Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Подводный спецназ советского флота


"Есть ДЕСАНТНЫЕ ВОЙСКА - нет задач невыполнимых!"
Выпуск № 80

 В выпуске
Подводный спецназ советского флота
Увеличенная версия фотографии - здесь

Предыстория создания советского морского спецназа такова.
В октябре 1955 года в английский порт Порсмут прибыл советский крейсер "Орджоникидзе". На его борту находились тогдашние руководители СССР - Хрущев и Булганин. Из Портсмута они отправились в Лондон на переговоры с премьер-министром Великобритании.

А тем временем к днищу крейсера под водой подобрался английский боевой пловец, капитан 2 ранга Лайонелл Крэбб. Британских специалистов очень интересовала конфигурация винтов крейсера. Они считали, что именно благодаря своим винтам крейсеры этого типа, огромные корабли длиной 210 метров и водоизмещением девятнадцать с половиной тысяч тонн могли развивать скорость более 35 узлов (свыше 65 км/час).

Однако советские агенты узнали о миссии Крэбба. Во время его второго рейда корабельные винты как бы случайно начали вращаться и Крэбб погиб. По стечению обстоятельств в том же году и в том же месяце на рейде Севастополя от подводного взрыва затонул линкор "Новороссийск".

Официально о его гибели не сообщалось, лишь на флотах зачитали документ, согласно которому причиной трагедии стала немецкая донная мина времен прошедшей войны. Однако в Министерстве обороны никто не сомневался, что истинными виновниками гибели линкора и более чем 600 членов его экипажа являются итальянские боевые пловцы из группы князя Валерио Боргезе.

Подрыв огромного корабля в Севастополе и происшествие в Портсмуте, вместе взятые, произвели сильное впечатление на тогдашнее руководство советского военного ведомства. Оно приступило к рассмотрению вопроса "о необходимости создания специальных подводных разведывательно-диверсионных формирований".

Спустя полгода, весной 1956, министр обороны Г. К. Жуков издал приказ об организаций специальных сил военно-морского флота. На основе этого приказа были начаты различные эксперименты в данном направлении.

Первым в советском флоте (в 1956 году) был создан спецназ Балтийского флота. Тактика действий, методы обучения личного состава, снаряжение и вооружение - все это разрабатывалось или проверялось именно балтийскими моряками специального назначения. Так, уже в 1956 году мичман Брагин совершил первый прыжок с парашютом, предназначенным для боевого пловца.

На следующий год моряки этого подразделения опробовали новые по тем временам акваланги. Еще через год (в 1958) полковник Потехин, старший лейтенант Авинкин и матрос Куприн провели испытания подводного транспортировщика. В том же году на учениях в районе Таллинской военно-морской базы одна группа боевых пловцов "заминировала" крейсер на якорной стоянке, другая группа "уничтожила" на берегу склад боеприпасов, третья - проделала проход в боносетевых заграждениях, прикрывавших вход на Таллинский рейд.

В 1967 году приказом главнокомандующего ВМФ был создан "Учебно-тренировочный отряд легких водолазов Черноморского флота". На следующий год он показал на крупных общевойсковых учениях свои возможности в плане обеспечения высадки десанта. Боевые пловцы этого отряда не только провели разведку побережья в районе высадки главных сил, но и сумели захватить там плацдарм, облегчивший и ускоривший десант с кораблей.

Помимо отрядов боевых пловцов, предназначенных для разведывательно-диверсионных действий в акваториях противника (собственно морской спецназ), были организованы еще и подразделения противодействия вражеским пловцам. В течение 1968-1969 гг. с помощью специалистов, подготовленных в Учебно-тренировочном отряде, на всех флотах (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, Северном) развернули Отряды по борьбе с подводными и диверсионными силами и средствами (Отряды ПДСС).

Их подразделения имеются во всех сколько-нибудь крупных военно-морских базах, и в обязательном порядке там, где находятся подводные лодки с атомным оружием на борту. Спецназ ВМФ СССР имел в своем составе всего лишь несколько частей. Отбор в них был очень строгий. Призывники до прибытия в части даже не знали, куда попали.

Срок службы матросов и старшин составлял три года. Программа их обучения была очень разнообразной и включала в себя водолазную, воздушно-десантную, навигационно-топографическую, горную специальную, морскую, физическую подготовки, минноподрывное дело, рукопашный бой, умение выживать в условиях различных театров военных действий, радиодело и многое другое, без чего не обойтись в современной войне.

В течение нескольких месяцев физическую и психологическую нагрузку призывников доводили до предельных. За кандидатами постоянно наблюдали старшины из боевых подразделений, заранее подбиравшие людей в группы. Физическая и профессиональная подготовка оценивались по нормативам, а психологическая устойчивость проверялась при различных испытаниях.

Подобная строгость необходима. Она вытекает из тех задач, которые стоят перед боевыми пловцами. Это ведение разведки на приморских направлениях в интересах флота, уничтожение мобильных пусковых установок ракет, командных пунктов, гидротехнических сооружений, кораблей, судов, да и многое другое, где требуется точный расчет, отличная физическая и техническая подготовка, преданность своему делу и вера в тех, кто идет с тобой рядом.

Большинство задач, решаемых спецназом ВМФ, кажутся невыполнимыми, но именно то, что противник исключает даже саму возможность их выполнения, способствует боевым пловцам в достижении успеха.

На сегодня всё, всем удачи и до встречи, заходите в гости,
Адреса наших сайтов : www.desant.com.ua    bezpeka.desant.com.ua    groza.desant.com.ua
архив рассылки здесь

В избранное