Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Владимир Леви. "Конкретная психология"


Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 161

СОПРОТИВЛЕНИЕ ДУШИ

от 16.09.10

 

Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов,
а в педагогических не изучаем сопротивление личности?

Антон Макаренко

      Здравствуйте, друзья. Накануне под утро увидел во сне уже вышедшей книгу, которую пока только пишу и собираю: "Безобразник, который всегда с тобой", продолжение "Нестандартного ребенка". В руках у меня был свежий авторский экземпляр в обложке в клеточку, как из школьной тетради, приятного светло-кремового цвета (пожалуй, хорошая подсказка, так и сделаем). Перелистнул несколько страниц, бегло заметил смешные собственные иллюстрации (тоже подсказка). А на одной из страниц увидел нижеследующий стишок. Только не совсем дописанный, а примерно до половины. Проснувшись, еще не вставая, тут же и дописал (блокнотик и что-то пишущее всегда наготове). Интересно - и не впервой: читая во сне этот полуготовый стишонок, я переживал его как живое событие - вдруг перенесся в то время и место, где это было или могло быть - стих был и текстом, и жизнью одновременно, моей жизнью...

Посвящается Тане Р., прекрасному психологу,
в день рождения которой это приснилось

Воспоминание о детсаде интернатского типа
детей уложили спать, но кое-кому не спится

Постель чиста и сведуща.
Над нами свет горит.
"По морде как заеду ща", -
сосед мне говорит.
Подраться очень хочется.
Мальчишеский союз
от этого упрочится,
а я его боюсь.
Природа закаляется,
но почему же ей
душа сопротивляется,
как кошке воробей?

      Сопротивление души - это и сделаем главной темой сегодняшнего разговора.

Вот проблема всех проблем:
куча Надо без Зачем,
или пинкозависимость

"делаю не то, что хочу, что мне это даст - непонятно,
а чего хочу, я не знаю"

Несуществующая часть тела из четырех букв.
Из моих незаданных вопросов для "Что? Где? Когда?"

      ВЛ, до того, как начать писать вам, твердо знал, чего хочу спросить. А как только принялся печатать, понял, что и вопроса-то толком сформулировать не могу. Вроде бы понимаю, в чём причина, а как только её озвучил - раз, и не в этом вовсе причина, ищу другую - нахожу и опять не она...
      Мне 22 года, заканчиваю университет. Всегда думал, что надо делать всё так, как НАДО. Учился в универе через силу (надо, без диплома никуда) не вытерпел, ушёл, тут же в другой универ затолкали родители, кое как доучиваюсь. Знаний толком никаких, да и желания быть менеджером (по специальности) тоже нет.
      Ещё всю жизнь спортом занимался, выступал на соревнованиях, об олимпиаде мечтал... Год назад понял, что великих высот не достичь, и решил завязать с соревнованиями. Теперь смотрю по сторонам и прикидываю: пока я мечтал и думал, что после универа везде меня ждут, сверстники кто работал, кто служил, сейчас уже неплохо устроены. А я как не знал, чего делаю, так и не знаю.
      С самого поступления в универ периодически случается что-то вроде депрессий, вызванных, на первый взгляд, разными вещами, но по сути одним и тем же: я делаю не то, что хочу, что мне это даст - непонятно, а чего хочу, я не знаю. Глушились эти приступы, как правило, вашими книгами: прочитал и вроде одумался, понял, что да как, и сейчас-то всё пойдёт, но месяц - два и опять ...
      Одно время думал, что проблема вызвана противоположным полом, набрёл на книжку по "ПикАпу", зачитался, думал, нашёл что нужно, около года был увлечён, с девушками всё более-менее наладилось, а проблема снова начала вылезать.
      Что делать, не знаю, какого ещё пинка себе дать. 22 года, а я на полном родительском иждивении, и вроде хочу всё поменять, но не знаю с чего начать, и где пинок получить. Думаю пойти в армию после диплома, может там научат, но до этого ещё год, и терять его просто так жалко.
      P.S. Спасибо за потраченное время. Понимаю, что проблема не уникальна и по большей части надуманная, но выбраться самому не получается.
Дима

      Дима, а почему пинка, а зачем пинка, в каком направлении?..
      Понимаю: хочется двигаться хоть куда-то, определиться хоть как-то. Но ведь пинок - это извне воздействие, грубое и некрасивое, это насилие. Пинают обычно под ту часть тела, которая самостоятельному мышлению не способствует...
      Ладно, пинка так пинка. Под другую часть.
      Чуть-чуть о себе. Знаешь, почти каждый вечер перед самым сном я смотрю телепрограммы о животных, о разных зверях. Очень люблю их всех, просто обожаю, с раннего детства. Рисовал с упоением... Бальзам для души, счастье - смотреть на зверей, узнавать что-то новое об их жизни. Все думаю: дали бы мне еще одну жизнь - стал бы зоологом, занимался бы животными, только ими. Не потому, что так уж обрыдли люди или разочаровался в профессии. Люди - тоже зверюшки любопытные и иногда симпатичные :). Но ведь человек - лишь один из видов, один из неисчислимого множества живых существ в нашем мире. А я обожаю их всех (ну, кроме гиен, пожалуй, к ним отношусь спокойно, как и к мокрицам, крокодилам и вшам). Недаром Ной набил свой ковчег всеми земными тварями, какие только сумел уместить. И земля знает, природа знает - и Тот, Вверху - ведает: одних людей миру мало: жизнь должна быть в высшей степени разнообразной. Вот и моя душа просит жизни в разнообразии, и я точно знаю, чего хочу если не для своей жизни, то для чьей-то другой...
      Теперь о тебе. Положение у тебя сейчас вот какое (не ставлю диагнозов, только перевожу твои же собственные - немного в другие термины): ты живешь в состоянии детской внушаемости и социальной зомбированности. Не по своим программам, не по своим сценариям, а по чьим-то - по этим вот надо с неизвестными Зачем. Не по своему пониманию жизни, а по чьему-то скорее непониманию, чем пониманию. Не по своим продуманным и осознанным выборам, не по своим рискам - а по тем, в которые тебя "затолкали". Не только родители - школа, сверстники, СМИ, книжонки типа "ПикАп" - все постарались, и не с какою-то злонамеренностью по отношению к тебе, а потому лишь, что сами суть социальные зомби, сами в том же гипнозе и смысловом дефиците, в том же псевдосознании.
      Ты это уже чувствуешь и в общих чертах понимаешь. Только пока еще не уловил, в чем суть положения, как из него выйти, что, как и Зачем противопоставить чужим надо. И продолжаешь пока плыть по тому же зомби-течению. "ПикАпы" - это ведь не твое, чувствуешь. И поиск пинка - не твое.
      Неумение быть свободным опасно, когда доходит до степени нежелания быть свободным. Страх свободы и непривычка думать самостоятельно, привычка к пинкам - опасны, когда переходят в пинкозависимость.
      Душа твоя пинкозависимости сопротивляется. Душа жаждет осмысленности бытия. Душа требует свободного выбора жизненного направления, собственного направления. Душа ищет себя через способ своего проявления - свое дело.
      У души свой язык. Душа упорно пытается напомнить о себе твоему сознанию этими вот непонятными депрессиями. Так что ты эти депрессии благодари - они нужны душе, как нужна телу боль, чтобы сопротивляться вредоносным вторжениям. Боль тела нужна, чтобы выжить, а боль души - чтобы состояться.
      "...сверстники кто работал, кто служил, сейчас уже неплохо устроены..."
      Что значит "устроены"? Вставлены, ввинчены, как болтики, в какие-то звенья социального механизма, получают свои денежки и довольны этим? Ну да, может, и так. Но мы ведь не знаем, что там у них внутри, у этих ребят, за внешним довольством, насколько оно искренне и глубоко. По душе ли им их "устроенность"?.. Люди-болтики часто и сами не знают этого.
      Мне думается, тебе можно сейчас без особых колебаний пойти на ту работу, возможность которой предоставит диплом. Только не застревать, не зацикливаться на этой работе, а относиться к ней как к исследовательскому жизненному этапу, продолжительность которого ты определишь сам, сориентировавшись по своим обстоятельствам и интересам. Относись к службе, какой бы то ни было, как к продолжению учебы - социальной, умственной и душевной. На любом месте, в любом деле есть чему научиться, из всего можно извлечь некий толк, если не напрямик, то вбок - всюду творческое, самобытное начало дает плоды.
      Не стоит рассчитывать, что сразу "устроишься" или встанешь на лесенку со ступеньками к "устройству" - не стоит и желать этого всерьез - с юмором отнестись стоит, как к возможному забавному приключению. Прими жизнь как путь, как нескончаемую учебу ума и души, ведь оно так и есть.
      "Думаю пойти в армию после диплома, может, там научат..." Научат, конечно. Вопрос только - чему научат? Думать?.. Принимать самостоятельные решения?.. Слышать свою душу и слушаться ее, а не приказов начальства, которое ты не выбирал?.. Что ж, возможно и обучение от противного, пример здесь.
      Но должен предупредить (испытано), что бессмысленное рабство учит быть свободными только тех, кто уже постиг ценность внутренней свободы и принял ее за приоритет. Тех, кто уже укрепился духом и в ключевых решениях жизни полагается только на себя; кто готов сражаться за свою душу и знает, зачем: чтобы помогать освобождаться другим. Тогда и армия - подходящий тренинг, и тюрьма, и концлагерь.
      Не пинка просит душа, а сосредоточенной тишины. Внутренней тишины, она же свобода. Только в этой свободной тишине, в тихой свободе можно узнать, чего хочешь, чего действительно хочешь. Быть может, придет это знание за единый миг, как озарение, а быть может - за годы, долгие и нелегкие. Душа живет по своему времени - не по часам, не по календарю. Уважим ее.

Не риторический вопрос:
зачем был плотником Христос?

профессия и призвание - соотношения
о полезных комплексах и бесполезных зависимостях

      ВЛ, не знаю, вправе ли я рассчитывать на Ваш совет в выборе профессии... По образованию я юрист. Хотела стать следователем и приносить пользу обществу (социально полезный комплекс спасателя и привычка заслуживать любовь). Но столкнувшись с порядками в системе правоохранительных органов, а также учтя собственную гиперчувствительность, поняла, что в эту область мне идти не следует.
      Довольно успешно проработала юристом, но желание спасательской работы не давало покоя.
      Поступила на работу в органы опеки, но тоже была в ужасе от того, как там работают, а главное, в ужасе от того, какие люди работают там. Альтруистов в государственных органах - незначительное меньшинство; корыстное и тупое большинство сожрет тебя раньше, чем ты успеешь занять должность, необходимую для принятия самостоятельных решений.
      Пошла в подбор персонала, наивно полагая, что менеджеры по подбору помогают кандидатам. В процессе работы узнала, что люди в этом бизнесе являются товаром, и отношение к ним соответствующее. Так что человеколюбцам в подборе персонала не место - скорее мизантропам, способным торговать кандидатами на вакансии с выгодой для себя и отбрасывать слабых как можно раньше, вычисляя их как можно эффективнее.
      Ходила на консультацию по профориентации к психологу. Мне сказали, что можно выбирать только ту профессию, которая требует качеств, присутствующих в избытке лично у вас. Свои слабые качества можно подкорректировать, но не делать на них упор, потому что сильными они никогда не станут. Спасательские профессии, сказал психолог, мне как человеку ранимому противопоказаны.
      А я как раз сейчас планирую пойти учиться на детского психолога. Знаю, что большинство наших проблем происходит из детства, и в детстве их легче скорректировать. Детей понимаю, слишком хорошо помню детское самоощущение, и не боюсь их так, как взрослых. Будучи детским психологом, могла бы в свободное от работы время безвозмездно оказывать психотерапевтическую помощь детям из детских домов и неблагополучных семей.
      Но психолог посоветовал мне выбрать культурологию, искусствоведение или литературную критику... Если бы вокруг не было такого количества страдальцев, я могла бы позволить себе стать ученым - востоковедом или литературоведом, и заниматься только любимыми книгами.
      Конечно, практически в любой работе есть хотя бы небольшая доля общественной полезности. Но, мне думается, при нынешнем состоянии нашего общества остро требуется спасать большинство, а не усовершенствовать с университетской кафедры относительно благополучное меньшинство.
      Хочется сказать себе, как непутевому ребенку: "Да выбери же, наконец, себе дело по душе и работай!" Видимо, у меня комплекс спасателя в совокупности с комплексом неполноценности, который зачастую - и мой случай не исключение - идет в комплекте с убежденностью в своей исключительности. Но, к сожалению, убежденность эта - лишь на уровне понимания, а не самоощущения. Ирония в том, что ощущаю я себя маленьким ребенком. Оценочно ужасно зависима. Все окружающие кажутся мне хозяевами этого взрослого мира, а я лишь второсортным его членом...
      Я подбираю бездомных животных и нахожу им новых хозяев. Себе всех не оставишь, но дать объявление и устроить судьбу животного - в наших силах. "Кто сам просился на ночлег, скорей поймет другого". Будь в моей судьбе меньше страданий, я была бы благополучной эгоисткой. Будь в моей судьбе меньше хорошего, я была бы озлобленной эгоисткой. Наверное, моя патология - не из худших.
      Я хотела бы жить в мире, где нет беспризорных детей, бездомных животных и одиноких стариков. Мне больно жить в стране, где ими не занимаются даже в той мере, в какой уже помогают всем этим несчастным в других странах на нашей планете. Мне хотелось бы не испытывать страха за них и вины, а значит, и боли, - но в какой-то момент я поняла, что не могу просто избавить себя от лицезрения несчастных, переехав в более благополучную страну, потому что пока я могу помочь хоть одному, я должна оставаться здесь.
      Я хотела бы запрограммировать себя на эффективное служение другим, с точностью робота сделать ВСЕ, ЧТО В МОИХ СИЛАХ, а потом спокойно покинуть этот мир. Но из меня плохой спасатель - нервный, сверхопекающий. Выхаживать животных, стариков и детей должны те, кто имеет для этого необходимые способности и может наилучшим образом выполнить принцип "не навреди". Я пока делаю то, что у меня получается. Этого мало, это почти ничто...
      Что же дальше, как дальше?..
Диана

