Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Россия самая: 2003 и дальше

  Все выпуски  

Россия самая: 2003 и дальше Истоки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Р.О.С.С.И.Я...С.А.М.А.Я

Сентябрь 2005
Здравствуйте, уважаемые читатели! В нашей сегодняшней рассылке мы продолжаем обсуждение ваших писем. Напомним, что для нас важно мнение каждого читателя! Пишите - и ваши мысли обязательно найдут отражение на страницах следующих выпусков. Хотим также добавить, что наши размышления, которые мы сами называем социальными эссе, не являются комментариями к присланным вами, уважаемые читатели, статьям, а выражают исключительно наш личный взгляд на процессы, происходящие в современной истории, свидетелями коей мы и являемся. Подчеркнем: "личный" здесь означает мнение как нас самих, так и наших единомышленников. Личностей Достойных, Компетентных, Просвещенных и Причастных. Все, что касается упомянутых Личностей - с большой буквы. И в то же время - личностей, которые по некоторым причинам избегают лишней публичности. Дискуссия по следам наших публикаций Тема терроризма, затронутая нами в предыдущих рассылках вызвала интерес не только в России, но и на Западе. Поэтому сегодня мы представляем вам, уважаемые читатели, взгляд на терроризм глазами западного человека, вернее читательницы, которая пишет под псевдонимом Лаура. Это письмо не просто продолжение дискуссии или спор с нашим уважаемым Диогеном, это несколько иной взгляд на тему отношения к терроризму в целом. Причем взгляд оригинальный, как бы "взгляд со стороны". Дело в том, что эта читательница, блестящий специалист по русскому языку и российской культуре - не наша соотечественница. Она родилась и живет в одной из развитых стран Европы. Тем более интересно ее мнение- а как наша, российская жизнь, воспинимается "там", "у них"? По ту сторону бывшего "железного занавеса". Который, правда, все еще по-прежнему лежит наготове - пусть и заржавевший, изъеденный коррозией до дыр- но не списанный и не выброшенный на свалку истории. Не сданный в утиль. И готовый к тому, чтобы в нужный момент вновь быть опущенным- конечно, со стороны нашего отечества (вы в курсе, наверное, что уже вот-вот даже в ближние республики теперь уже бывшего СНГ российские граждане смогут выезжать только по визам?) Впрочем, мы слегка отклонились в политику внешнюю - наболело... Что же касается мыслей нашей читательницы, то их главная ценность для нас предложение реальных практических действий по борьбе с терроризмом именно в умах людей. Где и находится, по нашему глубокому убеждению, истинное поле битвы с одним из самых страшных явлений современного мира Итак, уважаемый Диоген, я во многом согласна с Вами.Но из далекой Венгрии все видится чуточку по-другому. Даже если представить, что в России нет войны, (все войны прекратились! Представили?) то опасность угрозы террористических актов все равно есть. Терроризм - это унроза для всего человечества. Об этом говорят и примеры террактов в Лондоне и в Нью-Йорке. К сожалению, подпитывает терроризм, как мне думается, (религиозный) фанатизм (как крайняя форма нетерпимости к каждому, кто отличается от фанатика вероисповеданием, мировоззрением, или отличается по рассовому, или по национальному признаку) и ..невежество, неразвитость личности человека. Вот уж где работы непочатый край для психологов и психиатров всего мира! Самое главное, что терроризм затрагивает интересы не только россиян, но и интересы людей, живущих в западных странах. Уверяю Вас, западному человеку есть что терять!! И я имею в виду не только пресловутый более высокий материальный достаток или лучшие условия жизни! Поэтому в борьбе с терроризмом и в поисках выхода из сложившейся ситуации наши усилия должны быть объединены. Самое главное - это возможно и реально. Здесь границы - не помеха! И языковой барьер преодолеть тоже реально! Я совершенно согласна с Вами, уважаемый Марк, Вы совершенно правы: необходимо готовить детей к правильному поведению в экстремальных ситуациях, и с первого класса! Необходимо вводить изучение в школе такого предмета, как основы психологии (название может быть другим, но суть остается прежней: психологические знания, хотя бы самые азы, необходимы, как вода! Я думаю, что процентов 85 населения и у вас, и у нас чудовищно неграмотны в этом плане. Я также думаю - на основании знакомства с Вашими книгами и статьями, уважаемые авторы рассылки, что в школе необходимо в рамках предмета "Основы психологии" (если это есть в российских школах) изучать и распространять Ваш метод Ре-3. (Он изменил и меня лично, и в положительную сторону! Но это так, к слову пришлось, - не об этом сейчас речь). Что касается террористов, то я считаю, что в крайнем , повторяю: в крайнем случае против них нужно действовать ихними же методами. То есть, применение сил спецназа и военной техники при освобождении заложников оправдано. Но риск потерь среди заложников всегда, увы, существует. С этим надо считаться, и стараться по возможности свести эти потери к минимуму. Я хочу, чтобы каждый был спокоен: государства мира не сидят сложа руки, и спецслужбы всех стран тоже сотрудничают между собой в борьбе с терроризмом. Это невидимая, большая и серьезная борьба, и результаты работы тут не принято афишировать. Но они есть! ...Вы совершенно правы, Марк: ребенку можно все понятно объяснить о терроризме в рамках рассказа о борьбе между Добром и Злом, и не прибегая к таким словам, как "чеченец," "мусульманин", "лицо кавказской национальности", не исследуя форму носа и особенности религиозного обряда). ...О Великой Отечественной войне. Полностью согласна с читателем "Диогеном". Но это было другое время, другие люди. Сейчас- другое время и другие люди.. Мне кажется, что события несколько драматизируются. Да, война, возможно, сразу и не исчезнет, зато психически неуравновешенных и психически больных людей станет намного меньше! Да, бороться с терроризмом нелегко. Но большую роль в успешности решения проблемы могут сыграть именно психиатры, психологи, психотерапевты, обладающие специальными знаниями о психике человека! Эти знания нужно распространять через средства массовой информации, через прессу, радио, телевидение, через интернет. Наверное это слишком строго - так судить о всех учителях, заведомо сомневаться в эффективности их работы в школе по распространению знаний, касающихся правильного поведения детей в экстремальных ситуациях. Но даже если представить, что кто-то из учителей уж настолько задерган, измучен условиями русской суровой действительности, то и тут есть выход. Психиатры, психологи, психотерапевты, добившись у правительства, чтобы качественные лекции об угрозе терроризма, о поведении в экстремальных ситуациях транслировались по телевидению и по радио в определенные дни и часы, тем самым обеспечат поступление качественной информации даже в самую отдаленную деревню или в школу. Телевизор или один радиоприемник , я думаю, есть даже в самой глухой деревне. Многие школы, как мне известно, уже оборудованы компьютерами и имеют выход в интернет. Я не знаю, как обстоит дело с ликвидацией компьютерной неграмотности в России, но у нас в стране все движется к тому, чтобы компьютерное образование стало повсеместным, и азами компьютерной грамотности владеют как дети в детском саду, так и пенсионеры, и даже очень пожилые люди. Вывод мой таков: лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего! 1. В борьбе с терроризмом нужно объединиться и западным странам, и странам бывшего СССР, независимо от национальности и вероисповедания. 2. Особую роль приобретает объединенная работа психиатров, психологов, психотерапевтов по распространению качественных знаний о психике человека, о психике террориста, об истоках терроризма, о здоровом мышлении, и др. 3. Эти знания наиболее эффективно распространять через СМИ. С уважением и искренними пожеланиями успехов и удачи. Моя поддержка Вас в Вашем начинании - безусловна! Несмотря на то, что мы пока не имеем возможности общаться в конференции, наши читатели зачастую мистическим образом чувствуют друг друга до того, как увидят новое мнение в рассылке. Очень обнадеживает стремление некоторых наших читателей, таких как Диоген, дойти "до практической сути", что выгодно отличает нашу рассылку от многих либеральных форумов. Приветствую вас, уважаемые авторы! Давайте, раз уж взялись, проведем глубокое бурение душ и методов именно на страницах этой рассылки. Ибо надо же приходить к какому-то практическому результату. В прошлый раз я выразил сомнение в действенности метода введения нового школьного предмета по поведению в экстремальных ситуациях. Вроде бы, вы мне не возразили. По крайней мере, доводов "за" я не нашел. Хорошо. Идем дальше. Свою задачу вы обозначили таким образом: "создание путем самоорганизации, ициативы снизу больших и малых групп взаимной психологической поддержки, групп, в которых люди могут общаться друг с другом, преодолевать разобщенность и социальную отчужденность, преодолевать ксенофобию." Безусловно, это верная постановка цели.Безусловно,творческий подход к действительности возможен только через инициативу и самоорганизацию. Однако ж, намеренно или нет, но вы сужаете свою задачу. Что значит - создание групп психологической поддержки? Как хотите, а у меня никаких ассоциаций, кроме психологического тренинга, такой оборот не вызывает. Давайте обратимся к истокам! Речь, в "Открытом письме" в частности, шла о безопасности внутреннего мира. А у кого внутренний мир неуязвим? По моим наблюдениям, у тех людей, у кого в жизни есть Миссия, Дело, а также Увлечения. Когда есть чем заняться, совершенно нет надобности переживать. И с чем большей энергией человек отдается Делу, тем менее он уязвим. В мире много инвалидов, которые, естественно, испытывают социальную отчужденность. Но ведь был же среди них Николай Островский - а он такой же человек, как все. А вот государственная политика (и социальная среда) направлены категорически против Дела. Что, в общем-то объяснимо. Желанной целью являются не Достижения, а Развлечения. Достижения тоже цель, но лишь в том смысле, в каком они могут служить Развлечениям. Ну и что же удивляться уязвимости душ? Некоторое время назад я интересовался в комитете по молодежной политике, помогают ли они молодым людям трудоустроиться, найти свое место в жизни, решить какие-то проблемы и т.д. Оказалось - нет. Они занимаются исключительно организацией досуга. Что ж, итог очевиден. Достаточно посмотреть в окно. Итак, безопасность внутреннего мира нарушается прежде всего отсутствием Дела. Дело живет внутри человека, а всякие мнимые ценности вне его. Дело всегда пробуждает в человеке интерес к жизни и мало зависит от окружающей обстановки. Люди, увлеченные Делом, всегда готовы самоорганизоваться и проявить инициативу. Если таких людей соберется достаточно много на единицу площади, они начинают формировать собственную социальную среду. Дельную. С безопасным внешним миром. Если окружающая обстановка активно мешает жить Людям Без Дела, процесс формирования иной социальной среды идет быстрее. Это общая схема. Тут есть определенные нюансы, но о них позже. Пока хотелось бы услышать ваши комментарии. Диоген Спор наш свелся фактически к определению направленности движения: из нутра... или в нутро? Человек - к делу, либо, дело - к человеку. Однако, смею Вас уверить, процессы эти встречные равнозначные и равноценные. Спорить об этом тоже самое, что спорить о том, что появилось раньше: курица или яйцо. Перекос и в ту и другую сторону одинаково опасен. Одна крайность порождает другую: рабство изнутри превращается в тоталитаризм вовне. Превалирование внешнего над внутренним неизбежно заканчивается тоталитаризмом поневоле или невольным тоталитаризмом. Отрицать это, значит отрицать, что революции происходят не в головах людей, а в Зимнем. И чем меньше эти головы засоряются "в интересах..." тем меньше каждый конкретный человек - "быдло", тем меньше вероятности состряпать из него дешевенькую толпу и манипулировать из-за кулис. Потому как, ежели ты выглядываешь в окно, то, значит, у тебя надобность есть, заметьте - "своя", и то, что ты там увидишь зависит по большому счету, тоже от тебя. Потому что там всегда будет то, что стремиться выключить твою критичность: не важно - в политических или коммерческих целях. Как ни странно, но процесс это тоже встречный. Вы никогда не задумывались, почему 5 минут назад либерал, хуже собаки рычит на соседей. Не потому что его залили, а потому что у него настроение скверное. Он на митинг ходил за свободу бороться, но митинг был не совсем либеральный, какой-то Лимонов орал во всю глотку и он стал с ним орать, а когда разобрал, что на Триумфальной сразу два митинга было - увы, скверно на душе. Вроде и образован, и неглуп, а в толпу НБ-пешников (или пешек?) от "Наших" (не наших с вами, а сторонников движения "Наши") трудно отличить. Да вроде бы и все они за свободу. Только вот, свободу чего? Человек в очереди не идет против, а неожиданно для себя поддерживает большинство, Тем более, что это большинство движется в правильную для него сторону - к светлому пиву:, а то, что ему пиво вообще противопоказано, так это в данный конкретный момент возбуждения от предвкушения для него не показатель. Откуда возьмется окружающая действительность, если ей "отражаться" негде или она только на коммунальных кухнях отражается, а больше нигде. Нас пугает неопределенность и мы может ее определить на свой вкус:) Позволим себе сразу несколько банальностей: Власть у того, кто владеет умами. Самая большая зараза для власти - человек сомневающийся. Самая большая зараза для человека - власть В истории полно красочных примеров. Вспомним знаменитого попа Гапона, который для революции 1905 года вполне либерал. Шел к царю с миром не с войной. После того, как царь не понял и пострелял, удрал в Европу, а оттуда прекраснодушно замечтался и с пути революционного свернул. Падок оказался до денег, своих стал сдавать. И за эту моральную неустойчивость его повесили. Объедаясь заморскими ананасами, купаясь в неожиданной славе Гапон обленихся и объядохся, о деле напрочь забыл. А ведь выдумано 33 теории "отсутствия объективных предпосылок" к революции в России в 1905 году. И народ не так угнетен и денег немцы на революцию еще не дали:-) А Гапон, так это частность, - махнет рукой строгий критик. Тогда почему Ленин не частность? И, к тому же, личность в истории. Поэтому мы считаем, что все происходило не вокруг, а в головах каждого конкретного человека. Амбиции могут быть маниакально-устойчивы, а могут резко угасать (как в случае с Гапоном - он был принят в лучших домах на Западе, его портреты красовались в витринах и размножались миллионными тиражами... Признание больше не интересовало этого человека: он боялся не потерять. Что его и погубило? Но, хватит об этом. Есть личности, которым не важна внешняя опора: взрослые люди со зрелым "эго". Люди же у нас в большинстве инфантильны. Им (как и Вам) легче террористов "понять и пожалеть". Известный науке "синдром заложника" напрямую связан с детской зависимостью от взрослого. В данном случае, воспринимаемого всемогущим террориста, у которого хочется попросить, как у мамы покровительства и защиты и как у Бога - прощения за все грехи, совершенные и несовершенные всем человечеством и быть принятым в "лоно" или в стаю, если хотите. Внешне этот крайне инфантильный синдром выражается как жалость к террористам. Якобы, это не они, их вынудили обстоятельства, у них тоже дети и пр. псевдо- обще-человеческий закон, по которому "все люди братья". Заложнику хочется прижаться к любому живому (теплому) существу, чтобы защитить себя от опасности(срабатывает самый сильный инстинкт - выживание рода), и с точки зрения логики бессмысленное действие - к тому, от кого эта опасность исходит. Впрочем, здесь не до логики. Парадокс "Силы Слова" заключается в том, что, будучи рациональным по своей сути, настоящее Слово действует на нас (простите за тавтологию) помимо слов), т. к. способно вызвать к жизни иррациональную мысль, посеять сомнение в умах. Может быть, иногда достаточно сказать: все не так, как Вы себе объясняете. А на самом деле, Вам объясняют через массовое внушение выгодных власть предержащим идеалов через СМИ, которые служат им исправно. Так уж устроен человек, переоценка ценностей - удел кризисов, которые начинаются, как известно, с обыкновенного сомнения. А где оно рождается, сомнение? В голове! Поймите, мы не идеализируем: переоценка может быть с любым знаком. Приведем элементарный пример, какие-такие внешние стимулы должен был иметь небезызвестный поп Гапон, чтобы вернуться в Россию и стать во главе революции? Психогенные катастрофы возникают из патологической возрастной регрессии (в масштабах общества), возврату к патерналистскому сознанию. "Век толп" поглотил личности и перестал быть аллегорией. "Массовое общество" - это возврат в детство человечества, возврат в колыбель. Жалкое зрелище: дородный детина в люльке в шоке. Потому что разучился пользоваться материнской грудью, а бутылки ему подавай с пивом. А если не идти пить пиво вечерком, то в общем и идти больше некуда. Полная дезориентация, потеря жизненных ориентиров, то есть. Тридцать с лишним лет назад американский футуролог Тоффлер написал бестселлер, который актуален и по сей день. Конечно же, мы имеем ввиду "Шок будущего". Мы все живем в этом шоке, когда никто не понимает куда двигаться. Ни по-, ни против двигаться невозможно, потому что исчезло само течение (движение). Что у нас в головах? Вечный недострой, а главное - неясно что строить. БАМ вроде - поздно. Там китайцы все сами построят (уже на освоенных землях). Светлое будущее осталось без чертежей, и в общем - без определений. Попытка строить идеологию на основе православия пока с трудом удаются. Выстроили пока новый религиозный институт под названием Московская Патриархия (мини-Ватикан), где папу заменяет с(о)ветско внеисторическое сакрализованное лицо в кепке. Пока что четкие очертания приняло только "стадо молодняка", которое идет за вожаками и не мычит. Театралы из погорелого политтеатра - за Лимоновым, размороженные зрители - за и вовсе махровыми националистами. Просто бьют не наших по морде - не по паспорту. Камо грядеши? А теории давайте оставим теоретикам. А тренинги - тренерам. Попалась мне как - то забавная статья в одном занаученном журнале, "Приказано мечтать" называется. Автор (молодой оптимист) к концу статьи сам себя убедил в том, что мечтать можно заставить. Только "как" предложить забыл. Давайте копнем глубже: откуда проистекает эта самая мечта? Как ни странно - из логики. Мозг наш до того любит мечтать развалившись вместе с хозяином на диване, может предаваться сладким грезам бесконечно долго, строить планы, создавать сценки и сценарии прекрасного будущего... Мечты оттуда же, откуда и вера в коммунизм, да и в любую утопию - из левого полушария мозга. Нас так учили и продолжают учить наших детей в школе. Кто из нас не мечтал стать космонавтом. Кажется, до осуществления идеальной мечты - рукой подать. А то, что левое полушарие мыслит крайне непродуктивно, мы узнаем почему-то вместе с "разбитыми мечтами", так популярными в сериалах. Та же часть мозга, которая является действительно творческой, в рационалистическом обществе всегда подавлена. И, наверное, мы изначально слишком узко поставили проблему. Несбыточные мечты - национальное кредо советского человека. Общая позиция такова: я тут намечтал, как осчастливить человечество, а Вы воплощайте, а не нравится, дальше мечтать пойду. Всех воспитаю и перевоспитаю, а сам посижу в кустах, понаблюдаю за экспериментом. Вспоминаются мудрые слова современного философа Владимира Микушевича: "Лучший способ осчастливить человечество - быть счастливым самому". Можно ли научить счастью. Мы утверждаем, что можно, потому что счастье - это Не просто эмоция, это самоощущение. Когда оба твоих полушария принадлежат тебе же. И здесь уже нужно говорить об образовании гораздо в более широком смысле. Ведь, как ни печально, от самого процесса образования, да еще с жутким перекосом в спорную фактологию(что история, что биология, что математика), не делает ребенка взрослым, в тоже время - ни оставляет ребенком. В итоге получается незрело- перезрелый индивид или попросту - недоросль. Что значит повзрослеть? Это созреть для ответственности: себя, близких, страны. Взрослый человек чувствует себя, он адаптируется, а не выживает. Как можно раньше встретится со своими пусть неприглядными субличностями, обжить свое жизненное пространство, познакомиться с собой, в конце-концов, это и есть важное Дело, от которого все остальные дела спорятся. С уважением и искренним ожиданием Вашего мнения Алла и Марк P.S. На страницах рассылки мы стараемся взращивать действительную Свободу Слова. Приобщайтесь к дыханию Свободы! И расскажите от этом своим друзьям :-) Словом - Пишите!
Наши ссылки (без ссылки...) Психология терроризма Россия - "Титаник"? Преодолеть зависимость от государства


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: state.politics.liberalrus
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное