Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви. "Конкретная психология" N 101 Не стреляйте в барабашек


Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 101

Не стреляйте в барабашек
психологов тоже не спешите казнить

от 12.03.06

 

       Друзья, вот и открылась вторая сотня наших рассылочных встреч. Цифры - чепуха, но все-таки есть уже ощущение какого-то пройденного вместе пути. Письма ваши подтверждают, что путь этот проделан не зря. Значит, можно шагать и дальше.

 

       Кто проник через закрытую форточку?
      
2х2 = всегда ли 4?

       Сегодня начнем издалека... Хотя для меня это более чем близко.
       У каждого, даже отъявленного реалиста и скептика, случается в жизни нечто необъяснимое, выходящее за рамки какого-либо понимания. Не отношусь к числу коллекционеров чудес; более того, я как раз и есть этот вот самый отъявленный скептик и реалист, вышколенный наукой, - не верю на слово даже себе самому, подавай мне факты, удостоверенные объективными наблюдениями, соотнесенные со статистикой...
       Но обыденную наблюдательность никуда не денешь и память пока не подводит; а жизнь гнет свое, и те же память и наблюдательность заставляют признать: случаются, наряду с событиями общего типа, такими, как дождь или рождение ребенка, и события не статистического ряда - если не одноразовые, то настолько нечастые, что краткость нашего существования заставляет признать их уникальными, то бишь - чудесами.
       Витиевато выразился?.. Ну вот пример, мелочь совсем. Сижу днем один дома, работаю, пишу. Пора сделать гуляльный перерыв, сходить в парк. Как обычно, перед тем, как выйти, проверяю и выключаю все в доме, чреватое какими-либо безнадзорными неприятностями - нагревательные электроприборы, воду, если течет, газ, если горит... Захожу на кухню, убеждаюсь: газ выключен. Форточки все закрыты (чтобы голубь не залетел, как бывало)... Ушел.
       Через пару часов возвращаюсь. В доме все в том же порядке. Все, кроме одной мелочи, которую обнаружил, зайдя на кухню согреть чаю. А именно: у ручки одной из четырех конфорок газовой плиты отсутствует пластмассовая насадная рукоятка. Торчит голый металлический стержень. Где рукоятка?..
       Уходил - была, помню точно, конфорки все проверял. На пол упала, плохо держалась, свалилась?..Нет, на полу рукоятки не оказалось. Ни под столом, ни под шкафом, ни за плитою... НИГДЕ.
       Вся кухня и весь дом в последующие дни и потом много раз, вплоть до моего выезда из этого дома, тщательно и многократно обыскивались на предмет возможного обнаружения злосчастной рукоятки. Напрасно. Исчезла. Сгинула.
       Объяснений сему факту (назовем его по масшабу фактиком, фактишкой, крохотным чудишкой) - нет. За время моей прогулки никто в дом не заходил. Никому рукоятка от газовой конфорки понадобиться не могла.
       Никому, кроме...
       Оттеню одно сопутствующее означенному чудишку обстоятельство. Жил я тогда около Преображенской площади, на улице Большая Черкизовская - в районе Москвы, отличавшемся, по разным независимым наблюдениям, определенными особенностями. А именно: частыми так называемыми аномальными явлениями: внезапным появлением и исчезновением неких светящихся объектов, зависанием чего-то похожего на НЛО, еще разной чертовщиной и чертовщинкой типа визитов то ли привидений кое-каких, то ли перезрелых покойничков... Отмечалась многими повышенная концентрация барабашек и экстрасенсов на душу населения.
Невдалеке от моего дома за церковной оградой у пруда находилась могила великого юродивого и провидца Корейши, проведшего всю вторую половину своей жизни в Преображенской психушке... Почти прямо из надгробья его росло - да и сейчас оно там, на месте - удивительное человек-дерево, смявшее могучими ветверуками железную ограду...
       Короче, было над чем призадуматься на досуге.
       ...У Кьеркегора вычитал мысль, которую не могу сейчас припомнить буквально; но суть вот: наиболее неадекватен в этой жизни тот, кто отрицает присутствие в ней иррационального. Тот, для кого все объяснимо и ясно как 2х2=4, все раскладывается по полочкам известных законов, логичных цепочек причин и следствий, рано или поздно получает с грохотом по башке. И удар этот идет именно со стороны тех иррациональных сил, существование коих наш логичный товарищ этой самой рациональной своей башкой категорически отрицал.
       Разговор важный, друзья. Важный именно для того, чтобы всем нам быть наивысше логичными и наивозможно адекватными той действительности, в которой живем, и в которой наряду с ПОДАВЛЯЮЩЕ-преобладающей реальностью 2х2=4 присутствует еще и другая.

 

       Они здесь бывают... или живут?
       наблюдение рядового шибила

       Вот теперь об одном из чудишек покрупней того, рукояточного. Пора, давно уже пора было рассказать...
       Я увидел Их, я увидел... Не буду называть ни инопланетянами, ни пришельцами, ни НЛО, ни барабашками, ни чебурашками:), будут звать просто Они.
       Повезло: увидел, к счастью, не я один.
       Сын Максим, не расположенный к экзальтации, может подвердить все. (Кроме самого первого мига, пока успел оглянуться...)
       Летом 1983 года мы вместе отдыхали в Армении, на озере Севан. Максу было тогда 14, ростом был уже повыше меня.
       Вечерами обычно выходили на берег озера. Костерок жгли, картошку пекли, беседовали...
       Вот и в этот раз сидели у самой воды. Зарю проводили; небо над нами начало по-южному быстро темнеть; на дальнем берегу круто вздымались уплотненные очертания гор...
       В миг, когда Они появились, я сидел лицом к воде, возле гаснущего костра, а Максим стоял по другую сторону костра, к озеру спиной, подцеплял палкой испекшуюся картофелину.
       С огромной скоростью это произошло, но помню все КАК СЕЙЧАС.
       В самый-самый первый миг, даже не миг, а какой-то волосок мига, метнулась молниеносная тень от воды издали - к небу, и тут же - с неба, с угла около 45 градусов, - ослепительные, невероятной яркости вспышки, совершенно беззвучные, одна за другой, за секунду штук пять или шесть... В ошеломленном мозгу, помню, мелькнуло: "война?!"- кричу Максу: "Смотри! Оглянись!"- оглядывается...
       Пока он успел повернуться, импульсные вспышки уже прекратились, а в том месте неба, где они были, образовалось быстро расширяющееся световое кольцо, в центре которого мы увидели стремительно удаляющееся вверх конусообразное красновато-желтое тело с двумя небольшими линиевидными хвостами по обоим бокам...
       За следующие секунды три, максимум пять, летящий конус этот превратился в тающую в небесной глуби точку - и все... Исчез.
       Световое кольцо, меж тем, замедляя свой разбег, расширилось уже почти на полнеба и, изрядно побледнев, как бы зависло. Кроме него, мы увидели теперь в небе, несколько в стороне от вспышечного центра, мягко светящееся сиренево-серебристое облако. Постепенно размываясь в очертаниях, бледнея и растворяясь в темноте неба, красивое облако это провисело еще минут 15...
Вот и все, что мы видели. Онемели, не знали, что думать. Про картошку забыли. Пошли домой пришибленные... Спали оба тяжко, видели каледоскопические цветные кошмары. Проснулись: Максим с температурой и болью в животе, я - со странной болью пониже... Промучились дня полтора еще.
       Из обитателей маленького приозерного поселка, где мы жили, на озере в этот вечер не было никого и, естественно, никто ничего не видел.
Но друзья из Тбилиси сообщили нам чуть позднее, что именно в этот вечер, в это самое время оттуда, из Тбилиси, несколько человек успели заметить большое НЛО вдалеке, быстро ушедшее в космическое пространство...
Все последующие расспросы мои, все консультации с научно, технически и военно компетентными людьми привели к пониманию, что это не мог быть снаряд, ракета или что-либо еще, сотворенное и запущенное в небо людскими руками. Ни спутник, ни зонд, ни лазер какой-нибудь, ни прожектор...
       Зато все признаки совпадают с теми, которые описывают многие наблюдатели внезапных выпрыгов больших НЛО из глубоководных пространств: огромная скорость, полная беззвучность, более или менее длительный физический и физиологический следовой эффект...
То что мы видели - единичный факт, встающий в обширный ряд сходных: из глубоких вод, из океанов, случается, взмывают в космос "летающие тарелки", и нередко бывает, что это не тарелки по форме, а как раз цилиндроидные или конусообразные тела, наподобие нами увиденного.
       Севан, хоть и не океан, но вода очень глубокая, серьезная и загадочная - горное море, так его люди местные величают...
       Итак, вывод-гипотеза: это был некий космический снаряд, пущенный Ими с Земли в Космос. И если так, то значит, Они здесь бывают или даже имеют постоянные места обитания, укрытия, базы. Были ли в конусоиде, который увидели мы с Максимом, Они сами, или только Их корабль, аппарат - неведомо.
       То наиболее здравое и достоверное, что я успел доныне узнать о Них из свидетельств других, из фактов, собранных, в частности, Владимиром Ажажа, говорит о том, что Они бывают очень разными; но среди Них есть своего рода элита: существа технически гениальные, любознательные, в высшей степени деликатные и бережные - такие, какими и надлежит поскорей стать нам самим.
       Поведение этих существ безупречно укладывается в логику Высшего Разума, исследующего нашу планету; все делается исключительно дальновидно, хотя, может быть, с Их точки зрения и небезошибочно.
       Они (точней, наверное: лучшие, высшие из них...) стараются не нарушить здешнюю жизнь. Уклоняются от контактов с хозяевами планеты. Еще бы не уклоняться, хозяева-то еще те... Темные, жестокие аборигены, не научившиеся мирно, доверительно и плодотворно общаться между собой, полные неукрощенных животных страстей и бредовых предрассудков. При этом технически уже довольно продвинутые, опасно продвинутые - переразвито-недоразвитые шизодебилы (шибилы в моей терминологии, см. книгу "Наемный бог"), владеющие ядерным оружием, умеющие запускать ракеты, но еще не обретшие навыка, основного для жизни разумной: воспринимать себя как Другого, а Другого как себя. Не имеющие единой иерархии ценностей и сколько-нибудь внятной вселенской стратегии.
       Вступать в общение с шибилами для высокоразумных этичных существ рискованно, и самих шибилов прежде всего может сгубить - начнут сдуру стрелять, как уже бывало не раз...
       А изучать нас надо; наблюдать, следить, а может быть, и контролировать - надо. Совсем не показываясь, знаков не оставляя, Им это делать, как видно, не удается. Возможно, Они этого и хотят - быть пока вопросом для нас.
       ...Однажды, когда мне было еще 14, глядя на звездное небо, я внезапно пришел к ясному пониманию, что космоорганизм по имени Человечество выживет или нет в зависимости от того, сможет ли Общий Мозг собрать нас воедино, развив каждого и придав высшее назначение.
       И себе Человечество, подумал я тогда, должно придать высшее назначение, поняв Смысл Вселенной.
Если есть Высший Вселенский Разум (другое имя ему, это я спокойно уяснил только лет через восемь - Бог), то мы его часть и должны быть с ним заодно, другого выбора на жизнь у нас просто нет.
       Если же выяснится, что смысла у Вселенной нет никакого, что Вселенского Разума не существует - круговороты энергоматерии, ничего больше, а жизнь и ум самозарождаются из естественных заготовок, как облака - если мы одиноки - что ж, думал я, значит, на нашу долю и выпало сотворить Смысл, и  Вселенский Разум может начаться с нас. Значит, лишь мы за все отвечаем.
       Теперь я верю и почти знаю, что мы не одиноки; ответственности это с нас не снимает, наоборот...

 

 

Нашего мальчика обижают...

       Вернемся к нашим 2х2. Недавно полученное письмо с ответом.

       ВЛ, ситуация проста и сложна как многое в нашей жизни... Школьный психолог "прессингует" 9-летнего мальчика, ученика гимназии (в классе - всего 8 детей), и его маму, человека, неконфликтного по своей природе. Школьный психолог - зрелая, властная дама, категоричная, не сентиментальная, выписывает журнал "Школьный Психолог" (видел на столе), возит себя вместе с детьми за деньги родителей в Чехию на отдых, детей (2 класс) заставляет рефлектировать, копаться в себе, а обучение в игре исключает!.. Когда я пришел в школу, она сказала, что родителям следует помогать учителям тянуть этот маленький возик (нашего мальчика), на что я заметил, что дети - не возы, их не нужно тянуть, их нужно любить. Психолог покраснела и сказала, что мальчику нужно больше задавать себе вопросов, прислушиваться к себе, анализировать свое поведение. Я парировал, что мальчику нужно улучшить навыки социализации, учиться дружить, а этого можно достичь во взаимодействии с другими детьми, например в играх, но никак не в рефлексии, что эта рефлексия может и навредить...
Мальчику нашему 9 лет, умный, ранимый, друзей нет, страдает от этого, общаться пока не умеет... Пока я это объяснял, школьный психолог покраснела во-второй раз... Она тихонько третирует мальчика, втайне от матери. Ищет способ поговорить с отцом ребенка (с матерью они в разводе; отец много пил, скандалил, не состоялся как актер). Просит прийти в школу маму мальчика, но без меня... Маму я не брошу в этой ситуации, потому что люблю, но и зачинщиком скандала не буду, хотя хочется немножко поскандалить, признаюсь... К тому же в классе есть ученик, который обижает нашего мальчика, вплоть до синяков. Из-за него уже забирали из класса одного ученика. Теперь мишенью стал наш... Я очень корректно просил психолога заняться этой проблемой, она мне ответила, что уже есть большие успехи, ну а потом - "про возик"...
       ВЛ, на мой взгляд, есть два варианта решения ситуации. 1) Скорее забрать, чем не забрать мальчика из этой школы в другую. 2) Скорее занять, чем не занять твердую принципиальную позицию, подключив районные и городские образовательные власти. Если забрать, то может в обычную школу, не в гимназию, хотя насколько гладко пройдет адаптация в большом классе обычной школы, не знаю... Мужское начало требует защищаться и нападать, какое-то другое начало(?) говорит, что в этой войне победителй не будет, будет страдать ребенок и его мама.
       Маленький герой этой истории - не мой родной сын, но мне бы хотелось... С его мамой и с ним я хочу построить свою семью.
Виктор.

 

       Виктор, я дважды перечитал ваше письмо, написанное по горячим следам конфликта со школьной психологиней, даже, видимо, по слишком горячим... Образ этой психологини, рисуемый вами, конечно, малосимпатичен. Возможно, так все оно и есть; и то, что она, с ваших слов, с детьми совсем не играет, не обучает вживую навыкам общения, а только побуждает копаться в себе - разумеется, нехорошо. Но я обратил внимание и на то, что, как пишете вы, женщина эта в разговоре с вами дважды покраснела. Это говорит о том, что случай, по крайней мере, не безнадежен...
      В желании психологини поговорить с мамой мальчика без вас криминала не вижу. И самой маме естественно было бы стремиться к такому разговору - и в вашем сопровождении, и БЕЗ вас: некоторые важные вопросы выясняются в беседе со специалистом только с глазу на глаз. Нет ничего плохого и в желании психологини (какой бы она ни была...) поговорить с отцом мальчика. Если отец проблемный, отягощенный, и если он что-то эмоционально значит для мальчика - тем более. Разве предоставить маме мальчика возможность беседы с психологом, пускай и неважнецким - означает уже "бросить ее"?..