      Диана, очень хотелось бы ответить подробно и связно, со многими отступлениями, но это превратилось бы в целую книгу.
      Спасибо за вашу исповедь. Редкий случай нравственного здоровья.
      Вот что я пожелал бы вам.

      Проработать биографии великих подвижников-спасателей (мать Тереза, Корчак, Швейцер, доктор Гааз, мать Мария, Махатма Ганди, Шри Ауробиндо, Валленберг, отец Александр Мень...). Вы, наверное, сможете значительно пополнить этот список, назвать многих, которых не знаю я.
      Уловив ваш литературный талант, подумал еще, что к спасательской деятельности можно отнести и написание художественно-психологических биографий великих спасателей. Такие произведения обладают огромной заразительной силой, и если даже один из тысячи читателей подобной литературы станет хоть на микрон добрее, все дело уже того стоит. Спасать можно и пером, и вы это, уже видно, сможете.

      Проработать противоречие в своих побуждениях - между стремлением избавлять от страданий других и избегать страданий самой.
      Одно из двух: либо беречься от боли, либо беречь от нее других.
      От нескольких работ вы отказались из-за того, что там, грубо говоря, много дерьма. Если бы пошли работать школьным психологом, столкнулись бы с тем же самым, если не хуже. И в детских домах, и в ветеринарных клиниках, и в домах престарелых, и в приютах для инвалидов (см. книгу Гальего Гонзалеса "Черное на белом"), и в экологических ведомствах - везде та же пропорция вышеупомянутого вещества.
      В современном мире, а в России десятикратно, практически невозможно найти место, где можно безнаказанно помогать жить другим существам. Если хотите осуществлять призвание, которое в себе ощущаете, придется перестать быть мимозой и стать бойцом. Безжалостным к себе и - надо смотреть реальности в глаза - иногда не только к себе.
      Мое пожелание вам - стараться идти навстречу экстремальным ситуациям. Экстрим-тренинг - закалка спасателей. Начать хотя бы с походов в горы.

      Шире смотреть на профессию, не отождествлять с ней себя и свое жизненное призвание. Реализация миссии спасателя... Да, давайте все-таки поменяем "комплекс" на миссию. Комплекс - это субъективное, в какой-то мере ущербное. А миссия - объективна, миссия - Сверху. То, что к миссии приходят от комплекса - если не сказать нормально, то совершенно обычно. Важно лишь, чтобы комплекс остался позади, как стартовая площадка или трамплин.
      Профессия и миссия в идеале должны совпадать, а в жизни совпадают не часто. Профессия - бутылка с этикеткой, а что в нее влито - вопрос с ответом после употребления. Милиционеры и врачи, спасатели по определению, каждодневно показывают: этикетка - одно, содержимое - другое, хотя бывают и соответствия.
      Одно из разумных решений - выбрать профессию честную и кормящую, которая создаст жизненную базу для спасательской деятельности вне профессии. Иисус Христос был плотником - деталь вроде бы второстепенная, но очень серьезная.
      Для спасателя в миру особо важен широкий реалистический кругозор и разнообразный жизненный опыт. Хорошо было бы перепробовать НЕСКОЛЬКО разных профессий, прежде чем приплыть в свою гавань.
      Одна профессия, и кормящая, и помогающая, и могущая спасать, у вас уже есть. Можно перепрофилироваться в юриста по защите прав ребенка. Понятно: и здесь придется хлебать грязь полной чашей, сражаться с жестокостью, тупостью, подлостью. А кому как не вам?.. Только закалиться и верить твердо, что Дух неуязвим. Оценочную зависимость вообще к ногтю. Причем тут оценки, когда речь идет о спасении детей?

      Молитва. Чтобы стать Рыцарем Добра, к чему зовет вас душа, придется перестать беспокоиться о себе. А чтобы перестать беспокоиться о себе, нет иного способа, кроме как своего внутреннего беззащитного ребенка доверить Высшей Ведущей Силе. Молитва - это и есть поднесение своего внутреннего ребенка Богу с выражением полноты доверия. (Псалмы - лучший образчик.) И тут воистину - по вере вашей да будет.

      Обучение и образование ни в коей мере нельзя считать законченным, но лишь начатым. Сферы, где желательно добрать знания: медицина (педиатрия, психиатрия), психология зависимостей, психология жизненных ролей, семейных отношений, детства и воспитания, психологическое воздействие искусства.

      Не оставаться в изоляции. Искать попутчиков, сомышленников и соработников. Интернет позволяет находить людей душевно и этически сонастроенных. Искать союзников, создавать команду, сообщество. Выходить на такие сообщества и команды (например, Команда Человечества или Трансгуманизм).

      В добрый путь, в добрый час!

Велосипед для ленивых, еще один

      ВЛ, поделюсь кое-каким открытием. Я крайне ленивый, настолько, что даже не стыдно. А жить ведь надо. Вот очередной раз, уставший после работы, пытаюсь вытолкнуть себя на прогулку, сил нет, аргументов нет, а надо.
      Лег на диван, расслабился и думаю - как бы это себя победить. А - никак, лень овладела мной, овладела - и все.
      И тут я начал представлять, как бы само собой, что встаю, надеваю обувь, спускаюсь, иду... Не в уме представлять, не отвлеченными мыслями, а как бы импульсно, что ли: встал не вставая, ноги начал передвигать, не передвигая... Не в уме, а телесно, даже мышцы начали слегка сокращаться.
      Состояние получилось очень странное - вышел будто немножко в другое измерение. Вдруг почти незаметно для себя поднимаюсь - и уже через 5 минут на улице - без сожалений и усилий.
      Мне понравился метод! Есть ли где-то материалы о нем почитать? Наверняка в Вашем кругозоре есть знания, дайте, пожалуйста, ссылочку на свои или другие книги.
Андрей

      Андрей, поздравляю вас и себя:)
      Вы совершенно самостоятельно открыли метод построения и использования Действующего Образа События (ДОС - см. прошлые выпуски рассылки: № 27, № 29, № 30, № 38, № 42, № 45 и др.), названный мною "Эхо-Магнит" и подробно описанный в книгах "Искусство быть собой" и "Лекарство от лени". В одной из рассылок есть тоже об этом: № 23, отрывок "Как соблазнить синьорину Работту".
      Да не огорчит вас, что это в некотором роде изобретение велосипеда. Повторял многажды и с убежденностью еще раз: для жизни каждому приходится изобретать собственные велосипеды, и хоть конструкция в общих чертах одна - вариаций и нюансов неисчислимо много, и вот они-то, в личной неповторимости - самое главное и решающее.
      Я тоже открыл Эхо-Магнит самостийно. Потребовалось для этого слегка отстраненно понаблюдать за собой и своими привычными действиями, и особо - за теми, которые направлены на преодоление внутренней инерции и внутренних сопротивлений. Довольно быстро поймал закономерность: пульсообразное чередование напряжения и освобождения, "надо" и "хочется" рождает спонтанность в заданном направлении. Умный наш внутренний велосипед, если покрутить его педали несколько раз, а потом отпустить, покрутить-отпустить - начинает крутить педали уже сам. Сердце работает по принципу Эхо-магнита. Интуиция - тоже. Сопротивление души в форме лени получает обратный ход и становится плодотворным.
      Нечто подобное в разных вариациях описывали и другие наблюдатели, не психологи, а просто внимательные и пытливые люди. Математик Пуанкаре отмечал, что если упорно не дается решение какой-то задачи, следует предпринять несколько штурмовых попыток ее решить, а потом отказаться от этого, как бы забыть, отвлечься, думать о другом или ни о чем, и вот тогда-то решение неожиданно приходит само - на фоне спокойствия и беззаботности.
      Другие наблюдатели замечали, что так же вспоминается то, что долго никакими усилиями вспомнить не можешь: надлежит поднапрячься, а потом дать себе право свободно расслабиться, отвлечься, забыть о том, что желаешь вспомнить, и тут-то оно, как лошадиная фамилия, вспоминается. Поисковый механизм подсознания, запущенный, как в компьютере, в какой-то момент выдает результат наверх, на экран...
      И по сей день я пользуюсь Эхо-Магнитом для разных текущих надобностей: с его помощью встаю по утрам, когда не встается, работаю, когда не работается, сочиняю стихи и музыку, когда запаздывает вдохновение (потом догоняет), и много еще всякого.
      Таким же способом можно строить ДОСы для засыпания, для просыпания, для умиротворения аппетита, для успешных выступлений, экзаменов, презентаций, свиданий и прочая, включая сами догадываетесь что.
      Плодотворного продолжения!

"Учителя жалуются: ребенок мог бы достичь очень многого, если бы не мечтал"

      ВЛ, я - мама троих замечательных детей. Живу за границей. Мой старший мальчик (8 лет) - очень хороший ребенок: умный, послушный, веселый, развитый, спортивный и т.д. Но! Часто "улетает" в свои мысли, и на уроках, и дома. Мечтает, думает о чем-то своем.
      Учителя жалуются: ребенок мог бы достичь очень многого, если бы не мечтал.
      А мне кажется, что для мальчика 8-ми лет это нормально.
      С другой стороны, он сам осознает, что "улетает" и не может себя контролировать. Его это беспокоит, и он устал от жалоб учителей. Очень хочет быть "хорошим"...
      В общем, проблемы с концентрацией. Не хочу сажать его на лекарства (как это здесь принято). Что посоветуете?
Светлана

      Светлана, только не лекарства, упаси Бог. Нормальный у вас мальчик и более чем. А вот учителя у него более чем ненормальные: ребенок мог бы достичь очень многого, если бы не мечтал - высказывание, достойное шнобелевской премии по педагогике.
      "Проблемы с концентрацией" - это проблемы школы с ее скукой и духотой, проблемы идиотичности методов обучения, не ведающих и не желающих ведать о настоящей психологии ребенка; проблемы городской жизни с ее бесприродным однообразием и грязной информационной перегрузкой - проблемы взрослых, не ставших взрослыми.
      У меня тоже были "улетания" - и в этом возрасте, и раньше, и позже. И мне тоже доставалось за эти воздушные путешествия от учителей и, увы, от родителей, не понимавших, что это такое. Я и сам не понимал. Живешь себе, просто живешь - и вдруг тебя разгневанно окликают, а то и пинка дают. Оказывается, к тебе обращались, а ты не слышал или, как они утверждают уверенно, делал вид, что не слышал. От тебя требовали чего-то, а ты игнорировал, вел себя вызывающе - ну, вот и получай!.. Приходилось со слезами объяснять, что я не нарочно, что я вправду не слышал... Я тоже хотел быть хорошим, даже слишком хотел - и не получалось, не получается и до сих пор.
      Научимся, наконец, уважать тонкую тайну души ребенка, хрупкую и упрямую глубину его внутренней жизни, сопротивляющуюся тупым требованиям невежественной псевдагогики. Научимся оберегать ребенка от танковых наездов социальных антипсихологов - и от самого себя, если он слишком старается быть хорошим.
      Я бы на вашем месте забыл про "проблемы" и поискал для сына другую школу, хотя бы чуть-чуть поумнее, чуть-чуть почутче. А если таковой не найдется, очень настойчиво попросил бы учителей оставить ребенка в покое. И сыну сказал бы: мечтай, сколько влезет, улетай на здоровье. Ты ведь всегда возвращаешься, и это так хорошо!..

Благодарности

      Спасибо вам, понимающие друзья, за поддержку нашего сайта и проектов.
      Поддержать нас можно:
      через Яндекс-деньги: № 41001178143586
      через систему Webmoney: R225985036753
      через смс-копилку
      по системе PayPal (переводы с кредитной карты): наш адрес в системе levi.projects@gmail.com

      За конкретную работу - сердечная благодарность друзьям по всей России и всему миру, откликнувшимся на призыв о добровольной творческой, интеллектуальной и технической помощи нашему общему делу. Спасибо тем, кто присоединится.
      Связь: toroboan2008@yandex.ru
      Особая постоянная благодарность IT-студии Softtime и лично Максиму Кузнецову и Игорю Симдянову за профессиональное техобеспечение работы нашего сайта, форума и рассылки.

      И еще хочу сказать спасибо всем сайтам, организациям, блоггерам и пользователям ЖЖ за информационную поддержку нашего сайта в виде прямых ссылок на www.levi.ru.
      Мы не гонимся за посещаемостью, но приятно, когда она гонится за нами.

К садику, к школе, к жизни...
Развивающий медиаресурс "Нестандартный ребенок"

      У кого есть детишки или намечаются, у кого они в садике или в школе - а это та еще жизнь! - наше вам подспорье, друзья, в порядке взаимовыручки. Сами сочинили, сами исполнили, сами записали, сами издали - плод объединенных трудов авторского коллектива www.levi.ru.
      Сюда входят:
      +озвученные Максимом Леви и Аллой Чудиной стихотворные сказки замечательного поэта Валерия Белозерова, полные чудесного доброго юмора,
      +музыкальные сказки на мои стихи для детей,
      +песни и инструментальные пьесы Максима Леви,
      +картинки и стихи из моей книги "Кважды Ква",
      +забавные раскраски...
      Полное содержание можно посмотреть, открыв файл по ссылке.
      Скачать медиаресурс прямо на свой компьютер можно, сделав вклад в наши проекты. Подробности тут.

Книжного полку прибывает на полку

      КниГид пополняется, добавляются новые жанры, можно присылать свои рекомендации на адрес knigid-levi@yandex.ru. Спасибо тем, кто это уже сделал. И особенное - за напоминание о старых добрых книгах, которые, как старые добрые вина, с возрастом только улучшают свое качество.

С доставкой на дом

      Для моих читателей в отдаленных уголках планеты работает специальная доставка. Книги можно заказать прямо к себе домой или в офис. Подробности - здесь.

Nulla dies sine linea

      На ночной прогулке озарило: а почему бы каждый день на лицевой стороне своей интернетной морды, то есть на главной странице, не оставлять хотя бы по нескольку новых строчек. Ведь каждый день что-нибудь пишется - не в компьютере, так в голове, не кому-нибудь, так себе. А обычней - и то, и другое, и третье. Остается лишь повелеть себе не ложиться спать, пока что-нибудь не сцедишь. Ну, вот и начал, и продолжаю... Каждый день (обычно вскоре после полуночи) главная страница пополняется новыми текстами в двух рубриках: "Строка дня" и "Ни дня без строчки о любви". Милости прошу, зайти можно и сейчас. Обратная связь - по адресу toroboan2008@yandex.ru

 

Всего светлого!

 

автор рассылки: Владимир Леви,
психолог, писатель, врач
http://www.levi.ru

каталог выпусков
код рассылки: science.humanity.levimaster

Владимир ЛЕВИ
Конкретная психология: рецепты на каждый миг

N 161 от 16.09.10


В избранное