Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о жизни

  Все выпуски  

Поговорим о жизни Иметь или Быть


В этом выпуске рассылки поговорим о двух направлениях человеческого существования Обладании и Бытии и о неврозе возникающем в случае ориентации на Обладание

Противоречия между наличными (и постоянно растущими) потребностями людей и неравными возможностями их удовлетворения приобретают особенно острый характер применительно к подросткам и молодежи. Многочисленными социологическими исследованиями выявлена неудовлетворенность подростков и молодежи условиями обучения и труда, жилищными условиями, возможностями проявить себя в творческой деятельности. Эта неудовлетворенность объясняется объективными обстоятельствами . Возьмем для примера, актуальное сейчас для массовой культуры, навязывание молодежи определенного эталонного образа поведения через трансляцию определенного стереотипа успешности, буквально говорящего о том, что молодой человек может считаться заслуживающим уважения, если он владеет материальными ценностями (машина, собственная квартира, дорогие вещи, загородная вилла), и чем большими ценностями он владеет, тем более он уважаем. До тех пор, пока он не имеет необходимых атрибутов успешности, считается недостойным не только внимания, но и уважения. Это звучит как лозунг, призыв к накопительству, к постоянной погоне за все вновь обновляющимися предметами, символами представительности, презентабельности, в погоне за обретением иллюзии человеческого достоинства. И это несоответствие между отсутствующими финансово-экономическими и социально-правовыми возможностями и навязанными псевдо-потребностями рождает фрустрацию в сознании молодого человека, которая может породить idee fix обладания желаемым посредством как законных, так и незаконных способов приобретения . Такую модель поведения Эрих Фромм называет установкой на обладание (которой он противопоставляет установку на бытие), когда смыслом становится приобретение собственности и неуемное стремление сохранить все то, что приобретено. Это такой способ существования, который превращает все вещи и всех людей в неодушевленные подвластные объекты. Тогда субъектом становится не человек «как таковой», но человек «как владелец чего-то». Здесь человек определяется через собственность, и собственность определяет человека. То есть заявление «Я есть я» приобретает подтекст: «Я есть я, поскольку я имею Х» . При такой установке отсутствие определенных вещей, через которые человек определяет себя (как достойного человека, как личность) формирует в нем чувство неудовлетворенности, озлобленности от невозможности «иметь» и реализовать себя через потребление вещей из-за низкого уровня своей материальной обеспеченности. Что же касается индивидуально-личностных факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, то самыми важными и постоянно присутствующими, по мнению психологов, являются локус контроля и уровень самоуважения. Наиболее серьезной попыткой установить между этими факторами не просто статистические корреляции, а причинную связь является теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремится к положительному образу «Я», то низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшать субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние .


В избранное