"Элементы": новости науки

Стабильность экосистем обеспечивается асимметрией их структуры

«Хронология далекого прошлого»

Хронология далекого прошлого

18 тысяч лет назад...
330 миллионов лет назад...

Откуда берутся эти цифры? Насколько им можно доверять?

Статья доктора биологических наук Александра Маркова открывает на «Элементах» раздел Методология науки

Стабильность экосистем обеспечивается асимметрией их структуры

07.08.2006

В середине ХХ века выдающийся британский эколог Чарлз Элтон (слева) был полностью уверен в том, что чем сложнее устроена экосистема, тем она стабильнее. Однако уже в 1971 году австралийский инженер Роберт Мэй (справа), ставший впоследствии британским экологом, на математических моделях показал, что, наоборот, более сложные системы оказываются нестабильными (фото Ч.Элтона из архива Алексея Гилярова; фото Р.Мэя с сайта www.eeb.princeton.edu)

Сеть трофических (пищевых) взаимосвязей в природных экосистемах устроена асимметрично. Энергия в них передается от нижних уровней к верхним по разным каналам (один — более быстрый, другой — более медленный), которые объединяются хищниками только на самых верхних уровнях.

В середине ХХ века экологи, казалось, были полностью уверены в том, что чем сложнее устроена экосистема, чем больше в ней видов, тем более она стабильна. Такую точку зрения отстаивал в частности выдающийся британский эколог Чарлз Элтон (Charles Sutherland Elton) в своей книге «Экология нашествий животных и растений» (The Ecology of Invasions by Animals and Plants, английское издание 1958 года, русское 1960 года, последнее английское переиздание 2000 года). Однако в 1970-е годы Роберт Мэй (Lord (Robert) May of Oxford), уроженец Австралии, по образованию инженер, ставший физиком-теоретиком, а впоследствии экологом, п! оказал на математических моделях, что в системе, которая состоит из множества элементов, связанных между собой отношениями типа «хищник—жертва», увеличение числа элементов само по себе не приводит к возрастанию стабильности. Скорее, наоборот: более сложные системы оказываются нестабильными. Однако, поскольку реальные природные экосистемы порой бывают весьма сложными и при этом устойчивыми, очевидно, что всё дело не просто в числе взаимодействующих элементов, а в том, как они соединены между собой, в особенностях трофической (пищевой) структуры системы.

Желтый садовый паук (Argiope aurantia), весьма обычный во Флориде, часто обитает около водоемов. В его ловчую сеть попадают как наземные насекомые, например кузнечики, так и те, личинки которых развивались в воде, например ручейники. Таким образом, этот «верховный хищник» соединяет два совершенно разных «канала» — один начинается на суше, а другой в водоеме. Фото M.W.McCoy, Univ. Florida из заметки Роберта Хольта (Robert D.Holt, Ecology: Asymmetry and stability, Nature, 442, 252-253), прокомментировавшего обсуждаемую статью в Nature

Общим принципам организации трофических сетей посвящена большая статья, появившаяся в одном из последних номеров журнала Nature. Ее авторы — Найл Руни (Neil Rooney) из Отдела интегративной биологии Университета в Гуэлфе, Онтарио, Канада и его коллеги из того же университета и из Университета Северного Колорадо (США) — утверждают, что основной принцип устройства природных экосистем — это асимметрия. Проявляется она в том, что вещество (а с ним и энергия) в большинстве экосистем передаются от нижнего трофического уровня к верхнему по крайней мере двумя потоками («каналами»), различающимися по своей скорости и мощности. Слияние этих двух каналов происходит только на самых верхних уровнях, где располагаются так называемые «верховные хищники» (top predators).

В качестве примера можно привести систему трофических связей в озере. В ее основании фитопланктон (создающий органическое вещество, которое потом может быть использовано зоопланктоном) и детрит — взвешенное неживое органическое вещество, которое может быть использовано бактериями, в свою очередь потребляемыми некоторыми животными. Потребители фитопланктона и бактерий могут быть разными, но в составе рациона хищных рыб, находящихся на самом верхнем трофическом уровне, есть виды, представляющие как один, так и другой канал (см. также Прожить в озере, не питаясь едой с суши, нельзя). При этом надо иметь в виду, что хотя на каждом уровне организмы тратят немало энергии для поддержания своего существования и верховным хищникам остается ее совсем немного, роль последних в регуляции (сдер! живании роста численности) своих жертв может быть определяющей.

Проанализировав подробные опубликованные данные по трофическим сетям четырех наземных и четырех водных экосистем, авторы в каждой из систем выделили по два «канала» передачи энергии и обнаружили, что по мере возрастания трофического статуса (положения в трофической цепи) того или иного вида (или группы видов) увеличивается их зависимость не от одного, а от двух каналов. Высота уровня может быть дробной величиной, поскольку она вычисляется по процентному соотношению энергии, получаемой данными организмами с разных уровней. Например, добычей крупных хищных рыб могут быть как более мелкие хищные рыбы, так и те рыбы, которые питаются планктоном, то есть находятся в трофической цепи на одну ступеньку ниже.

вещества, которое сначала должно утилизироваться бактериями. В случае b (экосистема степного участка в Северной Америке) на оси Х отложена доля органического вещества, поступающая в трофическую сеть от бактерий (альтернативный канал в данном случае — органическое вещество грибов). Цифрами на поле обозначены разные виды или группы видов, рассматриваемые в качестве элементов трофической системы. Например, на панели a 26 — это тунец, !
 24 — мелкая мерлуза, 25 — крупная мерлуза, 7 — полихеты, 4 — крупный зоопланктон, 14 — макрель. На панели b 1 — это грибы, 2 — бактерии, 6 — нематоды, питающиеся грибами, 11 — хищные нематоды, 13 — хищные клещи. Видно (особенно хорошо на панели a), что чем выше положение организмов в трофической сети, тем чаще они используют оба «канала». Аналогичные зависимости получены для всех восьми
обследованных экосистем. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Зависимость высоты трофического уровня, занимаемого отдельными видами или (что чаще) группами видов, от распределения пищи, поступающей с первого уровня по одному из двух «каналов». В случае а (экосистема шельфа в Бискайском заливе близ побережья Испании) на оси Х отложена доля органического вещества, образованного фитопланктоном. Альтернативный канал начинается с детрита — взвешенного неживого органического вещества, которое сначала должно утилизироваться бактериями. В случае b (экосистема степного участка в Северной Америке) на оси Х отложена доля органического вещества, поступающая в трофическую сеть от бактерий (альтернативный канал в данном случае — органическое вещество грибов). Цифрами на поле обозначены разные виды или группы видов, рассматриваемые в качестве элементов трофической системы. Например, на панели a 26 — это тунец, 24 — мелкая! мерлуза, 25 — крупная мерлуза, 7 — полихеты, 4 — крупный зоопланктон, 14 — макрель. На панели b 1 — это грибы, 2 — бактерии, 6 — нематоды, питающиеся грибами, 11 — хищные нематоды, 13 — хищные клещи. Видно (особенно хорошо на панели a), что чем выше положение организмов в трофической сети, тем чаще они используют оба «канала». Аналогичные зависимости получены для всех восьми обследованных экосистем. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Выяснилось также, что «каналы», начинающиеся, к примеру, в почвенной экосистеме от грибов или от бактерий, а в водных экосистемах — от планктонных или бентосных (бентос — совокупность организмов, на дне и в грунте морских и материковых водоемов) организмов, различаются по скорости передачи энергии. Бактериальный и планктонный каналы быстрее, чем грибной и бентосный: они характеризуются преобладанием организмов с более высоким отношением продукции к биомассе.

Изучение поведения математических моделей таких систем показало, что в тех случаях, когда потоки по двум каналам уравниваются, система становится гораздо менее стабильной. Дело в том, что в этом случае изменения в обоих каналах происходят синхронно, а важна именно асинхронность и возможность компенсации одного за счет другого. Резкое снижение стабильности происходит и в том случае, когда поток идет только по одному каналу. Важное значение в стабилизации принадлежит «верховным хищникам», зависящим от обоих каналов и способных эффективно сдерживать рост тех жертв, которые начинают преобладать.

Отсюда следуют и важные практические выводы. Для сохранения своей устойчивости экосистемы должны быть гетерогенными, допускающими возможность разных путей («каналов») передачи вещества и энергии от основания трофической пирамиды до ее вершины. Кроме того, в них должны быть «верховные хищники», способные переключаться с одного канала на другой.

Источник: Neil Rooney, Kevin McCann, Gabriel Gellner, John C. Moore. Structural asymmetry and the stability of diverse food webs // Nature. 2006. V. 442. P. 265-269.

См. также:
Чарзл Элтон. «Экология нашествий животных и растений». М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. 230 с.

Алексей Гиляров

Эта новость на «Элементах»

Публичные лекции фонда «Династия» на «Элементах»

Лауреат Нобелевской премии по физике 2004 года Дэвид Гросс. «Грядущие революции в фундаментальной физике».

Академик Владимир Игоревич Арнольд. «Сложность конечных последовательностей нулей и единиц и геометрия конечных функциональных пространств» (лекция опубликована в двух вариантах — популярном и математическом).

Дэвид Гросс: «Держу пари, что суперсимметрия будет открыта». Эксклюзивное интервью «Элементам».

Научно-популярная библиотека на «Элементах»

В. Н. Тутубалин и др. Математическое моделирование в экологии: Историко-методологический анализ.

Книга о реальной эффективности применения математических моделей в экологии и других науках, о «колодках мышления» и о чернобыльской катастрофе.

Предыдущие новости

05.08 Уточнена постоянная тонкой структуры

Физики из Гарвардского университета под руководством профессора Джеральда Габриэльса осуществили чрезвычайно прецизионный эксперимент, который позволил значительно уточнить численное значение постоянной тонкой структуры. Данные измерений и итоговые вычисления опубликованы в двух статьях, одновременно появившихся в журнале Physical Review Letters.

04.08 Лунные зонды разобьются во имя науки

В 2008 году, вместе с запуском космического корабля Lunar Reconnaissance Orbiter, начнет свой отсчет миссия LCROSS. Большой зонд на высокой скорости врежется в Луну, образовав кратер и подняв облако лунной пыли. Его участь разделит его меньший собрат Shepherding, во время падения успев проанализировать состав облака поднятой пыли и предоставив ученым данные для исследований.

04.08 Квазары и гамма-всплески задают новые загадки

Изучая спектры от квазаров и гамма-всплесков — наиболее ярких объектов во Вселенной — астрономы из Калифорнийского университета в Санта-Круз пришли к выводу, что в направлении гамма-всплесков находится в 4 раза больше галактик, чем перед квазарами. Заинтригованные ученые пытаются найти объяснение этому странному космическому феномену.

03.08 Полное доказательство гипотезы Пуанкаре предъявлено уже тремя независимыми группами математиков

Три независимых группы математиков утверждают, что полностью доказали гипотезу Пуанкаре — одну из самых сложных задач XX века. Окончательный вердикт, возможно, будет вскоре объявлен на Международном конгрессе математиков.

03.08 Марсианские пылевые бури несовместимы с жизнью на планете

Новое исследование планетологов позволяет сделать вывод, что пылевые бури на Марсе способствуют уничтожению органики. Атмосферные катаклизмы планеты генерируют мощное статическое электричество, которое содействует распаду молекул CO2 и водяного пара. В результате на марсианский грунт выпадает перекись водорода, способная уничтожить многие органические соединения.

02.08 Отправляясь на Титан, не забудьте зонтик

Новое исследование специалистов NASA, опубликованное в журнале Nature, позволяет говорить о том, что на Титане — самом большом спутнике Сатурна — постоянно моросит дождь. Этот дождь не похож на земной ливень из жидкой воды, тем не менее небольшие метановые капли ни на минуту не прекращают орошать оранжевую поверхность Титана.

02.08 Куда плывут звездные острова

На Европейской Южной обсерватории при помощи Очень большого телескопа были получены подробные фотография галактики NGC 908 и некоторых других, достойных внимания, звездных островов. Изучение поведения галактик после их сближения с другими массивными объектами помогает лучше понять историю нашего Млечного Пути.

01.08 «Субару» нашел самую большую структуру в наблюдаемой Вселенной

Группа японских астрономов, ведущих наблюдения на телескопе «Субару», обнаружила на окраинах Вселенной гигантские галактические волокна, растянувшиеся на 200 миллионов световых лет. Эти волокна, образовавшиеся менее чем через 2 миллиарда лет после рождения Вселенной, по всей видимости являются прародителями будущих галактик.

31.07 Пенные узоры помогут понять законы неравновесной термодинамики

Неравновесная термодинамика, изучающая, среди прочего, самоорганизацию в живых системах, получила в распоряжение новую модельную систему, удобную как для теоретических расчетов, так и для постановки экспериментов, — двумерную пену.