8) Наконец, не нужно забывать и того, что вся эта
детальнейшим образом разработанная космология, согласно намерениям, высказанным
в начале «Тимея» (19d – 20с; 26с – 27b), является только идеальным образцом для
теории идеального человека и идеального общества. Идеальный человек построен в
«Тимее» (69с 92b), а идеальное государство, будто бы некогда реально
существовавшее, будет построено в «Критии». Это заставляет нас выставить
следующие три тезиса.
Во-первых, если
индивидуальный человек и все общество есть только подражание вечным и
правильным движениям звездного неба, то это значит, что пока Платону еще не
известна специфика законов общества, или общественное развитие, которое не
сводится к астрономии. Hо это и понятно в устах античного философа, воспитанного
на созерцании зримого космоса. Как ни велики и как ни глубоки античные
мыслители, социально-исторические законы давались им с большим трудом и
говорилось о них в античности, лишь в самой общей форме.
Во-вторых,
человеческую мораль Платон понимает в «Тимее», безусловно, в космическом плане.
Платон знал глубину и размах человеческих страстей и прекрасно чувствовал весь
психологический и драматический хаос человеческой жизни. Об этом у него
яснейшее рассуждение (69b – 72d). Привести весь этот человеческий хаос в
порядок, сделать человека совершенным могут, по Платону, лишь вечные в
правильные движения небесного свода, которым должны подчиняться не только ум и
душа человека, но и вся его анатомия и физиология.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Copyright Андрей Луда, 2006-2017 г.г. Автор оставляет за
собой право отвечать не на все полученные письма и опубликовывать полностью или
частично, полученные письма без предварительного согласования. В случае, если
Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным, письменно сообщите об этом.