Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Рукопашный бой: хобби, спорт и реальная схватка.


Информационный Канал Subscribe.Ru

РУКОПАШНЫЙ БОЙ:
ХОББИ, СПОРТ И РЕАЛЬНАЯ СХВАТКА

Подписывайтесь на наши новые рассылки:

наши новые рассылки


Выпуск 12

ЭТАПЫ ОТРАБОТКИ ПРИЕМА ИЛИ

АЗБУКА МЕТОДИКИ


    "Реальность, интегральность, методичность"
    Девиз школы

Говорят, в каждом времени свои сложности. Тяжело сказать, какие проблемы волновали первобытных охотников за мамонтами. Возможно, они переживали по поводу того, что торговцы с побережья завезли плохого качества кремень на топоры, или миграция мамонтов запаздывает, или хватит ли запасов на зиму, или что за чужаки столкнулись с охотничьей партией месяца три назад. Наше время другое. Правда, по-прежнему, товары завозят не всегда хорошего качества. Однако, завтраки, обеды и ужины не мигрируют, а мирно и регулярно завозятся в продуктовые магазины. Запасов на зиму хватает, тем более, что большинство народа научились копить запасы не только в холодильнике, но и под кожей собственного живота. Заодно и чужаки встречаются не раз в три месяца, а каждый день прямо на улице и в таком количестве, что это уже никого не удивляет. Одним словом, еды и свободного времени явно стало больше. Если нет нужды постоянно думать о хлебе насущном (или, точнее, о мясе ежедневном), то какие мысли могут прийти в голову человеку, вокруг которого живут, спят, работают миллионы таких же двуногих личностей. Хочется как-то выделиться из их числа, хоть на шаг подняться над общей массой. Кто-то становится бизнесменом, кто-то политиком, если на это хватает сил и сообразительности. Если же преуспеть из-за конкуренции не получилось, а быть таким как все не хочется, что можно сделать? Найти что-то, для большинства недоступное, но притягательное, и на основании этого чувствовать себя избранным, исключительным, единственным и неповторимым. Если есть спрос, то будет и предложение. Например, в советскую эпоху, когда мы дружно считались строителями коммунистического рая, вдруг появились какие-то непонятные восточные единоборства. Человек, хоть раз посетивший такую тренировку, приобщался к чему-то недоступному для остальных и, соответственно, выделялся на однообразном сером фоне счастливых строителей светлого будущего.

Время шло. Секций становилось все больше и больше, и удивить кого бы то ни было самим фактом присутствия на тренировке стало невозможно. Тогда начали чаще говорить о том, что в каком-то спортзале изучают тайные китайские техники и секретные японские приемы и, если их знать... Далее, обычно, рассказ обрывался, так как демонстрировать подобные техники "посвященные в тайну" не спешили, довольствуясь самим фактом обладания недоступным для других знанием.

Однако и этому со временем пришел конец. Количество посещений спортзалов перешло в качество знания о том, что кулак и нос сталкиваются по одной и той же траектории, вне зависимости от того, наши эти нос и кулак или китайские. А если неинтересно рассказывать, какие удары изучаются, то с помощью чего можно почувствовать себя приобщенным к кругу избранных? Можно повествовать, как эти приемы отрабатываются, и какие при этом получаются чудодейственные результаты. Естественно, говорить про то, что прием нужно часами оттачивать на тренировках до седьмого пота, не выгодно, и тогда нашлась палочка-выручалочка в виде энергетики. Оказалось, чтобы бить эффективный удар, достаточно "пустить по каналу энергетическую волну". После чего, надо понимать, супостат должен был, в лучшем случае, отлететь на несколько метров. Дальше - больше. Пошли разговоры о "ментальной тренировке", во время которой даже руками двигать не нужно, можно просто посидеть в позе лотоса (или на худой конец, если ноги не гнутся, по-турецки), воображая, как дерешься с крутым и страшным мужиком (и, естественно, побеждаешь!).

Данные варианты тренировки вполне эффективны, когда... противник соответствует им. Наверное, энергетическая волна серьезно может вывести из строя энергетического противника, проще говоря, привидение, а ментальная тренировка замечательно готовит к ментальному спаррингу с воображаемым соперником. Возможно, некоторым людям такие противники встречаются и даже представляют определенную угрозу. Правда, за помощью тогда нужно обращаться не в спортзал, а к врачу. В больницах определенного профиля отлично научились справляться с подобными проблемами. Мне же, как и большинству тренирующихся в залах, встречаются, как правило, противники из плоти и крови, в схватке с которыми энергетические удары помогают мало, вернее совсем не помогают, а точнее даже мешают. Чаще выручает правильная и методически верная отработка, отточка, накатка. В наше время книг и фильмов про то, как бить или бросать более, чем достаточно, материалов же по методике работы не в пример меньше. Может, наши сенсеи зажимают полезную информацию, а может, ... просто никогда толком не думали над этим вопросом? Так как же строится нормальный тренировочный процесс, предназначенный для подготовки бойца к бою с реальным, а не энергетическим и не воображаемым противником?

Никаких тайных способов не существует, и правильная методика отработки приема, похоже, не изменилась со времен древнего Китая. Грамотно построенный тренировочный алгоритм состоит из нескольких последовательных этапов, на которых и обкатывается прием, и методические подходы школ, в основном, различаются лишь тем, что тому или иному этапу уделяется большее или меньшее внимание. Иногда одна (а бывает и больше) ступень вообще выпускается, что соответствующим образом сказывается на результатах подготовки. Дальнейшие рекомендации могут кому-нибудь показаться тривиальными, но диву даешься, сколько нелепостей и несуразиц можно встретить в этом вопросе.


    1 ЭТАП:
    НА ВОЗДУХЕ

"...Воображаемый противник так же отличается от настоящего, как мысль о смерти - от Нее Самой".

Мария Семенова "Волкодав"

На данном этапе выставляется форма незнакомого ученикам движения. К отработке на воздухе, а это и есть первая ступень работы с приемом, можно смело отнести многочисленные ката и тао поклонников восточных стилей, хотя подобные методы применялись не только там. В европейском боксе существует "бой с тенью", смысл которого все то же оттачивание формы движения. Разница между этими двумя отработками в том, что в восточном варианте программа движений жестко задана, а работа боксера во время "боя с тенью" строится на импровизации. Все бы ничего, да боксер использует только те удары, которые пригодятся на ринге, а тао и ката перегружены элементами, которые в бою может попытаться применить только больной на голову человек. Впрочем, разбираться с тем, какие формы движения боевые, а какие нет, не тема для данной статьи. Просто для того, чтобы приведенная ниже методика подготовки работала, необходимо чтобы движения на всех этапах были соответственно одинаковые. Если на воздухе ученики отрабатывают одно, на макиваре другое, а с партнером и в бою третье,… то результат будет не самым блестящим, если вообще будет.

Отработка на воздухе делается медленно на максимальном расслаблении. Вроде бы естественно, для того чтобы сделать новое незнакомое движение, нужно не торопиться, но люди настолько привыкают спешить в жизни, что остановиться органически не способны даже на короткий промежуток времени. Сходная проблема - закрепощение мышц. Любой мышечный контур соответствует тому или иному движению, и чтобы сделать что-то другое, нужно убрать "паразитные" зажимы. Медленно, расслабленно, не спеша - вот залог того, что со временем получится быстро, жестко и при этом правильно.

Желательно делать прием на воздухе в полном объеме. То есть, если вы отрабатываете удар рукой, то отрабатывайте его стоя так, как вы будете стоять в реальной схватке, а не вертикально или из киба-дачи, что распространено во многих стилях каратэ. Отработка из таких положений имеет смысл тогда, когда для освоения нового движения количество центров внимания уменьшается за счет исключения из работы ног. Однако, как только вы "уловили" общую траекторию руки в ударе, нужно переходить к полной форме. Наше тело запоминает общий контур движения, и для него работающие руки и неработающие ноги увязываются в единую картину, которую оно и будет воплощать в бою. Это приведет к тому, что в схватке, когда нужно будет двигать ногами как можно активнее, вы либо вообще не сможете провести прием, либо проведете его с минимальным эффектом.