       > хотя честно хочется немножко поскандалить, признаюсь.
       Хорошо, что вы отследили в себе это побуждение:) Мне, откровенно говоря, кажется, что поскандалить вам хочется еще и потому, что у вас есть недоосознанная мотивация ревности или, помягче, конкуренции - к отцу мальчика и ко всему тому, что в этой ситуации происходило и может (?) произойти БЕЗ ВАС, отсюда и такой повышенный запал... Это только мое предположение, хорошо, если я не прав.

      > К тому же в классе есть ученик, который обижает "нашего" мальчика, вплоть до синяков...
       Серьезный момент - такой вот персональный обижатель. И вы, надеюсь, понимаете, что силами одного лишь школьного психолога, даже мудрейшего, искуснейшего и святейшего, эту довольно частую ситуацию школьной дедовщинки не разрешить. И родители - с ОБОИХ сторон - и учителя должны стараться посильно помочь. Вам придется учить мальчика и дружелюбно общаться, и при надобности защищать себя. Сразу, конечно, не удастся - тренинг на жизнь вперед...Если "обижатель" - мальчишка тяжелый, неуправляемый, за гранью возможного воздействия - какой-нибудь маленький садистик, агрессивный психопат - то дело может потребовать и административного вмешательства... Но насколько все действительно серьезно, по сведениям из вашего письма судить трудно.

       > ... Скорее забрать, чем не забрать из школы в другую...хотя насколько гладко пройдет адаптация в большомклассе обычной школы, не знаю...
       Вот именно, не сменить бы мыло на шило. Знаете, сколько осложнений может быть связано с переходом в другую школу?..Большой класс обычной школы для слабо адаптирующихся, малозащищенных, ранимых детей отнюдь не подарок. А от себя не убежишь, и была бы овца, волк найдется. Ребенок такого типа, как ваш, понесет свою общенческую "дыру" в любое место, куда ни попадет, пока на каком-то месте не научится, наконец, САМ ее закрывать. Помочь мальчику можно, только прорабатывая в беседах и играх конкретные ситуации "здесь и сейчас".

       > Мужское начало требует защищаться и нападать...
       Вот-вот, и похоже, слишком уж мужское начало, по себе знаю:)

       >... какое-то другое начало(?) говорит, что в этой войне победителй не будет, будет страдать ребенок и его мама.
       Виктор, а вот это Другое Начало, по-моему, говорит в вас абсолютно правильно. Психологиня ваша, это очевидно, отнюдь не святая, но стрелять в нее я бы подождал. А вам пожелал бы сменить гнев на спокойствие и поиск возможностей для диалога и сотрудничества всех заинтересованных сторон. Мне кажется, эти возможности еще вами не исследованы или неДОисследованы...

**

       Что могут делать взрослые, если ребенок их - отверженный одиночка? Как помогать-спасать?
       Смотреть пристально - и понимать. Чувствовать вместе - и понимать.
       Это уже очень много. Чувство и понимание и подскажут помощь, если чуть потерпеть... И особенно если поиграть вместе в то, что пока не получается, пофантазировать, поискать в игре варианты...
       Может, всего одно точное слово потребуется, одна случайно-верная интонация или взгляд.
       А может, целая жизнь, да и той не хватит...
       Небольшое отступление, которое мы сейчас сделаем, надеюсь, поможет понять, в чем суть и детской, и взрослой отверженности - и как помогать, в том числе и себе....

 

       Свое, мое наше
      
из новой книги "Одинокий Друг Одиноких"

       Да, да - мое, наше, свое - вот главное противоодиночное чувство. Метка, которую требуется изнутри поставить на человеке, животном, вещи, игрушке, слове, идее - чтобы почувствовать себя неодиноко.
       Древнейшее, еще на клеточном уровне вдолбленное в инстинкт чувство свойскости, своести, нашести? - как ни скажешь, все не туды, и не случайно - с начала и до конца жизни останется исключительно важным и, как все инстинктивное, одновременно и надежным, и коварно обманчивым.
       Своему веришь, свое - думаешь, что знаешь, уверен, что знаешь. А это и так, и не так.

       У взрослых детская открытость -
       опасный знак, остерегись...
       Так, развалясь, играет в сытость
       на солнышке лесная рысь.
       Мурлычет ласково и льстиво,
       внушая жертве чувство силы
       и превосходства - ах, пустяк,
       на свете много кошек лишних...
       И вдруг - прыжок! - когтей растяг -
       и у тебя на шее хищник
       сосуды рвет, дробит костяк...
       Узнай, узнай, как лжет поверхность!..
       А там, под кожею седьмой
       погребены любовь и верность,
       и детский смех, убитый тьмой...

       Есть порода людей, наделенных даром производить впечатление глубоко своих, необычайно своих, ну просто своее некуда. Со всеми и с каждым мгновенно находится общий язык, его и искать не надо, преград - никаких.
       Насколько я успел понаблюдать, среди таких своевитых примерно каждый второй - мерзавец или мерзавка. Фирменные предатели, холодные подлецы, хищники - как раз из таких вот гениев коммуникабельности.
       Черное одиночество, само в себе утвердившееся, хищная пустота, мимикрировавшая под наполненность жизнью и светом.
       Не всяк отличит этакую падлу от настоящего, хорошего, обаятельного, открытого человека. И я не раз, уже будучи, казалось, профессионалом человекознания, попадался подобным хищникам в когти. Общаешься - будто наркотик заглатываешь незаметно...
       Повнимательней, Друг мой, изучай знаки свойскости, адресуемые тебе: часто это просто наживки, не распускай слюнки... И не ленись, репетируй и изощряйся - овладевай собственной артистической психотехникой - налаживай производство сигналов «СВОЙ» и подачу их тем, с кем необходимо сближаться.
       Оружие подлости, да, - а должно быть оружием добра. Нужно многосторонне - и для сражений и дипломатии, и для дружбы, и для любви, а особенно для воспитания детей.
       Ничего натужного, все естественно: открытое положение рук и плеч, расслабленная свободная шея, ненапряженная упругая спина - без зажатой сутулости и без деревянной прямоты, твердая легкость в ногах - а главное, теплый взгляд, теплый спокойный взгляд плюс непринужденная, непроизвольная, ни в коем случае НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ улыбка...
       Вот, собственно, и вся эта свойскость, вся магия обаятельности и притягательности.
       Но самое главное... Самое главное словами уже не передается, мой Друг. Вера себе.
       Артист, прошедший школу сценического мастерства Станиславского, чье любимое педагогическое выражение было: НЕ ВЕРЮ! - поймет сразу, о чем речь.
       Вера себе, внушающая веру другому.
       Передается неуловимым нюансом, тем самым оттенком, в котором истина, и вот этому-то посылу и только ему отвечает встречная глубина души твоего собеседника и мгновенно определяет, выражаешь ли ты то, что и вправду чувствуешь - есть или кажешься.
       Только в том ужас, что вера себе может быть и искусственной, сделанной, как у Гитлера.
       При определенном даровании и мастерстве можно научиться верить себе самовнушенно и при этом все же не быть, а всего лишь казаться, входить в образ и жить - а потом выходить... Это вот и есть дьяволизм искусства и дьяволизм жизни, технически они вполне совпадают.
       И в том еще страшная беда, что обычный человек душевно глуховат и подслеповат, туповат и чувствами, и умом. Глубина его души и сознание слабо связаны меж собой: чувствует, но не понимает, ЧТО чувствует. Вот почему многих легко обмануть даже грубо сляпанным лицедейством, с явной фальшивиной, вот на чем артисты-подлецы и живут...
       Итак, Друг мой, будем особо внимательны к чувству свойскости, своего - будем на стрёме!..
       Противоположный знак-чувство - чужести, чуждости, от-чуждения - тоже нелишне уметь и подавать кому следует, и прочитывать.
       Иногда такие сигналы нет-нет да и вылезут ис-под якобы-свойскости - важно, лови мгновенно и делай вывод решительно!..
       Чужесть, чуждость - задвижка, заслон, замок, запирающий душу и снаружи, и изнутри. Чужому не доверяешь. Заранее от него выстраиваешь защиты, когда спасительные, а когда и наоборот. Закрытая душа всегда одинока.
       И такая порода есть, антиталант - чужесть всем и всему, всечуждость. И на лице написан, и в дыхание вставлен, и в походку вмонтирован, в движение каждое, в ветерок, летящий впереди человека: проклятый дар быть инородным телом в любом общении...
       Навидался таких я и в клинике, и в жизни, и в письмах... Эти одиночки бывают внутри и серыми, и разноцветными, и сияюще-солнечными, иногда и черными...
       Разные типажи: Ледостав-Неулыба, Ежик Колючий, Дергунчик, Улыба-Неадекватыч...
       У одних властвует над душой изначальное недоверие миру, начиная с себя - и себе они тоже чужие, всего раньше и более. Другие, наоборот, при явной неотмирности еще и безмерно доверчивы - идеальные жертвы, в просторечии лохи.
       И вот, возвращаясь к детям, в которых все вышеозначенное представлено в первозданной свежести, подскажу главный, отработанный долгой практикой принцип помогающей работы с детьми-одиночками:
       НАБЛЮДАЙ И ПРИСОЕДИНЯЙСЯ.
       Легко заметишь: типичный ребенок-одиночка, изгой не умеет подавать сигналы разряда СВОЙ и преуспевает по части подачи сигналов ЧУЖОЙ - напряжен, скован, зажат, мимика бедная или неадекватная, выражение лица далекое от улыбки или такая улыбка, что лучше бы не было, глаза опускает или отводит...
       Но - если только это не совсем уж тяжелый больной, не клинический аутист, -непременно заметишь и то, как растапливается и светлеет дитя, чувствуя что-то или кого-то СВОИМ, доверяя душой - хотя бы игрушке... Когда предмету или существу ребенок подает сигналы: ТЫ СВОЙ - восприми их и ты и старайся им в точности подражать, общаясь с ребенком, - так же смотри, так же двигайся, так же дыши, - а потом, потихонечку-полегонечку, все эти сокровища душевной открытости переноси вместе с ним в другие общения...
       Когда время приспеет, можно начать объяснять ребенку на понятном для него игровом языке, что к Миру Других можно подбирать ключики доверия, что можно, себя не теряя, обрести друга и даже многих.
       Не бросай дитя в ледяной тьме разобщенности, не отдавай одиночеству - наблюдай и присоединяйся, живи вместе и развивайся вместе - а главное, верь, солнечно верь, что все образуется, и внушай своей верой такую же веру ребенку - ребенок воспримет!..

**

       Друзья, напомню: продолжается подписка на мой аудиожурнал "Музыкальная аптека". Все музыкальное богатство мира - для здоровья, для работы, для общения, для уверенности, для радости, для победы над тьмой, для жизни. Помимо всего - это и возможность нам с вами услышаться, внутренне соединить читаемые тексты с живым голосом...

 

До встречи, всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
mailto:levi@postman.ru
http://www.levi.ru

каталог выпусков на City Cat
http://subscribe.ru/archive
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 101 от 12.03.06


В избранное