Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N1/2015


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2015

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2015;
– Информацию об обновлениях на сайте БиНО.

Изучаем обновленную Инструкцию № 157н

Содержание

Когда применять новые нормы?

Изменения, внесенные в общие положения по ведению учета

Во второй половине 2014 г. Минфин России анонсировал планы по обновлению целого ряда нормативно-правовых актов в отношении порядка ведения учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Но только одно из обновлений вышло из стадии проекта и дошло до регистрации в Минюсте России – Приказ № 89н (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н").

Кроме того, Минфин России разработал соответствующее письмо с методическими рекомендациями (письмо Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918 (далее – Методические рекомендации)) по переходу на новые положения Инструкции № 157 (утверждена приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н).

Когда применять новые нормы?

Следует напомнить, что когда будущий Приказ № 89н был размещен как проект на сайте Минфина России, он предусматривал, что переход на применение новых норм следует осуществить до 1 декабря 2014 г.

Однако в тексте, прошедшем Минюст России (п. 2 Приказа № 89н), уже совершенно другая формулировка. Загадочная. Из нее можно заключить:

– если в учетной политике учреждения ничего не будет сказано о том, когда следует перейти на учет по Приказу № 89н, то данные на 31 декабря 2014 г. уже должны быть отражены так, как указано в Приказе № 89н;

– но если к сроку формирования последних учетных регистров за 2014 г. у учреждения не будет соответствующих организационно-технических возможностей, переход на учет по новым нормам учреждению можно будет осуществить позднее.

Но Минфин России имел в виду другое: что можно перейти и раньше, а вот позже – нельзя, поэтому на 31 декабря 2014 г. все должны учесть поправки в Инструкцию № 157н, вводимые данным приказом. Эту свою позицию Минфин России и подтвердил своим письмом с методическими рекомендациями, которое очень "оперативно" разместил на своем официальном сайте – 24 декабря 2014 г. Как указано в этом письме:

"Учреждение вправе принять решение о переходе на применение Изменений 157н как в целом (по всей совокупности новых положений: по организации в учреждении ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и осуществления внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, по порядку проведения инвентаризации имущества, по ведению учета отдельных объектов активов, обязательств, иных объектов учета, применению рабочего плана счетов учреждения и иных положений методологии), так и по отдельным положениям Изменений 157н исходя из условий проведения инвентаризаций имущества, в том числе составляющих активы учреждения, и его обязательств и с учетом организационно-технической готовности учреждений, но не позднее 31 декабря 2014 года".

То есть можно перейти когда угодно, но не позднее 31 декабря 2014 г. А может быть, можно не позднее 31 декабря 2014 г. перейти на новый порядок по отдельным положениям? В общем, опять все "четко" разъяснено. Однако следует понимать, что указанное письмо – не более чем рекомендации, потому что письма не относят к нормативно-правовым актам.

Следует дождаться изменений в Инструкцию № 174н (утверждена приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н), потому что именно эта инструкция регламентирует перечень корреспонденций счетов. Хотя мы можем и не дождаться таких изменений. Примеры уже были – порядок отражения в учете сальдо расчетов с учредителем на счете 021006000 был "изменен" письмом Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798, и с тех пор бюджетные учреждения ведут учет и формируют отчетность с учетом указаний этого письма. Хотя это незаконно, так как письма – это не нормативно-правовой акт, а в нормативно-правовом акте – Инструкции № 174н – до сих пор все по-старому с учетом изменений Инструкции № 157н, необходимо, чтобы соответствующие изменения были внесены в Инструкцию № 33н (утверждена приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н). И 31 декабря 2014 г. во второй половине дня на официальном сайте Минфина России был размещен приказ Минфина РФ от 29 декабря 2014 г. № 172н о внесении изменений в Инструкцию № 33н.

Изменения, внесенные в общие положения по ведению учета
С.В. Балдина, генеральный директор "Центра финансовых экспертиз"
Состав субъектов бухгалтерского учета

Состав субъектов бухгалтерского учета учреждений госсектора, применяющих Единый план счетов, изменен.

Во-первых, из состава субъектов бухгалтерского учета госсектора исключены государственные академии наук. В связи с реформой государственные академии наук стали обычными бюджетными и автономными учреждениями.

Во-вторых, в перечень субъектов бухгалтерского учета добавлена Государственная корпорация "Росатом".

Принципы бухгалтерского учета

Следует заметить, что явно видна общая тенденция приближения учета и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях к стандартам учета в коммерческом секторе. Известно, что в коммерческом учете существуют определенные принципы бухгалтерского учета, основанные на допущениях и требованиях: всего в нем определено четыре допущения и шесть требований. И в Инструкцию № 157н некоторые из них начинают внедрять и в госсекторе.

Принцип непрерывности деятельности. Он уже был прописан в изначальной редакции Инструкции № 157н (абз. 4 п. 3 Инструкции № 157н). И хотя он не продекларирован именно как принцип, а просто сказано, что бухгалтерский учет ведут непрерывно, исходя из предположения, что субъект учета будет осуществлять свою деятельность в обозримом будущем, тем не менее это допущение считают одним из основных.

Принцип временной определенности факта хозяйственной деятельности, или принцип начисления, – и он нашел отражение еще в прежней редакции Инструкции № 157н (абз. 3 п. 3 Инструкции № 157н). Метод начисления предполагает, что результаты операций признают по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквивалент) при расчетах по указанным операциям. То есть уже было сказано, что учреждения ведут учет методом начисления. Реализацией данного принципа отчасти можно считать и включение в первоначальный текст Инструкции № 157н счета 401 50 "Расходы будущих периодов", который предназначен для правильного отражения в учете тех или иных расходов с точки зрения временной определенности. А именно: если мы расходы понесли сейчас, а они связаны с будущими периодами, то следует использовать этот счет.

Сейчас это допущение усилено введением в Инструкцию № 157н понятия "событие после отчетной даты" (абз. 6 п. 3, абз. 5 п. 6 Инструкции № 157н). Событие после отчетной даты – это факт хозяйственной жизни, который имеет место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской финансовой отчетности за отчетный год. Причем отчетность за год должна быть сформирована с учетом этих событий после отчетной даты.

Допустим, бухгалтерия учреждения сформировала отчетность. Но пройдет какое-то время, прежде чем отчетность подпишет руководитель. И это будет дата подписания. Напомним, что отчетность считают составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Поэтому дата подписания – ключевая для всех организаций. То есть хотя факты имели место уже в новом году, но их нужно включить в отчетность за предыдущий год.

Для чего это сделано? Минфин России таким образом пытается ликвидировать ситуацию, когда с начала года чуть ли не у всех учреждений новые валюта баланса и вступительное сальдо по сравнению с заключительной отчетностью за предыдущий год. Вот чтобы этого не было или по крайней мере свести к минимуму операции межотчетного периода, внедряют этот принцип. При этом указано, что сам порядок отражения в учете событий после отчетной даты регулирует учетная политика или локальные акты учреждения.

Требование полноты отражения бухгалтерской информации. В первоначальной редакции было только указано, что в целях полноты отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни допустимо в первичные учетные документы и в сводные учетные документы включать дополнительные реквизиты (абз. 7 п. 3 Инструкции № 157н). Это не совсем реализация требования полноты, потому что дополнительные реквизиты – только полнота документального оформления операций. А теперь этот абзац изложен в новой редакции с указанием на то, что информация должна быть полной, то есть не должно быть пропусков, изъятий, должны быть учтены все факты хозяйственной жизни, все данные, которые должны быть представлены в бухгалтерской отчетности.

А далее дают уточнение о существенности информации. Хотя этот критерий – информация существенная/несущественная – можно отнести только к отчетности. Если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности, то она существенна. А в учете должна быть полнота. Таким образом, под полнотой отражения информации следует понимать только учет тех фактов, которые, согласно принятой бухгалтерской практике, подлежат отражению.

Рациональность ведения бухгалтерского учета. Рациональность предполагает, что затраты на ведение бухгалтерского учета не должны превышать пользы от использования его данных. Такого принципа вообще не было, а вот теперь его упоминают, говоря о существенности затрат на формирование учетной информации (абз. 7 п. 3 Инструкции № 157). То есть что затраты на учетные процедуры должны быть сопоставимы с результатом.

Своевременность отражения фактов хозяйственной жизни. Этот принцип был изложен еще в прежней редакции (п. 9 Инструкции № 157н). В новой редакции его дополнили и уточнили, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Принцип осмотрительности – большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем доходов и активов, – частично начинают реализовывать через внедрение в бухгалтерский учет нового счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции № 157н).

Ведь действие этого принципа приводит к тому, что оценка ценностей всегда будет ниже реальной, а оценка обязательств (источников имущества) – завышенной, поскольку организация из осмотрительности образует резервы для покрытия возможных потерь.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2015 читайте также:

Изменения, внесенные в общие положения по ведению учета

Внутренний контроль

Расширение и уточнение учетной политики
Обзор изменений, внесенных в учет

Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 1/2015

Изучаем обновленную инструкцию № 157н
КоАП РФ на страже трудового законодательства – изменения с 2015 года
Как провести сверку с налоговой инспекцией
Отвечаем на вопросы бухгалтера
Обзор документов
Кроссворд от БиНО

Обновления на сайте bino.ru

Для руководителя и главного бухгалтера

На сайте представлена тема "Покупка дорогостоящего оборудования". Тема находится в открытом доступе: http://bino.ru/Pokupka_dorogogo_oborudovania_vhod. Приглашаем написать свои отзывы и предложения на bino@ekar.ru.

Архив статей БиНО

В архиве статей представлены около 100 материалов, опубликованных в наших журналах в 2008–2011 гг.: http://bino.ru/Arhiv_statey. Статьи находятся в открытом доступе!

Размышления у картины

Богданов А.И. На деревенской дороге: http://bino.ru/bogdanov_na_derevenskoy_doroge.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное