Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вторая мировая война. Анализ спорных моментов. Зачем Сталину нужен был пакт Молотова - Риббентропа (3).


Пакт Молотова - РибентропаВ первых выпусках рассылки “Зачем Сталину нужен был пакт Молотова - Риббентропа” я выяснил на основании того, что пишет в своей книге «Майн Кампф» Гитлер, и на основании воспоминаний советских и немецких военных деятелей, что в 1939-40 г. он не собирался и не имел возможности напасть на Советский Союз. То есть Сталин пошел на договоренность с Германией не из-за боязни нападения со стороны Германии, а по какой-то другой причине. Продолжая исследование, хотелось бы выяснить, а зачем же Гитлеру понадобился этот договор в 1939 году.

Для этого нужно понять политическую обстановку, в которую попала фашистская Германия в том злополучном году. Вермахт уже осуществил аншлюс Австрии, захватил Рейнскую и Судетскую области, Чехословакию, Мемель. Видя, что Франция,  Великобритания и СССР отреагировали на это спокойно, Адольф Гитлер входит во вкус и начинает поглядывать на другие государства Европы. И в первую очередь на Францию, которую он считал самым главным и опасным врагом Третьего Рейха.

Но начинать войну на Западе, имея за спиной Польшу и Россию, Германия не могла себе позволить. У поляков был заключен договор о взаимопомощи с британцами и французами, по которому они должны были прийти на помощь, если на одну из этих стран будет совершено нападение четвертой стороной. А это война на два фронта, от которой предостерегал немецкий народ еще сам великий Бисмарк.

Да и нейтральная позиция Советского Союза позволяла ему стать на любую сторону в будущей войне. Тем более, что как раз летом 1939 года в Москве шли военные переговоры советской, французской и британской миссий. Если бы Сталин заключил договор с западными странами, Германия была бы обречена сидеть тихо, как мышь в норке, окруженная котами.

Насколько это важно видно из писем временного поверенного в делах СССР в Германии Г.А.Астахова Молотову. 8 августа Астахов пишет о первом зондаже немецкими дипломатами на счет того, чтобы торгово-кредитное соглашение нашло свое продолжение в политическом договоре. Из его письма от 12 августа, становится известно, что Молотов в принципе дал согласие на встречу и германские дипломаты обещали в кратчайшие сроки все обдумать.

13 августа Астахов же сообщает, что, несмотря на воскресный день его от имени Риббентропа срочно вызвали из-за города и сообщили о согласии вести такие переговоры и, несмотря на то, что германское правительство хотело бы вести их в Берлине, оно согласно послать в Москву одно из самых влиятельных лиц Германии.

15 августа на встрече с послом Германии в СССР Шуленбургом Молотов впервые предложил германскому правительству заключить пакт о ненападении, а 17 августа вручил немецкому послу памятную записку, где было предложение в дополнение к договору подписать и секретные протоколы.

19 августа Молотов сообщает, что Риббентроп может приехать в Москву 26-27 августа после опубликования кредитно-торгового соглашения. Но Адольф Гитлер торопится и 21 августа пишет личное письмо Сталину с просьбой принять своего представителя уже 22-го или на крайний случай 23-го числа. В тот же день Сталин в ответном письме дает добро, 23-его Риббентроп прилетает в Москву и соглашаясь на все выдвинутые советской делегацией условия подмахивает и пакт о ненападении и секретные протоколы.

Из всей спешки и податливости Гитлера видно, что ему этот договор был нужен, как манна небесная, ведь он в лице СССР приобрел и союзника по разгрому Польши, и в качестве поставщика стратегических материалов во время будущей войны на Западе. А после разгрома Франции и Британии (возможно с Британией можно будет подписать такой же договор после поражения французов) можно будет напасть и на Советский Союз, имея общую границу и экономический потенциал всей Европы.

Так что в планы Гитлера пакт Молотова – Риббентропа отлично вписывался, а вот без него обо всех своих задумках фюреру пришлось бы забыть.

Ну а зачем же пакт Молотова – Риббентропа нужен был вождю всех народов Иосифу Сталину? Этот вопрос я рассмотрю в следующем, четвертом,выпуске .


В избранное