Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Поговорим о жизни

  Все выпуски  

Поговорим о жизни Всопитание ребенка и причины его поведенческих отклонений


Особенно важную роль в формировании личности, по мнению ученых– психологов и криминологов, играет первая социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы поведения, типичные реакции старших на те или иные события и ситуации. Как показывают психологические исследо¬вания личности преступников, взрослый человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психи¬ке в детстве. Например, он может с помощью грубой силы разрешить конфликт так, как это раньше делали его родители. Исследователи криминологи Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов считают, что преступное поведение в определенном смыс¬ле есть продолжение, следствие первичной социализации, но, в других формах . Такого же мнения придерживаются И.А. Грошева и И.Л. Грошев, говоря, что методы воспитания детей, складывающиеся в каждой семье, представляют собой определенную совокупность вариантов родительского поведения. Из этой совокупности наибольшее значение для формирования девиантного поведения имеют применяемые родителями дисциплинарные меры. К данным мерам родители прибегают для изменения и прекращения нежелательного поведения ребенка. В социально неблагополучных семьях чаще всего прибегают к применению силы и насмешкам. Тут возможно и обратное утверждение: социально неблагополучной может считаться та семья, в которой родители применяют к детям применяют в воспитательных целях меры психического воздействия (угрозы, постоянное давление, надзор, ругань, шантаж) и физического воздействия, где считают, что как раз неприменение мер физических мер за некоторые, представляющиеся им непорядочными и неблаговидными, поступки и приводит к воспитанию в ребенке жестокости, к ощущению своей безнаказанности и распущенности и вседозволенности. В то же время в семьях с положительным социальным фоном родители, чтобы добиться от детей соблюдения норм и правил поведения, разъясняют неблаговидность поступка и его последствия для других людей Психолог В.Л. Леви пишет о таких методах воспитания ребенка родителями, следствием которых становится формирование несамостоятельной, оценочно зависимой, виктимной или агрессивно-жестокой личности: «Ругая ребенка, то есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй, трус, бестолочь, подлец, мы это внушаем. А оценивая – внушаем самооценку. Поначалу ребенок не хочет этому верить, не может поверить, сопротивляется, но что-то внутри него надламывается в «ощущении своего достоинства, своего права жить, права быть самим собой». Так псевдо-воспитательское остервенение толкает ребенка в «отчуждение, озлобление, наркотический аддикт, в преступность» . Конфликты между родителями, выражающиеся в постоянных спорах, враждебных позициях, а также непрочный брак или распад семьи оставляют заметный след в психике ребенка. Одними исследователями криминолагами не раз отмечалось, что преступники часто происходят из распавшихся семей, в которых отсутствуют один или оба родителя. При этом,другие ( Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов) замечают, что сейчас накоплено множество данных о семьях правонарушителей, условиях их родительского воспитания, составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровня культуры родителей, совершении ими и другими родст¬венниками аморальных или противоправных действий, но, при всей ценности этих данных, остается непонятным, по¬чему многие «выходцы» из таких неблагополучных и неполных семей никогда не совершают противоправных действий. К числу же неблагополучных семей относят только те, в которых родители совершают противоправные или аморальные действия, а отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формируют личность потенциального правонарушителя. Решающую роль здесь играют не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отвержение .

В избранное