Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тайны и открытия

  Все выпуски  

Тайны и открытия Выпуск № 5 Новости и 'О Монтессори'


ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ
Выпуск № 5

Новости и "О Монтессори"
25 января 2007 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Совет директоров журнала "Бюллетень атомных наук", который посвящен вопросам мировой безопасности, перевел известные Часы Судного Дня в Чикаго на две минуты вперед. Установленные в 1947 году, они символически отмеряют время, оставшееся до конца света. Полночь означает мировую ядерную войну.
Теперь часы показывают без пяти двенадцать. Решение передвинуть длинную стрелку вперед было принято из-за опасной ядерной обстановки в Иране и Северной Корее, а также катастрофических изменений климата. На раздумья у человечества осталось всего пять минут…
Вот, говорят любители зловещих предсказаний, и Великая комета Макнота - тоже предвестник Апокалипсиса.

Маугли хочет вернуться в джунгли.

С фермы жителя маленькой камбоджийской деревни провинции Раттанаккири с недавних пор начал пропадать урожай. Крестьянин решил выследить воришку. И 13 января увидел, как голая и очень худая девушка, согнувшись, подобно обезьяне, пытается утащить рис… Когда ее поймали, выяснилось, что одичавшая не знает языка и издает звуки, похожие на звериные.
В девушке местные жители узнали Рохом Пнгиен, которая пропала в восьмилетнем возрасте 19 лет назад, когда пасла буйвола на берегу реки. Отец Рохом, 45-летний Сал Лоу, -- местный полицейский. Он опознал свою дочь по шраму на правой руке. Правда, других примет нет, и теперь предстоит дождаться тестов ДНК, чтобы родство подтвердилось.
Найденная маугли, которую Сал Лоу привел в свой дом, выглядит получеловеком-полуживотным. Суеверные крестьяне считают, что она одержима духом джунглей. Когда Рохом не спит, она сидит, все время оглядываясь по сторонам. А когда голодна, постукивает рукой по животу. И пытается убежать обратно в лес.

Растворимое платье.

Платье Золушки, как известно, превратилось в лохмотья с последним ударом часов. А платье, изобретенное британскими дизайнерами и химиками, в назначенный час исчезнет совсем.
Озабоченные тем, как человек замусоривает Землю, создатели платья сделали его из прозрачного полимера на основе поливинилового спирта - из такого же делают растворимые пакетики для стиральных порошков. Одноразовый наряд можно проносить весь вечер, ткань не порвется, но затем достаточно бросить его в воду - и то, что выпадет в осадок, можно будет снова пускать в переработку. Например, "пошить" из него пластиковые бутылки.

Коротко.

* Палеонтологи догадались, как летали дромеозавры (Microraptor gui) - мелкие динозавры, предки археоптериксов. Известно, что они имели оперение и на передних, и на задних ногах. Раньше считали, что ящеры летали подобно стрекозам, держа пары крыльев на одной высоте. Но расчеты показали, что это не так: задние крылья располагались ниже передних, хотя и параллельно им. Это позволяло дромеозаврам парить между деревьями, настигая жертву (а еще им помогал длинный оперенный хвост). Через 125 миллионов лет братья Райт изобрели биплан с похожей конструкцией крыльев.
* Австралийка Присцилла Данстен утверждает, что все младенцы мира говорят на одном языке. Имея уникальный слух и музыкальную память (так утверждает она сама), Данстен "поговорила" с тысячью грудных малышей разных национальностей и считает, что младенцы владеют всего пятью комбинациями звуков. "Эээр" означает, что у ребенка болит живот, "оу" - что он хочет спать, "нее" - есть, а слогом "хе" просит обратить на себя внимание. И еще есть "эйех" для отрыжки. Проверьте на знакомых младенцах.
* Жители Южного полушария продолжают смотреть небесный спектакль. Непериодическая комета Макнота, которую уже назвали Великой кометой-2007, будет видна еще до 9 февраля. Открытая 7 августа прошлого года британско-английским астрономом Робертом Макнотом, хвостатая звезда появилась на небосклоне в начале января. В Северном полушарии ее можно было видеть до 13-го неподалеку от Венеры сразу после заката в течение очень недолгого времени и при ярких сумерках. Зато южнее экватора комета Макнота наблюдается очень хорошо вместе со своим длинным хвостом. В Новой Зеландии ее даже приняли за падающие обломки летающей тарелки.

Помоги мне сделать это самому.

Этот своеобразный детский сад был открыт ровно сто лет назад на первом этаже многоквартирного дома в простом квартале города. Туда сразу пришли 60 детей из близлежащих домов, и мамы облегченно отправились на работу. Дети были от трех до шести лет, разного темперамента и разных знаний. Правда, похоже на нашу с вами жизнь? У нас тоже детсад во дворе, и мамы сдают малышей в эту "камеру хранения". Но чем тот садик (точнее, Cаsa dei bambini, дом ребенка) отличался от прочих детских учреждений?
Тем, что возглавила его в 1907 году удивительная женщина -- Мария Монтессори.


