении, пролетарской революции, строительстве коммунистического общества. Она, как наука, не стоит и не может стоять на одном месте - она развивается и совершенствуется. Понятно, что в своем развитии она не может не обогащаться новым опытом, новыми знаниями, а отдельные ее положения и выводы не могут не изменяться с течением времени, не могут не заменяться новыми выводами и положениями, соответствующими новым историческим условиям.

Овладеть марксистско-ленинской теорией вовсе не значит заучить все ее формулы и выводы и цепляться за каждую букву этих формул и выводов. Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно прежде всего научиться находить различия между ее буквой и сущностью.

Овладеть марксистско-ленинской теорией - значит усвоить существо этой теории и научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов революционного движения в различных условиях классовой борьбы пролетариата.

Овладеть марксистско-ленинской теорией - значит уметь обогащать эту теорию новым опытом революционного движения, новыми положениями и выводами, уметь развивать ее и двигать вперед, не останавливаясь перед тем, чтобы, исходя из существа теории, заменить некоторые ее положения и выводы, ставшие уже устаревшими, новыми положениями и выводами, соответствующими новой исторической обстановке.

Марксистско-ленинская теория есть не догма, а руководство к действию.

До второй русской революции (февраль 1917 г.) марксисты всех стран считали парламентарную демократическую республику наиболее целесообразной формой политической организации общества в период перехода от капитализма к социализму. Правда, Маркс указывал в 70-х годах, что не парламентарная республика, а политическая организация типа Парижской коммуны - наиболее целесообразная форма диктатуры пролетариата. Но, к сожалению, это указание Маркса не получило дальнейшего развития в его трудах и было предано забвению. Кроме того, авторитетное заявление Энгельса в его критике проекта Эрфуртской программы в 1891 году, что "демократическая республика... является... специфической формой для диктатуры пролетариата", не оставляло сомнения, что марксисты продолжают считать демократическую республику политической формой для диктатуры пролетариата. Это положение Энгельса стало потом руководящим началом для всех марксистов, в том числе и для Ленина. Однако русская революция 1905 года и особенно революция февраля 1917 года выдвинули новую форму политической организации общества - Советы рабочих и крестьянских депутатов. На основании изучения опыта двух революций в России Ленин, исходя из теории марксизма, пришел к выводу, что наилучшей политической формой диктатуры пролетариата должна стать не парламентарная демократическая республика, а республика Советов. На этом основании Ленин в апреле 1917 года, в период перехода от буржуазной революции к социалистической, выдвинул лозунг организации республики Советов как лучшей политической формы диктатуры пролетариата. Оппортунисты всех стран стали цепляться за парламентарную республику, обвиняя Ленина в отходе от марксизма, в разрушении демократии. Но настоящим марксистом, овладевшим теорией марксизма, был, конечно, Ленин, а не оппортунисты, ибо Ленин двигал вперед марксистскую теорию, обогащая ее новым опытом, а оппортунисты тянули ее назад, превращали одно из ее положений в догму.

Что было бы с партией, с нашей революцией, с марксизмом, если бы Ленин спасовал перед буквой марксизма и не решился заменить одно из старых положений марксизма, сформулированное Энгельсом, новым положением о республике Советов, соответствующим новой исторической обстановке? Партия блуждала бы в потемках, Советы были бы дезорганизованы, у нас не было бы Советской власти, марксистская теория потерпела бы серьезный урон. Проиграл бы пролетариат, выиграли бы враги пролетариата.

Изучая доимпериалистический капитализм, Энгельс и Маркс пришли к выводу, что социалистическая революция не может победить в одной отдельно взятой стране, что она может победить лишь при одновременном ударе во всех или в большинстве цивилизованных стран. Это было в середине XIX столетия. Этот вывод стал потом руководящим положением для всех марксистов. Однако к началу XX столетия капитализм доимпериалистический перерос в капитализм империалистический, капитализм восходящий превратился в капитализм умирающий. На основании изучения империалистического капитализма Ленин, исходя из марксистской теории, пришел к выводу, что старая формула Энгельса и Маркса уже не соответствует новой исторической обстановке, что социалистическая революция вполне может победить в одной отдельно взятой стране. Оппортунисты всех стран стали цепляться за старую формулу Энгельса и Маркса, обвиняя Ленина в отходе от марксизма. Но настоящим марксистом, овладевшим теорией марксизма, был, конечно, Ленин, а не оппортунисты, ибо Ленин двигал вперед марксистскую теорию, обогащая ее новым опытом, а оппортунисты тянули ее назад, превращали ее в мумию.

Что было бы с партией, с нашей революцией, с марксизмом, если бы Ленин спасовал перед буквой марксизма, если бы у него не хватило теоретического мужества откинуть один из старых выводов марксизма, заменив его новым выводом о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, соответствующим новой исторической обстановке? Партия блуждала бы в потемках, пролетарская революция лишилась бы руководства, марксистская теория начала бы хиреть. Проиграл бы пролетариат, выиграли бы враги пролетариата.

Оппортунизм не всегда означает прямое отрицание марксистской теории или ее отдельных положений и выводов. Оппортунизм проявляется иногда в попытках уцепиться за отдельные положения марксизма, ставшие уже устаревшими, и превратить их в догмы, чтобы задержать тем самым дальнейшее развитие марксизма, а следовательно, задержать развитие революционного движения пролетариата.

Можно сказать без преувеличения, что после смерти Энгельса величайшим теоретиком стал Ленин, а после Ленина - Сталин и другие ученики Ленина. Они были единственными марксистами, которые двигали вперед марксистскую теорию и обогатили ее новым опытом в новых условиях классовой борьбы пролетариата.

И именно потому, что Ленин и ленинцы двинули вперед марксистскую теорию, ленинизм продолжил развитие марксизма - марксизма в новых условиях классовой борьбы пролетариата, марксизма эпохи империализма и пролетарских революций, марксизма эпохи победы социализма на одной шестой части земли.

Партия большевиков не сумела бы победить в Октябре 1917 года, если бы ее передовые кадры не овладели теорией марксизма, если бы они не научились смотреть на эту теорию как на руководство к действию, если бы они не научились двигать вперед марксистскую теорию, обогащая ее новым опытом классовой борьбы пролетариата.

Критикуя немецких марксистов в Америке, взявших на себя дело руководства американским рабочим движением, Энгельс писал:

"Немцы не сумели сделать из своей теории рычаг, который привел бы в движение американские массы. Они в большинстве случаев сами не понимают этой теории и относятся к ней доктринерски и догматически, считая, что ее надо выучить наизусть - и этого уже достаточно на все случаи жизни. Для них это догма, а не руководство к действию" (К.Маркс и Ф.Энгельс. Т. 28. С. 606).

Критикуя Каменева и некоторых старых большевиков, цеплявшихся в апреле 1917 года за старую формулу революционной демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, в то время как революционное движение ушло вперед, требуя перехода к социалистической революции, Ленин писал:

"Наше учение не догма, а руководство для действия - так говорили всегда Маркс и Энгельс, справедливо издевавшиеся над заучиванием и простым повторением "формул", способных в лучшем случае лишь намечать общие задачи, необходимо видоизменяемые конкретной экономической и политической обстановкой каждой особой полосы исторического процесса... Необходимо усвоить себе ту бесспорную истину, что марксист должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня..." (Ленин. Т. 20. С. 100-101).

3) История партии учит, далее, что без разгрома мелкобуржуазных партий, действующих в рядах рабочего класса, толкающих отсталые слои рабочего класса в объятия буржуазии и разбивающих таким образом единство рабочего класса, - невозможна победа пролетарской революции.

История нашей партии есть история борьбы и разгрома мелкобуржуазных партий: эсеров, меньшевиков, анархистов, националистов. Без преодоления таких партий и изгнания их из рядов рабочего класса невозможно было бы добиться единства рабочего класса, а без единства рабочего класса невозможно было бы осуществить победу пролетарской революции.

Без разгрома этих партий, стоявших сначала за сохранение капитализма, а потом, после Октябрьской революции, за восстановление капитализма, невозможно было бы сохранить диктатуру пролетариата, победить иностранную военную интервенцию, построить социализм.

Неслучайно мелкобуржуазные партии, именовавшие себя для обмана народа "революционными" и "социалистическими", - эсеры, меньшевики, анархисты, националисты - стали контрреволюционными партиями уже перед Октябрьской социалистической революцией, а впоследствии превратились в агентов иностранных буржуазных разведок, в банду шпионов, вредителей, диверсантов, убийц, изменников родины.

"Единство пролетариата, - пишет Ленин, - в эпоху социальной революции может быть осуществлено только крайней революционной партией марксизма, только беспощадной борьбой против всех остальных партий" (Ленин. Т. 26. С. 50).

4) История партии учит, далее, что без непримиримой борьбы с оппортунистами в своих собственных рядах, без разгрома капитулянтов в своей собственной среде партия рабочего класса не может сохранить единство и дисциплину своих рядов, сыграть свою роль организатора и руководителя пролетарской революции, а также роль строителя нового, социалистического общества.

История развития внутренней жизни нашей партии есть история борьбы и разгрома оппортунистических групп внутри партии - "экономистов", меньшевиков, троцкистов, бухаринцев, национал-уклонистов.

История партии учит, что все эти капитулянтские группы были, по сути дела, агентами меньшевизма внутри нашей партии, его охвостьем, его продолжением. Они, как и меньшевизм, сыграли роль проводников буржуазного влияния в рабочем классе и в партии. Поэтому борьба за ликвидацию этих групп в партии была продолжением борьбы за ликвидацию меньшевизма.

Не разбив "экономистов" и меньшевиков, мы не смогли бы построить партию и повести рабочий класс на пролетарскую революцию.

Не разбив троцкистов и бухаринцев, мы не смогли бы подготовить условия, необходимые для построения социализма.

Не разбив национал-уклонистов всех и всяких мастей, мы не смогли бы воспитать народ в духе интернационализма, отстоять знамя великой дружбы народов СССР и построить Союз Советских Социалистических Республик.

Может показаться, что большевики слишком много времени уделяли делу борьбы с оппортунистическими элементами в партии, что они переоценивали их значение. Но это неверно. Нельзя терпеть в своей среде оппортунизм, как нельзя терпеть язву в здоровом организме. Партия есть руководящий отряд рабочего класса, его передовая крепость, его боевой штаб. Нельзя допускать, чтобы в руководящем штабе рабочего класса сидели маловеры, оппортунисты, капитулянты, предатели. Вести смертельную борьбу с буржуазией, имея капитулянтов и предателей в своем собственном штабе, в своей собственной крепости, - значит попасть в положение людей, обстреливаемых и с фронта, и с тыла. Нетрудно понять, что такая борьба может кончиться лишь поражением. Крепости легче всего берутся изнутри. Чтобы добиться победы, нужно прежде всего очистить партию рабочего класса, его руководящий штаб, его передовую крепость от капитулянтов, дезертиров, штрейкбрехеров, предателей.

Неслучайно троцкисты, бухаринцы, национал-уклонисты, борясь с Лениным и партией, кончили тем же, чем кончили партии меньшевиков и эсеров, - стали агентами фашистских разведок, шпионами, вредителями, убийцами, диверсантами, изменниками родины.

"Имея в своих рядах реформистов, меньшевиков, - пишет Ленин, - нельзя победить в пролетарской революции, нельзя отстоять ее. Это очевидно принципиально. Это подтверждено наглядно опытом и России, и Венгрии... В России много раз бывали трудные положения, когда наверняка был бы свергнут советский режим, если бы меньшевики, реформисты, мелкобуржуазные демократы оставались внутри нашей партии..." (Ленин. Т. 25. С. 462-463).

"Если нашей партии, - пишет товарищ Сталин, - удалось создать в себе внутреннее единство и небывалую сплоченность своих рядов, то это прежде всего потому, что она сумела вовремя очиститься от скверны оппортунизма, сумела изгнать из партии ликвидаторов, меньшевиков. Путь развития и укрепления пролетарских партий проходит через их очищение от оппортунистов и реформистов, социал-империалистов и социал-шовинистов, социал-патриотов и социал-пацифистов. Партия укрепляется тем, что очищает себя от оппортунистических элементов" (Сталин. Вопросы ленинизма. С. 72).

5) История партии учит, далее, что партия не может сыграть своей роли руководителя рабочего класса, если она, увлекшись успехами, начинает зазнаваться, перестает замечать недостатки своей работы, боится признать свои ошибки и вовремя исправить их открыто и честно.

Партия непобедима, если она не боится критики и самокритики, не замазывает ошибок и недостатков своей работы, учит и воспитывает кадры на ошибках партийной работы, умеет вовремя исправлять свои ошибки.

Партия погибает, если она скрывает свои ошибки, затушевывает больные вопросы, прикрывает свои недочеты фальшивым парадом благополучия, не терпит критики и самокритики, проникается чувством самодовольства, отдается чувству самовлюбленности и начинает почивать на лаврах.

"Отношение политической партии, - пишет Ленин, - к ее ошибкам есть один из важнейших и вернейших критериев серьезности партии и исполнения ею на деле ее обязанностей к своему классу и к трудящимся массам. Открыто признать ошибку, вскрыть ее причины, проанализировать обстановку, ее породившую, обсудить внимательно средства исправить ошибку - вот это признак серьезной партии, вот это исполнение ею своих обязанностей, вот это - воспитание и обучение класса, а затем и массы" (Ленин. Т. 25. С. 200).

И дальше:

"Все революционные партии, которые до сих пор гибли, - гибли от того, что зазнавались, не умели видеть, в чем их сила, и боялись говорить о своих слабостях. А мы не погибнем, потому что не боимся говорить о своих слабостях, и научимся преодолевать слабость" (Ленин. Т. 27. С. 260-261).

6) История партии учит, что без широких связей с массами, без постоянного укрепления этих связей, без умения прислушиваться к голосу масс и понимать их наболевшие нужды, без готовности не только учить массы, но и учиться у масс партия рабочего класса не может быть действительно массовой партией, способной вести за собой миллионы рабочего класса и всех трудящихся.

Партия непобедима, если она умеет, как говорит Ленин, "связаться, сблизиться до известной степени, если хотите, слиться с самой широкой массой трудящихся, в первую очередь пролетарской, но также и с непролетарской трудящейся массой" (Ленин. Т. 25. С. 174).

Партия гибнет, если она замыкается в свою узкопартийную скорлупу, отрывается от масс и покрывается бюрократическим налетом.

"Можно признать, как правило, - пишет товарищ Сталин, - что пока большевики сохраняют связь с широкими массами народа, они будут непобедимыми. И наоборот: стоит большевикам оторваться от масс и потерять связь с ними, стоит им покрыться бюрократической ржавчиной, чтобы они лишились всякой силы и превратились в пустышку.

У древних греков в системе мифологии был один знаменитый герой - Антей, который был, как повествует мифология, сыном Посейдона - бога морей, и Геи - богини земли. Он питал особую привязанность к матери своей, которая его родила, вскормила и воспитала. Не было такого героя, которого бы он не победил - этот Антей. Он считался непобедимым героем. В чем состояла его сила? Она состояла в том, что каждый раз, когда ему в борьбе с противником приходилось туго, он прикасался к земле, к своей матери, которая родила и вскормила его, и получал новую силу. Но у него было все-таки свое слабое место - это опасность быть каким-либо образом оторванным от земли. Враги учитывали эту его слабость и подкарауливали его. И вот нашелся враг, который использовал эту его слабость и победил его. Это был Геркулес. Но как он его победил? Он оторвал его от земли, поднял на воздух, отнял у него возможность прикоснуться к земле и задушил его таким образом в воздухе.

Я думаю, что большевики напоминают нам героя греческой мифологии Антея. Они так же, как и Антей, сильны тем, что держат связь со своей матерью - с массами, которые породили, вскормили и воспитали их. И пока они держат связь со своей матерью, с народом, они имеют все шансы на то, чтобы остаться непобедимыми.

В этом ключ непобедимости большевистского руководства" (Сталин. О недостатках партийной работы).

Таковы основные уроки исторического пути, пройденного большевистской партией.

Газета "Советская Россия", 30/08/2012.

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное