Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые пловцы, кто они?


"Есть ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА - нет задач невыполнимых!"
Выпуск № 78

 В выпуске
Боевые пловцы, кто они?
Первые упоминания о ныряльщиках встречаются в произведениях античных историков, географов, натуралистов и даже философов. Так, греческий географ Страбон сообщает об ихтиофагах (рыбоедах) - примитивных племенах, живших по берегам Персидского залива и Красного моря. По свидетельству римского натуралиста Плиния, ихтиофаги плавали с такой же стремительностью и ловкостью, как морские животные.

Ихтиофаги были не только пловцами. Они в совершенстве владели искусством ныряния и плавания под водой, это требовалось им для ловли рыбы. До тех пор, пока первобытные люди не изобрели сетей, у них не было другого способа добычи рыбы, кроме как гонять ее под водой и ловить руками. Впрочем, и в более поздние времена такой способ употреблялся для ловли некоторых наиболее ценных пород рыб.

Как только первые государства Средиземного моря - Египет, Крит, Финикия - обзавелись флотом, сразу же появились профессиональные водолазы. Произошло это примерно за полторы тысячи лет до создания "Илиады". Даже самое примитивное судоходство требует водолазных работ: ремонта подводных частей кораблей, освобождения запутавшихся на дне якорей, привязывания канатов, подъема грузов с затонувших на мелководье судов.

Для подобных манипуляций требовалось оставаться под водой значительно дольше двух минут. Поэтому снаряжение корабельных и портовых водолазов не ограничивалось каменными грузами. Аристотель, этот энциклопедист античной эпохи, живший в IV веке до н.э., в одной из своих книг рассказал о специальных устройствах типа небольшого водолазного колокола, а также о кожаных мешках с запасом воздуха и шлемах с дыхательными трубками. Воздушные мешки, шлемы и колокола позволяли работать под водой довольно значительное время.

В связи с началом военных действий на море появились и боевые пловцы-ныряльщики. Произошло это в 480 г. до нашей эры, во время первой в истории морской войны, развернувшейся между персами и греками. Как известно, войска персидского царя Ксеркса переправились по понтонному мосту через пролив Геллеспонт (Дарданеллы) и двинулись в Элладу по северному побережью Эгейского моря.

Персидский флот в основном сопровождал сухопутные силы, стараясь держаться береговой линии. Наконец корабли Ксеркса достигли мыса Афет на южной оконечности полуострова Магнесия. Греческий флот находился в то время возле мыса Артемисий (остров Эвбея). Персы видели, что число эллинских судов невелико, однако не решались напасть прямо.

Они послали 200 кораблей вокруг Эвбеи, чтобы те закрыли грекам пролив Эврип, отделяющий этот остров от материка. Именно к данному моменту относится диверсионная операция греческих пловцов-ныряльщиков. Аполлонид, поэт первого века н.э., говорит о ней следующим образом:

"Когда длинный флот Ксеркса надвинулся на всю Элладу,
Скилл придумал глубинную морскую войну.
Заплыв в глубочайшие тайники Нерея, он обрезал якоря,
И перс, корабли и люди, пошел ко дну, униженный:
Первый пробный удар Фемистокла"

("Палатинская Антология").


Рассказ о подвигах Скилла - первое упоминание в античной литературе о военной деятельности водолазов. Он стоит в начале целого ряда аналогичных свидетельств более позднего времени, показывающих, как постепенно расширялось их боевое применение. Так, Фукидид сообщает, что в период Пелопонесской войны в 425 году до н.э. при осаде Пизы афинянами лакедемонские водолазы доставляли продовольствие осажденным: "Водолазы ныряли и плыли под водой, таща за собой на веревке козьи бурдюки с маком, смешанным с медом, и с толчеными семенами льна".

При обороне Сиракуз на Сицилии в 413 году до н.э., по свидетельству того же Фукидида, осажденные соорудили подводные заграждения против вражеских кораблей: сваи были вбиты так, что они не поднимались над водой, а потому подплывать к ним было опасно, и всякий неосторожный корабль набегал на них, как на подводный камень. "Но и эти сваи распилили водолазы за вознаграждение", добавляет он дальше.

Особенно широко использовали пловцов-ныряльщиков в римском военном флоте. Там даже существовало специальное подразделение ("уринаторес"), главными задачами которого являлись разведка и диверсионные операции во вражеских портах, а также подводное обследование и ремонт своих собственных кораблей.

Так, при осаде римлянами Сиракуз в 212 году до н.э. именно ныряльщики разрушили боновые заграждения порта. Они действовали под водой особыми инструментами с загнутыми крючьями, посредством которых растаскивали бревна заграждений, и пилами, позволявшими быстро перерезать канаты, соединявшие бревна друг с другом. Затем в гавань вошли корабли, и десант с них захватил город изнутри. Взять его снаружи римлянам никак не удавалось из-за большого количества метательных машин, установленных на городских стенах гениальным Архимедом.

Помимо перерезания якорных канатов, римские водолазы использовали и другие тактические приемы. Например, они сверлами проделывали отверстия в подводной части вражеских кораблей, пуская их ко дну. Или же зацепляли буксирными канатами и незаметно для спящей команды оттаскивали ночью в расположение своих войск. Практиковали они и абордаж из-под воды.

На рассвете, когда сон экипажа особенно крепок, пловцы бесшумно влезали на борт стоявшего в удалении от берега корабля и внезапно нападали на застигнутых врасплох моряков. Особенно эффективными указанные приемы оказались против пиратов, с которыми римский флот вел беспощадную борьбу по всему Средиземному морю.

Заслуги водолазов перед отечеством в Риме были столь велики, что все лица, принадлежавшие к этой профессии, составили многочисленную корпорацию, имевшую свой устав и правила. Эта корпорация во все годы существования находилась под покровительством кого-либо из высокопоставленных римских граждан, о чем свидетельствуют сохранившиеся надписи на древних памятниках со словами благодарности водолазов таким покровителям.

Скудость сведений о водолазном деле в Европе Средних Веков объясняется, в частности, тем обстоятельством, что технические изыскания в сфере подводных работ тогда не приветствовалось. Более того, занявшийся ими человек вполне мог угодить на костер по обвинению в колдовстве.

И все же техника не стояла на месте. Определенным подтверждением этого тезиса являются записи и рисунки гениального инженера периода Возрождения, итальянца Леонардо из города Винчи (1452-1519). В его рукописи, известной под названием "Атлантический кодекс" имеется ряд конкретных инструкций для военных водолазов. Этот документ был составлен в 1502 году, когда Леонардо находился на службе у герцога Цезаря Борджиа из Павии.

Суть документа в следующем. Леонардо объясняет, как можно взрывать корабли из-под воды пороховыми минами; как топить их сверлением дыр в днищах; как поджигать вражеские суда из специальной бомбарды, снаряженной "греческим огнем" (т.е. чем то вроде огнемета); а также как затруднить маневрирование неприятельского флота путем закрепления якорей на грунте особыми винтами. Все действия водолазов Леонардо считал возможным осуществлять на глубинах до 40 греческих локтей (24,68 метров).

Таковы лишь некоторые примеры, взятые наугад из многовековой истории войн в Европе. Но и они дают возможность выявить основные направления боевых действий пловцов-ныряльщиков и легких водолазов: диверсии против стоящих на якоре или у причала кораблей (либо против гидротехнических сооружений), а также обеспечение высадки десантов. В двадцатом веке боевые пловцы решали в основном именно такие задачи. Изменилось лишь техническое оснащение. Пионерами в данной области стали итальянские моряки.

В поисках средств эффективной борьбы с более сильным противником командование итальянского флота выработало план использования боевых пловцов. В декабре 1936 года оно создало специальное подразделение - "Десятую флотилию легких сил". В нее входили подводные лодки, приспособленные для доставки в район боевых действий боевых пловцов вместе с механическими подводными транспортировщиками, а также сверхскоростные взрывающиеся катера.

"Новая эра" возвестила о своем начале взрывами на рейде Гибралтара 21 сентября 1941 года. Итальянские боевые пловцы, доставленные туда подводной лодкой "Шире", с помощью трех торпед-транспортировщиков магнитными минами пустили той ночью ко дну 3 английских транспортных судна. А спустя три месяца (19 декабря 1941 года) они добились своего самого большого успеха в войне: им удалось взорвать в Александрийском порту два английских линкора - "Вэлиэнт" и "Куин Элизабет".

Англичане оказались застигнутыми врасплох. У них тогда еще не было ни подобного оружия, ни эффективных средств борьбы с ним. Между тем итальянцы, развивая успех, начали проводить операции боевых пловцов еще и в портах Алжира и Турции. Всего до капитуляции в ноябре 1943 года им удалось потопить либо серьезно повредить 23 транспорта союзников общим водоизмещением около 200 тысяч тонн. Плюс упомянутые линкоры, выведенные из строя до конца войны. Значительный результат, достигнутый весьма скромными средствами - пятью десятками боевых пловцов, вооруженными магнитными минами.

Следующими стали использовать боевых пловцов англичане. Не успев приобрести необходимый опыт в довоенный период, они старались перенять от итальянцев все, что можно. С этой целью они тщательно изучили захваченное снаряжение: гидрокостюмы, дыхательные приборы, транспортировщики, магнитные мины. Создав собственные аналоги всему этому, англичане сформировали в конце 1941 года экспериментальное подводное подразделение адмиралтейства. Его боевые действия осуществлялись по трем основным направлениям.

Во-первых, английские боевые пловцы провели несколько диверсий против вражеских кораблей с помощью торпед-транспортировщиков. Так, 3 января 1943 года в порту Палермо на Сицилии они потопили итальянский легкий крейсер "Ульпио Трайяно" водоизмещением 5420 тонн и транспортное судно. 18 января того же года им удалось повредить транспорт в ливийском порту Триполи. А 23 июня 1944 года в порту Специя английские боевые пловцы пустили ко дну тяжелый крейсер "Больцано" водоизмещением 14 тысяч тонн, оказавшийся после капитуляции Италии в руках немцев. В октябре-декабре 1944 года с помощью торпед-транспортировщиков англичане заминировали и потопили в Малаккском проливе несколько японских транспортов, общим водоизмещением около 20 тысяч тонн.

Во-вторых, англичане начиная с 1942 года строили сверхмалые подводные лодки типов "Икс" и "ИксЕ" (водоизмещение 27-30 тонн, длина 15-16 метров) для доставки боевых пловцов на место операции. Там они покидали лодки-транспортировщики через шлюзовую камеру и приступали к установке зарядов под вражескими кораблями (каждая лодка несла 2 заряда взрывчатки по 2 тонны весом либо несколько мощных магнитных мин).

Затем, включив часовой механизм, пловцы возвращались через шлюз внутрь лодки и незаметно покидали акваторию. По этой схеме англичане 22 сентября 1943 года подорвали немецкий линкор "Тирпиц" в Кофиорде на севере Норвегии. Гигантский корабль водоизмещением в 51 тысячу тонн вышел из строя на полгода.

В-третьих, англичане широко использовали своих боевых пловцов для обеспечения высадки десантов в Европе в 1944-45 годах. Высаживаясь в основном с борта сверхмалых подводных лодок, они собирали сведения о приливно-отливных течениях, характере грунтов, системе противодесантных заграждений и т.д. С началом высадки они взрывали обнаруженные препятствия, проводили подводное разминирование, обозначали безопасные пути подхода высадочных плавсредств к берегу.

Итальянские и английские боевые пловцы убедительно доказали, что всего несколько десятков храбрых, хорошо подготовленных бойцов, использующих простые и дешевые средства, могут добиться самых серьезных результатов. Ведь для того, чтобы потопить либо серьезно повредить линкор или крейсер в морском сражении, понадобилась бы мощная эскадра из боевых кораблей разных классов.

А психологический эффект от дерзких атак на хорошо охраняемые военно-морские базы! А длительный и дорогостоящий ремонт поврежденных боевых единиц! А разрушение портовых сооружений! Все это, вместе взятое, настолько впечатлило командование "кригсмарине" (германского военного флота), что оно в марте 1944 года начало формирование своего собственного диверсионно-штурмового подразделения "К" (от слова "кляйнкампффербанд" - соединение малого боя).

В него входили отряды боевых пловцов, сверхмалых подводных лодок и взрывающихся катеров. В отличие от задач, решавшихся боевыми пловцами других стран, немцы с самого начала предусматривали осуществление не только морских, но и речных диверсий (подрыв мостов и плотин), а также уничтожение важных военных объектов на побережье (радиолокационных станций, узлов связи, позиций береговой артиллерии и т.д.).

Соединение "К" провело немало успешных операций, среди которых наиболее значительными считаются разрушение шлюза в Антверпенском порту, уничтожение батареи тяжелых орудий, подрыв мостов через реки Орн и Ваал в Голландии и еще нескольких через реку Одер в восточной Германии.

Первый отряд американских боевых пловцов был создан в мае 1943 года. С самого начала их главной задачей считалось обеспечение высадки десантов. В Европе они участвовали в высадке союзных войск на острове Сицилия в июле 1943 года и в Нормандии в июне 1944 года. Однако основную работу им пришлось выполнять в ходе десантных операций на островах Тихого океана.

Команды подводных подрывных работ (так они именовались в официальных документах) проводили разведку, разминирование и уничтожение противодесантных заграждений на островах Кваджелейн, Сайпан, Гуам, Окинава, Иводзима, Эниветок, Борнео и других. К концу войны численность боевых пловцов американского флота достигла трех с половиной тысяч человек, действовавших в составе 34-х отрядов. Главная их база и тренировочный центр находились на Гавайях (на острове Мауи).

Имел своих боевых пловцов и японский флот. Но, в отличие от всех других стран, японские пловцы были смертниками. Они пользовались дыхательными аппаратами на кислороде, позволявшими погружаться на глубину до 30 метров и не дававшими демаскирующих воздушных пузырьков. Японские пловцы буксировали вручную заряд взрывчатки в специальном контейнере с поплавком, обеспечивавшим нулевую плавучесть.

Задача такого "дракона счастья" (фукурю) сводилась к тому, чтобы незаметно подплыть под водой к стоящему недалеко от берега американскому кораблю и ударить взрывателем по металлической обшивке корпуса. Этих пловцов японское командование в массовом порядке использовало с весны 1944 года для противодействия десантным операциям "янки" на Филиппинах. К сожалению, достоверных сведений о результатах их действий не имеется.

В газете "Красная Звезда" за 1 ноября 1996 года была опубликована заметка Д. Литовкина, в которой сообщалось, что в 1941 году в осажденном Ленинграде из военных моряков сформировали роту особого назначения. В число ее задач входило минирование кораблей и гидротехнических сооружений в тылу врага из-под воды. Вскоре после окончания войны данное подразделение расформировали.

Однако никаких сведений о численности роты, ее организации и вооружении, о проведенных боевых операциях в заметке нет. Неясно также, какие водолазы входили в ее состав: с автономными дыхательными аппаратами или же в мягких скафандрах со шланговой подачей воздуха.

Когда в 1964 году американцы начали войну во Вьетнаме, практика действий боевых пловцов на суше получила там значительное развитие. Небольшие группы (как правило, в составе 5-6 человек) в ночное время проникали на катерах с бесшумными моторами в районы, занятые отрядами партизан.

Не подходя вплотную к берегу, пловцы ныряли с борта и под водой плыли к цели. Их обычными боевыми задачами являлись разведка, диверсии (уничтожение складов взрывчатки, оружия, продовольствия), ликвидация выявленных агентурой партизанских связных и командиров. После выполнения задания они тем же способом возвращались на катера, ожидавшие их в условленном месте. Чаще всего боевые пловцы действовали не с моря, а на бесчисленных притоках Меконга.

Именно во Вьетнаме боевых пловцов начали сбрасывать в воду с вертолетов, летящих на предельно малой высоте, а также на парашютах с самолетов. Так на свет появилось широко известное (благодаря художественным фильмам) подразделение "SEAL", что означает "море-воздух-земля".

Интересно отметить, что с самолетов пловцов-парашютистов сбрасывают, как правило, на высоте не более 400 метров. На лету они включают дыхательные аппараты, а в воде освобождаются от парашютов. Весь процесс превращения парашютиста в "ля- гушку" занимает не более 90 секунд. Нетрудно представить, сколь серьезную подготовку надо пройти, чтобы совместить в себе искусного парашютиста, подводного пловца, разведчика, диверсанта, снайпера...

По мнению экспертов Лондонского института стратегических исследований, наиболее боеспособными являются в настоящее время подразделения боевых пловцов следующих стран: Великобритании, Германии, Израиля, Ирана, Италии, Нидерлан- дов, Пакистана, России, США, Франции.

Помимо военных флотов и сухопутных войск, свои собственные подразделения боевых пловцов имеют в настоящее время многие спецслужбы. Так, французский флот располагает командой пловцов "Юбер" (Hubert), с базой в Лорьяне, а французская военная разведка имеет аналогичное формирование в Келерне. Таким образом, современные боевые пловцы предназначены к действиям по следующим основным направлениям:

- диверсии против кораблей, портовых и гидротехнических сооружений в портах, на рейдах, в реках, озерах и водохранилищах;
- обеспечение высадки морских десантов на необорудованное побережье и в портах противника;
- разведывательные и диверсионные операции на берегу, в удалении от водной акватории, используемой в таких случаях как наиболее удобный путь высадки и эвакуации;
- охрана кораблей, портовых и гидротехнических сооружений от диверсантов и террористов, пытающихся подобраться к ним под водой.

Эксперты считают, что в XXI веке боевые пловцы сохранят свое значение. Более того, по мере создания все более совершенных технических устройств, приборов и оружия их тактические возможности будут становиться все более широкими.

На сегодня всё, всем удачи и до встречи, заходите в гости,
Адреса наших сайтов : www.desant.com.ua    bezpeka.desant.com.ua    groza.desant.com.ua
архив рассылки здесь

В избранное