Мария была единственным ребенком амбициозных образованных родителей. Наверное, оттого, что у них не было мальчика, отец и мать воспитывали дочь не так, как положено было растить девиц. Умная, самостоятельная Монтессори пробилась в медицинский институт, куда девушек не брали в принципе, став первой итальянкой с докторским дипломом.
Ее всю жизнь тянуло к детям, и она отправилась работать в госпиталь для слабоумных ребятишек, где их лечили только от физических хворей. Наблюдая за жуткими условиями жизни этих малышей, Мария Монтессори подумала: "А может быть, их можно чему-то обучить, чтобы они не напоминали бессловесных зверенышей?"
Она разрабатывала методики для пальцев, которые помогали детям научиться говорить. Она создавала игры, которые учили детей читать и писать. А потом она поняла, что и обычные, совершенно нормальные дети тоже могут с помощью этих методик учиться.
Как раз тогда ее и пригласили возглавить дом ребенка в бедном квартале.
Судьба Марии не была простой. Она пробивалась сквозь насмешки, недоверие, запреты. Она не смогла выйти замуж за любимого человека, а родившегося от тайного романа ребенка ей пришлось тайно отдать в интернат: строго католическая итальянская общественность отвернулась бы от незаконнорожденного и преступной матери. Ирония судьбы: Монтессори имела ребенка и скрывала это, но всю свою жизнь отдавала чужим детям. Только когда Марио исполнилось 17 лет, она смогла встретиться с ним, не опасаясь быть изгнанной из общества. Они с тех пор не разлучались.
А ее идеи гуманистической педагогики завоевывали мир. Книги издавались даже на русском, не говоря уже о всех европейских языках. Италия рукоплескала Марии, указом короля в 1929-м было создано монтессори-общество, а лучшими архитекторами Италии выстроен изумительный колледж. Но когда пришедший к власти Муссолини приказал закрыть ВСЕ центры Монтессори в Италии (а их к тому времени были уже сотни), Мария уехала в Индию читать лекции о своем методе воспитания. Много лет она с сыном прожила в Азии. Вернувшись в Европу только после войны, она продолжила работу с детьми и взрослыми.
Мария умерла в 1952 году. Она стала единственной женщиной, чей портрет украшал итальянскую купюру, 1000 лир (теперь в Италии евро). Она стала гордостью страны.
А для тех, кто занимается образованием, ее имя навсегда останется в ряду знаменитых педагогов.
Так что же смогла эта маленькая женщина дать детям -- сотням тысяч детей, -- которые воспитывались по ее методикам?

Умный, свободный, уверенный в себе.


Удивительно ли, что к Марии относились с ненавистью все тоталитарные режимы. (Сталин запретил монтессори-школы, едва придя к власти, Гитлер отправлял в концлагеря монтессори-педагогов, от Муссолини она бежала.) Ключевым в ее воспитании стоит понятие "свобода".
Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя -- это создать для КАЖДОГО ребенка среду, в которой он мог бы развиваться САМ.
Конечно, в специально оборудованном пространстве. В правильной группе Монтессори находятся СОТНИ предметов. Это ящички, горшочки с фасолью и горохом, мешочки с пуговицами, кувшины и лейки, коробочки с бусинами, тряпочки, предметы со шнуровкой, кастрюльки разных размеров, мячики. И такие странные на первый взгляд вещи, как молоток и гвозди, гуталин и щетка для обуви, тазик и мыло, цветочный горшок и лейка. А еще обязательно губка, совок и веник. Ведь если малыш рассыплет рис или прольет воду, он должен будет прибрать за собой, чтобы другому ребенку было удобно и чисто играть. Но ребенок в группе как бы один. Понимаете? Эти дети совершенно свободны: к ним не подбегает воспитатель, не требует водить сей же час хоровод или играть в лошадки. Ребенок сам выбирает, перелистывать ли книжку или сосредоточенно пыхтеть над паззлом. В лучшем случае воспитатель научит малыша пользоваться рамками и вкладышами, покажет, как правильно поливать цветок, чтобы его не сломать. Но настаивать не будет ни на чем.
Единственное условие этой свободы таково: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Не правда ли, очень правильный девиз для современного общества?
Потому даже двух-, трехлетние малыши в монтессори-садике отлично знают: нельзя шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления. А поиграв, нужно обязательно убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи.


В Англии из всех базовых школ для детей 4-12 лет 20% составляют монтессори-школы. В Голландии -- 40%. В США -- 10 тысяч школ и лицеев. В России монтессори-педагоги считают, что именно эта система способна воспитать людей новой экономической формации -- ответственных, независимых, уверенных в себе.

Как выглядит центр Монтессори.


1. Организованная среда. Группа не похожа на обычную детсадовскую комнату с игрушками. Помещение поделено на зоны: практическую, учебную, зону сенсорного развития. Пока младшие учатся стирать, гладить, готовить еду в практической, старшие дети в учебной зоне постигают основы мироздания, математику, русский и английский языки. В группу ходят дети от 2 до 6 лет.
2. Пособия. Детей часто интересуют не игрушки, а обыденные предметы: кастрюльки, бусины, палочки. На основе этого наблюдения Марией Монтессори были созданы ее знаменитые "Розовая башня", "Золотой математический материал", "Вкусовые банки", "Биологический комод". Знаменитые рамки и вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр.
3. Подготовленные педагоги. В системе Монтессори воспитатель не есть центр учебного процесса, как в традиционной школе. В его задачи входит лишь научить ребенка работать с материалами, уметь ответить на вопросы и следить за развитием каждого ребенка.
Основная ставка центров Монтессори делается на индивидуальность и неповторимость личности каждого ребенка. Умение делать выбор и принимать решения, умение быть ответственным за эти решения, умение быть автономным -- вот результаты воспитания по этой системе.

Монтессори на дому.


Полный комплект материалов Монтессори требует много места, больших денег. Но наши советы помогут вам обустроить развивающее пространство у вас дома.


Прежде всего, у ребенка должен быть свой угол для развивающих игр -- коврик и полки. Обязательны маленькие губка, тряпка для вытирания пыли, веник и совок. Во время показа новой игры меньше говорите: пусть малыш изучит его сам. Ведь основным девизом методики Монтессори является фраза "Помоги мне сделать это самому!".
Пересыпание риса (фасоли) из специальных баночек, переливание воды из кружки в кувшинчик, раскладывание бусин и пуговиц по коробкам, чистка обуви, подбор крышечек для банок и бутылок, специальный ящичек с лоскутками разных на ощупь тканей -- все это вы можете сами устроить дома. Главное -- создать для каждого упражнения свои формочки (ящички, кружечки) и хранить их на специальных полках, предназначенных только для хранения обучающих игр.
Вот типичное упражнение школы Монтессори -- "Волшебный мешочек": спрячьте в мешочек знакомые малышу предметы (свисток, гвоздик, шнурок). Ребенок с закрытыми глазами вытаскивает вещички и определяет их на ощупь. Вещи в мешочке постепенно меняйте, повышая уровень сложности. А когда изучите алфавит, то пусть он достает оттуда только предметы, начинающиеся на одну букву (ложку, лист, ластик и т.п.).
Не бойтесь доверять ребенку даже воду и сыпучие материалы, однако требуйте настойчиво, но спокойно прибрать за собой. Ведь иначе приняться за новую игру он не сможет. Просто сказать, но трудно настоять. Не сдавайтесь на слезы и истерики. Настаивайте на правилах -- и ваша настойчивость будет вознаграждена. Двухлетние дети учатся поддерживать порядок (в этом возрасте они ужасные консерваторы), и это так поможет вам в будущем!

Плюсы.


* Развитие логики, аналитического мышления, навыков письма, чтения и счета.
* Приучение к порядку, который, по мнению автора, органичен для ребенка.
* Умение самостоятельно изучать материал.
* Способность к принятию решений, самостоятельность и ответственность.
* Правильное поведение -- любовь к порядку, умение обслужить себя: шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, чистить обувь, гладить одежду и чистить картошку.

Минусы.


* Методика уделяет мало внимания творческому развитию ребенка. В результате ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым -- сухарем-знайкой.
* Дети почти не играют в классические игры -- прятки, дочки-матери, солдатики и пр.
* Категорически не подходит для непоседливых и чрезмерно активных детей (один из главных принципов монтессори-школы: "Не мешай другим!").
* Детей, склонных к аутизму, занятия в монтессори-клубе могут провоцировать на замкнутость и нелюбовь к общению с другими детьми.
* Система разделяет возрасты, в которые у ребенка формируются те или иные качества (например, с 2,5 до 6 лет -- коммуникация и социальные навыки). И если пропустить момент, подходящий для развития, уроки могут оказаться бесполезными.
* Заниматься надо с опытным монтессори-педагогом, по-настоящему бездеятельным (который не вмешивается в игру ребенка, а лишь наблюдает и координирует ее).

Елена КАРЕВА


Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:


http://news.bbc.co.uk/hi/english/sci/tech/default.htm
http://www.newscientist.com/
http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=index&cid=753&/
http://www.ananova.com/news
http://www.membrana.ru
http://dsc.discovery.com/news/news.html
http://www.membrana.ru
http://www.guardian.co.uk/
http://www.newsru.com/
http://www.lenta.ru/

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2007 г.

В избранное