Тайны и открытия

Тайны и открытия

Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 59
30 апреля-6 мая 2001 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Не потому динозавр оперился, что собирался лететь, и не потому африканцы почернели, что Солнце подкоптило, и не потому Несси к рыбакам не приплывет, что колдун на них проклятие наслал... Вот такие новости. Плюс ароматерапию разоблачили — нюхай, не нюхай, лучше не станет. Кстати, говорят, что и самолет "Хапер икс", про который мы неделю назад писали, вряд ли пассажиров дождется: таким сверхзвуковым в современном небе летать негде.
А еще, оказывается, живем мы не на Земле, а на Гее, и вообще не живем — мы она и есть!

Откуда пришли черные люди
Тепло ли тебе, ящерица
Потому моногамия!
Ученые заметки
УМНЫЕ ВЕЩИ: Чистим желудок: два гудка в ухо
Скованные одной цепью Жизнь и Земля составляют единый сверхорганизм
Открытые письма

Откуда пришли черные люди

По одной из азиатских легенд, Господь бог передержал в своей печи первую партию людей, и на Землю явились темнокожие (белые в той легенде недопеклись, и только азиаты получились в самый раз). По учебникам биологии, темнокожие люди появились там, где невыносимо жарило солнце. А по новой гипотезе австралийского ученого возникновение негроидной расы — это результат приспособления человека к жуткой тропической заразе.

Почему черными являются у африканца не только открытые участки тела, но и горло, и внутренняя поверхность ноздрей? И почему имеют черную кожу гориллы, живущие в вечной тени тропических джунглей и покрытые шерстью? Плюс ко всему меланин, в избытке содержащийся в темной коже, довольно плохо защищает от ультрафиолетового излучения.

Но зато меланин способен "окружить" вторгшийся патогенный микроб и защитить организм от болезни. Биолог Джеймс Макинтош выдвинул свою гипотезу, работая с насекомыми: в их организме меланин играет роль естественного антибиотика. Не так ли и у человека? Ведь, к примеру, во время вьетнамской войны белые солдаты, отправленные в дельту Меконга, заболевали в три раза чаще, чем чернокожие.

Гипотеза ученого объясняет и то, почему не у всех людей кожа "защитного" черного цвета. В доисторическую эпоху те племена, что жили на севере, имели недостаток в пище, и тирозин, необходимый для синтеза меланина, "откладывался про запас" для построения более важных белков. Ну а на юге еды хватало, и меланин производился организмом в избытке.

Сегодня же все перевернулось с ног на голову: Африка голодает и вымирает от СПИДа...

Тепло ли тебе, ящерица

Если на вопрос "какого цвета шкура динозавра" вы ответите "зеленого" или "коричневого" — вы в ловушке стереотипов, по которым вымершие твари должны быть одного цвета с ящерицами. На самом деле наука не может ответить на этот вопрос: никто никогда не созерцал исчезнувших обитателей Земли иначе чем в виде костей.

Но, похоже, после недавних открытий ученые смогут описать внешний вид некоторых динозавров: они были покрыты пухом и перьями от головы до хвоста. И потому были похожи скорее на странных птичек, чем на гигантских ящериц, хотя и не умели летать.

Примитивные перья обнаружились на останках мелкого хищника дромеозавра (которому 130 млн лет), ближайшего родственника велоцераптора, при раскопках в Китае. Останки хорошо сохранились, зажатые меж двумя пластами горной породы, и последнее исключает подделку (не забыт еще научный скандал с "сенсацией" — летающим археораптором, который на самом деле оказался комбинацией двух окаменелостей — динозавра и птицы).

Перышки, как разглядели ученые, покрывали голову и хвост ящера (размером с большую утку), пучки перьев торчали и в других частях его тела. Но по всем характеристикам скелета это настоящий динозавр. Видимо, перья появились еще до того, как понадобились земным тварям для полета — они просто защищали динозавров от холода и жары.

Потому моногамия!

Отчего мужчина и женщина живут вместе много лет — совсем как птицы и дикобразы? Вместо того чтобы рассеивать свои гены по белу свету... Кто придумал всю эту моногамию? Два скандинавских профессора зоологии считают, что нашли ответ. И, конечно, во всем опять виноваты хитрые Евы, которые научились обманывать Адамов. Предлагая себя для сексуальных отношений в любое время, женщина "маскирует" подходящий для зачатия потомства период, и мужчина всю жизнь торчит при ней как приклеенный.

В животном мире самки вступают в физическую связь только когда способны забеременеть: во все прочее время секс отнимает слишком много энергии и угрожает болезнями. Соответственно самцы всегда знают, какая из самок готова к размножению, и не тратят свое время на ухаживание за теми, кто не принесет им потомства.

У людей, птиц и дикобразов мужским особям нет резона искать себе других партнерш — они не более фертильны, чем собственная, так как все "дамы" вокруг скрывают свою плодовитость.

Преимущества моногамии, казалось бы, сомнительны для успешной эволюции с той точки зрения, что мужчина, выбравший одну партнершу на всю жизнь, будет иметь меньше потомства, чем если бы он осчастливил нескольких женщин сразу. Однако математическая модель, построенная учеными, подтверждает, что брачные союзы выгоднее для общества. Да и женщины давно научились обманывать своих мужей, скрывая не только "опасные дни", но и "опасные" связи...

Ученые заметки

• Мюнхенские ученые доказывают: эффект ароматерапии один в один совпадает с эффектом плацебо, и вся эта область псевдомедицины работает на одном лишь самовнушении. В эксперименте одним больным распыляли на марлевые повязки дорогие эфирные масла, другим — простую воду (при этом все они думали, что подвергаются лечению). В результате об улучшении своего состояния сообщили и те, кто нюхал жасмин и иланг-иланг, и те, кто наслаждался запахом аш два о (причем чем больше пациент был убежден в чудодейственных свойствах ароматов, тем лучше ему становилось после сеанса). В общем, хотите лечиться через нос — пожалуйста, главное верить в чудо! А пока в одной только Великобритании рынок ароматерапии оценивается в 24 млн фунтов стерлингов в год.
  • Гипотеза о том, что эпидемия СПИДа началась в Африке после вакцинации населения от полиомиелита, лишена оснований. Британские ученые сделали анализ старой вакцины, который не выявил никаких следов вируса ВИЧ, его обезьяньей разновидности и ДНК шимпанзе: лекарство было приготовлено из клеток здоровых макак.
  • Ученые Нью-Йоркского университета выявили ген, отвечающий за работу  "сладкого" рецептора на языке. Открытие поможет понять, почему люди делятся на сладкоежек и тех, кто равнодушен к сладкому: любовь к конфетам передается по наследству.
  • Продолжается ловля Несси из одноименного озера. Вооруженные гидроакустическим оборудованием, шведские ученые отправились в 12-дневную командировку, чтобы выследить чудовище и отщипнуть от него ДНК. Но первые неприятности явились к "охотникам за привидениями" в лице белого колдуна Кевина Карлиона, который наложил свои заклятия на ученых, их камеры и лодки и само озеро — чтобы не смели тревожить покой его легенды. Ученые в ответ не испугались, но разозлились и пригрозили отправить колдуна на дно в гости к Несси, если он еще появится у них на горизонте. Однако "независимый эксперт", исследователь монстра Эдриан Шайн считает, что и без всякого колдовства шансы найти его у команды крайне низкие: сети коротки.

УМНЫЕ ВЕЩИ:
Чистим желудок: два гудка в ухо

Вой оставленных под окнами машин со сработавшей сигнализацией — просто райская музыка по сравнению с той сиреной, которую изобрели в Великобритании. Того, кто слышит этот звук, немедленно начинает тошнить. Всерьез: не нашлось тех, кто мог бы выдерживать новую сигнализацию дольше 80 секунд, не вывернув желудок наизнанку.

Тошнотворцы гордо утверждают, что произвели "самый мерзкий на свете звук" (источник новости — rbn.ru).

Скованные одной цепью
Жизнь и Земля составляют единый сверхорганизм

Мысль о том, что Жизнь и Земля тесно связаны друг с другом, была впервые высказана и обоснована исследователем Джеймсом Лавлоком 35 лет назад. Он назвал свою идею "теорией Геи" (так называли Землю древние греки).

Жизнь Гею бережет
Тогда она выглядела настолько радикальной, что научный истеблишмент отказался принимать ее всерьез. Однако все полученные исследователями данные так хорошо вписывались в теорию Лавлока, что постепенно научное сообщество стало использовать идею Геи в своих исследованиях, а у экологов она заняла одну из ключевых позиций.

Лавлок считает, что воздух, море и суша динамически продолжают биосферу, так же как оперение и гнездо -- птицу. Не только жизнь адаптируется к своему материальному окружению, но и материальное окружение старательно адаптируется к жизни. В атмосфере нашей планеты не было бы кислорода, если бы не было тех, кто производит процесс фотосинтеза, и не было бы воды, если бы не существовало кислорода.

"Без жизни водород уйдет в космос, а моря быстро исчезнут", -- говорит Лавлок.

Микробы отдельно!
Лавлок считает, что существует сложная многосторонняя связь между живыми существами, сушей, морем и воздухом. Именно она удерживает планету в стабильном состоянии, поддерживает на оптимальном уровне температуру воздуха и соленость воды.

Собственно, такое понимание взаимосвязи жизни и планеты нельзя назвать абсолютно новым. Еще в XVIII веке ученый Джеймс Хаттон, которого называют отцом геологии, писал: "Я рассматриваю Землю как некий сверхорганизм, и наукой, подходящей для ее изучения, должна быть физиология".

Но в XIX веке идея Хаттона о единстве всего живого и неживого была забыта. В результате биология и геология существуют по отдельности вплоть до дня сегодняшнего.

Биологи редко рассуждают о Земле и планетах. Сквозь линзу микроскопа они смотрят на клетки, гены и молекулы, а не на планету в целом. Геохимики мыслят более масштабно. Они знают, что обмен углекислым газом между растениями и животными имеет место, но считают, что влияние жизни на газообмен планеты настолько мало, что им следует пренебречь.

Однако, не приняв во внимание взаимосвязь живого и неживого, даже с помощью изощренных компьютерных моделей ученые не могут объяснить, почему столь низок уровень содержания углекислого газа в земной атмосфере и почему содержание кислорода в воздухе постоянно держится на уровне 21 процента.

Компьютерные аналоги, создаваемые геологами, изначально нестабильны и легко впадают в хаос. Сотворить более-менее устойчивую планетарную модель удается только тем, кто смотрит на Землю "физиологическим" взглядом.

Кислый углекислый
Мысль о том, что живые организмы регулируют температуру земной поверхности и химический состав ее атмосферы, пришла к Лавлоку, когда он работал по заданию НАСА над экспериментами по обнаружению жизни на Марсе. Сравнивая данные об атмосферах Марса и Венеры, в которых доминирует углекислый газ, с земными параметрами, он удивился их радикальному отличию.

Химический состав нашей планеты стабилен и постоянен. Конечно, изменения происходят, но крайне медленно. Такое постоянство нуждается в существовании системы активного управления. Но какова природа этой управляющей системы? И не входят ли в нее определяющей частью живые организмы?

"Вся система жизни и ее материального окружения саморегулируется в состояние, комфортабельное для организмов", -- к такому выводу пришел Лавлок. Исчезновение углекислого газа из атмосферы зависит от уровня роста организмов и, следовательно, от климата планеты. Если температура слишком низка, углекислый газ аккумулируется в атмосфере и обогревает планету, но когда температура повышается до излишне высоких отметок, углекислый газ быстрее поглощается растениями. Таким образом устанавливается оптимальная температура.

Первоначально теория Лавлока вызвала возражения со стороны биологов -- например, Ричарда Докинса, по словам которого, общепланетная регуляция температуры предполагает предвидение и планирование будущего со стороны живых организмов. А это уже фантастика. Но Джеймс Лавлок успешно ответил на этот выпад, построив модель "Мира Ромашек".

Гадание на ромашке
Представим себе планету, которая вращается вокруг звезды, подобной Солнцу. Воды на ней вполне достаточно для того, чтобы поддерживать жизнь растений. В этом мире живут только два вида организмов -- светлые и темные ромашки. Развиваться они могут при температурах от 5 до 40 градусов Цельсия, оптимальная температура для них составляет 22 градуса. Звезда, согревающая Мир Ромашек, как и наше собственное Солнце, становится горячее с возрастом. Вначале, когда звезда еще относительно холодна, на планете доминируют темные ромашки. Они начинают широко распространяться, согревая себя и свою территорию. Но температура продолжает расти, и на теплой планете начинается соперничество за пространство между темными ромашками и светлыми. Когда звезда становится еще горячее, в результате естественного отбора первенство переходит к светлым ромашкам, поскольку они отражают свет и, следовательно, поддерживают прохладу на планете. В конце концов жар звезды становится нестерпимым даже для светлых цветов, и Мир Ромашек погибает.

Эта модель отчетливо демонстрирует, как жизнь может регулировать температуру на планете без всякого коллективного предвидения и планирования. Она является общей для всех процессов и продолжает работать, даже когда рост организмов изменяет облачный покров, а человеческая деятельность резко увеличивает количество парниковых газов.

Все теплее и теплее
Симптомы последних десятилетий говорят о серьезной болезни нашей планеты. Этим летом группа ученых на борту российского ледокола в Арктике обнаружила обширное открытое пространство воды на Северном полюсе -- там, где должна пролегать бескрайняя ледовая пустыня.

"Сейчас в дело вступают зеленые с их принципом предосторожности: если мы будем ждать до тех пор, пока ученые что-то не сделают, будет слишком поздно вообще что-то делать, -- говорит Лавлок. -- И боюсь, это на самом деле так. Посмотрите на график температуры за последние столетия. Ясно, что мы делаем что-то безрассудное с планетой, и нам лучше остановиться".

Лавлок призывает применить опыт лечения человеческого тела разнообразными диетами и процедурами к оздоровлению планеты. "В викторианской Англии бушевали эпидемии холеры, тифа и малярии, -- говорит он. -- Правительство не вкладывало деньги в поиски того, какие бактерии вызывают болезнь. Просто было понятно, что это как-то связано с грязной водой, и повсюду начали строить очистители. Это прекрасно сработало -- задолго до того, как был найден научный ответ".

И раз мы сегодня подозреваем, что симптомы болезни планеты, такие как таяние льдов на Северном полюсе, являются результатом действия парниковых газов, нам необходимо замедлить их выделение. Или усилить поглощение. "Вполне очевидно, что сжигание ископаемого топлива и вырубка лесов вредны для здоровья планеты. И есть сотни способов остановить это".

Как вылечить Гею
Лавлок считает, что экологическое соглашение, подписанное в Киото, это "хорошая попытка". Правда, есть одна проблема. Страны, которые наиболее интенсивно загрязняют атмосферу, обязались высаживать леса для поглощения CO2. Соединенные Штаты, например, объявили о насаждении таких лесов для впитывания 300 миллионов тонн углерода ежегодно.

Однако невозможно точно определить, впитают ли высаженные американцами леса необходимое количество углерода. Но даже если это удастся, к середине века зеленые насаждения снова допустят утечку большого количества углерода в атмосферу. Из-за возрастающего действия парникового эффекта.

Теория Геи описывает, как высаживание "впитывающих" лесов в определенных частях мира может даже повысить глобальную температуру, вместо того чтобы добиться ее снижения. Как и темные ромашки, леса, высаженные в Северном полушарии -- в частности, в Канаде и России, -- создадут эффект абсорбции тепла, что соответственно повысит температуру. Такой прогноз опирается на недавнее исследование, которое показало, что сибирские леса добавляют 2-3 градуса Цельсия дополнительного тепла в температуру региона.

Напротив, тропические дождевые леса действуют как белые ромашки, поскольку облачный покров, который они создают, отражает солнечный свет и таким образом охлаждает планету. "Ирония заключается в том, что канадские, американские и сибирские леса защищаются экологическими организациями, в то время как тропические леса не имеют вообще никакой защиты, -- говорит Лавлок. -- Поэтому уровень потепления нарастает".

Кстати, глобальные температуры Земли уже повышались около 55 миллионов лет назад, когда вулканы выбрасывали громадное количество углекислого газа в атмосферу. Но, согласно исследованиям ученых из Оксфордского университета, вскоре после этого произошел гигантский рост планктона в океанах, который абсорбировал так много атмосферного СО2, что через 60 тысяч лет температура вернулась к нормальному уровню.

Теперь, по наблюдениям ученых, в земных океанах происходит активный рост планктона. Так что, возможно, Гея уже приняла меры, чтобы вернуться к своей нормальной температуре. Но неужели ждать этого придется 60 тысяч лет?..

Придет новый фаворит
И все же глобальное потепление должно волновать людей, а не Гею, поскольку она просто стабилизируется в более горячем состоянии и подстегнет эволюцию тех форм жизни, которые могут существовать при высоких температурах. "Все, что мы делаем, мало волнует планету, -- говорит Лавлок. -- Но мы должны осознать, что экологическая опасность равносильна мировой войне. К примеру, если огромные куски льда откалываются от Гренландии и Антарктиды, а уровень моря повышается сразу на пару футов -- ничего страшного для Геи не происходит. Но это может сделать жизнь людей в прибрежных городах по всему миру очень трудной".

А значит, решать, кто будет жить на планете, кому Гея вручит пальму первенства, человеку или крокодилу с ящерицей, надо нам всем. И определиться с этим побыстрее. Пока не пришел новый фаворит.

Валентина БОГОМОЛОВА

Открытые письма

Давно не читали мы с вами писем, а дополнения и комментарии накопились. Вот самые интересные:

В рассылке No 56 ("Исчезновения") написано: "Это была последняя весточкой от "Даккара". Он не вернулся никогда. Поиски при участии тридцати кораблей и дюжины самолетов ничего не дали." Его уже нашли
Алекс

Всегда с большим интересом читаю вашу рассылку, и, по-моему, наиболее интересным в ней является не сама информация по описанию того или иного события или явления (это можно прочитать во многих газетах и журналах), а выводы! Иногда немного неожиданные но не менее от этого ценные. И именно способность сделать выводы, другими словами, осознанно научиться чему-то... и отличает человека разумного от всех остальных созданий...

Делая новые открытия, человечество накапливает информацию, количество и качество которой, достигая определенного уровня, меняет нас самих, и, по-моему, мы подходим именно к такой границе. Причем впервые со времени нашего "создания" (как вида людей разумных) мы подошли к вопросу: а достаточно ли мы разумны или все-таки нас можно и нужно делать более умными? Опять же, хотелось бы сослаться на вашу рассылку по поводу генетического улучшения человечества. И оказывается, что больше не всегда лучше. Нас (в смысле людей) уже больше 6 миллиардов, а толку от этого почти никакого: побороли старые болезни -- появились новые, как убивали друг друга -- так и продолжаем (даже с нарастающими темпами) и т.д.и т.п., и кто там после этого говорит что нас не нужно улучшать? Но самое смешное -- это то, что о нас подумают наши предки. Примерно тоже что и мы о своих: "Вот глупые, поклонялись статуэткам из камня или дерева, боялись молний и грома и думали, что живут на плоской земле, стоящей на черепахе".

а о нас будут думать:
"Вот глупые, поклонялись богам, которые на самом деле оказались пришельцами из соседнего звездного скопления (и уже давно вымерли, так как думали, что они самые умные ящерицы во вселенной), боялись метеоритов и комет и думали, что можно жить только 70-80 лет, чихая и кашляя большую часть этой жизни".

Что же все-таки нужно сделать, чтобы о нас так не думали? Наверное, поумнеть, причем всем и сразу...
Сергей

Вот так. Умнейте и не кашляйте! И, как всегда, спасибо всем за отзывы!

ДВОЕ В КИНОЗАЛЕ ::.

КТО СЭКОНОМИЛ НА ДЖОДИ ФОСТЕР?
Кларисса Старлинг и Ганнибал Лектер жертвовали собой друг для друга.

ЛЕГКО ЛИ СНЯТЬ КЛАССНОЕ КИНО БЕЗ ВЫПУЩЕННЫХ КИШОК?
Так и дурак сможет! Ты вот попробуй с кишками!

МЫ ТЕБЯ НЕ ЗАБУДЕМ, ЛЕКТЕР!
Потому что ты -- Чужой!

ФОСТЕР ИЛИ МУР -- КТО ПАПЕ-КАННИБАЛУ БОЛЕЕ ЦЕНЕН?
Бурундук-убийца против девочки-припевочки

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

БРИДЖИТ ДЖОНС ДОЖРАЛАСЬ ДО ВЕРШИНЫ!
"Сникерс", который сделал Рене Зеллвегер звездой.

КОКАИН -- УДАР -- ШМЫГ
Об искусстве вдыхания белого порошка

А БЫЛ ЛИ СНАЙПЕР?
Как режиссер Анно пал жертвой советской пропаганды

"СУКА-ЛЮБОВЬ" И ЕЕ ВЕРНЫЕ КОБЕЛИ
Все собаки похожи на своих хозяев

ЗВЕЗДА ЭКРАНА ::.

ФРАНЦУЗ В ГОЛЛИВУДЕ
Жан Рено — человек, который "сделал" Годзиллу и заменил Жерара Депардье на посту "самого французского актера"

"Люк предложил мне сыграть в его фильме, только бесплатно. Я говорю: "Так не пойдет". Тогда он предложил мне 500 франков"

"ДВОЕ В КИНОЗАЛЕ"
"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"ЗВЕЗДА ЭКРАНА"

Для рассылки "ДВОЕ В КИНОЗАЛЕ":
SUBSCRIBE -- kino.kinozal
Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "ЗВЕЗДА ЭКРАНА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.zvezda

Copyright © 2001 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.