Этап отработки техники на воздухе особенно необходим людям, которые пришли заниматься с нуля и для которых первая задача в зале - научиться ставить своему телу конкретные задачи и требовать их выполнения. Тогда, освоив хотя бы один стиль, человек может достаточно быстро переквалифицироваться на работу в другом спортзале. Если же в стиле присутствуют несколько динамик движения, например, ударная и бросковая плюс элементарная база для развития тела, то в дальнейшем сделать на воздухе практически любой прием из тех, которые используются в современном боевом искусстве, не будет составлять проблемы. Но гордиться тем, что вы умеете выполнять какой-то объем техники на воздухе... как-то несерьезно, что ли.


    2 ЭТАП:
    ПО ЦЕЛИ

"Доски не дают сдачи".

Приписывают Б. Ли

После отработки на воздухе наступает этап отработки приемов на снарядах, то есть ученик учится вкладывать в удар или бросок реальную силу. Подходит работа на мешках, макиварах, боксерских лапах, манекенах для отработки бросков. На мешке и макиваре нарабатывается сила и скорость удара, а также выставляется навык правильной дистанции. Технология, для начала, предельно проста. Встал напротив снаряда и нарабатывай сколько душе угодно. Чем больше, тем лучше, не забывая учесть то, что приобрели на предыдущем этапе. Хотя чувство меры не помешает. У тела есть своеобразный предохранительный клапан, называемый усталостью, и, отрабатывая движения больше установленного естественного предела, вы можете незаметно для себя видоизменить форму в сторону упрощения. Ваше тело найдет оптимальный для него способ выполнения движения, не слишком рациональный в плане техники боя.

На боксерских лапах, кроме силы и скорости удара, ставится мобильность, что особенно важно в схватке. Цель в бою никогда не бывает там, где ей "положено" быть. Противник может стоять немного дальше или немного ближе. Быть выше или ниже ростом и так далее. Лапа позволяет менять как уровень, так и расстояние до цели. Например, обычный прямой удар должен оттачиваться с места, на движении вперед, на шаге назад, в голову и в корпус противника.

Наработка ударов по цели быстро приучает правильно использовать ударные поверхности. Часто ребята, годами нарабатывавшие удары по воздуху, вывихивают себе запястья и разбивают руки при первой же попытке ударить в цель. Согласитесь, мало проку от пушечного удара, если после него ударить той же рукой вы просто не способны.

Томишевари или разбивание предметов также относится к этому этапу. Оно неплохо проверяет резкость и правильность постановки кисти в ударе. Разбивать доски и кирпичи, колоть черепицу и ледяные глыбы - занятия увлекательные, но не забывайте, что это всего лишь второй этап отработки приема. Не стоит средство возводить в ранг цели. Еще бабушка надвое сказала, сможете ли вы применить приобретенные навыки в бою. Будем постоянно помнить, что техника нужна нам не для выступления на сцене, а для реальной схватки, и перейдем к следующему этапу.


    3 ЭТАП:
    С ПАРТНЕРОМ


    - Скажите, почему у меня в схватке приемы не получаются?
    - Вы их на воздухе отрабатывали?
    - Естественно, я за ката пояс по каратэ получил!
    - А по лапам били?
    - Ну, случалось иногда.
    - А с партнером работали?
    - А как это?

Из невыдуманных диалогов


Данному этапу стоит уделить большее внимание. По воздуху отрабатывают приемы практически все школы, многие нарабатывают удары по цели, а грамотно построенная работа с партнером встречается редко. Как обычно строится тренировочный процесс в большинстве школ того же каратэ? Покатали приемы на воздухе, иногда отработали один - другой удар по лапам и вперед в спарринг, применять полученные навыки. А они, ну, никак не применяются, так как у нормального противника, в отличие от макивары, мешка или лапы, есть куча неучтенных особенностей. Во-первых, мешок или макивара однородны, куда ни попади - все хорошо. Человеческое же тело по-разному сопротивляется удару: ударив в подбородок, вы отправите противника в нокаут, удар в плечо не принесет ни вам, ни противнику никакого результата, а, попав ему кулаком в лоб по линии волос, вы рискуете принести больше вреда себе, чем противнику. Зачастую ученика можно определить по тому, что он сажает свои удары "в белый свет как в копеечку", бойца по тому, что умеет работать по болевым зонам, а мастера по тому, что ориентирует технику на поражение болевых точек.

Во-вторых, из-за того, что противник двигается, он всегда будет стоять немного не там, где вам нужно, да и с какой стати ему настолько облегчать вам жизнь. Хорошо, если данную человеческую особенность вы предусмотрели на предыдущем этапе, попросив перемещаться партнера с лапой. Но и этого, то есть умения бить удар по двигающейся лапе, недостаточно. Когда партнер ассистирует с лапой, он подставляет лапу под удар, помогая вам. Когда же вы бьете по двигающемуся противнику, он будет стараться убирать свое тело из-под удара.

В-третьих, у противника есть руки-ноги, которыми он защищается, мешая ударить ту да, куда вы хотите, и для того, чтобы его приоткрыть, нужно владеть финтами и связками. К тому же, этими самыми руками-ногами противник еще и контратакует, так что, если по мешку можно бить, особенно не озадачиваясь прикрытием собственной персоны, то с противником такие "шутки" не проходят. Одним словом, боец, накатавший удар по цели лучше бойца, отрабатывавшего удары просто по воздуху, но это не совсем то, что нужно для реального боя. Для создания мостика между мешком и противником вам нужен... партнер или, как говорят в боксе, спарринг-партнер. Партнер - это человек, который помогает вам сделать следующий шаг на пути к реальному бою.

Вариантов работы с партнером много. Вот пример последовательного алгоритма, начиная с самого элементарного уровня. Для начала партнер играет роль "стоячей макивары". Он занимает более-менее собранную позицию, а вы шлифуете связку, по возможности, обходя мешающиеся по дороге к цели конечности. Учитывайте две тонкости. Не стоит обозначать удар и не стоит бить мимо с промашкой, доходящей у отдельных вроде косоглазием не страдающих уникумов до полуметра. А то выходят такие корки, что не знаешь, смеяться или плакать. Показываю как-то прием перед строем и русским языком прошу ученика, как человека, ударить в лицо кулаком, рассчитывая сделать уклон и провести нечто сногсшибательное в прямом и переносном смысле. А он промахивается и бьет точно в то место, куда я, ни в чем перед ним не виноватый, собирался уклониться. Так что постарайтесь заранее облегчить жизнь, как себе, так и своему инструктору и бейте друг друга точно в нос сразу, без поправок на "потом подкорректирую". Не доставляйте себе лишнего геморроя, вырабатывая паразитный навык, который при увеличении скорости движения вытравить будет невероятно сложно.

Лучше пытайтесь дозировать силу удара, со временем обязательно наращивая вложение. Польза обоюдная, вы учитесь бить, а партнер получает "массаж внутренних органов", попутно невольно приучаясь "держать" удар. Особенно хорошо это работает при ударах по корпусу. "Массаж" лица - не столь благоприятная для здоровья процедура, да и наработать мышечный корсет на лице проблематично. При постановке ударов в голову вместо кулаков аккуратно используйте ладонь или протекторы, типа накладок на кисть. А партнер может подставлять вместо лица верхнюю часть головы, лоб по линии волос и плечи. Таким образом, вы оба быстро усвоите, в какую часть головы надо бить, а где стоило бы поберечь собственные руки. При отработке ударов иногда можно, защищаясь, прикрыть лицо рукой, принимая удар в ладошку. Только опять-таки прикрывайте лицо, а не воздух в полуметре от носа.

Когда окучивание "стоячей макивары" начнет приедаться, можно перейти, образно говоря, к стадии обработки "макивары ходячей", заключающейся в том, что партнер начинает двигаться, защищаться, уходить, одним словом, путать вам карты и вставлять палки в колеса. Хорошо, если ваш товарищ не лишен определенного актерского дара и сможет правильно реагировать на дозированный контакт: согнуться даже от легкого удара в пах, не вынуждая вас бить с полным вложением в столь деликатное место, отшатнуться от финта в лицо и так далее. В результате таких отработок вы привыкните бить удар не в лапу, а в конкретного человека. "Чувствовать партнера на кулаке", - как я иногда выражаюсь.

После этого проводятся все варианты учебных спаррингов, то есть спаррингов, где присутствуют какие-то ограничения на технику или на внешние условия работы. Например, дается задание действовать только на технике рук, или один партнер ставится у стенки, а второй атакует его в этой позиции (но не с автоматом в руках!). Впрочем, подробное описание вариантов учебных спаррингов будет дано в отдельной статье. Здесь же надо сказать об общем характере работы. В учебном спарринге цель не набить друг другу физиономию. Этим ученики, плавно становясь бойцами, займутся на следующем этапе, а сейчас нужно учиться, учиться и еще раз учиться. На то спарринги и учебные. Для того чтобы учиться, вы должны четко осознавать, что вы делаете. Предположим, вы отработали прием. Вы знаете, как его делать, вы научились вкладывать в него силу. Теперь вы должны разобраться, когда и в каких ситуациях боя его можно применять. Ваше тело (внимание!) этого еще не знает, как не знало, как правильно двигаться на первом этапе и как вкладывать силу на втором. Если вы с партнером сразу увеличите скорость, начнете жестко вкладываться в удары, при этом, естественно, опасаться друг друга, то вся сознательная работа по применению новой техники сойдет на случайные ситуации. Можно, в принципе, действуя так, накапливать опыт на подсознательном уровне и, в конце концов, выучиться драться, но такой путь дольше и сопровождается, как правило, большим количеством травм.

Если же вы сможете договориться с партнером о более спокойном старте, то, научившись применять необходимую вам технику на медленной скорости, вы потом, можете постепенно наращивать как скорость, так и вложение в удары. Помните! Если в процессе работы вы зажались или стали бояться, значит, рост скорости и вложения превысил ваши возможности и нужно вернуться на шаг назад. Таким образом, не спеша и не ломая выставленные навыки движения, можно дойти практически до свободной схватки. Необходимые условия для прохождения третьего этапа отработки приема - это обоюдное доверие с партнером, хорошая согласованность и желание учиться. Успеете доказать друг другу кто из вас круче. Пойдете на поводу собственных амбиций и может случиться, что амбиции поддерживать будет нечем.


    4 ЭТАП:
    С ПРОТИВНИКОМ

"Завязалась старая добрая драка. Били всех, кто подворачивался, и даже друзья не могли удержаться от соблазна, когда кто-то из них оказывался уж в очень удобном месте для кулака. Били смачно, сопли и слюни вылетали вместе с кровью и хрипами, били в морду, в ухо, под ложечку... лежачие быстро поднимались, чтобы влупить от всего сердца, если не обидчику, то хоть тому, кто оказывался ближе".

Ю. Никитин "Святой Грааль"


Как бы тщательно вы ни отрабатывали предыдущие уровни, без контакта с противником не обойтись. Любой навык должен быть закреплен на практике, любой прием обкатан в бою с человеком, который не только не желает, чтобы вы его провели, но и сам всеми силами проводит собственные приемы и связки. Без умения провести прием или технику в бою процесс их отработки нельзя считать законченным. На этом также "горят" многие стили. Привычка работать только с партнером, то есть на пониженной скорости и без применения силы, может оказать медвежью услугу. С доброжелательно настроенным, расслабленным и двигающимся как на замедленной пленке человеком можно сделать очень и очень многое, потребуется немалый опыт для того, чтобы понять, какие из наработанных навыков можно считать боевыми, а какие годятся только для развлечения "почтенной публики". Десятки приемов, демонстрируемых многими мастерами, на деле оказываются мыльными пузырями, готовыми лопнуть при малейшем контакте с реальным противником. Так, например, при замедленной работе, очень распространен захват за кисть руки человека, бьющего прямой удар. Тот, кто хотя бы год-другой занимался ударной техникой, должен понимать, что реально схватить кисть руки на полной скорости можно только подбородком, правда, это будет уже не "схватить", а "схлопотать".

Помимо того, что в схватке можно определить, полезный отработанный ранее прием или нереальный, с опытом жестких спаррингов вы получаете специфические знания, которые дает вам только бой. Как отличить финт от основной атаки? Что делать, когда противник рвется из захвата, понижает центр тяжести при вашей попытке провести бросок или сбить его с ног? Как быть, если он напрягает руку, которую вы пытаетесь выкрутить, при этом активно орудуя второй? Как избежать незнакомой атаки сериями ударов, если в этой серии кроме ударов руками присутствуют удары ногами, коленями, локтями, а порой и плечами, и головой? А есть еще такие знакомые для бойца и совершенно неизвестные и непонятные для ученика вещи, как эмоциональный прессинг агрессивного противника или ваша усталость, когда хочется просто опустить руки... Ни один даже самый хороший партнер не сможет дать не обусловленного рисунка боя. Сколько ни плавай в тепличных условиях, если хочешь что-то уметь, то рано или поздно придется перейти от работы с партнером к работе с противником.

Естественно, жесткая схватка - это опасность и непредсказуемость. Цель боя, как ни крути, это нанесение противнику максимального количества повреждений. И у противника цель та же: нанесение максимального количества повреждений вам. От этого никуда не деться и, если вы хотите чему-то научиться, придется с этим мириться. Но не зря работа с противником в общей схеме методики подготовки стоит как четвертый и заключительный этап тренировок.

Так, например, никто не выпустит вечером в час "пик" в центр города водителя-новичка, севшего вчера за руль и умеющего только нажимать педали и крутить баранку. Результат такого творчества предсказать нетрудно - авария или, выражаясь официальным языком, ДТП. Но дайте ему время покататься по тихим улочкам (в БИ - работа на воздухе), затем по загородному шоссе (работа по цели). И через месяц - другой он сможет спокойно для себя и окружающих проехать по Садовому кольцу (работа с партнером), через год - другой будет уверенно ездить в центре Москвы (работа с противником, то есть схватка), а через десять лет при определенных талантах, глядишь, автогонщиком станет (серьезные соревнования или работа инструктором). Если сложность стоящих перед человеком задач возрастает постепенно, то будут расти и навыки, необходимые для их преодоления. А риск на трассе или на улице как был, так и останется. Он одинаковый и для новичка, и для опытного водителя. Просто опытный водитель научился адекватно реагировать в опасных ситуациях. Все знают про аварии, но никто не отказывается ездить на машине, особенно, если она есть. Человек - удивительное существо, может приспособиться к любым внешним воздействиям и нагрузкам, из которых драка или схватка далеко не самые экстремальные. Дайте ему только элементарные навыки и время для их отработки.

Некоторым занимающимся путь, состоящий из четырех последовательных этапов, может показаться слишком затянутым. Есть природой одаренные бойцы, которым подобные отработки только мешают и замедляют их рост. Смысл методики в том, чтобы дать возможность учиться любому человеку вне зависимости от исходных физических и психических данных. Со своей инструкторской стороны могу сказать, что подобным образом у меня учились драться ребята, которые, на первый взгляд, драться были органически не способны. Проходило время, и откуда, что бралось! Теперь, спустя годы работы инструктором, я убежден, что любого человека можно довести до свободного боя, если дать ему реальную технику и нормальную методику тренировки, плюс, естественно, его личное желание учиться. Разница будет лишь во времени, необходимом для достижения цели, которое для каждого будет своим.

Медведев Дмитрий Юрьевич

Журнал "Боевые искусства планеты" - 1, 2003 г.

Свои комментарии, вопросы и пожелания присылайте по адресу:
kempo77@yandex.ru

Ведущий рассылки Алексей Громов.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное