Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 105


Служба Рассылок Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  105

18 декабря 2001 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Религии. Земля вятичей: Курганы с трупосожжениями

3. Тексты. Шанкара: Избранные гимны

4. Religion in the World: Radhakrishnan: 'atmanam viddhi'

5. Литература

6. Интервью для Упельсинки

7. Обзоры сайтов о религии

8. Почта Упельсинке

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В сегодняшнем Выпуске рассылки читайте следующие материалы. Раздел Религии - Земля вятичей и тема курганов с трупосожжениями (по кн. Т.Н. Никольской). Раздел Тексты - философ и создатель учения адвайта-веданты Шанкара и избранные гимны, написанные им. Раздел Religion in the World - S. Radhakrishnan. Раздел Литература - списки литературы. Раздел Интервью для Упельсинки - интервью с Константином Бегтиным, автором и ведущим проекта Дом Сварога: Языческий портал. В конце нашего Выпуска читайте Обзоры сайтов о религии и Почту Упельсинке.


Обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы Вы можете, подписавшись на Упельсинкино Со-Дружество. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.
2. Религии

Земля вятичей

(по кн. Т.Н. Никольской "Земля вятичей. К истории населения
бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв.")

Курганы с трупосожжениями

В соответствии с существовавшей у славян языческой погребальной обрядностью вятичи кремировали своих умерших сородичей. Остатки трупосожжений хоронили под насыпью кургана в глиняной урне, поставленной в погребальную камеру или просто на грунте.

Известны и безурновые погребения. Пережитки этого погребального обряда, судя по сообщению "Повести временных лет" (составленной в начале XII в.), существуют у вятичей довольно долго - до XI, а может быть, и до начала XII в. "...Аще кто оумряше, - пишет Нестор-летописец, - творяху трызно надъ нимъ, и по семь творяху кладу велику и възложахутъ и на кладу мртвца сожьжаху и посемь собранше кости вложуху в судину малу и поставяху на столпъ на путех еже творять Вятичи и нынъ..." (1)

Летописец Переяславля-Суздальского, комментируя сообщения Нестора о погребальном обряде, расшифровывает выражение "кладу велику" как "громада дров велия", а к словам "на столпъ" на путех" добавляет: "...и в курганы сыпаху" (2)

В памятниках русской письменности XI-XVI вв., отмечает Б. А. Рыбаков, столпами называются не только "столбы", "бревна", но и небольшие надмогильные срубные домики и саркофаги. Таким образом, сообщение летописца о вятичских погребальных обрядах, которые они "творили" еще и в его время, можно понимать как погребение остатков трупосожжения в курганах не только со столбами, но и в деревянных домиках, своеобразных "избах смерти" по выражению А. А. Спицына. Картина погребального обряда вятичей, написанная Нестером, находит подтверждение в материалах, полученных при раскопках ранних вятичских курганов.

Курганам с трупосожжениями вятичей посвящена специальная статья В. В. Седова. Исследователем рассмотрены все курганы с трупосожжениями VIII-XI вв., расположенные в бассейне верхней Оки, которые он делит на две большие группы: курганы без погребальных камер и курганы, в которых остатки произведенной на стороне кремации помещались в специальные погребальные сооружения. И в тех и других курганах кальцинированные кости, как правило, содержатся в глиняных урнах, однако известны случаи, когда остатки сожжений встречались на материке или в насыпи курганов без сосуда. Словом, в пределах этих основных групп отмечено несколько вариантов погребальной обрядности, причем не только в курганах разных могильников, но и внутри одного курганного кладбища. Поэтому на некоторых деталях погребального обряда трупосожжения, существовавшего у вятичей, следует остановиться более подробно.

В полукилометре от селища Лебедка, на расстоянии 1-1,5 км от левого берега р. Цон, в лесу расположены две группы курганов. Курганы имеют форму полушара, иногда слегка вытянутого, высота их от 0,7 до 1-2 м, диаметры от 7 до 11 м. Следы ровиков прослеживались только около двух насыпей. Раскопки курганов начались в 1907 г. И. Е. Евсеевым, затем велись в 20-х годах П. С. Ткачевским и К. Я. Виноградовым, а в 1952-1953 и 1963 гг. - автором настоящей работы (3). Во всех раскопанных насыпях содержались остатки трупосожжений, совершенных на стороне. Остатки кремации в глиняной урне, а иногда и без нее помещались в основании курганной насыпи или в ее верхней части. Большая часть курганов хранила под своими насьпями по нескольку погребальных урн с кальцинированными костями (от двух до семи), но известны насыпи и с одним погребением (курган 4, раскопки 1953 г.). Характерной особенностью Курганов являются кольцевые канавки в основании насыпи, являвшиеся следами оградок, поставленных вокруг погребений.

Погребальные урны изготовлены из глины с примесью дресвы, толстостенны (толщина стенок 8-7 мм), слабо обожжены и обычно довольно крупных размеров (высота 23-27 см, диаметры горла 20-24 см, диаметры донцев 11-15 см). В кургане 6 (1953 г.) глиняная урна выделялась своими большими размерами: высота ее 45 см, диаметр горла 40 см, диаметр дна 20 см. Форма большей части сосудов находит свои аналогии в горшках роменского типа, известных по материалам нижнего слоя соседнего селища уд. Лебедка и других славянских памятников VIII-X вв. Другие урны имели несколько иную форму, напоминая сосуды волынцевского типа. Последние изготовлены из такого же теста со слабым обжигом, но поверхность их заглажена.

В кургане 7 (1963 г.), помимо четырех лепных сосудов с трупосожжениями, обнаружена еще и гончарная урна, изготовленная из рыхлого теста с шероховатой поверхностью, небрежно орнаментированная параллельными и волнистой линиями. На днище урны клеймо в виде круга. В урне с кальцинированными костями найдены галакированная бусина и обломок бронзового перстня. Во многих лебедкинских курганах из раскопок П.С. Ткачевского в погребальных урнах также сохранился некоторый инвентарь. Особенно выделяются курган 2 с золотой сферической серьгой (?) и курган 4 с серебряной ременной бляхой, по форме напоминающей княжеский знак, датирующий это сожжение первой половиной X в.

В других курганах встречались перстнеобразные височные колечки (курган 5), бусы (курган 6), бронзовое поясное кольцо (курган 3), слитки стекла, медные спиральки, обломки железных предметов. В кургане 1 (раскопки К. Я. Виноградова) с кальцинированными костями лежала железная поясная пряжка.

Во второй группе курганов глиняные урны с остатками кремации были помещены в специальные погребальные сооружения - деревянный ящик (курган 5, 1953 г.) или сруб рубленный в обло и ориентированный по странам света (курган 8, 1963 г.). Сруб поставлен не на материке, а на специальной песчаной подсыпке с угольками толщиной 10-15 см.

В кургане 5, невысоком (высота 0,74 м) и немного оплывшем (диаметры север-юг 8 м и запад-восток 7 м), погребальная камера, поставленная в юго-западном секторе кургана, на материке ориентирована по линии юг-юго-запад - север-северо-восток. Это - прямоугольное сооружение (размером 1,55x1 м, сохранившееся на высоту 0,2-0,3 м), боковые стенки которого сделаны из горбылей, а пол и покрытие - из досок. Камера сильно обуглена, часть досок почти совсем выгорела, что можно объяснить только тем, что она специально подверглась действию сильного огня и, не успев сгореть, полностью была погребена под насыпью кургана. Погребальные урны, содержавшие кальцинированные человеческие кости, находились в северной (дальней от края насыпи) части камеры. Четыре сосуда имели форму, характерную для горшков роменского типа, два (один большой, другой поменьше) напоминали сосуды волынцевского типа.

Канавка в основании этого кургана была не кольцевой, а имела форму квадрата с длиной стороны 5 м (ширина канавки 50 см, глубина 23-40 см). В северо-восточной части канавки сохранились остатки ограды из нетолстых обугленных дубовых плах и столбиков.

Подобная же прямоугольная оградка из обугленных столбов, но сохранившаяся частично открыта при раскопках кургана, расположенного на правом берегу р. Зуши, в 1 км от Воротынцевского городища. Под насыпью этого кургана была также открыта обугленная погребальная камера (в виде ящика длиной около 2 м и шириной 1,3 м), в которой оказалось четыре сосуда, причем два из них были погребальными урнами с кальцинированными костями, а два других, очевидно, поставлены с пищей, так как в них обнаружены кости животных. Любопытно, что в верхней части одного из погребальных сосудов также найдены кости животных и рыбья чешуя, а ниже - остатки трупосожжения. Кальцинированные кости человека были рассыпаны также и на дне камеры.

Погребальные камеры хорошо исследованы в курганах у д. Западной (Суворовский р-н Тульской обл.), раскопки которых в 1903 г. велись Ю. Г. Гендуне (три насыпи), а в 1957-1960 гг. - С. А. Изюмовой (14 курганов). Благодаря тщательной методике раскопок С. А. Изюмовой удалось сделать целый ряд интересных наблюдений и выявить многие особенности погребального обряда.

1. Для погребения остатков трупосожжений, произведенных на стороне, сначала подготавливалась специальная площадка, оконтуренная оградкой (следы кольцевого ровика в основании насыпей) и посыпанная углисто-золистым слоем толщиной 5-7 см, содержащим иногда и мелкие кальцинированные кости (курганы 3-5, 17, 19).

Аналогичная подсыпка встречалась в курганах у д. Тризново (Одоевский р-н Тульской обл.), также раскопанных С. А. Изюмовой.

2. Погребальные камеры, содержащие остатки трупосожжений, имели вид замкнутых с трех сторон срубов, примыкающих открытой стороной к полам курганов и ориентированных юго-запад-северо-восток. Срубы состояли из нескольких венцов, сложенных из бревен или плах, соединенных в паз (длина камер от 1 до 2,2 м, ширина от 0,5 до 1,75 м, высота 35-45 см). Камеры имели дощатый пол и покрытие из расколотых плах. В двух срубах (курганы 3, 20) сохранились еще и поперечные перегородки, разделявшие сооружения на две части, причем урны и пережженные кости оказались в дальнем от входа отделении. Деревянная оградка примыкала к длинным стенкам сруба, у "входа" в который часто встречались камни, а земля отличалась более рыхлой структурой.

3. Все погребальные сооружения Западненского могильника, так же как Лебедкинских и Воротынцевского кургана (в отличие от боршевских), были обуглены и располагались в южной части западного сектора.

4. Остатки трупосожжений помещались в погребальные камеры: а) в урнах (от 1 - 2 до 4-В); б) насыпались сплошным слоем на дне сооружения (толщина слоя от 10 до 20 см); в) залегали на полу камеры в виде отдельных скоплений пережженных костей (от 5 до 7 таких скоплений в одной камере). Вместе с погребальными урнами в камерах оказывались иногда и пустые сосуды, возможно поставленные в свое время с пищей и имевшие ритуальное назначение. Таким образом, каждая погребальная камера была своего рода коллективной усыпальницей, в которой хранились остатки нескольких кремаций, совершенных в разное время. "Доступ в камеру после сооружения насыпи был всегда возможен, стоило только отодвинуть стоявшие здесь камни, служившие ориентиром".

Известны в Западненском могильнике курганы без погребальных сооружений (6, 8, 9, 10, 17, 18). Остатки трупосожжений погребались в глиняных урнах или просто рассыпались в основании кургана (на слое погребенной.почвы). Кроме основных погребений, открытых на материке, отмечены также и вводные трупосожжения в нескольких местах насыпи кургана и на разной глубине (курганы 17, 18). Известны и одиночные захоронения: под насыпью кургана 6, в его западном секторе, в урне было только одно трупосожжение.

Еще одной особенностью Западненского могильника является наличие погребального инвентаря, сохранившегося в курганах как с погребальными камерами (тип I), так и без них (тип II). В первых найдены глиняные урны, форма которых повторяет форму сосудов, найденных в Воротынцевском кургане, в боршевских поселениях и могильнике, а также в Волынцевском могильнике, предметы из железа - маленький обрывок кольчуги, ножи, деталь застежки в виде пластинки с крючком, обломок кольцевидной поясной пряжки; из бронзы - бубенчик с одной прорезью и гофрированной поверхностью, маленькая пуговка и обоймочка. Самой частой находкой были стеклянные бусы - позолоченные многочастные, синяя кобальтовая (из четырех бусинок), распространенные в памятниках VIII-X вв. Крыма, Кавказа, в Салтове и в Поднепровье. На основании этих находок курганы первого типа датируются VIII-IX вв.

В курганах второго типа, кроме глиняных сосудов (форма их почти аналогична описанным выше), найдены железная прямоугольная поясная пряжка с язычком, деталь застежки, бронзовое височное колечко с заходящими концами, круглопроволочный браслет и бусы, которые отличаются разнообразием материала и форм. Здесь были стеклянные мозаичные бусы (полосатая бирюзовая и глазчатая желтая), известные в памятниках VIII-IX вв. Кавказа, Крыма и на Северском Донце, а также сердоликовая цилиндрическая. Последние редки в древнерусских памятниках, чаще встречаются в могильниках Кавказа VI-IX вв. и, так же как и остальные бусы из сердолика, являются, по-видимому, импортом из Средней Азии.

В кургане 18 в вводном погребении найдена урна, сделанная на гончарном круге; она имела форму горшка с невысоким отогнутым венчиком и закругленным краем, выпуклыми стенками, слабо обожжена и орнаментирована по всей поверхности редкими волнистыми линиями. На дне сосуда - клеймо в виде двух концентрических окружностей, соединенных лучами. Близкие по форме гончарные сосуды характерны для X-XI вв. Кроме того, в этой урне найден обломок стеклянной бледно-зеленой мозаичной глазчатой бусины (с желтыми глазками, в оранжевых ободочках, с черными ресничками). Такие бусы появляются на рубеже VII-VIII вв. и бытуют до конца IX - начала X в. На основании рассмотренного инвентаря курганы второго типа Западненского могильника датируются VIII-IX вв. По мнению исследователя этого могильника, наличие в погребальном инвентаре некоторых курганов (8-10) таких дорогих привозных украшений, как бусы, говорит об имущественном неравенстве населения.

Еще большее своеобразие погребального обряда наблюдалось в курганах у с. Доброе (Суворовский р-н Тульской обл.), расположенных на высоком правом берегу р. Оки. Раскопки этого могильника, начатые в 1898 г. Н. И. Булычевым, были продолжены в 1903 г. Ю. Г. Гендуне, в 1935 г. М. М. Герасимовым и в 1964 г. С. А. Изюмовой (всего раскопано 27 курганов).

Первая особенность погребального обряда Добринского могильника ≈ трупосожжение на месте сооружения кургана (раскопки Н. И. Булычева). В основаниях насыпей обычно лежал толстый слой человеческих кальцинированных костей, золы, угля, под которыми грунт сильно прокален. В двух курганах остатки трупосожжения были ссыпаны в урны (роменского типа), врытые в грунт и засыпанные остатками погребального кострища.

Под насыпью одного из курганов (8) на кострище обнаружен не полностью сгоревший человеческий костяк, лежавший на спине, головой на запад. Около погребенного найден обломок бронзового предмета.

Среди курганов у с. Доброе имеются насыпи, содержащие остатки кремации и захоронений по обряду трупоположения. Таков, в частности, курган 24. В центре основания его на золистой подсыпке лежал женский костяк на спине, головой на запад, частично разрушенный. При нем найдено пять серебряных семилопастных колец раннего типа, рубчатые перстни, бронзовый бубенчик с крестовидной прорезью и бусы: хрустальные шарообразные, сердоликовые бипирамидальные и стеклянные (одна из них боченкообразная позолоченная). Погребение относится к рубежу XI-XII вв.

На той же глубине в юго-восточной части кургана обнаружены остатки трупосожжения - скопление кальцинированных костей, занимавшее площадь 30x20 см (толщина слоя 5-8 см); кроме того, в насыпи кургана на разной глубине (80-85, 91, 100 см) находились остатки еще нескольких трупосожжений. Остатки трупосожжений в насыпи и на материке сопровождались обломками гончарных сосудов раннего типа, синхронных с найденным здесь инвентарем (рубеж XI-XII вв.).

В могильнике у с. Доброго исследовались также курганы с трупосожжением на стороне; как правило, они не отличались от рассмотренных выше курганов Лебедки и Западной (погребения здесь также совершались в камерах и без них). В этих курганах открыто по нескольку разновременных трупосожжений, сопровождаемых инвентарем. Это - трехчастные стеклянные бирюзовые бусы, аналогичные западненским (VIII - IX вв.), стеклянная сдвоенная желтая бусина типа "лимонки" (X-XI вв.), обломки железных предметов, обломки сосудов боршевского типа. Курганы, по-видимому, относятся к X в.

Итак, если в курганах у д. Лебедки и д. Западной наблюдается переход от коллективных погребений к индивидуальным, то в курганной группе у с. Доброго выявляется развитие погребального обряда от кремации к ингумации (неполное сожжение, биритуальные погребения).

Два кургана с биритуальными погребениями обнаружены в 1940 г. Г. П. Гроздиловым в могильнике у д. Слевидово. В обоих курганах открыто по нескольку погребений, различных по обряду захоронения. В кургане 1 кальцинированные кости и угольки оказались в юго-западном секторе (на глубине 125 см) и занимали площадь 1,5x1,5 м. Здесь же было найдено семь обожженных сердоликовых бипирамидальных бус, обломок решетчатого перстня, также со следами пребывания в огне, и фрагменты гончарной керамики с линейным и волнистым орнаментом. В центре кургана, в могильной яме (размером 2,4x1,7 м) на глубине 1,4 м (от вершины насыпи), лежал скелет мужчины (головой на запад с отклонением к северу) без вещей, а на глубине 1,8 м в той же яме - скелет женщины (ориентирован так же). На висках женского костяка найдены остатки тканой шерстяной тесьмы темно-бурого цвета с пропущенными в нее серебряными семилопастными височными кольцами без боковых колечек, а в области шейных позвонков - четыре сердоликовые бипирамидальные бусины.

В кургане 2 остатки трупосожжения, обнаруженные в западном секторе насыпи (на глубине 1,6-1,8 м), занимали площадь 0,3X0,3 м. Кроме кальцинированных костей, здесь были раздавленный гончарный сосуд, обломки других горшков с невысокими прямыми или отогнутыми наружу венчиками (XI-XII вв.) и железная дужка от ведра. В могильной яме (на глубине 2,63 м от вершины кургана) было также вводное погребение: скелет женщины лежал вытянуто на спине, головой на запад (с некоторым отклонением к северу). На левом и правом висках погребенной - семилопастные височные кольца без боковых колечек, две бронзовые серьги с тремя напускными узловатыми бусами, ушей - сердоликовые бипирамидальные бусы, на правой руке - бронзовый браслет, у правой ноги (выше колена) - небольшая железная круглая пряжечка с язычком.

Как известно, трехбусинные узловатые серьги находят в погребениях с монетами X-XI вв. Одно их присутствие в одном погребении с сердоликовыми бипирамидальными бусами и семилопастными простыми височными кольцами позволяет датировать женское погребение концом XI - началом XII в. Именно к этому времени относит Г. П. Гроздилов все открытые им погребения Слевидовских курганов и определяет смену одного обряда другим рубежом XI - XII вв. По сведениям Р. Л. Розенфельдта, несколько курганов с трупосожжениями раскопано неспециалистами в правобережье р. Оки (Каширский, Зарайский и Серебрянопрудский районы Московской обл.), там же, где известны и славянские селища с роменско-боршевской керамикой.

В бассейне рязанского течения Оки славянские курганы с трупосожжениями неизвестны. В 1897 г. А. В. Городцовым на Алекановском селище (дюна Могилок) исследованы четыре бескурганных трупоположения, которые он считал вятичскими и датировал X в. При одном из погребений найдены лепной сосуд с загадочной надписью, вызвавшей тогда же и позднее много различных прений, шесть бронзовых перстнеобразных височных колечек, браслет из низкопробного серебра и железный нож.. По мнению А. Л. Монгайта, погребения эти несомненно славянские, но установить их точную дату и принадлежность нельзя. В Подмосковье в 1946 г. А. В. Арциховским исследован Большой Беседский курган, устройство которого напоминает рассмотренные выше курганы с сожжениями (без погребальных камер), однако остатков кремации в нем не найдено.

Еще один подобный же курган (высотой 4 м, диаметром 16 м) раскопан в 1965 г. А. А. Юшко у д. Покров (Подольский р-н Московской обл.). В насыпи (на глубине 1,16 м) открыто кострище (слой угля и золы на прокаленной глине, но без остатков погребения), а в основании прослежена кольцевая канавка, как и в Большом Беседском кургане, и найден обломок железного ножа.

В 1959 г. два кургана с остатками кремации, совершенной на стороне, раскопаны Ю. А. Красновым у д. Горышкино (Одинцовский р-н Московской обл.). Погребальные камеры - квадратные в плане срубы (со сторонами 1,25 м, курган 1, и 1,40 м, курган 2), состоящие из нетолстых бревен или плах в один-два венца, открыты под юго-восточными полами курганов. Срубы имели покрытия, но были без пола. В них обнаружены остатки сожжений без погребальной урны - кальцинированные кости, уголь, зола. В кургане 2 оказались два погребения и обломок толстостенного лепного сосуда. В кургане 1 среди сожженных костей встречены сплавившийся сгусток стекла и бусины. В насыпи второго кургана было еще детское, впускное трупоположение без вещей.

Исследователь курганов предполагает, что они отражают ранний этап заселения вятичами долины Москвы-реки.

Курган с остатками кремации, совершенной на стороне, и трупоположениями раскопан А. А. Юшко у д. Стрелково (Подольский р-н Московской обл.).

В прямоугольном деревянном сооружении (ящик?) вместе с кальцинированными костями и золой, сопровождавшимися поясной пряжкой, находилось женское трупоположение (головой на запад). Западнее обнаружен скелет мальчика, положенного головой на юг. При женском погребении найдены серебряное небольшое семилопастное височное кольцо без боковых колечек и с узкими каплевидными лопастями, золотостеклянные бусы, толстостенный шаровидный бубенчик без орнамента (первой половины XI в..) и витой тройной браслет, свободные концы которого загнуты в петли.. Таким образом, трупоположение (и, возможно, сожжение) этого кургана можно датировать XI - началом XII в.

Таким образом, ареал ранних вятичей может быть очерчен на основании курганов с трупосожжениями главным образом в бассейне верхней Оки. На средней Оке и в бассейне Москвы пока известны только отдельные, немногочисленные поселения и курганы.

Этот археологический вывод в какой-то степени перекликается с данными лингвистической науки. В частности, Г. П. Смолицкая, составившая перечень гидронимов бассейна Оки, показала, что в верховьях Оки выявляется ареал раннеславянской гидронимии. Он очерчивается по верхнему течению Оки до р. Угры в левобережье и в бассейне р. Упа в правобережье. Особенно мощный пласт раннеславянской гидронимии отмечен в самых верховьях Оки до р. Жиздры, включая бассейн Зуши. В бассейне р. Упы этот пласт несколько ослабевает, а севернее и восточнее известен спорадически, усиливаясь в непосредственной близости от Москвы и в районе озера Плещеева.

Примечания:

1. Полное собрание русских летописей, т. 1, стб. 14.
2. Летопись Переяславля-Суздальского. М., 1851, с. 4.
3. Никольская Т.Н. Культура племен бассейна Верхней Оки в I тысячелетии н. Э. - Материалы и исследования по археологии СССР, 1959, ╧ 72.


3. Тексты

Шанкара

(788 - 820)

Шанкара (или Шанкарачарья) - великий духовный реформатор, поэт, святой и философ, основатель учения адвайта-веданты, родился на юге Индии. Он был родом из брахманской касты намбудри в Мал а барс и уже в раннем детстве проявил выдающиеся способности к изучению ведической и ведантистской философии. Шанкара стал саниясином - странствующим отшельником-проповедником, имел много учеников и основал четыре священных и поныне монастыря-матха в Индии, на ее Юге, Севере, Востоке и Западе. Традиция считает Шанкару святым пророком, с именем которого связано возрождение индуизма и ведантистской философии, а также окончательное падение влияния буддизма в Индии. Активная реформаторская и проповедническая деятельность Шанкары была связана с яростной полемикой с идейными противниками: так, на Декане он уничтожил ужасную практику человеческих жертвоприношений секты капаликов.

Из его биографий наиболее известны "Шанкара-диг-виджай" Мадхавы и "Шанкара-виджай" Анандагири.

Шанкара создал комментарии на главные Упанишады, Бхагавад-гиту и Пеанта-сутру, а также написал ряд самостоятельных произведений, многие в поэтической форме. Последние представляют собой описание жизни святых подвижников или гимны божествам, философские размышления с обраще нием к ученикам, такие, как "Стотра", "Суидарьялахари" и др. Все свои произведения Шанкара писал на санскрите.

Сущность своего учения он выразил словами: "Истинно Брахмо, мир - заблуждение, душа неотлична от Брахмо". Путем духовной практики самореализации, через тождество с Брахмо-Абсолютом человек может достичь полного освобождения - мокши, или нирваны.

Избранные гимны

Разрушенье иллюзии

1. Молись Говинде и Говинду славь,
Говинде поклоняйся, о глупец!
Ведь роковое время подойдет,
И не спасет грамматика тебя!

2. Чреваты бедами сокровища земные,
В них настоящего блаженства нет и капли.
Тот, кто богат, боится даже сына.
И так всегда и всюду неизбежно.

3. Кто твоя супруга? Кто твой сын?
О как пути самсары странны!
Ты чей? Ты кто? Откуда появился?..
Постигни истину, ведь то, что здесь - мираж.

4. Росинка дрогнет и исчезнет с лотоса листа.
Вот так и жизнь - дрожит на грани смерти...
Пойми: весь мир недуг самообмана гложет,
В тяжелой скорби мир изнемогает.

5. Людьми, богатством, юностью своею не гордись.
В мгновенье ока их похитит время.
Все майей порожденное оставь,
Познай мир Брахмо, ты в него вступи.

6. Желанье, гнев, алчбу и слепоту
Оставив, себя спроси: кто я?
Горят во тьме кромешной ада
Глупцы, лишенные самопознанья.

7. Дни и ночи мелькают, чередуются утро и вечер,
Зимы и весны сменяют друг друга...
Ведет игру свою время. Стремительно жизнь убывает...
А человека все гонит и гонит ветер надежд и желаний,

8. Дитя игрой увлечено,
Любовью юноша пленен,
Старик заботами согбен...
Увы, о Брахмо все забыли!

9. Одряхлело тело, голова побелела,
Зияет беззубый рот -
Бредет старик, опираясь на палку...
Но даже тогда гнетет его груда желаний.

10. Пока живет дыханье в теле,
"Как дела?" - родные спросят.
А смерть пришла - труп бездыханный
И на жену наводит ужас.

11.Снова и снова рожденье и смерть,
Снова приютом становится матери чрево.
Необозрима самсара, неодолима...
Смилуйся и спаси меня, о боже Мурари!

12. Ты тысячью забот опутан...
Безумный, Нет для тебя того, кто по пути ведет.
Во всем трехмирье лишь союз с благими -
Ладья, что мира океан преодолеет.

13. Союз со святыми рождает бесстрастье,
Бесстрастье уносит туман ослепленья,
Где нет ослепленья - там истины вечной сиянье,
А в истине вечной - освобожденье.

14. Пусть он, паломник к слиянию Ранги и моря,
Щедр на дары, соблюдает обеты ревниво, -
Но если знанья лишен - так гласят все ученья -
Освобожденья ему не достичь и через сотни рождений.

15. В тебе, во мне, во всем - единый Вишну.
Ты ж сердишься, терпенье потеряв,
Зри Атмана во всех явленьях мира,
Оставь незнанье - причину разделений.

16. Не тщись быть в ссоре иль союзе
С врагом, приятелем, родней иль сыном,
Но ко всему будь беспристрастен
И быстро ты достигнешь Вишну.

17. Кто лотосу стоп гуру безраздельно предан,
Освободится вскоре от самсары.
Лишь плоть свою и помыслы смирив,
Ты божество узришь, что обитает в сердце.

Утреннее созерцание

На заре созерцаю в сердце сияющую истину Атмана,
Бытие-Сознание-Блаженство, путь парамахамсы, турийю.

Я ≈ не совокупность элементов, а то неделимое Брахмо,
Что пребывает неизменным в сновиденье, бдении и сне глубоком.

2. На заре молюсь недоступному речи и мысли,
По чьей милости всякая речь сверкает,
О котором Веды гласят реченьем "не то, не то",
Ему - богу богов, нерожденному, вечному, провозглашенному первым.

3. На заре поклоняюсь великолепию высшего солнца, что за пределами мрака,
Совершенному, непреходящему, нареченному высшим Пурушей
Тому, в котором все проявления этой вселенной -
Иллюзия, словно видимость змеи в веревке.

Пять строф об отшельниках

1. Словам Веданты неизменно рады
И лишь подаянием тело питают,
Печали не знают, духовным деяньем живя...
Носящие каупину - они поистине счастливы!

2. Находят приют у подножий деревьев,
Только руки у них для еды и питья,
Даже на царство взирают как на лохмотья...
Носящие каупину - они поистине счастливы!

3. Тело и разум они очищают,
Атман зрят они оком духовным,
Не помнят о внутреннем, среднем и внешнем...
Носящие каупину - они поистине счастливы!

4. В блаженстве безмерном они пребывают,
Удовлетворенные, умиротворившие чувства,
Днем и ночью они благоденствуют в Брахмо...
Носящие каупину - они поистине счастливы!

5. Пять слогов очищенья они повторяют,
В сердце Владыку Зверей созерцая,
Они странствуют всюду, живя подаяньем...
Носящие каупину - они поистине счастливы!

Перевод П. Загуменова.


4. Religion in the World

Radhakrishnan: 'atmanam viddhi'

S. Radhakrishnan, 1970: Foreword. In Arthur Osborne, Ramana Maharshi and the Path с Self-Knowledge. Bombay: Jaico Publishing House (pp. xi-xii).

Written by a Vice-President of the Republic of India, this extract could equally well have been written by a proponent of the 'New Age' in the West. Indian teachings and practices, of a powerfully detraditionalizing variety, have had a profound influence on cognate developments elsewhere.

We are given here a religion of the spirit which enables us to liberate ourselves from dogmas and superstitions, rituals and ceremonies and live as free spirits. The essence of all religion is an inner personal experience, an individual relationship with the Divine. It is not ship so much as a quest. It is a way of becoming, of liberation.

The well-known Greek aphorism 'Know thyself is akin to the Upanisad precept atmanam viddhi, know the self. By a process of abstraction we get behind the layers of body, mind aud intellect and reach the Universal Self, 'the true light which lighteth every rnan that corneth into the world'. 'To attain the Good, we must ascend to the highest state and fixing our gaze thereon, lay aside the garments we donned when descending here below; just as, in the Mysteries, those who are admitted to penetrate into the inner recesses of the sanctuary, after having purified themselves, lay aside every garment and advance stark naked'. We sink into the measureless being that is without limitation or determination. It is pure being in which one thing is not opposed to another. There is no being to which the subject opposes himself. He identifies himself with all things and events as they happen. Reality fills the self as it is no longer barred by preferences or aversions, likes or dislikes. These can no more act as distorting medium.

The child is much nearer the vision of the self. We niust become as little children before we can enter into the realm of truth. This is why we are required to put aside the sophistication of the learned. The need for being born again is insisted on. It is said that the wisdom of babes is greater than that of scholars.


5. Литература

2. Религии: Т.Н. Никольская. Земля вятичей. К истории населения бассейна верхней и средней Оки в IX-XIII вв. М., "Наука", 1981. Стр. 27-41.
Рыбаков Б.А. Нестор о славянских обычаях. - В кн.: Древние славяне и их соседи. М., 1970, с. 43.
Седов В.В. Ранние курганы вятичей. - Краткие сообщения Института археологии, 1973, вып. 135, с. 10-16.
Евсеев И. К. Исследование городищ и курганов в бассейне верхнего (орловского) течения р. Оки и ее притоков Цона, Рыбницы, Неполоди и Зуши. - Труды Московского предварительного комитета по устройству XIV археологического съезда. М., 1908, вып. 2, с. 29-52.
Ткачевский П. С. Раскопки курганов уд. Лебедка. - Архив Государственной Академии истории материальной культуры, 1926.
Ширинский С. С. Ременные бляшки со знаками Рюриковичей из Бирки и Гнездова. -13 кн.: Славяне и Русь, М. 1968.
Виноградов К. Я. Дневник археологических раскопок 1927 г. в Орловской губ.- Архив Государственной Академии истории материальной культуры, 1927, д. 172
Изюмова С. А. Курганный могильник VIII - X вв. около д. Западной. - СА, 1964, ╧ 2.

