Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о жизни

  Все выпуски  

Поговорим о жизни Ментальность народа России и народов Европы


Буржуазность(атомизированность,разделенность) и коммунальность(соборность)

О свободе внешней(индивидуализм, коллективизм, деспотия)

Этот выпуск буден посвящен сравнению метафизике и  ментальности русской и западной жизни.

Критерии: а) Территория. Сравним населенность территории европейских стран и России. На каждый гектар территории Европы приходится населения  в 20 раз(?) превышающего отношение населения на гектар в Российской Федерации. Конечно, в этом можно усмотреть положительную и отрицательную  данность. Например, население  России проживает более скучено и концентрировано в центральных областях и крупных финансово-индустриальных центрах (на Москву и Петербург приходится около12-14% населения России, а если взять всю центрально-черноземную и северо-западную  часть-то около  70%), тем не менее остаются большие малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока ( конечно на  наличии этой тенденции сказывается климат и отсутствие крепкой и надежной дорожной инфраструктуры). В Европе же, как мы выяснили, население проживает гораздо плотнее, и   отсюда ограниченность ресурсов на душу (тело) населения, давайте хотя бы вспомним причины войн Наполеона и двух мировых войн. Да, правильно, - это желание передела мирового влияния через захват территорий богатых природными, земельными, территориальными ресурсами.

 Как выяснили социальные психологи чрезмерная плотность населения, такая как в крупных городах Москве, Нью-Йорке, Париже, Лондоне и других вызывает в человеке, посредством  вынужденной «близкой отдаленности», нарушение интимной энергетической зоны человеком человека ( в транспорте, на улице, на рынке, в малометражных каменных  квартирах) и приводит к негативным психологическим переживаниям, стрессам, чувству несвободы, неволи, агрессии, уходу в себя …

Некоторые страны (Норвегия, Италия), правда, нашли выход из этого лабиринта, это создание родовых поместий размером в гектар на род, на семью, нечто подобное практиковалось и в царской России, за исключением того, что данным правом обладали только дворяне, помещики и прочее барство. Сейчас же у каждого россиянина есть такая возможность и количество желающих обрести свое родовое гнездо и мир в душе растет (смотри серию  книг Владимира Мегрэ « Звенящие кедры России»).

В России издавна поле было равно воле, раздолью, простору, а воля являлась синонимом свободе, возможности творить, преобразовать, дышать, радоваться и от чистого сердца, по своему доброму самостоятельному желанию, делиться  взращенными плодами своего труда, ( хотя к сожалению в годы перелома поле ассоциируется,- ввиду своей   запущенности, заросшести пырьем, бурьяном и чертополохом, - с  отсутствием хозяйской руки, апатичностью и одиночеством ненужности).

Поле говорило нашим предкам и  говорит нам: «Места хватит всем! Все, вы, обустроитесь, и все будут накормлены сыты. И здесь не нужна вражда, она бессмысленна. Осваивайте землю своих предков живите на ней плодитесь, растите, творите, радуйтесь».

  В Европе же дело обстоит иначе. Здесь из-за ограниченности ресурсов необходимо было вводить институт частной собственности, набирать армию для защиты своей собственности, строить замки с высокими каменными стенами и обороняться от своих же соседей одноплеменцев индивидуалистов. А вы законно спросите меня. «разве в России не было этого, разве князья не воевали друг с другом?!» Да, Воевали. Тут возникает вопрос о времени образования централизованного государства  и  соответственно прекращении «соседских» войн. Но, как мы знаем и с образованием централизованных государств в Европе (Германское объединенное государство появилось в 19 веке, Итальянское - в  19 веке, Австро-Венгерская империя: Швейцария, Чехия, Югославия, Австрия, Венгрия, Польша - в 19 веке, по большому счету  остались только  Франция, Великобритания, Испания, в которых войны продолжались  и в 16 веке) войны не прекращались,  но постепенно,  со времени объединения народа в  государство,  войны  выходили  за пределы  этих  государств, желая все новых территорий, чувствуя нехватку себя.

И тут, на мой взгляд, будет важен пример из жизни птиц и взаимопомощи среди них. Наблюдал картину: стая голубей клевала хлебушек, а за деревом притаилась кошка и подобрав лапы прыгнула на голубя и промахнулась. Голубь отлетел к стае своих сородичей, тогда как те, не заметив опасности, шли поочередно за хлебушком к дереву, за которым пряталась кошка. Так повторялось несколько раз. И никто, из голубей, чудом избежавших быть пойманным и загрызенным, не предупредил своих сородичей- все продолжали беспечно клевать крошки, пока кошка, все же, не показалась на виду  и не ухватила одну из птах. Это, на мой взгляд, яркий пример вульгарного индивидуализма, хотя сравнение может быть и не совсем корректное, ввиду не сопоставимости мыслительных аппаратов человека и животного (то же мы наблюдаем и в охоте гепарда на стаю антилоп, льва - на лосей). Но другой тип отношений мы наблюдаем среди ворон, воронов, коллективно и дружно поднимающих крик, кружащих и активно обороняющихся при виде кошачьей или любой другой угрозы- тут на лицо внутривидовая взаимопомощь, помощь нуждающемуся (на эту тему можно посмотреть книгу Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции»).

б) Климат. О влиянии климата на образование государственности и влиянии на сам характер народа и уже потом на образование соответсвующей характеру народа государственности писали в 17 веке Шарль Луи Монтескье « Персидские письма» и в 19 веке наш соотечественник Лев Мечников "Цивилизация и великие исторические реки". Суть этих размышлений сводится   к влиянию холода-умеренности-жары и наличие определенных водных структур на образование деспотических (страх, принуждение, закрытость), либерально-демократических (взаимная выгода, коммерческий интерес, договорность, приоткрытость) и государств свободного выбора.

По этой схеме России климатичеси было предопределено стать деспотическим государством (если не брать истории народов заселявших Сибирь, когда там был теплый климат).   Конечно с этим можно соглашаться или не соглашться. А в следующем выпуске   мы поговорим  о достоинствах и недостатках соборности (коллективизма), как внутренне присущей черте  характера нашего исконного народа.

Спасибо за внимание

До свидания и всего доброго вам. 

Пишите на почту Sytinv@rambler.ru


В избранное