Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Учитель - родителям

  Все выпуски  

Учитель - родителям Правда о школе. Из личного опыта.


 

Правда -  у каждого своя. Показательна в этом смысле притча, когда в  темную  комнату к мудрецам привели слона. Один мудрец взял слона за хобот и заявил всем, что это змея. Другой взял слона за ногу, и сделал вывод, что это столб. Каждый из них был прав по своему, но для установления истины,  им не хватало информации, не хватало  желания и умения вести диалог, не хватало понимания друг друга.  Сегодняшняя ситуация принятия новых образовательных стандартов напоминает данную притчу.

- Вы нас не так поняли! – лозунг создателей ноу-хау. Возможно, мы не так поняли, не потому, что глупые,  а просто,  нам так объяснили?

Я изложу в данной статье, исходя из собственного опыта, свое представление о школе, не претендуя на истину в последней инстанции.  Просто мнение, доступное каждому для размышления и понимания. Кто знает, может,  Вам, благодаря этой информации, удастся увидеть «слона»?

Будучи еще ученицей  9 класса обычной общеобразовательной малокомплектной деревенской школы, в словаре я прочла определение понятия школа. И была очень удивлена.

Школа – в переводе с греческого языка означает досуг, свободное времяпровождение.

  Уже тогда, в начале девяностых годов, было очевидно несоответствие понятия школы действительности.  Школа из приятного и полезного времяпровождения превратилась в горькую таблетку для учеников.  С колоссальным отрывом от  жизни! Фразу « мы все учились понемногу  чему-нибудь, да как – нибудь» смело можно назвать девизом  российской школы и вчера, и сегодня. Почему?

Кадры решают все, а педагогические кадры,  гораздо больше, чем все!

Скучные старые учебники, оставшиеся в наследие от советской школы атласы, пионерские плакаты, учебные программы спасал только учительский  талант. Только благодаря авторитету, умениям, старанию, огоньку в глазах учителя, этот огонек передавался ученикам в освоении предмета и  мы шли в школу с радостью, зная, что сегодня будет  урок с Ириной  Вениаминовной…

Увы, не все учителя могли с ней сравниться, не со всеми учителями нам везло. Помню, директор школы, преподавала нам историю весьма своеобразно: задавала нам читать параграф в учебнике и чтобы мы  «не отвлекались», сама уходила, закрывая нас в кабинете на ключ.  Или уроки ОБЖ с  учителем, который утверждал, что от радиационного облучения, лучше всего,  помогает водка, поэтому для подготовки к возможным авариям, нужно сто грамм  пить регулярно. Сам он был наглядным примером такой профилактики.

Думаю, каждый из нас сохранил воспоминания о хороших учителях и о плохих.  Что же изменилось в школе сегодня?

Время идет, и жизнь диктует нам все новые условия, предъявляет новые требования.  Учителя в школе остались все те же, и плохие, и хорошие. Только процентное соотношение первой категории в современной школе, явно больше второй. Причин этому много. Цена человека – это его зарплата гласит английская поговорка, и человек ищет, где ему будет лучше, поэтому многие профессионалы своего дела ушли в другие профессии, чтобы  жить, а не выживать.  В крупных мегаполисах (особенно Москве, Санкт-Петербурге) наиболее заметно «текучка» кадров, потому как возможностей устроиться на высокооплачиваемую работу значительно больше, нежели в глубинке, там, благодаря безработице (вот, что называется,  не было бы счастья, да несчастье помогло!) качественный состав педагогов выше, а, значит, и само качество образования, поэтому высокие показатели ЕГЭ провинциальных выпускников,  меня не смущают.

 «Берем без экзаменов!» - как Вам такой радостный лозунг при входе в педагогический  колледж в Москве? В погоне за любыми выпускниками педагогические образовательные учреждения не брезговали ни чем. Что ж теперь удивляться неграмотной речи, орфографическим ошибкам на доске у таких учителей?  Промолчим о судимости, вредных привычках, общем культурном уровне. Понимая важность прихода в педагогическую профессию мужчин, брали всех подавших заявления мальчиков.  Большинство из которых, просто так «отмазывались» от армии и получали высшее образование. По окончании педагогического вуза лучшие из них уходили в бизнес, другие профессии, а те, кто и там оказался не у дел, шли в школу. 

Есть и такая очень малочисленная категория мужчин в сфере образования, которые сознательно шли в педагогику,  со светлыми целями, заботой о подрастающем поколении, но они, получая эти копейки,  должны были кормить на них семью, поэтому  комплекс финансовой неполноценности мешает им наслаждаться в полной мере работой с детьми.  «Оставь надежду, всяк сюда входящий» - эту надпись повесить в качестве  приветствия во всех педагогических вузах,  мечтал один, очень любимый детьми, коллегами,  учитель  высшей категории, после того, как узнал, какую первую зарплату получил  его сын – студент, подрабатывая охранником в магазине.

За двадцать лет  новой России вопрос о качестве педагогических кадров так и не был решен.  Как и об  их подготовке, и переподготовке.

Большинство предметов повторяются из курса в курс, педагогические дисциплины все больше о прекрасном, вечном, но не о реальности, и о том, как на деле работать с детьми, как решать педагогические задачи.  Учитель, только закончивший вуз, приходит в школу и не знает, как ему быть с дисциплиной учащихся, его этому не учили, то есть говорили, как важно решать этот вопрос, но как конкретно, а тем более, чтобы это было уже отработанным, закрепленным навыком – нет!  Наглядный пример, что то, что преподают педагогам давно устарело, не работает в современной школе, может  служить наделавшая много шума книга Инны Завалишиной «Ненавижу школу».

То, что она описала  школьную реальность, не подлежит сомнению, но могу  с уверенностью сказать, что это не везде так.  В голове  Инны, несмотря на отсутствие педагогического образования (что, однако, не помешало ей работать в столичных садиках и школах) много светлых идеалов, прекрасных представлений о том, как должно быть в школе, но отсутствуют  мысли,  как это сделать в существующих условиях. Дети – не такие, завучи - безучастные, коллеги  -неграмотные, а она - молодая, профессиональная, все чувствующая и понимающая, видит, как дети страдают, прежде всего, в нашей системе образования, не меняет, даже не пробует, что-то изменить, а просто бежит, как крыса, с тонущего корабля российского образования.   Так поступает  и большинство талантливых молодых педагогов.  Это их выбор, и, вместе с тем,  большая кадровая проблема, большая брешь в образовании.

Переподготовкой учителей обычно занимаются научные деятели, которые много понимают в теории предмета, и, увы, практически ничего в современных школьниках. Скорее всего, детей они видят, только в качестве своих внуков и в своих воспоминаниях и представлениях. Неудивительно, что научить технологии, отработать на практике конкретные   действия,  им не под силу. Причем  многие из  них (кандидаты наук, профессора), очень негативно относятся к учителям: «эти необучаемые», «недалекие», «работают в школе»…

Меня всегда поражало, как некоторые люди неуважительно относятся к учителям, и при этом хотят, чтобы их детей учили профессионалы, любители своего дела. 

Директор школы, это как глава нашего государства, только в меньшем масштабе. От него в школе зависит все: начиная от состояния туалетов (помню, в московской школе №738 даже лампочек в туалете не было!), до состава педагогического коллектива,  формирования школьной среды в целом.  Кто готовит педагогические управленческие кадры, кто занимается их переподготовкой, какие требования к ним предъявляют? Опять вопросы в пустоту…

Престижность учительской профессии полностью зависит от тех людей, которые попадают в эту профессию.  И для того, чтобы приходили лучшие и оставались необходимы кадровые реформы, начиная от создания при педагогических вузах педклассов, до увеличения оплаты труда. При достойной оплате, можно и нужно  системно контролировать деятельность каждого учителя, лучше, чем дети, родители, коллеги вряд ли это кто-то сделает.

Кроме педагогов в школе ребенок каждодневно сталкивается с вспомогательным персоналом, охранником, уборщицей,  работниками столовой и т.д. Для работы с детьми нужны особые люди, но, когда их принимают на работу даже  такой критерий, как любовь к детям, не учитывается. Страдают от этого, прежде всего, дети. Их могут оскорбить, им могут нагрубить, а когда идешь к директору с жалобой на безобразное поведение технического персонала, то ответ прост:

- Вы сами полы мыть будете? У меня еще две ставки уборщиц свободны, никто на такую работу, с такой зарплатой не соглашается, даже приезжие таджички!

Вот и получается, что и дети, и учителя вынуждены терпеть хамское поведение, неквалифицированную работу (библиотекарь выгнала детей из библиотеки с  криками «да ваша училка просто дурра!  Даже автора вам не сказала! Как я вам эту Конституцию найду!!!»), закрывать глаза на появление на работе в нетрезвом виде школьных сантехников и слесарей…

 


В избранное