Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Боевые самолеты

  Все выпуски  

Боевые самолеты И-16 'Ишак' Поликарпова.


Новый истребитель не вызывал особого восторга у летчиков строевых частей. И это несмотря на то, что летал он в полтора реза быстрее предшественников и значительно скорее набирал высоту. Дело в том, что этой машиной было значительно труднее управлять: она строго наказывала пилота за такие ошибки, на которые тихоходные бипланы просто «не обращали внимания».

Доверие к скоростному моноплану особенно упало после нескольких серьезных аварий.

Иное было у летчиков-истребителей Петра Стефановского и Степана Супруна, Они твердо знали, что эта короткокрылая и тупоносая машина - своего рода явление в авиастроении, что ее конструкция и технические данные знаменуют новую веху в развитии самолета-истребителя. Необходимо было как можно быстрее доказать строевым летчикам, что она не имеет себе равных по боевым качествам: скорости, маневренности, скороподъемности...

...Это было похоже на цирковой трюк. Сотни летчиков, съехавшихся на испытательный аэродром, с удивлением смотрели, как пилоты зачем-то связывают ярко-красными лентами крылья пяти машин. Короткий разбег - и пятерка взмывает в воздух. Головокружительный каскад фигур был проделан настолько слитно и чисто, что ни одна из четырех лент не оказалась разорванной.

После сенсационного выступления «красной пятерки» и последующих многочисленных демонстрационных полетов в частях ВВС отношение к необычному истребителю резко изменилось. Летчики поняли, что новый самолет требует качественно иного подхода.

На счету И-16 первая в мире ракетная атака в воздушном бою. 20 августа 1939 года пятерка И-16, ведомая лейтенантом Н.И. Звонаревым, применила реактивные снаряды РС-82 по японским самолетам над Халхин-Голом. До этого ракеты применяли лишь против воздушных шаров в первую мировую войну.
И-16 впервые широко использовался в 1936 году в Испании республиканскими войсками в боевых действиях против фашистских мятежников. Республиканцы прозвали И-16 Mosca (Муха), а фашисты - Rata (Крыса). И-16 принимал участие в боевых действиях в Китае, Монголии, а также в начальный период Великой отечественной войны, оставаясь на вооружении до 1943 года.
Прозванный японцами "Abu" (Овод), И-16 не уступал своим противникам Nakajima Ki-27 и Mitsubishi A5M. Кроме того, советские летчики применяли остроумную тактику. Они подходили к району боевых действий с выпущенными шасси, чтобы ввести в заблуждение японских истребителей, которые принимали их за тихоходные И-15 и И-152.

Самолет И-16 имел смешанную конструкцию. Фюзеляж был деревянным типа "полумонокок" с каркасом из четырех сосновых лонжеронов, одиннадцати шпангоутов и стрингеров. Обшивка выклеивалась из шпона и состояла из двух частей, притянутых к каркасу клеем и гвоздями. Готовый фюзеляж обтягивался тканью, тщательно шпаклевался и вышкуривался.

И-16 стал первым советским истребителем с бронированием пилотской кабины. Пилот был защищен броней спереди, снизу и сзади.

Двухлонжеронное крыло состояло из центроплана и пары отъемных консолей. Лонжероны ферменной конструкции сваривались из стальных труб. Нервюры из дюралюминиевых профилей. Носок крыла обшивался листовым дюралюминием, а все крыло перкалем. На самолете И-16 (тип 24) крыло сверху обшивалось фанерой. Элероны большой площади занимали всю заднюю кромку консолей. На взлете и посадке они работали как закрылки с отклонением от нейтрали вниз на 15°.

Хвостовое оперение - металлическое с полотняной обшивкой. Киль и стабилизатор - дпухлонжеронные. Рули, равно как и элероны, имели трубчатые лонжероны.

Шасси - убирающееся, пирамидального типа, с жидкостно-газовой амортизацией. Колеса имели тормоза колодочного типа с механическим приводом от педалей. Система уборки была ручной, с приводом от лебедки, расположенной на правом борту кабины, очень сложной и ненадежной из-за обилия тросов, роликов, фиксаторов и других элементов.

Костыль управляемый, с резиновой пластинчатой амортизацией. Управление костылем и рулем направления тросовое, рулем высоты и элеронами - жесткое, трубчатыми тягами и качалками.

Силовая установка - девятицилиндровый звездообразный двигатель с металлическим воздушным винтом. Шаг винта из алюминиевого сплава можно было изменять на земле. И-16 эксплуатировался с несколькими двигателями - от М-22 мощностью 480 л. с. до М-62 и М-63 мощностью 1 тыс. л. с.

Вооружение первоначально состояло из двух крыльевых пулеметов ШКАС, к которым впоследствии добавили еще два синхронных. Начиная с И-16 (тип 17) вместо крыльевых пулеметов устанавливали пушки ШВАК калибра 20 мм.

 

Тактико-технические характеристики:

Размеры, м: 
  длина 5.9
  размах крыла 9.0
  площадь крыла, м.кв. 14.5
Масса, кг: 
  взлетная 1345
Двигатель М-22
  мощность, л.с. 480
Скорость, км/ч: 
  максимальная (на высоте, км) 359
Время виража на высоте 5000 м, сек 9.4
Потолок практический, м 7130
Вооружение: 
  Пулеметы 7.62 мм 2
Экипаж, чел. 1


В избранное