Новости астрономии

Новости астрономии

Новости астрономии от сайта “Аккреция”

N 113 от 12 декабря 2006 г.

Сегодня в выпуске:

• Календарь наблюдателя
  • Комета C/2006 M4 SWAN
  • Гравитационные линзы
  • Шаровое звездное скопление 47 Тукана
  • Толковый словарь
  • Исторический календарь

Календарь наблюдателя с 13 по 20 декабря 2006 г.

20 декабря - новолуние

Сатурн находится в созвездие Лев.

Комета C/2006 M4 SWAN

Комета, вспыхнувшая в конце октября до 4.m5 пошла на убыль.

Снимок C/2006 M4 SWAN получен 27 октября 2006 г.

Яркая точка на конце хвоста кометы – шаровое звездное скопление М13. Для получения изображения автор использовал цифровой зеркальный фотоаппарат Canon 5D, объектив с диаметром линзы 85 мм и f/1.8. Было сложено десять 15-секундных снимков с ISO 1600.

SkyTonight.com

Гравитационные линзы

Фото 1.

Используя эффект линзирования 13 ноября 2006 г. группа исследователей объявила об открытии самого яркого изображения галактики ранней Вселенной. Процесс формирования звезд делает галактику достаточно яркой, однако гравитационная линза увеличивает блеск еще сильнее, несмотря на гигантские расстояния.
Недавно открытая галактика имеет вид дуги состоящей из 4 вытянутых изображений.
Группа астрономов, включая членов Fermilab and the Sloan Digital Sky Survey (SDSS) во главе с Sahar Allam обнаружили дугу, почти случайно обследовав более 70000 изображений SDSS.
Allam сказал, что «Это был длинный день, и я уставший остановился, но передумал и решил еще поработать 10 минут. И тут я нашел красивую голубую дугу окружающую красную эллиптическую галактику».
Дальнейшие наблюдения подтвердили, что дуга состоит из 4 образованных линзой изображений галактики, у которой красной смещение равно 2.73 (это соответствует расстоянию в 11.2 млрд. световых лет). Гравитационный эффект усиливает изображение слабых далеких галактик делая их таким образом доступных для наблюдения в телескопы с диаметром зеркала 2.5 метра.
На 2 рисунке показано схематично как действует эффект линзирования.
Проект «Телескопы Фолкеса» планирует начать сотрудничество с учеными Cardiff университета, чтобы открыть большее количество мест с проявлением гравитационных линз, а в дальнейшем надеется подключить к этим наблюдениям школьников.

Шаровое звездное скопление 47 Тукана

Фото.

Типичное шаровое звездное скопление содержит несколько сотен тысяч звезд. Плотность звездного населения вблизи центра скопления может быть в 10000 раз больше, чем например, в районе Солнца. Такая высокая плотность создает больше условий для их столкновений друг с другом и не позволяет выяснить, как в скоплении движутся звезды относительно центра.
Астрономы, используя космический телескоп им. Хаббла смогли отследить собственные движения приблизительно 15000 звезд в ближайшем скоплении 47 Тукана. Семилетние наблюдения сравнивались с изображениями, полученными на наземном телескопе VLT.

Координаты 47 Тукана:

• α = 0h 24m 5s.7
  • δ = -72o 4’ 52”.6

Толковый словарь английских терминов по астрономии и астрофизике

galaxies, classification of классификация галактик. Классификация галактик Хаббла: эллиптические от Е0 (сферические) до Е7 (наибольшее сжатие), S0 (ядра, окруженные дискообразной структурой без рукавов), спиральные от Sa (рукава плотно закручены вокруг ядра) до Sc (рукава широко раскинуты), пересеченные спирали от SBa (рукава плотно закручены) до SBc (рукава широко раскинуты), неправильные (Ir).

Классификация галактик Моргана: сначала идет спектральный тип галактики: a, af, f, fg, g, gk, k (в соответствии с интегральным спектральным классом звезд); затем тип формы: S (спиральная), В (пересеченная спираль), Е (эллиптическая), I (неправильная), Ер (эллиптическая с пылевым поглощением), D (вращательная симметрия без четко выраженной спиральной или эллиптической структуры), L (с низкой поверхност­ной яркостью), N (небольшое яркое ядро); и, наконец, число от 1 (повернута плоскостью) до 7 (повернута ребром). Тип галактики Туманность Андромеды (М31) — kS5.
Классификация спиральных галактик Вокулера — Сэндейджа: SA (обычные спирали), SB (пересеченные спирали); затем в скобках ставится маленькое s (для S-образных спиралей) или r (для круговых). Кроме того, было добавлено несколько типов, переходных между SA и SB, и тип неправильных галактик, подобных Магеллановым Облакам Im. В этой классификации Ту­манность Андромеды имеет тип SA(s)b.
Классификация галактик DDO (ван ден Берга) содержит два параметра: тип галактики (Sa, Sb, Sc, Ir) и класс светимости (I, II, III, IV, V), подобный классу звездной светимости в системе МКК. Для субгигантских галактик с низким и высоким разрешением используются обозначения S- и S+ соответственно. Объекты, промежуточные между обычными и пересеченными спиралями, обозначаются S(B).
Радиогалактики разделяются на следующие типы: Qs, N, cD, db, d, E.

A B C D E F G

Джин Хопкинс

Исторический календарь

29 ноября исполнилось 140 лет со дня рождения Эрнеста Уильяма Брауна.
Э. У. Браун родился 1866 г. в Англии, в Халле (графство Йоркшир). После окончания в 1887 г. Кембриджского университета (Крайст-колледжа в нем), он работал там же, а в 1891 г. переселился в США. Здесь он преподавал в Хэверфордском колледже, получив в 1893 г. должность профессора математики, а с 1907 по 1932 гг. был профессором Йельского университета.
Браун оставил значительный след в истории астрономии своими теоретическими исследованиями в небесной механике. Он сделал следующий после П. Ганзена шаг в улучшении теории движения Луны — построил новую аналитическую теорию и составил новые лунные таблицы. Вместе с вычисленными им же планетными таблицами они были изданы в 1919 г. и надолго вошли в практику астрономов-наблюдателей.

А. И. Еремеева

Вы можете проголосовать за наши сайты объединенные в астрономический портал «Пегас» http://citadel.pioner-samara.ru/4.html в рейтинге страниц по теме: Астрономы - любители, персональные страницы http://www.astrotop.ru/cgi/list.cgi?themes=17&page_begin=1&page_end=100
Все вопросы и предложения можно направлять автору данной рассылки
Олегу Александровичу Тучину по адресу: tutchin@yandex.ru
Буду очень благодарен Вам, если Вы выскажите свои пожелания по более подробному освещению какой либо интересующей Вас теме.