Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 148. 9 января 2010 г.  http://rusloved.ru/ ancondratyev@peterlink.ru

Здравствуйте, уважаемые друзья!

Письмо учителям об их великих учениках

 К сожалению, я не педагог. И поэтому не могу предоставить на ваш суд подробную методику уроков, в которой расписано, что и когда сказать детям, а когда – показать. Эти записки я пишу для вас, дорогие учителя, а вы уж подумайте сами, как это можно применить в вашей самой достойной профессии.

Речь идёт о методике открытий. Или о методике открывательства, методике решения научных задач. Или это можно назвать решением исследовательских задач.

Наверное, большинство предметов в школе связано именно с открытиями и естествоиспытательством. Почему же мы нашли именно ТРИЗ, и старательно преломляем эту теорию решения изобретательских задач, которую некоторые недоброжелатели называют «железной»?

Ведь, согласитесь, что на самом деле нам нужна теория открытия или алгоритм поиска решения открывательских задач (АПРОЗ)? Да.

И, кстати, такой алгоритм существует [3]. Его создал «великий восточный ТРИЗор» из Владивостока Анатолий Васильевич Лимаренко.

А на другом конце нашей великой страны, в Санкт-Петербурге, творит другой титан, апостол АльтшуллераВолюслав Владимирович Митрофанов. Недавно он написал книгу «От технологического брака до научного открытия» [5], в которой описывает найденные им приёмы решения научных задач. А последнее время он занят поистине удивительным делом – созданием «Машины открытий» [4].

Также стоит упомянуть классические работы Г.С. Альтшуллера, Б.Л. Злотина, А.В. Зусман и В.И. Филатова [1, 2]. Первая из них была написана автором ТРИЗ ещё в 1960 году. В списке работ Генриха Сауловича, выпущенном в Фонде литературы по ТРИЗ при Челябинской областной универсальной научной библиотеке, эта работа числится под номером 5 в ряду более 500 его работ. А в самой полной в настоящее время, на мой взгляд, книге [2] имеется алгоритм решения исследовательских задач. Он тесно связан с ТРИЗ и включает шаги: формулировка исходной исследовательской задачи (противоречие), формулировка обращенной задачи, поиск известных решений (аналогия), ресурсы, поиск нужных эффектов, поиск новых решений, формулировка гипотез, развитие решения.

Валентина Николаевна Журавлева – жена и соратник Генриха Сауловича в одном из выпусков рассылки Фонда-Архива Г.С.Альтшуллера пишет: «Г. Альтшуллер проводил заочные семинары,  отрабатывал свои материалы для новой книги “Алгоритм открытия”. Поэтому он хотел провести в 1999 году суперсеминар для корифеев ТРИЗ и предоставить им новый материал по ТРИЗ».

Какой вывод? Мысли об алгоритме открытия пронизывали жизнь Альтшуллера с начала и до самого конца. Я подозреваю, что Альтшуллер хотел сделать алгоритм открытия. Но работа с алгоритмом изобретения захлестнула, и была покорена эта вершина – изобретательство. И, конечно, спасибо той благодатной почве, на которой выросла ТРИЗ – патентному  фонду.

Об этом же пишет и П.Р. Амнуэль: «Когда-то и я занимался этой проблемой – попытками прогнозирования открытий. Обсуждал разные идеи по этому поводу с Г.С. Альтшуллером и даже написал кое-что еще лет тридцать назад, но продолжить не удалось, были другие дела. Г.С. попросил сделать пособие по развитию творческой фантазии, чем я и занялся».

Теперь понятно, почему в педагогике мы используем достижения ТРИЗ.

Внимание! Уже можно переходить на использование методики открытий. Первые этажи этого здания заложены. Вот основные положения:

1) Причиной каждого явления есть некая диссимметрия (разность, неравенство, несоответствие и т.п.).

Руководство к действию: видишь диссимметрию – ищи явление, которое этой диссимметрией порождается. Видишь явление – ищи диссимметрию, она – причина.

В результате ребята младших классов познакомятся с понятиями «причина» и «диссимметрия», а старшие будут учиться искать причины в естественных дисциплинах и убеждаться, что каждая причина – это диссиметрия. Причина ветра – разность давлений, рука сгибает из-за разности сил в мышцах, электрический ток и т.д.

2) На каждую причинную диссимметрию имеются ограничивающие факторы. Ограничивающие фактор – это то, что не даёт или, по крайней мере, мешает проявиться действию причины.

Например, действующая причина – сила притяжения Земли. А почему тарелка на столе не летит к центру Земли? Потому что действует ограничивающий фактор – стол. Если ограничивающий фактор не будет влиять на тарелку, то она полетит на пол и встретится с другим ограничивающим фактором – полом.

3) Для выявления причинной диссимметрии необходимо провести (или найти готовый в природе) так называемый противоположный эксперимент. Суть противоположного эксперимента заключается в том, чтобы добиться нового результата, когда все факторы, кроме одного, остаются без изменений, а один изменяется. Эксперимент будет противоположным, если результат резко изменился. Тогда можно считать, что этот изменённый фактор является причиной.

4) Следующее фундаментальное понятие, которое вводится в методике открывательства, это объединение альтернативных гипотез. Это рабочий приём, при помощи которого ребята знакомятся с многофакторностью, многопричинностью окружающих явлений. По краткому правилу А.В. Лимаренко в природе чаще бывает не «или – или, а  и – и».

В современной науке сейчас действительно эффективно использование объединения альтернативных гипотез. То есть объединение необъединимого. На самом деле противоречивые подходы чаще оказываются взаимно дополняющими.

Я сам наблюдаю сейчас соединение взглядов в науке, которой занимаюсь, – русловедении. Приверженцы разных школ, проповедующие каждый свой главный руслоформирующий фактор, идут на сближение и объединение.

Думаю, что можно применять этот приём на Вашем уроке по любой теме, чтобы расширить кругозор учеников, дать им подсказку, чтобы они мыслить шире и свободнее.

Или Вы до сих пор думаете, что в науке уже давно всё открыто? И в учебниках написан единственно правильный и окончательный «научный» взгляд на все явления природы? Бросьте! Уверен, что если бы Вы так думали, то не читали бы сборник «Учителям о ТРИЗ».

Пусть ребята пофантазируют и придумают новые объяснения природным явлениям. Любому явлению, какому захотят, тому, который они исследуют на Вашем уроке. Тогда через десяток лет они по-настоящему сделают великое научное открытие. Вашими учёными-учениками будет отменено старение и изобретена телепортация, будет найдено средство управления погодой и ещё то, о чем мы пока не знаем.

Главное, в чём я полностью и искренне уверен, это что так и будет. Великие учёные – это Ваши ученики.

Им просто больше неоткуда взяться.

Ну как, дорогая читательница, Вам захотелось подробнее узнать о 7 нотах Митрофанова? «7 нот» – это так любовно называет Волюслав Владимирович приёмы исследования природы.

Конечно, захотелось! Первым делом раздобудь его книгу и компьютерную программу. С книгой будет тяжелее. Она очень быстро разошлась и через пару лет после издания стала раритетом. А вот программу получить легко. Стоит только написать самому Волюславу Владимировичу или даже позвонить ему. Номер телефона Вы можете узнать у идейного вдохновителя этого сборника «Учителям о ТРИЗ» Валентины Борисовны Крячко.

Кстати, а где Вы эту книгу раздобыли? У самой Валентины Борисовны? Прошу Вас, посоветуйте этот сборник Вашему педагогическому коллективу.

Желаю Вам больших успехов и любознательных учеников!

 Литература.

1. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия: (Мысли о методике научной работы) / Г.С. Альтшуллер. - Баку, 1960. - 12 с. - Деп. в ЧОУНБ 11.07.1989 № 685.
2. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев. Картя Молдавеняскэ, 1989, 381 с.
3. Лимаренко А.В. Алгоритм поиска и решения открывательских задач // Журнал ТРИЗ, № 1, 1997, с. 36-42.
4. Машина открытий. Компьютерная программа. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2000610103.
5.  Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. СПб, Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998, 395 с.


О сборнике статей по открывательству

Аннотация:

В брошюре собраны статьи по открывательству за 1997-2003 годы. Все эти статьи были написаны под воздействием книги Волюслава Владимировича Митрофанова «От технологического брака до научного открытия» и компьютерной программы «Машина открытий», посвящённых приёмам решения научных задач.

Делаются попытки расширить подход В.В. Митрофанова, рассматриваются другие приёмы. Сделаны первые шаги по объединению с другими подходами, разрабатываемыми в рамках Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Применение приёмов иллюстрируется решением научных задач в русловедении. Показывается применение приёмов диссимметрия, объединение альтернативных гипотез и других.

Брошюра предназначена всем, интересующимся приёмами решения научных задач. Изложение доступно студентам. Рекомендуется специалистам естественных наук.

Содержание:

Часть 1. Вводные статьи

1.        Как делать открытия?

2.        Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!

3.        Письмо учителям об их великих учениках

Часть 2. Приемы решения научных задач

1.        Набор рабочих инструментов естествоиспытателя (наброски)

2.        Приёмы исследования природы

3.        Свойства великой диссимметрии

4.        Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков

5.        Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент

6.        Прием решения научных задач «Переступить пределы»

7.        Морфологический ящик природы

8.        Примеры и варианты использования определяющих «осей» явлений для решения научных задач (меандрирование, кавитация, гряды, кольцевые течения, циклон и др.)

9.        Приём выведения общих правил (на примере причин меандрирования рек)

10.     Что значит "доказать"?

Часть 3. Применение приемов решения научных задач в русловедении

1.        Условия формирования русел

2.        Приемы решения научных задач в русловедении

3.        Приемы исследования природы в русловедении на разных стадиях научных представлений

4.        Использование ТРИЗ для решения открывательских задач в науке о русловых процессах

5.        Решение некоторых гидролого-морфологических противоречий

6.        ТРИЗ и реки

7.        Руслоформирующие факторы равнинных рек.

8.        О гипотезах и причинах формирования русел

9.        Три режима движения жидкости – ламинарный, турбулентный и кавитация

 

Всего Вам доброго! Великих открытий!

Ведущий - Александр Кондратьев  ancondratyev@peterlink.ru


В письмах, пожалуйста, используйте информативный Subj (чтобы не ушло в корзину со спамом), а также указывайте - "в рассылку" или "ни в коем случае не в рассылку"

Рассылка
''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''
http://subscribe.ru/catalog/science.natural.triz
Выпуск № 148. 9 января 2010 г.
Сайт ''Русловые процессы''  http://rusloved.ru/

 

АРХИВ рассылки ''Как делать открытия''.
ПОДПИСКА


 

 

 


 

т


В избранное