Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить. № 38 Шлаина Психологическая помощь


Владимир Миронов

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить
.

Выпуск № 38 (ноябрь 2007)

Оглавление:

В. Шлаина "Психологическая помощь с соционическим уклоном".

Е. Петрова "Психологические типы Юнга"(продолжение).

Стенограмма выступления Г. Рейнина (продолжение)

Знаменитые ЭИЭ "Гамлеты"

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу В.М. Шлаиной "Психологическая помощь "с соционическим уклоном".

Психологическая помощь - область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей и оказания психологической помощи как отдельному человеку, так и группе, организации.

Психологическая помощь отличается от социальной помощи, в понятие которой обычно входит помощь экономическая (материальные пособия и т.п.), оказываемая самым нуждающимся слоям населения. В жизни человека бывают такие критические моменты, когда осложняются взаимоотношения с окружающими, заостряются внутренние противоречия, становятся невыносимыми переживания, положение кажется безвыходным. Возникшие проблемы не удается решить усилиями собственных психических сил. В такой ситуации помощь специалиста психолога или психотерапевта может оказаться незаменимой.

Психологическая помощь - это система мероприятий, направленных на смягчение действия событий, переживаемых как "трудности жизни", а также решение личностных и других проблем человека или целых групп (например, семьи) средствами практической психологии. Целью таких мероприятий является психологическое здоровье личности, его восстановление и поддержание. В понятие "психологическое здоровье" входит гармоничное (равновесное) взаимодействие всех сфер личности: эмоциональной, волевой, познавательной. Именно критерий психического равновесия связан с целостным развитием личности, с её адаптивными возможностями и понятием "психологическое здоровье".

По мнению доктора психологических наук З.Гришановой (Кишиневский государственный педагогический университет им. И.Крянгэ) и Е.В.Левченко (школьный психолог, лицей им. Т. Майореску, г. Кишинев) [5]: "Нарушения психического здоровья (ПЗ) - это количественные отклонения от нормального процесса психического развития. Причиной нарушений ПЗ является неправильное распределение напряжений во внутренней структуре личности. Наиболее значительное напряжение создается расхождением между тем, что человек собой представляет, и тем, чем ему, по его мнению, следует быть. Показателями ПЗ личности являются:

  •  принятие ответственности за свою жизнь;
  •  самопонимание и принятие себя;
  •  умение жить в настоящем времени;
  •  осмысленность индивидуального бытия;
  •  способность к пониманию и принятию других".

В современном обществе, переживающим кризисное состояние по многим (если не всем) направлениям его действий, в связи с постоянно идущими отрицательными воздействиями на людей возникает индивидуальная и коллективная необходимость применения мер психологической помощи.
Основными видами психологической помощи являются: 1) психологическая диагностика; 2) психологическое консультирование; 3) психокоррекционная работа; 4) психотерапия.

Психолог П.Горностай [4] называет следующие виды психологической помощи:

Психологическое самообразование - это изучение литературы по психологии личности, психотерапии и другим отраслям, имеющим отношение к психологии человека, здоровью и т. п. Разумеется, самообразование может помочь не во всех случаях. Иногда помощь специалиста является необходимой.
Телефонное консультирование (в обиходе - телефон доверия) - бесплатная психологическая помощь по телефону. Она очень эффективна в критических ситуациях, так как можно быстро ею воспользоваться, но для серьёзной психотерапевтической работы она не подходит.

Индивидуальное консультирование и психотерапия - работа специалиста с отдельным клиентом. Она может быть специализированной, например: кризисное консультирование (для жертв насилия или людей, находящихся в критической ситуации), помощь ВИЧ-инфицированным, наркоманам, безработным, подросткам и т. д. Большинство видов индивидуальной помощи не специализировано, а рассчитано на индивидуальный запрос клиента.

Семейное консультирование и психотерапия - работа с семьями в тех случаях, когда в развитии проблемы задействована вся семья или когда в центре внимания находятся семейные отношения.

Психотерапевтические группы - помощь, аналогичная индивидуальной психотерапии, только практикуемая с небольшими группами людей, имеющие примерно сходные проблемы или близкие цели. В Украине из действующих психотерапевтических групп самыми популярными являются группы по психодраме.

Группы личностного роста и самопознания - группы, похожие на психотерапевтические, но, в отличие от них, больше ориентированные не на лечение или решение серьезных личностных проблем, а на получение нового опыта, понимание себя, развитие личности, творческого потенциала, коммуникативных возможностей и т.п. Зачастую между этими видами групп нет принципиальной разницы; в них используются одни и те же психотерапевтические методы.

Группы самопомощи - добровольные объединения людей, направленные на помощь друг другу в решении общих проблем. Первыми подобными группами были группы "Анонимных алкоголиков", возникшие первоначально в США, а затем и во всем мире. Сейчас существуют группы "анонимных наркоманов", "анонимных азартных игроков", группы жертв насилия, группы родственников психически больных и многие другие.

Рассмотрим, как применить соционические знания в некоторых видах психологической помощи (помощь "с соционическим уклоном").

Психологическое консультирование - это психологическое обеспечение оптимальной адаптации и самореализации за счет актуализации ресурсных возможностей для преодоления возникших затруднений. Предметом психологического консультирования выступает внутренний психологический мир, самоотношение, отношение к проблеме, эмоционально-волевое регулирование, цели, ценности, ситуация жизнедеятельности и развития. Результатом консультирования как процесса совместной деятельности психолога-консультанта и клиента (консультируемого, обратившегося за помощью) становится изменение (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшая в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующая достижению поставленной цели, адаптации и самореализации консультируемого. В качестве результата конкретной консультации могут выступать [10]:

  •  повышение информированности;
  •  понимание причин затруднений;
  •  выработка (осознание, коррекция) новых целей, ценностей, планов, перспектив;
  •  отреагирование накопившегося напряжения, катарсис;
  •  выработка нового взгляда на себя и ситуацию (смена, расширение рамки);
  •  поиск и актуализация собственных ресурсов - сил и средств поведения в сложных ситуациях, расширения степеней свободы за счёт выработки новых способов поведения;
  •  повышение самооценки, самоценности, самоуважения, изменение (осознание, выработка) "Я-концепции";
  •  освоение механизмов саморегуляции и способов самостоятельного решения сложных жизненных вопросов;
  •  освоение новых способов поведения.

Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы подвести обратившегося за помощью клиента к осознанию необходимости принять на себя ответственность за свои поступки [4, 5, 10, 12].

В процессе психологического консультирования консультант помогает клиентам научиться использовать предоставленные ему возможности "найти самого себя", освоить своё истинное "Я" в случаях, если данная конкретная личность испытывает в этом сложности. Работа по психологическому консультированию проводится в форме индивидуального общения с клиентом.

Известный американский психолог и психиатр, крупнейший специалист в области психологического консультирования Ролло Мэй отметил, что "задача консультанта - помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, вдохнуть в него мужество, которое поможет клиенту освободиться от неотступного чувства неполноценности, и направить его стремления в социально полезное русло" [9]. 

Кроме этого, Ролло Мэй выделил еще одну важную задачу психолога-консультанта: "помочь клиенту освободиться от патологического чувства вины и в то же время научить достойно принять и сделать устойчивым то духовное напряжение, которое присуще природе человека" [9].

Применение соционики в психологическом консультировании - это, прежде всего, осознание своего ТИМа, осознание своего истинного "Я" и его освоение (если клиент долгое время находился в "неблагоприятных" интертипных отношениях и "забыл" свою истинную суть). Такое осознание обеспечивает освобождение от "неотступного чувства неполноценности" из-за проявлений своего ТИМа (которые, возможно, были неприемлемы и осуждались ближайшим окружением), переориентирует стремления клиента в социально-полезное русло, обеспечивая его знаниями о сильных и слабых сторонах ТИМа. Также дополнительным средством помощи служит поиск ресурсов личностного роста, в том числе описанных в статье "Ресурсы развития личности: социализация, трансформация, исцеление, интеграция" [20].

Помощь в социальной переориентации может оказать и психодиагностика как одна из форм психологической помощи. Практическая направленность психодиагностики состоит в оказании помощи людям как в выборе профессий, так и в переобучении на новый вид работы и определения профессиональной пригодности к тому или иному виду деятельности. Выбор профессии и переориентация на вид деятельности в соответствии с ТИМом, когда человек с высокой степенью продуктивности реализует личностную энергию (обеспеченную существенными свойствами его ТИМа) в полной мере. Такая самореализация проявляется в высокой производительности труда (деятельности), высокой выносливости, трудоспособности, активности при выполнении любых работ. Также наблюдается усиление чувства компетентности и повышение интеллектуальной активности, более чёткая речь и лёгкость в овладении профессиональной терминологией.

Психодиагностика применяется и в психотерапевтической работе для выявления психологических проблем отдельной личности, например, при возникновении навязчивых состояний, страхов, трудностей общения и др.

Сейчас в странах бывшего СССР успешно распространяются различные виды профессиональной психотерапевтической подготовки по разным направлениям психотерапии в соответствии с европейскими стандартами. Среди них наиболее популярными в мире являются психоанализ, психодрама, трансактный анализ, символдрама, гештальттерапия, системная семейная терапия, клиент-центрированная терапия, экзистенциальная терапия, логотерапия, аналитическая (или юнгианская) психотерапия, индивидуальная (или адлерианская) психотерапия, позитивная психотерапия, группаналитическая психотерапия и некоторые другие направления.

полный вариант статьи на сайте "Соционика в Петербурге".

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Е.Ю. Петровой "Психологические типы Юнга".

  (продолжение)

3.7 Прогнозирование эмоционального стиля отношений между людьми разных типов.

Было замечено, что эмоциональный стиль межличностных отношений зависит от того, к какому типу принадлежат взаимодействующие люди. Действительно, если известно, что некая "психологическая функция" для одного человека оказывается хорошо "осознаваемой", то есть, ее эмоциональный фон для данного человека благоприятный, комфортный, а для другого человека эта же "психологическая функция" связана с ощущением дискомфорта, относится к "слабоосознаваемой" сфере, то в момент коммуникации можно ждать появления определенного эмоционального напряжения. Это будет некоторая специфическая форма эмоционального напряжения, которая не будет зависеть от конкретного содержания коммуникации.

Эта "добавка", как правило, не распознается на сознательном уровне. Она увеличивает напряжение (или уменьшает его, если это сочетание комфортных эмоциональных состояний), и человек обычно объясняет это изменение эмоций тем, что его собеседник "хороший человек" или "плохой человек", "заинтересован" или, соответственно, "незаинтересован" в проблеме. Если коммуникация достаточно длительная, то влияние этого фактора становится заметным. На эту тему можно было бы привести много житейских примеров.

Например, если для одного человека постоянно звучащая музыкальная программа по радио просто естественный, обыденный фон его существования (функция "экстравертированная интуиция" - в "хорошо осознаваемой" сфере, например, "вторая"), а для другого звучащая музыка - это "то, что он вбирает в себя, не имея
возможности отключиться" (функция "экстравертированная интуиция" - в "слабо осознаваемой" сфере, например, "пятая"). Когда два человека таких типов живут в одной комнате, возможны конфликты; и им будет действительно трудно понять друг друга, так как они "говорят на разных языках".

Эта эмоциональная "добавка", связанная со спецификой взаимодействия людей разных типов, проявляется более заметно либо в ситуациях стресса, либо когда взаимодействуют люди с низким уровнем коммуникативной культуры. Очень заметно это явление в маленьких группах, например, в семьях. Поэтому одно из популярных направлений использования типологического подхода - это семейное консультирование.

Для того, чтобы сделать прогноз эмоционального стиля взаимодействия двух людей разных психологических типов, необходимо воспользоваться моделью (см. рис. ). На модели мы обозначаем восемь психологических функций для первого и для второго типа. После этого мы делаем некоторые обобщенные предположения - всего восемь, по числу юнговских функций - и из обобщенных предположений делается целостное описание. Каждое из обобщенных предположений включает в себя следующие факторы и параметры:

1. характеристика рассматриваемой "психологической функции" и ее проекции в разных областях социальной и личной жизни, в разных областях деятельности; универсальные особенности поведения людей при доминировании этой функции;
2. характеристика эмоционального фона, на котором проявляется эта функция, для первого представителя взаимодействующей пары. Этот эмоциональный фон зависит от того, какой "номер" имеет в модели типа эта "психологическая функция";
3. та же характеристика для второго представителя взаимодействующей пары;
4. характеристика (гипотеза) социальных и личностных последствий (в эмоциональном плане) взаимодействия двух людей, находящихся в описанных выше различных эмоциональных состояниях (см. пункт 2 и 3);
5. характеристика (гипотеза) результатов взаимодействия на деятельностном плане как следствие их эмоционального взаимодействия;
6. (дополнительный) предположение о том, что может улучшить или ухудшить результаты взаимодействия на деятельностном и эмоциональном плане.
Данный алгоритм выполняется восемь раз - по числу юнговских "психологических функций", после чего описание обобщается в зависимости от той задачи, которая была поставлена. Так как расположение ("номера") "психологических функций" в модели личности разных психологических типов повторяется по
определенной схеме, то можно составить упрощенные (универсальные) описания шестнадцати вариантов типов взаимодействий - "интертипных отношений" (см. таблицу в Приложении 7).

В этом упрощенном (универсальном) описании учитываются только эмоциональные эффекты, возникающие за счет разницы "номеров" одних и тех же психологических функций двух взаимодействующих людей. Кроме того, делается прогноз стиля взаимодействия, который будет результатом этих эмоциональных эффектов.

Глава 4. Практикум для тренировки навыков наблюдения и распознавания психологических типов

В упраженениях практикума предусматривается практическое знакомство с эффектами и психическими явлениями, описанными в Главе 3. Кроме того, упраженения практикума дают возможноость сформировать самостоятельную ситему наблюдения за теми различиями между людьми, которые носят типологический характер.

Основные темы практикума соответствуют программе семинара-тренинга
Программа обучающего снеминара-тренинга:

1. 8 "языков" /поведенческих и вербальных/ в индивидуальных стилях
2. Различия между индивидуальными стилями. Индивидуальный стиль и психологический тип по Юнгу.
3. Распознавание элементов своего индивидуального стиля опыт наблюдения сходных элементов у других. 8 "языков" как основной инструмент для распознавания
4. Разные контексты и разные языки. "удобные" и "неудобные"контексты.
5. Тренировка коммуникативных навыков с использованием разных языковых стилей

Перечисленные темы позволяют в наиболее общем виде познакомиться с практическими элементами типологии. Конкретная программа разрабатывается в зависимости от профессиональных задач тех, кто изучает этот метод.


продолжение в следующем выпуске

 

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

стенограмму встречи учеников В. Миронова с Г.Р. Рейниным (20.06.06)

(продолжение)

 

Смирнова: Если у Вас есть такие фотографии, Вы их разместите где-нибудь у себя на сайте.

Чопик: А если собрался социон, и каких-нибудь типов в этом соционе еще дополнительно три…

Рейнин: Это не мешает, это ничего. Вот когда одного не хватает, его уже никто изобразить не может, никто его не сыграет. А избыточность не мешает.

Вопрос: Когда Вы собирали социон, это был отдых?

Рейнин: Нет, это был выездной лагерь, тренинг. Это было на восьмой день.

Миронов: Я хотел бы вопрос Данилы протранслировать таким образом. Вот есть название интертипных отношений, например, конфликт или контроль, и есть достаточно большая масса людей, которые этим внушаются просто до безобразия.

Рейнин: Что делают?

Миронов: Внушаются. У нас конфликтные отношения - будем ругаться.

Рейнин: Да, совершенно верно, патогенная система. Это инструмент, но любой инструмент можно использовать и как полезный и как патогенную систему. Молотком можно гвозди забивать, можно по голове стукнуть.

Миронов: На своих занятиях я говорю, что два любых типа различают восемь признаков, за исключением тождественных типов. И фактически, мы может говорить, что этот конфликт, который существует как бы в конфликтных отношениях, он может, точнее он и происходит в любых отношениях, только по другим шкалам. Речь идет о том, что Аушра назвала эти все отношения исходя из модели…

Рейнин: Да, можно их объяснять, исходя из модели - штурвала Калинаускаса или модели А, а можно объяснять через признаки.

Смирнова: На любые два типа можно взглянуть так, что они будут дуальными.

Рейнин: Всегда есть некий коридор свойств, которые совпадают. В каком-то смысле два любых типа друг друга дополняют. Действительно, мы про любые два типа можем в каком-то смысле сказать, что они дуальные, потому что всегда есть семь каких-то признаков, которые совпадают и восемь, которые дополняют друг друга, как и в дуальных отношениях, так и в любых других. Но на социальном плане проявляются по-разному, поэтому они имеют некоторую такую дифференциацию по комфортности что ли. Какие-то дуальные, какие-то конфликтные.

Миронов: Здесь вопрос в том, с какой точки зрения рассматривать. И у нас получается, что в одной ситуации дуальные отношения становятся конфликтными, а конфликтные становятся дуальными. Потому что эти два человека - носители типов решают разного рода задачи, соответственно, в зависимости от задачи или от точки зрения получается эквилибристика.

Рейнин: Не знаю, Володя, я бы не согласился с этим. Мне кажется, что возможен конфликт в дуальных отношениях, но это не значит, что дуальные отношения стали конфликтными. Конфликт возможен, потому что когда в дуальных отношениях возникает ситуация манипуляции одного другим, там может возникнуть жуткий конфликт между дуалами на тему "ты мной манипулируешь". Но это не значит, что это не дуальные, это такие же дуальные. Это просто свойство дуальных отношений, что в этой ситуации они становятся конфликтными, там очень важна дихотомия свой-чужой.

Миронов: Я немножко про другое говорил. Скажем есть задачи, в которых конфликтер поможет, будет более полезен, чем дуал. И тогда получается, что в этой области конфликтер будет дополнять или, скажем, закрывать те белые пятна, которые…

Рейнин: Безусловно, безусловно. Я соглашусь. Конечно.

Чопик: В зависимости от запроса конкретного человека.

Рейнин: Допустим у вас по жизни ситуация решения ваших проблем. Решение проблем может показать конфликтер, как бы собой проявить вот это место, например. Потому что у него там первая функция.

Тихомиров: А вот вопрос такой. Между шестнадцатью групп отношений, я не помню автора, который проводил аналогию по жизненным ситуациям, которые данные отношения отражают какое-то внутреннее состояние человека относительно социума, самого себя и так далее.

Рейнин: Я тоже не помню.

Тихомиров: Но Вы слышали про такое?

Рейнин: Первый раз слышу. Было интересно почитать. Я идею не понял.

Тихомиров: Я подробностей не помню, идея заключается в следующем. Там она обозначена достаточно эмпирически, то есть это наши наблюдения и они показывают следующее, например, что если мне в жизни часто встречаются конфликтеры, у меня актуальна и решаема проблема социальной адаптации.

Рейнин: Если Вы какого-то определенного типа?

Тихомиров: Ну-да.

Миронов: Это Прокофьева выдавала.

Тихомиров: Значит и там вот по такой схеме разработаны все остальные интертипные в том числе дуальные понимаются как проблема отдыха.

Рейнин: Это есть у Калинаускаса, там где он пишет о гиперструктуре социона. И у меня это в книжке есть. В этом смысле да, есть. Там где про гиперструктуру, там написано, что если встречаются люди типы которых относятся… своими сильными функцяими к какой-то определенной функции тогда у человека решаются какие-то вот такие задачи по жизни. Либо это активизация творческой функции может быть, либо это может быть проблемная третья функция или суггестия какая-то.

Самсонов: На самом деле еще один момент есть. Ведь если изначально отношения определялись дуальным запросом, какие признаки должны выполняться, а какие совпадать, то ведь в конкретной паре эти запросы тоже могут не совпасть, их вообще не сложат никакие типовые шаблоны. Один человек хочет, чтобы вот эти признаки совпадали, а другой хочет чтобы другие совпадали, они дуалами никогда не будут ни в какой (нечетко)… Просто разные признаки они хотят, чтобы совпали.

Рейнин: Вот я такого не знаю, чтобы люди хотели, чтобы у них какие-то признаки совпали… Для меня ситуация чисто теоретическая, то о чем Вы говорите. Я не очень ее практически вижу.

Самсонов: Это вот как раз то, что Володя говорит, что при другом положении другие типы окажутся как бы квазидуальными.

Смирнова: У них просто не взаимная дуализация.

Самсонов: Да, да.

Тихомиров: Это уход из рамок типологии.

Самсонов: И поэтому такое разнообразие. Мы попытаемся загнать их в рамки шестнадцати типовых шаблонных отношений, а их больше за счет этих смещений.

Тихомиров: Соответственно возникает вопрос. На каком уровне происходит непосредственно метаболизм конкретных интертипных отношений? То есть это может быть информационный метаболизм, когда, например, наш дуал знает как лучше сделать то-то и то-то по своей базовой функции и дает эту информацию. Вот, это может быть информационный метаболизм.

Рейнин: А какой еще бывает в данном случае?

Тихомиров: С другой стороны мне нравится такое понятие как энергетический метаболизм.

Рейнин: А это что не информационный? Он какой-то другой?

Тихомиров: Информация как энергия, а энергия как информация - это да, но я имею в виду скорее даже не в этом рассмотрении, а в том, что наблюдаются эффекты, что рядом с дуалом находясь физически близко отдыхаешь. Не зависимо от того, протекает ли какое-то общение или совместные действия.

Самсонов: Ты представляешь отсутствие общения полностью?

Общий смех, гомон.

продолжение в следующем выпуске

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

версии типов информационного метаболизма знаменитых людей

Этико-интуитивный экстраверт "Гамлет"

ПЕРСОНАЛИЯ

ПОЛ

РОД ЗАНЯТИЙ

ТИМ

ИСТОЧНИКИ

ЭКСПЕРТЫ
Александр Герцен
мужчина
писатель, журналист
ЭИЭ
Былое и думы. Минск, 1974; Русские писатели о языке. Л., 1954
Кочубеева, Стоялова

Александр Македонский

мужчина

политик, военный

ЭИЭ

историко-биографические данные, цитаты
Кочубеева, Стоялова
Александр Солженицын
мужчина
писатель
ЭИЭ
А.М. Илюкович. Согласно завещанию: заметки о лауреатах Нобелевской премии по литературе. М., 1992; тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Александра Маринина
женщина
писатель
ЭИЭ
Комсомольская правда 31.03-7.04.05 № 535; тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Адольф Гитлер
мужчина
политик
ЭИЭ
историко-биографические данные, цитаты
Кочубеева, Миронов,
Стоялова
Александр Градский
мужчина
певец
ЭИЭ
тексты, пластика
Кочубеева, Стоялова
Амедео Модильяни
мужчина
художник
ЭИЭ
Пьер Сишель. Амедео Модильяни. Ростов-на-Дону, 1998; особенности творчества
Кочубеева, Стоялова
Анастасия Волочкова
женщина
балерина
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, ТВ: ОРТ: Ледниковый период
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Анна Большова женщина актриса ЭИЭ ТВ: ОРТ: Ледниковый период Миронов, Стоялова
Блаженный Августин
мужчина
религиозный деятель
ЭИЭ
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2). - СПб: Издательство "Пневма", 2003
Кочубеева, Стоялова
Борис Гребенщиков
мужчина
певец
ЭИЭ
интервью (Аргументы и факты" № 51 (2160) дек. 2004; Интернет); невербальные реакции
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Бритни Спирс
женщина
певица
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции
Кочубеева, Стоялова
Валерий Леонтьев
мужчина
певец
ЭИЭ
Дмитрий Гордон. Звезды эстрады. Харьков, 2004; невербальные реакции
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Веничка (Венедикт) Ерофеев
мужчина
писатель
ЭИЭ
Венедикт Ерофеев. Собрание сочинений. Т. 1-2. М., 2001
Кочубеева, Стоялова
Владимир Жириновский
мужчина
политик
ЭИЭ
ТВ: лексика, невербальные реакции
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Ги де Мопассан
мужчина
писатель
ЭИЭ
Ги де Мопассан. Полн. собр. соч. в 12 томах. М., 1958 том 4, том 12 (письма)
Кочубеева, Стоялова
Гюстав Флобер
мужчина
писатель
ЭИЭ
тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Даниил Хармс
мужчина
писатель
ЭИЭ
тексты произведений, письма, дневники; Я. Друскин. Дневники. СПб, 1999. Дневники 1963-79. СПб, 2001; В. Глоцер. Марина Дурново. Мой муж Даниил Хармс. М., 2000
Кочубеева, Стоялова
Дафна дю Морье
женщина
писатель
ЭИЭ
Дафна дю Морье. Не позже полуночи. Рассказы. Л., 1989; и другие тексты
Кочубеева, Стоялова
Джордж Морено
мужчина
психолог
ЭИЭ
тексты, особенности теории
Кочубеева, Стоялова
Диана Арбенина
женщина
певица
ЭИЭ
интервью (Интернет), невербальные реакции, тексты
Кочубеева, Стоялова
Диего Ривера
мужчина
художник
ЭИЭ
Ж.-М. Леклезио. Диего и Фрида. М., 2003; Хейден Эррера. Фрида Кало. !Viva la vida! М., 2004
Кочубеева, Стоялова
Дмитрий Нагиев
мужчина
телеведущий
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, ТВ: ТНТ: Окна, Осторожно, Модерн! Кочубеева, Миронов, Стоялова
Евгений Стеблов мужчина
актер
  Интернет-интервью, фильмы "Собака баскервилей" Миронов, Стоялова
Ежи Дудек
мужчина
футболист
ЭИЭ
типирование по невербальным реакциям
Кочубеева, Стоялова
Жан-Батист Бернадот
мужчина
военный
ЭИЭ
А. Егоров. Маршалы Наполеона. Ростов-на-Дону, 1998
Кочубеева, Стоялова
Жан-Поль Сартр
мужчина
писатель
ЭИЭ
тексты, в т.ч. автобиографическая проза
Кочубеева, Стоялова
Зинаида Гиппиус
женщина
поэтесса
ЭИЭ
Живые лица. Стихи. Дневники. Т.1,2. Тбилиси, 1991
Кочубеева, Стоялова
Иероним Босх
мужчина
художник
ЭИЭ
особенности творчества
Кочубеева, Стоялова
Илзе Лиепа
женщина
балерина
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, Кочубеева, Стоялова
Инна Чурикова
женщина
актриса
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, Кочубеева, Стоялова
Иннокентий Смоктуновский
мужчина
актер
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, Кочубеева, Стоялова
Иосиф Бродский
мужчина
поэт
ЭИЭ
А. Минчин. Двадцать интервью. М., 2001
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Клавдия Шульженко
женщина
актриса
ЭИЭ
ТВ (воспоминания, архивные кадры)
Кочубеева, Стоялова
Корней Чуковский
мужчина
поэт
ЭИЭ
К. Чуковский. Мой Уитмен.М, 1969; Предисловие к книге Б. Житков. Избранное. М., 1988
Кочубеева, Стоялова
Лев Выготский
мужчина
психолог
ЭИЭ
тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Лев Гумилев мужчина
поэт
ЭИЭ
тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Леонид Агутин
мужчина
певец
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, Кочубеева, Стоялова
Леонид Соловьев
мужчина
писатель
ЭИЭ
Л. Соловьев. Книга юности. Л., 1990 (автобиографическая проза); воспоминания
Кочубеева, Стоялова
Майкл Джексон мужчина
певец
ЭИЭ особености пластики, клипы Миронов
Максим Покровский
мужчина
певец
ЭИЭ
ТВ: ОРТ: Последний герой Кочубеева, Миронов, Стоялова
Маргарет Митчелл
женщина
писательница
ЭИЭ
Маргарет Митчелл. Унесенные ветром. Кишинев, 1993
Кочубеева, Стоялова
Маргарита Терехова
женщина
актриса
ЭИЭ
ТВ интервью, невербальные реакции, фильмы: "Собака на сене" Кочубеева, Миронов, Стоялова
Мариэтта Шагинян
женщина
писательница
ЭИЭ
Мариэтта Шагинян. Гидроцентраль. Очерки. Л., 1979
Кочубеева, Стоялова
Мария Арбатова
женщина
писательница
ЭИЭ
Мария Арбатова. Как я честно пыталась попасть в Думу. М., 2003; Мария Арбатова. Меня зовут Женщина. М., 2004
Кочубеева, Стоялова
Михаил Врубель
мужчина
художник
ЭИЭ
Л.К. Суздалев. Врубель и Лермонтов. М., 1991; картины
Кочубеева, Стоялова
Михаил Лермонтов
мужчина
поэт
ЭИЭ
стихи, проза, воспоминания современников; Л.К. Суздалев. Врубель и Лермонтов. М., 1991
Кочубеева, Стоялова
Ольга Ларионова
женщина
писательница
ЭИЭ
Ольга Ларионова. Чакра Кентавра. М., 2002
Кочубеева, Стоялова
Оноре де Бальзак
мужчина
писатель
ЭИЭ
тексты произведений, переписка
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Оскар Уайльд
мужчина
писатель
ЭИЭ
тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Отто Вейнингер
мужчина
психолог
О. Вейнингер. Пол и характер. Харьков, 1996
Кочубеева, Стоялова
Павел Кашин
мужчина
музыкант
ТВ (ток-шоу "Принцип домино")
Кочубеева, Стоялова
Рикардо Фольи
мужчина
певец
ТВ интервью, невербальные реакции,
Кочубеева, Стоялова
Ролан Быков
мужчина
актер
интервью (Интернет), невербальные реакции, фильмы: "Айболит -66", "Женитьба Бальзаминова", "Золотой ключик"
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Роман Виктюк
мужчина
режиссер
ТВ интервью, невербальные реакции Кочубеева, Стоялова
Сергей Пенкин
мужчина
певец
Дмитрий Гордон. Звезды эстрады. Харьков, 2004; невербалика
Кочубеева, Стоялова
Стендаль (Анри Бейль)
мужчина
писатель
Стендаль. Записные книжки. М., 2001
Кочубеева, Стоялова
Стивен Кинг
мужчина
писатель
тексты произведений
Кочубеева, Стоялова
Уинстон Черчилль
мужчина
политик
тексты в Интернете (цитаты, статьи)
Кочубеева, Стоялова
Фаина Раневская
женщина
актриса
автобиографическая проза, тексты
Кочубеева, Стоялова
Фелипе Сколари
мужчина
тренер (футб.)
интервью, невербалбные реакции
Кочубеева, Стоялова
Хулио Кортасар
мужчина
писатель
автобиографическая проза, тексты, интервью
Кочубеева, Стоялова
Шарль Бодлер
мужчина
поэт
тексты стихов
Кочубеева, Стоялова
Элеонора Раткевич
мужчина
писательница (фант.)
тексты произведений, интервью (Интернет)
Кочубеева, Стоялова

Анонс!

С 2006 года "Соционика в Петербурге" публикует списки знаменитостей по типам.

Подпиши своих знакомых!

Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле "Ваш e-mail" и нажать Enter. :-))
После этого адресат должен будет ответить на письмо от "Сабскрайба" и подтвердить подписку.

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.


Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

В избранное