Тайны и открытия

Тайны и открытия Выпуск № 3 Новости и 'О високосном годе'

Информационный Канал Subscribe.Ru

ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 3
12-18 января 2004 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

В начале года мы получили космические подарки. Первый, долгожданный, -- самые подробные фотографии Марса, который на этот раз позволил американскому спутнику достичь своей поверхности, опровергнув так называемое марсианское проклятие. Второй, неожиданный, -- сразу несколько метеоритов на земную голову. К счастью, без особых последствий. Ну и третий, пока загадочный, -- проблемы с утечкой воздуха на международной космической станции. Проделки Касьяна, не иначе...

Метеориты поздравили Землю
Где спасался дедушка кенгуру?
Найден ген опьянения
Люди забирались севернее
Наглость -- вторая жизнь!
Питон в пятьдесят попугаев
Европа и Африка соединятся
У Касьяна глаз косой Кому нужен високосный год?
Вий или ангел?
Отметим Мерцедоний? Не очень известные сведения
Дети ускользающего февраля
Прикупи багряной фланели
Он ищет тебя в толпе! Високосные приметы

Метеориты поздравили Землю

В ночь на 5 января на Испанию пролился огненный душ. Сотни жителей области Паленсия сообщили, что пламенные шары падали с небес, земля тряслась, а ближайшая гора испускала клубы дыма. А в провинции Кастеллон космические "снаряды" даже вызвали небольшой пожар. Необычные небесные картины наблюдали по всей Испании.

Версии о том, что это крушение самолета или обломки спутника, отпали. Астрономы уверены, что явление -- результат столкновения с Землей крупного метеорита массой от 50 до 100 тонн. А звуки и сотрясение почвы возникли, когда его обломки преодолевали звуковой барьер.

Один из кусков нашелся на территории провинции Леон. Поиски продолжаются. Эксперты считают, что большая часть фрагментов должна была упасть неподалеку от Гвадалахары, в 54 км от Мадрида.
Метеориты и раньше посещали Испанию. Один упал в провинции Леон осенью 1947-го, а другой, весом около 10 тонн, разбросал свои осколки 8 лет назад.
А на два дня раньше испанского в Иране тоже упал метеорит. И даже немного повредил дома в городе Баболь.

Где спасался дедушка кенгуру?

Сотню миллионов лет назад динозавры и млекопитающие жили по соседству. От первых остались многочисленные кости, а от вторых в основном одни зубы, которые находят внутри скелетов динозавров-хищников. Ученые по этим зубам довольно хорошо изучили, чем питались млекопитающие древних времен, но имеют очень скудные представления о том, как они двигались.

Недавняя находка в Китае принесла новые знания об этом. Зверек размером с мышку обнаружен сам по себе, а не среди костей хищника, и у него хорошо сохранились лапы и даже кусочки шерсти. Sinodelphys szalayi оказался самым старым из известных на сегодня предков современных сумчатых, что отодвинуло границы их существования на 50 млн лет.

Анализ строения лап животного показал, что предки кенгуру обитали на деревьях. Видимо, так они спасались от хищных динозавров.
И еще, находка подтверждает теорию, что предки сумчатых эволюционировали из плацентарных животных Азии.

Найден ген опьянения

Червяк нематода чувствует себя отлично. Если учесть, сколько он выпил. Нейробиологи влили в червяка огромную алкогольную дозу, но он остался абсолютно трезвым, потому что предварительно был отключен один из его генов -- ген опьянения, общий для человека и животных.

Недавно обнаруженный ген несет информацию об ионных каналах, по которым к нервным клеткам поступают ионы калия. Под действием спирта каналы открываются чаще и активность нервных клеток замедляется, потому пьяницу и шатает из стороны в сторону. Если же ген опьянения нейтрализовать, никаких изменений в координации происходить не будет. Возможно, это первый шаг к созданию настоящей "таблетки трезвости".

А пока пьянство процветает, в Архангельске придумали прибор для определения индивидуально допустимой дозы алкоголя. Пациент приходит со своей бутылкой и начинает пить "наперстками". Состояние его мозга отслеживается компьютером -- до порогового значения, когда начинает теряться контроль за собственными реакциями. Это и есть момент, когда больше нельзя ни грамма.
Для каждого норма индивидуальна и зависит от наследственности.

Люди забирались севернее

На якутской реке Яна очередная сенсационная находка. Наши ученые обнаружили там артефакты каменного века. Это означает, что люди обитали за пределами полярного круга гораздо раньше, чем принято считать, -- за 16 000 лет до известных нам дат.

Кости животных и древние орудия, в частности, детали копья из кости мамонта и рога шерстистого носорога, обнаружили ученые Института материальной культуры С.-Петербурга. По новым данным, люди охотились на крупных животных в этом районе уже 30 000 лет назад. Правда, неизвестно, жили они там или нет: может, просто совершали охотничьи вылазки.
Находка подтверждает гипотезу, что заселение Северной Америки тоже случилось раньше: расстояние от низовьев Яны до Берингова пролива относительно невелико.

Наглость -- вторая жизнь!

Стеснительным быть отвратительно. В результате экспериментов на животных ученые выяснили, что застенчивость помимо моральных неприятностей укорачивает физическую жизнь.
Крысы, которые отличаются боязнью всего нового, чаще подвержены раковым заболеваниям и умирают раньше смелых нахалок. В среднем их шанс погибнуть на 60% выше. Опухоли развиваются с возрастом у многих животных, но бесстрашные крысы и при их наличии живут дольше скромных.

Возможно, потому, что организмы пугливых крыс вырабатывают больше гормонов стресса. Как и у застенчивых детей, причем признаки неофобии -- боязни всего нового -- у людей можно определить уже в возрасте 14 месяцев.

Питон в пятьдесят попугаев

В Индонезии поймали самую огромную в мире змею -- питона длиной 14 метров 94 см и весом около 450 кг. Если это правда, то в Книге рекордов его запишут как самую крупную змею, которую удалось поймать человеку (предыдущие рекорды -- 9 м 75 см и всего 182,5 кг). Сейчас питон находится в зоопарке на острове Ява и съедает 3-4 собаки в месяц.

Европа и Африка соединятся

Скоро впервые в истории Африка соединится с Европой. Власти Марокко и Испании договорились о строительстве под Средиземным морем железнодорожного туннеля. Эта идея возникла еще 20 лет назад, но только теперь, когда отношения между странами стали более теплыми (до этого они никак не могли договориться по поводу маленького острова Перехиль), проект стал реальным.

Два параллельных туннеля будут построены под Гибралтарским проливом и протянутся на 39 км, несмотря на то, что в самом узком месте ширина Гибралтара всего 19 м. Из-за особенностей подводного рельефа рыть там пришлось бы слишком глубоко.

Так что когда-нибудь после 2008-го, когда начнется строительство, авиафобы смогут ездить на поезде из Шотландии не только во Францию по туннелю, давно проложенному под Ла-Маншем, но и дальше, в Африку.

В рассылке использованы материалы сайтов

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

У Касьяна глаз косой
Кому нужен високосный год?

365,242198 суток -- столько времени требуется нашей планете, чтобы совершить полный оборот вокруг Солнца. Эти "лишние" 0,242198, или почти 6 часов, за четыре года превращаются в лишние сутки. Не учитывать этого -- значит отставать от солнца и иметь "плавающие" времена года.

Как состарили бедных женщин
Так все и было до того исторического момента, когда, поднявшись на Капитолийский холм, император Гай Юлий Цезарь возжег Юпитеров огонь, и римский народ торжественно отпраздновал введение нового календаря. Закончился последний беспорядочный год, длившийся целых 445 дней, и наступил новый, 45-й, год до н.э. -- такой же по длине, как нынешние.

Как древние народы считали время -- отдельный разговор. Греки почему-то делили год на 10 месяцев, а следом за ними и римляне: 304 дня плюс безымянная зима, завершавшаяся первым весенним новолунием. Потом -- аж за 700 лет до реформы Юлия Цезаря! -- римский царь Нума Помпилий прибавил к 10 месяцам январь и февраль, увеличив длину года до 353 дней, а начало года перенес с 1 марта на 1 января.

Следы 10-месячного календаря сохранились в названиях месяцев. Ведь "декабрь" -- десятый; сентябрь, октябрь и ноябрь -- 7-й, 8-й, 9-й соответственно (кто не знает, март -- в честь Марса, апрель -- Афродиты, май -- Майи, июнь -- Юноны)... Введенный Помпилием январь назвали в честь бога Януса, а февраль означал "месяц костров" (от "фебруа" -- "жар"). Люди очищались от зимних грехов, возжигая на улицах костры перед наступлением весны.

Между тем древние египтяне солнечный год давно считали равным 365 дням. В 247 г. до н.э. к власти в Египте пришел Птолемей III, которого современники прозвали Евергет -- "благодетель". Через несколько лет он издал свой знаменитый указ, который выбили на каменной плите в храме города Канопы -- "канопский декрет".

"Дабы... не случалось так, что зимние божественные празднества со временем пришлись на лето... вперед, отныне предписывается праздник богов Евергета справлять каждые четыре года после дней-эпагомен перед Новым годом..." Вот когда впервые намеревались установить високосный год, хотя реформу эту так и не осуществили.

Почти через 200 лет, в 47 году до н.э., Юлий Цезарь, приехав в Александрию, познакомился с известным астрономом Созигеном (не без помощи Клеопатры). И пригласил его в Рим для подготовки нового календаря.

Итак, високосный год стал обязательным. Каждые 4 года у февраля вместо 29 (тогда) дней становилось 30. Буквально через год после реформы Цезарь был убит. В память о нем месяц, следовавший за месяцем Юноны, назвали июлем.

За соблюдением юлианского календаря следили жрецы, но делали это плохо. Високосный год они почему-то вставляли каждые три года. Это обнаружилось только в 8 г. до н.э., и тогда император Август Октавиан, чтобы сравняться с солнечным календарем, отменил високосные годы на целых 16 лет.

В благодарность за исправление календаря месяц после июля назвали августом. Сенат посчитал неудобным, чтобы в августейшем месяце было меньше дней, чем в месяце Юлия. Тогда к нему прибавили еще один день, который отняли у февраля. Так в обычном феврале стало 28 дней.

Прошли сотни лет. В календаре вновь накопились ошибки -- календарь расходился с солнцем на целых две недели. Больше всего христианских теологов волновала дата Пасхи. Она неизбежно сдвигалась все ближе к зиме... Несколько раз в Риме пытались запустить реформу. Но Николай Коперник, например, отказался этим заниматься, а ученый Региомонтан, согласившись, умер по дороге в Рим.

И только в 1582 папа Григорий ХIII вновь навел порядок. По совету математика Луиджи Гиглио он решил просто выбросить 10 дней разницы. И распорядился считать последним днем юлианского календаря 4 октября 1582 года. Это был четверг, а в пятницу уже наступало 15 октября. Так появился новый стиль.

Октябрь выбрали потому, что в этот месяц было мало католических праздников. Но народу изменения все равно не понравились. Люди считали, что их лишили 10 дней жизни -- и зарплаты. Когда новый стиль вводили в Англии, женщины выставили парламенту свой протест: "никто не имеет права делать бедных женщин на десять дней старше!"

Реформа была сразу же принята в католических Италии, Испании, Польше, Португалии, затем в других странах. Дольше всех по старому стилю жила Россия (а православная церковь живет по нему до сих пор). Еще в 1830-м Академия наук предлагала считать время вместе со всей Европой, но вопрос был решен только после революции. Первый день после 31 января 1918 декретом Ленина официально объявили 14-м февраля. Представляете? В России не существует людей, чьи даты рождения -- с 1.02.1918 по 13.02.1918.

Вий или ангел?

Завистливый, злопамятный, немилостивый, скупой... И такие бывают святые у русского народа! Правда, кое-где его не считали святым и не признавали русским, и даже само имя считали позорным.
Откуда взялся этот образ? По одной из легенд, раньше Касьян был светлым ангелом, но предал Бога, шепнув дьяволу, что скоро всю сатанинскую силу с неба свергнут в преисподнюю. Потом раскаялся, и Бог пожалел Касьяна. Но не приблизил к себе, а приставил ангела, который должен был заковать Касьяна в цепи, бить его молотом по лбу три года, а на четвертый отпускать.

Есть и другие поверья. Святой Касьян и гоголевский (а вообще -- восточнославянский) Вий -- один и тот же персонаж. По украинским легендам, Касьян покрыт шерстью, не видит света из-за ресниц, а веки его простираются до земли. Оба живут в темной пещере и обладают губительным взглядом. Это, в свою очередь, восходит к рукописи XVI в. о Иуде, в которой говорится, что в конце жизни иудины веки так разрослись, что он не мог видеть. Василиск -- из той же оперы ужасов...

А откуда у народа такая неприязнь к Касьяну? По другой легенде, однажды на дороге Касьян вместе с Николаем Чудотворцем встретили мужика, воз которого увяз в грязи. Касьян отказался помочь, боясь испачкаться, а Николай уперся плечом и вытащил телегу. В раю Бог увидал, что один пришел чистый, другой -- грязный, выяснил, как дело было, да и назначил Касьяна именинником всего раз в четыре года, а Николая -- два раза в год (а еще однажды Касьян не помог в поле беременной крестьянке...). Вот и другое объяснение про редкие именины. Касьян якобы три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год отпраздновал втрезве.

Как считали в народе, Бог приказал изображать Касьяна только над входной дверью церкви, на задней стене. Там он и висит, с черным ликом и низко опущенными веками. Народ крестится на него на выходе. И при этом встречаются храмы, где Касьяну посвящены алтари. Задабривали? Только молебнов Касьяну служат в году четыре.

Странный, в общем, святой. Интересно, что в католической традиции 29 февраля не принадлежит ни одному из святых (в то время как на любой другой день их часто побольше десятка). При этом в списке святых шесть Кассианов: два римских мученика, один из Танжера, французский епископ, французский капуцин и немецкий пилигрим... Какой из них "прибыл" на Русь? В Житии говорится, что некий Кассиан Римлянин, который основал два монастыря в Галлии. Но для точного ответа нужны более тщательные богословские изыскания.

Отметим Мерцедоний?
Не очень известные сведения

* По одному из законодательных актов, кое-где в США 28 и 29 февраля считают одним днем.

* 29 февраля 1940 года получил все свои "Оскары" фильм "Унесенные ветром". В их числе первый "черный" "Оскар", врученный Хэтти Макданиел за роль Мамушки.

* Китайцы, живущие по смешанному лунно-солнечному календарю, устраивают себе подобие високосного года примерно раз в семь лет, добавляя к имеющимся целый месяц.

* 29 февраля 1504 г. Колумб во время четвертой экспедиции пристал к берегам Ямайки, чтобы пополнить запасы. Аборигены были настроены враждебно, и хитрый знаток астрономии пригрозил лишить их лунного света. В результате утром, после очередного лунного затмения, он отчалил с полными трюмами.

* Слово "високосный" происходит от латинского "диес биссектус" -- "дополнительный шестой день".

* Високосный год должен: 1. делиться на 4. 2. не делиться на 100 (за исключением тех лет, что делятся еще и на 400). 1700-й, 1800-й и 1900-й -- не високосные. За 2000 лет из "нулевых" високосными были только 1600-й и 2000-й.

* Александр Беляев предлагает осуществить проект "Стабильный календарь", при котором началу года всегда соответствовал бы один и тот же день недели. Для этого нужно исключить 1 день (а в високосный -- 2) из недельного счета: Беляев предложил переименовать 31 декабря в 0 января и не включать его в недельный счет, а назвать Стабильником или Стабилиусом. В високосный год добавляется "призрачный" день Мерцедоний, 29 февраля, -- между средой 28.02 и четвергом 1.03. Выгода предполагается в том, что постоянный календарь легко выучить наизусть и вместо того чтобы печатать ежегодно, -- выбить на гранитной плите на центральной площади. Запутались? Смотрите http://akaka.far.ru/lib/0020.html.

Дети ускользающего февраля

Хуже дня рождения, чем 29 февраля, не бывает. В утешение тем, кто празднует настоящий день рождения раз в четыре года, остается только "могли бы и вообще не родиться". Бывают случаи, когда мамаши умоляют работников загсов не записывать дитя 29-м февраля. Зато есть другая примета: в этот день появляются на свет избранные и счастливчики. А в свои 72 года можно официально отмечать всего 18-й день рождения!
Детей 29 февраля на свете около 4 миллионов -- это всего 0,0686% населения Земли. Шанс родиться в високосный год у ребенка примерно 1 к 1500.

Те, кто родился в лишний день февраля, обычно празднуют свое рождение каждый год, хотя раз в четыре года "более основательно". Немецкий профессор Хайнрих Хемме разработал свою систему високосных дней рождения. Все зависит от того, в какой час вы родились.
От 0.00 до 6.00 -- в невисокосный год отмечайте 28.02.
От 6.00 до 12.00 -- два года после високосного отмечайте 28.02, на третий -- 1.03.
От 12.00 до 18.00 -- в первый год после високосного празднуйте 28.02, во второй и третий -- 1.03.
От 18.00 до 24.00 -- отмечайте 1.03.

29 февраля родились...
1468. Папа Павел III.
1792. Композитор Джоаккино Россини, автор 40 опер, включая "Севильского цирюльника".
1863. Федор Сологуб, русский писатель, автор "Мелкого беса" и Недотыкомки.
1900. Йоргос Сеферис, греческий поэт, лауреат Нобелевской премии.
1904. Адольф Блейн Чарльз Дэвид Эрл Фредерик Геральд Губерт Ирвин Джон Кеннет Ллойд Мартин Неро Оливер Пол Квинси Рэндольф Шерман Томас Ункас Виктор Вильям Ксеркс Янси Зеус Вольшлегельстайгнхаузенбердорфт. Этот уроженец Германии прославился тем, что его имена начинаются подряд на все буквы латинского алфавита.
1904. Гленн Миллер, американский композитор, руководитель джазового оркестра.
1948. Николай и Юрий Пименовы, серебряные призеры Олимпиады-1976 по академической гребле.
1948. Ирина Купченко, народная артистка России.
1952. Лучшая лыжница минувшего века Раиса Сметанина.
1972. Антонио Сабато-младший, актер.

Прикупи багряной фланели

В наших загсах перед Новым годом "брачевали" чуть ли не в три смены. Суеверность русских как никогда повысилась: никто не хочет жениться в високосный год, а ждать 2005-го мочи нет. Зато в Шотландии, Ирландии и им подобных до сих пор женщины ждут високосного года с нетерпением. Еще в V веке, говорят, святая Бриджет пожаловалась святому Патрику на неравенство: почему это мужчины могут делать предложение руки и сердца, а женщине остается только ждать? И Патрик повелел сделать 29 февраля днем, когда любая женщина может сама позвать понравившегося мужчину себе в мужья, а если он вдруг откажется, то заплатит государству штраф. Потом в Дании штраф превратился в 12 пар новых перчаток.

А в Уложении Шотландского парламента позже появилось еще одно условие: чтобы "всякая дама, которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо видна..."
Кстати, сам святой Патрик отказался от посягательств святой Бриджет.

Он ищет тебя в толпе!
Високосные приметы

* По народным поверьям, в год с лишним днем чаще случается падеж скота, засуха, болезни, семейные ссоры, войны. "Касьян на скот взглянет -- скот валится; на дерево -- дерево сохнет". Касьяну, по легенде, подчинены все ветры, которых он держит на двадцати цепях, за двадцатью замками, и отпускает их на землю, устраивая моровое поветрие.

* По современным приметам, в високосный год нельзя переезжать на новую квартиру, начинать крупные мероприятия, жениться, делать ремонт (вот радость!).

* Почему в високосный год кто-нибудь да умрет? Есть такая замысловатая легенда. Один из христианских святых колотит чертей цепями без передыху 4 года. В новый год он поднимает глаза, и земля утешает его. Утешившись, он начинает с особым остервенением стегать чертей, которые, соответственно, вредят тому, что его утешило: траву (и пожары уничтожают посевы), зверей (и начинается мор) или людей.

* В Шотландии считали: високосный год овец не любит. В Англии -- что в високосный год и конский боб не туда растет.

* Погодные приметы: большой снег на Касьяна -- будет много воды. На Касьяна рано затает -- долго не растает.

* Худший день високосного года -- именно 29 февраля. До полудня нельзя выходить из дому, чтобы не встретить взгляд Касьяна в лице случайных прохожих и не оказаться "сглаженным". "Касьяна проспишь -- себя сохранишь". Особенно опасно время до восхода солнца. Зато вторая половина дня безобидна.

* И работать нельзя 29 февраля! Считалось, что в этот день любая работа не в радость и не в пользу.

Татьяна АЛЕШИНА

ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА ::.

КИДМАН И ЛОУ ИДУТ НА "ОСКАР"
А еще Кидман оказалась на голову выше Уоттс!

НОЖ В СПИНУ ПАДАЮЩИХ НЕБОСКРЕБОВ
Почему люди ненавидят Америку?

В КАЖДОЙ СТРАНЕ СВОЯ КЛЮКВА
И, как видно, своя "Ирония судьбы"

АРХИВ ::.

CD-ОТИЗМ ::.

ПИКНИК
"Трибьют"

Кто снова слышит этот голос?

НЕБО И ЗЕМЛЯ/НЕБО
"Трибьют Бориса Гребенщикова"

В мире есть семь и в мире есть три

LENE
"Play With Me"

Кайли. Еще больше Кайли!

MUSTAFA SANDAL
"Seven"

Таркан, дубль два

ALICIA KEYS
"The Diary of Alicia Keys"

Вот в кого пытаются превратить Алсу!

RYAN ADAMS
"Rock N Roll"

Говнорок

CHARLES AZNAVOUR
"Le Voyage"

Но без напряженья!

НОЖ ДЛЯ FRAU MULLER
"Треугольник, Черт и Точка"

Индиана Джонс vs. Чебурашка

АРХИВ ::.

"ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА"
"CD-ОТИЗМ"

Для рассылки "ГОЛЛИВУДСКАЯ ДЕСЯТКА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.top10
Для рассылки "CD-ОТИЗМ":
SUBSCRIBE -- culture.music.cdot

Copyright © 2004 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.