Изюмова С. А. Курганы у д. Тризново. -СА, 1961, ╧ 2.
Изюмова С. А. Курганный могильник VIII ≈ X вв. около д. Западной.
Школьникова Н. А. Стеклянные украшения конца I тысячелетия н. э. на территории Поднепровья. - СА, 1978, ╧ 1.
Деопик В. В. Классификация бус Северного Кавказа. - СА, 1959, ╧ 3.
Ястребов В. Н. Лядинский и Томниковский могильники. - Mатериалы по археологии России, СПб., 1893, ╧ 10.
Булычев Н. И. Журнал раскопок 1898 г. по берегам Оки. М., 1899, с. 7-12; Архив ЛОИА, ф. 1, д. 54, (1898, с. 8).
Герасимов М. М., Третьяков П. Н., Воеводский М. В. Долина р. Оки. Археологические исследования в РСФСР в 1935-1936 гг. М., 1941.
Изюмова С. А. Курганы у с. Доброе Тульской обл.- СА, 1970, ╧ 1.
Равдина Т. В. Типология п хронология лопастных височных колец. - В кн.: Славяне и Русь. М., 1968.
Она же. Шишимровские курганы. - В кн.: Культура Древней Руси. М., 1966.
Гроздилов Г. П. Предварительный отчет о командировке в 1940 г. в Калужский район Тульской обл. - Архив ЛОИА АН СССР, ф. 35, он. 1, д. 75, 78, 1940 г. Отчет о раскопках Г. П. Гроздилова опубликовала в 1970 г. С. А. Изюмова (Изюмова С. А. Курганы у деревни Слевидово. - СА, 1970, ╧ 4, с. 237).
Арциховский А. В. Курганы вятичей. М., 1930.
Русанова, И. П. Курганы полян X-XII вв. - Свод археологических источников, 1966, Е1-24.
Городцов В. А. Заметка о глиняном сосуде с загадочными знаками. - Археологические известия изаметки, 1897, ╧ 12;

Он же. Заметка о загадочных знаках на обломках глиняной посуды. - Археологические известия и заметки, 1898, ╧ 11/12;
Лихачев Д. С. Исторические предпосылки возникновения русской письменности и русской литературы. - Вопросы истории, 1951, ╧ 12, с. 34-36.
Арциховский А. В. Большой Беседский курган. - В кн.: Древние славяне и их соседи. М., 1970.
Юшко А. А. Покровские и Стрелковские курганы. - СА, 1972, ╧ 1.
Мальм В. А., Фехнер М. В. Привески-Бубенчики. - Труды Государственного исторического музея . М., 1967.
Равдина Т. В. О датировке вятичских курганов. - СА, 1965, ╧ 1.
Смолицкая Г. П. Гидронимия бассейна Оки. М., 1976.
Никольская Т.Н. Культура племен бассейна Верхней Оки в I тысячелетии н. Э. - Материалы и исследования по археологии СССР, 1959, ╧ 72.

3.Тексты:
Литература Востока в Средние века: Тексты/ Под ред. Н.М. Сазановой. - М., изд-во МГУ; изд-во "Сиринъ", 1996. С. 254-257
.
4 .
Religion in the World: Religion in Modern Times. An Interpretive Anthology. Edited by Linda Woodhead and Paul Heelas. Blackwell Publishers, 2000. P. 124-125.


6. Интервью для Упельсинки

Константин Бегтин. Проекты в сети: Агентство по Патентам и Информации "Ваша Интеллектуальная Собственность" МТПП, Дом Сварога: Языческий Портал /Из информации, размещенной на сайте Упельсинкина страница/

Собственно говоря, этот самый второй пункт в перечне проектов Константина и стал причиной моего Интервью с ним. С "Домом Сварога" я познакомилась задолго до того, как Константин пришел на Лист Упельсинкино Со-Дружество. Его проект сразу же обращал на себя внимание, поскольку содержал множество полезной информации. Да сам Константин всегда мог дать ответ на все на интересующие вопросы. Так состоялось наше знакомство.

На Со-Дружестве Константин является, пожалуй, единственным представителем славянского языческого мира и посему он - просто незаменимый человек. Всегда с готовностью ответит на любые вопросы и объяснит, в чем различие между кикиморами и русалками, кто такая Мокошь, что за "кощуны" такие да "мавки"... :-)

Летом 2001 г. Константин принял посвящение и теперь он - Волхв.

------------------------------------------------------------------

Уп.: Как Вы думаете, Константин, почему люди с техническим образованием так часто подаются в язычество?.. Например, все мои знакомые язычники (или почти все) - это люди с техническим образованием...

К.Б.: Мои знакомые - 50/50. Думаю, это связано с тем, что гуманитарии живут в несколько придуманном мире. Поэтому они более склонны к тому, чтобы отождествлять свои идеи с реальностью. Когда же реальность сопротивляется - они обижаются :) Язычество же рассматривает реальный мир, исследует его свойства, не подгоняя под заранее построенную модель. Мы априори готовы принять Мир таким, каким он явится нам.

Уп.: А я так поняла, что мы можем подстроить богов под свое ощущение мира...

К.Б.: Нет. Однако те боги, которые нам не созвучны, не отреагируют на нас, или отреагируют отрицательно. Мы же можем ив всего хора богов и духов выбирать тех, которые нам близки. Например, я не могу изменить гравитацию так, чтобы отдохнуть на стенке, но я могу выбрать комфортную постель.

Уп.: Расскажите, пожалуйста, немного о себе...

К.Б.: Родится я имел честь в Стольном Граде Москве в 1959 году. Получил 2 высших технических образования (МИХМ и МИФИ). Поскольку заканчивал их вечером, то попутно прошел весь путь от ученика слесаря механосборочных работ стендового производства до Конструктора. Занимался проектированием технологических стендов ядерных реакторов. В Партии не состоял, не считая себя достойным. Язычеством, как и историей, интересовался очень давно (класса с девятого). Однако практический сдвиг, заставивший выбрать свою позицию, осознать себя язычником, произошел в 1993 году.

Уп.: Кто был Вашим учителем?

К.Б.: Чем больше я задавал себе этот вопрос, тем увереннее отвечал: не знаю. Тогда мне казалось это вполне естественным. Мы беседовали о философии, этике, истории, у него я читал материалы Соловьиной Книги, но кто он сам - ни разу не спросил. Знаю только имя - Ярослав, но и в этом не уверен. Все события помню очень четко, а его образ размыт. Знаю, что он был Учителем - это младший ранг Волхва. Знаю, что он был не один, но других никогда не видел. Именно он объяснил мне мои детские видения. У него была масса уникальных материалов по истории, но меня тогда интересовала, в основном, этика...

Уп.: Как появился Ваш сайт?

К.Б.: Постепенно накопился некоторый объем знаний по этому вопросу. Одновременно, я обратил внимание на то, что в дискуссиях на исторические темы, стороны действуют на чисто эмоциональной основе, не обладая нужными сведениями. По мере возможности я постарался выложить (и продолжаю делать это) Первоисточники или их научную обработку авторитетными специалистами. Часто я не согласен с даваемой трактовкой, но считаю, что каждый имеет право САМ разобраться в предмете. Так родились мои Словарь и Библиотека.

Когда я начинал четыре года назад, я знал, что в Стране есть группы практикующих язычников - традиционалистов, однако, кроме моего Учителя, светлая ему память, не встречал никого. Занявшись же поиском, я был просто поражен, как много людей примыкает к Традиционализму вообще и Русской Традиции, в частности. Это очень пестрая компания, от вольных художников до исследователей - геофизиков и от писателей фантастов до технарей-железячников. А какие у нас девушки... Не скажу про другие города, но в Москве самые красивые, умные, нежные, веселые, просто самые лучшие - у нас.

По стечению обстоятельств, я оказался одним из наиболее опытных и относительно свободных веб-мастеров. Поэтому было принято на малом вече решение о преобразовании моего "Дома Сварога" в Традиционалистский Портал.

Уп.: Расскажите, пожалуйста, об Общине. Когда она была создана? Насколько она открыта/закрыта для посторонних (не-язычников)? Что представляет собой Община?

К.Б.: В том то и дело, что я не вхожу ни в какую из общин, хотя и сотрудничаю с ними весьма близко.

Общины - разные, как различны и сами Родноверы. Как правило, община складывается вокруг фигуры Волхва или Князя, и личные достоинства и недостатки этих людей отражаются и на общинах. Обычно, общины довольно открыты. Другое дело, окружающие часто проявляют неоправданную агрессивность. Особливо это характерно для некоторых неохристиан. Принцип, чаще всего, таков: "Мы никого не гоним, но от своих убеждений не отказываемся".

Уп.: Кого Вы называете "неохристианами"?

К.Б.: Тех, кто называет нас "неоязычниками". :-)

Уп.: Каковы главные убеждения Язычества?

К.Б.: Вот это ВОПРОС!!! Все нижеследующее есть мое Imho Imhissimo, всякие совпадения или отсутствие оных - случайность.

Главное, что отличает современного язычника от монотеистов и от "язычествующих" есть убеждение: Если я прав, это не значит, что тот, кто со мной не согласен - не прав. Любое мнение - есть мнение, а не истина. Последняя вообще доступна только Отцу Роду, а может и для него велика.

Для меня боги есть факт объективной реальности. В них нет ничего сверхъестественного, ибо сверхъестественное - "то, что сверх того, что есть". То есть, "то, чего нет". Я прекрасно знаю законы аэродинамики, но когда я вижу летящий самолет, даже понимая, что эта громадина отирается на воздух - я вижу чудо. Зимние узоры на оконном стекле математически выверены - но до чего они прекрасны!

А женщины! Она только взмахнет бровями, и уже хочется "петь, свистеть, решать кроссворды". За улыбку любимой можно свернуть горы. Разве не божественная сущность проступает в Ней?

Человек - не царь природы, он ее часть. Он перекресток, где сходятся все дороги Вселенной. Каждый его шаг - создание нового, доселе не существовавшего Мира. Но в отличие от большинства других животных, у человека есть разум, а значит и ответственность на нем гораздо больше, чем на комаре или трясогузке.

Ближе к европейскому и арийскому: Смерть не конец пути, а лишь одна из инициаций на пути души. Задача души - подняться до уровня бога. Для этого она проходит неоднократный цикл "обработки" жизнью, ибо только в живом теле она способна действовать.

Уп.: Почему язычники так любят говорить об арийской традиции?

К.Б.: Ну как то их надо называть. Говорить "индоевропейские и родственные им народы..." очень длинно. Сами они себя звали Арьи, Яри. По-русски слово "Арийцы" вполне уместно. Мы почитаем их, как одних из наших предков, не забывая и о других ветвях Человеческого Древа, которые дали такой прекрасный побег - Русский Народ.

Уп.: Как Вы относитесь к людям других национальностей в славянском язычестве?

К.Б.: Я люблю всех людей, независимо от их национальности, пока они не докажут, что этого недостойны. И не только людей - любое разумное существо. Мне не важен его цвет и состав его крови, покрыто оно шерстью или левитирует над землей. Мне важна его личность, его поступки, их соответствие интересом человечества, моего Народа, моего круга.

Уп.: Что есть, по-вашему, грех? Что такое грех, если не искажение Божественной сущности?

К.Б.: Грех - поступок против Совести. При этом Совесть - понятие человеческое. Отсюда вывод, что идея о некоем изначальном, первородном грехе есть абсурд. Не грешит человек, не осознающий неправедности своих действий. А какие действия у новорожденного?

Уп.: Вы сказали, что каждый шаг человека - это создание нового Мира. Т.е. каждый из нас является со-Творцом? Зависит ли это от нашего вероисповедания?

К.Б.: Мы независимо от нашей веры творим мир. Вера внутри нас, природа о ней не знает. И хотя без нас она обеднеет, но проживет. А вот мы без нее... При этом нет двух людей с одинаковой верой. Вера - часть человеческой личности.

Уп.: Расскажите, пожалуйста, о Вашем Посвящении. Вообще, что такое "Посвящение" в контексте древнего и современного язычества? Как это происходит в наши дни? Существует какая-то особая церемония посвящения? Кто ее проводит? Что она дает тому человеку, кто ее проходит?

К.Б.: Посвящение - сакральный акт принесения себя в жертву богам или, более корректно, посвящения себя богам. При этом тебя кто-то из богов выбирает, однако это не препятствует в дальнейшем общению и с другими богами. Одновременно, это акт человеческий. Подробности обряда я описывал, поэтому просто процитирую себя. Уж не взыщите, тогда у меня получилось.

Уп.: Для Вас это событие произошло летом 2001 года? Кто Вы теперь?

К.Б.: Хороший вопрос. Хотя я и получил общее согласие, но осенью в действие подключился Союз Славянских Общин, у которых совсем другой подход. Но я остаюсь при своем: Волхв прежде всего не священник, а духовный вождь. Он отвечает не только за своих учеников, но за всех на обряде и вне его. Конечно, жреческие функции выполнять нужно, но они не цель, а средство. Это не выпад против ССО. Просто, у них религиозная составляющая язычества является главной, для меня же главное - служение. Когда-нибудь мы обо всем договоримся с ними :-)))

Уп.: Могу ли я узнать, как проходил обряд Посвящения?

К.Б.: Замечу, для того, чтобы стать Волхвом, то есть посвященным Велеса, необходимо собрать рекомендации трех действующих волхвов из разных общин, знающих претендента не менее года. Моими Поручителями стали Велеслав (Родолюбие), Велемир (Велесова община) и Велемудр (круг Бера). Низкий им поклон.

7 июля состоялось завершение посвящения. Высадившись с лихих автобусов примерно в 2 километрах от нужного места, мы "ступили на тропу". Тропа - маршрут, заранее известный только Водчему, и пройденный за несколько дней до того. Посвящаемые должны в движении увидеть знаки, которые покажут отношение богов и духов к происходящему.

Перед принесенными капами Макоши, Велеса и Перуна был зажжен священный огонь. Каждому из богов была выкликнута слава. И вот тут стало ясно, откуда Перуновы рени. Через секунду после славы Перуну с совершенно ясного неба загремел гром. Это повторялось в течение всего дня при каждой славе в его адрес.

Все присутствующие, кроме христиан, замкнули Коло, и после принесения очистительной жертвы водой и хлебом волхвы восславили предков наших, помянули погибших в этом году Воинов Земли Русской, пожелали счастья всем народам Земли нашей. Затем начался пир. К сожалению, медов не было, пришлось довольствоваться пивом (бр-р-р┘) и квасом (правда, хорошим).

Затем занялись и нами. Велемудр выкликнул претендентов и вопросил каждого из нас, зачем он хочет быть волхвом. Затем вопросил стихии, нет ли препятствий. И, наконец, нет ли у присутствующих возражений. Не было. И вот тут возник неприятный сюрприз. Оказалось, что еще предстоит бороться с медведем. И, хотя его изображал Мановар, это не слишком облегчало жизнь - парень он здоровущий и сильный. В общем, помял он нас изрядно, но на лопатках оказался, как и положено по ритуалу.

С этого момента, мы получили право вести ритуал, каковой и последовал - первое Преломление Хлеба. Мы еще раз сомкнули Коло, пропели славу Огню и двинулись к Месту Силы - еще метрах в трехстах. У большого, трехохватного дуба мы сами поставили Алатырь из полотенец, сами наметили место для Коло. После этого, после того, как мы соединили Коло волхвов и выкликнули славу богам и предкам. Каждый из нас провел службу богам по своему выбору. Затем нам вручили наши волховские обереги и мы произнесли волховские клятвы. За этим последовало соединение стихий.

Когда мы вернулись, последовал обряд Горького Хлеба - большие куски пирога, намазанного горчицей и перцем следовало съесть не поморщившись. Пир продолжился пением песен...

Уп.: Изменилась ли Ваша жизнь с того самого момента, когда Вы стали Волхвом?

К.Б.: Совсем исчезло свободное время :-) Но я не жалуюсь, идет общение с интересными людьми, творческие дискуссии. Я много лет не писал стихов, а теперь они снова появляются. Стало, конечно, тяжелее, но что может быть противнее жизни только для себя?

Уп.: Спасибо Вам за Ваш интересный рассказ и за то время, которое Вы уделили. Что бы Вы пожелали подписчикам рассылки "Введение в религиоведение"?

К.Б.: И, поскольку на дворе декабрь, поздравляю всех с рождеством Даждьбожьим, с рождением нового Солнца, Нового Света. Радости Вам и Любви!

За сим остаюсь в полнейшем к Вам почтении, волхв московской общины Круг Бера Огнеяр, в миру - Константин Бегтин (Конрад)


7. Обзоры сайтов о религии

Ислам:

Путь к Аллаху Библиотека для мусульман. Мечети мира. О Нальчике. Ссылки.
http://musliman.chat.ru/

Христианство:

ХРЦ Протестант ХРЦ "Протестант", предлагает ознакомиться со списком (более 2000) продукции предлагаемой к реализации
http://protestant.euro.ru/

Разное:

Основы тайных знаний. Базовые знания о духовном. Ведические писания и изотерические знания. Переосмысление религий, философии и мистики.
http://www.narad.crimea.com/

Вишва Нирмала Дхарма. Всеобщая Чистая Религия (Вишва Нирмала Дхарма) - учение новой эпохи, эпохи Водолея.
http://www.sahaja.narod.ru/Index.htm

Интеррелигиозная страница. Интеррелигия - это прямой путь к самовыражению. Это то, в чем начинают сливаться религии и это то, что стоит над всеми религиями. Анализ религий мира.
http://interfaith.da.ru/

New age page (на англ.) Каталог сайтов по рубрикам: искусство, ангелы, астрология, бизнес, образование, религия, литература и иные. Краткие аннотации сайтов.
http://www.newagepage.com/

Журнал "Мистик". Магия, мистика, оккультные науки, поэзия, живопись, религии, йога, безопасность колдунов.
http://www.berdyansk.net/club/mist/tatle.html


8. Почта Упельсинке

Здравствуйте Марина-Упельсинка,
Хочу предложить Вам одну ссылку www.toltec-foundation.org/ru Возможно найдете возможность включить его в свой обзор.
Всего светлого, Макс

Cайт Toltec Foundation - весьма интересен и заслуживает внимания. Предлагаю всем, интересующимся толтеками, непременно заглянуть сюда.

Уважаемая Упельсинка!
Уже скоро год как получаем Вашу замечательную рассылку. Спасибо за подвижнический труд, который так важен. Мы профессионально занимаемся религиоведением и психологией религии. Сейчас пишем некий текст по теме "Психологический подход в религиоведении. Религиозный опыт Божественной Любви в Православии (Духовная практика святоотеческой традиции в современном мире.)" Просьба:
(1) есть ли ссылки на литературу, которая касается этой проблематики и если да, то пришлите пожалуйста их.
(2) очень просим прислать ссылки на старые и современные учебники по религиоведению и статьи, где дискутируется современное состояние дисциплины, обсуждается ее предмет, объект, структура и т.д.
(3) ссылки на учебные планы, программы, курсы по основам религиоведения.
Очень надеемся, что эта просьба не перегрузит Вас.
С уважением, Максим, Света

Уважаемые Господа! Если Вы располагаете ссылками на литературу, касающуюся данной тематики ("Духовная практика святоотеческой традиции в современном мире"), пожалуйста, пишите.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Я никого не ем! - вегетарианские рецепты
Харе Кришна - религия души


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное