Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ECOportal: Экология за неделю

  Все выпуски  

N9. Потребители - главная угроза экологии.


Информационный Канал Subscribe.Ru

ЭКОЛОГИЯ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД.
Рассылка о новостях в области экологии и охраны окружающей среды Выпуск N9

Потребители - главная угроза экологии

"Золотой миллиард" - так раньше называли жителей развитых капиталистических стран. По сравнению со всем остальным населением планеты люди из "золотого миллиарда" выделяются тем, что живут в 20-25 раз богаче, чем все остальные жители Земли. Сейчас о миллиарде уже не говорят, ибо в настоящее время эта цифра подросла до 1,7 миллиарда человек. Богатые люди теперь живут не только в западных странах, таких как США, Европа, Япония, они появились и развивающихся странах, таких как Китай, Индия, Россия и т.д. Впрочем, в каждой стане есть класс очень богатых людей, чья жизнь в десятки, а то и сотни раз роскошнее, чем жизнь остального населения.

С экономической стороны рост количества богатых людей является плюсом, но с точки зрения экологии это огромный минус. Экологическая организация Worldwatch Institute (http://www.worldwatch.org/) недавно опубликовала доклад, который всецело посвящён потребительскому обществу и его негативному влиянию на состояние окружающей среды. В докладе в частности говорится: "Земля не располагает ресурсами, чтобы позволить всем населяющим ее людям жить так, как живет средний европеец или американец. В ближайшие десятилетия США и Европе необходимо сократить несоразмерное потребление энергии и ресурсов, возможно, даже на 90 процентов. Иначе на планете произойдет экологическая, социальная и психологическая катастрофа".

Стоит заметить, что одновременно с "золотым населением" на планете живёт множество бедных людей, которые еле сводят концы с концами. 2,8 миллиарда из них существует меньше чем на 2 доллара в сутки, а 1 миллиард страдает от недостатка питьевой воды. Пропасть между богатыми и бедными в последние годы только увеличилась, и она продолжает расти. "12 % населения планеты, проживающие в Северной Америке и Европе, потребляют 60 % от общего мирового потребления благ, в то время как 33 % обитателей Земли, живущие в Азии в Африке, вынуждены довольствоваться долей в 3,2 %", - говорится в докладе организации Worldwatch Institute.

Денег, которые богатые люди тратят на предметы роскоши, вполне хватило бы, чтобы решить все экологические и социальные проблемы современности. Европейцы и американцы ежегодно тратят 18 миллиардов долларов на косметику, 17 - на корм для домашних животных, 15 - на парфюмерию, 11 - на мороженое (только европейцы), 30 - на игрушки (только американцы), и этот список можно продолжать. В то же время на решение проблемы голода на планете нужно 19 миллиардов, проблемы нехватки воды - 10 миллиардов и 5 миллиардов на ликвидацию безграмотности.

Однако от увеличения роскоши люди отнюдь не становятся счастливее. Давно замечено, что богатство и потребление совершенно не пропорциональны счастью. Бедный житель Африки или какого-нибудь из островных государств на практике оказывается даже более счастливым, чем средний американец. Стремление к постоянному обогащению, попытка равняться на более богатых людей приводит человека в состояние постоянного стресса. Отсюда возникает неудовлетворённость собственным материальным положением, каким бы высоким оно не было. В то же время отсутствие желание постоянного обогащения ведёт к умиротворению и счастью. Таким образом, чтобы стать счастливее, мировым потребителям нужно утихомирить свой пыл и обратить внимание на духовные ценности в противовес материальным.

Главным негативным моментом в росте потребления является его воздействие на экологическую ситуацию на планете. Всё возрастающие запросы потребителей ведут к росту производства вещей, что сказывается ростом экологического загрязнения. В погоне за новизной, люди выбрасывают на свалку товары, которые ещё не отслужили свой срок. В моду всё сильнее входит "одноразовость". Одноразовая посуда и целлофановые пакеты давно уже тревожат экологов. К ним подключилась одноразовая одежда - носки, рубашки, нижнее бельё в развитых странах принято надевать на один день и потом выбрасывать в мусорное ведро. Обувь, платья, костюмы тоже часто становятся одноразовыми, так как одеваются всего лишь на один вечер, а потом пусть не выбрасываются в мусор, так кладутся в шкаф и уже никогда не надеваются вновь. Прибавьте сюда многочисленные игрушки, одноразовые фотоаппараты и мобильники, срок службы которых ограничен всего лишь месяцем или чуть более, после чего они оказываются на свалке. А ведь в отличии от целлофана и одежды эти аппараты содержат в своём составе высокотоксичные субстанции такие, как ртуть, мышьяк, свинец, никель, цинк, кадмий и т.д., поэтому их вообще нельзя просто так выбрасывать. К одноразовым товарам спешат присоединиться даже компьютеры и автомобили. Срок эксплуатации этих устройств непрерывно сокращается, но не по причине ненадёжности и выхода из строя, а по причине стремления их владельцев заполучить более мощный компьютер и новый автомобиль.

К сожалению, гонка потребления может окончиться плачевно для всей планеты. Но смогут ли богатые люди одуматься и укротить своё всё возрастающее стремление к обогащению? Смогут ли они переключить своё внимание на заботу об окружающей среде вместо заботы о собственном комфорте? На этот вопрос ответить сложно. Тем более, что потребителей постоянно подогревает назойливая реклама, которая в будущем обещает стать ещё более навязчивой и агрессивной. Реклама, которая заставляет думать, что потребление всего разнообразия вещей является главным смыслом жизни. Эта реклама делает из человека зомби, стремящегося лишь к одному - всё возрастающему потреблению. Реклама делает человека несчастным, ибо постоянно напоминает ему, что если он не купил такого-то товара, то значит он ущербный, несовременный и отсталый.

Возможен ли в подобных условиях поворот к экологическому равновесию? Возможно ли направить внимание потребителей на заботу об окружающей среде? Возможно ли потребителю вновь стать нормальным человеком и избавиться от маниакальной жажды потребления? На эти вопросы нам ещё только предстоит ответить. Но ответ нужно искать уже сейчас, так как завтра, возможно, будет уже поздно.


Предлагаю обсудить эту статью на ФОРУМЕ

Другие статьи по экологии:

15.01.04 Наша планета перегревается

15.01.04 Земле грозит "глобальное потемнение"

13.01.04 Орангутанги могут исчезнуть через 20 лет

13.01.04 Крысы подтвердили: излучение мобильников повреждает мозг

12.01.04 На расхитителей леса указал обнаженный труп

12.01.04 Новый парк появится благодаря школьникам

10.01.04 Меню в детсадах станет составлять компьютер

10.01.04 Мусоропроводы в столице будут сиять чистотой

09.01.04 Человечество погубит не терроризм, а экология

09.01.04 США и Европа должны ограничить потребление

02.01.04 Американцы постепенно превращают Землю в радиоактивную пустыню

02.01.04 В Африке шимпанзе зверски убивают и едят человеческих детей

26.12.03 Цифровые видеомагнитофоны вырабатывают психическую зависимость

25.12.03 "Зеленый шарф" для китайской пустыни

16.12.03 Чистота воздуха и заболевания сердца

16.12.03 Климат земли подпортили древние земледельцы

03.12.03 Сотовый телефон, или "Труба" экологии

01.12.03 Добрый доктор... Mонитор

26.09.03 Тайны тающих ледников



Краткий список
тематических ссылок:




США и Европа должны ограничить потребление



Сотовый телефон, или "Труба" экологии



Онлайновая реклама заставит себя смотреть насильно


Форум рассылки


Выпуск рассылки составил Андрей Пилипович global-eko@yandex.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное