Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Горючая тема: объективный взгляд на то, почему подорожал бензин, и чего ждать дальше

Горючая тема: объективный взгляд на то, почему подорожал бензин, и чего
ждать дальше

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это
средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20
копеек.
Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Вряд
ли:

Вот как дорожал бензин с 2010 года, практически по линейке. Чуть быстрее,
чуть медленнее. Иногда даже дешевел. Но в целом тенденция была очень
устойчивой.
На этом рынке принципиально ничего не изменилось. Говорят, цены на нефть на
мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает.

Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали - когда
130, а тенденция оставалась вот такой. Цена 95-го - плюс два-три рубля за
год.

<Ой, какой-то кошмар, 42 рубля 70 копеек дизель>, - ужасается водитель. А
бензин еще сильнее кусается. 92-й больше 40 рублей. В глазах каждого
водителя
немой вопрос: а что дальше?

<На пять рублей почти! Ну, на четыре, ладно. За неделю!> - переживает
таксист.

Конечно, не за неделю, - топливо стало дорожать с начала мая, но от этого не
легче. Даже не таксистам.

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаешь удивляться - куда стремятся
цены? 95-й уже 44,85 - почти 45 рублей. Как говорят экономисты,
психологическая
отметка. И ведь вроде все как обычно - и пистолет такой же, и даже пахнет
так же, - почему же он так дорожает? Но вот если бы у жадности был запах, мы
бы, конечно, почувствовали разницу.

Впрочем, это тот уникальный случай, когда жадность не порок. Рынок диктует
свое. Жадничать вынуждены все - государство, когда повышает акцизы на
топливо,
потому что нужно наполнять бюджет и, конечно, производители и продавцы
бензина и солярки, ведь бизнес в убыток не бизнес. Потребителей, это,
конечно, не
утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

<Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью
изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые
существуют
в государстве>, - отмечает исполнительный директор Российского топливного
союза Григорий Сергиенко.

Главное условие - ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает
лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной
сети
- порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% -
это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос
<Кто виноват?> все-таки существует.

<Очень простой ответ - международная интеграция. За последние 20-25 лет весь
мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с
другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору
товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг
потихоньку подтягивается
к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким
исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит
достаточно дорого>,
- поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть - там
зависимость куда сильнее, чем у нас - подорожали бензин и солярка. И вот
она,
международная интеграция в полный рост - у российских производителей
возникло логичное желание побольше продать там.

<Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы
действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже,
имеется в виду
за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно
туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него
больше платят>, - рассказывает исполнительный директор Российского
топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая
накладывается на сезонный спрос - посевные работы и в поле, и на дачных
огородах.
Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены
ползут вверх.

Впрочем, тут за желающими заработать за счет дополнительного экспорта зорко
следит Федеральная антимонопольная служба.

<С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты,
соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для
того,
чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок>, - говорит заместитель
руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Карающая рука ФАС без сомнения дотянется и до тех, кто попытается создать
искусственный дефицит, но здесь не стремятся всех наказать - наоборот, ищут
баланс
интересов.

<Мы говорим о необходимости дальнейшего совершенствования налоговой системы,
сейчас речь идет о целесообразности некоторого снижения акцизов на
нефтепродукты
и введения механизма гибкого установления акцизов. И вот такой механизм - мы
сейчас такие консультации ведем с Минфином - мы надеемся, что он поможет
сделать
ситуацию на рынке более устойчивой>, - поясняет заместитель руководителя ФАС
России Анатолий Голомолзин.

Но ведь бензин уже подорожал, а всем известно, что за ним обычно тянется и
все остальное - ведь, скажем, продукты в магазины нужно привезти, потратив
на
топливо больше. Впрочем, экономисты говорят: в этот раз все сложнее. И как
ни удивительно, на пользу потребителям, которые традиционно оказываются
крайними.

<Мы находимся в достаточно уникальной для российской экономики ситуации,
когда мы имеем низкие процентные ставки, наверное, рекордно низкие за всю
постсоветскую
историю, и имеем рекордно низкую инфляцию. Это связано в том числе с тем,
что у нас вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу, то
есть
попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи.
Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного
роста
инфляции за счет стоимости топлива не приходится>, - говорит доцент кафедры
финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Но это если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, вроде резкого
роста тех же нефтяных котировок. А поскольку политика всегда рядом с нефтью
- рынок,
по словам экспертов - тревожно реагирует на любые заявления. Взять хотя бы
решение Соединенных Штатов разорвать ядерную сделку с Ираном.

<Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это
понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно,
что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то
возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то,
ожидают.
Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы
разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе,
сейчас
подогреваются, идут вверх>, - поясняет директор Центра изучения мировых
энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав
Кулагин.

Ключевое слово - спекулянты. Торгующие в буквальном смысле воздухом - или
нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли.
Ее
вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже
смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

Кирилл Брайнин
Источник:
https://www.1tv.ru/news/2018-05-20/345774-goryuchaya_tema_ob_ektivnyy_vzglyad_na_to_pochemu_podorozhal_benzin_i_chego_zhdat_dalshe
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Sun, 20 May 2018 23:00:23 +0300 (#3564169)