Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'Как делать открытия. Приемы решения научных задач'. Выпуск 43
АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 43. -- 3 октября  2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru


Здравствуйте, уважаемые науковеды!

Сегодня в выпуске:

1. Письмо от Ю.С. Мурашковского.

2. О сайте Лаборатории образовательных технологий "Универсальный решатель" http://www.trizway.com/


Письмо от Юлия Самойловича Мурашковского

Здравствуйте, Александр

Дискуссия о «мере» ясно показывает, что философский уровень рассмотрения темы исчерпан. Продолжение ее на этом уровне неконструктивно. Нужно переходить на ранг ниже – рассматривать это понятие на науковедческом уровне. 

Изучая развития простых аналогий, мы можем наблюдать одну закономерность. Сперва появляются статические однофакторные аналогии. Затем модели становятся динамичными. Иными словами, если вначале объекты рассматриваются в некоем состоянии, то позже эти же объекты начинают рассматривать как находящиеся в определенном процессе. Характер процесса зависит от одного параметра и описывается дискретно, в виде своего рода «микропериодизации». Следующая модель описывает этот же процесс уже как зависящий от «суммы» двух параметров, причем развитие этих параметров ВСТРЕЧНОЕ. Описание становится непрерывным, возникает некая «микроэволюция» процесса. 

Возьмем для примера любезные Вашему сердцу реки. Веками они рассматривались в статике – где находится, в каком направлении течет. Само течение не рассматривалось как процесс – оно просто констатировалось. Затем появилась модель, описывающая изменения потоков в виде двух, а позже трех этапов: ламинарный, турбулентный и предложенный Вами кавитационный.  

Давайте перейдем к следующей модели. И посмотрим, какие ДВА ВСТРЕЧНЫХ параметра могут определять динамику состояния потока.  

(Будем иметь в виду, что эта тема еще не разработана. Слово «встречные» придется понимать с натяжками. Либо один параметр нарастает, а другой уменьшается, либо один нарастает быстрее второго. Промежуточный вариант – один нарастает, другой не меняется. Сюда же придется отнести и вариант, когда нарастают оба параметра но в противоположном направлении.) 

В ламинарном потоке такими параметрами будут скорость потока и трение (как о стенки, так и между слоями). Если быть чуть внимательнее, то мы увидим, что нас интересует не сама скорость, а сила, с которой частицы потока увлекаются вперед.

Допустим, «увлекающая» сила нарастает. Нарастает и трение (вектор силы трения направлен в противоположную сторону). Суммарная сила пока «в пользу» движения вперед. Но рост трения больше роста «увлекающей» силы. В какой-то момент их абсолютные величины уравниваются. Это и есть та самая философская «мера». В следующий момент трение окажется больше «увлекающей» силы, и поток разорвется на отдельные струи, мало зависимые друг от друга. Он станет турбулентным. 

Если мы продолжим наращивать «увлекающую» силу, то встречным параметром станет уже связность частиц потока, межмолекулярные силы.(Я пока не готов ответить на вопрос, как узнать заранее, какой именно параметр вступит в силу. Похоже, что при этом идет снижение ранга структуры рассматриваемого вещества.)  

Эти силы не растут. Но растет «увлекающая» сила. И в какой-то момент она становится выше межмолекулярного притяжения. Новая «мера», новый режим потока.

В принципе, такое «раздвоение» может продолжаться бесконечно. Мы смело можем прогнозировать, что если продолжать увеличивать скорость потока в кавитационном режиме, то мы достигнем уровня межатомных связей. Начнут рваться молекулы жидкости. Режим снова изменится.  

Но не будем продолжать это направление. Есть более интересный аспект.

Давайте применим описанную закономерность к самой нашей теме – научным моделям. Классическое науковедение описывает их в статике. Вершиной этого вида моделей можно считать работы Поппера и отчасти Лакатоса, в которых сделана попытка предсказать «ценность» новых моделей. Попытка, обреченная на неудачу, поскольку статические модели этого не могут сделать в принципе, они «не видят» закономерностей смены моделей. И действительно, «фальсификационизм» Поппера так и не стал науковедческим критерием. 

Невольно Лакатос и осознанно Кун пришли к идее развития моделей. У них этот процесс описан дискретно, это типичная периодизация. Но в описание развития научных представлений впервые всерьез попал фактор времени.  

Мы знаем с вами, что следующий шаг – эволюция. Причем как минимум двухфакторная.  

История научных представлений показывает нам, что этот шаг не так-то прост. Прежде всего специалисты начинают замечать, что переходы от одной модели к другой оказываются типовыми. Начинается накопление, а затем и нагромождение таких приемов. В рамках модели ТРИЗ мы можем вспомнить работы В. Фея, Г. Фильковского, И. Кондракова и других. Они выявили ряд приемов преобразования моделей. Б. Злотин довел этот процесс до «конвейера», предлагая приемы десятками. 

Обычно следующий шаг – классификация приемов. При этом они претерпевают изменения, подчас принципиальные. Так приемы изобретательства были известны и до Г.С.Альтшуллера. Но у него они были классифицированы (таблица из 40 приемов решения техпротиворечий) и радикально изменены по структуре.  

В науковедении этот гениальный ход сделал В.В. Митрофанов.  

Систему Митрофанова еще долго можно усиливать, расширять, уточнять и т.д. Она позволяет решать задачи и даже в какой-то мере прогнозировать. Но мы с вами знаем, каким будет следующий шаг. Приемы должны быть распределены по оси времени. При этом они снова изменятся. В ТРИЗ примером такой периодизации приемов является система стандартов. 

Но и периодизация не вечна. У нее тоже есть ряд принципиальных ограничений. Нас ждет новый шаг – эволюция моделей. Выявление законов развития моделей. Это тема отдельного разговора. Кое-что уже начинает проблескивать и в этой тьме. Но сейчас мне важно подчеркнуть одну мысль, важную (на мой взгляд) для всей темы этой рассылки.  

Относясь с глубочайшим уважением и благодарностью к работе В.В. Митрофанова, несомненно продолжая пользоваться выявленными им приемами, мы должны помнить, что время их жизни ограничено. И не стоит привыкать к ним, как к единственному и высшему достижению человеческой мысли.  

На смену этой системе УЖЕ идет следующая, эволюционная. Не исключено, что мы имеем шанс впервые в истории человечества пережить две смены представлений В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ ОДНОГО ПОКОЛЕНИЯ. Сумеем ли мы сделать это, как подобает разумным людям? Хватит ли у нас силы разума дважды сменить свои взгляды? Или мы опять, традиционно, начнем ожесточенно защищать новые представления от новейших?  

Ответа на этот вопрос еще нет. Отвечать придется нам.  

С уважением,

Ю. Мурашковский.


О сайте Лаборатории образовательных технологий "Универсальный решатель" http://www.trizway.com/

 

На первой странице мы читаем: "Наш сайт для тех педагогов, кто растит творчество в себе и своих учениках".

Вот небольшая часть адресов по этому сайту:

НОВОСТИ HTTP://WWW.TRIZWAY.COM/NEWS.PHP 
Лента http://www.trizway.com/news-line.php
Обновления http://www.trizway.com/updates.php 
Рассылка http://www.trizway.com/subscribe.php

ЛАБОРАТОРИЯ HTTP://WWW.TRIZWAY.COM/LABORATORY.PHP
Семинары http://www.trizway.com/seminars.php
Проекты http://www.trizway.com/projects.php
Практикум http://www.trizway.com/practices.php

Справочная информация
ТРИЗ - справка для работников образования http://www.trizway.com/lot-references.php?ref=history
Международная Ассоциация ТРИЗ http://www.trizway.com/lot-references.php?ref=triz-assotiation
ТРИЗ-Педагогика: краткая справка http://www.trizway.com/lot-references.php?ref=triz-pedagogy
Основные понятия ТРИЗ http://www.trizway.com/lot-references.php?ref=terms

БИБЛИОТЕКА HTTP://WWW.TRIZWAY.COM/LIBRARY.PHP

Статьи http://www.trizway.com/section.php?cid=1
Начальная школа и детский сад http://www.trizway.com/list.php?sid=6&cid=1
Средняя и старшая школа http://www.trizway.com/list.php?sid=7&cid=1
Творческая личность http://www.trizway.com/list.php?sid=2&cid=1
Теория образования http://www.trizway.com/list.php?sid=3&cid=1

Авторы http://www.trizway.com/authors.php
 Юлий Мурашковский http://www.trizway.com/author.php?id=7
Анатолий Гин http://www.trizway.com/author.php?id=1
Светлана Гин http://www.trizway.com/author.php?id=3

Книги http://www.trizway.com/section.php?cid=2
Юлий Мурашковский "Биография искусства" http://www.trizway.com/show.php?id=43    
Анатолий Гин "Картотека "История и теория образования"" http://www.trizway.com/project.php?id=2   
Светлана Гин "Мир фантазии" http://www.trizway.com/show.php?id=6

 

СЕРВИС HTTP://WWW.TRIZWAY.COM/SERVICE.PHP
Гостевая http://www.trizway.com/guestbook.php
Поиск http://www.trizway.com/search.php
Карта http://www.trizway.com/sitemap.php

ГЛОССАРИЙ HTTP://WWW.TRIZWAY.COM/DICTIONARY.PHP

Еще на сайте можно узнать о книгах:

Анатолий Гин Физика в открытых задачах http://www.trizway.com/show.php?id=93

Где встречаются Морской дьявол и Фрези Грант? Они встречаются на страницах нового сборника «Физика в открытых задачах». Автомобиль, разбившийся в лепешку на высоте 60 метров над уровнем дороги, необычные камни в Долине смерти, подъем грунта со дна Марианской впадины — разные случаи, истории и явления послужили толчком к сочинению новых открытых задач.

Занимательные задачи и вполне серьезная физика — вот что ждет Вас в этой новой книге.

Светлана Гин  Первые дни в школе http://www.trizway.com/show.php?id=91

Книга написана в соавторстве с Ириной Прокопенко

Пособие представляет собой подробные поурочные разработки курса адаптации первоклассников к школе (продолжительность курса – 5 дней). В него включена отработка организационных и психологических умений и навыков, необходимых детям для дальнейшего обучения.

Анатолий Гин Задачки-сказки от кота Потряскина  http://www.trizway.com/show.php?id=45

Книга Анатолия Гина содержит 40 открытых сказочных задач. В каждой из них сказочный герой испытывает затруднение, а читатель должен помочь герою это затруднение преодолеть.

Ирина Андржеевская Биология в открытых задачах http://www.trizway.com/show.php?id=3

И другие интересные книги и статьи.


 

Дорогие любители науки!
Желаю Вам свершений в Ваших открытиях, счастья и любви!
Спасибо всем за письма!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz

Выпуск № 43. -- 3 октября  2003 г. -- Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru

Рейтинг@Mail.ru

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''

 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное