"Элементы": новости науки

Физики изучают темные силы и прочие темные явления

Откуда астрономы это знают?

Как можно утверждать, например, что в двойной системе, удаленной от нас на 6 тысяч световых лет, вещество срывается с красной звезды, закручивается в тонкий диск и накапливается на поверхности белого карлика, предъявляя в качестве доказательства снимок, на котором не видны ни красная звезда, ни карлик, ни тем более диск, а наличествует лишь яркая точка в окружении еще нескольких таких же, разве что не столь ярких?

Статья доктора физико-математических наук Дмитрия Вибе

Физики изучают темные силы и прочие темные явления

01.04.2015

Пингвины в физике элементарных частиц

Пингвины в физике элементарных частиц: обычный, светлый пингвин (слева) и новый, темный пингвин (справа), появившийся в научной литературе всего пару недель назад. Изображения с сайта quantamagazine.org и из статьи R. Primulando, E. Salvioni, Y. Tsai, 2015. The Dark Penguin Shines Light at Colliders

В последнее время заголовки научных публикаций по физике элементарных частиц запестрели словами <<темные силы>>, <<темный сектор>>, <<темная радиация>> и даже <<темные пингвины>>. Такой всплеск интереса к целому ряду темных явлений может означать, что физика частиц находится на пороге крупнейшего за долгое время открытия.

Научные революции не всегда начинаются с громкого открытия. Бывает, что идея вначале возникает лишь как забавная гипотеза, какое-то время обсуждается теоретиками -- обсуждается так, между делом, никому не навязываясь и не привлекая к себе особого внимания публики, -- а потом, под грузом неопровержимых доказательств и теоретических разработок, становится вдруг новой парадигмой. Таким путем шли знаменитые сейчас открытия в физике XX века; похоже, что нечто аналогичное происходит и сейчас. Хотя это не слишком афишируется в научно-популярных публикациях, но если внимательно присмотреться к заголовкам статей по физике элементарных частиц, то можно заметить постоянно мелькающее слово <<темный>> в непривычных для публики словосочетаниях.

Речь идет не про темную материю или темную энергию -- эти-то субстанции уже давно на слуху. Речь про что-то новое: темные силы (dark force) и прочие темные явления. Количество посвященных им научных статей сейчас растет лавинообразно. Ладно, если бы это были только теоретические фантазии. Но ведь сейчас ставятся уже отдельные эксперименты по изучению темной силы на Тэватроне, в итальянском ускорителе DAFNE и в ускорительных центрах. Темную силу сейчас пытаются разглядеть даже в центре нашей Галактики.

Дальше -- больше. Где темные силы, там и темное излучение (dark radiation). Темная материя, летающая в пространстве и излучающая темные электромагнитные волны, -- это сейчас вполне обыденная тема научной публикации. Намеки на это темное излучение, между прочим, проступают и в астрофизических данных. Не исключено также, что источниками темного излучения в нынешней Вселенной являются темные звезды; правда, по этому поводу у физи ов пока консенсуса нет.

Так или иначе, но на смену скучной темной материи приходит целый темный сектор (dark sector), в котором разворачивается своя, темная, жизнь. Судя по последним научным публикациям, физики буквально ринулись изучать эту новую сторону нашего мира -- статьи, посвященные темному сектору, исчисляются уже сотнями. Как вам нравятся темные ядра, сигналы от темных атомов и темных антиатомов? А темные фотоны и темные хиггсовские бозоны, которые сейчас ищут на коллайдерах? Кстати, и Большой адронный коллайдер, который скоро начнет новый сеанс работы, тоже будет нацелен на изучение темного сектора -- это физики уже говорят во всеуслышание.

Последний писк моды в этом научном направлении -- это темные пингвины (dark penguins), которые обсуждались в появившейся две недели назад статье The Dark Penguin Shines Light at Colliders. Конечно, пингвины эти не настоящие, а <<сделанные>> из тяжелых элементарных частиц. Но такой темный пингвин может оказаться первой ласточкой в косяке новых темных эффектов, которые физики вот-вот обнаружат. И кто знает, может быть в реально существующих темных мирах, управляемых темными силами, будут светить (или темнить?) темн е звезды, а на темных планетах будет зарождаться темная жизнь вплоть до настоящих темных пингвинов? Современная физика ищет ответы на эти темные вопросы.

Источник: R. Primulando, E. Salvioni, Yu. Tsai. The Dark Penguin Shines Light at Colliders // е-принт arXiv:1503.04204 [hep-ph] (13 марта 2015 года), а также другие темные публикации.

Игорь Иванов

Эта новость на «Элементах»

Предыдущие новости

31.03 Два инвазивных вида термитов из Азии скрещиваются во Флориде

Американские энтомологи наблюдали в природе скрещивание двух видов термитов, которые прежде были разделены географическими и экологическими барьерами. Лабораторные эксперименты показали, что самцы и самки этих двух видов легко образуют пары, скрещиваются между собой и образуют успешные колонии, в которых выращивают жизнеспособное потомство. Этот случай говорит о том, что при образовании видов за счет географической или экологической изоляции средства для предотвращения возможной гибридизации могут и не появиться.

30.03 Новое применение для древней регуляторной системы: длина крыльев у рисовой цикадки регулируется инсулиновым сигнальным каскадом

Китайские ученые расшифровали молекулярный механизм, благодаря которому бурая рисовая цикадка развивается по одному из двух альтернативных путей, становясь либо длиннокрылой мигрирующей формой, либо короткокрылой, нелетающей и быстро размножающейся. Как выяснилось, ключевую роль в регуляции развития крыльев играет инсулиновый каскад -- древняя сигнальная система, которая у многих животных, включая насекомых и млекопитающих, отвечает за адаптацию организма к колебаниям количества доступной пищи.

25.03 Самки краснохвостых овсянок поют активнее и разнообразнее, чем самцы

Хотя у воробьиных птиц чаще поют самцы, у некоторых видов самки могут петь столь же активно. Но всё-таки самцов они не превосходят. Лишь одни центральноамериканский вид -- краснохвостая овсянка -- оказался исключением из этого правила. У этой овсянки самки не только поют активнее и чаще самцов, но и песня их разнообразнее и сложнее.

24.03 Цианосульфидный протометаболизм -- верный путь к земной жизни

Миру РНК предшествовало время предбиологического синтеза, когда рождались так или иначе необходимые для репликации молекулы -- нуклеотиды, белки, липиды. Прежде химики рассматривали процессы их синтеза по отдельности. Теперь в лаборатории Джона Сазерленда найден путь, который приводит к синтезу сразу большого набора биологических молекул. Эту сеть реакций авторы назвали цианосульфидным протометаболизмом. С выходом в свет нового исследования можно говорить о поворотной точке в науке о происхождении жизни.< /p>

23.03 Полиплоидия ускоряет эволюцию

Эволюционный эксперимент, проведенный американскими биологами, показал, что тетраплоидные дрожжи приспосабливаются к неблагоприятным условиям быстрее, чем диплоидные и гаплоидные. Повышенная скорость их адаптации обеспечивается как большей частотой возникновения полезных мутаций, так и тем, что одна и та же мутация нередко оказывается более полезной для тетраплоидов, чем для диплоидов и гаплоидов. По-видимому, наличие дополнительных копий генома в каждой клетке снимает часть ограничений, сдерживающих адаптивную эволюци ю, и дает больше свободы для эволюционного <<поиска>>.

20.03 Консерваторы более склонны к самообману

Американские психологи тремя независимыми методами -- путем анализа использования слов с позитивной и негативной нагрузкой и изучения искренности улыбок -- оценили уровень радости и счастья приверженцев либеральных и консервативных взглядов. Эти методы, приложенные к различным референтным группам, дали сходные результаты: либералы чаще испытывают радость, чем консерваторы. В то же время оценки, основанные на личных сообщениях респондентов, говорят о большей удовлетворенности жизнью у консерваторов по сравнен ю с либералами.

19.03 Тепловой поток через открытую пору способствует непрерывной репликации нуклеиновых кислот и отбору более длинных цепочек

С помощью имитации куска пористой породы из сети крошечных стеклянных капиллярных трубок, которые нагревали с одной стороны, группа немецких ученых создала условия, в которых может быть достигнута стабильная репликация длинных цепочек нуклеиновых кислот (главная предпосылка для возникновения жизни на Земле) и преодолены термодинамические причины их деградации. Ученые предполагают, что на ранних стадиях эволюции Земли такие условия могли возникать в потоке тепловой энергии через пористые породы вблизи гидротермальных источников.

18.03 Общий предок вторичноротых мог быть похож на хордовое

Проблема происхождения уникальной трубчатой центральной нервной системы хордовых животных до сих пор не решена. Американский биолог Линда Холланд сделала обзор современного состояния этой темы, привлекая новые данные из области генетики развития. В итоге она склоняется к гипотезе происхождения нервной трубки хордовых от брюшного нервного тяжа древних двусторонне-симметричных животных и делает вывод, что общий предок вторичноротых, вероятно, был очень похож на хордовое.

17.03 20 марта 2015 года -- полное солнечное затмение

20 марта 2015 года произойдет полное солнечное затмение. Его полную фазу можно будет наблюдать на севере Атлантического океана и в Арктике. Участков суши, на которых Солнце совсем пропадет из вида, совсем немного: это Фарерские острова и архипелаг Шпицберген. Максимальная длительность полной фазы составит 2 минуты 47 секунд. Следующее полное солнечное затмение будет почти через год -- 9 марта 2016 года.