Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Самопознание и взаимопонимание через соционику № 32 Прилепская 'Психолог по вызову'


Владимир Миронов

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить
.

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Н.А. Прилепской "Опыт работы с дошкольниками в домашних условиях".

 

Посещение детей на дому психологом, диагностика психологического со-стояния ребенка, психологических особенностей его развития в семье, помощь последней в виде консультаций, помощь ребенку в форме игровых занятий, - этот вид психологической практики складывался у меня постепенно в течение нескольких лет. Редкие эпизоды превратились в почти регулярную самостоятельную деятельность (чему способствовал и выход на пенсию).

Мысль о том, чтобы попытаться описать эту деятельность пришла в ответ на сообщение о конкурсе (17, с. 134), вслед за чем пришлось бороться с большим внутренним сопротивлением и, возможно, без дружеской поддержки молодых коллег, наблюдавших эту практику (а еще горячих молитв) эта статья так и не была бы написана.

Оказалось, что вполне может появиться "психологический патронаж" - по аналогии с системой медицинского обслуживания некоторых категорий больных. Тогда мой опыт, возможно, окажется не просто любопытным, но и полезным коллегам, начинающим работать в направлении психолого-медико-социального сопровождения детей. Кого-то, возможно, он удержит от опрометчивых шагов.

Ниже описываются условия появления такого вида практики, методы диагностики психологического состояния ребенка и типологических особенностей его психики, способы коррекции психологической ситуации, в которой он оказался.

Нельзя опустить сведения и об основном инструменте практического психолога: особенностях его собственной психики, которые вместе с его подходом в русле избранной теории, багажом знаний, представлений и рабочих навыков так по-разному служат ему в каждом отдельном случае.

Я старалась соблюдать право моих клиентов на конфиденциальность (11, с. 38), поэтому некоторые подробности опущены, хотя они, возможно, и есть самые важные.

Для общего представления об объеме и характере моей работы с дошкольниками приведу небольшую "статистику" (Табл. 1). Я взяла один из недавних "рабочих сезонов" (осень, зима, весна), совпадающий с учебным годом. В этом "сезоне" по сравнению с другими было самое большое количество дошкольников - девять человек. Я была у них дома, беседовала "в кругу семьи", а с четырьмя даже провела игровые занятия. Тридцать два посещения пришлось на девять человек. Я старалась следить, чтобы длительность посещения не превышала одного часа, но иногда "удержать" какой-то процесс в рамках этого времени было невозможно.

 

 

Как все эти дети попали именно ко мне? Большинство - семь из девяти являлись воспитанниками одной и той же - "речевой группы" детского сада, некоторые из них испытывали трудности адаптации из-за перевода в новую группу. Этих детей направила ко мне их логопед, специалист высшей категории. Для Ирмы Марковны сотрудничество с психологами давно стало нормой, но в том сезоне ее выбор просто "упал" на меня по некоторым обстоятельствам.

Годовалая девочка попала в список клиентов по просьбе ее мамы, моей коллеги по бывшей работе в школе, неожиданно тяжело заболевшей. Ребенок остался на попечении папы и двух бабушек (маминой тети и маминой мамы) на три недели.

Пятилетний мальчик "нашел" меня через одну частную службу семьи, уже не существующую на сегодня.

Все девять случаев можно отнести к трудностям адаптации, даже вторичной, если учесть, что логоневроз возникает также в трудных случаях адаптации.
Степень, характер, обстоятельства этих трудностей требуют индивидуального подхода, что не всегда под силу психологам обычных детских учреждений, использующим методы для более широкого применения, для более здоровых детей.

Поэтому я рассматриваю свою работу как естественно дополняющую по отношению к работе психологов обычных детских учреждений.
Целью моей работы с дошкольниками считаю: помощь ребенку и его семье в прохождении сложного этапа жизни не только с наименьшими психологическими потерями, но даже с личностными приобретениями.

Индивидуальный подход не меняет общей цели, но включает и другие общие моменты: повторяются задачи на различных этапах работы, повторяются некоторые средства и методы решения этих задач.

Это обусловлено во-первых, личностными особенностями психолога, структурой его психики, а во-вторых, повторяемостью каких-то элементов в самих случаях, несмотря на все их разнообразие.

Уже в самом первом случае посещение на дому двухлетней девочки (примерно 1998 год) обозначились несколько моментов, которые, повторяясь и обогащаясь в дальнейшем, стали осознаваться мной, как абсолютно необходимые мне для успеха.

Это:
1. "Преднастройка". Она происходит с двух сторон: со стороны семьи, которой рекомендуют меня как определенного психолога и со стороны самого психолога - меня. Мне очень помогают те скупые сведения, которые сообщает человек, направляющий ко мне ребенка. Тогда при встрече гораздо быстрее наступает взаимопонимание, я много экономлю сил, не растрачивая их на самопредставление, быстро приступаю к делу.

2. "Пристальное внимание" (Росс Кэмпбелл, 1992) (4). Очень важный момент, долго не осознавался мной. Придя в семью, я должна постараться создать такие условия, чтобы коллективное внимание, вызванное моим приходом, повернулось в интересах ребенка к его ситуации, к его личности. Это уже является моментом коррекции, т.к. взрослые вдруг впервые с такой ясностью понимают, чем для них является факт присутствия в их семье ребенка. И именно такого ребенка. Мир воспринимается по-новому. Кроме прошлого, настоящего и будущего, в нем вдруг открывается перспектива вечности, бесконечности. Конечно, в идеале это должно происходить в момент рождения или даже зачатия ребенка, но тогда психолога бы искали гораздо раньше!

3. Вопрос об энергетических затратах. Я пришла к выводу, что в настоящее время знание психологом своей структуры личности, структуры психики является аналогом психоаналитических процедур, регулярно проводить которые рекомендуется психотерапевтам. Постоянный учет работы своих сильных и слабых психических функций предохраняет от "выгорания" (6, 863). Эмоционально, физически, социально и духовно могут быть ослаблены не только клиенты, но в разные моменты и сам психолог. Себе лично я не позволяю идти в семью ребенка "без Бога", но такого рода помощи не лишены и психологи с другой структурой психики, хотя им труднее, возможно, это осознать.

4. "Постанализ". Что делать, когда после окончания работы со случаем, после прощания с клиентами в сознании вдруг всплывают какие-то незамеченные ранее моменты, неучтенные детали? Сожаление о невысказанном, не сделанном (а у психологов-экстравертов, видимо, об излишне сказанном) - это еще не симптом "выгорания". Угли догорающего костра "искрят", это нормально. Можно сделать пометки в рабочем журнале, "загасив" эти искорки. И "дать место Богу", что для сомневающегося специалиста означает: "Клиенты получили все, что могли воспринять, теперь они работают, как могут, сами. Исчезни, пожалуйста, с их глаз, потому что и "паузы" и "дистанции" очень важны в информационном обмене".

В частности, мне очень помогло своевременное обнаружение причастности к ситуации с ребенком в случае № 5 сразу трех (!) человек с одним и тем же типом психики, который является для моего типа "контролером": в семье, в лечебном учреждении и в образовательном учреждении. Я отступила, но "угли" до сих пор "искрят"! Действительно, утешает то, что "никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента" (11, с. 41).

Чтобы понять "технические" особенности диагностики "на дому", обратимся к самому первому случаю (1998г.).
Девочка двух лет от роду была ослаблена после болезни и серьезного лечения настолько, что даже не хотела одеваться (не давала себя одеть), чтобы куда-то идти, а время было зимнее. Кто-то порекомендовал маме или бабушке обратиться ко мне, тогда работавшей в городской психолого-медико-педагогической консультации в качестве психолога-консультанта.

На прием в консультацию приходили родители с детьми самого разного возраста - от полутора до 18 лет. Некоторым детям - с целью углубленной диагностики и более развернутой консультации - я назначала серию индивидуальных игровых сеансов в специальной игровой комнате. Комната была оборудована "по мотивам" книги Г.Лэндрета (5), и в этой же книге был описан опыт посещений на дому одного больного мальчика. Это потрясающее описание послужило мне мощной поддержкой при осуществлении первого визита.

Я вспоминаю себя сидящей у журнального столика, на котором лежат медицинская карточка девочки, альбом с семейными фотографиями, тетрадка, в которую я что-то время от времени записываю. Не выпуская из рук ручки, я беру фотоальбом, всматриваюсь в отдельные снимки, снова его откладываю. И все время слушаю двух женщин, которые, излагая мне существо проблемы, взволнованно перемещаются в пространстве комнаты, между мной и дальней стеной. Там стоит диван, а на диване происходит то, что притягивает мое внимание наиболее сильно, хотя я стараюсь этого не показывать.

Там, на диване, на руках у дедушки - девочка, но она не сидит. Она все время по нему - лазает! - а как это еще можно назвать?

Дед сидит, прочно расставив ноги, спиной опираясь на спинку дивана, а его руки, как крепкие ветви дерева, приподняты и все время находятся в движении. Они придерживают ребенка, который "льнет" к дедушке то слева, то справа, от сверху, то замирая и поглядывая на меня, то снова перемещаясь. Похожую картину я наблюдала много позднее - у другого ребенка.

Это особое состояние волнения, динамическое, попытки справиться с тревогой, но без плача, без бегства с места событий - вот что фиксирует мое сознание - не проявление ли это работы определенной психической функции, работающей сейчас в роли адаптивной?

Когда мама и бабушка, изложив главное, начинают успокаиваться, кто-то из них присаживается к столику, кто-то на время выходит из комнаты, девочка вдруг делает пробежку между мной и дедом, и я успеваю получше ее разглядеть. Сейчас я уверена, что эта пробежка была демонстрацией некоторого доверия ко мне, смелого шага к контакту (та встреча осталась единственной, а вот с мамой мы еще раз беседовали уже в стенах консультации, по поводу устройства ребенка в детское учреждение).

Что волновало женщин? Изменение в поведении, развитии ребенка после пребывания в лечебном учреждении. Такая причина беспокойства семьи позднее встречалась не раз. Взрослые как бы забывали о болезни, об угрозе жизни, о победе над болезнью, теперь они ужаснулись цене за эту победу, психологической цене. До болезни ребенок говорил, теперь молчит. Мог уже играть один, теперь не может, теряет маму, плачет. Сон беспокойный, режим сломан и т.п. Но самое странное и пугающее, о чем они даже не слышали, но что стало у девочки почти привычкой: сидя на полу у шкафа с приоткрытой дверцей, она ритмично ударяет по этой дверце - головой! Если прервать это занятие, вырывается, плачет.

­ Так это же она так снимает головную боль! - не могу удержаться я.
­ Ей уколы в головку ставили! - восклицает мама со страдальческой гримасой.

Помню, что вслед за вздохами и киваниями (присоединение к "сокрушению" у меня происходит непроизвольно), разводя руками и бормоча что-то о венах, которые медики видят у детей только на головке, я нахожу момент перехода к "позитиву":
-Теперь вы дома! Как только выйдут все яды из организма - и от лекарств и от инфекции - головные боли пройдут!... Да надо помочь… да, прогулки! … да, да, не одевается, боится, что опять ее на муки поведете! А если в одеяло просто, быстро завернуть? - на солнышко, на птичек посмотреть! Да хотя бы на несколько минут сначала, на балкон, солнечная радиация уже идет, ускорение обмена будет… Ну и что, что как ляльку, ребенок же после болезни! Окрепнет - и одеваться понравится. У нее, понимаете, очень сильная память, видимо, как раз на ощущения, причем плохие… да, бывает от рождения. Прикасаться к ней надо очень-очень нежно, быстро, с отвлечением. Говорите о машинах, о качелях - что там на прогулке будет - интересное, приятное. Да, как ляльку, приходится возвращаться на ранние ступени, но говорите о радостном будущем, весело-весело… Выздоровеет, будет вас удивлять, вы только подумайте, сама нашла, как головную боль снимать - без лекарств!

Я помню, что в ходе встречи, в потоке разносторонней информации, с горячим желанием помочь, из моей памяти, из глубины психики начал всплывать образ - догадка. Он стал прорываться в мою речь, поворачиваясь то одной, то другой гранью. А я, осознавая, стала "примерять" на него все, что услышала, увидела, сопоставила. Срабатывал опыт диагностики, полученный там, в игровой комнате (8). Опыт приобретался уже года два, путем наблюдений за детьми, сопоставляемых с информацией, которую давали родители, все это подтверждалось и дополнялось изучением детских фотографий - для чего я и просила приносить на консультацию семейные альбомы. Ведь на снимках дети были в разных психологических состояниях, на консультации - только в одной. Поведение дома и в детском учреждении, привычки, реакции на успехи и неудачи, отношение к разным сторонам мира - людям, машинам, животным, игрушкам, книгам, к еде, ко сну… Да, там был "щадящий режим моего обучения" - много времени, много клиентов, новизна материала, право на гипотезы (скрытое право на ошибку), повторные приглашения…

А здесь надо быстро и верно! Без ускоренной работы подсознания не обойтись. Да вообще и функция "порождения образов" у меня там же - в подсознании.
Так вот он какой, мой способ диагностики: при психологическом состоянии наибольшей восприимчивости нужно набрать достаточно сведений - разносторонних - это первое.

Все эти сведения должны быстро "крутиться" в голове - это второе. "Крутятся" они в хорошей эмоционально-сдержанной атмосфере поддержки, люди, которые рядом, как минимум не отвлекают меня на другие цели. Это третье.

А четвертое? "Морская фигура замри!" Из памяти выбрасывается сетка-ловушка и фиксирует. Может, это моя форма инсайта. Может, это кружение и сталкивание фактов приводит к сгущению, к укрупнению: мелкие детали соединяются в более крупные элементы. Если эти более крупные элементы не складываются во что-то целое, круговращение придется повторить, добавив еще какую-нибудь информацию. А если целое появляется, пусть еще с неясными границами, начинаем проверку. Работа с образом. - Проверка гипотезы. Это пятое ("А как она кушает? А какие слова говорила до болезни?..."). И тут происходит поворот - начинаем вместе "строить мост" - вместе с клиентами - к спасительному берегу. А гипотеза о структуре психики продолжает уточняться. Диагностика плавно переходит в коррекцию.

Пусть еще "море волнуется", но мы уже видим причал, а там и лестницу вверх и - прекрасный вид - "образ достижения".

Мост - это наши "шаги" - мои рекомендации плюс их решения и действия. Вместе мы превращаемся в великана Гулливера - одна нога в море, другая на берегу, а руки уже держат веревки - якоря корабликов, уже повернувших к гавани… Да, это начало этапа коррекции.

Но уделим еще немного внимания диагностике. Основной метод - наблюдение. Беседа - вспомогательный для меня метод. Фундамент диагностики - теория. "Сетка-ловушка" для меня - система "диагнозов" - типов психики в каких-то условиях проявления. Я имею в виду теорию информационного метаболизма с ее типологией. Системой, состоящей из шестнадцати типов и интертипных отношений (1, 2, 7).

Найденная мной (а вернее, нашедшая меня) теория оказалась адекватной не только моим запросам (полнота, непротиворечивость, гуманность и т.п.), но и молодому же, бурно обновляющемуся времени (3). Своей стройностью она дополнила бесконечное разнообразие внешних проявлений психической - кажущейся хаотической - реальности. Личный опыт применения этой теории благодаря ее молодости позволяет мне удовлетворять и свою потребность в повседневных открытиях, что немаловажно, учитывая мою собственную структуру психики. Она позволяет постоянно уточнять собственную картину мира. Будучи лишь частью общей теории информационного метаболизма (другое название - соционика), типология эта напоминает ту стройную модель мироздания, которую когда-то создал Исаак Ньютон для развития естественных наук. Кому-то эта типология уже сегодня кажется примитивной, жесткой, однако она далеко еще не отработала свои задачи. Ведь именно XXI век называют веком психической энергии. Типы обмена информацией - это одновременно законы превращения информации в психическую энергию - жизненную активность.

"Психокоррекционная работа", "психокоррекционные методики" - (эти выражения взяты из сообщения "о конкурсе на лучшие публикации" (17, с. 134) - но что такое психокоррекция? Коррекция - исправление. Психоисправительная работа? Психоисправительные методики? В словаре 1990 года (составитель Карпенко (10) еще нет отдельной статьи по коррекции психологической, но из главы "психологическая служба школы" можно понять, что речь идет об "исправлении" несоответствия развития ребенка возрастным нормативам. Упоминается "индивидуализация" учебно-воспитательного процесса. Но возрастные нормативы и общий учебно-воспитательный процесс - это социальные требования к индивидуальной психике. "Рабочая книга школьного психолога" называет психокоррекцией - "устранение отклонений в психическом и личностном развитии" (13, с. 29). Упоминается о "возможных формах коррекции поведения и развития". "Отклонений" от чего? Коррекция поведения - какого? И развития - какого? Еще важный момент: у коррекционной работы есть "психологическая часть" (13 с 31), т.е. "психокоррекция" - это психологическая часть общей коррекции, общей работы "по исправлению"?

Словарь практического психолога 1997г. уже имеет статью "Коррекция психологическая" (14) и разъясняет, что психокоррекция - это "деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют "оптимальной модели". "Принятая система критериев" - конечно же зависит от конкретной ступени развития общества, т.е. она социальна.. "Оптимальная" модель? Слово "оптимальная" автор статьи берет в кавычки, видимо, имея в виду ее условность. Может быть "оптимальна" для нынешней массовой школы, но не для нового становящегося социального мира. "Оптимальна" для учителей, но не для озабоченных родителей и т.д. Отмечая неоднозначность самого понятия "Психокоррекция", я для себя, как специалиста, к которому обращаются люди, перед которыми я несу ответственность, вновь и вновь повторяю:
1. Я не берусь "корректировать" ни особенности психического развития, ни психические функции, ни отклонения от "оптимальной модели"… Избранная мной теория говорит, что причины неадекватного поведения, неудачных способов адаптации, "задержек в развитии", невротических синдромов и т.п. - кроются в нарушениях информационного обмена. Вот обмен-то я и берусь корректировать. А обмен - это процесс "между". Поэтому -

2. Я должна работать с системой отношений между ребенком и значимыми для него людьми. А иногда - между ребенком и миром вообще, если масштаб нарушений этого требует. Поэтому -

3. Для коррекции мне нужна информация о мире в целом (19), о ТИМе ребенка, о ТИМах значимых для него людей.
Будет восстановлен нормальный обмен, ребенок сразу же обнаружит способность к саморегуляции, к адаптации - социальной прежде всего.

Т.е. "странные" отклонения, "патологические" реакции, как это ни странно - нормальные попытки психики определенной структуры восстановить свой естественный режим обмена. Объем разной информации, способ подачи, ее структурированность, вид, форма - все это должно соответствовать определенной структуре психики - той самой, которая досталась конкретному ребенку, как считают некоторые специалисты (15, с. 34) от рождения. "Мы рождаемся в одном из типов…" (моя гипотеза - тип зависит от определенных ожиданий родителей, зависящих в свою очередь от социальных условий). "… Один из самых прискорбных и печальных аспектов работы терапевта и одна из основных причин стресса для многих профессионалов в области психического здоровья", то, что "Клиенты не меняются… это грустно…" (16, с. 44).

Соционика говорит, что попытки изменения ТИМ психики, ведут к болезни, что и подтверждается на практике. Мы не меняем внутреннюю структуру психики, но мы в силах разобраться в условиях, при которых она работает нормально. Эти условия изменить - возможно! (Хотя и здесь есть границы).

продолжение в следующем выпуске

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

работу Е.Ю. Петровой "Психологические типы Юнга".

  (продолжение)

МЫШЛЕНИЕ ( Экстравертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: сосредоточенность на социально значимых ценостях, карьере, хорошо ориентируется в "технологических" аспектах мира - ("как это сделано").

Личностные установки:стремление к точности, пониманию законов и логики происходящего, некоторый консерватизм и стремление опереться в суждениях на конкретные факты.

Ключевые слова: знание, порядок, связь, понятия, система. правила,"это есть...", в языке мало глаголов и много существительных... " как именно?"

Частые темы: "известно,что земля вращаетсяя вокруг солнца" то, как устроен объективный мир, правила и образцы, закономерности, иногда "списки объектов".

 

МЫШЛЕНИЕ ( Интровертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: научная деятельность академического типа, поиск новых идей, теоретические разработки, отдает предпочтение теории по отношению к практике.

Личностные установки: субъективный фактор в мышлении, новые воззрения и (реже) новые факты относительно мира, ориентация на процессы и личное понимание, мало заботятся о чувствах других людей.

Ключевые слова: "Я знаю", "я думаю," потому что... понимание, видение, объяснять..."я вижу и различаю, что..."

Частые темы: понимание и объяснение того, что происходит в объективном мире, составление теорий, логическое рассуждение, системный подход, установление взаимосвязей...

 

ЭМОЦИИ ( Экстравертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: привлечение чувств других людей, добродушие и терпимость, умение приобретать друзей, участие в разнообразных культурных акциях - выставки, театр, активные социальные контакты.

Личностные установки: открытая демонстрация отношения, стремление достичь результатов через личностные, человеческие контакты, доминирующая мотивация - стремление иметь хорошие отношения со всеми.

Ключевые слова: дружить, взаимодействовать, сближаться, удаляться быть уместным..."они близки друг другу".

Частые темы: "диалог" между людьми в прямом и переносном смысле слова, взаимодействие, отношения между людьми, психологическое расстояние.

 

ЭМОЦИИ ( Интровертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: хорошо умеет демонстрировать открыто проявлять эмоции, социальная адаптация через управление эмоциями других людей, иногда тенденция к манипулированию на уровне отношений между людьми.

Личностные установки: осознание собственных эмоций, влияние на мир через демонстрацию (изменение) своего к нему отношения, стремление иметь полный контроль над своими эмоциями и эмоциями других людей.

Ключевые слова: хороший, плохой, добрый, люблю, нравится, (все слова, называющие эмоции или состояния от первого лица и прилагательные со значением "оценки")..."я злюсь"...

Частые темы: выражение эмоционального отношения к человеку или оценка чего-либо, "кто как к кому относится"

 

Ощущение, интуиция (иррациональные функции)

Согласно Юнгу функции ощущение и интуиция имеют дело с чем-то, что не зависит от разума, а имеют отношение к тому, что просто есть в мире. Он назвал эти функции иррациональными, то есть, постигающими, воспринимающими. Эти термины вызывают некоторую путаницу, но они приняты в современной литературе.

Интуиция, как функция психики, отличается от того, что мы называем научной интуицией. В Юнговской модели этот термин означает нечто, что нельзя пощупать руками, "знание без знания". Сейчас мы можем говорить, что это в том числе проявление доминирования аудиальных каналов восприятия (см. 3. ).

Термин ощущение в юнговской модели соответствует непосредственному физическому восприятию телесных переживаний и физического движения. Если у человека доминирует функция ощущения, то он проявляет себя как человек практически ориентированный, прагматик, доверяющий здравому смыслу. Такой человек доверяет фактам и непосредственному чувственному опыту. Его интересуют конкретные подробности. Иногда о таких людях говорят, что у них есть
ощущение реальности.

Если у человека доминирует функция интуиции, то он более ориентирован на потенциальные возможности, на развитие и на понимание гармонии мира. Он может хорошо прогнозировать развитие событий. О таких людях говорят, что они скорее теоретики, чем практики. Им легче выйти за пределы конкретных деталей и широко взглянуть на вещи. "Ощущение" и "интуиция" составляют "противоположную" пару.

Функцию "интуиция" проще описать как анти-"ощущение". Можно обратить внимание, что при описании проще пользоваться метафорами или сравнениями. Как не вспомнить, что мы говорим: "отрезок времени" или "время наступило" . Действительно, сложно говорить о звуке или о "процессе" или о настроении - гораздо легче как-то косвенно изобразить это. Несколько больше слов находят по поводу физических ощущений или действий, но тем не менее эти описания тоже косвенные. Метафоры в обыденной речи чаще всего строятся с помощью слов "противоположного" языка из одной пары.

 

ОЩУЩЕНИЕ ( Экстравертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: практическая призводственная "жилка", управление производством и людьми, власть, умение использовать материальные ресурсы, успех в дизайне.

Личностные установки: внимание к внешней стороне жизни, "к реальности", к точным фактам и мелочам, получение "конкретного наслаждения"(Юнг) в контакте с реальностью.

Ключевые слова: форма, усилие, воля, сильный, активный, двигающийся... глаголы, описывающие действие (действовать, двигаться, прикасаться, перемещать )... "я беру и удерживаю"...

Частые темы: физическое действие, описание внешнего вида чего-либо, оценка силы и мощности чего-то, в прямом и переносном смысле, бизнес, спорт, мода.

 

ОЩУЩЕНИЕ ( интровертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: забота о здоровье,внимание к мелочам в еде и одежде, к телесным ощущениям в разных формах.

Личностные установки: стремение к максимальному коньакту с реальностю в плане получения телесных переживаний, здоровье и самочувствие - критерий "правильности" происходящего...

Ключевые слова: ощущение, комфорт, прикосновение, удобство, вкус, теплый, прохладный..." я ощущаю прикосновение"...

Частые темы: физические ощущения и переживания, связанные с ними, методики оздоровления, приготовление пищи, комфорт...

 

ИНТУИЦИЯ ( Экстравертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: новейшие теории и идеи, проекты социальные и технологические, умение увидеть потенциальные возможности ситуации и перспективы, "отрешенность от реальности".

Личностные установки: стремление присоединиться к "ритму времени", "разыскать" новые возможности, новые области для реализации себя, отталкивание от "реальности" во имя идеи и будущего.

Ключевые слова: ритм, изменение, время, будущее, видение перспективы..."прислушаться к ритму", смысл, гармония.

Частые темы: развитие процессов, будущие возможности ритм времени, взаимосвязи, символические темы.

 

ИНТУИЦИЯ ( Интровертированный вариант )

Социальная (культурная) проекция: искусство и воображение, мир фантазии, ассоциаций и образов , иногда "мистические мечтания".

Личностные установки: ориентация на собственные внутренние образы и ассоциации, чувствительность к настроению и зависимость от него, стремление управлять ситуацией, ориентируясь на ее внутренние смыслы.

Ключевые слова: настроение, эстетика, мелодия... наречия, передающие состояние ( грустно, радостно, тихо )..."вслушаться в себя, в свою внутреннюю мелодию".

Частые темы: настроение, фантазия, творчество, эстетические моменты, ассоциативные связи с музыкой и природой, символическая картина мира.

Дополнительные замечания о речевых проекциях психологических функций:

Обычно в речи человека наиболее часто представлены две или, реже, три варианта "языков", причем эта комбинация может меняться в зависимости от ситуации, и определять СТИЛЬ поведения человека в данной ситуации. Каждый наблюдательный человек имеет представление о том, как его собственный стиль меняется в разных ситуациях и насколько естественно чувствует он себя в этих стилях.

Наречия с большой вероятностью попадают в "интуитивный" язык, а прилагательные более связаны с языком "ощущающим" или "эмоциональным". Это различие, на которое мы сейчас обращаем внимание, более ориентировано на уровень, предшествующий содержанию, уровень первых реакций на информационные потоки, и
структура текста больше значит в этом случае, чем смысловые значения отдельных слов...

Одно и то же слово или понятие может принадлежать к разным "языкам" в зависимости от того, ка его употребить. Например, если "с чувством" произнести слово "красиво" - скорее всего это будет язык интровертированной "интуиции", если "красивый поступок" - более вероятна функция "'эмоции", если "красивый ковер" -
возможно, это функция "ощущение" (экстравертированный вариант)... и тот, кто будет произносить эти словосочетания, если он чувствителен к живой речи, невольно будет менять стиль произнесения, ритм дыхания будет различным, телесные ощущения будут меняться... но об этом подробнее в разделе 4.1.

В представленной таблице для читателя могли возникнуть некоторые сложности понимания, связанные с психологическим типом самого читателя. К сожалеию, невозможно изложить эти идеи на "нейтральном" языке. Так как у каждого психологического типа (как будет показано в 3.3.) есть свори"слепые" зоны - описание, сделанное на соответствующем языке, будет восприниматься с предубеждением, будет казаться мало осмысленным или неубедительным.

Ключевые слова и преобладающие темы в коммуникации связанные с доминированием одной из "психичеслих функций", определяются двояким образом, с контролем через физическое состояние человека: либо по одному из устойчивых комфортных состояний, либо по одному из устойчивых дискомфортных состояний. Последний вариант даже более предпочтителен, так как дискомфортные состояния легче наблюдать и фиксировать и у себя самого, в случае
самоисследования, и у другого человека.

продолжение в следующем выпуске

Владимир Миронов

в Петербурге набирает группу на тренинг "Соционика от А до Я".
(базовый курс по соционике)

начало занятий 30 сентября

Цель:
Приобретение знаний и навыков по соционике для самопознания, личностного роста, улучшения взаимопонимания и взаимодействия с окружающими людьми.


Задачи:
1. Ознакомить с существующими типами личности, с их особенностями поведения, мышления, образа действий. Обучить "переводу" с языка одних типов на язык других типов.
2. Ознакомить с методиками определения типа. Поставить начальные навыки типирования.
3. Ознакомить с существующими интертипными отношениями. Научить прогнозировать отношения, выбирать коммуникативную дистанцию в зависимости от интертипных отношений.
4. Обучить оперировать аспектным содержанием. Показать направления наиболее успешной деятельности и условий для эффективного решения поставленных задач для людей различных типов.
5. Ознакомить с существующими в соционике малыми группами и эффектами внутригруппового взаимодействия.

 

Отзывы участников (курс январь-апрель 2006)

Груздев Игорь (Интуитивно-Логический Интроверт)

Второе занятие, как и все последующие, с места в карьер продолжило расшатывать и рушить основы мирозданья, начавшие свое разрушение в предыдущий день. Очередная пара признаков Юнговского базиса. И снова, как в первый раз, группа, после выполнения практического занятия, сидит и ошарашенно смотрит друг на друга. До чего же мы разные! И такие одинаковые одновременно. И перерыв на две недели до следующего занятия. И все вокруг уже в больших цветных пятнах. Уже разбегаются паутиной трещины на зеркале мира, уже лучи чего-то яркого и светлого светят сквозь отслаивающиеся слои амальгамы- Но картина размыта, и идешь ты по перрону метро, переполненного людьми и как лампы-аварийки только вспыхивают мысли: сенсорика, интроверсия, а вот - рационал шагает, а вот это - иррациональный поступок, а вот экстраверты несутся по экскалатору- И ты выпадаешь из мира на две недели до очередного занятия... (читать дальше)

Березов Иван (Интуитивно-Этический Интроверт)

Если меня спросят, как мне тренинг, я без промедления скажу, что понравился. Но если меня спросят, что я получил по окончании, я задумаюсь. Потому что полученная информация столь обширна и разнообразна, что до сих пор требует осмысления.

Когда я записывался на тренинг, я уже имел представление о соционике. И моей целью было получение серьезных знаний в этой области и понимания, как можно эффективно применять их в жизни. Я получил больше, чем ожидал. По мере освоения новых знаний мир вокруг меня преображался. После каждого занятия я выходил в мир с новым знанием о людях, и его проявления сразу бросались мне в глаза. Некоторые люди витали в облаках, другие раздвигали окружающих в своём движении к цели, кто-то находил варианты, делал прогнозы, кто-то перемещался, а кто-то лежал на диване. Люди движутся, думают, ссорятся, ругаются, плачут, обсуждают, анализируют. И у всего этого вдруг оказались причины... (читать дальше)

Перевертень Светлана (Этико-Интуитивный Экстраверт)

После каждого занятия всё больше открывались глаза на мир! Вообщем теперь уже не возникает непонимания из-за каких-то мелочей, которые раньше могли очень раздражать! С людьми стало намного проще общаться, ведь теперь понимаешь, каким способом донести до человека ту или иную информацию, не задевая его!

Ещё мне очень нравилось, что на каждом занятии мы типировали людей практически не знакомых с соционикой, которые не могли нам подыграть, поэтому мы лишний раз убеждались, что всё чему нас учат-правда, что теория работает! (читать дальше)

 

 

Сайт "Соционика в Петербурге" представляет

версии типов информационного метаболизма знаменитых людей

сенсорно-логический экстраверт "Жуков"

ПЕРСОНАЛИЯ

ПОЛ

РОД ЗАНЯТИЙ

ТИМ

ИСТОЧНИКИ

ЭКСПЕРТЫ

Александр Лебедь
мужчина
политик
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Александра Пахмутова
женщина
композитор
СЛЭ
ТВ: посвященная ей передача Кочубеева, Стоялова
Алпай Озалан
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Андрей Шевченко
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Анна Курникова
женщина
спортсменка
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
А.Н. Островский
мужчина
драматург
СЛЭ
тексты произведений + Русские писатели о языке. Л., 1954 Кочубеева, Стоялова
Антониос Никополидис
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Ариэль Ортега
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Борис Ельцин
мужчина
политик
СЛЭ
Исповедь на заданную тему. Л., "Час пик", 1990
РТР: Борис Ельцин. Другая жизнь. 2001
РТР: Н. Сванидзе "Б.Н."
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Вадим Евсеев
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Валентина Матвиенко
женщина
политик
СЛЭ
5 канал: "Интервью с городом"
интервью, невербальное типирование
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Вивьен Ли
женщина
актриса
СЛЭ
воспоминания (Интернет); невербальное типирование
Кочубеева, Стоялова
Винсан Лизаразю
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Владимир Маяковский
мужчина
поэт
СЛЭ
Встречи с прошлым. Вып. 7. М., 1990; В. Маяковский. Соч. в 2-х томах. М, 1987 (стихи и проза)
Кочубеева, Стоялова
Владимир Киселев
мужчина
певец
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование
Московский комсомолец от 05.05.04
Миронов
Геннадий Зюганов
мужчина
политик
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Георгий Деметрадзе
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Глюкоза (Наташа Ионова)
женщина
певица
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Гус Хиддинк
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Демьен Дафф
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Дженнаро Гаттузо
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Дмитрий Аленичев
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Дэвид Бэкхем
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Евгений Моргунов
мужчина
актер
СЛЭ
ТВ: интервью воспоминания, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Елена Кисленкова
женщина
игрок Что?Где?Когда?
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Игорь Лифанов
мужчина
актер
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Исаак Ньютон
мужчина
ученый
СЛЭ
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье (1-2). - СПб: Издательство "Пневма", 2003
Кочубеева, Стоялова
Йорг Штиль
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Йылдырай Баштюрк
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Кадзуюки Тода
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Клаудиа Кардинале
женщина
актриса
СЛЭ
Клаудия Кардинале. Мне повезло. М., 1999; невербальное типирование
Кочубеева, Стоялова
Константин Кинчев
мужчина
певец
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование
Житинский "Интервью с Константином Кинчевым"
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Ксения Стриж
женщина
ведущая
СЛЭ
"Работа для вас" № 9 (618), 7.2.2005 (интервью), невербалика, программы
Кочубеева, Стоялова
Леонид Рошаль
мужчина
врач
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Лидия Федосеева-Шукшина
женщина
актриса
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Людмила Вербицкая
женщина
ректор СПбГУ
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Людмила Зыкина
женщина
певица
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Маша Распутина
женщина
певица
СЛЭ
Дмитрий Гордон. Звезды эстрады. Харьков, 2004; невербалика
Кочубеева, Стоялова
Микеланджело Буонарроти
мужчина
художник
СЛЭ
тексты стихов, особенности творчества
Кочубеева, Стоялова
Микки Рурк
мужчина
актер
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Михаил Ломоносов
мужчина
ученый
СЛЭ
Михайло Ломоносов. Избранная проза. М., 1986
Кочубеева, Стоялова
Михаил Шемякин
мужчина
художник
СЛЭ
А. Минчин. Двадцать интервью. М., 2001
Кочубеева, Стоялова
Мичел Сальгадо
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Надежда Бабкина
женщина
певица
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Надежда Кадышева
женщина
певица
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Наталья Макарова
женщина
балерина
СЛЭ
А. Минчин. Двадцать интервью. М., 2001
Кочубеева, Стоялова
Ника Стрижак
женщина
телеведущая
СЛЭ
5 канал: "Наобум"
интервью, невербальное типирование
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Николай Пржевальский
мужчина
ученый
СЛЭ
Л. Клейн. Другая сторона светила. Необычная любовь выдающихся людей. СПб, 2002
Кочубеева, Стоялова
Николай Расторгуев
мужчина
певец
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Нонна Мордюкова
женщина
актриса
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Олег Куваев
мужчина
аниматор
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Оливер Кан
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Орландо Блум
мужчина
актер
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Павел Недвед
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Петер Шмейхель
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Петр I
мужчина
политик
СЛЭ
историко-биографические данные
Кочубеева, Миронов, Стоялова
Ригобер Сонг
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Рикардо Кабанас
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Роберт Кин
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Сантьяго Каньисарес
мужчина
футболист
СЛЭ
невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Светлана Савицкая
женщина
космонавт
СЛЭ
ТВ: передача С. Сорокиной; передача "Частная жизнь" от 10.06.05
Кочубеева, Стоялова
Сергей Дягилев
мужчина
балетмейстер
СЛЭ
Л. Клейн. Другая сторона светила. Необычная любовь выдающихся людей. СПб, 2002
Кочубеева, Стоялова
Сергей Трофимов (Трофим)
мужчина
певец
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Миронов
Сергей Шнуров (Шнур)
мужчина
певец
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Миронов
Сергей Шойгу
мужчина
политик
СЛЭ
ТВ: интервью, невербальное типирование Кочубеева, Миронов, Стоялова
Си-Си Кэтч
женщина
певица
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
София Парнок
женщина
поэтесса
СЛЭ
Диана Л. Бургин. София Парнок. СПб, 1999; стихи Парнок
Кочубеева, Стоялова
Татьяна Догилева
женщина
актриса
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Томас Гравесен
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Томас Хельвег
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Томаш Уйфалоши
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Торстен Фрингс
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Франческо Тотти
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Фредрик Юнгберг
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Хакан Якин
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Хасан Шаш
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Хосе Луис Чилаверт
мужчина
футболист
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Кочубеева, Стоялова
Яна Чурикова
женщина
телеведущая
СЛЭ
ТВ: невербальное типирование Миронов

В следующем выпуске №33:

- "Соционика в Петербурге" представляет работу В. Гуленко "Многооконное мышление".
- "Соционика в Петербурге" представляет стенограмму встречи Г. Рейнина с выпускниками центра.

Анонс!

С 2006 года "Соционика в Петербурге" публикует списки знаменитостей по типам.
В следующем выпуске - знаменитые "Штирлицы" и "Достоевские".

Подпиши своих знакомых!

Для подписки необходимо ввести электронный адрес в поле "Ваш e-mail" и нажать Enter. :-))
После этого адресат должен будет ответить на письмо от "Сабскрайба" и подтвердить подписку.

Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить.


Интересующие Вас вопросы Вы можно задать здесь.


Если у Вас есть материалы, достойные на Ваш взгляд общественного внимания, Вы можете их прислать для публикации в рамках рассылки "Соционика. Все, что Вы хотели знать, но не могли спросить".

В избранное