Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Казенные учреждения' N4/2012


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Казенные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 4/2012

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Казенные учреждения" № 4/2012;
– Информацию о подписке на наши издания.

Сувенирная продукция в казенном учреждении: приобретение, распространение, учет

Что надо указать в уставных и локальных актах учреждения
Положения уставных документов учреждения

Право учреждения бесплатно распространять сувенирную продукцию не надо отражать в уставе учреждения. А вот право заниматься их изготовлением и (или) торговлей надо зафиксировать.

В государственном (муниципальном) задании не могут быть отражены показатели, характеризующие объемы продаж сувенирной продукции. Но могут быть указаны предельные цены (тарифы) на работы и услуги или порядок их установления.

Что касается торговли сувенирами в рамках приносящей доход деятельности, то в документе, определяющем виды платной деятельности учреждения, обязательно должен быть пункт "Продажа сувенирной продукции". Такой перечень утверждает главный распорядитель бюджетных средств. Также главный распорядитель бюджетных средств устанавливает финансовые показатели по данному виду деятельности.

Пример. Федеральное государственное казенное учреждение помимо деятельности, связанной с оказанием государственных услуг, ведет приносящую доход деятельность. Учреждение является активным участником различных выставок, презентаций, ярмарок и тому подобных мероприятий. В связи с чем главный распорядитель бюджетных средств разрешил учреждению в рамках приносящей доход деятельности продавать сувенирную продукцию. И, как следствие, перечень разрешенных оказываемых услуг (выполняемых работ) был дополнен соответствующим пунктом – под порядковым номером "14".

"Утверждаю"
Руководитель органа – главного распорядителя бюджетных средств

Прейскурант
услуг (работ), оказываемых (выполняемых) Федеральным государственным казенным учреждением в рамках приносящей доход деятельности

№ п.п.

Наименование услуги (работы)

Единица измерения

Тарифы на 1 человека, руб.

минимальный

максимальный

...

...

...

...

...

13.

Оказание консультационных услуг

час

100

500

14.

Продажа полиграфической и сувенирной продукции

единица продукции

10

без ограничения

...

...

...

...

...

Положения коллективного договора

Согласно пункту 28 статьи 217 Налогового кодекса РФ со стоимости подарков, полученных сотрудниками от организации, не надо исчислять и удерживать НДФЛ, если подарки не дороже 4 000 руб. Причем названное ограничение нельзя превышать в течение налогового периода. То есть в течение календарного года. А если лимит превышен, то организация как налоговый агент должна удержать из доходов лица, получившего подарок дороже 4 000 руб., НДФЛ, исчисленный с суммы превышения стоимости подарков над этой предельной суммой. Дополнительные трудности возникают, если за победу в соревновании или конкурсе предусмотрен подарок, стоимость которого превышает 4 000 руб., а победитель не является сотрудником учреждения, проводившего соревнование. Тогда в налоговую инспекцию по месту учета учреждения надо подавать сведения о том, что такое лицо получило подлежащий обложению доход, а НДФЛ удержать учреждение не может.

Таким образом, если учреждение намерено проводить соревнования (конкурсы), победителям которых будут вручать призы, ценные подарки, сувениры, а также награждать ими отличившихся работников, имеет смысл ограничить стоимость вручаемых призов и сувениров. Например, в размере лимита, установленного в пункте 28 статьи 217 НК РФ. Эту норму можно зафиксировать в коллективном договоре (в части награждения своих работников) и (или) в положении об организации соревнований (конкурсов), если на такие мероприятия будут приглашать участников, не состоящих в трудовых отношениях с учреждением–организатором соревнования.

Еще один повод включить в коллективный договор норму о награждении отличившихся сотрудников ценными призами, сувенирами содержится в статье 255 НК РФ. Согласно положениям этой статьи при исчислении налоговой базы налога на прибыль организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Но это актуально только для тех учреждений, которые ведут приносящую доход деятельность и могут подтвердить, что вручение сувениров сотрудникам имеет непосредственное отношение к осуществлению учреждением именно этого вида деятельности.

В коллективный договор можно не включать нормы, регламентирующие порядок награждения ценными подарками сотрудников учреждения, если эти нормы содержатся в законодательных и нормативно-правовых актах Российской Федерации.

Положения учетной политики об учете сувенирной продукции

Казенные учреждения используют Инструкцию по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 6 Инструкции № 157н учреждение формирует свою учетную политику, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. Учреждение самостоятельно разрабатывает структуру учетной политики. Как правило, она включает в себя:

– организационный раздел;

– методику бюджетного учета;

– методику налогового учета.

График документооборота и полный рабочий план счетов приводят в приложениях к учетной политике.

На каких счетах учитывают сувениры

В организационном разделе отражают общие особенности организации и ведения учетной работы в учреждении. В частности, здесь приводят порядок формирования номеров счетов бюджетного учета, которыми учреждение дополняет Рабочий план счетов.

Организация учета расходов на приобретение сувенирной продукции напрямую зависит от того, для чего предназначена эта продукция: для безвозмездного распространения или для продажи.

В соответствии с пунктом 98 Инструкции № 157н для учета материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением, и приобретенных для продажи товаров предназначен счет 105 00 "Материальные запасы". Сувениры, изготовленные в учреждении и предназначенные для продажи, учитывают на счете 105 07 "Готовая продукция". А изделия, произведенные сторонними организациями и также предназначенные для продажи, – на счете 105 08 "Товары".

Сувениры, не предназначенные для продажи, учитывают на забалансовом счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" (пункт 345 Инструкции № 157н). Счет 07 предназначен для учета переходящих призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретаемых в целях награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров.

Таким образом, сувениры, предназначенные для продажи, учитывают на балансовом счете в качестве готовой продукции или товаров в составе материальных запасов, а для бесплатной раздачи – за балансом как материальные ценности.

Не зависимо от категории счета, если есть необходимость, учреждение может ввести дополнительные аналитические коды счетов Единого плана счетов для обеспечения аналитического или управленческого учета. При формировании учетной политики в составе Рабочего плана счетов надо указать введенные счета бухгалтерского учета.

Формы первичных документов

К учету принимаются первичные учетные документы, составленные по унифицированным формам, утвержденным приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению" (далее – Приказ № 173н).

Если форма документа не унифицирована, учреждение вправе составить и утвердить такую форму самостоятельно. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухучете) каждая хозяйственная операция должна оформляться первичными учетными документами. Не является исключением и безвозмездная передача сувениров участникам официальных встреч, сотрудникам и сторонним лицам. Инструкция № 157н не содержит типовой формы такого документа. Поэтому учреждения может разработать такой документ самостоятельно с учетом требований пункта 7 Инструкции № 157н.

При разработке формы документа необходимо помнить, что они должны содержать все обязательные реквизиты, установленные в пункте 7 Инструкции № 157н, а именно:

 наименование документа;

 дату составления документа;

 наименование участника хозяйственной операции, от имени которого составлен документ, а также его идентификационные коды;

 содержание хозяйственной операции;

 измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

 наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

 личные подписи указанных лиц и их расшифровка.

Форму документа следует утвердить в учетной политике учреждения в соответствии с требованиями пункта 6 Инструкции № 157н. Самостоятельно разработанные формы документов приводятся в приложении к учетной политике.

В учетной политике также утверждают перечень лиц, имеющих право подписывать первичные документы.

Оценка активов

Материальные запасы, то есть сувениры, учтенные как готовая продукция и товары, принимают к учету по фактической стоимости (пункт 100 Инструкции № 157н). А сувениры, учитываемые за балансом, – по стоимости их приобретения (пункт 345 Инструкции № 157н).

Сувениры учитывают в качестве товара

Фактическую стоимость сувениров, приобретенных за плату и учтенных в качестве товаров, определяют в порядке, установленном в пункте 102 Инструкции № 157н. В нее включают:

 суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

 суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением сувениров;

 таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением сувениров;

 вознаграждение, уплачиваемое посреднической организации, через которую приобретены сувениры, в соответствии с условиями договора;

 суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку сувениров до места их использования, включая страхование доставки;

 иные платежи, непосредственно связанные с приобретением сувениров.

Сувениры учитываются в качестве готовой продукции

Готовую продукцию принимают в состав материальных запасов по фактической себестоимости, признаваемой фактической стоимостью объекта. Учет операций, участвующих в формировании себестоимости готовой продукции, ведут на счете 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".

Фактическая стоимость готовой продукции определяется исходя из затрат учреждения, связанных с ее изготовлением. Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции делятся на прямые и накладные (пункт 134 Инструкции № 157н). Но помимо названных учреждение несет еще общехозяйственные расходы и издержки обращения. Таким образом, на счете 109 00 затраты группируют по видам расходов в разрезе следующих групп:

– прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;

– накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;

– общехозяйственные расходы;

– издержки обращения.

Однако, несмотря на то что счета учета групп затрат предусмотрены Инструкцией № 157н, законодательством по бюджетному учету не установлены ни конкретные определения прямых, накладных, общехозяйственных расходов и издержек обращения, ни конкретный перечень затрат, которые можно относить к этим категориям. Какие статьи расходов относить к прямым, накладным и общехозяйственным расходам и издержкам обращения, учреждению следует установить в учетной политике.

Сувениры не предназначены для продажи

Инструкция № 157н не содержит определения понятия "стоимость приобретения", по которой она же предписывает принимать к учету ценные подарки и сувениры, предназначенные для вручения или награждения, то есть для бесплатного распространения. Представляется, учреждению надо зафиксировать в учетной политике порядок формирования стоимости активов, принимаемых к учету на забалансовом счете 07 "Переходящие награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" по стоимости приобретения. Например, указать, что стоимость приобретения такого рода активов формируется в порядке, установленном для материальных запасов. То есть приравнять понятия "стоимость приобретения" и "фактическая стоимость".

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Казенные учреждения" № 4/2012 читайте также:

Что такое сувенирная продукция
Принятие решения о приобретении сувенирной продукции
Планирование мероприятий по получению и распространению сувенирной продукции
Разрабатываем дизайн символики учреждения или сувенирной продукции
Регистрируем товарный знак (знак обслуживания)

Анонс содержания журнала
"БиНО: Казенные учреждения" № 4/2012

Сувенирная продукция в казенном учреждении: приобретение, распространение, учет
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для казенных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Казенные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное