Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эконометрика

  Все выпуски  

Эконометрика - выпуск 754


"Эконометрика", 754 выпуск, 6 июля 2015 года.

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

*   *   *   *   *   *   *

В российской правовой системе выявлен скрытый, сознательно организованный системный дефект, имеющий недопустимо высокий уровень риска запуска процесса гарантированного самоуничтожения, разрушения фундаментальных основ нашего общества и государства - доказывает Марат Мусин в статье "Влияние США на Конституцию России".

Что значит "Думать по-русски", размышляет Юрий Нечипоренко.

О 25 советских вещах (явлениях, обычаях), о которых не слышали за границей, рассказано в одноименной сводке.

Все вышедшие выпуски доступны в Архиве рассылки по адресу subscribe.ru/catalog/science.humanity.econometrika.

*   *   *   *   *   *   *

Влияние США на Конституцию России

Марат Мусин

Только сейчас Государственный департамент США официально признал, что в 1993 году Конституцию РФ, как и ряд ключевых законов нашей страны, писали американские советники. Никто тогда и предположить не мог, какие катастрофические последствия неотвратимо влечет за собой включение в основной закон побежденного в "холодной" войне государства двух принципиально новых положений:

статьи 13 п.2 и статьи 15 п.4. Всего две статьи американской версии Конституции РФ: отказ российского государства от защиты своих традиционных ценностей (идеологии) и признание приоритета международного права над внутригосударственным, сегодня позволили извне запустить механизм гарантированного самоуничтожения нашего тысячелетнего государства.

Победитель всегда диктует побежденному свои законы. Не стал исключением из этого правила и государственный переворот 1993 года, совершенный в Москве. По условиям капитуляции на месте второй промышленно-развитой страны мира должна была появиться классическая сырьевая колония. Гитлер, пролив море крови, так не смог достичь этой стратегической цели. Это был внешний враг. Но того, чего не смог достичь внешний враг, всего за двадцать лет добился внутренний. Ельцин и К при поддержке американской "пятой колонны" смогли уничтожить не только СССР, но и всю конкурентоспособную отечественную промышленность, на практике осуществив деиндустриализацию России.

Но изменился ли при этом тысячелетний цивилизационный код России. Изменилась ли вера, мораль и культурные ориентиры большинства народа, фундаментальные основы всего нашего бытия? Нет, не изменились. Более того, наш народ в массе своей так и не принял навязанные извне "реформы", воспринимая все происходящее как сознательное разрушение страны, откровенный грабеж и незаконный захват всенародного достояния криминальными элементами и компрадорами.

Но зачем американцы взялись переписывать еще и наши законы, выяснилось только сейчас. Вовсе не о строительстве демократической свободной России пеклись тогда их советники. США преследовали более масштабную цель, чем разрушение материальных основ национальной экономики и вытеснение с мировых рынков своего главного индустриального конкурента.

Их главной целью являлось получение гарантии, что Россия никогда не сможет возродиться. Для этого в российскую государственную машину заранее был встроен управляемый извне механизм гарантированного самоуничтожения России как цивилизованного многонационального государства, обеспечивающий разрушение фундаментальных гуманитарных основ всего нашего бытия.

Эта мина замедленного действия должна была сработать в случае ослабления США или возникновения у американцев каких-нибудь серьезных проблем, чтобы исключить любую потенциальную возможность реванша с нашей стороны. И такой момент, похоже, сейчас наступает. Не за горами вторая "Великая депрессия", что неизбежно влечет за собой глобальный передел мира.

Специфика мирового передела и самих войн 21 века заключается в искусстве вести войну чужими руками. Сегодня стратеги глобальной трансформации одновременно используют две формы силового воздействия на богатые ресурсами страны: внешнюю и внутреннюю. При этом "внутренняя" смута призвана разрушить фундаментальные устои общества, создав питательную протестную среду для поставки "пушечного мясо" в исламистские радикальные сети для осуществления уже "внешней" агрессии.

Внешнее силовое воздействие сегодня осуществляется в традиционной форме прямой военной агрессии, но без использования собственных армий, за исключения их разведывательных, связных, транспортно-логистических и управленческих ресурсов, включая военных инструкторов. В отдельных случаях, как, например, это было в Ливии, с использованием с безопасного расстояния бомбардировщиков и крылатых ракет ВВС и ВМФ.

При этом основная ставка во внешней атаке делается на использование пушечного мяса идеологически мотивированной армии международных террористов-ваххабитов (салафитов), формируемой из исторически подконтрольных англосаксам тоталитарных сект в исламе и их сетевых боевых структур.

Внутреннее же разрушительное воздействие основано на запуске извне механизма гарантированное самоуничтожение через целенаправленное использование силы государственного принуждения и института права. Для чего достаточно переориентировать национальную правовую систему и обеспечивающий ее репрессивный механизм государства на уничтожение традиционных духовно-нравственных и национально-культурных ценностей, включая институт семьи. Вместо главенства коллективистских принципов во главу угла необходимо возвести принципы индивидуализма. Старая истина: трудно разломать пучок хвороста, но ломая хворостинку за хворостинкой этого легко добиться.

Подмена внутригосударственного права ложно понятым международным, по сути, является процессом замещения его особым видом внутригосударственного колониального права, навязанного победителем побежденной стороне. Узаконенный приоритет "международного права" и бездумное заимствование из него чуждых нашему народу норм и обычаев при одновременном отказе государства от защиты своих собственных традиционных ценностей (национальной культуры и идеологии) позволяет использовать всю мощь репрессивного аппарата государства для разрушения самих основ социума. После чего окончательное уничтожение базовых традиционных ценностей, института семьи, материнства и детства будет, по - сути, осуществляться уже нашими собственными руками - руками одураченных и разобщенных соотечественников.

Учитывая особую роль и возможности национальной правовой системы в деле разрушения и сохранения страны, курировать его должны были быть поставлены исключительно проверенные и лояльные люди. В силу чего не приходится удивляться, что правовая и судебная система государства была отдана на "откуп" Дмитрию Медведеву и его людям, как и приснопамятная реформа системы отечественного образования и науки. В этой связи далеко не случайными и не такими уж безобидными сегодня выглядят заявления Д.А.Медведева, который в бытность его президентом РФ говорил, что история российского государства насчитывает всего лишь... двадцать лет. Предсказуемый провал его программы доступного жилья. Список можно продолжить.

Не думаю, что данный государственный деятель настолько наивен, что искренне верит в переселение душ или возможность изменения национальной самоидентификации, всеми своими действиями демонстрируя желание своей команды насильно европеизировать русский и другие коренные народы России. По - сути, сделать из нас немцев или столь любимых их сердцу англосаксов...

В этом принципиальное отличие позиции Медведева от позиции Путина, который в 2007 году практически дословно включил наши аргументы в свое послание Федеральному Собрания, когда говорил о сути национальной идеи. Тогда мы открыто предупреждали либералов в Кремле, что вот уже 90 лет и марксисты, и либералы рубят под собой сук, пытаясь навязать нашему народу чуждые ему духовно-нравственные и культурные ценности, что несет за собой недопустимо высокие риски разрушения нашего государства. Но за правильными словами с высокой кремлевской трибуны так и не последовало никаких реальных дел.

Но ведь именно наша страна всей своей трагичной историей после 1917 года помогла открыть и сформулировать закон незаменяемости социальных норм, оплатив его большой кровью. Закон формулируется следующим образом: Социальную норму более высокого порядка невозможно заменить нормой более низкого порядка. При этом только вся совокупность социальных регуляторов (1. Религиозный 2. Морально-нравственный 3. Культура как позитивный опыт предков и институт семьи - язык, фольклор, образование, наука, институт семьи и т.д. 4. Право 5. Политика) вместе с экономическим регулятором самого низшего, шестого уровня, в своем неразрывном единстве позволяют согласовать и гармонизировать отношения в обществе.

Совершенно очевидно, что на смену целенаправленно уничтожаемым идеалам, ценностям нематериального порядка и проверенным веками национальным традициям ничего нового не придет и прийти не сможет. Ломать - не строить. Как никогда не получится сделать из русского немца или англичанина, православную этику заменить протестантской, а непознаваемую русскую душу, божескую любовь и христианскую мораль подменить голым рациональным расчетом. Ведь то, что для русского хорошо, для немца - смерть. И никто не доказал, что обратное неверно. С англичанами же все еще более плохо и запущено.

В отличие от этих "продвинутых" носителей островной идеологии, наши "отсталые" мужики никогда бы не догадались сделать со своими женщинами то, что на свою беду на практике сотворили с ними "просвещенные" бритты, когда в запале борьбы с ведьмами сожгли на кострах всех своих красивых женщин. Но ведь как это верно сказал классик, именно красота спасет мир. Поэтому не приходится теперь удивляться, почему все последующие поколения английских мужчин махнули на себя рукой и перевели отношения друг с другом на рациональную монетарную основу, искренне считая любую местную путану настоящей леди, а привлекательного на вид гея - ее полноценным и полноправным, как сейчас выясняется, заменителем. Включив в основной закон нашей страны свои собственные холостяцкие представления и принципы поведения, англосаксы, похоже, вскоре могут попытаться потребовать и от нас повторить их исторический "подвиг" в отношении своей лучшей половины, чтобы потом от безысходности заставить перейти на однополые браки. Сразу оговорюсь, что этому не бывать, поскольку наши красавицы могут и в горящую избу войти, и коня на скаку остановить, и любого бритта утопить в проруби. Не им, убогим лишенцам, учить нас, как любить женщин и рожать детей.

Если же говорить серьезно, то совершенно ясно следующее: если государство не будет защищать свои ценности, включая институт семьи, материнства и детства, то это сделают другие (или лицемерно продекларируют, что сделают). Более того, когда государство само начинает разрушать базовые ценности, то на сторону его врагов начнут переходить все несогласные.

Все это наши геополитически противники прекрасно понимают и грамотно используют. Таким образом, неизбежный массовый протест разрушению самих основ нашего бытия, вызванного заложенной в системе российского внутригосударственного права англосаксонской "миной", создаст необходимую питательную среду для наполнения непримиримыми бойцами раскинутой теми же игроками сети террористических организаций ваххабитского толка.

Внешняя форма военной агрессии определяет необходимость постоянного пополнения террористических отрядов пушечным мясом. Для войны нужны молодые бойцы. Поэтому идеологи тоталитарных сект стремятся привлечь в свои ряды, прежде всего, молодежь. Желательно упрямых, темных и необразованных молодых мужчин и даже подростков, в работе с которыми легко можно будет все свести к первичным человеческим инстинктам и низменным страстям.

Заметим, что принцип создания тоталитарных экстремистских сект в разных религиозных конфессиях одинаков и основан на гордыне неокрепшего ума. Ловушкой для юных умов становится использование радикалами все того же обманного протестантского предложения самому напрямую познать истину через Коран или Библию, исключив влияние всех посредников (духовных и моральных авторитетов, института церкви или монашества, икон, памятников материальной культуры и исторических традиций, родителей и близких...). Точно так же, как сегодня в разных странах мира англосаксы и израильтяне пытаются извратить и уничтожить смысл базовых социальных норм и регуляторов, сделав основной упор на разрушении института семьи, материнства и детства, нравственности и духовности. После чего молодой человек легко становится объектом идеологически мотивированного манипулирования с прямым обращением к его самым низменным инстинктам.

Соблазнить нетерпеливого и нетерпимого юного гордеца легко, внушив ему иллюзию мгновенного решения сложнейших противоречий с помощью... физического устранения инакомыслящих. Не надо учиться и работать, тем более, думать. Убей неверного, и все накопившиеся в обществе проблемы разрешатся сами собой. Здесь, альтернативная ставка делается на инстинкт доминирования - на право силы для человека с невысоким образовательным цензом. Автомат в руках дает ему полное право распоряжаться жизнью и смертью всех неверных или их близких. А убийства и насилие, безнаказанность быстро превращает человека в дикого зверя. Самообману неофитов немало способствует извечная человеческая лень, нежелание учиться и работать, в поте лица осваивать трудовую специальность.

Особая роль при привлечении в исламистские радикальные сети молодых людей, отводится свободному удовлетворению их сексуальных потребностей. Циничное использование первичного инстинкта продолжения рода во всех его традиционных и нетрадиционных формах и проявлениях, осуществляется под прикрытием "религиозных" фетв (свободный секс, педофилия, мужеложство, насилие над женщинами и мужчинами...). И здесь известная слабость ислама играет на руку его и нашим врагам.

Ставка англосаксов именно на радикальные течения ислама объясняется разной степенью устойчивости традиционных конфессий - православия, католичества и ислама - к проникновению в среду верующих особого вида экстремистской ереси.

Известно, что в Православии тоталитарные секты практически не приживаются. История убедительно показала, что это наиболее устойчивая к внешнему воздействию религиозная вера. Вот почему били по православной Сербии, Греции, Кипру, колыбели русского православия Сирии... В отличие от Православия в Католичестве в прежние века это удавалось сделать. В средневековой Европе протестанты и католики с оружием в руках выходили на улицы городов и начинали массово резать друг друга. Но сегодня даже изощренная провокация с Брейвиком, в проекте которого прослеживается явный израильский след, не позволила смоделировать и запустить в серию христианский вариант джихада.

И только в исламе - в самой молодой мировой религии - тоталитарные секты исламских радикалов переживают сейчас свое второе рождение. Возможно, здесь сказывается то историческое влияние, которое британские спецслужбы всегда оказывали на процесс формирования и развития этих радикальных течений. Напомню, что еще в конце 18-го века близким другом родоначальника ваххабизма Мухаммад Ибн Абдуль-ваххаба был британский шпион мистер Хамфер, к советам которого тот всегда прислушивался. Многие исследователи указывают, что и созданная в 1928 году организация "Братья мусульмане" с ее институтом фидаев (исламских боевиков), как и ряд ее современных ответвлений, также всегда находилась в зоне стратегических интересов Британии.

Сегодня в основе как внутренней, так и внешней формы силового давления на суверенные государства лежит один и тот же метод. Противник целенаправленно старается скомпрометировать и уничтожить три главных социальных регулятора традиционного цивилизованного государства: религию, мораль и культуру (включая язык, фольклор, литературу, образование, науку, институт семьи и т.д.). Подменить истинные ценности искусственными, откровенно людоедскими суррогатами, поставив во главу угла идеологию индивидуализма, вседозволенности, сексуальной свободы и распущенности.

Сегодня под предлогом главенства общечеловеческих ценностей, абсолютизации прав личности и приоритета международного права и на страны Запада, и на Россию обрушился вал разрушительных законодательных инициатив: ювенальная юстиция, легализация однополых браков, браков с неодушевленными предметами, с самим собой или животными, легализация педофилии, болонский процесс разрушения национальных систем образования и ее "непродуманные" реформы, уничтожение науки, закон о культуре и т.д., и т.п.

Прошедший 16-17 мая 2013 года в Белгороде международный молодежный форум "Нравственные императивы в праве, образовании, науке и культуре", организованный профессором, д.ю.н. Еленой Сафроновой и ее соратницами, пожалуй, впервые зримо и выпукло выявил наличие опасного системного дефекта нашей государственной машины - наличие в ней механизма гарантированного саморазрушения фундаментальных основ общества и государства, двадцать лет назад сознательно встроенного американцами в нашу внутригосударственную правовую систему, а также многочисленные признаки начала запуска этого опасного процесса. Участниками конференции был проведен детальный анализ различных сторон и граней проблемы, который на системном уровне выявил следующее. Сегодня практически во всех стратегически важных гуманитарных областях и сферах нашей жизни запускается внутренне согласованный процесс их сознательной деформации методами государственного принуждения. Чему способствуют новые нормы российской правовой системы, заимствуемые из системы международного права.

Так, только в одном пакете законодательных инициатив эксперты Людмилы Рябиченко обнаружили сразу 9 законопроектов, направленных на уничтожение института семьи, материнства и детства (по инициативе Б.Альтшуллера два закона: No.1 и No.2. No.1. Закон No. 42197-6 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства" для принудительного контроля семей и изъятия детей из любой семьи. No.2. Закон No. 3138-6 ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По инициативе Е.Лаховой (с 2003 г.) и Е.Мизулиной (с 2008 г.) закон No.3. Закон No. 284965-3 ФЗ "О государственных гарантиях равноправия женщин и мужчин" ("О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации"). Где размывается само понятия пол, как и понятие родительства. No.4. Закон No. 617570-5 ФЗ "О культуре в Российской Федерации", призванный уничтожить нравственную составляющую культуры и подменить ее любыми абстрактными изысками и извращениями в стиле Марата Гельмана, с целью подменить культуру антикультурой. No.5. Закон No. 38463-6 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей" (Гаагская конвенция 1996 г.). No.7. Соглашение между Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) и Межпарламентской Ассамблеей СНГ о сотрудничестве в продвижении репродуктивного здоровья и прав с ее линией на сокращение населения.No.8. Модельный закон о репродуктивном здоровье и правах - скандально известное сексуальное просвещение школьников, аборты. No.9. Проект закона ФЗ-"Об уполномоченном по правам ребёнка"). Список можно продолжить.

Основные выводы:

1. В российской правовой системе выявлен скрытый, сознательно организованный системный дефект, имеющий недопустимо высокий уровень риска запуска процесса гарантированного самоуничтожения, разрушения фундаментальных основ нашего общества и государства. Самоуничтожение начинается с целенаправленной атаки на институт семьи, материнства и детства.

2. Установлена прямая связь процесса разрушения наших традиционных духовно-нравственных и национально-культурных ценностей методами государственного принуждения, с другим негативным процессом - распространением в России терроризма и радикального ислама ваххабитского толка.

Для минимизации негативных последствия данных процессов необходимо внести соответствующие изменение в Конституцию РФ, приостановить процесс бездумного заимствования новых норм международного права в систему внутригосударственного права РФ и провести тщательный анализ рисков возможных негативных последствий подобных заимствований; с учетом выявленных выше проблем создать систему междисциплинарной комплексной экспертизы новых законодательных инициатив и правоприменительной практики.

В заключение еще раз повторю очевидную мысль: если государство не будет защищать наши традиционные ценности, то этот процесс возглавят его непримиримые противники.

Источник: anna-news.info

Автор: Мусин Марат Мазипович, профессор, доктор экономических наук

20-07-2014

http://www.za-nauku.ru

*   *   *   *   *   *   *

Думать по-русски

Юрий Нечипоренко

Разные истины

Отец Павел Флоренский в труде "Столп и утверждение истины" писал, что слово истина имеет разные изначальные смыслы в разных языках - в греческом, на латыни и на иврите эти смыслы были следующими:

для древних греков истина - то, что незыблемо - как камень в реке;

для римлян истина - что требует подчинения - как Бог или закон;

для иудеев истина - твердое слово - как обещание, которое будет непременно выполнено.

Что же означает истина по-русски?

Что считали истинным наши предки?

Ответить на эти вопросы призвана этимология (в переводе с греческого - "истинное значение слов"). В этимологическом словаре содержатся сведения о происхождении слов и родстве между словами. Существуют два авторитетных этимологических словаря русского языка: классический четырехтомник, который составил в середине века В. Фасмер, и недавно изданный двухтомник В. Черных.

В этих словарях можно найти, что корень у слова истина тот же, что и у слова истовый ("настоящий, усердный, ревностный"). Было древнерусское слово ист , истый ("действительный, правильный"). В украинском языке остался след от древнерусского понимания истины - однокоренное с ним слово iстота - "сущность, существо" (заглядывая в родственные славянские языки, мы можем понять смысл слова в большем объеме).

Что такое "существо"?

Словарь Даля гласит: "существо" - это "все живое".

Значит, истина по-русски - это жизнь.

Поэтому имеют смысл наименования "русский ученый", русский философ" - это такие исследователи, которые главной ценностью считают жизнь и ищут прежде всего ее проявления в самых разных материях. Не случайно словарь Владимира Даля называется "Словарем Великорусского Живого Языка". Истина для русских может изменяться вместе с изменением жизни, истина не есть нечто незыблемое, раз и навсегда данное или обещанное кем-то. Истина сложна и многообразна, она претерпевает парадоксальные превращения.

Следить за этими превращениями, отбрасывая стереотипы, подвергая сомнению все застывшее, окостеневшее и мертвое - вот что значит "думать по-русски".

Дерево языка и звук мысли

Как человек думает?

Как одно слово в его голове рождает другое?

Попробуйте подумать на иностранном языке, которым вы не вполне владеете - тут начнутся запинки, остановки - и вы поймете, какая это мука. Это все равно, что говорить с иностранцем, который плохо понимает по-русски: можно с ним условиться только о самых простых вещах - что погода теплая, уже вечер и печенье вкусное. А на родном языке слова сами льются беспрерывным потоком - только держи их.

Наш язык думает за нас, может даже сказать, что он думает нами.

Возможно, некогда существовал праязык, объединяющий все народы и племена. Слова в нем сравнимы с семенами: они пустили корни, побеги и дали плоды во всех существующих сейчас живых языках. Эти языки разбиваются на группы родственных: русский язык принадлежит группе индоевропейских языков, куда входят почти все нынешние европейские языки и многие из восточных - например, индийский (хинди? - А.О.) и иранский.

Исследуя слова в родственных языках, этимологи смогли восстановить основные корни в индоевропейском "праязыке". Из корней берут начало сотни тысяч слов в разных языках: за историю развития, роста и плодородия языка они претерпели изменения, размножились, и теперь формируют крону могучего дерева индоевропейских языков.

Одно и то же слово может иметь целый пучок значений - так из одной почки вырастает несколько листков.

"Семенами" слов могли быть изначальные сигналы радости, страха и предупреждения об опасности. Подобными сигналами, позволяющими понять друг друга при общении, обмениваются животные. Народы, живущие в окружении разных животных, могут подражать издаваемым им звукам - например, звучание определенной гласной на арабском языке напоминает крик верблюда. Великий педагог средневековья, Коменский составил для обучения детей азбуку, в которой каждый звук связывался с определенным животным: например, звук М связывался с мычанием коровы, а И - с писком зайца.

Процесс человеческого мышления невыяснен - и возможно, связь между словами определяется их звучанием, и мозг человека чем-то напоминает музыкальную шкатулку, в которой исполняются разные мелодии. Игра звуков и рождает на уровне осознания то, что мы называем мыслью и выражаем в словах. Звуки одеваются в слова в глубинах подсознания - сам процесс скрыт от нас, но мы можем обнаружить отдельные его законы.

Наши желания можно сравнить с ветром, которые налетает на дерево языка, листва начинает шуметь, этот шум мы слышим в своей голове как мысли.

Близость по звучанию говорит о родстве слов из разных языков: такие слова подчас звучат на разные лады - но тем не менее остаются похожими друг на друга и по смыслу, и "на слух". Этимологу надо иметь острый слух - чтобы распознать родство тех звуков, которые записываются разными буквами и знаками на разных языках. Со временем звучание может меняться: народы отличаются друг от друга устройством носоглотки, переходя в другой язык, слово начинает звучать иначе...

Правила этих изменений - общие для одних и тех же звуков из разных слов: поэтому и удается восстановить родство слов. Например, русское слово "знание" содержит в начале звук "зн", который в греческом языке и на латыни читается как "гн", отсюда идет название науки "гносеология", слова "гностика" и "агностик" (буквально в переводе "не знающий": так называли человека, который заявлял, что он не знает, существует ли Бог).

Каждый народ выращивает дерево своего языка. Душа народа выражается в его жизни, привычках, любимых словах и словечках. Нас будет интересовать дерево русского языка - то дерево, которое вырастил русский народ за свою историю. Из всех славянских языков русский - самый обширный, на нем написано больше всего книг и на нем говорит больше всего людей сейчас, говорило живших раньше: совокупными, общими усилиями всех этих людей он развивался и продолжает развиваться.

Чтобы разобраться в том смысле, который несет какое-нибудь слово, надо заглянуть в смыслы всех соседних слов, в значения тех слов, от которых это слово произошло, и наконец - в индоевропейские корни самого слова. Скажи, кто тебе близок, кто твои родные и родители, кто твои предки - и я скажу, кто ты - так, перефразируя известное изречение, можно описать метод понимания слов. Причем для этого понимания важно не только, как слово пишется или что оно значит - но и то, как оно звучит на разных языках.

В поиске смыслов слов приходится пользоваться подчас сразу десятком языков: славянскими, германскими, греческим и латынью. Однако знать эти языки необязательно: достаточно уметь читать буквы латинского алфавита на уровне ученика пятого класса. Необходимые смыслы можно найти в этимологических словарях - весь вопрос состоит в том, как смотреть в словари и что там искать. Все знают, что в словарях содержатся сведения о значениях слов, однако не все знают, как пользоваться этими сведениями и как извлекать из них не только значения слов - но и свойства самого процесса мышления. Мы постараемся показать, что можно увидеть в словаре русского языка не только смысл понимания народом некоторых истин жизни, но сам механизм (или вернее, организм) понимания.

Почти каждое слово имеет несколько значений - то есть несет разные смыслы. Эти значения на первый взгляд могут казаться далекими. Например, у слова мир есть два значения - мир как спокойствие и мир как то, что нас окружает (а окружала человека родная земля и община - тот мир, в котором жили крестьяне: отсюда идет выражение "всем миром"). Для того, чтобы разобраться в связи этих смыслов, посмотрим, как дело обстоит в других языках: в ближайшем родственном русскому языке - украинском мир означает еще и "народ", и "согласие".

Если копнуть поглубже - то оказывается, что славянское слово мир родственно древнеиндийскому mitras - "друг", и связано со многими словами в европейских языках, которые имеют значения "милый", "хороший" и даже "любовь". Отношение к миру как к хорошему другу подразумевает дружелюбное спокойствие. Так окружающий мир и спокойствие связаны друг с другом цепочкой смыслов - это то, что хорошо, мило, согласно душе народа. Потому и сближены два разных значения, что они не мыслятся быть раздельными - окружающий мир должен быть покоен, мил, дружелюбен. (Заметим, что в Х1Х веке два указанных смысла соответствовали разному написанию слов - было слово "мир" и слово "мiр", однако раньше было древнерусское слово "мир", которое объединяло два этих значения).

На этом примере понятна суть нашего главного приема по расследованию свойств со-знания: мы будем со-поставлять - ставить рядом разные знания о словах из разных языков. И если на первый взгляд значения каких-то слов кажутся далекими - в жизни они сплошь и рядом оказываются сближенными. То, как мы думаем, задается самим языком - его корнями, связями, созвучиями слов.

Игра "своего" с "общим"

Слово "свобода" в последнее время стало орудием в руках людей, которые обвинили русскую культуру в том, что она "рабская", и заявили, что русскому сознанию присущ тоталитаризм. Попробуем разобраться, что же означают слова "рабство" и "свобода" по-русски. Проще всего обстоит со словом "раб" - в русском языке это слово имеет тот же корень, что и "ребенок" и означает того, кто нуждается в попечении. Рабства в том школьном смысле слова, которое мы знаем из истории древних обществ Азии и Египта, в русской истории не было. Здесь хозяин, работник и ребенок спасались вместе, под одной крышей от холода. Отношения родства связывали часто работника и хозяина. Историк Аполлон Кузьмин и биолог Александр Малыгин независимо приходят в своих работах к выводам об отсутствии "классических" рабовладельческих отношений между людьми на территории России.

"Свобода" родственно древнерусским словам "собъство" и "свобъство", которые означают "общность" и "личность", соответственно. Более того - весь этот "куст" родственных слов ведет происхождение от индоевропейского -su, которое дает начало как слову "свой", так и слову, которое в древности означало "собрание сельской общины". Смысл русского слова "свобода" находится на границе, в месте взаимопроникновения, соединения понятий "своего" и "общего". Интересно, что сам автор "Историко-этимологического словаря" В. Черных не удержался, чтобы не рассказать, что он увидел в этом слове: "с понятием о свободе с самого начала связывалась идея принадлежности к своему коллективу, к своему роду, племени к своей народности, словом, к своим". Свободно русский человек может себя чувствовать только среди своих. Иначе он не свободен - а одинок. Свои - это не столько говорящие по-русски, сколько люди, к которыми он испытывает душевную близость - независимо от языка и тем более, национальности. Русский человек ищет "своих" и на чужбине, он готов принять иноземца за родного.

Свобода в нашем представлении подразумевает информированность - надо показать человеку все пространство возможностей: пусть он сам совершит свой выбор.

Такой выбор и будет моментом мышления - еще во младенчестве, когда человек осваивает родной язык, в нем формируется его со-знание, связывая его с совокупным знанием своего народа. Когда мы думаем, каждый раз неосознанно мы привлекаем для решения проблемы не только свои силы - посредством языка нам помогает совокупный разум, опыт всего народа. И тот, кто будет это понимать и продолжит свое развитие дальше детского сада и школьного образования - имеет шанс понять мир и себя глубже и прожить жить полноценней и осознанней - как и подобает человеку разумному, а не попугаю или мартышке, которые набрались чужих слов и ужимок - и рады ими пользоваться всю жизнь, не понимая, что за ними стоит.

Слово чужой пришло из языка готов: чужим был народ готов для русских. Наша задача - понимание своего, освоение психического богатства русского языка, понимание духа своего народа - то, что называется самоосознанием. И другие народы также могут осознать себя - потому что чужой - это свой для другого. А слово "другой" - это друг, если думать по-русски: русский готов быть другом любому народу. Не потому ли и само слово "русский" - прилагательное: можно сказать русский немец, русский татарин, русский армянин, русский еврей, русский грек. Все эти национальности в той степени, в какой они считают русский язык своим родным, материнским языком - могут считать и себя русскими. Потому что русский - это тот, кто любит свою Родину, свою язык, свою русскость, которую он понимает не столько как национальную принадлежность, которой обладает автоматически по праву рождения - а как своеобразную духовность, как веру, как призвание быть народом, который хочет самого нравственного мироустройства - и даже если он обманывается иногда в своем стремлении, у него хватает достоинства и сил исполнять свое предназначение и вновь пытаться соединять слова так, как они заложены в самой душе его - в русском языке.

"Сколько языков знает человек - столько жизней он живет" - гласит армянская пословица. Начинать знать надо бы с собственного языка - и начинать жить в соответствии с ним свою жизнь.

Что касается самого процесса мышления, то именно в такой "кустовой" связи слов в многослойном пироге слово-значение-слово, когда цепляются между собой корни слов, переплетаются их значения и похоже звучат сами слова, возникает такая многоуровневая связь, которая используется в механизме сознания. Слова и их значения переплетаются подобно тому, как нейроны переплетаются в мозгу, как переплетаются в густом саду корни и ветви деревьев. В этом саду есть мелкие кустарники - и грандиозные деревья-исполины, которые определяют главные смыслы сознания. В саду русской культуры таким деревом представляется слово "общий" (общество, сообщение, община) - связи с ним возникали при рассмотрении описанных выше слов свобода и мир.

Это слово - чемпион по числу связей с другими словами в русском языке, очень многие важные вещи осознаются с его помощью - и может быть, в будущем можно построить другой словарь, в котором слова будут размещены по степени значимости, культурной наполненности в каждом языке - и тогда бы мы смогли явственно представить, чем отличается один язык от другого, один народ от другого. То, что здесь сказано о русском языке, относится во многом не только к славянским языкам - но и ко всем родственным с ним, принадлежащим одной семье индоевропейским языкам. Кроме этой семьи - есть еще языки семитские, к которым принадлежат арабский язык и иврит, языки китайской группы - и в каждой из этих семей есть свои предпочтения, свои более любимые и важные вещи. Конечно, ни один человек не исчерпывается языком, на котором он говорит, и можно встретить китайцев, более близких нам по духу, чем самые "коренные" русские. В результате развития отдельные народы могут в чем-то сближаться или расходиться - но взятые в целом, народы определяются своими языками - может быть, поэтому и называли наши предки народы языками.

Мы не будем дальше растекаться мыслью по древу (хотя как раз в этом и может состоять механизм мышления, если копнуть поглубже - кто знает?) - а предоставим каждому читателю возможность заглянуть в мини-этимологический словарь для тех слов, которые упоминались в тексте - и для тех, которые мы любим больше всего.

Мир:

"отсутствие вражды, ссоры, войны"

"согласие, спокойствие"

"покой, тишина"

белорусское - мip

сербо-хорватское - мир: тишина, пенсия

древнерусское - мир

индоевропейский корень - mei, mi: кроткий, мягкий, милый

латинское - mitis: нежный, мягкий, кроткий

древнеирландское - min: вежливый, милый, ровный

Любить:

"переживать влечение, сильное тяготение, непреодолимую привязанность"

"иметь склонность, пристрастие"

сербо-хорватское - льубим: целовать

древнерусское - любити: предпочитать, любоваться, целовать; люб, любы

индоевропейский корень leubh

готское - liufs: милый, дорогой, любимый

немецкое - lieben

английское - love

латинское - libet: хочется, угодно; libido: влечение, страстное желание, прихоть.

древнеиндийское - lubhyati: любит, испытывает жажду, алчет

Добрый

"обладающий мягким характером, расположенный к людям"

"сострадательный, сердечный, хороший, качественный"

украинское - добрий: добрый, хороший, настоящий

болгарское - добр: добрый, хороший, полезный

сербо-хорв. - добричина: добряк, добровати: проявлять доброту, благоденствовать

верхнелужский - dobric so: дружить

древнерусский и старославянский - добр: хороший, доброкачественный, добрый, знатный; доброта: красота, доброта; добрити: делать красивым

индоевропейский корень dhabh: соответствовать, подходить, быть удобным, значение "добрый, милосердный" возникло позже других значений слова добрый

Язык похож на огромный яблоневый сад - в котором на ветках растут вместо яблок слова. Сочинитель-мыслитель - человек, который зашел в сад, чтобы набрать яблок. Он подходит к дереву и начинает трясти - с веток осыпаются сочные яблоки - падают на землю, на плечи и на голову, стучат ему по макушке - как знаменитое яблоко Ньютона. Так рождается рассказ или сказка, миф, легенда или история. Из слов может составляться и теория - если прибавить немного дисциплины - и собирать яблоки не случайным способом, а по плану: например, потрясти сначала антоновку, потом семеринку, гольден, штрифель - сесть под райское дерево и разложить всю добычу на траве.

http://ruszhizn.ruspole.info

*   *   *   *   *   *   *

25 советских вещей, о которых не слышали за границей

Прошлое каждой страны уникально и объединяет живущих в ней людей. Журнал Maxim вспомнил добрые советские времена и собрал то, что вызывает в наших сердцах приятный трепет и ностальгию.

1. Пионербол

Этот упрощенный под хилые детские тельца вариант волейбола появился в 30-х годах. Пусть данный вид советского детского спорта развивал в основном лишь хватательную функцию организма, зато он был потрясающе демократичен. Играть в пионербол могли буквально все: мальчики, девочки, толстые, дистрофики, умственно отсталые и очкарики. В пионерболе не появлялось звезд, потому что играть хорошо в него было нельзя (можно было играть очень плохо, но это уже другая история). До сих пор российские дети в турецких и испанских отелях изумляют персонал, играя в свою загадочную игру.

2. Доверительные турникеты

Вот где они зарыты, корни национальной психологии. Только у нас турникеты работают по принципу хищных растений. Они таятся во тьме железных ящиков, создавая у тебя иллюзию полной свободы и безопасности. Но при любой попытке незаконного проникновения их челюсти смыкаются на теле нарушителя - в районе самых уязвимых мест. Да, мы не ищем простых путей. Мы им с детства не доверяем.

3. Варёная сгущенка

Карамелизированное концентрированное молоко живет и в зарубежных супермаркетах - в отделах всяческих ингредиентов для кондитерских изделий. Но на вкус, вид и запах это совсем не то, что наша родная сгущенка, которую ты сам три часа варил в кастрюльке, а потом отскребал от стен и потолка. После того, как слегка отвлекся на просмотр финального матча Кубка Европы.

4. Портянки

"Портянки были, есть и будут! - сообщил как-то в интервью прессе начальник Тыла Вооруженных сил генерал армии Владимир Исаков. - Потому что синтетика для ног вредна, особенно когда надо 30 километров пробежать в кирзовых сапогах. А не синтетические плотные носки нужно каждому солдату по мерке шить, либо они будут кукожиться, и ноги до кровавых мозолей складками набивать. Пробовала российская армия носки, пробовала, не в каменном веке живем. Так вот, эксперименты потерпели фиаско. Это всякие морпехи американские, которые на вертолетах да джипах передвигаться норовят, те могут позволить себе носками баловаться". Таково мнение армейского руководства. Зато уж один полезный навык из армии каждый из нас принести может. На девушек, например, умение мгновенно сделать себе носки из двух носовых платков производит неизгладимое впечатление.

5. Посидеть на дорожку

Наше древнее национальное суеверие гласит, что если все члены шумной семьи перед отъездом сядут и помолчат минутку, то поездка будет удачной. Хотя бы потому, что именно в этот сакральный момент они могут мистическим образом осознать, что паспорта остались на диване, билеты - в ванной, а на ребенке вместо варежек надеты коньки.

6. Постучать по дереву

Как известно, вокруг каждого человека полным-полно ушастых злых духов, которые заняты тем, что разрушают все мечты. Как только услышат, что кто-то там хочет лошадь повыгоднее купить или дочь удачно замуж выдать, то сразу несутся со всех лап цены задирать, девку портить - лишь бы напакостить. Поэтому во всех странах разумные люди, сдуру высказав какое-нибудь свое желание вслух, тут же стучали по дереву: дерево чертей отпугивает, это еще друиды понимали. Но теперь этот полезный навык прочие нации подутратили. А мы стучали и стучать будем!

7. Банный веник

Больше похожий на инструмент истязания, чем наслаждения, этот пучок веток с засохшими листиками является куда более оригинальным символом нашей страны, чем французский балет, китайский кокошник или, к примеру, черная икра, которую вовсю экспортируют всякие Ираны и Канады. Бани есть у многих народов. Веник есть только у нас.

8. Березовый сок

Вроде и березы много где растут, а вот почему-то больше никто не подумал о том, как вкусен и полезен березовый сок. Может, тут все дело в каком-нибудь гене, только нам позволяющем почувствовать едва уловимый привкус сладковатой фанеры, который так прекрасен в детстве? Да и взрослому человеку березовый сок совершенно необходим, когда к нему в гости приезжает иностранец. Тогда можно купить банку этого сока и заставить гостя как следует попробовать наш национальный напиток, с тихим удовольствием наблюдая за выражением его лица в этот момент.

9. Квас

Пусть сикеру, прародителя кваса, придумали в Междуречье - сегодня ни в Египте, ни в Иране кваса днем с огнем не найдешь, как и в любой другой стране мира. Только у нас. А тех негодяев, которые в последние годы повадились продавать газированные напитки "на основе кваса", нужно просто топить в тазиках с их продукцией.

10. "Ретона"

Стиральная машинка, которая весит 300 граммов, практически не лопает электричества и не заливает соседей снизу, родилась в Томске, в научно-производственном объединении "Ретон". Просто кладешь ее в тазик с водой и грязным бельем, добавляешь стирального порошка, и отдыхай - не хочу. Пока ты занимаешься своими делами, "Ретона" занимается своими: усердно обрабатывает одежду ультразвуковыми волнами, создает микропузырьки, которые отделяют грязь от волокон ткани. Потом тебе нужно будет лишь как следует прополоскать белье, вручную застирать или удалить отбеливателем наиболее въевшиеся пятна и хорошенько выжать постиранное. Миллионы людей уже купили себе это гениальное изобретение. Да, кстати, "Каша из топора" - это тоже русская сказка.

11. Семечки

Как мы ухитрились ввести в ранг древней национальной традиции поедание семян подсолнуха, который завезли к нам лет двести назад, - загадка. Тем не менее растение это так впиталось в нашу культуру, что даже натасканные историки нет-нет да и ошибутся. Например, в книге замечательного писателя и историка Бориса Акунина "Алтын-Толобас" мы можем обнаружить девчонку-нищенку, которая лузгает семечки, не смущаясь тем, что в описанном 1682 году этот экзотический цветок только-только начали разводить продвинутые садоводы Голландии и Франции.

12. Звательный падеж

Когда-то он был во многих индоевропейских языках, но потом во многих выродился. А мы бережно его сохранили. Правда, чуть-чуть видоизменив. Если раньше при обращении к человеку мы расширяли слово дополнительной "е" в конце ("княже", "человече"), то в современном русском языке звательная форма - это, наоборот, сокращение в последней гласной: "Зин, а Зин", "Послушай, Пашк", "Лех, а, Лех!".

13. Старый новый год

Европа перешла от юлианского к григорианскому календарю в конце XVI века, а Россия - лишь в начале двадцатого. Однако православная церковь категорически отказалась участвовать в этом безобразии. Ничего особенного тут не было (в конце концов, все ветки православия празднуют Рождество 7 января), но у нас-то произошла еще и атеистическая революция, которая выкинула Рождество на свалку истории, и самым главным праздником года сделала не его, а болтающийся по соседству Новый год, прицепив к нему все бывшие рождественские атрибуты типа елки, горящих звезд и даров волхвов. В результате в памяти народной получилась мешанина наподобие салата оливье, и мы стали обладателями невиданного богатства - аж трех праздничных недель, начинающихся католическим Рождеством и завершающихся слегка печальным праздником Старым Новым годом, само название которого - из разряда вещей невозможных, однако существующих.

14. Авоська

Неизвестно, когда первобытный человек впервые догадался соединить сухожилия животных так, чтобы они образовали ячеистую емкость, которую можно положить в карман на случай, если вдруг по дороге с работы ты выследишь очередь за дефицитной колбасой. Зато известно, как появилось название любимой советскими гражданами сумки. Впервые оно прозвучало в монологе Райкина в 1935 году. "А вот это авоська, - говорил его персонаж, размахивая перед зрителем вышеупомянутым предметом. - Авось-ка я в ней что-нибудь сегодня домой принесу".

15. Адрес наоборот

Что важнее - личность или государство? Индивидуальность или общество? Единица или система? Пока философы бьются над решением этих глобальных вопросов, их давно решила российская почта. Только у нас адрес начинается со страны, потом идут город, улица, дом и, наконец, то сочетание букв, которое ты привык считать своими персональными позывными. От общего, так сказать, к частности. Во всех остальных странах ты сперва уведомляешь почтовые службы, что тебе нужен Джон Смит, и лишь потом указываешь координаты того места, где Джон Смит обычно обретается. А зато у нас почтальоном работать проще!

16. Активированный уголь

Уголь обладает абсорбирующим свойством и заодно понижает кислотность окружающей среды - то, что доктор прописал. Так что лечатся "от желудка" им повсюду. Но ханженски настроенные доктора и фармацевты зарубежья всячески маскируют исходную составляющую, засовывая в уголь всякие добавки и подвергая его различным метаморфозам (в жизни не догадаешься, из чего сделана эта белая пилюля или розовая капсулка). И только у нас честные продавцы расфасовывают в аптечные упаковки чернющие, самого устрашающего вида таблетки, пачкающие рот и пальцы. Зато помогает!

17. "Что? Где? Когда?" и КВН

Викторин и соревнований на телевидении больше, чем ты сможешь съесть. Но лишь две игры являются нашими, оригинальными проектами, сценарии же всех остальных телевизионщики выкупали у зарубежных компаний. Всего две. Зато самые лучшие и самые любимые.

18. Окрашивание пасхальных яиц луковой шелухой

Конечно, это все от бедности. Русский крестьянин обычно не имел достаточных средств для золотой фольги и медовых красок, так что беднота разукрашивала яйца тем, что было под рукой - луковыми шелупашками. Иногда еще яйца нитками обматывали, чтобы веселенький узорчик получился. Но зато как следует вываренное в луковом растворе яйцо получалось куда вкуснее обычного, особенно если скорлупа чуть-чуть треснула.

19. Подстаканники

Во времена, когда стекло стоило до безобразия дорого, подстаканники были распространены повсеместно - как броня и опора для неустойчивого дорогостоящего стакана. Когда же стекло стало стоить смешное количество пенсов и пфеннингов, подстаканники попрощались с человечеством, сели на корабль и отплыли с прекрасными песнями в сказочную страну. Так произошло повсюду, кроме одной большой-пребольшой страны. Людям там приходилось очень долго ездить в поездах. А в дороге, как известно, очень хочется чаю, тем более что в стране, о которой мы говорим, чаепитие стало национальной традицией. И вот тут-то оказалось, что без подстаканника в трясущемся поезде не обойтись: неприятно, когда тебя кипятком ошпарят. Все так привыкли, что чай нужно пить из стаканов с подстаканниками, что и в домах стали сервировать этот напиток точно так же.

20. Гречка

Хотя корень "греч" заставляет заподозрить в этой каше греческую шпионку, она самая что ни на есть наша. Древние свидетельства употребления гречки человеком в пищу найдены только в одном месте, на Алтае. Там окаменелых зерен гречки в захоронениях и на стоянках полным-полно. Видимо, именно с Алтая гречка распространилась по Азии - правда, без особого успеха. Только японцы и китайцы частично сохранили ее в рационе, добавляя растертую гречиху в муку, а большинство народов никогда ее толком не ели. Диетологи полагают: тут все дело в том, что к гречке надо привыкать с малолетства, иначе взрослый человек, впервые пробуя гречневую кашу, будет чувствовать горечь и химический привкус. Так что, кроме нас, ее никто толком не ест и есть не умеет. Хотя гречку продают в Европе и США во всяких магазинах "биологической" пищи, но без слез на эти пакетики смотреть нельзя. Гречка в них непрожаренная: зеленая, дробленая и ни на что не годная.

21. Двери, открывающиеся внутрь

Легенда о том, что в СССР двери квартир открываются внутрь, чтобы КГБ было удобнее выбивать их при аресте - лишь легенда. Двери кэгэбэшникам открывали сами - тихо и обреченно. А их расположение - обычная для северных регионов вещь. Там, где за ночь снега на пару метров на крыльцо наваливает, очень быстро понимаешь, как надо навешивать двери, если намерен выбраться из дома до наступления весны.

22. Рассол

Маринада - хоть залейся. Простого огуречного рассола ты не найдешь нигде и никогда. Только у нас. Непонятно, почему еще не налажен экспорт, не мчатся цистерны, не проложены рассолопроводы. Можно подумать, мы одни такие пьющие. Или не нашлось еще готового рискнуть печенью Прометея, который украл бы у нас эту тайну и отдал страдающему от похмелья человечеству?

23. 8 марта и 23 февраля

Таких парных праздников нет нигде. Разве только в Японии нашим главным сексуальным праздникам немного соответствуют "праздник мальчиков" и "праздник девочек". Но там это только для детей, а у нас - для всех. На изначальный смысл этих дат уже давно никто не смотрит. В день трудящейся женщины подарки получают даже те дамы, которые не проработали пяти минут в своей жизни, а в день Российской армии самых героических уклонистов ничто не спасет от новых образчиков носков, галстуков и бритв в их частной коллекции.

24. Зеленка

Пожалуй, в нашей стране нет ни одного дома, где не было бы хоть одного пузырька зеленки. Волшебное средство от всего: помажь - и все пройдет. Из "домодедовых" и "шереметьевых" ежедневно улетают сотни чудодейственных пузырьков. Летят они в дальние края, к диким людям, которые не знают, что такое зеленка. Западные врачи уже научились при осмотрах отличать русских детей по загадочным зеленым пятнам на теле. И как только научились - подняли крик, потому что детишки оказались намазаны такой смесью, которую не то что на себя лить, но и издалека рассматривать небезопасно. Сплошные тератогены с канцерогенами. С тех пор всякие зловредные западные комиссии то и дело требуют производство зеленки запретить. Но в стране, в которой до сих пор в учебниках по акушерству рекомендуют смазывать зеленкой соски кормящим матерям (против трещин), подобные предложения можно расценить как крайнее кощунство и в чем-то даже свинство. Потому что это уже покушение на основы.

25. Кедровые орешки

Самые полезные орехи. Чтобы они могли попасть на стол любого гражданина страны, этой стране надо иметь много тысяч квадратных километров тайги. А промышленным способом кедровые орехи не вырастишь. Либо продавать их придется по цене совершенно непристойной: уж слишком много места требуется кедру, чтобы разродиться спустя пятьдесят лет первым десятком скромных шишек. Правда, сейчас мы экспортируем кедровые орехи, но за рубежом не торопятся массово их закупать: больно непривычен этот экзотический плод для тамошних покупателей.

Источник: http://www.adme.ru

*   *   *   *   *   *   *

На сайте "Высокие статистические технологии", расположенном по адресу http://orlovs.pp.ru, представлены:

На сайте есть форум, в котором вы можете задать вопросы профессору А.И.Орлову и получить на них ответ.

*   *   *   *   *   *   *

Удачи вам и счастья!


В избранное